О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПТОВОГО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА ГОРОДА МОСКВЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 17 августа 2004 г. N 566-ПП (ПРМ) Объективные условия обеспечения жизнедеятельности города Москвы - крупнейшего северного мегаполиса, расположенного в зоне рискованного земледелия и не имеющего собственной ресурсной базы продовольствия, наряду с проблемами в развитии отечественного агропромышленного комплекса и развалом в результате проведенных реформ инфраструктуры оптовой торговли, определили в качестве одной из задач Правительства Москвы организацию устойчивого снабжения города основными видами продовольствия. На начальном этапе реформ основным направлением в этой работе являлось выделение льготных бюджетных кредитов предприятиям оптового продовольственного комплекса для разовых закупок продовольствия, а также для прямых закупок в целях формирования и поддержания страховых продовольственных запасов и резервов, стимулирование поставок качественной плодоовощной продукции, закладываемой на межсезонное хранение. Принятые меры были весьма эффективны, так как не допустили дестабилизации на продовольственном рынке столицы, позволили предприятиям оптовой торговли улучшить свое финансово-экономическое состояние, а содержание городских резервов при высоких темпах инфляции было экономически выгодным. Положительную роль сыграли и проведенные мероприятия по финансовому оздоровлению предприятий оптового продовольственного комплекса, защите их от недружественного поглощения, банкротства и перепрофилирования. В целях улучшения управляемости многофункциональным и многочисленным комплексом предприятий сформированы Союз предприятий холодильной промышленности и Союз предприятий плодоовощного комплекса. Проведена работа по формированию крупных московских агропромышленных холдингов и интеграционных объединений, реализуются инвестиционные проекты по созданию в регионах России филиалов московских предприятий оптовой торговли и пищевой перерабатывающей промышленности, за счет развития межрегиональных связей постепенно снижается зависимость продовольственного рынка города от экспортных поставок. В настоящее время предприятия оптового продовольственного комплекса столицы имеют в регионах Российской Федерации около 400 тыс.га сельскохозяйственных угодий, более 30 тысяч голов крупного рогатого скота, интенсивно развивающиеся птицеводческие хозяйства. Работа по привлечению в город продовольственных ресурсов позволила добиться постепенного роста московской доли оптового оборота в общем оптовом обороте страны, снижения темпов роста цен на основные виды продовольствия в городе по сравнению с темпами их роста в целом по России. Вместе с тем, по мере развития рыночных отношений, понижения темпов инфляции экономическая эффективность механизмов бюджетного кредитования разовых закупок продовольствия для текущих нужд и формирования длительно хранимых значительных страховых запасов стала постепенно снижаться. В 2003 году осуществлен переход от старой системы поставки основных видов продовольствия к годовым программам, составляющим не менее 25% от уровня потребления и осуществляемым с финансовой поддержкой в пределах ранее используемых на эти цели бюджетных средств. В результате доля поставок продовольственных товаров по годовым программам с финансовой поддержкой в общем объеме потребления населением этих товаров увеличилась более чем в два раза по сравнению с аналогичной долей поставок, осуществлявшихся за счет бюджетных средств в предыдущие годы. Почти в два раза по сравнению с 2002 годом повысилась эффективность использования бюджетных средств. Сокращение просроченной задолженности позволило увеличить финансовую поддержку годовых программ поставок продовольствия. Кроме того, программный метод работы позволяет отказаться от формирования длительно хранимых запасов продовольствия городского резерва, разместив эквивалентные объемы оборачиваемых запасов в составе годовых программ на условиях их использования городом для проведения товарных интервенций. Главной задачей в области управления и координации деятельности оптового продовольственного комплекса на ближайшую перспективу становятся переход от решения вопросов продовольственного снабжения к системе обеспечения продовольственной безопасности города, ориентированной, в первую очередь, на ценовую доступность продовольственных товаров для населения, их качество, снижение импортной зависимости рынка. Определяющими в этой работе становятся инструменты мониторинга и прогнозирования состояния оптового рынка, разработка и выполнение годовых программ поставок продовольствия с финансовой поддержкой предприятий, долевое финансирование инвестиционных проектов, защита экономических и имущественных интересов предприятий оптового продовольственного комплекса, контроль за целевым использованием бюджетных средств. В целях дальнейшего развития и совершенствования экономического механизма обеспечения продовольственной безопасности города Москвы, стимулирования оптовых и перерабатывающих предприятий и агрохолдингов по гарантированным поставкам в город необходимых объемов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров и поддержания в оперативном режиме требуемого уровня страховых запасов, сокращения хозяйственного участия города в формировании продовольственных ресурсов и повышения эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на продовольственное обеспечение города, Правительство Москвы постановляет: 1. Принять к сведению информацию об основных результатах работы оптового продовольственного комплекса города Москвы за 2003 год на основе введения новой системы финансирования расходов на продовольственное обеспечение города и перехода к формированию годовых программ поставок сельскохозяйственного сырья и продовольствия с использованием финансовой поддержки. 