О ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЯХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Закон (Федеральный). Федеральное Собрание РФ. 20.08.04 113-ФЗ


                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

              О ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЯХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДОВ
               ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



     Принят Государственной Думой       31 июля 2004 года
     Одобрен Советом Федерации          8 августа 2004 года

                 Статья 1. Рассмотрение уголовных дел
                   с участием присяжных заседателей
     
     Рассмотрение уголовных   дел  с  участием  присяжных  заседателей
федеральных судов общей  юрисдикции  (далее  -  присяжные  заседатели)
проводится  в  Верховном  Суде  Российской Федерации,  верховных судах
республик,  краевых,  областных  судах,  судах  городов   федерального
значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских)
военных судах (далее - суды).
     
            Статья 2. Участие граждан Российской Федерации
     в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей
     
     1. Граждане  Российской  Федерации (далее - граждане) имеют право
участвовать  в   осуществлении   правосудия   в   качестве   присяжных
заседателей  при  рассмотрении  судами  первой  инстанции подсудных им
уголовных дел с участием присяжных  заседателей.  Ограничение  данного
права устанавливается только федеральным законом.
     2. Участие  в  осуществлении  правосудия  в  качестве   присяжных
заседателей  граждан,  включенных  в  списки  кандидатов  в  присяжные
заседатели, является их гражданским долгом.
     
     Статья 3. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям

     1. Присяжными заседателями  могут  быть  граждане,  включенные  в
списки  кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном
Уголовно-процессуальным  кодексом  Российской  Федерации   порядке   к
участию в рассмотрении судом уголовного дела.
     2. Присяжными заседателями и кандидатами в  присяжные  заседатели
не могут быть лица:
     1) не  достигшие  к  моменту  составления  списков  кандидатов  в
присяжные заседатели возраста 25 лет;
     2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;
     3) признанные  судом  недееспособными  или  ограниченные  судом в
дееспособности;
     4) состоящие  на учете в наркологическом или психоневрологическом
диспансере  в   связи   с   лечением   от   алкоголизма,   наркомании,
токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.
     3. К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного  дела  в
порядке,  установленном  Уголовно-процессуальным  кодексом  Российской
Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:
     1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
     2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
     3) имеющие физические или психические недостатки,  препятствующие
полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.
     
             Статья 4. Общий и запасной списки кандидатов
                        в присяжные заседатели
     
     1. Высший  исполнительный  орган  государственной власти субъекта
Российской Федерации каждые четыре года составляет  общий  и  запасной
списки  кандидатов  в присяжные заседатели,  включая в них необходимое
для работы соответствующего суда число граждан,  постоянно проживающих
на территории субъекта Российской Федерации.
     2. Число граждан,  подлежащих включению в общий список кандидатов
в  присяжные  заседатели  субъекта  Российской  Федерации  от  каждого
муниципального   образования,    должно    примерно    соответствовать
соотношению  числа  постоянно  проживающих в муниципальном образовании
граждан с числом граждан,  постоянно проживающих в субъекте Российской
Федерации.
     3. Число  граждан,  подлежащих  включению   в   запасной   список
кандидатов в присяжные заседатели,  определяется высшим исполнительным
органом  государственной  власти  субъекта  Российской   Федерации   и
составляет  не  более  одной  четвертой  числа  кандидатов в присяжные
заседатели, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные
заседатели.
     4. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели  для
окружных (флотских) военных судов составляются высшими исполнительными
органами государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  по
территориальному  признаку  на  основании  представления  председателя
соответствующего  окружного  (флотского)  военного  суда  в   порядке,
установленном статьями 5 - 8 настоящего Федерального закона.
     
       Статья 5. Порядок и сроки составления списков кандидатов
                        в присяжные заседатели
     
