О НЕДРАХ (РЕДАКЦИЯ НА 29.06.2004). Закон. Верховный Совет РСФСР. 21.02.92 2395-I


Страницы: 1  2  


21 февраля 1992 г. N 2395-1


                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                                ЗАКОН

                               О НЕДРАХ
                       (Редакция на 29.06.2004)



   

     Недра  являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного
слоя,  а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и
водотоков,  простирающейся  до  глубин,  доступных  для геологического
изучения и освоения.
     Настоящий  Закон  регулирует  отношения,  возникающие  в  связи с
геологическим  изучением,  использованием  и  охраной  недр территории
Российской  Федерации,  ее  континентального шельфа, а также в связи с
использованием    отходов   горнодобывающего   и   связанных   с   ним
перерабатывающих  производств,  торфа, сапропелей и иных специфических
минеральных  ресурсов,  включая подземные воды, рассолы и рапу соляных
озер и заливов морей.
     Настоящий   Закон   содержит   правовые  и  экономические  основы
комплексного  рационального  использования и охраны недр, обеспечивает
защиту  интересов  государства и граждан Российской Федерации, а также
прав пользователей недр.

                      Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


       Статья 1. Законодательство Российской Федерации о недрах

     Законодательство  Российской  Федерации  о недрах основывается на
Конституции  Российской  Федерации  и  состоит  из настоящего Закона и
принимаемых  в  соответствии  с  ним других федеральных законов и иных
нормативных  правовых  актов,  а  также  законов  и  иных  нормативных
правовых актов субъектов Российской Федерации.
     Настоящий   Закон   действует   на   всей  территории  Российской
Федерации,   а   также   регулирует   отношения   недропользования  на
континентальном   шельфе   Российской   Федерации   в  соответствии  с
федеральными   законодательными  актами  о  континентальном  шельфе  и
нормами международного права.
     Законы  и  иные  нормативные  правовые  акты субъектов Российской
Федерации не могут противоречить настоящему Закону.
     В  случае  противоречия законов и иных нормативных правовых актов
субъектов   Российской   Федерации   положениям  федеральных  законов,
регулирующих  отношения  недропользования, действуют настоящий Закон и
иные федеральные законы.
     Отношения,  связанные  с  использованием  и  охраной земель, вод,
растительного  и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при
пользовании  недрами,  регулируются  соответствующим законодательством
Российской   Федерации   и   законодательством   субъектов  Российской
Федерации.
     Специфические  отношения,  связанные  с геологическим изучением и
добычей  отдельных  видов  минерального  сырья,  а  также захоронением
радиоактивных   отходов  и  токсичных  веществ,  могут  регулироваться
другими  федеральными  законами  с  соблюдением принципов и положений,
установленных настоящим Законом.
     Отношения   недропользования   с   иностранными   юридическими  и
физическими    лицами    регулируются   настоящим   Законом,   другими
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
     Особенности   отношений   недропользования  на  условиях  раздела
продукции устанавливаются Федеральным законом "О соглашениях о разделе
продукции".


                  Статья 1.1. Правовое регулирование
                      отношений недропользования

     Разграничение  предметов  ведения  и  полномочий  между  органами
государственной власти Российской Федерации и органами государственной
власти   субъектов   Российской  Федерации  в  сфере  государственного
регулирования  отношений  недропользования осуществляется Конституцией
Российской  Федерации,  а  также  заключаемыми  в  соответствии  с ней
Федеративным  и  иными  договорами о разграничении предметов ведения и
полномочий.
     Часть вторая исключена.
     Субъекты  Российской  Федерации  принимают  свои  законы  и  иные
нормативные    правовые   акты   в   целях   регулирования   отношений
недропользования в пределах своих полномочий.
     Органы  местного самоуправления вправе осуществлять регулирование
отношений  недропользования  в пределах предоставленных им действующим
законодательством полномочий.

                  Статья 1.2. Собственность на недра

     Недра   в   границах  территории  Российской  Федерации,  включая
подземное  пространство  и  содержащиеся в недрах полезные ископаемые,
энергетические    и    иные    ресурсы,    являются    государственной
собственностью.  Вопросы  владения, пользования и распоряжения недрами
находятся  в  совместном  ведении  Российской  Федерации  и  субъектов
Российской Федерации.
     Участки  недр  не  могут  быть предметом купли, продажи, дарения,
наследования,  вклада,  залога  или  отчуждаться  в  иной форме. Права
пользования  недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к
другому  в  той  мере,  в  какой  их  оборот  допускается федеральными
законами.
     Добытые  из  недр  полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям
лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности,
собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и
в иных формах собственности.

                 Статья 2. Государственный фонд недр

     Государственный   фонд   недр  составляют  используемые  участки,
представляющие  собой  геометризованные  блоки  недр, и неиспользуемые
части   недр   в   пределах   территории  Российской  Федерации  и  ее
континентального шельфа.
     Владение,  пользование и распоряжение государственным фондом недр
в  пределах  территории  Российской  Федерации  в  интересах  народов,
проживающих  на соответствующих территориях, и всех народов Российской
Федерации  осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами
Российской Федерации.
     Федеральные  органы исполнительной власти и органы исполнительной
власти  субъектов  Российской  Федерации  в  пределах своих полномочий
утверждают  государственные  программы  геологического  изучения недр,
воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования
недр,  по представлению федерального органа управления государственным
фондом  недр  и  под  контролем органов представительной власти решают
вопросы  недропользования,  охраны  недр и охраны окружающей природной
среды.

