ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РЕДАКЦИЯ НА 19.06.2004). Закон (Федеральный). Федеральное Собрание РФ. 06.10.99 184-ФЗ


Страницы: 1  2  


6 октября 1999 г. N 184-ФЗ


                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

                    ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ
         ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ
               ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                       (Редакция на 19.06.2004)



   

     Принят Государственной Думой       22 сентября 1999 года


     Система   законодательных   (представительных)  и  исполнительных
органов   государственной   власти   субъектов   Российской  Федерации
устанавливается   ими   самостоятельно   в   соответствии  с  основами
конституционного  строя  Российской  Федерации и настоящим Федеральным
законом.
     Образование,     формирование,    деятельность    законодательных
(представительных)  и  исполнительных  органов  государственной власти
субъектов  Российской  Федерации,  их  полномочия  и  ответственность,
порядок   взаимодействия   между   собой  и  с  федеральными  органами
государственной   власти   основываются   на   Конституции  Российской
Федерации   и  регулируются  федеральными  конституционными  законами,
настоящим    Федеральным   законом,   иными   федеральными   законами,
конституциями  (уставами),  законами  и  иными  нормативными правовыми
актами субъектов Российской Федерации.
     В  настоящем  Федеральном  законе  термины "исполнительные органы
государственной   власти  субъекта  Российской  Федерации"  и  "органы
исполнительной  власти  субъекта  Российской Федерации" используются в
одном значении.

                       Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


               Статья 1. Принципы деятельности органов
         государственной власти субъекта Российской Федерации

     1.   В   соответствии   с   Конституцией   Российской   Федерации
деятельность   органов   государственной  власти  субъекта  Российской
Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами:
     а)   государственная  и  территориальная  целостность  Российской
Федерации;
     б)  распространение  суверенитета  Российской Федерации на всю ее
территорию;
     в)  верховенство  Конституции  Российской Федерации и федеральных
законов на всей территории Российской Федерации;
     г) единство системы государственной власти;
     д)   разделение   государственной   власти   на  законодательную,
исполнительную  и  судебную  в  целях  обеспечения  сбалансированности
полномочий  и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их
части в ведении одного органа государственной власти либо должностного
лица;
     е)  разграничение  предметов  ведения и полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации;
     ж)  самостоятельное осуществление органами государственной власти
субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий;
     з)   самостоятельное   осуществление  своих  полномочий  органами
местного самоуправления.
     2.  Органы  государственной  власти субъекта Российской Федерации
обеспечивают  реализацию  прав  граждан на участие в управлении делами
государства  как  непосредственно, так и через своих представителей, в
том  числе  путем законодательного закрепления гарантий своевременного
назначения  даты  выборов  в  органы  государственной  власти субъекта
Российской  Федерации  и  органы  местного  самоуправления  и гарантий
периодического проведения указанных выборов.
     3.  Органы  государственной  власти субъекта Российской Федерации
содействуют  развитию  местного  самоуправления на территории субъекта
Российской Федерации.
     4.  Полномочия органов государственной власти субъекта Российской
Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим
Федеральным   законом,  другими  федеральными  законами,  конституцией
(уставом)  и  законами  субъекта  Российской  Федерации  и  могут быть
изменены  только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию
Российской  Федерации  и (или) пересмотра ее положений, путем внесения
соответствующих  изменений  и (или) дополнений в настоящий Федеральный
закон,  путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава)
и   законов   субъекта   Российской   Федерации  либо  путем  внесения
соответствующих  изменений  и (или) дополнений в указанные действующие
акты.
     5.  Разграничение  предметов  ведения и полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами государственной
власти  субъектов  Российской  Федерации  осуществляется  Конституцией
Российской  Федерации,  Федеративным  договором  и  иными договорами о
разграничении   предметов   ведения   и   полномочий,  заключенными  в
соответствии   с  Конституцией  Российской  Федерации  и  федеральными
законами.  Общие  принципы и порядок разграничения предметов ведения и
полномочий   путем  заключения  договоров  о  разграничении  предметов
ведения  и  полномочий  между  федеральными  органами  государственной
власти   и   органами   государственной  власти  субъектов  Российской
Федерации  (далее  -  договоры  о разграничении полномочий) и принятия
федеральных законов устанавливаются настоящим Федеральным законом.
     6. В соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральные
органы  исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов
Российской  Федерации  могут  по  взаимному соглашению передавать друг
другу  осуществление  части своих полномочий, если это не противоречит
Конституции  Российской  Федерации,  настоящему  Федеральному закону и
другим федеральным законам.

      Статья 2. Система органов государственной власти субъекта
                         Российской Федерации

     Систему   органов   государственной  власти  субъекта  Российской
Федерации   составляют:   законодательный   (представительный)   орган
государственной   власти   субъекта   Российской   Федерации;   высший
исполнительный   орган   государственной  власти  субъекта  Российской
Федерации;  иные  органы  государственной  власти  субъекта Российской
Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта
Российской Федерации.
     Конституцией  (уставом)  субъекта Российской Федерации может быть
установлена  должность  высшего  должностного лица субъекта Российской
Федерации.


      Статья 3. Обеспечение верховенства Конституции Российской
              Федерации и федерального законодательства

     1.  Федеральными законами, договорами о разграничении полномочий,
соглашениями   о   передаче   осуществления   части  полномочий  между
федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами
государственной   власти   субъектов  Российской  Федерации  (далее  -
соглашения),  конституциями  (уставами), законами и иными нормативными
правовыми актами субъектов Российской Федерации не могут передаваться,
исключаться   или   иным   образом   перераспределяться  установленные
Конституцией   Российской   Федерации   предметы   ведения  Российской
Федерации,   предметы   совместного  ведения  Российской  Федерации  и
субъектов Российской Федерации (далее - предметы совместного ведения),
а  также  предметы  ведения  субъектов  Российской Федерации. В случае
противоречия  Конституции  Российской  Федерации  положений  указанных
актов действуют положения Конституции Российской Федерации.
     Законы  и  иные  нормативные  правовые  акты субъектов Российской
Федерации  не  могут  противоречить  федеральным  законам, принятым по
предметам   ведения   Российской  Федерации  и  предметам  совместного
ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом,
изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
     2.  Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное
правовое  регулирование  по  предметам совместного ведения до принятия
федеральных  законов.  После  принятия  соответствующего  федерального
закона  законы  и  иные нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации  подлежат  приведению  в  соответствие  с данным федеральным
законом в течение трех месяцев.
     3.   Если   орган   государственной  власти  субъекта  Российской
Федерации полагает, что федеральный закон не соответствует Конституции
Российской  Федерации,  нормативный  правовой  акт федерального органа
государственной   власти   не   соответствует  положениям  Конституции
Российской    Федерации,   федеральных   законов   или   договоров   о
разграничении   полномочий,  устанавливающим  разграничение  предметов
ведения  и  полномочий  между  федеральными  органами  государственной
власти   и   органами   государственной  власти  субъектов  Российской
Федерации,  спор о компетенции либо вопрос о соответствии федерального
закона  Конституции  Российской  Федерации,  соответствии нормативного
правового  акта федерального органа государственной власти Конституции
Российской    Федерации,   федеральным   законам   или   договорам   о
разграничении   полномочий   разрешается   соответствующим  судом.  До
вступления  в  силу  решения  суда о признании федерального закона или
отдельных  его  положений  не  соответствующими Конституции Российской
Федерации,    нормативного    правового   акта   федерального   органа
государственной власти или отдельных его положений не соответствующими
Конституции  Российской Федерации, федеральным законам или договорам о
разграничении  полномочий принятие законов и иных нормативных правовых
актов  субъекта  Российской  Федерации, противоречащих соответствующим
положениям    федерального   закона,   нормативного   правового   акта
федерального органа государственной власти, не допускается.


