ВОЗМОЖНО ЛИ СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, ПРИМЕНЯЮЩЕЙ МЕТОД НАЧИСЛЕНИЯ, РЕЗЕРВА ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ В НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ СТ. 266 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ АНАЛОГИЧН. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 24.03.04 26-12/20568

         ВОЗМОЖНО ЛИ СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, ПРИМЕНЯЮЩЕЙ МЕТОД
        НАЧИСЛЕНИЯ, РЕЗЕРВА ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ В НАЛОГОВОМ
        УЧЕТЕ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ В СООТВЕТСТВИИ
         С ТРЕБОВАНИЯМИ СТ. 266 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
           ФЕДЕРАЦИИ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ АНАЛОГИЧНОГО ФОНДА ПО
                    ПРАВИЛАМ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА?

                                ПИСЬМО

     УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

                           24 марта 2004 г.
                            N 26-12/20568

                                 (Д)


     Порядок формирования резерва по сомнительным долгам, отчисления в
который  уменьшают  доходы  организации в текущем отчетном (налоговом)
периоде  для  целей  налогообложения  прибыли,  регулируется  ст.  266
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
     Согласно  п.  1  ст.  266  Кодекса сомнительным долгом признается
любая  задолженность  перед  налогоплательщиком  в  случае,  если  эта
задолженность  не  погашена  в  сроки,  установленные  договором, и не
обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
     Из предыдущего абзаца следует, что долг считается сомнительным не
с  момента  его  возникновения,  а с момента окончания срока погашения
задолженности по договору.
     Сумма  резерва по сомнительным долгам определяется по результатам
проведенной   на   последний   день   отчетного  (налогового)  периода
инвентаризации   дебиторской  задолженности  и  исчисляется  следующим
образом:
     1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90
дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной
на основании инвентаризации задолженности;
     2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до
90  дней  (включительно)  -  в  сумму  резерва включается 50% от суммы
выявленной на основании инвентаризации задолженности;
     3)  по  сомнительной  задолженности со сроком возникновения до 45
дней - не увеличивает сумму создаваемого резерва.
     При  этом  для  формирования  резерва  по результатам проведенной
инвентаризации  принимается задолженность в том размере, в котором она
была  отражена  в  бухгалтерском  учете.  Инвентаризация  проводится в
порядке,  установленном  Методическими  указаниями  по  инвентаризации
имущества  и  финансовых  обязательств, утвержденными приказом Минфина
России от 13.06.95 N 49.
     Вместе с тем сумма создаваемого резерва не может превышать 10% от
выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со
ст. 249 Кодекса.
     Суммы    отчислений   в   эти   резервы   включаются   в   состав
внереализационных   расходов  (ст.  265  Кодекса)  на  последний  день
отчетного (налогового) периода.
     Вместе  с  тем  следует  учитывать,  что  изложенный выше порядок
формирования резерва по сомнительным долгам не применяется в отношении
расходов  по формированию резервов по долгам, образовавшимся в связи с
невыплатой процентов.
     Таким   образом,   если   по  итогам  проведенной  инвентаризации
дебиторской     задолженности     выявлены     сомнительные     долги,
налогоплательщик  может  сформировать  резерв  по  сомнительным долгам
(если  создание резерва предусмотрено учетной политикой организации) в
сумме,    величина   которой   зависит   от   давности   возникновения
задолженности,  но  не может превышать 10% от выручки, определенной по
правилам  ст.  249  Кодекса. При этом Кодекс не содержит ограничений в
части   формирования   указанного   резерва   в  налоговом  учете  без
обязательного формирования аналогичного резерва в бухгалтерском учете.

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                          А.А. Глинкин
24 марта 2004 г.
N 26-12/20568