            Статья 2.1. Участки недр федерального значения

     Для  гарантированного  обеспечения  государственных  потребностей
Российской  Федерации  стратегическими  и  дефицитными видами ресурсов
недр,  наличие  которых влияет на национальную безопасность Российской
Федерации, обеспечивает основы ее суверенитета, а также для выполнения
обязательств по международным договорам Российской Федерации отдельные
участки   недр,   в   том   числе  содержащие  месторождения  полезных
ископаемых,  могут  получать  статус объектов федерального значения на
основании   совместных  решений  федеральных  органов  государственной
власти   и   органов   государственной   власти  субъектов  Российской
Федерации.
     Часть  месторождений федерального значения, в том числе освоенных
и   подготовленных   к   добыче   полезных  ископаемых,  включается  в
федеральных фонд резервных месторождений.
     Порядок отнесения участков недр к объектам федерального значения,
в  том  числе  к  федеральному  фонду резервных месторождений полезных
ископаемых,  условия  пользования  ими, а также порядок отнесения их к
федеральной собственности устанавливаются федеральными законами.


            Статья 3. Компетенция органов государственной
          власти Российской Федерации в сфере регулирования
                      отношений недропользования

     В компетенцию органов государственной власти Российской Федерации
в сфере регулирования отношений недропользования входят:
     1)  разработка  и  совершенствование  законодательства Российской
Федерации о недрах;
     2)     определение     и    реализация    федеральной    политики
недропользования,    определение   стратегии   использования,   темпов
воспроизводства,  дальнейшего  расширения  и  качественного  улучшения
минерально-сырьевой  базы  путем  разработки  и реализации федеральных
программ;
     3)  установление  общего порядка пользования недрами и их охраны,
разработка  соответствующих  стандартов  (норм,  правил),  в том числе
классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых;
     4)   создание   и   ведение   единой   системы   федерального   и
территориальных фондов геологической информации о недрах, распоряжение
информацией, полученной за счет государственных средств;
     5)  государственная  экспертиза  информации о разведанных запасах
полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или
опасность;
     6)   определение  совместно  с  субъектами  Российской  Федерации
региональных     перечней    полезных    ископаемых,    относимых    к
общераспространенным,  а  также  выделение  участков недр федерального
значения,  регионального  значения  и  местного значения, установление
перечней   участков   недр,  право  пользования  которыми  может  быть
предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции;
     7)   составление   государственного   баланса   запасов  полезных
ископаемых;  государственный  учет  участков  недр,  используемых  для
добычи  полезных  ископаемых  и строительства подземных сооружений, не
связанных  с  добычей  полезных  ископаемых;  ведение государственного
кадастра    месторождений    и    проявлений    полезных   ископаемых;
государственная регистрация работ по геологическому изучению недр;
     8)   распоряжение   недрами  континентального  шельфа  Российской
Федерации;
     9)  введение  ограничений  на  пользование  недрами  на отдельных
участках для обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей
природной среды;
     10)  распоряжение  совместно  с  субъектами  Российской Федерации
государственным  фондом  недр,  за исключением участков, находящихся в
исключительном ведении Российской Федерации;
     11)   установление   размеров   и   порядка   взимания  платы  за
геологическую  информацию  о недрах, а также утверждение соглашений на
условиях раздела продукции;
     12) координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ, связанных с пользованием недрами;
     13) защита прав пользователей недр и интересов граждан Российской
Федерации;
     14)  разрешение  споров  по  вопросам  пользования  недрами между
субъектами Российской Федерации;
     15)  заключение  международных  договоров Российской Федерации по
геологическому изучению, использованию и охране недр;
     16)   государственный   контроль   за   геологическим  изучением,
рациональным  использованием  и  охраной  недр,  а  также установление
порядка его проведения;
     17)  заключение  соглашений  о  разделе продукции при пользовании
участками недр.
     Реализация   общей   федеральной   политики   недропользования  в
Российской  Федерации  возлагается  на  федеральный  орган  управления
государственным   фондом   недр   и   его  территориальные  органы  по
согласованию с субъектами Российской Федерации.
     Российская  Федерация  может  передавать  отдельные полномочия по
регулированию    отношений   недропользования   субъектам   Российской
Федерации.


            Статья 4. Компетенция органов государственной
            власти субъектов Российской Федерации в сфере
               регулирования отношений недропользования

     В компетенцию органов государственной власти субъектов Российской
Федерации  в  сфере  регулирования отношений недропользования на своих
территориях входят:
     1)  принятие  и  совершенствование  законов  и  иных  нормативных
правовых актов субъектов Российской Федерации о недрах;
     2)  участие  в  разработке  и реализации государственных программ
геологического  изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой
базы Российской Федерации;
     3)  разработка  и  реализация территориальных программ развития и
использования минерально-сырьевой базы;
     4)   создание  и  ведение  территориальных  фондов  геологической
информации,  распоряжение  информацией,  полученной  за  счет  средств
бюджетов    соответствующих    субъектов    Российской   Федерации   и
соответствующих местных бюджетов;
     5)  участие в государственной экспертизе информации о разведанных
запасах  полезных  ископаемых  и  иных свойствах недр, определяющих их
ценность или опасность;
     6)  составление  территориальных  балансов  запасов  и  кадастров
месторождений  и  проявлений полезных ископаемых и учет участков недр,
используемых  для  строительства  подземных сооружений, не связанных с
добычей полезных ископаемых;
     7)   распоряжение   совместно   с  Российской  Федерацией  единым
государственным фондом недр на своих территориях и выделение совместно
с  Российской  Федерацией  участков недр федерального, регионального и
местного   значения,  подготовка  совместно  с  Российской  Федерацией
перечней   участков   недр,  право  пользования  которыми  может  быть
предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции;
     8)  по представлению территориальных органов в области управления
государственным  фондом недр установление конкретных размеров платежей
за пользование недрами;
     9)  установление  порядка  пользования недрами в целях разработки
месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр
местного значения, а также строительства подземных сооружений местного
значения;
     10)  защита  интересов  малочисленных народов, прав пользователей
недр  и  интересов  граждан, разрешение споров по вопросам пользования
недрами;
     11)  лицензирование  видов деятельности, связанной с пользованием
участками недр регионального и местного значения;
     12) участие субъектов Российской Федерации в пределах полномочий,
установленных   Конституцией   Российской   Федерации  и  федеральными
законами,  в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками
недр;
     13)  определение  условий  и  порядка пользования месторождениями
полезных ископаемых;
     14)  государственный контроль за геологическим изучением, охраной
и  рациональным  использованием  недр  в  соответствии с установленным
порядком;
     15)  регулирование  других  вопросов  в  области  использования и
охраны недр, за исключением отнесенных к ведению Российской Федерации.