         Статья 3.1. Ответственность органов государственной
                власти субъектов Российской Федерации

     Органы  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации
несут  ответственность  за нарушение Конституции Российской Федерации,
федеральных  конституционных  законов  и  федеральных законов, а также
обеспечивают    соответствие    Конституции    Российской   Федерации,
федеральным  конституционным законам и федеральным законам принимаемых
(принятых)  ими  конституций  и  законов республик, уставов, законов и
иных  нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального
значения,  автономной области, автономных округов и осуществляемой ими
деятельности.
     В  случае  принятия  органами  государственной  власти  субъектов
Российской   Федерации   нормативных  правовых  актов,  противоречащих
Конституции  Российской Федерации, федеральным конституционным законам
и федеральным законам и повлекших за собой массовые и грубые нарушения
прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной
целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской
Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического
пространства   Российской  Федерации,  органы  государственной  власти
субъектов  Российской Федерации несут ответственность в соответствии с
Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

          Глава II. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ) ОРГАН
         ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


              Статья 4. Основы статуса законодательного
          (представительного) органа государственной власти
                    субъекта Российской Федерации

     1.   Законодательный   (представительный)  орган  государственной
власти  субъекта  Российской  Федерации является постоянно действующим
высшим   и   единственным   органом  законодательной  власти  субъекта
Российской Федерации.
     2.   Наименование   законодательного  (представительного)  органа
государственной  власти  субъекта  Российской Федерации, его структура
устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с
учетом  исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской
Федерации.
     3.  Число  депутатов  законодательного (представительного) органа
государственной  власти  субъекта Российской Федерации устанавливается
конституцией   (уставом)   субъекта   Российской  Федерации  (далее  -
установленное число депутатов).
     4.    Не    менее   50   процентов   депутатов   законодательного
(представительного)  органа государственной власти субъекта Российской
Федерации  (в  двухпалатном  законодательном (представительном) органе
государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации - не менее 50
процентов   депутатов   одной   из  палат  указанного  органа)  должны
избираться  по  единому  избирательному  округу  пропорционально числу
голосов,   поданных   за  списки  кандидатов  в  депутаты,  выдвинутые
избирательными  объединениями, избирательными блоками в соответствии с
законодательством о выборах.
     5. Срок полномочий депутатов законодательного (представительного)
органа  государственной  власти  субъекта Российской Федерации (далее,
если  не  оговорено  особо,  - депутаты) одного созыва устанавливается
конституцией  (уставом)  субъекта  Российской  Федерации  и  не  может
превышать пять лет.
     6.  Число  депутатов,  работающих  на профессиональной постоянной
основе, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
     7.   Законодательный   (представительный)  орган  государственной
власти  субъекта  Российской  Федерации  обладает правами юридического
лица, имеет гербовую печать.
     8.   Законодательный   (представительный)  орган  государственной
власти  субъекта  Российской  Федерации  самостоятельно решает вопросы
организационного, правового, информационного, материально-технического
и финансового обеспечения своей деятельности.
     9.   Расходы   на   обеспечение   деятельности   законодательного
(представительного)  органа государственной власти субъекта Российской
Федерации  предусматриваются  в  бюджете субъекта Российской Федерации
отдельно  от других расходов в соответствии с бюджетной классификацией
Российской Федерации.
     Управление      и      (или)     распоряжение     законодательным
(представительным)  органом государственной власти субъекта Российской
Федерации  или  отдельными  депутатами (группами депутатов) средствами
бюджета  субъекта  Российской  Федерации в какой бы то ни было форме в
процессе   исполнения   бюджета   субъекта   Российской  Федерации  не
допускаются,   за  исключением  средств  на  обеспечение  деятельности
законодательного  (представительного)  органа  государственной  власти
субъекта  Российской  Федерации и (или) депутатов. При этом полномочия
законодательного  (представительного)  органа  государственной  власти
субъекта Российской Федерации по осуществлению контроля за исполнением
бюджета субъекта Российской Федерации не ограничиваются.
     10.   Законодательный  (представительный)  орган  государственной
власти  субъекта  Российской  Федерации  является  правомочным, если в
состав   указанного   органа   избрано   не   менее   двух  третей  от
установленного числа депутатов.
     11.  Правомочность заседания законодательного (представительного)
органа    государственной   власти   субъекта   Российской   Федерации
определяется законом субъекта Российской Федерации.
     12.   Заседания   законодательного   (представительного)   органа
государственной   власти   субъекта   Российской   Федерации  являются
открытыми,   за   исключением   случаев,   установленных  федеральными
законами,   конституцией   (уставом)  субъекта  Российской  Федерации,
законами  субъекта  Российской Федерации, а также регламентом или иным
актом,   принятым   данным   органом  и  устанавливающим  порядок  его
деятельности.


            Статья 5. Основные полномочия законодательного
          (представительного) органа государственной власти
                    субъекта Российской Федерации

     1.   Законодательный   (представительный)  орган  государственной
власти субъекта Российской Федерации:
     а) принимает конституцию субъекта Российской Федерации и поправки
к  ней,  если  иное  не  установлено  конституцией субъекта Российской
Федерации,  принимает устав субъекта Российской Федерации и поправки к
нему;
     б)   осуществляет   законодательное  регулирование  по  предметам
ведения  субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения
Российской  Федерации  и  субъектов  Российской  Федерации  в пределах
полномочий субъекта Российской Федерации;
     в)   осуществляет  иные  полномочия,  установленные  Конституцией
Российской   Федерации,   настоящим   Федеральным   законом,   другими
федеральными  законами,  конституцией  (уставом)  и  законами субъекта
Российской Федерации.
     2. Законом субъекта Российской Федерации:
     а)  утверждается  бюджет  субъекта Российской Федерации и отчет о
его  исполнении,  представленные  высшим  должностным  лицом  субъекта
Российской   Федерации,  а  в  случае,  если  указанная  должность  не
установлена,   то   руководителем   высшего   исполнительного   органа
государственной  власти  субъекта Российской Федерации (далее - высшее
должностное  лицо  субъекта Российской Федерации (руководитель высшего
исполнительного  органа  государственной  власти  субъекта  Российской
Федерации));
     б) исключен.
     в)  в  пределах  полномочий,  определенных  федеральным  законом,
устанавливается   порядок   проведения   выборов   в  органы  местного
самоуправления на территории субъекта Российской Федерации;
     г)   утверждаются   программы  социально-экономического  развития
субъекта Российской Федерации, представленные высшим должностным лицом
субъекта  Российской  Федерации (руководителем высшего исполнительного
органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
     д)  устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено
федеральным  законом  к ведению субъекта Российской Федерации, а также
порядок их взимания;
     е)    утверждаются    бюджеты   территориальных   государственных
внебюджетных  фондов  субъекта  Российской  Федерации  и  отчеты об их
исполнении;
     ж)    устанавливается    порядок    управления   и   распоряжения
собственностью  субъекта  Российской  Федерации,  в  том  числе долями
(паями,   акциями)   субъекта   Российской   Федерации   в   капиталах
хозяйственных     обществ,     товариществ    и    предприятий    иных
организационно-правовых форм;
     з)  утверждаются  заключение  и  расторжение  договоров  субъекта
Российской Федерации;
     и)  устанавливается  порядок  назначения и проведения референдума
субъекта Российской Федерации;
     к)  устанавливается  порядок проведения выборов в законодательный
(представительный)  орган  государственной  власти субъекта Российской
Федерации,   а   также  выборов  высшего  должностного  лица  субъекта
Российской  Федерации  (руководителя  высшего  исполнительного  органа
государственной власти субъекта Российской Федерации);
     л)   устанавливается  административно-территориальное  устройство
субъекта Российской Федерации и порядок его изменения;
     м)     устанавливается     структура    исполнительных    органов
государственной власти субъекта Российской Федерации;
     н)  регулируются  иные  вопросы,  относящиеся  в  соответствии  с
Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией
(уставом)  и  законами  субъекта  Российской  Федерации  к  ведению  и
полномочиям субъекта Российской Федерации.
     3.  Постановлением  законодательного  (представительного)  органа
государственной власти субъекта Российской Федерации:
     а)  принимается  регламент  указанного  органа и решаются вопросы
внутреннего распорядка его деятельности;
     б)   назначаются   на  должность  и  освобождаются  от  должности
отдельные  должностные лица субъекта Российской Федерации, оформляется
согласие  на их назначение на должность, если такой порядок назначения
предусмотрен  Конституцией Российской Федерации, федеральными законами
и конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;
     в)  назначается дата выборов в законодательный (представительный)
орган  государственной  власти  субъекта Российской Федерации, а также
дата  выборов  высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
(руководителя  высшего  исполнительного  органа государственной власти
субъекта Российской Федерации);
     г)   назначается   референдум  субъекта  Российской  Федерации  в
случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации;
     д) оформляется решение о недоверии (доверии) высшему должностному
лицу    субъекта    Российской    Федерации    (руководителю   высшего
исполнительного  органа  государственной  власти  субъекта  Российской
Федерации),  а  также  решение  о  недоверии  (доверии)  руководителям
органов   исполнительной   власти  субъекта  Российской  Федерации,  в
назначении  которых  на  должность  законодательный (представительный)
орган  государственной  власти  субъекта Российской Федерации принимал
участие  в  соответствии  с конституцией (уставом) субъекта Российской
Федерации;
     е)   утверждается   соглашение   об  изменении  границ  субъектов
Российской Федерации;
     ж) одобряется проект договора о разграничении полномочий;
     з)  назначаются  на  должность судьи конституционного (уставного)
суда субъекта Российской Федерации;
     и)  оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией
Российской   Федерации,   настоящим   Федеральным   законом,   другими
федеральными  законами,  конституцией  (уставом)  и  законами субъекта
Российской  Федерации  к  ведению законодательного (представительного)
органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
     4.   Законодательный   (представительный)  орган  государственной
власти   субъекта   Российской   Федерации   в   пределах   и  формах,
установленных  конституцией  (уставом) субъекта Российской Федерации и
законами субъекта Российской Федерации:
     а)  осуществляет  наряду с другими уполномоченными на то органами
контроль  за  соблюдением  и  исполнением  законов субъекта Российской
Федерации,   исполнением   бюджета   субъекта   Российской  Федерации,
исполнением   бюджетов  территориальных  государственных  внебюджетных
фондов   субъекта  Российской  Федерации,  соблюдением  установленного
порядка распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации;
     б)   осуществляет  иные  полномочия,  установленные  Конституцией
Российской   Федерации,   настоящим   Федеральным   законом,   другими
федеральными  законами,  конституцией  (уставом)  и  законами субъекта
Российской Федерации.
     5.  Если  конституцией  (уставом)  субъекта  Российской Федерации
предусмотрен  двухпалатный  законодательный  (представительный)  орган
государственной  власти субъекта Российской Федерации, законы субъекта
Российской    Федерации    принимаются   палатой,   сформированной   в
соответствии с пунктом 4 статьи 4 настоящего Федерального закона. Иные
полномочия  каждой  из  палат  осуществляются  на основании настоящего
Федерального   закона,   конституции   (устава)   и  законов  субъекта
Российской Федерации.


