О НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ (РЕДАКЦИЯ НА 29.06.2004). Закон (Федеральный). Федеральное Собрание РФ. 17.06.96 74-ФЗ

Оглавление


                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

                  О НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ
                       (Редакция на 29.06.2004)



   

     Принят Государственной Думой       22 мая 1996 года
     Одобрен Советом Федерации          5 июня 1996 года

     Настоящий    Федеральный   закон   определяет   правовые   основы
национально-культурной   автономии  в  Российской  Федерации,  создает
правовые  условия  взаимодействия  государства  и  общества для защиты
национальных  интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора
ими путей и форм своего национально-культурного развития.

                       Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


          Статья 1. Понятие национально-культурной автономии

     Национально-культурная  автономия в Российской Федерации (далее -
национально-культурная  автономия) - это форма национально-культурного
самоопределения,  представляющая  собой объединение граждан Российской
Федерации,   относящих   себя   к  определенной  этнической  общности,
находящейся  в  ситуации  национального меньшинства на соответствующей
территории,   на   основе  их  добровольной  самоорганизации  в  целях
самостоятельного  решения  вопросов  сохранения самобытности, развития
языка, образования, национальной культуры.
     Национально-культурная  автономия  является  видом  общественного
объединения.   Организационно-правовой  формой  национально-культурной
автономии является общественная организация.

         Статья 2. Принципы национально-культурной автономии

     Национально-культурная автономия основывается на принципах:
     свободного   волеизъявления   граждан   при   отнесении   себя  к
определенной этнической общности;
     самоорганизации и самоуправления;
     многообразия  форм  внутренней организации национально-культурной
автономии;
     сочетания общественной инициативы с государственной поддержкой;
     уважения  языка,  культуры,  традиций и обычаев граждан различных
этнических общностей;
     законности.


                   Статья 3. Правовое регулирование
                   национально-культурной автономии

     Правовое     регулирование    национально-культурной    автономии
осуществляется  в  соответствии  с  Конституцией Российской Федерации,
настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 19 мая 1995 года
N  82-ФЗ "Об общественных объединениях", другими федеральными законами
и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и
иными  нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а
также  с  общепризнанными  принципами и нормами международного права и
международными договорами Российской Федерации.
     Если  международным  договором  Российской  Федерации установлены
иные  правила,  чем  предусмотренные настоящим Федеральным законом, то
применяются правила международного договора.

           Статья 4. Права национально-культурной автономии

     Национально-культурная автономия имеет право:
     получать  поддержку  со  стороны органов государственной власти и
органов    местного   самоуправления,   необходимую   для   сохранения
национальной  самобытности,  развития  национального (родного) языка и
национальной культуры;
     обращаться   в   органы   законодательной   (представительной)  и
исполнительной  власти,  органы  местного  самоуправления, представляя
свои национально-культурные интересы;
     создавать  средства  массовой информации в порядке, установленном
законодательством  Российской  Федерации,  получать  и  распространять
информацию на национальном (родном) языке;
     сохранять  и  обогащать историческое и культурное наследие, иметь
свободный доступ к национальным культурным ценностям;
     следовать   национальным   традициям   и  обычаям,  возрождать  и
развивать художественные народные промыслы и ремесла;
     создавать   образовательные   и  научные  учреждения,  учреждения
культуры   и   обеспечивать   их  функционирование  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации;
     участвовать через своих полномочных представителей в деятельности
международных неправительственных организаций;
     устанавливать  на основании законодательства Российской Федерации
и  поддерживать  без  какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с
гражданами, общественными организациями иностранных государств.
     Федеральными   законами,   конституциями   (уставами),   законами
субъектов  Российской Федерации национально-культурной автономии могут
быть предоставлены и иные права в сферах образования и культуры.
     Участие   или  неучастие  в  деятельности  национально-культурной
автономии  не  может  служить  основанием для ограничения прав граждан
Российской Федерации, равно как и национальная принадлежность не может
служить   основанием  для  ограничения  их  участия  или  неучастия  в
деятельности национально-культурной автономии.
     Право  на  национально-культурную автономию не является правом на
национально-территориальное самоопределение.
     Осуществление права на национально-культурную автономию не должно
наносить ущерб интересам других этнических общностей.