     1. Председатель суда не позднее чем за три  месяца  до  истечения
срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, ранее включенных в
общий и запасной списки  кандидатов  в  присяжные  заседатели,  вносит
руководителю  высшего  исполнительного  органа  государственной власти
соответствующего  субъекта  Российской   Федерации   представление   о
необходимом для работы суда числе кандидатов в присяжные заседатели.
     2. Высший исполнительный орган  государственной  власти  субъекта
Российской   Федерации   в   соответствии   со  статьей  4  настоящего
Федерального закона устанавливает порядок и сроки составления  списков
кандидатов       в      присяжные      заседатели      и      сообщает
исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований число
граждан,  которое  необходимо включить в списки кандидатов в присяжные
заседатели   от   соответствующих   муниципальных   образований.   При
составлении  списков кандидатов в присяжные заседатели число указанных
граждан может быть превышено не более чем на 10 процентов.
     3. Списки   кандидатов   в   присяжные   заседатели  составляются
исполнительнораспорядительными  органами   муниципальных   образований
отдельно  по  каждому  муниципальному  образованию субъекта Российской
Федерации на основе персональных данных  об  избирателях,  входящих  в
информационные   ресурсы  Государственной  автоматизированной  системы
Российской Федерации "Выборы",  путем случайной выборки установленного
числа граждан.  При этом из числа отобранных граждан исключаются лица,
которые не могут быть присяжными заседателями в соответствии с  частью
2 статьи 3 настоящего Федерального закона.
     4. О  составлении  списков  кандидатов  в  присяжные   заседатели
исполнительно-распорядительный    орган   муниципального   образования
извещает граждан соответствующего муниципального образования,  а также
уведомляет   граждан,  включенных  в  списки  кандидатов  в  присяжные
заседатели,  и в течение  двух  недель  предоставляет  им  возможность
ознакомиться  с указанными списками и рассматривает поступающие от них
письменные заявления об исключении граждан  из  списков  кандидатов  в
присяжные   заседатели   и  исправлении  в  них  неточных  сведений  о
кандидатах в присяжные заседатели.
     5. Уточненные   списки   кандидатов   в   присяжные   заседатели,
подписанные   главами   муниципальных   образований   (если    уставом
муниципального образования такая должность не предусмотрена,  - лицом,
уполномоченным    на    то    представительным    органом     местного
самоуправления),   представляются   в   высший   исполнительный  орган
государственной власти субъекта Российской Федерации.
     6. Высший  исполнительный  орган  государственной власти субъекта
Российской     Федерации     на     основании      поступивших      от
исполнительно-распорядительных   органов   муниципальных   образований
списков кандидатов в  присяжные  заседатели  составляет  общий  список
кандидатов  в  присяжные  заседатели  субъекта  Российской  Федерации,
который подписывается  руководителем  высшего  исполнительного  органа
государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации и скрепляется
печатью.
     7. Одновременно   с   составлением  общего  списка  кандидатов  в
присяжные  заседатели  высший  исполнительный  орган   государственной
власти   субъекта  Российской  Федерации  составляет  запасной  список
кандидатов в присяжные заседатели.  В него включаются только граждане,
постоянно   проживающие  в  населенном  пункте  по  месту  постоянного
нахождения соответствующего суда.
     8. Запасной    список    кандидатов    в   присяжные   заседатели
подписывается    руководителем    высшего    исполнительного    органа
государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации и скрепляется
печатью.
     9. Общий  и  запасной  списки  кандидатов  в присяжные заседатели
публикуются   в   средствах   массовой   информации   соответствующего
муниципального образования и содержат только фамилии, имена и отчества
кандидатов в присяжные заседатели.
     10. Граждане имеют право обращаться в высший исполнительный орган
государственной власти субъекта  Российской  Федерации  с  письменными
заявлениями о необоснованном включении в списки кандидатов в присяжные
заседатели,  об исключении их из  указанных  списков  или  исправлении
неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели,  содержащихся в
этих списках.
     11. Высший  исполнительный  орган государственной власти субъекта
Российской Федерации  в  пятидневный  срок  рассматривает  поступившие
письменные   заявления   и   принимает  решения,  которые  могут  быть
обжалованы в суд в порядке,  установленном гражданским  процессуальным
законодательством.
     12. Изменения и дополнения,  внесенные в общий и запасной  списки
кандидатов  в  присяжные заседатели,  публикуются в средствах массовой
информации соответствующего муниципального образования.
     13. Исполнительно-распорядительный      орган      муниципального
образования  и  высший  исполнительный  орган  государственной  власти
субъекта  Российской  Федерации обязаны ежегодно (или в более короткие
сроки  по   представлению   председателя   суда)   проверять   и   при
необходимости  изменять  и  дополнять  в  соответствии  с  положениями
настоящей статьи списки кандидатов в присяжные заседатели, исключая из
них граждан,  утративших право быть присяжными заседателями, и включая
в них тех, кто был отобран дополнительно.
     14. Финансовое               обеспечение               переданных
исполнительно-распорядительным   органам   муниципальных   образований
государственных   полномочий   по  составлению  списков  кандидатов  в
присяжные заседатели осуществляется из средств федерального бюджета  в
порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.
     