                Статья 5. Компетенция органов местного
        самоуправления районов, городов в сфере регулирования
                      отношений недропользования

     В  компетенцию органов местного самоуправления районов, городов в
сфере регулирования отношений недропользования входят:
     1)   участие   в   решении   вопросов,  связанных  с  соблюдением
социально-экономических и экологических интересов населения территории
при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков;
     2)  развитие  минерально-сырьевой  базы  для  предприятий местной
промышленности;
     3)   предоставление   в  соответствии  с  установленным  порядком
разрешений  на  разработку месторождений общераспространенных полезных
ископаемых,  а  также  на  строительство подземных сооружений местного
значения;
     4)  приостановление  работ,  связанных с пользованием недрами, на
земельных  участках  в случае нарушения положений статьи 18 настоящего
Закона;
     5)   контроль   за  использованием  и  охраной  недр  при  добыче
общераспространенных  полезных  ископаемых,  а также при строительстве
подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
     6)   введение   ограничений  на  пользование  участками  недр  на
территориях    населенных    пунктов,    пригородных   зон,   объектов
промышленности,  транспорта  и  связи  в случаях, если это пользование
может   создать   угрозу   жизни   и  здоровью  людей,  нанести  ущерб
хозяйственным объектам или окружающей природной среде.

                    Раздел II. ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ


                  Статья 6. Виды пользования недрами

     Недра предоставляются в пользование для:
     1)    регионального    геологического    изучения,    включающего
региональные   геолого-геофизические   работы,  геологическую  съемку,
инженерно-геологические      изыскания,      научно-исследовательские,
палеонтологические    и   другие   работы,   направленные   на   общее
геологическое  изучение  недр, геологические работы по прогнозированию
землетрясений  и  исследованию  вулканической деятельности, созданию и
ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод,
а   также   иные   работы,   проводимые  без  существенного  нарушения
целостности недр;
     2)   геологического   изучения,   включающего   поиски  и  оценку
месторождений  полезных  ископаемых, а также геологического изучения и
оценки  пригодности  участков  недр  для  строительства и эксплуатации
подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
     3)   разведки   и   добычи   полезных  ископаемых,  в  том  числе
использования    отходов    горнодобывающего   и   связанных   с   ним
перерабатывающих производств;
     4)   строительства   и   эксплуатации  подземных  сооружений,  не
связанных с добычей полезных ископаемых;
     5)  образования  особо охраняемых геологических объектов, имеющих
научное,  культурное,  эстетическое,  санитарно-оздоровительное и иное
значение  (научные  и  учебные  полигоны,  геологические  заповедники,
заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
     6)    сбора   минералогических,   палеонтологических   и   других
геологических коллекционных материалов.
     Недра   могут  предоставляться  в  пользование  одновременно  для
геологического   изучения   (поисков,   разведки)  и  добычи  полезных
ископаемых.  В  этом  случае добыча может производиться как в процессе
геологического изучения, так и непосредственно по его завершении.


        Статья 7. Участки недр, предоставляемые в пользование

     В  соответствии  с  лицензией  на  пользование недрами для добычи
полезных    ископаемых,   строительства   и   эксплуатации   подземных
сооружений,  не  связанных  с добычей полезных ископаемых, образования
особо  охраняемых  геологических  объектов,  а  также в соответствии с
соглашением  о  разделе  продукции  при разведке и добыче минерального
сырья  участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода
- геометризованного блока недр.
     При     определении    границ    горного    отвода    учитываются
пространственные  контуры месторождения полезных ископаемых, положение
участка  строительства  и  эксплуатации  подземных сооружений, границы
безопасного  ведения  горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного
влияния  горных  разработок,  зоны  сдвижения  горных  пород,  контуры
предохранительных   целиков   под  природными  объектами,  зданиями  и
сооружениями,  разносы  бортов  карьеров  и разрезов и другие факторы,
влияющие  на  состояние  недр и земной поверхности в связи с процессом
геологического изучения и использования недр.
     Предварительные   границы   горного  отвода  устанавливаются  при
предоставлении  лицензии  на  пользование  недрами.  После  разработки
технического  проекта,  получения  на  него  положительного заключения
государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами
государственного  горного  надзора  и государственными органами охраны
окружающей  природной среды документы, определяющие уточненные границы
горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых
точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
     Пользователь  недр, получивший горный отвод, имеет исключительное
право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с
предоставленной    лицензией.    Любая   деятельность,   связанная   с
пользованием  недрами  в границах горного отвода, может осуществляться
только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
     Участку  недр,  предоставляемому  в  соответствии с лицензией для
геологического  изучения  без существенного нарушения целостности недр
(без  проходки  тяжелых  горных выработок и бурения скважин для добычи
полезных  ископаемых или строительства подземных сооружений для целей,
не  связанных  с добычей полезных ископаемых), по решению федерального
органа управления государственным фондом недр или его территориального
органа    придается   статус   геологического   отвода.   В   границах
геологического  отвода  могут  одновременно проводить работы несколько
пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении
недр в пользование.
     При  предоставлении  участка  недр в пользование в соответствии с
соглашением  о  разделе  продукции  при  поисках,  разведке  и  добыче
минерального  сырья  горный  или  геологический  отвод  оформляется  в
границах, определенных указанным соглашением.

              Статья 8. Ограничение пользования недрами

     Пользование  отдельными  участками недр может быть ограничено или
запрещено  в  целях  обеспечения  национальной  безопасности  и охраны
окружающей природной среды.
     Пользование    недрами   на   территориях   населенных   пунктов,
пригородных  зон,  объектов  промышленности,  транспорта и связи может
быть  частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование
может   создать   угрозу   жизни   и  здоровью  людей,  нанести  ущерб
хозяйственным объектам или окружающей природной среде.
     Пользование  недрами на особо охраняемых территориях производится
в соответствии со статусом этих территорий.