         Глава II. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ.
                   ПОРЯДОК УЧРЕЖДЕНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ
                   НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ


                   Статья 5. Организационные основы
                   национально-культурной автономии

     Организационные     основы    национально-культурной    автономии
определяются   спецификой  расселения  граждан  Российской  Федерации,
относящих   себя  к  определенным  этническим  общностям,  и  уставами
национально-культурных автономий.
     Национально-культурная     автономия    может    быть    местной,
региональной, федеральной.
     Местные   национально-культурные   автономии  граждан  Российской
Федерации,  относящих  себя  к определенной этнической общности, могут
образовывать  региональную  национально-культурную  автономию  граждан
Российской   Федерации,   относящих  себя  к  определенной  этнической
общности.
     Региональные   национально-культурные   автономии  двух  и  более
субъектов  Российской Федерации могут создавать органы межрегиональной
координации    своей    деятельности.   Такие   органы   не   являются
межрегиональными национально-культурными автономиями.
     Федеральная  национально-культурная  автономия граждан Российской
Федерации,   относящих   себя   к  определенной  этнической  общности,
учреждается  не  менее  чем  половиной зарегистрированных региональных
национально-культурных   автономий   граждан   Российской   Федерации,
относящих себя к определенной этнической общности.
     Федеральные,    региональные   национально-культурные   автономии
граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим
общностям,  имеющим  соответствующие  республику или автономный округ,
автономную   область,   и   органы  государственной  власти  субъектов
Российской   Федерации   могут   координировать   свою   деятельность,
участвовать в разработке федеральных и региональных программ в области
сохранения  и  развития  национальных  (родных)  языков и национальной
культуры  на  основе  взаимных  соглашений  и  договоров  федеральных,
региоальных  национально-культурных  автономий и субъектов Российской
Федерации.


            Статья 6. Порядок образования, государственной
            регистрации, реорганизации и (или) ликвидации
                   национально-культурной автономии

     Образование,  государственная  регистрация, реорганизация и (или)
ликвидация  национально-культурной автономии осуществляются в порядке,
установленном настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 19
мая   1995  года  N  82-ФЗ  "Об  общественных  объединениях"  и  иными
федеральными законами.
     Местная  национально-культурная  автономия  учреждается  на общем
собрании  (сходе)  гражданами  Российской Федерации, относящими себя к
определенной   этнической   общности   и   постоянно  проживающими  на
территории  соответствующего  муниципального образования. Учредителями
местной   национально-культурной   автономии   наряду   с   гражданами
Российской  Федерации  могут выступать зарегистрированные общественные
объединения   граждан   Российской   Федерации,   относящих   себя   к
определенной    этнической   общности,   действующие   на   территории
соответствующего муниципального образования.
     Делегаты   местных   национально-культурных   автономий   граждан
Российской   Федерации,   относящих  себя  к  определенной  этнической
общности,   на   конференции   (съезде)  могут  учредить  региональную
национально-культурную   автономию   в  пределах  субъекта  Российской
Федерации.
     Делегаты  региональных  национально-культурных  автономий граждан
Российской   Федерации,   относящих  себя  к  определенной  этнической
общности,  на съезде могут учредить федеральную национально-культурную
автономию.
     Национально-культурные    автономии    образуют   руководящие   и
контрольно-ревизионные   органы.   Порядок   формирования,  функции  и
названия  таких  органов  определяются  уставом национально-культурной
автономии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     Порядок   приема   в   члены   национально-культурной   автономии
определяется уставом соответствующей национально-культурной автономии.
     Государственная  регистрация  местных, региональных и федеральных
национально-культурных   автономий   производится   в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации.
     Для  государственной регистрации национально-культурной автономии
в   числе   других  документов  должны  быть  представлены  документы,
подтверждающие,   что  не  менее  чем  за  три  месяца  до  проведения
учредительной   конференции   (съезда)  федеральной  или  региональной
национально-культурной  автономии  и  не  менее  чем  за один месяц до
проведения      учредительного      собрания      (схода)      местной
национально-культурной  автономии были сделаны сообщения о предстоящем
учреждении   национально-культурной  автономии  в  средствах  массовой
информации,  продукция  которых  распространяется  на  соответствующей
территории.
     Федеральный орган исполнительной власти в области государственной
регистрации   осуществляет   ведение   реестра  национально-культурных
автономий.  Реестр  национально-культурных автономий является открытым
для всеобщего ознакомления.


