ОБ ОТЧУЖДЕНИИ НЕЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ПИСЬМО ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ 5 августа 2002 г. N ВП-09-25/7110 (Д) В связи с поступающими от территориальных органов ПФР запросами о возможности отчуждения ими высвобождаемых нежилых помещений Исполнительная дирекция разъясняет следующее. ПФР и его территориальные органы являются федеральными государственными учреждениями. В соответствии со статьями 48, 120, 296 и 298 Гражданского кодекса Российской Федерации все имущество у них находится на праве оперативного управления и относится к объектам федеральной собственности. Распоряжаться объектами федеральной собственности (обменивать, дарить, сдавать в аренду, продавать) без разрешения территориального органа Министерства имущественных отношений Российской Федерации или уполномоченного Минимуществом России Комитета по управлению государственным имуществом субъекта Российской Федерации (далее - КУГИ) территориальные органы ПФР не имеют права. За нарушение порядка распоряжением нежилыми помещениями предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Территориальные органы ПФР при наличии высвободившихся нежилых помещений могут обратиться за разрешением на отчуждение, в том числе продажу, указанных помещений в территориальный орган Министерства имущественных отношений Российской Федерации или в уполномоченный Минимуществом России КУГИ субъекта Российской Федерации, ПФР в данном случае лишь согласовывает разрешение на отчуждение нежилого помещения. При этом территориальный орган ПФР должен добиваться зачисления вырученных от продажи нежилых помещений средств в бюджет ПФР. Разъяснение позиции по вопросу о правомерности требования зачисления вырученных от продажи недвижимости средств в бюджет ПФР было дано в письме Исполнительной дирекции от 03.09.2001 N ВП-09-27/7156. Территориальные органы ПФР должны при обосновании своей позиции о правомерности зачисления вырученных средств в бюджет ПФР учитывать, что Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" из сферы действия данного Федерального закона выведены отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении. Данным Федеральным законом установлено, что к отношениям по отчуждению государственного и муниципального имущества, не урегулированным его нормами, применяются нормы гражданского законодательства. Из изложенного следует, что отчуждение находящегося в оперативном управлении федерального государственного учреждения имущества под понятие "приватизация имущества" не подпадает, так как приватизация имущества означает не смену собственника отчуждаемого имущества, а изменение организационно-правовой формы унитарного предприятия, государственного или муниципального учреждения, следовательно, вырученные от продажи недвижимости средства под действие ст. 33 данного Федерального закона не подпадают и не должны зачисляться в федеральный бюджет, а подлежат зачислению в бюджет ПФР. При наличии высвободившихся нежилых помещений территориальных органов ПФР, расположенных в жилых домах, относящихся к объектам муниципальной собственности, территориальные органы ПФР вправе обратиться в администрацию органа местного самоуправления с просьбой об изменении функционального назначения нежилого помещения и переводе его в разряд жилых. При этом данное помещение должно удовлетворять требованиям функциональности, конструктивности, соответствовать санитарным правилам и нормам, потребительскому состоянию в целях постоянного проживания граждан. Для перевода помещения из нежилого в жилое, кроме обращения в орган местного самоуправления, потребуются заключения таких надзорных органов, как органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора, государственного пожарного надзора, государственной жилищной инспекции. Вероятно потребуется заключение жилищно-эксплуатационной организации о возможности изменения функционального назначения нежилого помещения. Следует отметить, что законодательно установленного порядка изменения функционального назначения помещений не существует, не существует также запрета на изменение функционального назначения помещений, поэтому перевод нежилых помещений в разряд жилых возможен в целях последующего обеспечения жилыми помещениями очередников территориальных органов ПФР, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В целях удовлетворения потребностей в жилье очередников территориальных органов ПФР возможен обмен нежилых помещений, относящихся к объектам федеральной собственности и находящихся у территориальных органов ПФР на праве оперативного управления, на жилые помещения, находящиеся в собственности муниципальных образований. Однако для этого необходимо получить согласие как муниципального образования на обмен, так и территориального органа Министерства имущественных отношений Российской Федерации или КУГИ субъекта Российской Федерации и только после этого заключать договор мены. Некоторые территориальные органы ПФР обращаются за разрешением на отчуждение объектов федеральной собственности, находящихся у них на праве оперативного управления, в комитеты по управлению муниципальным имуществом городов и районов. Сообщаем, что данные комитеты являются органами, входящими в систему органов местного самоуправления, поэтому давать разрешение на отчуждение объектов, относящихся к федеральной собственности, они не правомочны. Отчуждение объектов федеральной собственности, находящихся у территориальных органов ПФР на праве оперативного управления, произведенное территориальными органами ПФР на основе полученного от неуправомоченного органа разрешения, будет рассматриваться как административное нарушение в области охраны права собственности. Исполнительный директор В.А.ПРОХОРОВ 5 августа 2002 г. N ВП-09-25/7110 |