                     Статья 9. Пользователи недр

     Пользователями   недр  могут  быть  субъекты  предпринимательской
деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные
граждане,  юридические лица, если федеральными законами не установлены
ограничения предоставления права пользования недрами.
     Пользователями  недр  на  условиях соглашений о разделе продукции
могут  быть  юридические  лица  и  создаваемые  на  основе договоров о
совместной деятельности (договоров простого товарищества) и не имеющие
статуса юридического лица объединения юридических лиц при условии, что
участники   таких  объединений  несут  солидарную  ответственность  по
обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции.
     В   случае,  если  федеральными  законами  установлено,  что  для
осуществления  отдельных  видов деятельности, связанных с пользованием
недрами,  требуются  разрешения  (лицензии),  пользователи недр должны
иметь  разрешения  (лицензии)  на  осуществление соответствующих видов
деятельности или заключать договоры с организациями, имеющими право на
осуществление видов деятельности, связанных с пользованием недрами.
     Пользователями  недр  при  ведении работ по добыче радиоактивного
сырья и захоронению радиоактивных материалов, токсичных и иных опасных
отходов  могут  быть  только  юридические  лица, зарегистрированные на
территории  Российской  Федерации  и  имеющие  разрешения  (лицензии),
выданные  уполномоченным  на  то  федеральным  органом  исполнительной
власти,  на  ведение  работ  по  добыче  и использованию радиоактивных
материалов, токсичных и иных опасных отходов.
     Права   и  обязанности  пользователя  недр  возникают  с  момента
государственной  регистрации  лицензии  на пользование участками недр,
при  предоставлении права пользования недрами на условиях соглашения о
разделе продукции с момента вступления такого соглашения в силу.


             Статья 10. Сроки пользования участками недр

     Участки  недр  предоставляются в пользование на определенный срок
или   без   ограничения  срока.  На  определенный  срок  участки  недр
предоставляются в пользование для:
     геологического изучения - на срок до 5 лет;
     добычи  полезных  ископаемых  -  на  срок отработки месторождения
полезных  ископаемых,  исчисляемый  исходя  из  технико-экономического
обоснования     разработки    месторождения    полезных    ископаемых,
обеспечивающего рациональное использование и охрану недр;
     добычи подземных вод - на срок до 25 лет;
     добычи    полезных   ископаемых   на   основании   предоставления
краткосрочного  права  пользования  участками  недр  в соответствии со
статьей 21.1 настоящего Закона - на срок до 1 года.
     Без  ограничения  срока могут быть предоставлены участки недр для
строительства  и  эксплуатации  подземных  сооружений,  не связанных с
добычей  полезных  ископаемых,  строительства и эксплуатации подземных
сооружений,   связанных   с   захоронением  отходов,  строительства  и
эксплуатации  нефте-  и  газохранилищ,  а  также для образования особо
охраняемых геологических объектов и иных целей.
     Срок  пользования  участком недр может быть продлен по инициативе
пользователя   недр  при  выполнении  им  оговоренных  в  лицензии  на
пользование   участком   недр   условий   и  необходимости  завершения
разработки    месторождения   полезных   ископаемых   или   выполнения
ликвидационных мероприятий.
     Порядок  продления  срока  пользования  участком недр на условиях
соглашения о разделе продукции определяется указанным соглашением.
     Сроки   пользования   участками   недр   исчисляются   с  момента
государственной  регистрации  лицензий  на пользование этими участками
недр.


                Статья 10.1. Основания получения права
                      пользования участками недр

     Основаниями  получения  права  пользования  участками  недр могут
быть:
     1)   решение  Правительства  Российской  Федерации,  принятое  по
результатам  конкурса  или  аукциона,  для  целей  разведки  и  добычи
полезных   ископаемых   на   участках  недр  внутренних  морских  вод,
территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации;
     2)  решение  Правительства  Российской Федерации при установлении
факта  открытия  месторождения полезных ископаемых пользователем недр,
проводившим работы по геологическому изучению участков недр внутренних
морских   вод,   территориального   моря   и  континентального  шельфа
Российской Федерации за счет собственных средств, для целей разведки и
добычи полезных ископаемых такого месторождения;
     3)    совместное    решение    федерального   органа   управления
государственным  фондом  недр или его территориального органа и органа
исполнительной  власти соответствующего субъекта Российской Федерации,
принятое  по  результатам  конкурса или аукциона, для целей разведки и
добычи   полезных   ископаемых  на  участках  недр,  расположенных  на
территории субъекта Российской Федерации;
     4)    совместное    решение    федерального   органа   управления
государственным  фондом  недр или его территориального органа и органа
исполнительной  власти  соответствующего субъекта Российской Федерации
при  установлении  факта  открытия  месторождения  полезных ископаемых
пользователем  недр,  проводившим  работы  по  геологическому изучению
участков недр за счет собственных средств, для целей разведки и добычи
полезных ископаемых такого месторождения, расположенного на территории
соответствующего субъекта Российской Федерации;
     5)  решение федерального органа управления государственным фондом
недр    или    его    территориального    органа,    согласованное   с
заинтересованными  органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации,  для  целей  геологического  изучения  участков недр, в том
числе  участков  недр  внутренних морских вод, территориального моря и
континентального шельфа Российской Федерации;
     6)    совместное    решение    федерального   органа   управления
государственным  фондом  недр или его территориального органа и органа
исполнительной  власти  соответствующего субъекта Российской Федерации
для целей геологического изучения и добычи подземных вод, используемых
для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения
водой объектов промышленности;
     7)  решение  Правительства  Российской Федерации, согласованное с
органами  исполнительной  власти  субъектов  Российской Федерации, для
целей  захоронения  радиоактивных,  токсичных и иных опасных отходов в
глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов;
     8)    совместное    решение    федерального   органа   управления
государственным  фондом  недр или его территориального органа и органа
исполнительной  власти соответствующего субъекта Российской Федерации,
согласованное  с  федеральным органом государственного горного надзора
или   его   территориальным   органом,   для   целей  строительства  и
эксплуатации  подземных  сооружений,  не  связанных с добычей полезных
ископаемых;
     9)    совместное    решение    федерального   органа   управления
государственным  фондом  недр или его территориального органа и органа
исполнительной  власти  соответствующего субъекта Российской Федерации
для целей строительства нефте- и газохранилищ в пластах горных пород и
эксплуатации  таких  нефте-  и газохранилищ, размещения промышленных и
бытовых отходов;
     10)  установленный  органами  представительной  власти  субъектов
Российской  Федерации  порядок  получения  права пользования участками
недр,    содержащими   месторождения   общераспространенных   полезных
ископаемых,  или  участками  недр местного значения, а также участками
недр  местного  значения,  используемыми  для  целей,  не  связанных с
добычей полезных ископаемых;
     11)    совместное    решение   федерального   органа   управления
государственным   фондом   недр   и   органа   исполнительной   власти
соответствующего  субъекта  Российской Федерации для образования особо
охраняемых геологических объектов;
     12)   случаи   перехода   права   пользования  участками  недр  в
соответствии  с  основаниями,  установленными  федеральными  законами,
регулирующими отношения недропользования;
     13) вступившее в силу соглашение о разделе продукции, заключенное
в   соответствии  с  Федеральным  законом  "О  соглашениях  о  разделе
продукции";
     14)    совместное    решение   федерального   органа   управления
государственным   фондом   недр   и   органа   исполнительной   власти
соответствующего  субъекта Российской Федерации о предоставлении права
краткосрочного  (сроком  до одного года) пользования участком недр для
целей  осуществления  юридическим  лицом  (оператором) деятельности на
участке недр, право пользования которым досрочно прекращено.