             Статья 6. Право законодательной инициативы в
              законодательном (представительном) органе
         государственной власти субъекта Российской Федерации

     1.    Право    законодательной   инициативы   в   законодательном
(представительном)  органе  государственной власти субъекта Российской
Федерации  принадлежит  депутатам,  высшему должностному лицу субъекта
Российской  Федерации  (руководителю  высшего  исполнительного  органа
государственной     власти     субъекта     Российской     Федерации),
представительным   органам   местного   самоуправления.   Конституцией
(уставом)   субъекта   Российской   Федерации   право  законодательной
инициативы   может   быть  предоставлено  иным  органам,  общественным
объединениям,  а  также  гражданам,  проживающим на территории данного
субъекта Российской Федерации.
     2.  Законопроекты, внесенные в законодательный (представительный)
орган  государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации высшим
должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего
исполнительного  органа  государственной  власти  субъекта  Российской
Федерации),   рассматриваются  по  его  предложению  в  первоочередном
порядке.
     3.  Законопроекты  о введении или об отмене налогов, освобождении
от  их  уплаты,  изменении финансовых обязательств субъекта Российской
Федерации,    другие    законопроекты,    предусматривающие   расходы,
покрываемые  за  счет  средств  бюджета субъекта Российской Федерации,
рассматриваются     законодательным     (представительным)     органом
государственной  власти субъекта Российской Федерации по представлению
высшего  должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя
высшего   исполнительного   органа   государственной  власти  субъекта
Российской  Федерации)  либо  при  наличии заключения указанного лица.
Данное  заключение представляется в законодательный (представительный)
орган  государственной  власти  субъекта  Российской Федерации в срок,
который  устанавливается  конституцией  (уставом)  субъекта Российской
Федерации и не может быть менее двадцати календарных дней.


              Статья 7. Порядок принятия законодательным
          (представительным) органом государственной власти
       субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов

     1.  Конституция (устав) субъекта Российской Федерации, поправки к
ней  (к нему) принимаются большинством не менее двух третей голосов от
установленного числа депутатов.
     2.  Законы субъекта Российской Федерации принимаются большинством
голосов  от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено
настоящим Федеральным законом.
     3.   Постановления  законодательного  (представительного)  органа
государственной   власти  субъекта  Российской  Федерации  принимаются
большинством  голосов  от  числа  избранных  депутатов,  если  иное не
предусмотрено настоящим Федеральным законом.
     4.  Проект  закона  субъекта Российской Федерации рассматривается
законодательным   (представительным)  органом  государственной  власти
субъекта  Российской  Федерации не менее чем в двух чтениях. Решение о
принятии  либо  отклонении  проекта  закона, а также о принятии закона
оформляется постановлением законодательного (представительного) органа
государственной власти субъекта Российской Федерации.
     5.  Если  в случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 5 настоящего
Федерального  закона, в соответствии с конституцией (уставом) субъекта
Российской  Федерации  требуется  одобрение  принятого закона субъекта
Российской Федерации другой палатой, такой закон считается одобренным,
если  за  него  проголосовало  более  половины от установленного числа
членов этой палаты.
     В  случае  отклонения  принятого  закона  палатой,  к полномочиям
которой  относится  одобрение  законов  субъекта Российской Федерации,
отклоненный  закон  субъекта  Российской Федерации считается принятым,
если  при  повторном  голосовании  за него проголосовало не менее двух
третей от общего числа депутатов палаты, принявшей закон.


            Статья 8. Порядок обнародования и вступления в
         силу нормативных правовых актов субъекта Российской
                              Федерации

     1. Законы субъекта Российской Федерации, принятые законодательным
(представительным)  органом государственной власти субъекта Российской
Федерации,  направляются  указанным  органом для обнародования высшему
должностному  лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего
исполнительного  органа  государственной  власти  субъекта  Российской
Федерации)  в  срок,  который устанавливается конституцией (уставом) и
законом субъекта Российской Федерации.
     2.   Высшее   должностное   лицо  субъекта  Российской  Федерации
(руководитель  высшего  исполнительного  органа государственной власти
субъекта   Российской   Федерации)   обязано   (обязан)   обнародовать
конституцию  (устав), закон субъекта Российской Федерации, удостоверив
обнародование  закона  путем  его  подписания или издания специального
акта,   либо   отклонить   закон   в   срок,  который  устанавливается
конституцией  (уставом)  и  законом субъекта Российской Федерации и не
должен  превышать  четырнадцать календарных дней с момента поступления
указанного  закона. Порядок обнародования конституции (устава), закона
субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) и
законом  субъекта  Российской  Федерации.  В  случае отклонения закона
субъекта   Российской  Федерации  высшим  должностным  лицом  субъекта
Российской  Федерации  (руководителем  высшего  исполнительного органа
государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации)  отклоненный
закон   возвращается   в   законодательный   (представительный)  орган
государственной  власти субъекта Российской Федерации с мотивированным
обоснованием  его  отклонения  либо  с  предложением о внесении в него
изменений и дополнений.
     3.   В   случае  отклонения  высшим  должностным  лицом  субъекта
Российской  Федерации  (руководителем  высшего  исполнительного органа
государственной  власти субъекта Российской Федерации) закона субъекта
Российской  Федерации  указанный  закон  может  быть  одобрен  в ранее
принятой  редакции  большинством  не  менее  двух  третей  голосов  от
установленного числа депутатов.
     4.  Закон  субъекта  Российской  Федерации,  одобренный  в  ранее
принятой  редакции, не может быть повторно отклонен высшим должностным
лицом    субъекта    Российской   Федерации   (руководителем   высшего
исполнительного  органа  государственной  власти  субъекта  Российской
Федерации) и подлежит обнародованию в срок, установленный конституцией
(уставом) и законом субъекта Российской Федерации.
     5.  Конституция  (устав)  и  закон  субъекта Российской Федерации
вступают  в  силу  после  их официального опубликования. Законы и иные
нормативные  правовые  акты  субъекта Российской Федерации по вопросам
защиты  прав  и  свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее
чем через десять дней после их официального опубликования.
     6.   Конституция   Российской   Федерации,   федеральные  законы,
конституция  (устав)  и  законы субъекта Российской Федерации подлежат
государственной защите на территории субъекта Российской Федерации.


