О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ И МЕРАХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ (РЕДАКЦИЯ НА 27.06.2003). Постановление. Правительство РФ. 02.08.99 887

       О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ
             УСЛУГ И МЕРАХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ
                       (Редакция на 27.06.2003)
     
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          2 августа 1999 г.
                                N 887

                                (ЮИАИ)



     
     В целях  реализации  положений  Послания  Президента   Российской
Федерации Федеральному Собранию "Россия на рубеже эпох" (О положении в
стране  и  основных  направлениях  политики   Российской   Федерации),
касающихся совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг
и реализации мер по социальной  защите  населения  в  соответствии  со
статьей   15  Закона  Российской  Федерации  "Об  основах  федеральной
жилищной политики" в условиях проведения жилищно-коммунальной реформы,
Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Продолжить       реформирование        правоотношений        в
жилищно-коммунальной  сфере  и  системы  управления  жилищным  фондом,
обеспечивая при этом адресную социальную защиту  населения.  Увязывать
изменение  платы  за  жилье  и  коммунальные  услуги с системой мер по
социальной защите малоимущих  граждан,  уровнем  доходов  населения  и
реализацией  мероприятий  по  снижению  издержек  жилищно-коммунальных
услуг.
     2. Утвердить  прилагаемое  Положение  о  предоставлении гражданам
субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
     Установить, что  разъяснения  о  применении  указанного Положения
дает Государственный комитет Российской Федерации по  строительству  и
жилищно-коммунальному комплексу.
     3. Структура  платежей  граждан  (кроме   собственников   частных
домовладений),  проживающих  в  домах,  относящихся к жилищному фонду,
независимо от формы собственности, включает плату:
     за содержание и текущий ремонт жилищного фонда;
     за капитальный ремонт жилищного фонда;
     за наем жилья (для нанимателей жилья).
     Кроме того,  граждане,  проживающие  в   домах,   относящихся   к
жилищному   фонду   независимо   от  формы  собственности,  оплачивают
коммунальные услуги.
     4. Установить,  что сбор платы за  жилье  и  коммунальные  услуги
производится   собственником   домовладения   или   уполномоченной  им
организацией через расчетнокассовые центры.
     5. При  поэтапном  прекращении перекрестного субсидирования платы
за газ и электрическую энергию одновременно отражать в счете-квитанции
на  оплату  гражданами  указанных  коммунальных  услуг  соответственно
пересчитанные ежемесячные субсидии.
     В отношении отдельных видов коммунальных услуг могут быть введены
в установленном порядке дополнительные меры социальной защиты граждан,
связанные с оплатой этих услуг.  При расчете субсидий, предоставляемых
в соответствии с Положением о  предоставлении  гражданам  субсидий  на
оплату    жилья   и   коммунальных   услуг,   утвержденным   настоящим
Постановлением,  такие  дополнительные  меры  социальной   защиты   не
учитываются.
     Предприятия и организации,  имеющие в хозяйственном  ведении  или
оперативном  управлении  государственный  жилищный  фонд и оказывающие
жилищно-коммунальные услуги,  компенсируют в порядке,  устанавливаемом
государственными  органами  власти  субъектов  Российской  Федерации и
органами местного самоуправления, за счет собственных средств затраты,
связанные  с  предоставлением субсидий имеющим на это право гражданам,
проживающим в домах, относящихся к указанному жилищному фонду.
     Федеральные органы   исполнительной  власти,  в  которых  законом
предусмотрена   военная   служба,   имеющие   закрепленный   за   ними
государственный   жилищный  фонд  и  оказывающие  жилищно-коммунальные
услуги,  компенсируют затраты,  связанные с  предоставлением  субсидий
лицам,  проходящим либо проходившим военную службу в указанных органах
по контракту,  и членам их семей,  проживающим в домах,  относящихся к
указанному  жилищному  фонду,  за  счет  средств федерального бюджета,