              Статья 11. Лицензия на пользование недрами

     Предоставление   недр   в   пользование  оформляется  специальным
государственным  разрешением в виде лицензии, включающей установленной
формы  бланк  с  Государственным  гербом Российской Федерации, а также
текстовые,  графические  и  иные  приложения,  являющиеся неотъемлемой
составной  частью лицензии и определяющие основные условия пользования
недрами.
     Предоставление  участка (участков) недр в пользование на условиях
соглашения  о  разделе  продукции оформляется лицензией на пользование
недрами.  Лицензия  удостоверяет  право пользования указанным участком
(участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые
условия  пользования  недрами  в соответствии с Федеральным законом "О
соглашениях   о  разделе  продукции"  и  законодательством  Российской
Федерации о недрах.
     Лицензия  является  документом, удостоверяющим право ее владельца
на  пользование участком недр в определенных границах в соответствии с
указанной  в  ней  целью в течение установленного срока при соблюдении
владельцем  заранее  оговоренных  условий. Между уполномоченными на то
органами  государственной  власти  и  пользователем  недр  может  быть
заключен  договор, устанавливающий условия пользования таким участком,
а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
     Лицензия  удостоверяет  право  проведения работ по геологическому
изучению   недр,   разработки   месторождений   полезных   ископаемых,
использования    отходов    горнодобывающего   и   связанных   с   ним
перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных
с   добычей   полезных   ископаемых,   образования   особо  охраняемых
геологических  объектов,  сбора минералогических, палеонтологических и
других геологических коллекционных материалов.
     Допускается    предоставление   лицензий   на   несколько   видов
пользования недрами.
     Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при
наличии   предварительного   согласия   органа  управления  земельными
ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного
участка   для  целей  недропользования.  Отвод  земельного  участка  в
окончательных  границах  и оформление земельных прав пользователя недр
осуществляются в порядке, предусмотренном земельным законодательством,
после утверждения проекта работ по недропользованию.


        Статья 12. Содержание лицензии на пользование недрами

     Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать:
     1)  данные  о  пользователе недр, получившем лицензию, и органах,
предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии;
     2)  данные  о  целевом назначении работ, связанных с пользованием
недрами;
     3)     указание    пространственных    границ    участка    недр,
предоставляемого в пользование;
     4)  указание  границ  земельного отвода или акватории, выделенных
для ведения работ, связанных с пользованием недрами;
     5)  сроки  действия  лицензии  и  сроки  начала работ (подготовки
технического  проекта,  выхода  на  проектную  мощность, представления
геологической информации на государственную экспертизу);
     6)  условия,  связанные  с  платежами, взимаемыми при пользовании
недрами, земельными участками, акваториями;
     7)   согласованный   уровень  добычи  минерального  сырья,  право
собственности на добытое минеральное сырье;
     8)  соглашение о праве собственности на геологическую информацию,
получаемую в процессе пользования недрами;
     9)    условия    выполнения    установленных   законодательством,
стандартами   (нормами,   правилами)   требований  по  охране  недр  и
окружающей природной среды, безопасному ведению работ;
     10)   порядок   и   сроки   подготовки  проектов  ликвидации  или
консервации горных выработок и рекультивации земель.
     Лицензия  на пользование недрами закрепляет перечисленные условия
и  форму  договорных отношений недропользования, в том числе контракта
на  предоставление  услуг  (с  риском  и  без  риска),  а  также может
дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.
     В случае значительного изменения объема потребления произведенной
продукции  по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, сроки
ввода  в эксплуатацию объектов, определенные лицензионным соглашением,
могут  быть  пересмотрены  органами, выдавшими лицензию на пользование
участками недр, на основании обращения пользователя недр.
     Лицензия  на пользование недрами на условиях соглашений о разделе
продукции   должна   содержать   соответствующие   данные  и  условия,
предусмотренные указанным соглашением.
     Условия   пользования   недрами,   предусмотренные   в  лицензии,
сохраняют  свою  силу  в  течение оговоренных в лицензии сроков либо в
течение  всего  срока  ее действия. Изменения этих условий допускается
только  при  согласии  пользователя  недр  и  органов,  предоставивших
лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.