               Статья 9. Порядок досрочного прекращения
        полномочий законодательного (представительного) органа
         государственной власти субъекта Российской Федерации

     1.   Полномочия   законодательного   (представительного)   органа
государственной   власти  субъекта  Российской  Федерации  могут  быть
прекращены досрочно в случае:
     а)  принятия  указанным  органом решения о самороспуске, при этом
решение   о   самороспуске   принимается  в  порядке,  предусмотренном
конституцией (уставом) или законом субъекта Российской Федерации;
     б)  роспуска  указанного органа высшим должностным лицом субъекта
Российской  Федерации  (руководителем  высшего  исполнительного органа
государственной  власти  субъекта Российской Федерации) по основаниям,
предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи;
     в)  вступления  в  силу  решения  соответственно  верховного суда
республики,   суда   края,   области,  города  федерального  значения,
автономной  области,  автономного  округа  о  неправомочности  данного
состава    депутатов   законодательного   (представительного)   органа
государственной  власти  субъекта  Российской Федерации, в том числе в
связи со сложением депутатами своих полномочий;
     г)   роспуска  указанного  органа  в  порядке  и  по  основаниям,
предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи.
     2.   Высшее   должностное   лицо  субъекта  Российской  Федерации
(руководитель  высшего  исполнительного  органа государственной власти
субъекта  Российской  Федерации)  вправе  принять  решение о досрочном
прекращении  полномочий  законодательного  (представительного)  органа
государственной власти субъекта Российской Федерации в случае принятия
данным  органом  конституции  (устава)  и  закона  субъекта Российской
Федерации,   иного   нормативного   правового   акта,   противоречащих
Конституции  Российской  Федерации,  федеральным  законам, принятым по
предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения
Российской  Федерации  и  субъектов  Российской Федерации, конституции
(уставу)   субъекта  Российской  Федерации,  если  такие  противоречия
установлены      соответствующим      судом,     а     законодательный
(представительный)  орган  государственной  власти субъекта Российской
Федерации  не  устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в
силу судебного решения.
     3.   Решение   высшего   должностного  лица  субъекта  Российской
Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной
власти   субъекта   Российской   Федерации)  о  досрочном  прекращении
полномочий законодательного (представительного) органа государственной
власти   субъекта  Российской  Федерации  принимается  в  форме  указа
(постановления).
     4.   В   случае,  если  соответствующим  судом  установлено,  что
законодательным   (представительным)  органом  государственной  власти
субъекта  Российской  Федерации  приняты  конституция  (устав),  закон
субъекта  Российской  Федерации  или  иной  нормативный  правовой акт,
противоречащие    Конституции    Российской   Федерации,   федеральным
конституционным  законам  и  федеральным  законам,  а  законодательный
(представительный)  орган  государственной  власти субъекта Российской
Федерации  в  течение  шести  месяцев со дня вступления в силу решения
суда  либо  в  течение  иного  предусмотренного решением суда срока не
принял  в  пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в
том   числе   не   отменил   нормативный   правовой   акт,  признанный
соответствующим    судом    противоречащим   федеральному   закону   и
недействующим,  и после истечения данного срока судом установлено, что
в  результате  уклонения  законодательного  (представительного) органа
государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации от принятия в
пределах  своих полномочий мер по исполнению решения суда были созданы
препятствия   для   реализации  закрепленных  Конституцией  Российской
Федерации,   федеральными  конституционными  законами  и  федеральными
законами   полномочий   федеральных  органов  государственной  власти,
органов  местного  самоуправления, нарушены права и свободы человека и
гражданина,  права  и  охраняемые  законом  интересы  юридических лиц,
Президент Российской Федерации выносит предупреждение законодательному
(представительному)  органу государственной власти субъекта Российской
Федерации.
     Решение   Президента   Российской   Федерации   о  предупреждении
законодательного  (представительного)  органа  государственной  власти
субъекта Российской Федерации принимается в форме указа.
     Если   в  течение  трех  месяцев  со  дня  вынесения  Президентом
Российской       Федерации       предупреждения       законодательному
(представительному)  органу государственной власти субъекта Российской
Федерации указанный орган не принял в пределах своих полномочий мер по
исполнению  решения  суда,  Президент  Российской  Федерации  вносит в
Государственную   Думу   проект   федерального   закона   о   роспуске
законодательного  (представительного)  органа  государственной  власти
субъекта  Российской  Федерации.  Государственная  Дума в течение двух
месяцев обязана рассмотреть указанный проект федерального закона.
     Полномочия     законодательного     (представительного)    органа
государственной  власти  субъекта Российской Федерации прекращаются со
дня  вступления в силу федерального закона о роспуске законодательного
(представительного)  органа государственной власти субъекта Российской
Федерации.
     Срок,  в  течение которого Президент Российской Федерации выносит
предупреждение     законодательному     (представительному)     органу
государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации  или вносит в
Государственную   Думу   проект   федерального   закона   о   роспуске
законодательного  (представительного)  органа  государственной  власти
субъекта  Российской  Федерации,  не  может  превышать один год со дня
вступления в силу решения суда.
     5.  В  случае  досрочного прекращения полномочий законодательного
(представительного)  органа государственной власти субъекта Российской
Федерации в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом)
и (или) законом субъекта Российской Федерации назначаются внеочередные
выборы  в  законодательный  (представительный)  орган  государственной
власти  субъекта  Российской Федерации. Указанные выборы проводятся не
позднее  чем  через  120  дней  со  дня  вступления  в  силу решения о
досрочном  прекращении полномочий законодательного (представительного)
органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

            Статья 10. Принципы избрания законодательного
          (представительного) органа государственной власти
                    субъекта Российской Федерации

     1.   Депутаты   избираются   гражданами   Российской   Федерации,
проживающими на территории субъекта Российской Федерации и обладающими
в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом.
     2.  Депутатом  может  быть избран гражданин Российской Федерации,
обладающий   в   соответствии   с  федеральным  законом,  конституцией
(уставом)  и  (или)  законом  субъекта  Российской Федерации пассивным
избирательным правом.
     3.  Выборы  проводятся  на  основе  всеобщего  равного  и прямого
избирательного права при тайном голосовании.
     4.  Статус  депутата,  срок  его полномочий, порядок подготовки и
проведения выборов регулируются настоящим Федеральным законом, другими
федеральными  законами,  конституцией  (уставом)  и  законами субъекта
Российской Федерации.

              Статья 11. Условия осуществления депутатом
                       депутатской деятельности

     Условия  осуществления  депутатом  депутатской  деятельности  (на
профессиональной  постоянной  основе, или на профессиональной основе в
определенный   период,   или  без  отрыва  от  основной  деятельности)
устанавливаются   конституцией  (уставом)  и  (или)  законом  субъекта
Российской Федерации.


                  Статья 12. Ограничения, связанные
                     с депутатской деятельностью

     1.  В  течение  срока  своих  полномочий  депутат  не  может быть
депутатом   Государственной   Думы  Федерального  Собрания  Российской
Федерации,  членом  Совета  Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации,  судьей, замещать иные государственные должности Российской
Федерации,   государственные   должности  федеральной  государственной
службы,  иные  государственные должности субъекта Российской Федерации
или   государственные   должности   государственной   службы  субъекта
Российской  Федерации,  а  также  выборные  муниципальные  должности и
муниципальные   должности   муниципальной   службы,   если   иное   не
предусмотрено федеральным законом.
     2.   В  случае,  если  деятельность  депутата  осуществляется  на
профессиональной   постоянной   основе,  указанный  депутат  не  может
заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской,
научной  и  иной  творческой  деятельности, если иное не предусмотрено
законодательством Российской Федерации.
     3.  Депутат  не вправе использовать свой статус для деятельности,
не связанной с осуществлением депутатских полномочий.


