ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ (В Т.Ч. ПРОВЕРОК ФИНАНСОВО - ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ ВЭД) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ АУДИТА. Распоряжение. Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России). 01.11.01 1025-Р


Страницы: 1  2  


57 "Переводы в пути" отсутствует.
     При покупке иностранной валюты ее стоимость зачисляется на  дебет
счета 52-1 в сумме, определенной путем пересчета иностранной валюты по
курсу Банка России на дату зачисления в корреспонденции счета  51  или
76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
     На первое  число  первого  месяца  каждого  квартала  остатки  по
валютному счету должны быть равны строке 263 баланса (форма N 1).
     При проверке необходимо обратить внимание на следующее:
     - наличие  счетов  в иностранных банках,  открытых без разрешения
Банка России;
     - валютная выручка,  подлежащая переводу в Россию и поступившая в
собственность  или   распоряжение   резидента   за   границей,   может
использоваться  им  до  перевода  только  для оплаты банковских и иных
комиссий и расходов,  непосредственно связанных с  внешнеэкономической
операцией, по которой получена выручка.
     25.4. Организация может использовать счет 55 "Специальные счета в
банках",  по  которому  могут  быть  открыты следующие субсчета:  55-1
"Аккредитивы",  55-2  "Чековые  книжки",  55-3  "Депозитные  счета"  и
другие.
     При проведении проверки по  указанным  счетам  в  банках  следует
обратить внимание на следующее:
     - правильность  и  законность  применения   аккредитивной   формы
расчетов;
     - правильность оформления  документов  по  закрытию  аккредитива,
наличие выписок банка и документов к ним;
     - правильность документального  оформления  операций,  оплаченных
чеками из лимитированных и нелимитированных чековых книжек;
     - законность и правильность открытия текущих  счетов  структурным
подразделениям,  не  выделенным  на самостоятельный баланс по месту их
нахождения;  соответствие записей в  выписках  банка  по  этим  счетам
первичным документам;
     - правильность составления бухгалтерских  проводок;  соответствие
записей в выписках банка по операциям, учитываемым на балансовом счете
55,  записям в журнале - ордере N 3 и в главной книге (при журнально -
ордерной форме учета).
     25.5. Реальность   суммы   денежных   средств,    числящихся    в
бухгалтерском  учете  на  счете  57  "Переводы  в  пути",  также может
подлежать проверке.
     На этом  счете  должны отражаться денежные средства,  сдаваемые в
кассу  банка,  но  еще  не  зачисленные  банком  на   расчетный   счет
организации,  а  также  суммы,  перечисленные  проверяемой организации
другой организацией,  но не поступившие в отчетном месяце на расчетный
счет  проверяемой  организации.  Основанием  для таких записей в учете
должны служить:  при сдаче наличными - копия квитанции банка (почты) о
сдаче  денег,  а  при  перечислении  -  авизо  организации с указанием
номера,  даты,  суммы,  наименования учреждения  банка  или  почтового
отделения, принявшего перечисление. Кроме того, на счете 57 могут быть
отражены операции, связанные с продажей иностранной валюты.
     Следует также  проверить  правильность  составления бухгалтерских
проводок и соответствие записей в первичных  документах  по  счету  57
записям  в  журнале  -  ордере  N 3 и в главной книге (при журнально -
ордерной форме учета).
     26. Денежные  авансы,  выдаваемые работникам предприятия из кассы
на  мелкие  административно  -  хозяйственные  операционные   расходы,
которые  не  могут  быть произведены по безналичному расчету,  а также
расходы на командировки (для приобретения запасных частей, материалов,
топлива,  канцелярских  товаров  за наличные),  оплату мелкого ремонта
оргтехники,  транспортных  средств,   расходы   на   командировки   по
территории   Российской  Федерации  и  за  границу,  представительские
расходы и др. называются подотчетными суммами.
     Подотчетными лицами  являются сотрудники организации,  получившие
авансом наличные суммы денежных средств на предстоящие административно
- хозяйственные и командировочные расходы.
     Состав первичных документов по  расчетам  с  подотчетными  лицами
достаточно  узок  -  авансовые  отчеты,  заявления  на выдачу денег из
кассы.  В то же время  состав  документов,  сопутствующих  расчетам  с
подотчетными   лицами,   широк  и  разнообразен,  так  как  расчеты  с
подотчетными  лицами  связаны  со  многими  другими  разделами   учета
(операциями   по  кассе,  расчетами  с  поставщиками  и  подрядчиками,
операциями по движению материальных ценностей и т.д.).  Следовательно,
при  проверке  расчетов  с подотчетными лицами необходимо сопоставлять
авансовые отчеты с документами по  другим  разделам  учета.  Основными
документами,  которые  необходимо  подвергнуть  изучению  при проверке
расчетов с подотчетными лицами, являются:
     - авансовые отчеты;
     - журнал регистрации авансовых отчетов;
     - приказы о направлении сотрудников в командировку;
     - список лиц,  которым  разрешено  получение  наличных  денег  из
кассы;
     - сметы представительских расходов;  приказы об утверждении  смет
представительских расходов.
     В состав регистров синтетического учета и отчетности,  в  которых
отражаются   операции   по  расчетам  с  подотчетными  лицами,  входят
следующие:
     - счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами";
     - баланс предприятия (форма  N  1,  строка  баланса  245  "авансы
выданные",   246   "прочие   дебиторы",  251  "займы,  предоставленные
организациям на срок менее 12 месяцев");
     - отчет о движении денежных средств (форма N 4, строка 160);
     - Главная книга;
     - журнал - ордер N 7,  объединяющий аналитический и синтетический
учет расчетов с подотчетными лицами.
     При проверке   авансовых   отчетов   подотчетных  лиц  необходимо
обратить внимание на следующее:
     - наличие  приказов  (распоряжений)  о  направлении  работников в
командировку;
     - правильность  возмещения  командировочных  расходов  (при  этом
следует  иметь  в  виду,   что   в   соответствии   с   Постановлением
Правительства  Российской  Федерации от 05.08.92 N 552 "Об утверждении
Положения о составе затрат  по  производству  и  реализации  продукции
(работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и
о  порядке  формирования  финансовых  результатов,   учитываемых   при
налогообложении   прибыли"   (Собрание   актов  Президента  Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации,  31.08.1992,  N 9, ст.
602)   затраты   на   командировки,   связанные   с   производственной
деятельностью, в том числе расходы по оформлению заграничных паспортов
и  других  выездных  документов,  включаются в себестоимость продукции
работ, услуг);
     - наличие  командировочного  удостоверения  с  отметками  в месте
пребывания в командировке;
     - правильность и своевременность составления авансовых отчетов;
     - наличие оправдательных документов;
     - сдача в кассу остатка подотчетной суммы своевременно и в полном
объеме;
     - правильность   возмещения   затрат   на   хозяйственные  нужды,
представительские расходы,  краткосрочные загранкомандировки,  которые
включаются  в себестоимость продукции (работ,  услуг) в соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552.
     Необходимо также проверить:
     - правильность составления бухгалтерских проводок по операциям  с
подотчетными  лицами  в  части  обоснованности  отнесения  расходов на
себестоимость продукции (работ, услуг);
     - правильность выведения остатков на конец месяца по счету 71;
     - соответствие записей в авансовых отчетах записям  в  журнале  -
ордере N 7 по счету 71 и Главной книге.
     Необходимо учитывать, что проверка расчетов с подотчетными лицами
осуществляется сплошным методом.
     27. Дебиторская  или  кредиторская  задолженность  возникает  при
купле - продаже, хозяйственных операциях, направленных на приобретение
имущества через подотчетных лиц, при выдаче авансов на командировочные
и  хозяйственные  расходы.  Основная  масса  дебиторов  образуется при
реализации товаров и других материально  -  производственных  запасов,
оказании услуг, выполнении работ.
     При проведении проверки расчетов с поставщиками  и  подрядчиками,
дебиторами и кредиторами следует проверять наличие внешнеэкономических
контрактов,  договоров на поставку товаров,  купли - продажи и других,
правильность  их  оформления.  При  наличии дебиторской и кредиторской
задолженности необходимо установить дату и причину ее возникновения, в
случае  наличия  дебиторской  задолженности  с истекшим сроком исковой
давности выявить причины ее возникновения, а также установить, были ли
приняты меры по ее взысканию.
     При осуществлении  оплаты  иностранным   поставщикам   необходимо
уточнить  ведение  учета  курсовых  разниц  и  их списания,  выяснить,
производился ли пересчет остатков по счету 60 на первое число  первого
месяца соответствующего квартала.
     Аналитический и  синтетический  учет  по  счету  60  "Расчеты   с
поставщиками и подрядчиками" ведется в журнале - ордере N 6. В журнале
фиксируются данные об  оплате,  поступлении  материалов,  товаров  или
оказанных   услугах,   суммы   НДС.   В  конце  месяца  подсчитываются
соответствующие итоги,  выводится сальдо, которое переносится в журнал
следующего месяца.
     Проверка счета 60 осуществляется по двум основным направлениям:
     - анализ  правильности  оплаты  или получения денежных средств за
принятые или отгруженные материальные ценности;
     - анализ   правильности   оприходования   и  списания  полученных
ценностей.
     При необходимости осуществляются сверки расчетов с организациями,
за которыми числится значительная дебиторская  задолженность  и  перед
кем   имеется   значительная   кредиторская  задолженность,  при  этом
проверяются остатки на счетах, счета - фактуры и т.д.
     Направления проверки   расчетов  с  поставщиками  и  подрядчиками
приведены в таблице 2.