              Статья 7. Консультативные советы по делам
                   национально-культурных автономий

     Федеральный  орган  исполнительной власти, уполномоченный в сфере
культуры,    создает    в    порядке,   установленном   для   создания
межведомственных  координационных  и совещательных органов, образуемых
федеральными  органами исполнительной власти, консультативный совет по
делам   национально-культурных   автономий,   который   действует   на
общественных началах.
     Консультативный совет по делам национально-культурных автономий:
     осуществляет   согласование  деятельности  национально-культурных
автономий, содействует установлению и укреплению связей между ними;
     представляет   и   защищает   в  органах  государственной  власти
Российской  Федерации  культурные  и  социальные  интересы  этнических
общностей,   находящихся   в  ситуации  национального  меньшинства  на
соответствующей территории;
     участвует  в подготовке федеральных программ в области сохранения
и  развития  национальных  (родных)  языков  и  национальной культуры,
проектов  нормативных  правовых  актов,  а  также  в подготовке других
решений,  затрагивающих  права  и законные интересы граждан Российской
Федерации,   относящих   себя  к  определенным  этническим  общностям,
находящимся  в  ситуации  национального меньшинства на соответствующей
территории;
     осуществляет консультирование Правительства Российской Федерации,
федеральных  органов  исполнительной  власти по национальным проблемам
граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим
общностям,   находящимся   в  ситуации  национального  меньшинства  на
соответствующей территории.
     Консультативный  совет  по делам национально-культурных автономий
состоит  из  делегированных на определенный срок представителей каждой
федеральной национально-культурной автономии.
     Часть четвертая утратила силу.
     При  органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации
могут создаваться консультативные советы или иные совещательные органы
по   делам   национально-культурных  автономий.  Порядок  образования,
деятельности   и   ликвидации   этих   органов  определяется  органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
     При органах местного самоуправления соответствующих муниципальных
образований   могут   создаваться   консультативные  советы  или  иные
совещательные   органы   по  делам  национально-культурных  автономий.
Порядок   образования,   деятельности   и   ликвидации   этих  органов
устанавливается    нормативными    правовыми    актами   муниципальных
образований.

         Глава III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА НА СОХРАНЕНИЕ, РАЗВИТИЕ
            И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО (РОДНОГО) ЯЗЫКА

                   Статья 8. Государственная защита
                     национальных (родных) языков

     Российская  Федерация  обеспечивает  социальную,  экономическую и
правовую  защиту национальных (родных) языков на территории Российской
Федерации.
     Право   граждан  Российской  Федерации  на  сохранение,  развитие
национального  (родного)  языка,  свободу выбора и использования языка
общения, воспитания и обучения устанавливается Конституцией Российской
Федерации,  федеральными законами, конституциями (уставами) и законами
субъектов Российской Федерации, настоящим Федеральным законом.