выделяемых федеральным органам исполнительной власти на эти цели.
     6. Рекомендовать   органам   исполнительной   власти    субъектов
Российской  Федерации  и органам местного самоуправления в 1999 - 2000
годах:
     а) обеспечивать  оформление  в  соответствии  с законодательством
Российской  Федерации   договоров   найма   жилого   помещения   между
нанимателями и собственниками жилья;
     б) перевести обслуживание жилищного фонда полностью на конкурсную
основу;
     в) разработать и  утвердить  стандарты  качества  предоставляемых
коммунальных услуг;
     г) предусматривать  при  формировании   на   основе   действующей
бюджетной  классификации  расходных  статей  бюджетов соответствующего
уровня  выделение  средств  на   компенсацию   затрат,   связанных   с
предоставлением гражданам субсидий.
     7. Рекомендовать   органам   государственной   власти   субъектов
Российской Федерации:
     а) не  снижать  финансовую  помощь  и  не  увеличивать  нормативы
отчислений  от  регулирующих  налогов  (на  срок не менее трех лет) на
сумму экономии средств,  полученной в  результате  проведения  реформы
жилищно-коммунального    хозяйства,    в    отношении    муниципальных
образований, активно проводящих указанную реформу;
     б) осуществлять  контроль за соответствием стандартов перехода на
новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг в регионах федеральным
стандартам;
     в) увязывать изменения тарифов на электро-,  теплоэнергию и  газ,
получаемые  с  соответствующих оптовых рынков,  с динамикой поэтапного
перехода   к    оплате    населением    жилищно-коммунальных    услуг,
обеспечивающей самоокупаемость этих услуг.
     8. Органами местного самоуправления утверждаются:
     нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг;
     ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов  на
электроэнергию и газ) с учетом реализации мероприятий по их снижению в
результате выявляемых при проведении  экспертизы  тарифов  на  товары,
работы  и  услуги,  учитываемых  в  их оплате,  необоснованных затрат.
Принятию  решения  по  пересмотру  размеров  ставок   и   тарифов   на
жилищно-коммунальные   услуги   должна   предшествовать  проводимая  в
обязательном порядке экспертиза экономической  обоснованности  тарифов
на  товары,  работы  и услуги,  учитываемых при оплате соответствующих
услуг.
     Органы местного  самоуправления имеют право в течение переходного
периода устанавливать размер максимально допустимой  доли  собственных
расходов  граждан  на  оплату  жилья и коммунальных услуг в совокупном
доходе  семьи   и   размер   платежей   граждан   за   предоставляемые
жилищно-коммунальные услуги.
     При этом установление  предельных  размеров  платы  населения  за
жилье  и  коммунальные  услуги  ниже  федерального  стандарта не может
служить основанием для перераспределения средств.
     9. Рекомендовать   органам   местного   самоуправления   в  целях
улучшения сбора платы за жилье и  коммунальные  услуги,  рационального
распределения указанных средств, усиления социальной защиты малоимущих
слоев населения:
     создавать расчетно-кассовые   центры   по   сбору   и   обработке
коммунальных платежей и предоставлению субсидий  гражданам  на  оплату
жилищно-коммунальных услуг;
     устанавливать размер платы  за  жилье  и  коммунальные  услуги  в
пределах    федерального   стандарта   максимально   допустимой   доли
собственных расходов граждан на оплату  жилищно-коммунальных  услуг  в
совокупном   доходе   семьи   на  одного  человека  с  предоставлением
соответствующих субсидий.
     10. Органам  исполнительной власти субъектов Российской Федерации
и  органам  местного  самоуправления  представлять  в  Государственный
комитет  Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному
комплексу по итогам полугодия информацию о ходе выполнения  настоящего
Постановления.
     11. Признать   утратившим   силу   Постановление    Правительства
Российской Федерации от 18 июня 1996 г. N 707 "Об упорядочении системы
оплаты  жилья  и  коммунальных   услуг"   (Собрание   законодательства
Российской Федерации, 1996, N 26, ст. 3139).
     
Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                            С.СТЕПАШИН
2 августа 1999 г.
N 887

     
                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                          Постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                от 2 августа 1999 года
                                                                 N 887


                              ПОЛОЖЕНИЕ
         О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГРАЖДАНАМ СУБСИДИЙ НА ОПЛАТУ ЖИЛЬЯ
                         И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
     
     1. Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг (далее именуются
-  субсидии) предоставляются гражданам органами государственной власти
субъектов Российской Федерации и органами местного  самоуправления,  а
также  федеральными органами исполнительной власти,  в которых законом
предусмотрена  военная   служба,   имеющими   закрепленный   за   ними
государственный  жилищный  фонд  и  оказывающими  жилищно-коммунальные
услуги,  в  пределах  социальной  нормы  площади  жилья  и  нормативов
потребления   коммунальных   услуг  с  учетом  прожиточного  минимума,
совокупного дохода семьи и действующих льгот.
     При этом в семье,  в которой совокупный доход на одного  человека
не превышает установленного прожиточного минимума, собственные расходы
на оплату жилья и  коммунальных  услуг  в  пределах  социальной  нормы
площади  жилья  и  нормативов потребления коммунальных услуг не должны
превышать половины  установленного  федеральным  законом  минимального
размера оплаты труда на одного человека.
     2. Предоставление субсидий осуществляется в установленном порядке
в соответствии с ежегодно утверждаемыми федеральными стандартами:
     социальной нормы площади жилья;
     предельной стоимости  предоставляемых  жилищно-коммунальных услуг
на 1 кв. метр общей площади жилья;
     максимально допустимой   доли  собственных  расходов  граждан  на
оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах
социальной  нормы  площади жилья и нормативов потребления коммунальных
услуг.
     3. Величина субсидий рассчитывается по двум вариантам.
     I вариант.  Для граждан,  в семьях которых совокупный доход семьи
на  одного  человека  ниже  установленного  прожиточного  минимума,  а
максимально допустимая доля собственных расходов  на  оплату  жилья  и
коммунальных  услуг  в  совокупном  доходе семьи в пределах социальной
нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных  услуг  ниже
половины   установленного  федеральным  законом  минимального  размера
оплаты  труда,  величина  субсидии  определяется  как  разница   между
установленным  на  данный  период  времени  размером  оплаты  жилья  и
коммунальных услуг и максимально допустимой долей собственных расходов
в  совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и
нормативов потребления коммунальных услуг.
     Для граждан,  в  семьях  которых совокупный доход семьи на одного
человека ниже  установленного  прожиточного  минимума,  а  максимально
допустимая  доля  собственных  расходов на оплату жилья и коммунальных
услуг в совокупном доходе семьи в пределах  социальной  нормы  площади
жилья  и  нормативов потребления коммунальных услуг равна половине или
выше половины установленного федеральным законом минимального  размера
оплаты   труда,  величина  субсидии  определяется  как  разница  между
установленным  на  данный  период  времени  размером  оплаты  жилья  и
коммунальных  услуг  и  половиной  установленного  федеральным законом
минимального размера оплаты труда.
     II вариант.  Для граждан, в семьях которых совокупный доход семьи
на одного человека выше установленного прожиточного минимума, величина
субсидии определяется как разница между установленным на данный период
времени размером оплаты  жилья  и  коммунальных  услуг  и  максимально
допустимой  долей  собственных  расходов  в  совокупном доходе семьи в
пределах социальной  нормы  площади  жилья  и  нормативов  потребления
коммунальных услуг.
     4. При расчете величины субсидий  на  оплату  коммунальных  услуг
(водоснабжение,  водоотведение, теплоснабжение, горячее водоснабжение,
газоснабжение,  электроснабжение,  вывоз бытовых отходов, обслуживание
лифтового  хозяйства  и  др.)  недопустимо  исключение отдельных видов
фактически  предоставляемых  услуг.  При  этом  величина   ежемесячных
субсидий  на  оплату  указанных  услуг,  определяемая  в установленном
порядке  организацией,   уполномоченной   собственником   домовладения
осуществлять   сбор   и   обработку  жилищно-коммунальных  платежей  и
предоставление этих субсидий,  должна  указываться  в  соответствующем
платежном документе (счете-квитанции).
     5. Субсидии  предоставляются  гражданам,  проживающим   в   домах
(включая  общежития),  относящихся  к  жилищному фонду,  независимо от
формы собственности.
     Граждане, сдающие жилые помещения в поднаем,  утрачивают право на
субсидию.
     6. Субсидии устанавливаются организацией,  уполномоченной органом
местного самоуправления,  после  предъявления  гражданами  необходимых
документов в соответствии с утверждаемым органом исполнительной власти
субъекта  Российской  Федерации   порядком   предоставления   субсидий
гражданам.  Порядок  представления  сведений  и оформления документов,
необходимых для  предоставления  субсидий  лицам,  проходящим  военную
службу  по контракту,  определяется руководителями федеральных органов
исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.
     Предоставление субсидий  всем  имеющим  на  это  право  гражданам
является  непременным  условием  законности  решений  органов местного
самоуправления об увеличении ставок оплаты жилья и коммунальных услуг.
Неурегулированность  финансовых  взаимоотношений  между организациями,
предоставляющими   жилищно-коммунальные   услуги,   и   собственниками
домовладений  не  может  служить  основанием  для отказа либо задержки
предоставления гражданам субсидий.