        Статья 6. Обязанности должностных лиц и руководителей
       организаций по представлению информации для составления
              списков кандидатов в присяжные заседатели
     
     1. Должностные  лица  и руководители организаций независимо от их
организационно-правовой      формы      обязаны       по       запросу
исполнительно-распорядительного  органа  муниципального  образования и
высшего  исполнительного  органа   государственной   власти   субъекта
Российской   Федерации   представить   информацию,   необходимую   для
составления списков кандидатов в присяжные заседатели.
     2. За  непредставление  информации,  необходимой  для составления
списков кандидатов в присяжные заседатели,  а также  за  представление
заведомо  неверной  информации  лица,  указанные  в  части 1 настоящей
статьи,  несут  ответственность,  установленную  Кодексом   Российской
Федерации об административных правонарушениях.
     
          Статья 7. Исключение граждан из общего и запасного
              списков кандидатов в присяжные заседатели
     
     Граждане, включенные в общий или  запасной  список  кандидатов  в
присяжные   заседатели,   исключаются   из  указанных  списков  высшим
исполнительным  органом  государственной  власти  субъекта  Российской
Федерации в случаях:
     1) выявления  обстоятельств,  указанных  в  части  2   статьи   3
настоящего Федерального закона;
     2) подачи   гражданином   письменного   заявления    о    наличии
обстоятельств,  препятствующих  исполнению  им обязанностей присяжного
заседателя, если он является:
     а) лицом,    не    владеющим    языком,    на   котором   ведется
судопроизводство;
     б) лицом,   не   способным   исполнять   обязанности   присяжного
заседателя  по  состоянию   здоровья,   подтвержденному   медицинскими
документами;
     в) лицом, достигшим возраста 65 лет;
     г) лицом,   замещающим  государственные  должности  или  выборные
должности в органах местного самоуправления;
     д) военнослужащим;
     е) судьей,  прокурором,  следователем,  дознавателем,  адвокатом,
нотариусом   или   имеющим   специальное  звание  сотрудником  органов
внутренних дел,  органов по контролю за оборотом наркотических средств
и психотропных веществ, службы судебных приставов, таможенных органов,
органов и учреждений уголовно-исполнительной системы,  а также  лицом,
осуществляющим частную детективную деятельность на основе специального
разрешения (лицензии);
     ж) священнослужителем.
     
            Статья 8. Направление в суд общего и запасного
              списков кандидатов в присяжные заседатели
     
     1. Составленные  высшим  исполнительным  органом  государственной
власти   субъекта   Российской   Федерации  общий  и  запасной  списки
кандидатов в присяжные заседатели направляются в  соответствующий  суд
не  позднее  чем  за  месяц до истечения срока полномочий кандидатов в
присяжные  заседатели,  включенных  в  ранее  представленные  общий  и
запасной списки кандидатов в присяжные заседатели.
     2. Изменения,  внесенные в общий и запасной списки  кандидатов  в
присяжные  заседатели  в  соответствии с частью 13 статьи 5 настоящего
Федерального закона,  направляются в соответствующий суд  в  недельный
срок.
     3. При выявлении в поступивших в суд  общем  и  запасном  списках
кандидатов  в  присяжные заседатели лиц,  указанных в части 2 статьи 3
настоящего Федерального закона, или лиц, подавших письменное заявление
об   исключении   из  списков  кандидатов  в  присяжные  заседатели  в
соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего  Федерального  закона,  а
также в случае необходимости дополнения этих списков председатель суда
вносит в высший исполнительный орган государственной  власти  субъекта
Российской   Федерации   представление  о  необходимости  изменения  и
дополнения  общего  и  запасного  списков   кандидатов   в   присяжные
заседатели.
     
              Статья 9. Кандидаты в присяжные заседатели
                 Верховного Суда Российской Федерации
     
     Кандидаты в  присяжные  заседатели  для  участия  в  рассмотрении
уголовных  дел  Верховным  Судом Российской Федерации отбираются путем
случайной выборки аппаратом Верховного Суда  Российской  Федерации  из
общих   и   запасных   списков   кандидатов  в  присяжные  заседатели,
составленных для судов в субъектах Российской Федерации.
     