                                                             Таблица 2

------------------------------------------------------------------------
|  N  |           Содержание операции           | Источники информации |
| п/п |                                         |                      |
|-----|-----------------------------------------|----------------------|
|  1. | Наличие подтверждающих  документов   на | Договоры, письма.    |
|     | приобретение товарно   -   материальных |                      |
|     | ценностей.                              |                      |
|-----|-----------------------------------------|----------------------|
|  2. | Своевременность предъявляемых претензий | Письма.              |
|     | по качеству и количеству товаров.       |                      |
|-----|-----------------------------------------|----------------------|
|  3. | Правильность изъятия поставщиками НДС.  | Счета - фактуры.     |
|-----|-----------------------------------------|----------------------|
|  4. | Соответствие занесения  данных   счетов | Счета - фактуры,     |
|     | поставщиков в учетные регистры.         | регистры бухучета.   |
|-----|-----------------------------------------|----------------------|
|  5. | Реальность кредиторской  и  дебиторской | Регистры             |
|     | задолженности.                          | бухгалтерского       |
|     |                                         | учета, проведение    |
|     |                                         | встречных проверок.  |
|-----|-----------------------------------------|----------------------|
|  6. | Правильность оприходования материальных | Счета, приходные     |
|     | ценностей  материально - ответственными | акты, накладные,     |
|     | лицами.                                 | данные складского    |
|     |                                         | учета.               |
|-----|-----------------------------------------|----------------------|
|  7. | Проверка правильности      составленных | Регистры             |
|     | корреспонденций счетов.                 | бухгалтерского       |
|     |                                         | учета, счета,        |
|     |                                         | платежные поручения. |
------------------------------------------------------------------------

     Ниже приведен  пример  отражения  на  счетах  операций  по  учету
расчетов с поставщиками импортных товаров.