         Статья 9. Обеспечение права на сохранение и развитие
                    национального (родного) языка

     Органы   государственной   власти  Российской  Федерации,  органы
государственной власти субъектов Российской Федерации:
     обеспечивают проведение государственной политики, направленной на
сохранение и развитие национальных (родных) языков;
     оказывают  финансовую (за счет средств соответствующих бюджетов и
внебюджетных    средств),    организационную    и    иную    поддержку
национально-культурным    автономиям   в   разработке   и   реализации
государственных  программ в области сохранения и развития национальных
(родных) языков.
     Федеральные  органы  исполнительной власти, органы исполнительной
власти       субъектов      Российской      Федерации      содействуют
национально-культурным автономиям в:
     издании   книг,   выпуске   периодической   печати,   организации
телерадиовещания, создании средств массовой информации как на русском,
так и на национальных (родных) языках;
     обмене  теле-  и  радиопрограммами,  аудио-  и  видеоматериалами,
печатной  продукцией  на национальных (родных) языках между субъектами
Российской   Федерации,   а   также   между  Российской  Федерацией  и
иностранными государствами.

            Статья 10. Право на получение основного общего
        образования на национальном (родном) языке и на выбор
                     языка воспитания и обучения

     Граждане  Российской  Федерации,  относящие  себя  к определенным
этническим  общностям,  имеют  право  на  получение  основного  общего
образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания
и обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования
в    соответствии   с   законодательством   Российской   Федерации   и
законодательством субъектов Российской Федерации.

            Статья 11. Обеспечение национально-культурными
           автономиями права на получение основного общего
        образования на национальном (родном) языке и на выбор
                     языка воспитания и обучения

     В   целях   обеспечения   права  на  получение  основного  общего
образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания
и обучения национально-культурные автономии могут:
     образовывать    негосударственные    (общественные)    дошкольные
учреждения   или   группы   в   таких  учреждениях  с  воспитанием  на
национальном (родном) языке;
     создавать    негосударственные   (общественные)   образовательные
учреждения   (общеобразовательные;   начального,  среднего  и  высшего
профессионального  образования)  с  обучением на национальном (родном)
языке;
     учреждать другие негосударственные (общественные) образовательные
учреждения с обучением на национальном (родном) языке;
     разрабатывать   с   участием   подведомственных   образовательных
учреждений учебные программы, издавать учебники, методические пособия,
другую  учебную  литературу,  необходимые  для  обеспечения  права  на
получение образования на национальном (родном) языке;
     вносить  предложения  в федеральные органы исполнительной власти,
органы  исполнительной  власти  субъектов Российской Федерации, органы
местного самоуправления о создании:
     классов,   учебных   групп   в   государственных,   муниципальных
образовательных  учреждениях  с  обучением  на  национальном  (родном)
языке;
     государственных,   муниципальных   образовательных  учреждений  с
обучением  на  русском  языке  и  углубленным  изучением национального
(родного) языка, национальной истории и культуры;
     участвовать    в   разработке   государственных   образовательных
стандартов,   а   также   примерных  программ  для  государственных  и
муниципальных  образовательных  учреждений с обучением на национальном
(родном) языке, иных языках;
     организовывать  подготовку и переподготовку педагогических и иных
кадров    для    негосударственных    (общественных)   образовательных
учреждений;
     заключать   договоры   с  неправительственными  организациями  за
пределами Российской Федерации о создании условий для реализации права
на  получение  образования на национальном (родном) языке, в частности
договоры   о   подготовке   педагогических   кадров,   об  обеспечении
научно-методической,      учебной,     художественной     литературой,
аудиовизуальными средствами обучения на национальном (родном) языке;
     осуществлять   в   соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации  и  законодательством  субъектов Российской Федерации другие
мероприятия  по обеспечению права на обучение на национальном (родном)
языке, на выбор языка воспитания и обучения.
     Негосударственные  (общественные)  образовательные  учреждения  с
обучением   на   национальном  (родном)  языке  обеспечивают  изучение
русского  языка  как  государственного  языка  Российской  Федерации в
соответствии    с    законодательством    Российской    Федерации    и
государственными   образовательными   стандартами,  а  также  изучение
государственных языков субъектов Российской Федерации в соответствии с
законодательством этих субъектов.