             Статья 13. Гарантии депутатской деятельности
                    и неприкосновенности депутата

     1. Гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией
(уставом) и законом субъекта Российской Федерации.
     2. В случае привлечения депутата к уголовной или административной
ответственности,  его  задержания, ареста, обыска, допроса, совершения
иных    уголовно-процессуальных   или   административно-процессуальных
действий,  проведения  оперативно-розыскных  мероприятий  в  отношении
депутата,   его  багажа,  личных  и  служебных  транспортных  средств,
переписки,   используемых   им   средств  связи  и  принадлежащих  ему
документов,  а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в
занимаемых  им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок
производства  по  уголовным  или административным делам, установленный
федеральными законами.
     3.   Депутат   не   может   быть   привлечен   к   уголовной  или
административной   ответственности  за  высказанное  мнение,  позицию,
выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу
депутата,  в  том  числе  по  истечении  срока  его полномочий. Данное
положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены
публичные  оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за
которые предусмотрена федеральным законом.


                              Статья 14.

     Исключена.

                  Статья 15. Право депутата на отказ
                    от дачи свидетельских оказаний

     Депутат  вправе  отказаться  от  дачи  свидетельских показаний по
гражданскому  или  уголовному  делу  об  обстоятельствах,  ставших ему
известными в связи с осуществлением им своих полномочий.


                              Статья 16.

     Утратила силу.

           Глава III. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


      Статья 17. Система органов исполнительной власти субъекта
                         Российской Федерации

     1.   В  субъекте  Российской  Федерации  устанавливается  система
органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом
государственной  власти  субъекта  Российской Федерации, возглавляемым
руководителем  высшего  исполнительного  органа государственной власти
субъекта Российской Федерации.
     2.  Конституцией  (уставом)  субъекта  Российской Федерации может
устанавливаться   должность   высшего   должностного   лица   субъекта
Российской  Федерации.  Высшее  должностное  лицо  субъекта Российской
Федерации  возглавляет  высший  исполнительный  орган  государственной
власти субъекта Российской Федерации.
     3.  В соответствии с Конституцией Российской Федерации в пределах
ведения  Российской  Федерации  и  полномочий  Российской Федерации по
предметам   совместного   ведения  Российской  Федерации  и  субъектов
Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы
исполнительной  власти  субъектов Российской Федерации образуют единую
систему исполнительной власти в Российской Федерации.
     4.   Перечень   исполнительных   органов  государственной  власти
субъекта  Российской  Федерации  определяется высшим должностным лицом
субъекта  Российской  Федерации (руководителем высшего исполнительного
органа   государственной   власти  субъекта  Российской  Федерации)  в
соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.


             Статья 18. Высшее должностное лицо субъекта
              Российской Федерации (руководитель высшего
        исполнительного органа государственной власти субъекта
                        Российской Федерации)

     1.   Высшее   должностное   лицо  субъекта  Российской  Федерации
(руководитель  высшего  исполнительного  органа государственной власти
субъекта   Российской   Федерации)  избирается  гражданами  Российской
Федерации,  проживающими на территории субъекта Российской Федерации и
обладающими    в   соответствии   с   федеральным   законом   активным
избирательным   правом,   на   основе   всеобщего  равного  и  прямого
избирательного  права  при тайном голосовании, за исключением случаев,
когда  на  день  вступления  в  силу  настоящего  Федерального  закона
конституцией  (уставом)  субъекта  Российской  Федерации предусмотрено
наделение  гражданина  полномочиями высшего должностного лица субъекта
Российской  Федерации  (руководителя  высшего  исполнительного  органа
государственной  власти  субъекта Российской Федерации) путем избрания
его специально созываемым собранием представителей.
     2.  В случае признания выборов высшего должностного лица субъекта
Российской  Федерации  (руководителя  высшего  исполнительного  органа
государственной власти субъекта Российской Федерации) несостоявшимися,
недействительными  или  в  случае,  если  ни один из баллотировавшихся
кандидатов не был избран, исполнение обязанностей высшего должностного
лица    субъекта    Российской    Федерации    (руководителя   высшего
исполнительного  органа  государственной  власти  субъекта  Российской
Федерации)  осуществляется  в  соответствии  с  конституцией (уставом)
субъекта  Российской Федерации. При этом повторные выборы проводятся в
срок  не позднее чем через четыре месяца после официального объявления
результатов предыдущих выборов.
     3.   Высшим   должностным  лицом  субъекта  Российской  Федерации
(руководителем  высшего  исполнительного органа государственной власти
субъекта  Российской Федерации) может быть избран гражданин Российской
Федерации,   обладающий   в   соответствии   с   федеральным  законом,
конституцией  (уставом)  и (или) законом субъекта Российской Федерации
пассивным избирательным правом.
     4.   Высшее   должностное   лицо  субъекта  Российской  Федерации
(руководитель  высшего  исполнительного  органа государственной власти
субъекта  Российской  Федерации)  не может быть одновременно депутатом
Государственной   Думы  Федерального  Собрания  Российской  Федерации,
членом  Совета  Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации,
судьей,  замещать иные государственные должности Российской Федерации,
государственные  должности  федеральной  государственной  службы, иные
государственные    должности   субъекта   Российской   Федерации   или
государственные  должности  государственной службы субъекта Российской
Федерации,  а  также  выборные муниципальные должности и муниципальные
должности   муниципальной   службы,   не   может   заниматься   другой
оплачиваемой  деятельностью,  кроме  преподавательской, научной и иной
творческой  деятельности, если иное не предусмотрено законодательством
Российской Федерации.
     5.   Высшее   должностное   лицо  субъекта  Российской  Федерации
(руководитель  высшего  исполнительного  органа государственной власти
субъекта  Российской Федерации) избирается на срок не более пяти лет и
не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд.
     6.  Наименование  должности  высшего  должностного  лица субъекта
Российской  Федерации  (руководителя  высшего  исполнительного  органа
государственной  власти субъекта Российской Федерации) устанавливается
конституцией   (уставом)   субъекта   Российской  Федерации  с  учетом
исторических, национальных и иных традиций данного субъекта Российской
Федерации.
     7.   Высшее   должностное   лицо  субъекта  Российской  Федерации
(руководитель  высшего  исполнительного  органа государственной власти
субъекта Российской Федерации):
     а)  представляет  субъект  Российской  Федерации  в  отношениях с
федеральными органами государственной власти, органами государственной
власти    субъектов    Российской    Федерации,    органами   местного
самоуправления  и  при  осуществлении  внешнеэкономических связей, при
этом  вправе  подписывать  договоры  и  соглашения  от  имени субъекта
Российской Федерации;
     б)   обнародует   законы,   удостоверяя  их  обнародование  путем
подписания  законов  или  издания  специальных  актов,  либо отклоняет
законы,    принятые    законодательным    (представительным)   органом
государственной власти субъекта Российской Федерации;
     в)  формирует  высший исполнительный орган государственной власти
субъекта  Российской  Федерации  в  соответствии  с  законодательством
субъекта Российской Федерации;
     г)    вправе    требовать    созыва    внеочередного    заседания
законодательного  (представительного)  органа  государственной  власти
субъекта  Российской  Федерации,  а  также  созывать  вновь  избранный
законодательный   (представительный)   орган   государственной  власти
субъекта   Российской  Федерации  на  первое  заседание  ранее  срока,
установленного  для  этого законодательному (представительному) органу
государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации  конституцией
(уставом) субъекта Российской Федерации;
     д)     вправе     участвовать     в    работе    законодательного
(представительного)  органа государственной власти субъекта Российской
Федерации с правом совещательного голоса;
     е)  осуществляет  иные  полномочия  в  соответствии  с  настоящим
Федеральным   законом,  другими  федеральными  законами,  конституцией
(уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
     8.   Высшее   должностное   лицо  субъекта  Российской  Федерации
(руководитель  высшего  исполнительного  органа государственной власти
субъекта  Российской  Федерации)  при  осуществлении  своих полномочий
обязано   соблюдать   Конституцию  Российской  Федерации,  федеральные
законы,  конституцию (устав) и законы субъекта Российской Федерации, а
также  исполнять указы Президента Российской Федерации и постановления
Правительства Российской Федерации.