                Субсчет 60-... "Расчеты с поставщиками
                          импортных товаров"

-----------------------------------------------------------------------
| Кредит   Д                                             К    Дебет   |
| счетов ---------------------------------------------------- счетов  |
|                                  | С -   сумма   акцептованных      |
|                                  | счетов          иностранных      |
|                                  | поставщиков,  не оплаченных      |
|                                  | на начало месяца.                |
|                                  |                                  |
| 52     Оплата счетов иностранных | Начисление    задолженности 41 - |
|        поставщиков.              | иностранным  поставщикам по ...  |
|                                  | акцептованным   счетам    и      |
|                                  | другим  документам согласно      |
|                                  | контракту при оприходовании      |
|                                  | импортных товаров.               |
|                                  |                                  |
| 60 -   Зачет ранее выданного     | Отрицательная      курсовая 99   |
| ...    аванса иностранному       | разница, возникающая    при      |
|        поставщику в погашение    | расчетах с поставщиками.         |
|        задолженности по          |                                  |
|        акцептованным счетам.     |                                  |
|                                  |                                  |
| | 60 -   Возникновение           |                                  |
| ...    задолженности поставщику  |                                  |
|        в сумме предоставленного  |                                  |
|        коммерческого кредита.    |                                  |
|                                  |                                  |
| 60 -   Акцепт переводного        |                                  |
| ...    векселя, выписанного      |                                  |
|        иностранным поставщикам в |                                  |
|        обеспечение               |                                  |
|        предоставленного          |                                  |
|        коммерческого кредита.    |                                  |
|                                  |                                  |
| 55-1   Оплата счетов поставщиков |                                  |
|        с аккредитива.            |                                  |
|                                  |                                  |
| 99     Положительная курсовая    |                                  |
|        разница, возникающая при  |                                  |
|        расчетах с поставщиками.  |                                  |
-----------------------------------------------------------------------

          Субсчет 60-... "Расчеты по коммерческому кредиту"

-----------------------------------------------------------------------
| Кредит   Д                                             К    Дебет   |
| счетов ---------------------------------------------------- счетов  |
|                                 | С -   сумма   задолженности       |
|                                 | поставщику по коммерческому       |
|                                 | кредиту на начало месяца.         |
|                                 |                                   |
| 52    Погашение задолженности   | Получение     коммерческого 60 -  |
|       по коммерческому кредиту. | кредита от поставщика.      ...   |
|                                 |                                   |
| 99    Положительная курсовая    | Оприходование       товаров 41 -  |
|       разница, возникающая при  | импортных      в       счет ...   |
|       расчетах с поставщиками.  | коммерческого кредита.            |
|                                 |                                   |
|                                 | Начисление процентов     по 97    |
|                                 | коммерческому      кредиту.       |
|                                 |                                   |
|                                 | Отрицательная      курсовая 99    |
|                                 | разница,  возникающая   при       |
|                                 | расчетах с поставщиками.          |
-----------------------------------------------------------------------

            Субсчет 60-... "Расчеты по векселям выданным"

-----------------------------------------------------------------------
| Кредит   Д                                             К    Дебет   |
| счетов ---------------------------------------------------- счетов  |
|                                  | С -   сумма   задолженности      |
|                                  | поставщику   по   векселям,      |
|                                  | выданным на начало месяца.       |
|                                  |                                  |
| 51, 52 Погашение задолженности   | Акцепт   тратты    векселя, 60 - |
|        по переводному векселю    | выписанной      иностранным ...  |
|        (погашение векселя).      | поставщиком  в  обеспечение      |
|                                  | коммерческого кредита.           |
|                                  |                                  |
| 99     Положительная курсовая    | Начисление процентов     по 97   |
|        разница, возникающая при  | векселю.                         |
|        расчетах с поставщиками.  |                                  |
|                                  | Отрицательная      курсовая 99   |
|                                  | разница,   возникающая  при      |
|                                  | расчетах с поставщиками.         |
-----------------------------------------------------------------------

                   Субсчет 55-1 "Аккредитивы"

-----------------------------------------------------------------------
| Кредит   Д                                             К    Дебет   |
| счетов ---------------------------------------------------- счетов  |
|        С - сумма открытых        |                                  |
|        аккредитивов, не          |                                  |
|        использованных на начало  |                                  |
|        месяца.                   |                                  |
|                                  |                                  |
| 51, 52 Открытие аккредитива за   | Использование  аккредитивов 60 - |
|        счет рублевых или         | при   оплате  задолженности ...  |
|        валютных средств.         | поставщикам     экспортного      |
|                                  | товара                           |
|                                  |                                  |
| 66, 67 Открытие аккредитива за   | Использование  аккредитивов 60 - |
|        счет кредитов банка.      | в   оплате    задолженности ...  |
|                                  | поставщикам      импортного      |
|                                  | товара.                          |
|                                  |                                  |
| 99     Положительная курсовая    | Отрицательная      курсовая 99   |
|        разница за счет           | разница,   возникающая  при      |
|        увеличения курса          | расчетах с поставщиками.         |
|        иностранной валюты.       |                                  |
|                                  | Возврат    неиспользованных 51,  |
|                                  | сумм      при      закрытии 52   |
|                                  | аккредитива.                     |
-----------------------------------------------------------------------