2. Согласиться с предложением Департамента продовольственных ресурсов города Москвы о переходе, начиная с 2005 года, на программно-целевой принцип гарантированного, равномерного в течение года снабжения москвичей продовольствием на основе: - формирования годовых программ поставок предприятий оптового продовольственного комплекса (в том числе крупных, вертикально интегрированных агрохолдингов) с финансовой поддержкой и размещением в составе программ эквивалентных городскому резерву объемов оборачиваемых запасов продовольствия на условиях их использования для проведения товарных интервенций; - дифференциации предельных уровней финансовой поддержки годовых программ предприятий оптового продовольственного комплекса по товарным группам; - формирования финансового резерва. 3. Утвердить прогнозные показатели годовых программ поставок продовольствия на 2005 - 2007 годы (приложение), сформированные исходя из прогноза социально-экономического развития города Москвы и перспективного финансового плана на 2005 - 2007 годы. Разрешить Департаменту продовольственных ресурсов города Москвы по согласованию с Правительством Москвы вносить уточнения в прогнозные показатели годовых программ поставок продовольствия на 2005 - 2007 годы в соответствии с прогнозной и фактически складывающейся конъюнктурой продовольственного рынка. 4. Департаменту продовольственных ресурсов города Москвы по согласованию с Департаментом экономической политики и развития города Москвы и Департаментом финансов города Москвы в трехмесячный срок подготовить предложения: 4.1. По внесению в действующие нормативные документы Правительства Москвы, регламентирующие порядок квалификационного конкурсного отбора предприятий и порядок предоставления им финансовой поддержки (утвержденные постановлениями Правительства Москвы от 31 декабря 2002 года N 1090-ПП "О Порядке финансирования расходов на формирование и обслуживание городского продовольственного фонда и развитие оптовой торговли продовольствием в городе Москве", от 1 апреля 2003 года N 197-ПП "Об оказании финансовой поддержки субъектам оптовой торговли продовольствием в форме субсидий (долевого финансирования)" и от 8 июля 2003 года N 522-ПП "О приведении нормативно-распорядительных документов Правительства Москвы в соответствие с Порядком финансирования расходов на формирование и обслуживание городского продовольственного фонда и развитие оптовой торговли продовольствием в городе Москве"), изменений и дополнений, обеспечивающих: - упрощение процедур квалификационного конкурсного отбора; - поддержку крупных, вертикально интегрированных агрохолдингов с замкнутым циклом производства (включая производство, хранение и реализацию продукции), формирующих трехлетние программы поставок продовольствия, с предоставлением поэтапной (по годам) финансовой поддержки без изъятия средств из оборота при условии соблюдения этими предприятиями требований бюджетного законодательства, выполнения годовых программ поставок и эффективного использования бюджетных средств; - стимулирование преимущественного привлечения внебюджетных средств для реализации инвестиционных (интеграционных) проектов предприятий оптового продовольственного комплекса, направленных на развитие интеграционных связей с регионами Российской Федерации и инфраструктуры оптового продовольственного комплекса Москвы, а также на реализацию годовых программ поставок продовольствия; - проведение торгов (аукционов, тендеров) по размещению заказов на поставку для нужд города Москвы продовольственных товаров. 4.2. По применению начиная с 2005 года процентных ставок за пользование бюджетными кредитами, выделяемыми предприятиям оптового продовольственного комплекса города независимо от формы собственности: - для финансовой поддержки годовых программ закупок продовольствия - из расчета 1/3 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент предоставления кредита; - для приобретения в регионах России сельскохозяйственных и пищеперерабатывающих предприятий, их последующего развития и организации поставки произведенной ими продукции в город Москву, а также для осуществления утвержденных мероприятий по развитию оптовой торговли продовольствием в городе Москве - из расчета 1/4 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. 5. В целях создания замыкающих звеньев в цепочках реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия крупными вертикально интегрированными холдингами с полным циклом производства, имеющими собственную сырьевую базу в регионах России, а также в целях повышения эффективности использования городской собственности в оптовом продовольственном комплексе: 5.1. Департаменту продовольственных ресурсов города Москвы в месячный срок сформировать и направить в Департамент имущества города Москвы перечень хозяйственных обществ с участием города Москвы, акции которых могут быть переданы в доверительное управление с продажей по результатам доверительного управления в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", а также предложения об условиях проведения конкурсов на право заключения договоров доверительного управления, сроках передачи долей города в доверительное управление по сформированному перечню предприятий и обязательных требованиях к плану доверительного управления, предусматривающих в условиях договоров обеспечение доверительным управляющим в период доверительного управления: - погашения предприятием имеющейся задолженности перед бюджетами всех уровней; - создания современных объектов оптовой торговли на базе предприятий, пакеты акций которых переданы в доверительное управление с продажей по результатам управления. 