             Статья 19. Досрочное прекращение полномочий
            высшего должностного лица субъекта Российской
        Федерации (руководителя высшего исполнительного органа
        государственной власти субъекта Российской Федерации)

     1.  Полномочия  высшего  должностного  лица  субъекта  Российской
Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации) прекращаются досрочно в случае:
     а) его смерти;
     б)   его   отставки   в   связи   с   выражением   ему  недоверия
законодательным   (представительным)  органом  государственной  власти
субъекта Российской Федерации;
     в) его отставки по собственному желанию;
     г) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации;
     д)   признания   его   судом   недееспособным   или   ограниченно
дееспособным;
     е)  признания  его  судом  безвестно отсутствующим или объявления
умершим;
     ж)  вступления  в  отношении  его  в законную силу обвинительного
приговора суда;
     з) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место
жительства;
     и) утраты им гражданства Российской Федерации;
     к)  его  отзыва  избирателями  субъекта  Российской  Федерации на
основаниях  и  в порядке, установленных настоящим Федеральным законом,
если   такой   отзыв   предусмотрен  конституцией  (уставом)  субъекта
Российской Федерации.
     2.   Законодательный   (представительный)  орган  государственной
власти субъекта Российской Федерации вправе выразить недоверие высшему
должностному  лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего
исполнительного  органа  государственной  власти  субъекта  Российской
Федерации) в случае:
     издания   им   актов,   противоречащих   Конституции   Российской
Федерации,   федеральным   законам,  конституции  (уставу)  и  законам
субъекта  Российской  Федерации,  если  такие противоречия установлены
соответствующим  судом,  а высшее должностное лицо субъекта Российской
Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной
власти   субъекта   Российской   Федерации)   не   устранит  указанные
противоречия  в  течение  месяца  со  дня  вступления в силу судебного
решения;
     установленного  соответствующим  судом  иного  грубого  нарушения
Конституции   Российской   Федерации,   федеральных   законов,  указов
Президента    Российской    Федерации,   постановлений   Правительства
Российской   Федерации,   конституции   (устава)  и  законов  субъекта
Российской  Федерации,  если  это повлекло за собой массовое нарушение
прав и свобод граждан.
     3. Решение    законодательного     (представительного)     органа
государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации  о  недоверии
высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации  (руководителю
высшего   исполнительного   органа   государственной  власти  субъекта
Российской   Федерации)   принимается   двумя   третями   голосов   от
установленного  числа  депутатов по инициативе не менее одной трети от
установленного числа депутатов.
     4.   В  двухпалатном  законодательном  (представительном)  органе
государственной   власти   субъекта  Российской  Федерации  решение  о
недоверии  высшему  должностному  лицу  субъекта  Российской Федерации
(руководителю  высшего  исполнительного  органа государственной власти
субъекта  Российской  Федерации)  принимается двумя третями голосов от
установленного  числа  депутатов  каждой  из палат по инициативе одной
трети   от   установленного   числа   депутатов   палаты,   наделенной
конституцией    (уставом)   субъекта   Российской   Федерации   правом
инициирования  вопроса о выражении недоверия высшему должностному лицу
субъекта  Российской  Федерации  (руководителю высшего исполнительного
органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
     5.    Решение    законодательного    (представительного)   органа
государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации  о  недоверии
высшему  должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю
высшего   исполнительного   органа   государственной  власти  субъекта
Российской  Федерации)  влечет  за  собой немедленную отставку высшего
должностного  лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего
исполнительного  органа  государственной  власти  субъекта  Российской
Федерации)   и   возглавляемого   им  высшего  исполнительного  органа
государственной власти субъекта Российской Федерации.
     6.  Решение  Президента Российской Федерации об отрешении высшего
должностного  лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего
исполнительного  органа  государственной  власти  субъекта  Российской
Федерации)  от  должности  влечет  за  собой  отставку  возглавляемого
указанным  лицом высшего исполнительного органа государственной власти
субъекта Российской Федерации.
     7. В    случае    отставки    высшего    исполнительного   органа
государственной власти субъекта Российской Федерации,  предусмотренной
пунктами  5  и  6  настоящей  статьи,  он  продолжает  действовать  до
сформирования нового высшего  исполнительного  органа  государственной
власти субъекта Российской Федерации.
     8.  В  законе  субъекта  Российской Федерации, регулирующем отзыв
высшего  должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя
высшего   исполнительного   органа   государственной  власти  субъекта
Российской  Федерации),  должны  устанавливаться основания и процедура
отзыва.
     Отзыв  высшего  должностного  лица  субъекта Российской Федерации
(руководителя  высшего  исполнительного  органа государственной власти
субъекта   Российской  Федерации)  возможен  по  одному  из  следующих
оснований:
     нарушение  высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации
(руководителем  высшего  исполнительного органа государственной власти
субъекта Российской Федерации) законодательства Российской Федерации и
(или)  законодательства субъекта Российской Федерации, факт совершения
которого  установлен соответствующим судом. Отзыв по данному основанию
не  освобождает  высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации
(руководителя  высшего  исполнительного  органа государственной власти
субъекта    Российской    Федерации)    от    иной    ответственности,
предусмотренной  федеральными  законами и законами субъекта Российской
Федерации;
     неоднократное   без   уважительных   причин  неисполнение  высшим
должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего
исполнительного  органа  государственной  власти  субъекта  Российской
Федерации) своих обязанностей, установленное соответствующим судом.
     При  наличии  указанных  оснований  голосование по отзыву высшего
должностного  лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего
исполнительного  органа  государственной  власти  субъекта  Российской
Федерации)  может  быть  назначено при условии, что собраны подписи не
менее   3   процентов  от  числа  избирателей,  зарегистрированных  на
территории  субъекта  Российской  Федерации.  Процедура  отзыва должна
обеспечить  гражданам  Российской Федерации, которые обладают активным
избирательным  правом  на  выборах  высшего должностного лица субъекта
Российской  Федерации  (руководителя  высшего  исполнительного  органа
государственной   власти   субъекта  Российской  Федерации)  (далее  -
участники  голосования),  возможность  проведения  агитации  за  отзыв
высшего  должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя
высшего   исполнительного   органа   государственной  власти  субъекта
Российской  Федерации)  и  против такого отзыва, а также гарантировать
участникам  голосования  всеобщее  равное  и  прямое  участие в тайном
голосовании  по  отзыву  высшего должностного лица субъекта Российской
Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации).
     Отзываемое  лицо  должно  быть  проинформировано инициаторами его
отзыва,   избирательной   комиссией   субъекта  Российской  Федерации,
действующей   в  качестве  комиссии  по  отзыву,  или  законодательным
(представительным)  органом государственной власти субъекта Российской
Федерации  о  времени  и месте рассмотрения вопроса об отзыве, а также
должно  иметь  возможность  дать  участникам голосования объяснения по
поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания отзыва. На всех
этапах  осуществления  отзыва отзываемым лицом может быть использовано
право на защиту чести и достоинства, гражданских прав и свобод в суде.
     Отзыв  признается  состоявшимся, если за него проголосовало более
половины  от  числа  участников  голосования,  включенных в списки для
голосования  по  отзыву  высшего должностного лица субъекта Российской
Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации).
     9.  Во  всех  случаях,  когда  высшее  должностное  лицо субъекта
Российской  Федерации  (руководитель  высшего  исполнительного  органа
государственной   власти   субъекта  Российской  Федерации)  не  может
исполнять  свои  обязанности,  в  том  числе в случае, предусмотренном
пунктом  4  статьи  29.1  настоящего  Федерального закона, их временно
исполняет  должностное  лицо, установленное конституцией (уставом) или
законом субъекта Российской Федерации.
     В   случае   прекращения  полномочий  высшего  должностного  лица
субъекта  Российской  Федерации  (руководителя высшего исполнительного
органа  государственной власти субъекта Российской Федерации), а также
в   случае   прекращения   полномочий   должностных   лиц,  которые  в
соответствии  с  порядком  и очередностью, установленными конституцией
(уставом)  и законом субъекта Российской Федерации, временно исполняют
обязанности  высшего  должностного  лица субъекта Российской Федерации
(руководителя  высшего  исполнительного  органа государственной власти
субъекта   Российской   Федерации),  либо  в  случае,  если  указанные
должностные  лица  не  могут  исполнять  временно  возложенные  на них
обязанности  высшего  должностного  лица субъекта Российской Федерации
(руководителя  высшего  исполнительного  органа государственной власти
субъекта   Российской   Федерации),   Президент  Российской  Федерации
назначает  временно исполняющего обязанности высшего должностного лица
субъекта  Российской  Федерации  (руководителя высшего исполнительного
органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на период
до  вступления  в должность вновь избранного высшего должностного лица
субъекта  Российской  Федерации  (руководителя высшего исполнительного
органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
     10.  Конституцией  (уставом)  субъекта  Российской  Федерации для
временно  исполняющего  обязанности высшего должностного лица субъекта
Российской  Федерации  (руководителя  высшего  исполнительного  органа
государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации)  могут  быть
установлены  ограничения на осуществление отдельных полномочий высшего
должностного  лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего
исполнительного  органа  государственной  власти  субъекта  Российской
Федерации).
     11.   В   случае   досрочного   прекращения   полномочий  высшего
должностного  лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего
исполнительного  органа  государственной  власти  субъекта  Российской
Федерации)  уполномоченные  на  то  органы  либо  должностные  лица  в
соответствии  с  федеральным  законом,  конституцией (уставом) и (или)
законом  субъекта  Российской  Федерации назначают внеочередные выборы
высшего  должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя
высшего   исполнительного   органа   государственной  власти  субъекта
Российской  Федерации).  Указанные  выборы  проводятся  не позднее чем
через  120  дней  со  дня  досрочного  прекращения  полномочий высшего
должностного  лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего
исполнительного  органа  государственной  власти  субъекта  Российской
Федерации).