          Статья 10. Порядок и сроки исполнения гражданином
                  обязанностей присяжного заседателя
     
     1. Граждане   призываются   к   исполнению  в  суде  обязанностей
присяжных заседателей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным
кодексом Российской Федерации,  один раз в год на десять рабочих дней,
а если рассмотрение уголовного  дела,  начатое  с  участием  присяжных
заседателей,  не окончилось к моменту истечения указанного срока, - на
все время рассмотрения этого дела.
     2. Кандидаты  в  присяжные  заседатели,  вызванные  в суд,  но не
отобранные в состав коллегии присяжных заседателей и не  освобожденные
от  исполнения  обязанностей  кандидатов  в  присяжные  заседатели  по
основаниям,  предусмотренным статьями 3 и  7  настоящего  Федерального
закона,  могут  быть  привлечены  для  участия  в  качестве  присяжных
заседателей в другом судебном заседании.
     
      Статья 11. Материальное обеспечение присяжных заседателей

     1. За время  исполнения  присяжным  заседателем  обязанностей  по
осуществлению  правосудия  соответствующий суд выплачивает ему за счет
средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в  размере
одной    второй   части   должностного   оклада   судьи   этого   суда
пропорционально   числу   дней   участия   присяжного   заседателя   в
осуществлении  правосудия,  но  не менее среднего заработка присяжного
заседателя по месту его основной работы за такой период.
     2. Присяжному   заседателю   возмещаются   судом  командировочные
расходы,  а также транспортные расходы на проезд  к  месту  нахождения
суда  и  обратно в порядке и размере,  установленных законодательством
для судей данного суда.
     3. За  присяжным  заседателем на время исполнения им обязанностей
по осуществлению правосудия  по  основному  месту  работы  сохраняются
гарантии  и  компенсации,  предусмотренные трудовым законодательством.
Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую  работу  по
инициативе работодателя в этот период не допускаются.
     4. Время  исполнения  присяжным   заседателем   обязанностей   по
осуществлению   правосудия   учитывается  при  исчислении  всех  видов
трудового стажа.
     
        Статья 12. Гарантии независимости и неприкосновенности
                        присяжного заседателя
     
     1. На  присяжного заседателя в период осуществления им правосудия
распространяются гарантии независимости  и  неприкосновенности  судей,
установленные    Конституцией    Российской   Федерации,   Федеральным
конституционным законом от 31 декабря 1996 года N  1-ФКЗ  "О  судебной
системе  Российской  Федерации",  пунктом  1  (за  исключением абзацев
третьего,  четвертого и шестого) и абзацем первым пункта 2  статьи  9,
статьей 10,  пунктами 1,  2,  5,  6, 7 и 8 статьи 16 Закона Российской
Федерации от 26 июля 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в  Российской
Федерации",  Федеральным  законом  от  20  апреля 1995 года N 45-ФЗ "О
государственной защите судей,  должностных  лиц  правоохранительных  и
контролирующих органов" и настоящим Федеральным законом.
     2. Лица,   препятствующие   присяжному    заседателю    исполнять
обязанности  по  осуществлению  правосудия,  несут  ответственность  в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
           Статья 13. Заключительные и переходные положения

     1. Списки кандидатов в присяжные заседатели для судов,  в которых
законодательством   Российской  Федерации  предусмотрено  рассмотрение
уголовных дел с участием присяжных заседателей, должны быть составлены
в   течение   трех   месяцев  со  дня  вступления  в  силу  настоящего
Федерального закона.
     2. Граждане,   включенные   в   списки   кандидатов  в  присяжные
заседатели  до  вступления  в  силу  настоящего  Федерального  закона,
сохраняют свои полномочия до составления списков присяжных заседателей
в соответствии с настоящим Федеральным законом,  а в случае их участия
в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовных дел, которые
не могут быть закончены до  истечения  этого  срока,  -  до  окончания
рассмотрения этих дел.
     3. Признать утратившими силу:
     1) раздел  V  Закона  РСФСР от 8 июля 1981 года "О судоустройстве
РСФСР" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1981, N 28, ст. 976);
     2) пункт  5 раздела I Закона Российской Федерации от 16 июля 1993
года N 5451-1 "О внесении изменений и  дополнений  в  Закон  РСФСР  "О
судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный
кодекс РСФСР  и  Кодекс  РСФСР  об  административных  правонарушениях"
(Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного
Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1313);
     3) статью  1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ "О
внесении изменений  и  дополнений  в  некоторые  законодательные  акты
Российской  Федерации  в  связи  с совершенствованием государственного
управления в области пожарной безопасности" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3033).
     
Президент
Российской Федерации
                                                               В.ПУТИН
Москва, Кремль
20 августа 2004 г.
N 113-ФЗ