     28. При проведении проверки учета  основных  средств  проверяющие
должны руководствоваться следующими документами:
     - Приказ Минфина России и МНС России от 10.03.99 N 20н/ГБ-3-04/39
"Об   утверждении   Положения   о  порядке  проведения  инвентаризации
имущества налогоплательщиков при налоговой  проверке  (зарегистрирован
Минюстом России 11.06.99, рег. N 184);
     - Приказ Минфина от 20.07.98 N 33н "Об  утверждении  методических
указаний  по  бухгалтерскому  учету  основных  средств" (по заключению
Минюста России от 19.08.98 N 5677-ВЭ в государственной регистрации  не
нуждается);
     - Приказ Минфина России  от  30.03.2001  N  26н  "Об  утверждении
Положения  по  бухгалтерскому  учету  "Учет основных средств" ПБУ 6/1"
(зарегистрирован Минюстом России 28.04.2001, рег. N 2689);
     - Приказ  Минфина  России  от  29.08.98  N  34н  "Об  утверждении
Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в
Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 27.08.98,  рег.
N 1598);
     - письмо  Минфина  России  от 19.10.2000 N 16-00-13-07 "О порядке
отнесения имущества к основным средствам";
     - письмо  Минфина  России  от  17.02.97  N  15  "Об  отражении  в
бухгалтерском  учете  операций  по   договору   лизинга"   и   другими
нормативными правовыми актами.
     Главными задачами при проверке учета  основных  средств  являются
проверки   наличия   и   сохранности  основных  средств;  правильности
отнесения предметов к основным средствам,  отражения  и  оформления  в
учете операций по поступлению и выбытию основных средств, др.
     Проверяющим необходимо  проверить  ведение  аналитического  учета
основных  средств.  Такой  учет  организовывают по отдельным объектам,
каждому из которых присваивается  инвентарный  номер  на  весь  период
эксплуатации.  Пообъектный  учет  ведется  в инвентарных карточках или
книгах.
     Следует проверить,  нет ли объектов основных средств,  по которым
не  ведутся   инвентарные   карточки   (при   компьютерном   учете   -
магнитотека).
     Основными источниками информации  об  основных  средствах  служат
первичные  документы:  акты  приема - передачи в эксплуатацию основных
средств, накладные на внутреннее перемещение и др.
     Важным моментом  при проведении Проверки является инвентаризация.
Проверяющие   должны    ознакомиться    с    результатами    последней
инвентаризации и при необходимости провести ее самостоятельно.
     Синтетический учет движения основных средств и их износа  ведется
на  счетах 01 "Основные средства",  02 "Амортизация основных средств",
07 "Оборудование к установке" и в журналах - ордерах N 13,  10 и 10/1.
Данные  по  этим регистрам необходимо сверить с данными Главной книги,
балансом (форма N 1) и приложением к бухгалтерскому балансу  (форма  N
5).
     При проверке  оформления  и  отражения  в   учете   операций   по
поступлению  и  выбытию  основных  средств  необходимо  иметь  в  виду
следующее:
     - при  передаче  основных  средств  в  качестве взноса в уставный
капитал  должен  быть  приведен  их  перечень,  с  указанием   в   нем
первоначальной  стоимости,  износа,  цены  соглашения,  по  которой их
относят в счет взноса в уставный капитал и  одновременно  должна  быть
передана вся техническая документация на эти объекты основных средств;
     - при приобретении основных средств  в  комплекте  в  инвентарной
карточке  учета  основных  средств должна быть обязательно расшифровка
предметов, входящих в комплект;
     - при  приобретении  объектов  основных средств по внешнеторговым
контрактам   первоначальная   стоимость    должна    учитываться    по
пересчитанному курсу в рублях на момент приобретения;
     - объекты основных средств,  принятых в эксплуатацию на  условиях
текущей   аренды,   учитываются   не  на  балансе  предприятия,  а  на
забалансовом счете 001 "Арендованные основные средства";
     - при  продаже  основных средств должна быть установлена рыночная
стоимость, которая, как правило, не должна быть ниже балансовой;
     29. При  проверке  учета  арендованных  основных  средств следует
иметь в виду следующее:
     - имущество  подлежит  возврату  арендодателю;  в  течение аренды
права и обязанности собственника остаются у арендодателя, к арендатору
переходит лишь право владения и пользования имуществом;
     - передача в аренду имущества производится по договору  аренды  и
оформляется  приемо  - сдаточным актом;  в договоре аренды оговаривают
срок предстоящей службы арендованных объектов, а также размер арендной
платы;
     - финансовые результаты от сдачи в аренду имущества  арендодатель
отражает на прибыли или доходах будущих периодов;
     - если договором предусмотрено осуществление  капиталовложений  в
арендованные  основные  средства  за  счет  средств арендатора,  то по
окончании  срока  аренды  они  безвозмездно  передаются  арендодателю;
передача  оформляется бухгалтерскими записями о безвозмездной передаче
основных средств;
     - учет  арендованных  основных  средств  при  аренде  ведется  на
забалансовом счете 001 по  первоначальной  стоимости,  обозначенной  в
договоре аренды;
     - учет долгосрочно арендованных основных средств ведется на счете
03 "Доходные вложения в материальные ценности";
     - расходы  по  доставке  арендованного   оборудования   (как   до
таможенной  границы  Российской Федерации,  так и до места назначения)
учитываются Д44 К52 (51);
     - расходы по установке оборудования учитываются Д08 К51;
     - арендные платежи учитываются Д91 К52 (51).
     30. Учет лизинговых операций.
     30.1. У лизингодателя следует проверять:
     - правильность   учета   затрат,   связанных   с   осуществлением
капвложений  в  приобретение  лизингового  имущества,  на   счете   08
"Вложения  во внеоборотные активы" (затраты лизинговой компании должны
формироваться  в  соответствии  с  Положением  о  составе  затрат   по
производству  и  реализации  продукции  (работ,  услуг),  включаемых в
себестоимость продукции  (работ,  услуг),  и  о  порядке  формирования
финансовых   результатов,  учитываемых  при  налогообложении  прибыли,
утвержденным  Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от
05.08.92 N 552, и учитываться на счете 20 "Основное производство"; при
этом в составе затрат должна  быть  отражена  сумма  денежных  средств
ежемесячно начисляемой амортизации по имуществу, переданному в лизинг;
     - правильность  учета  лизинговых  платежей,   сумма   лизинговых
платежей должна отражаться Д62 К91;
     - правильность  списания  лизингового  имущества  в  случае   его
выкупа;  при  выкупе  лизингового имущества до истечения срока по нему
должны быть начислены  амортизационные  отчисления  в  соответствии  с
установленным порядком;
     - правильность отражения операций в случае  возврата  лизингового
имущества;  его  стоимость  должна  быть  перенесена внутри счета 01 с
субсчета учета лизингового  имущества  на  субсчет  учета  собственных
основных средств.
     30.2. У лизингополучателя следует проверять:
     - правильность  учета  поступившего  лизингового  имущества  (оно
должно  учитываться  на  забалансовом  счете  001;  если  по  условиям
договора   лизинга   лизинговое   имущество   учитывается  на  балансе
лизингополучателя,  то стоимость лизингового имущества отражается  Д08
"Вложения  во внеоборотные активы" К76 "Расчеты с разными дебиторами и
кредиторами");
     - правильность  отражения  причитающихся  лизингодателю  платежей
(начисление причитающихся лизингодателю платежей  за  отчетный  период
отражается  Д20  (23) К76;  если лизинговое имущество в соответствии с
договором  лизинга  учитывается  на  балансе   лизингополучателя,   то
начисление платежей,  причитающихся лизингодателю,  осуществляется Д76
К76  (разные  субсчета);  в  случае  осуществления  права  выкупа   до
истечения  срока  договора лизинга досрочно начисленные платежи должны
относиться на  счет  97  "Расходы  будущих  периодов"  (с  последующим
равномерным  списанием  на  счет  20 "Основное производство" в течение
ранее установленного срока договора лизинга) или на счет 99 "Прибыли и
убытки");
     - правильность отражения стоимости лизингового имущества в случае
выкупа (его стоимость на дату перехода права собственности списывается
с забалансового счета 001,  одновременно производится запись по счетам
Д01 К02);
     - своевременность списания с забалансового  счета  001  в  случае
возврата лизингового имущества.