                Статья 20. Основы деятельности высшего
        исполнительного органа государственной власти субъекта
                         Российской Федерации

     1.  Высший  исполнительный  орган государственной власти субъекта
Российской    Федерации   является   постоянно   действующим   органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
     2.  Высший  исполнительный  орган государственной власти субъекта
Российской  Федерации  обеспечивает  исполнение Конституции Российской
Федерации,  федеральных  законов  и  иных  нормативных  правовых актов
Российской Федерации, конституции (устава), законов и иных нормативных
правовых  актов  субъектов Российской Федерации на территории субъекта
Российской Федерации.
     3.  Наименование  высшего  исполнительного органа государственной
власти  субъекта  Российской  Федерации,  его  структура,  порядок его
формирования   устанавливаются   конституцией   (уставом)  и  законами
субъекта  Российской  Федерации  с учетом исторических, национальных и
иных традиций субъекта Российской Федерации.
     4.  Высший  исполнительный  орган государственной власти субъекта
Российской   Федерации   обладает  правами  юридического  лица,  имеет
гербовую печать.
     5.  Финансирование высшего исполнительного органа государственной
власти  субъекта  Российской  Федерации  и  возглавляемых  им  органов
исполнительной  власти субъекта Российской Федерации осуществляется за
счет  средств  бюджета  субъекта Российской Федерации, предусмотренных
отдельной статьей.


                Статья 21. Основные полномочия высшего
        исполнительного органа государственной власти субъекта
                         Российской Федерации

     1.  Высший  исполнительный  орган государственной власти субъекта
Российской  Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению
комплексного  социально-экономического  развития  субъекта  Российской
Федерации,  участвует  в  проведении единой государственной политики в
области  финансов,  науки,  образования,  здравоохранения, социального
обеспечения и экологии.
     2.  Высший  исполнительный  орган государственной власти субъекта
Российской Федерации:
     а)  осуществляет  в пределах своих полномочий меры по реализации,
обеспечению  и  защите  прав  и  свобод  человека и гражданина, охране
собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
     б)  разрабатывает  для  представления  высшим  должностным  лицом
субъекта  Российской  Федерации (руководителем высшего исполнительного
органа   государственной   власти  субъекта  Российской  Федерации)  в
законодательный   (представительный)   орган   государственной  власти
субъекта  Российской  Федерации  проект  бюджета  субъекта  Российской
Федерации,  а также проекты программ социально-экономического развития
субъекта Российской Федерации;
     в)  обеспечивает исполнение бюджета субъекта Российской Федерации
и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении
программ   социально-экономического   развития   субъекта   Российской
Федерации  для  представления  их  высшим  должностным  лицом субъекта
Российской  Федерации  (руководителем  высшего  исполнительного органа
государственной    власти    субъекта    Российской    Федерации)    в
законодательный   (представительный)   орган   государственной  власти
субъекта Российской Федерации;
     г)   формирует   иные   органы   исполнительной  власти  субъекта
Российской Федерации;
     д)  управляет  и распоряжается собственностью субъекта Российской
Федерации  в  соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а
также  федеральной  собственностью,  переданной  в управление субъекту
Российской  Федерации  в  соответствии с федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации;
     е)  вправе  предложить  органу местного самоуправления, выборному
или   иному  должностному  лицу  местного  самоуправления  привести  в
соответствие  с  законодательством  Российской  Федерации изданные ими
правовые  акты  в случае, если указанные акты противоречат Конституции
Российской  Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым
актам  Российской  Федерации,  конституции  (уставу),  законам  и иным
нормативным  правовым  актам  субъекта  Российской  Федерации, а также
вправе обратиться в суд;
     ж) исключен.
     з)   осуществляет  иные  полномочия,  установленные  федеральными
законами,   конституцией  (уставом)  и  законами  субъекта  Российской
Федерации, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной
власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.

              Статья 22. Акты высшего должностного лица
         субъекта Российской Федерации (руководителя высшего
        исполнительного органа государственной власти субъекта
         Российской Федерации), акты высшего исполнительного
          органа государственной власти субъекта Российской
                              Федерации

     1.   Высшее   должностное   лицо  субъекта  Российской  Федерации
(руководитель  высшего  исполнительного  органа государственной власти
субъекта   Российской   Федерации)   на   основании  и  во  исполнение
Конституции  Российской  Федерации,  федеральных  законов, нормативных
актов  Президента  Российской  Федерации,  постановлений Правительства
Российской   Федерации,   конституции   (устава)  и  законов  субъекта
Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.
     2.  Акты  высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
(руководителя  высшего  исполнительного  органа государственной власти
субъекта  Российской  Федерации) и акты высшего исполнительного органа
государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации,  принятые  в
пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской
Федерации.
     3.  Акты  высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
(руководителя  высшего  исполнительного  органа государственной власти
субъекта  Российской  Федерации),  акты высшего исполнительного органа
государственной   власти   субъекта  Российской  Федерации  не  должны
противоречить  Конституции  Российской Федерации, федеральным законам,
принятым   по  предметам  ведения  Российской  Федерации  и  предметам
совместного   ведения  Российской  Федерации  и  субъектов  Российской
Федерации,  указам  Президента  Российской  Федерации,  постановлениям
Правительства  Российской  Федерации,  конституции  (уставу) и законам
субъекта Российской Федерации.

              Глава IV. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО
          (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО) ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
         СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО
           ЛИЦА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РУКОВОДИТЕЛЯ
            ВЫСШЕГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ
           ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ) И ОРГАНОВ
                    ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

          Статья 23. Основы взаимодействия законодательного
          (представительного) органа государственной власти
        субъекта Российской Федерации и органов исполнительной
                 власти субъекта Российской Федерации