       Статья 13. Выдача лицензий на пользование участками недр

     Выдача лицензий на пользование участками недр осуществляется:
     1) федеральным органом управления государственным фондом недр или
его  территориальным органом совместно с органом исполнительной власти
соответствующего субъекта Российской Федерации на основании пунктов 3,
4,  6,  9,  11,  13  (в  отношении  участков  недр,  расположенных  на
территориях   субъектов   Российской   Федерации)  и  14  статьи  10.1
настоящего Закона;
     2) федеральным органом управления государственным фондом недр или
его  территориальным органом совместно с органом исполнительной власти
соответствующего  субъекта  Российской  Федерации  по  согласованию  с
федеральным   органом   государственного   горного   надзора  или  его
территориальным  органом  на основании пункта 8 статьи 10.1 настоящего
Закона;
     3) федеральным органом управления государственным фондом недр или
его  территориальным  органом  на основании пунктов 1, 2, 5, 7 и 13 (в
отношении  участков недр внутренних морских вод, территориального моря
и континентального шельфа Российской Федерации) статьи 10.1 настоящего
Закона.
     Лицензии  на пользование участками недр могут предоставляться для
осуществления  как  отдельного  вида пользования участками недр, так и
нескольких видов пользования участками недр (совмещенные лицензии).


              Статья 13.1. Конкурсы и аукционы на право
                      пользования участками недр

     Решение о проведении конкурсов или аукционов на право пользования
участками  недр, определение условий их проведения в отношении каждого
участка  недр или группы участков недр, а также решение об утверждении
результатов   таких  конкурсов  или  аукционов  принимается  органами,
предоставляющими  право  пользования участками недр, в соответствии со
статьей  10.1  настоящего  Закона.  Решение  об утверждении результата
конкурса или аукциона на право пользования участком недр принимается в
течение 30 дней с момента проведения конкурса или аукциона.
     Основными  критериями  для  выявления  победителя  при проведении
конкурса    на    право    пользования    участком    недр    являются
научно-технический   уровень   программ   геологического   изучения  и
использования  участков  недр, полнота извлечения полезных ископаемых,
вклад  в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации
соответствующих  программ,  эффективность мероприятий по охране недр и
окружающей  природной  среды, учет интересов национальной безопасности
Российской Федерации.
     Основным   критерием  для  выявления  победителя  при  проведении
аукциона  на  право пользования участком недр является размер разового
платежа за право пользования участком недр.
     В  случае, если объявленный конкурс на право пользования участком
недр  признан  несостоявшимся  в связи с поступлением заявки только от
одного  участника,  лицензия  на  пользование участком недр может быть
выдана этому участнику на условиях объявленного конкурса.
     Информация   о  предстоящих  конкурсах  или  аукционах  на  право
пользования участками недр, результатах проведения указанных конкурсов
или  аукционов  должна быть опубликована в общероссийских и издаваемых
на   территориях   соответствующих   субъектов   Российской  Федерации
средствах массовой информации.
     Порядок  и  условия  проведения  конкурсов или аукционов на право
пользования   участками   недр,   в  том  числе  порядок  формирования
конкурсных  или  аукционных  комиссий и порядок принятия ими решений в
отношении  каждого участка недр или группы участков недр, определяются
федеральным  органом  управления  государственным  фондом недр или его
территориальным  органом  совместно  с  органами исполнительной власти
субъектов  Российской  Федерации  по  согласованию  с соответствующими
федеральными органами исполнительной власти.
     Порядок  проведения  и  условия  конкурса  или  аукциона на право
пользования   участком   недр  для  заключения  соглашения  о  разделе
продукции  определяются  в соответствии с законодательством Российской
Федерации.


            Статья 14. Отказ в приеме заявки на участие в
         конкурсе или аукционе либо заявки на получение права
       пользования недрами без проведения конкурса или аукциона

     Отказ  в  приеме  заявки  на участие в конкурсе или аукционе либо
заявки  на получение права пользования недрами без проведения конкурса
или аукциона может последовать в следующих случаях:
     1)   заявка   на  предоставление  лицензии  подана  с  нарушением
установленных   требований,   в   том  числе  если  ее  содержание  не
соответствует объявленным условиям конкурса или аукциона;
     2) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;
     3)  заявитель  не представил и не может представить доказательств
того,    что    обладает   или   будет   обладать   квалифицированными
специалистами,  необходимыми финансовыми и техническими средствами для
эффективного и безопасного проведения работ;
     4) если в случае предоставления права пользования недрами данному
заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования.


          Статья 15. Государственная система лицензирования

     Государственная  система  лицензирования  -  это  единый  порядок
предоставления        лицензий,       включающий       информационную,
научно-аналитическую,    экономическую    и   юридическую   подготовку
материалов и их оформление.
     Задачей    государственной    системы   лицензирования   является
обеспечение:
     практической   реализации   государственных   программ   развития
добывающей промышленности и минерально-сырьевой базы, защиты интересов
национальной безопасности Российской Федерации;
     социальных,   экономических,  экологических  и  других  интересов
населения,   проживающего   на   данной  территории,  и  всех  граждан
Российской Федерации;
     равных  возможностей  всех  юридических лиц и граждан в получении
лицензий;
     развития  рыночных отношений, проведения антимонопольной политики
в сфере пользования недрами;
     необходимых   гарантий   владельцам   лицензий   (в   том   числе
иностранным) и защиты их права пользования недрами.


        Статья 16. Организационное обеспечение государственной
                        системы лицензирования

     Организационное      обеспечение      государственной     системы
лицензирования    возлагается    на   федеральный   орган   управления
государственным фондом недр и его территориальные органы.
     Федеральный  орган  управления  государственным фондом недр и его
территориальные органы осуществляют подготовительную работу, связанную
с   проведением  конкурсов  (аукционов)  и  предоставлением  лицензий,
согласовывают  условия лицензии с государственными органами управления
промышленностью,    земельными,    водными    и   лесными   ресурсами,
государственными  органами охраны окружающей природной среды, органами
государственного  горного  надзора,  а  в части, касающейся платы, - с
государственными    органами   управления   экономикой.   В   случаях,
установленных    законодательством   Российской   Федерации,   условия
пользования  участками  недр  должны  быть  согласованы  с федеральным
органом   исполнительной  власти  по  обороне  и  федеральным  органом
исполнительной власти по безопасности.
     При  предоставлении  лицензии  на  бесконкурсной  основе все виды
согласований проводятся совместно с потенциальным пользователем недр.
     Часть четвертая исключена.
     Оформление,  государственная  регистрация  и  выдача  лицензии на
пользование  недрами  осуществляются  федеральным  органом  управления
государственным фондом недр или его территориальным органом.
     Порядок лицензирования пользования участками недр устанавливается
федеральным законом.