             Статья 12. Обеспечение федеральными органами
        исполнительной власти, органами исполнительной власти
          субъектов Российской Федерации права на получение
        основного общего образования на национальном (родном)
             языке, на выбор языка воспитания и обучения

     Федеральные  органы  исполнительной власти, органы исполнительной
власти    субъектов    Российской    Федерации    в   соответствии   с
законодательством  Российской  Федерации,  законодательством субъектов
Российской   Федерации  о  языках  народов  Российской  Федерации,  об
образовании и настоящим Федеральным законом:
     обеспечивают  при необходимости создание групп в государственных,
муниципальных  дошкольных  учреждениях,  классов  или  учебных групп в
государственных, муниципальных образовательных учреждениях с обучением
на национальном (родном) языке;
     с   учетом   предложений   национально-культурных   автономий   и
конкретных  условий  региона  создают  государственные образовательные
учреждения  с  обучением  на  национальном  (родном) языке, на русском
языке   с   углубленным   изучением   национального  (родного)  языка,
национальной  истории  и  культуры, а также учреждения дополнительного
образования (воскресные школы, факультативы, культурно-образовательные
центры  и другие образовательные учреждения) для изучения и пропаганды
национальных (родных) языков и национальных культур;
     содействуют  разработке, изданию и приобретению учебных программ,
учебников,   методических   пособий   и   другой  учебной  литературы,
необходимых для обучения на национальном (родном) языке;
     осуществляют    финансирование   мероприятий,   направленных   на
обеспечение  права  на  получение образования на национальном (родном)
языке в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, за
счет  соответствующих  бюджетов и внебюджетных ассигнований в пределах
средств, выделяемых на образование;
     организуют преимущественно по рекомендации национально-культурных
автономий   подготовку,   переподготовку   и   повышение  квалификации
педагогических   и   иных   кадров   для  образовательных  учреждений,
осуществляющих  образовательную  деятельность на национальном (родном)
языке,  иных языках, в том числе на основе соглашений между субъектами
Российской Федерации и межгосударственных соглашений;
     оказывают  материальную,  правовую, организационную и иную помощь
национально-культурным   автономиям   в   создании   негосударственных
образовательных  учреждений и развитии иных форм воспитания и обучения
на национальном (родном) языке.

             Глава IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА НА СОХРАНЕНИЕ И
                    РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

            Статья 13. Обеспечение национально-культурными
              автономиями права на сохранение и развитие
                        национальной культуры

     В целях обеспечения права граждан Российской Федерации, относящих
себя  к  определенным  этническим  общностям, на сохранение и развитие
национальной культуры национально-культурные автономии могут:
     создавать     негосударственные     (общественные)     учреждения
национальной  культуры:  театры, культурные центры, музеи, библиотеки,
клубы,  студии,  архивы и другие учреждения культуры и обеспечивать их
функционирование;
     организовывать  творческие  союзы, коллективы профессионального и
самодеятельного    искусства,   кружки   по   изучению   национального
культурного наследия, достижений национальной культуры;
     проводить  массовые  мероприятия в области национальной культуры:
фестивали, конкурсы, смотры, выставки и другие мероприятия;
     содействовать   организации   национального  краеведения,  охране
национальных  памятников  истории и культуры; создавать краеведческие,
этнографические и иные общественные музеи;
     учреждать  организации,  занимающиеся  художественными  народными
промыслами и ремеслами;
     издавать  произведения исторической, художественной, музыкальной,
фольклорной,  этнографической  литературы  на  национальных (родных) и
иных языках;
     создавать    негосударственные   (общественные)   образовательные
учреждения  по подготовке творческих работников, педагогических и иных
кадров в области национальной культуры;
     разрабатывать    и    представлять   в   соответствующие   органы
государственной  власти,  органы местного самоуправления предложения о
сохранении и развитии национальной культуры;
     заключать    договоры   с   неправительственными   организациями,
находящимися  за пределами Российской Федерации, о культурном обмене и
сотрудничестве в области сохранения национальной культуры.

