ПРАВОМЕРНО ЛИ ПРИВЛЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА (И.О. ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА) К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 15.13 КОАП ЗА УКЛОНЕНИЕ ОТ ПОДАЧИ ДЕКЛАРАЦИИ ОБ ОБЪЕМЕ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ, КОТОРОЕ ВЫРАЗИЛОСЬ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДЕКЛАРАЦИИ ЗА 12 МЕСЯЦЕВ 2003 ГОДА 12 ЯНВАРЯ 2004 ГОДА, ЕСЛИ ПОСЛЕДНИМ ДНЕМ СДАЧИ УКАЗАННОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ 10 ЯНВАРЯ 2004 ГОДА, ПОПАДАЮЩЕЕ НА ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ? ВОЗМОЖНО ЛИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ УКАЗАННОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ НАЗНАЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ШТРАФА В РАЗМЕРЕ НИЖЕ ТРЕХСОТ МИНИМАЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ ОПЛАТЫ ТРУДА - ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА И ТРИДЦАТИ МИНИМАЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ ОПЛАТЫ ТРУДА - ДЛЯ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА, ТО ЕСТЬ НИЖЕ ПРЕДЕЛА, КОТОРЫЙ ПРЕДУСМОТРЕН СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ СТАТЬЕЙ КОАП, ИЛИ ЖЕ ПРИМЕНЕНИЕ ДРУГОГО ВИДА АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 31 марта 2004 г. N 11-24/21705 (Д) В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, обязаны представлять декларации об объеме их производства и оборота. Организации, осуществляющие закупку этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, должны представлять также декларации об использовании этилового спирта. В соответствии со ст. 3 Закона N 171-ФЗ законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из указанного Закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Порядок представления данных деклараций определяется Правительством Российской Федерации. Согласно п. 10 Положения о декларировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.99 N 564, декларации, указанные в пунктах 2-8 данного Положения, представляются ежеквартально нарастающим итогом и в целом за год в десятидневный срок после окончания отчетного периода, то есть до 10 января 2004 года. Порядок производства по делам об административных правонарушениях в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП). При этом перенос последнего дня срока, попадающего на выходной день, на следующий за ним рабочий день законодательством, регулирующим правоотношения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также КоАП не предусмотрен. Как следует из представленных материалов, организация несвоевременно представила декларацию об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 12 месяцев 2003 года, а именно 12 января 2004 года, то есть с нарушением срока, предусмотренного действующим законодательством. В соответствии с частью 2 ст. 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Однако организация не приняла все зависящие от нее меры по соблюдению указанных выше требований законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и несвоевременно представила декларацию об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 12 месяцев 2003 года. Таким образом, привлечение организации к административной ответственности в соответствии со ст. 15.13 КоАП правомерно. Согласно ст. 2.4 КоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Однако и.о. главного бухгалтера организации не приняла все зависящие от нее меры по соблюдению указанных выше требований и несвоевременно представила декларацию об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 12 месяцев 2003 года. Факт совершения и.о. главного бухгалтера организации правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении; объяснениями и.о. главного бухгалтера организации, данными ей в протоколе об административном правонарушении, в которых она не отрицает факт совершения административного правонарушения, выразившегося в несвоевременном представлении декларации об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также записью в журнале инспекции. Таким образом, привлечение и.о. главного бухгалтера организации к административной ответственности согласно ст. 15.13 КоАП правомерно. В соответствии с частью 1 ст. 4.1 КоАП административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение. Согласно части 3 ст. 4.1 КоАП при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Статьей 15.13 КоАП определено, что уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда. Пунктом 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" дается разъяснение, что ст. 4.2 КоАП определены обстоятельства, смягчающие административную ответственность и подлежащие учету при назначении административного наказания. При применении данной нормы и определении конкретного размера штрафа судам необходимо исходить из того, что в силу частей 1 и 2 ст. 4.1 КоАП размер административного штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей КоАП. Таким образом, учитывая, что организации за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП, назначен административный штраф в размере трехсот минимальных размеров оплаты труда, то есть нижний предел, предусмотренный соответствующей статьей КоАП, уменьшение размера административного штрафа, а также применение другого вида наказания исключено. Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы I ранга Ю.А. Мавашев |