                Статья 17. Антимонопольные требования
                       при пользовании недрами

     Запрещаются или в установленном порядке признаются неправомочными
действия  органов  государственной власти, а также любых хозяйствующих
субъектов (пользователей недр), направленные на:
     ограничение   вопреки  условиям  данного  конкурса  или  аукциона
доступа к участию в них юридических лиц и граждан, желающих приобрести
право пользования недрами в соответствии с настоящим Законом;
     уклонение  от предоставления лицензий победителям в конкурсе либо
на  аукционе,  а  также  от  предоставления предусмотренных статьей 11
настоящего   Закона   лицензий  на  пользование  недрами  на  условиях
соглашений о разделе продукции;
     замену конкурсов и аукционов прямыми переговорами, за исключением
случаев, предусмотренных настоящим Законом и федеральными законами;
     дискриминацию    пользователей    недр,    создающих   структуры,
конкурирующие  с  хозяйствующими  субъектами, занимающими доминирующее
положение в недропользовании;
     дискриминацию  пользователей  недр  в  предоставлении  доступа  к
объектам транспорта и инфраструктуры.
     Федеральный  орган  управления  государственным  фондом  недр  по
согласованию  с  субъектами  Российской Федерации вправе устанавливать
предельные  размеры  участков  недр,  количество участков и предельные
запасы полезных ископаемых, предоставляемых в пользование.


           Статья 17.1. Переход права пользования участками
            недр и переоформление лицензий на пользование
                            участками недр

     Право  пользования  участками  недр  переходит к другому субъекту
предпринимательской деятельности в следующих случаях:
     реорганизация  юридического  лица  -  пользователя недр путем его
преобразования - изменении его организационно-правовой формы;
     реорганизация   юридического   лица  -  пользователя  недр  путем
присоединения  к  нему  другого  юридического  лица  или слияния его с
другим юридическим лицом в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
     прекращение  деятельности  юридического  лица - пользователя недр
вследствие   его   присоединения   к   другому   юридическому  лицу  в
соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации при условии,
если другое юридическое лицо будет отвечать требованиям, предъявляемым
к   пользователям   недр,   а   также  будет  иметь  квалифицированных
специалистов,   необходимые  финансовые  и  технические  средства  для
безопасного проведения работ;
     реорганизация  юридического  лица  -  пользователя недр путем его
разделения   или   выделения  из  него  другого  юридического  лица  в
соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации,  если вновь
созданное   юридическое   лицо   намерено  продолжать  деятельность  в
соответствии    с    лицензией    на   пользование   участками   недр,
предоставленной прежнему пользователю недр;
     юридическое лицо - пользователь недр выступает учредителем нового
юридического   лица,   созданного   для  продолжения  деятельности  на
предоставленном участке недр в соответствии с лицензией на пользование
участком  недр,  при условии, если новое юридическое лицо образовано в
соответствии  с  законодательством Российской Федерации и ему передано
имущество,  необходимое  для  осуществления  деятельности, указанной в
лицензии  на  пользование  участком  недр,  в  том  числе  из  состава
имущества  объектов  обустройства  в границах лицензионного участка, а
также имеются необходимые разрешения (лицензии) на осуществление видов
деятельности,   связанных   с   недропользованием,   и  доля  прежнего
юридического  лица  -  пользователя  недр  в  уставном капитале нового
юридического  лица  на момент перехода права пользования участком недр
составляет  не  менее  половины уставного капитала нового юридического
лица;
     приобретение   субъектом   предпринимательской   деятельности   в
порядке,  предусмотренном  Федеральным  законом  "О  несостоятельности
(банкротстве)",       имущества       (имущественного       комплекса)
предприятия-банкрота    (пользователя    недр)    при   условии,   что
приобретатель   имущества  является  юридическим  лицом,  созданным  в
соответствии   с   законодательством  Российской  Федерации,  отвечает
квалификационным   требованиям,   предъявляемым   к  недропользователю
законодательством о недрах Российской Федерации.
     При   переходе   права  пользования  участком  недр  лицензия  на
пользование  участком  недр  подлежит  переоформлению.  В  этом случае
условия  пользования  участком  недр, установленные прежней лицензией,
пересмотру не подлежат.
     Передача   права  пользования  участками  недр,  предоставленными
субъектам  предпринимательской  деятельности на основании соглашений о
разделе  продукции, и переоформление лицензий на пользование участками
недр   осуществляются   в   соответствии   с  Федеральным  законом  "О
соглашениях о разделе продукции".
     Лицензии  на  пользование  участками недр подлежат переоформлению
также при изменении наименований юридических лиц - пользователей недр.
     Порядок  переоформления  лицензий  на  пользование участками недр
устанавливается  федеральным органом управления государственным фондом
недр.
     Отказ  в  переоформлении  лицензий  на пользование участками недр
может быть обжалован в суд.
     Право  пользования  участком  или  участками  недр, приобретенное
юридическим  лицом  в  установленном  порядке,  не может быть передано
третьим  лицам,  в том числе в порядке переуступки прав, установленной
гражданским законодательством, за исключением случаев, предусмотренных
настоящим Законом или иными федеральными законами.
     Лицензия на пользование участками недр, приобретенная юридическим
лицом в установленном порядке, не может быть передана третьим лицам, в
том числе в пользование.