5.2. Департаменту имущества города Москвы: 5.2.1. В трехмесячный срок после выполнения пункта 5.1 настоящего постановления организовать проведение независимой оценки рыночной стоимости пакетов акций хозяйственных обществ с участием города Москвы, акции которых могут быть переданы в доверительное управление с продажей по результатам управления. 5.2.2. В месячный срок после выполнения пункта 5.2.1 настоящего постановления обеспечить внесение на Межведомственную комиссию по оценке эффективности использования долей (паев) Правительства Москвы в хозяйственных обществах вопроса о проведении конкурса по передаче городских пакетов акций предприятий продовольственного комплекса в доверительное управление с продажей по результатам управления. 5.2.3. В соответствии с рекомендациями Межведомственной комиссии по оценке эффективности использования долей (паев) Правительства Москвы в хозяйственных обществах обеспечить проведение конкурсов на право заключения договоров доверительного управления принадлежащими городу пакетами акций акционерных обществ оптового продовольственного комплекса (п.5.1). 5.3. Департаменту продовольственных ресурсов города Москвы совместно с Департаментом имущества города Москвы включить ГУП г.Москвы АПК "Пышлицкий" и ГУП г.Москвы "Рыбхоз "Шатурский" в прогнозный план (программу) приватизации государственного имущества города Москвы на 2005 год. 6. Департаменту продовольственных ресурсов города Москвы: 6.1. До 1 октября 2004 года определить приоритеты использования бюджетных средств, предназначенных для продовольственного обеспечения города, на период 2005 - 2007 гг. 6.2. Рекомендовать предприятиям оптового продовольственного комплекса шире использовать механизмы привлечения внебюджетных источников финансирования инвестиционных проектов, включая размещение облигационных займов и привлечение средств Фонда инвестиционного развития регионов Центрального федерального округа Российской Федерации. 6.3. Активизировать работу по формированию в зерновом и плодоовощном секторах продовольственного рынка вертикально интегрированных агрохолдингов с замкнутым циклом производства. 6.4. На основе информационно-аналитического мониторинга годовых программ поставок продовольствия до 15 декабря 2004 года разработать систему контроля за состоянием ресурсов продовольствия и за целевым и эффективным использованием средств городского бюджета, предоставляемых предприятиям оптового продовольственного комплекса на финансовую поддержку годовых программ поставок продовольствия, а также систему отчетности перед Мэром и Правительством Москвы о наличии продовольственных ресурсов в городе. 7. В целях усиления информационной составляющей продовольственной безопасности города и реализации постановления Правительства Москвы от 18 мая 2004 года N 319-ПП "О состоянии и мерах по развитию информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка города Москвы": 7.1. Департаменту продовольственных ресурсов города Москвы (государственный заказчик работ по проектам создания, развития и сопровождения информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка города Москвы) совместно с открытым акционерным обществом "Оптовые продовольственные рынки города Москвы" (головной исполнитель) до 25 декабря 2004 года завершить разработку в рамках Городской целевой программы "Электронная Москва" концепции дальнейшего развития информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка города Москвы и представить на утверждение Правительства Москвы. 7.2. Управлению информатизации города Москвы предусмотреть в плане мероприятий по реализации Городской целевой программы "Электронная Москва" на 2005 год по заявке Департамента продовольственных ресурсов города Москвы мероприятия по созданию и развитию информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка города Москвы. 8. В связи с принятием решения о размещении в составе годовых программ поставок эквивалентных городскому резерву объемов оборачиваемых запасов продовольствия (п.2) считать утратившими силу пункт 5.9 постановления Правительства Москвы от 10 февраля 2004 года N 59-ПП "Об основных направлениях укрепления продовольственной безопасности города Москвы на 2004 год и дальнейшую перспективу" и пункты 2 и 3 распоряжения Правительства Москвы от 18 ноября 2003 года N 2097-РП "О мерах по обеспечению населения города Москвы продовольствием в 2004 году". 9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы Бабурина А.И. О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы до 25 декабря 2004 года. Исполняющий обязанности Мэра Москвы В.П.Шанцев 17 августа 2004 г. N 566-ПП Приложение к постановлению Правительства Москвы от 17 августа 2004 года N 566-ПП Прогнозные показатели годовых программ поставок продовольствия на 2005 - 2007 годы ----------------------------------------------------------------- | Показатели | Прогноз | |---------------------------------------|-----------------------| | | 2005г.| 2006г.| 2007г.| |---------------------------------------|-------|-------|-------| |Организованные поставки социально | | | | |значимых продовольственных товаров, | | | | |проходящих через материально- | | | | |техническую базу оптового | | | | |продовольственного | | | | |комплекса (млн.тонн) | 4,51 | 4,66 | 4,83 | |---------------------------------------|-------|-------|-------| |в % к фонду потребления | 68,3 | 68,4 | 68,6 | |---------------------------------------|-------|-------|-------| |Годовые программы поставок (млн.тонн) | 2,22 | 2,31 | 2,41 | |---------------------------------------|-------|-------|-------| |в % к фонду потребления | 33,6 | 33,9 | 34,2 | |---------------------------------------|-------|-------|-------| |Уровень финансовой поддержки годовых | | | | |программ поставок продовольствия, % | 32 | 30 | 28 | ----------------------------------------------------------------- |