     Следует иметь в виду,  что при учете лизинговых операций счет  03
"доходные вложения в материальные ценности" не используются.
     31. При проверке целевого использования  полученной  организацией
от  иностранного  партнера  безвозмездной помощи необходимо установить
своевременность ее оприходования в  полном  объеме  по  бухгалтерскому
учету организации, получившей помощь. Поступление безвозмездной помощи
организация,  ее получившая, может отражать проводкой Д01 (07, 08, 10,
41) К86 (98 субсчет "Безвозмездные поступления").
     Использование (распределение) поступившей безвозмездной помощи  -
Д86  (98 субсчет "Безвозмездные поступления") К20 (26 (при направлении
безвозмездной помощи на  содержание  некоммерческой  организации)  или
иные счета в зависимости от дальнейшего использования).
     В соответствии  с  п.  10.3  Положения  по  бухгалтерскому  учету
"Доходы  организации" ПБУ 9/99,  утвержденного Приказом Минфина России
от 06.05.99 N 32Н (зарегистрирован в  Минюсте  России  31.05.99,  рег.
N 1791) активы,  полученные безвозмездно, принимаются к бухгалтерскому
учету по рыночной  стоимости,  которая  определяется  организацией  на
основе  действующих  на дату их принятия к бухгалтерскому учету цен на
данный или аналогичный вид активов.  Данные о  ценах,  действующих  на
дату   принятия  к  бухгалтерскому  учету,  должны  быть  подтверждены
документально или путем проведения экспертизы.
     32. При  проверке  правомерности  предоставления  льгот по уплате
таможенных платежей при ввозе товаров организацией в качестве вклада в
уставный   (складочный)   капитал  необходимо  проверить  отражение  в
бухгалтерском учете участника ВЭД операций по  формированию  уставного
капитала.
     После государственной регистрации организации ее уставный капитал
в  сумме,  предусмотренной  учредительными документами,  отражается по
кредиту счета 80 "Уставный капитал" в  корреспонденции  со  счетом  75
"Расчеты с учредителями".
     Записи по счету 80 "Уставный капитал"  в  случае  увеличения  или
уменьшения    капитала    производятся    лишь    после    регистрации
соответствующих изменений к учредительным документам организации.
     Операции по    фактическому   поступлению   вкладов   учредителей
проводятся  по  кредиту  счета   75   "Расчеты   с   учредителями"   в
корреспонденции со счетами денежных средств и других ценностей.  Вклад
учредителей  в  денежной  форме  (в  рублях  или  иностранной  валюте)
отражается  по  дебету  счета  50  "Касса"  (51  "Расчетный счет",  52
"Валютный  счет").  Вклад  в  виде  материальных  ценностей   (здания,
сооружения,  оборудование  и  др.),  относящихся  согласно действующим
правилам  к  основным  средствам,  отражается  в  бухгалтерском  учете
следующим образом:
     Д08 субсчет  "Приобретение  объектов  основных  средств"  (07  по
оборудованию, требующему монтажа) К75.
     Д01 К08 субсчет "Приобретение объектов основных средств"  (07  по
оборудованию, требующему монтажа).
     Основные средства  организация  ставит  на  учет,  если  иное  не
предусмотрено     законодательством     Российской    Федерации,    по
первоначальной стоимости,  под которой признается их денежная  оценка,
согласованная   учредителями   (участниками)   организации.  Изменение
первоначальной стоимости основных средств в  результате  переоценки  в
бухгалтерском  учете  отражается  на  счете  01  "Основные средства" в
корреспонденции  со  счетом  83  "Добавочный  капитал".  При   выбытии
основных  средств  (продажа,  списание,  безвозмездная передача и др.)
остаточная  стоимость  объекта  списывается  со  счета  01   "Основные
средства" на счет 91 "Прочие доходы и расходы".
     Поступление основных  средств  и  их  выбытие  оформляется  актом
приема - передачи основных средств (форма N ОС-1).
     Аналитический учет по счету 01  "Основные  средства"  ведется  на
инвентарных   карточках  типовых  форм  по  каждому  объекту  основных
средств.
     Счет 07  "Оборудование  к  установке"  предназначен для обобщения
информации о наличии и движении  оборудования,  требующего  монтажа  и
вводимого  в действие только после его сборки и прикрепления к несущим
конструкциям  зданий  и  сооружений.  В  состав   этого   оборудования
включаются  контрольно  -  измерительная  аппаратура,  а  также другие
приборы,  предназначенные  для  монтажа  в  составе   устанавливаемого
оборудования.
     Стоимость оборудования для установки,  внесенного учредителями  в
счет  вклада  в  уставный (складочный) капитал,  отражается в учете по
фактической себестоимости приобретения,  которая складывается из  цены
приобретения  и расходов на приобретение и доставку этого оборудования
на склады организации.
     Проверяющие должны    уделить   внимание   фактическому   наличию
оборудования, ввезенного в качестве вклада в уставный капитал, в месте
использования  и  использованию  его в целях,  в связи с которыми были
предоставлены льготы по уплате таможенных платежей.
     33. При   проверке  экспортных  операций  используются  следующие
учетные документы:
     - Главная книга;
     - журналы - ордера N 1, 2, 11;
     - расходные  накладные  на отпуск продукции со склада,  товарно -
транспортные накладные;
     - счета - фактуры;
     - ГТД;
     - банковские выписки по расчетному и валютным счетам;
     - платежные документы за отгруженную продукцию;
     - валютная кассовая книга и первичные кассовые документы к ней;
     - другие документы.
     Данные об экспортных поставках,  зафиксированных в ГТД, сверяют с
данными внутреннего учета.
     Специфика реализации экспортной продукции и товаров заключается в
освобождении от уплаты НДС и акцизов  при  их  реализации  иностранным
покупателям (ст. 151, 184, 185 НК России) (их возмещении).
     Ниже приведены примерные  бухгалтерские  проводки  по  экспортным
операциям:
     Д40 К20  -  экспортный  товар  изготовлен,  поступил   на   склад
предприятия   -   экспортера   и   оприходован   по   производственной
себестоимости;
     Д45 К40   (41)   -   списание   экспортных   товаров,  переданных
перевозчику и отгруженных (по производственной себестоимости);
     Д44 К51 (52) - оплачены расходы по продаже (накладные расходы);
     Д62 К90 - предъявлен счет - фактура  иностранному  покупателю  за
товар;
     Д52 К62 - поступление оплаты за товар от иностранного покупателя;
     Д90 К45  -  списание  на  реализацию  экспортного  товара (по его
производственной себестоимости);
     Д90 К44 - списание накладных расходов на реализацию.
     Российские организации -  производители  и  торговые  организации
могут  осуществлять  реализацию  товаров  как внутри страны,  так и на
экспорт.  В таких случаях должен быть  обеспечен  раздельный  учет  по
производству,   реализации   экспортных   товаров   с   использованием
соответствующих субсчетов,  а при необходимости  и  субсчетов  второго
порядка.
     Основным учетным  документом  поступлений   экспортной   валютной
выручки  являются выписки уполномоченного банка,  платежные документы,
данные валютной кассовой книги.
     При проверке  поступления  валютной  выручки  необходимо  иметь в
виду,  что текущие валютные операции должны осуществляться в срок,  не
превышающий  90  календарных дней с даты фактического вывоза товаров с
таможенной территории Российской Федерации.
     Учет затрат  при  экспорте  регламентируется Положением о составе
затрат  по  производству  и  реализации  продукции   (работ,   услуг),
включаемых   в  себестоимость  продукции  (работ,  услуг),  и  порядке
формирования финансовых результатов,  учитываемых при  налогообложении
прибыли,    утвержденным   Постановлением   Правительства   Российской
Федерации от 05.08.92 N 552.
     34. Проверка   импортных   операций  (в  т.ч.  для  осуществления
контроля таможенной стоимости) по составу анализируемых  документов  и
технологии   организации   контроля   аналогична  проверке  экспортных
операций.  Отражение операций по импорту товаров в бухгалтерском учете
может выглядеть следующим образом.
     Оплата за поставляемый товар:
     Д -  сч.  60  "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" К - сч.  51
"Расчетный  счет"  (52  "Валютный  счет",  55  "Специальные  счета   в
банках").
     Учет импортных товаров ведется на различных субсчетах  счета  41.
Так,  формирование  импортной  стоимости  товара  (счет  41-(6)) может
осуществляться следующим образом:

------------------------------------------------------------------------
| Кредит   Д                                               К    Дебет  |
| счетов ------------------------------------------------------ счетов |
| 60     Таможенная стоимость      | Фактически     сложившаяся 41-(5) |
|        импортного товара,        | учетная          импортная        |
|        оприходованного от        | стоимость  оприходованного        |
|        иностранного поставщика   | товара                            |
|        на день подачи ГТД        |                                   |
|                                  |                                   |
| 68     Сумма акциза, уплаченного |                                   |
|        в бюджет                  |                                   |
|                                  |                                   |
| 51,    Сумма таможенных пошлин,  |                                   |
| 52, 76 уплаченных или подлежащих |                                   |
|        уплате по истечении       |                                   |
|        отсрочки                  |                                   |
|                                  |                                   |
| 60, 52 Транспортно -             |                                   |
|        заготовительные           |                                   |
|        расходы по доставке       |                                   |
|        импортного товара до      |                                   |
|        таможенной границы        |                                   |
|        Российской Федерации      |                                   |
------------------------------------------------------------------------

     Товары импортные учитываются следующим образом (счет 41-(5)):

----------------------------------------------------------------------
| Кредит   Д                                              К    Дебет |
| счетов ---------------------------------------------------- счетов |
| Сальдо Стоимость импортных      |                                  |
|        товаров, находящихся в   |                                  |
|        распоряжении организации |                                  |
|                                 |                                  |
| 41-(6) Оприходование импортных  | Отгрузка        импортного 45    |
|        товаров по сложившейся   | товара      отечественному       |
|        стоимости                | покупателю при  реализации       |
|                                 | по моменту оплаты                |
|                                 |                                  |
|                                 | Отгрузка        импортного 90    |
|                                 | товара      отечественному       |
|                                 | покупателю при  реализации       |
|                                 | по моменту отгрузки              |
----------------------------------------------------------------------