     1.   В   соответствии   с  конституционным  принципом  разделения
государственной  власти  на законодательную, исполнительную и судебную
законодательный   (представительный)   орган   государственной  власти
субъекта   Российской   Федерации   и   высший   исполнительный  орган
государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляют свои
полномочия самостоятельно.
     2.   Законодательный   (представительный)  орган  государственной
власти  субъекта  Российской  Федерации  и высший исполнительный орган
государственной власти субъекта Российской Федерации взаимодействуют в
установленных   настоящим   Федеральным  законом  и  законом  субъекта
Российской Федерации формах в целях эффективного управления процессами
экономического  и социального развития субъекта Российской Федерации и
в интересах его населения.
     3.  Правовые  акты  высшего должностного лица субъекта Российской
Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной
власти  субъекта  Российской  Федерации),  нормативные  правовые  акты
органов    исполнительной   власти   субъекта   Российской   Федерации
направляются     в     законодательный     (представительный)    орган
государственной   власти   субъекта   Российской  Федерации  в  сроки,
установленные   конституцией   (уставом)   и  (или)  законом  субъекта
Российской Федерации.
     4.   Законодательный   (представительный)  орган  государственной
власти  субъекта  Российской  Федерации  вправе  обратиться  к высшему
должностному  лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего
исполнительного  органа  государственной  власти  субъекта  Российской
Федерации)  или  в  органы  исполнительной  власти субъекта Российской
Федерации  с  предложением  о  внесении изменений и (или) дополнений в
акты,  указанные  в  пункте  3  настоящей статьи, либо об их отмене, а
также  вправе  обжаловать  указанные  акты  в  судебном  порядке или в
установленном  порядке  обратиться  в  Конституционный  Суд Российской
Федерации  с  запросом о соответствии Конституции Российской Федерации
указанных нормативных правовых актов.
     5.   Высшее   должностное   лицо  субъекта  Российской  Федерации
(руководитель  высшего  исполнительного  органа государственной власти
субъекта  Российской  Федерации)  вправе  обратиться в законодательный
(представительный)  орган  государственной  власти субъекта Российской
Федерации  с  предложением  о  внесении изменений и (или) дополнений в
постановления      законодательного     (представительного)     органа
государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации  либо  об  их
отмене,  а  также вправе обжаловать указанные постановления в судебном
порядке.
     6.   Законодательный   (представительный)  орган  государственной
власти  субъекта  Российской Федерации направляет высшему должностному
лицу    субъекта    Российской    Федерации    (руководителю   высшего
исполнительного  органа  государственной  власти  субъекта  Российской
Федерации)  планы  законопроектной  работы  и проекты законов субъекта
Российской Федерации.
     7.  На  заседаниях  законодательного  (представительного)  органа
государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации и его органов
вправе  присутствовать  с  правом  совещательного  голоса руководители
органов  исполнительной власти субъекта Российской Федерации или лица,
уполномоченные указанными руководителями.
     8.   На   заседаниях   органов  исполнительной  власти  субъектов
Российской  Федерации вправе присутствовать депутаты либо по поручению
законодательного  (представительного)  органа  государственной  власти
субъекта  Российской Федерации или его председателя работники аппарата
законодательного  (представительного)  органа  государственной  власти
субъекта Российской Федерации.

                 Статья 24. Участие законодательного
          (представительного) органа государственной власти
         субъекта Российской Федерации в формировании органов
        исполнительной власти в субъекте Российской Федерации.
          Выражение недоверия высшему исполнительному органу
        государственной власти субъекта Российской Федерации,
         руководителям органов исполнительной власти субъекта
                         Российской Федерации

     Примечание. Положение пункта 1, согласно которому законодательный
(представительный) орган государственной  власти  субъекта  Российской
Федерации   может  принимать  участие  в  согласовании  назначения  на
должность руководителей территориальных  органов  федеральных  органов
исполнительной власти в случаях,  предусмотренных федеральным законом,
признано  не  противоречащим  Конституции  РФ  при  условии,  что   на
соответствующие    территориальные    органы    федеральных    органов
исполнительной власти возлагается осуществление полномочий  Российской
Федерации  по  предметам  совместного  ведения  Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации.

     1. Законодательный   (представительный)   орган   государственной
власти   субъекта  Российской  Федерации  может  принимать  участие  в
формировании высшего  исполнительного  органа  государственной  власти
субъекта   Российской   Федерации,   в  утверждении  или  согласовании
назначения   на   должность   отдельных   должностных   лиц    высшего
исполнительного  органа  государственной  власти  субъекта  Российской
Федерации,  а   также   в   согласовании   назначения   на   должность
руководителей     территориальных    органов    федеральных    органов
исполнительной власти в случаях,  предусмотренных федеральным законом.
Формы  такого участия устанавливаются конституцией (уставом) и законом
субъекта   Российской   Федерации,   а   в   отношении   руководителей
территориальных  органов  федеральных  органов  исполнительной  власти
также федеральным законом.
     2.   Законодательный   (представительный)  орган  государственной
власти   субъекта   Российской  Федерации  вправе  выразить  недоверие
руководителям   органов   исполнительной  власти  субъекта  Российской
Федерации, в назначении которых на должность он принимал участие, если
иное  не  предусмотрено  конституцией  (уставом)  субъекта  Российской
Федерации. Принятие решения о недоверии указанным руководителям влечет
немедленное   освобождение  их  от  должности  или  иные  последствия,
установленные   конституцией   (уставом)   и  (или)  законом  субъекта
Российской Федерации.

                  Статья 25. Разрешение споров между
              законодательным (представительным) органом
        государственной власти субъекта Российской Федерации и
         высшим исполнительным органом государственной власти
                    субъекта Российской Федерации

     Споры    между    законодательным    (представительным)   органом
государственной   власти   субъекта   Российской  Федерации  и  высшим
исполнительным  органом  государственной  власти  субъекта  Российской
Федерации  по  вопросам  осуществления  их  полномочий  разрешаются  в
соответствии    с    согласительными   процедурами,   предусмотренными
Конституцией  Российской  Федерации,  конституцией (уставом) и законом
субъекта Российской Федерации, либо в судебном порядке.

               Статья 26. Ответственность за нарушение
            законодательства субъекта Российской Федерации

     Конституция  (устав),  законы  и  иные  нормативные правовые акты
субъекта  Российской  Федерации,  принятые  в пределах его полномочий,
обязательны  для  исполнения всеми находящимися на территории субъекта
Российской   Федерации   органами   государственной   власти,  другими
государственными  органами  и  государственными учреждениями, органами
местного  самоуправления,  организациями, общественными объединениями,
должностными лицами и гражданами. Невыполнение или нарушение указанных
актов  влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и
законами    субъекта    Российской    Федерации.    В   случае,   если
административная  ответственность за указанные действия не установлена
федеральным  законом,  она  может  быть  установлена  законом субъекта
Российской Федерации.


         Глава IV.1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ
          МЕЖДУ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
              И ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

             Статья 26.1. Определение полномочий органов
         государственной власти субъекта Российской Федерации

     1.  Полномочия,  осуществляемые  органами  государственной власти
субъекта   Российской   Федерации   по   предметам  ведения  субъектов
Российской  Федерации, определяются конституцией (уставом), законами и
принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами
субъекта Российской Федерации.
     2.  Полномочия,  осуществляемые  органами  государственной власти
субъекта   Российской  Федерации  по  предметам  совместного  ведения,
определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами,
договорами о разграничении полномочий и соглашениями.
     3.  Полномочия,  осуществляемые  органами  государственной власти
субъекта   Российской   Федерации   по  предметам  ведения  Российской
Федерации,   определяются   федеральными   законами,   издаваемыми   в
соответствии   с   ними   нормативными   правовыми  актами  Президента
Российской  Федерации  и  Правительства  Российской Федерации, а также
соглашениями.
     4.  Федеральные  законы,  договоры  о  разграничении полномочий и
соглашения,  определяющие  полномочия  органов  государственной власти
субъекта Российской Федерации, должны устанавливать права, обязанности
и  ответственность  органов государственной власти субъекта Российской
Федерации,    порядок   и   источники   финансирования   осуществления
соответствующих    полномочий,   не   могут   одновременно   возлагать
аналогичные  полномочия на федеральные органы государственной власти и
органы  местного самоуправления, а также должны соответствовать другим
требованиям,  установленным  настоящим  Федеральным законом. Указанные
требования  распространяются  также  на  указы  Президента  Российской
Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.

          Статья 26.2. Финансовое обеспечение осуществления
          полномочий органов государственной власти субъекта
         Российской Федерации по предметам ведения субъектов
                         Российской Федерации

     Полномочия  органов  государственной  власти  субъекта Российской
Федерации   по   предметам   ведения  субъектов  Российской  Федерации
осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета
субъекта   Российской   Федерации   (за   исключением   субвенций   из
федерального бюджета).

     Примечание. Статья 26.3 вступает в силу с 1 января 2005 года  при
условии  вступления  в  силу не позднее 1 января 2005 года федеральных
законов о внесении вытекающих из  требований  настоящего  Федерального

Страницы: 1  2