            Статья 18. Предоставление недр для разработки
        месторождений общераспространенных полезных ископаемых

     Порядок   предоставления   недр   для   разработки  месторождений
общераспространенных  полезных ископаемых, порядок пользования недрами
юридическими   лицами  и  гражданами  в  границах  предоставленных  им
земельных   участков  с  целью  добычи  общераспространенных  полезных
ископаемых,   а  также  в  целях,  не  связанных  с  добычей  полезных
ископаемых,  устанавливаются  законами  и иными нормативными правовыми
актами субъектов Российской Федерации.
     Недра для добычи общераспространенных полезных ископаемых с целью
производства  строительных  материалов  могут  не  предоставляться при
условии  возможности  использования  отходов  горнодобывающего  и иных
производств, являющихся альтернативными источниками сырья.

           Статья 19. Добыча общераспространенных полезных
           ископаемых собственниками, владельцами земельных
                               участков

     Собственники, владельцы земельных участков имеют право, по своему
усмотрению,  в  их границах осуществлять без применения взрывных работ
добычу  общераспространенных  полезных  ископаемых,  не  числящихся на
государственном  балансе,  и  строительство  подземных  сооружений для
своих   нужд   на  глубину  до  пяти  метров,  а  также  устройство  и
эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт,
не  являющийся  источником централизованного водоснабжения, в порядке,
устанавливаемом   соответствующими   органами   исполнительной  власти
субъектов Российской Федерации.


                 Статья 20. Основания для прекращения
                      права пользования недрами

     Право пользования недрами прекращается:
     1) по истечении установленного в лицензии срока ее действия;
     2) при отказе владельца лицензии от права пользования недрами;
     3)    при   возникновении   определенного   условия   (если   оно
зафиксировано  в лицензии), с наступлением которого прекращается право
пользования недрами;
     4)   в  случае  переоформления  лицензии  с  нарушением  условий,
предусмотренных пунктом 2 части первой статьи 17.1 настоящего Закона.
     Право   пользования   недрами  может  быть  досрочно  прекращено,
приостановлено  или  ограничено  органами, предоставившими лицензию, в
случаях:
     1)  возникновения  непосредственной  угрозы  жизни  или  здоровью
людей,  работающих  или  проживающих в зоне влияния работ, связанных с
пользованием недрами;
     2) нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;
     3)  систематического  нарушения  пользователем недр установленных
правил пользования недрами;
     4)   возникновения  чрезвычайных  ситуаций  (стихийные  бедствия,
военные действия и другие);
     5)  если  пользователь  недр  в течение установленного в лицензии
срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;
     6)   ликвидации  предприятия  или  иного  субъекта  хозяйственной
деятельности, которому недра были предоставлены в пользование;
     7) по инициативе владельца лицензии;
     8) непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной
законодательством Российской Федерации о недрах;
     9) по инициативе недропользователя по его заявлению.
     При  несогласии  пользователя  недр  с  решением  о  прекращении,
приостановлении  или  ограничении  права  пользования недрами он может
обжаловать его в административном или судебном порядке.
     При  пользовании  недрами  в соответствии с соглашением о разделе
продукции   право   пользования   недрами   может   быть   прекращено,
приостановлено  или  ограничено  на  условиях  и  в  порядке,  которые
предусмотрены указанным соглашением.


              Статья 21. Порядок досрочного прекращения
                      права пользования недрами

     В  случае,  предусмотренном  пунктом  2  части  первой  статьи 20
настоящего  Закона,  отказ  от  права  пользования недрами должен быть
заявлен   владельцем   лицензии   письменным   уведомлением   органов,
предоставивших   лицензию,   не   позднее  чем  за  шесть  месяцев  до
заявленного срока.
     Владелец  лицензии  на  пользование  недрами должен выполнить все
обязательства,  определенные в лицензии на случай досрочного отказа от
прав,  до  установленного срока прекращения права пользования недрами.
При  невыполнении  владельцем  лицензии указанных обязательств органы,
предоставившие  лицензию,  имеют  право  взыскать  сумму  ущерба от их
невыполнения в судебном порядке.
     В  случаях, предусмотренных пунктами 1 и 4 части второй статьи 20
настоящего  Закона,  пользование  недрами прекращается непосредственно
после  принятия  компетентным  органом  решения  об  этом с письменным
уведомлением пользователя недр.
     В  случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части второй статьи
20  настоящего Закона, решение о прекращении права пользования недрами
может  быть  принято  по  истечении  трех  месяцев  со  дня  получения
пользователем  недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях
при  условии,  если  в  указанный  срок  пользователь  не устранил эти
нарушения.
     При  досрочном  прекращении  права пользования недрами ликвидация
или  консервация  предприятия  производится в порядке, предусмотренном
статьей  26  настоящего  Закона.  Расходы  на консервацию и ликвидацию
предприятия   несет   пользователь   недр,  если  пользование  недрами
прекращено  по  причинам,  изложенным  в  пунктах  1 (при наличии вины
предприятия),  2  и 3 части второй статьи 20 настоящего Закона, или по
инициативе пользователя недр.
     Расходы  на  консервацию  и ликвидацию предприятия - пользователя
недр   несет  государство,  если  пользование  недрами  прекращено  по
причинам,  указанным  в  пункте  1 (при отсутствии вины предприятия) и
пункте 4 части второй статьи 20 настоящего Закона.
     В    случае,   если   обстоятельства   или   условия,   вызвавшие
приостановление  или ограничение права пользования недрами, устранены,
это  право может быть восстановлено в полном объеме. Время, на которое
оно  было  приостановлено,  при  отсутствии  вины пользователя недр не
включается в общий срок действия лицензии.
     При  пользовании  недрами  в соответствии с соглашением о разделе
продукции  условия  и порядок досрочного прекращения права пользования
недрами определяются указанным соглашением.


             Статья 21.1. Пользование участками недр при
        досрочном прекращении права пользования участками недр

     В  случае,  если в интересах рационального использования и охраны
недр  приостановление  добычи  полезных ископаемых нецелесообразно или
невозможно,    органы,   досрочно   прекратившие   право   пользования
соответствующим  участком  недр,  до  принятия в установленном порядке
решения   о   новом   пользователе   недр   могут  предоставить  право

Страницы: 1  2