     Во внешнеторговых  контрактах  может быть условие о выдаче аванса
поставщику  до  поставки  самого  товара.  Авансирование  иностранного
поставщика   организациями   -  резидентами  по  безналичному  расчету
допускается при  наличии  во  внешнеторговом  контракте  обязательства
поставщика  о  передаче  товаров резиденту в срок,  не превышающий 180
дней от даты перевода авансового платежа (телеграмма Банка  России  от
25.03.93 N 51-93 правительственная, схема семь).
     Суммы выданных авансов учитываются обособленно  по  дебету  счета
60.
     35. Под    бартерными     операциями     понимаются     операции,
предусматривающие натуральный товарообмен на сбалансированной основе и
оформляемый одним договором между юридическими лицами.  Договор должен
содержать    стоимостную    оценку   обмениваемых   товаров,   которая
используется   только   для   оценки   сбалансированности    встречных
товаропотоков.  Бартерные  операции  не  предусматривают использования
средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации.
     В бартерном    договоре   должны   быть   указаны   номенклатура,
количество, качество, цена (условная оценка) товара по каждой товарной
позиции, сроки и условия поставки.
     В бухгалтерском  учете  бартерная  операция  отражается   и   как
экспортная, и как импортная операция. Таможенные платежи, уплачиваемые
при импорте или экспорте товаров,  отражаются в бухгалтерском учете на
счете 68 "Расчеты с бюджетом" по видам платежей и на счете 76 "Расчеты
с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет "Депозит таможни").
     В соответствии  с письмом Минфина России от 30.10.92 N 16-05/4 "О
порядке отражения в бухгалтерском учете  товарообменных  операций  или
операций,  осуществляемых  на  бартерной  основе"  бартерная  операция
отражается в бухгалтерском учете в зависимости от  метода  определения
выручки от реализации продукции.
     В случае определения выручки  от  реализации  продукции  по  мере
оплаты бухгалтерские проводки могут быть следующими:
     Д20 (01,  10,  26,  41)  К60  (76)  -  поступление   товаров   по
товарообменной операции;
     Д60 (76) К90 - уменьшение  задолженности  на  величину  стоимости
товаров;
     Д90 К20 (01,  10,  26,  41) - списание себестоимости  отгруженной
продукции,  товаров,  основных  средств  в  счет  бартерной операции в
корреспонденции с соответствующими счетами учета этих ценностей;
     Д99 К90 (Д99 К90) - списание финансового результата.
     При определении выручки от реализации продукции по мере  отгрузки
бухгалтерские проводки могут быть следующими:
     Д62 (76) К90 - товары,  отгруженные в счет бартерной операции  по
стоимости, предусмотренной контрактом;
     Д90 К20 (01,  10,  26,  41) - списание себестоимости  отгруженной
продукции,    товаров,    основных   средств   в   корреспонденции   с
соответствующими счетами учета этих  ценностей,  финансовый  результат
списывается на счет 99;
     Д20 ((41) и другие счета производственных  запасов)  К60  (76)  -
оприходование товаров, поступивших по товарообменной операции, а также
одновременно Д60 (76) К62  (76)  -  уменьшение  задолженности  на  эту
стоимость.
     Учет накладных, коммерческих расходов, оплаты таможенных платежей
осуществляется  в соответствии с порядком,  действующим для реализации
за наличные или по безналичному расчету.
     36. Правовая основа заключения договоров комиссии и сделок по ним
регулируется главой 51 Гражданского кодекса Российской  Федерации  (ГК
России).
     При проведении  Проверок  организаций  -  комиссионеров   следует
обратить внимание на следующее:
     - комиссионер,  совершая сделки от своего имени, всегда участвует
в расчетах;
     - право собственности на имущество,  поступившее от  комитента  к
комиссионеру, а также приобретенное комиссионером для комитента, имеет
только комитент.
     Обычно комитент  предварительно  перечисляет  денежные средства в
иностранной  валюте  для  оплаты  комиссионером  товара  и   накладных
расходов.  Возможен  вариант,  когда  комиссионер  приобретает товар и
оплачивает накладные расходы  из  собственных  средств  с  последующим
возмещением  затрат  комитентом.  Отражение  на  счетах бухгалтерского
учета комитента операций по  реализации  товара  может  осуществляться
следующим образом:
     Д45 К41 (40) - передача товара на комиссию;
     Д76 К90 - списание реализации товара (по отчету комиссионера);
     Д90 К68 (76) - начисление НДС на сумму реализации (выбор счета 68
или  78 зависит от учетной политики комитента;  если момент реализации
определяется по отгрузке,  то используется счет 68,  если по оплате  -
счет  76,  с  которого после поступления денежных средств производится
списание в кредит счета 68);
     Д90 К45 - списание себестоимости реализованных товаров;
     Д44 К76, Д46 К44 - уменьшение задолженности комиссионера на сумму
вознаграждения;
     Д19 К76 - НДС с суммы вознаграждения;
     Д76 К51 (52) - оплата вознаграждения комиссионеру;
     Д68 К19   -   возмещение   НДС   с   уплаченного   вознаграждения
комиссионеру;
     Д90 К99 - определение финансового результата сделки.
     Отражение на счетах бухгалтерского учета комиссионера операций по
реализации товара:
     Д004 - получены товары на комиссию;
     Д62 К76 - товары реализованы покупателю и одновременно  возникает
задолженность перед комитентом;
     К004 - списан реализованный товар;
     Д51 (52) К62 - получена оплата за товар;
     Д76 К51 (52) - перечислена полученная сумма комитенту;
     Д76 К90 - начислено вознаграждение по договору;
     Д90 К68 - НДС с вознаграждения;
     Д90 К99 - определен результат реализации.
     При отгрузке товара,  принятого на комиссию,  комиссионер  должен
составить  счет  -  фактуру  (инвойс)  от  своего  имени  с  указанием
стоимости товара, включая комиссионное вознаграждение.
     Согласно ст.   1001   ГК   России   комитент   обязан  возместить
комиссионеру израсходованные им на исполнение комиссионного  поручения
суммы.  Комитент  относит  на  себестоимость  расходы  комиссионера  в
соответствии с Постановлением Правительства  Российской  Федерации  от
05.08.92  N  552.  Комитент  не  возмещает  расходы  на  хранение  его
имущества,  находящегося у комиссионера,  если в договоре комиссии  не
оговорено  иное  либо  комитентом  не  возмещает  из чистой прибыли по
собственной инициативе.
     Операции по  покупке  комиссионером имущества для комитента могут
отражаться в бухгалтерском учете комитента следующим образом.
     Д76 К51 (52) - перечислены денежные средства комиссионеру;
     Д10 (41, ...) К76 - получено имущество;
     Д19 К76 - начислен НДС со стоимости имущества;
     Д44 К76 - начислено вознаграждение комиссионеру;
     Д19 К76 - исчислен НДС с вознаграждения;
     Д76 К51 (52) оплачено вознаграждение;
     Д68 К19 - представлен НДС к возмещению.
     Моментом постановки   комитентом   на   учет  имущества  является
утверждение отчета комиссионера.
     Учет приобретаемого имущества у комиссионера:
     Д51 (52) К76 - перечислено комитентом;
     Д60 К51 (52) - перечислено поставщику;
     Д004 -  поступили  товары  на  склад  комиссионера  (если  товары
поступили на склад комитента,  то данная запись  не  делается,  а  все
последующие производятся по утвержденному отчету комиссионера);
     Д76 К60 - зачет долга перед комитентом (по отчету комиссионера);
     К004 - товары переданы на склад комиссионера;
     Д26 К51  (52),  Д76  К26  -  расходы  комиссионера,  связанные  с
приобретением товара для комитента;
     Д76и К90 - начислено вознаграждение комиссионеру;
     Д90 К68 (76) - НДС с вознаграждения;
     Д51 (52) К76 - покрыты расходы и получено вознаграждение;
     Д90 К99 - определен результат от посреднической деятельности.
     37. При  обнаружении  в  процессе  Проверки  признаков  нарушений
таможенных  правил  проверяющие  оформляют   протоколы   о   нарушении
таможенных  правил  в соответствии с нормативными правовыми актами ГТК
России.
     38. При  обнаружении  в  процессе  Проверки  признаков  нарушений
налогового законодательства,  не относящихся к компетенции  таможенных
органов,  информация  о  таких  нарушениях  с  приложением необходимых
документов    направляется    в    соответствующие     территориальные
подразделения МНС России и (или) в ФСНП России.
     39. По результатам Проверки проверяющие составляют акт Проверки в
соответствии  с  требованиями,  установленными  нормативными правовыми
актами ГТК России.
     В акте в том числе должны быть отражены:
     1) вопросы проверки,  проверяемый период,  сведения о должностных
лицах  организации,  ее  юридический и фактический адреса,  результаты
встречных проверок;
     2) заключение    о   достоверности   бухгалтерской   (финансовой)
отчетности организации и соответствии совершаемых ею  хозяйственных  и
финансовых операций требованиям законодательства Российской Федерации;
     3) выводы проверяющих о наличии  признаков  нарушений  требований
таможенного и иного законодательства Российской Федерации, контроль за
исполнением    которых    возложен    на    таможенные    органы    (с
систематизированным      объективным      изложением     документально
подтвержденных признаков правонарушений, выявленных в ходе Проверки (в
том  числе  встречной),  имеющих  значение  для  принятия  правильного
решения по результатам Проверки);  общая сумма выявленных неуплаченных
таможенных   платежей;  выводы  о  необходимости  передачи  материалов
Проверки в налоговые  и  другие  контролирующие  и  правоохранительные
органы при выявлении признаков налоговых и иных правонарушений;
     4) другие необходимые сведения.
     К акту прилагаются в обязательном порядке следующие документы:
     - копии документов,  подтверждающих наличие  признаков  нарушения
таможенного,   налогового   и   другого   законодательства  Российской
Федерации,  контроль за исполнением которого  возложен  на  таможенные
органы,    несоответствия   сведений,   представленных   организацией,
сведениям,  имеющимся в  таможенных  органах  или  полученным  в  ходе
проведения Проверки;
     - копии  протоколов  о  нарушении  таможенных  правил   (при   их
составлении);
     - уточненные обоснованные расчеты по видам таможенных платежей  и
пеней (если они не приведены в тексте акта Проверки).
     - другие необходимые материалы.