             Статья 14. Обеспечение федеральными органами
        исполнительной власти, органами исполнительной власти
         субъектов Российской Федерации права на сохранение и
                    развитие национальной культуры

     Федеральные  органы  исполнительной власти, органы исполнительной
власти    субъектов    Российской    Федерации    в   соответствии   с
законодательством  Российской  Федерации,  законодательством субъектов
Российской Федерации о культуре и настоящим Федеральным законом:
     учитывают   при   разработке   и   осуществлении   федеральных  и
региональных  программ  национально-культурного  развития  предложения
национально-культурных автономий;
     рассматривают   предложения  национально-культурных  автономий  о
включении    в    государственные    образовательные   стандарты   для
образовательных  учреждений,  реализующих образовательные программы на
национальном  (родном)  языке,  курсов  по изучению истории, культуры,
этнографии,  традиционных  видов трудовой деятельности, художественных
народных промыслов и ремесел и принимают соответствующие решения;
     направляют    деятельность    государственных   и   муниципальных
учреждений    культуры    на   удовлетворение   национально-культурных
потребностей;
     организуют  в  системе  государственных  и  муниципальных архивов
соответствующие  разделы  по  культуре,  истории,  общественной  жизни
граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим
общностям;
     оказывают  помощь  национально-культурным  автономиям  в создании
негосударственных  (общественных)  учреждений  национальной  культуры,
открытии  негосударственных  (общественных) образовательных учреждений
по  подготовке  творческих  работников и иных специалистов, проведении
различных массовых мероприятий в области национальной культуры;
     обеспечивают   сохранность   памятников   истории   и   культуры,
представляющих  ценность  для  граждан Российской Федерации, относящих
себя   к   определенным  этническим  общностям,  и  являющихся  частью
культурного наследия Российской Федерации;
     осуществляют иные мероприятия по созданию условий для сохранения,
возрождения    и    развития    национальной    культуры,   реализации
национально-культурных  прав  граждан  Российской Федерации, относящих
себя к определенным этническим общностям.

           Статья 15. Обеспечение органами государственной
           власти права национально-культурных автономий на
            освещение их деятельности в средствах массовой
                              информации

     Государственные   аудиовизуальные  средства  массовой  информации
предоставляют   национально-культурным   автономиям   эфирное   время.
Периодичность,  продолжительность  передач  и язык, на котором ведутся
передачи,  определяются договорами с учредителями и редакциями теле- и
радиопрограмм.
     Органы   государственной   власти  Российской  Федерации,  органы
государственной  власти  субъектов Российской Федерации поддерживают и
поощряют  негосударственные средства массовой информации, безвозмездно
предоставляющие    национально-культурным    автономиям    возможность
освещения их деятельности.
     В  федеральных  программах финансовой и организационной поддержки
средств   массовой   информации   предусматривается  помощь  средствам
массовой информации национально-культурных автономий.
     В  программах субъектов Российской Федерации и местных программах
финансовой  и  организационной  поддержки  средств массовой информации
может   быть   предусмотрена   помощь  средствам  массовой  информации
национально-культурных автономий.

               Глава V. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА
                   НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ

                  Статья 16. Принципы финансирования
                   национально-культурных автономий

     Финансирование   деятельности,   связанной   с  реализацией  прав
национально-культурной автономии, осуществляется за счет средств:
     национально-культурных  автономий,  их  учреждений и организаций,
частных лиц;
     федерального  бюджета,  бюджетов  субъектов Российской Федерации,
местных бюджетов.
     В   этих   целях  могут  формироваться  специальные  федеральные,
региональные и местные фонды.
     Финансовые    средства   предоставляются   национально-культурным
автономиям    для   финансирования   общественно   значимых   программ
национально-культурного  развития,  для  осуществления  мероприятий  в
области   культуры,   образования   и  благотворительных  мероприятий.
Поступление  средств из внебюджетных источников не является основанием
для     сокращения    бюджетных    ассигнований,    направляемых    на
национально-культурное  развитие  в  порядке,  установленном настоящим
Федеральным законом.

           Статья 17. Собственность национально-культурных
                              автономий

     Национально-культурные  автономии обладают правом собственности в
соответствии с законодательством Российской Федерации.