Начальник Таможенной инспекции
генерал - майор таможенной службы
                                                           А.Л. ВОЛКОВ


                                                            Приложение

                                                       к Рекомендациям

                ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ ДАННЫХ ГТД
              В БУХГАЛТЕРСКИХ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ДОКУМЕНТАХ
                       ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ

----------------------------------------------------------------------
|        Графа ГТД         | Бухгалтерские и хозяйственные документы |
|--------------------------|-----------------------------------------|
| 2   (Отправитель)        | Внешнеторговый контракт, инвойс         |
| 8   (Получатель)         |                                         |
|--------------------------|-----------------------------------------|
| 7   (Номер ГТД)          | Счета -      фактуры,      выставленные |
| 16  (Страна              | российским покупателям                  |
|     происхождения)       |                                         |
|--------------------------|-----------------------------------------|
| 9   (Лицо,               | Внешнеторговый контракт,        инвойс, |
|     ответственное за     | паспорт  сделки,  договор на банковское |
|     финансовое           | обслуживание                            |
|     урегулирование)      |                                         |
|--------------------------|-----------------------------------------|
| 14  (Декларант)          | Договор на оказание  брокерских  услуг, |
| 54  (Место и дата)       | доверенность                            |
|--------------------------|-----------------------------------------|
| 28  Финансовые и         | Внешнеторговый контракт,        паспорт |
|     банковские сведения  | сделки,  справки  банка   об   открытии |
|                          | счетов                                  |
|--------------------------|-----------------------------------------|
| 31  (Грузовые места и    | Внешнеторговый контракт,  инвойс, счета |
|     описание товаров)    | -   фактуры,    счета    -    проформы, |
| 33  (Код ТН ВЭД)         | упаковочные     листы,    спецификации, |
|                          | накладные,  технические карты (описание |
|                          | технологии     производства,    состава |
|                          | продукции),       синтетический       и |
|                          | аналитический учет на сч.  41 "Товары", |
|                          | сч.  43  "Готовая  продукция",  сч.  45 |
|                          | "Товары   отгруженные"  (журнал - ордер |
|                          | N 11), ведомости 16а,   16,   приходные |
|                          | ордера, данные складского учета         |
|--------------------------|-----------------------------------------|
| 35, Вес брутто, нетто    | Внешнеторговый контракт,        инвойс, |
| 36                       | упаковочные листы, документы складского |
|                          | учета, внутренние накладные             |
|--------------------------|-----------------------------------------|
| 42  (Фактурная           | Внешнеторговый контракт,  синтетический |
|     стоимость)           | и аналитический учет  по  счетам  учета |
| 45  (Таможенная          | денежных  средств  (51,  52,  55,  57), |
|     стоимость)           | расчетов  (60,  62,  76,  01,  41, 75), |
|                          | затрат на производство (20,  25,  26) и |
|                          | другим счетам, выписки банка о движении |
|                          | денежных средств, заявления на перевод, |
|                          | паспорт сделки и т.д.                   |
|--------------------------|-----------------------------------------|
| 47, (Исчисление          | Синтетический и аналитический  учет  на |
| В   таможенных пошлин и  | счетах   19,   50,   51,  52,  68,  76, |
|     сборов)              | банковские      выписки,      платежные |
|                          | поручения,    заявления   на   перевод, |
|                          | кассовые ордера                         |
----------------------------------------------------------------------

Страницы: 1  2