        Статья 18. Имущество национально-культурных автономий

     Федеральные  органы  исполнительной власти, органы исполнительной
власти  субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления
могут  передавать национально-культурным автономиям, их некоммерческим
учреждениям и организациям государственное и муниципальное имущество в
собственность  или  аренду  в порядке, установленном законодательством
Российской   Федерации   и   законодательством   субъектов  Российской
Федерации.
     Для     осуществления     уставных     целей    и    деятельности
национально-культурные   автономии,  их  некоммерческие  учреждения  и
организации  могут  использовать  помещения, переданные им на условиях
договора аренды.
     Размер   платы   за   аренду   помещений  национально-культурными
автономиями,   их   некоммерческими   учреждениями   и   организациями
определяется  в  порядке, установленном для некоммерческих организаций
культуры  и  образования  на  территории  данного  субъекта Российской
Федерации,  а  также  в соответствии с Гражданским кодексом Российской
Федерации,   другими   федеральными   законами,   законами   и   иными
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

                   Статья 19. Финансовая поддержка
             национально-культурных автономий со стороны
                государства и местного самоуправления

     В    целях   сохранения   национальной   самобытности,   развития
национального  (родного)  языка  и  национальной  культуры, реализации
национально-культурных  прав  граждан  Российской Федерации, относящих
себя   к   определенным   этническим   общностям,  федеральные  органы
законодательной   и   исполнительной  власти,  органы  законодательной
(представительной)   и   исполнительной  власти  субъектов  Российской
Федерации:
     предусматривают   в  федеральном  бюджете,  а  также  в  бюджетах
субъектов  Российской  Федерации  ассигнования  для оказания поддержки
национально-культурным автономиям;
     учитывают    национальные    потребности   при   формировании   и
расходовании федеральных фондов регионального развития;
     создают     специальные     федеральные,    региональные    фонды
национально-культурного развития;
     предоставляют   национально-культурным   автономиям   льготы   по
налогам,   сборам   и  кредитам  в  соответствии  с  законодательством
Российской   Федерации   и   законодательством   субъектов  Российской
Федерации.
     Органы   местного   самоуправления   решают   вопросы  финансовой
поддержки  местных  национально-культурных  автономий в соответствии с
законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении.


              Статья 20. Основные условия предоставления
                 государственной финансовой поддержки
                  национально-культурным автономиям

     Федеральные  органы  исполнительной власти, органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления
оказывают   национально-культурным  автономиям  финансовую  поддержку,
предусмотренную   статьей   19  настоящего  Федерального  закона,  при
условии,  что  эти  финансовые средства имеют целевой характер и могут
использоваться   только   для  проведения  конкретных  мероприятий.  В
представляемых  целевых  программах  национально-культурного  развития
народов   Российской   Федерации   указывается   численность   граждан
Российской      Федерации,      объединенных     в     соответствующей
национально-культурной    автономии   и   нуждающихся   в   сохранении
самобытности, развитии языка, образования и национальной культуры.
     Выбор  целевых  программ национально-культурного развития народов
Российской   Федерации   для   государственной   финансовой  поддержки
осуществляется  соответственно  федеральными  органами  исполнительной
власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
с учетом мнения представителей национально-культурных автономий.
     Федеральные   финансовые   органы,  финансовые  органы  субъектов
Российской   Федерации   осуществляют   контроль   за   использованием
предоставленных     средств     по     их     целевому     назначению.
Национально-культурные   автономии  обязаны  в  установленном  порядке
своевременно   представлять   отчет   о  расходовании  полученных  ими
государственных  средств.  В  случаях использования финансовых средств
государственной   финансовой   поддержки  не  по  целевому  назначению
руководители  национально-культурных автономий несут ответственность в
установленном порядке.

                  Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

              Статья 21. О вступлении в силу настоящего
                         Федерального закона

     Настоящий   Федеральный   закон   вступает  в  силу  со  дня  его
официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
                                                              Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
17 июня 1996 г.
N 74-ФЗ

Оглавление