     Примечание. Абзац первый пункта 7 не  применяется  на  территории
муниципальных образований,  включенных в перечень субъектов Российской
Федерации, принимающих участие в проведении эксперимента по применению
экономической модели реформирования жилищно-коммунального хозяйства, а
также  муниципальных  образований,  осуществляющих  переход  на  новую
систему   оплаты   жилья   и   коммунальных   услуг  с  использованием
персонифицированных социальных счетов граждан

     7. Субсидии  предоставляются гражданам в безналичной форме в виде
уменьшения их платежа за жилье и коммунальные услуги.
     Распределение субсидий  осуществляется  пропорционально  платежам
граждан за жилье и коммунальные  услуги  в  соответствии  с  платежным
документом (счетом-квитанцией).
     Порядок выделения и учета средств, направляемых на предоставление
субсидий,  устанавливается  органами  государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления.
     8. Некоторым  категориям граждан,  которым субсидия не может быть
предоставлена на общих основаниях в связи с особенностями  прохождения
ими   военной   службы,   субсидия  предоставляется  в  виде  денежной
компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг.
     При этом  денежная  компенсация выплачивается в размере субсидии,
которая могла быть предоставлена этим гражданам на общих основаниях, а
порядок ее выплаты определяется:
     руководителями федеральных  органов  исполнительной   власти,   в
которых   законом   предусмотрена   военная   служба,  не  допускающая
разглашения сведений о сотрудниках,  проходящих службу в этих органах,
- в отношении указанных сотрудников;
     руководителями федеральных  органов  исполнительной   власти,   в
которых  законом  предусмотрена  военная  служба,  -  в отношении лиц,
проходящих либо проходивших военную службу по контракту  за  пределами
Российской    Федерации    в   территориальных   органах   и   войсках
соответствующих федеральных органов исполнительной власти и не имеющих
жилья  в  Российской Федерации.  При этом при расчете размера субсидии
исходят из утвержденной в Российской Федерации максимально  допустимой
доли   собственных  расходов  граждан  на  оплату  жилых  помещений  и
коммунальных услуг в совокупном доходе  семьи  в  пределах  социальной
нормы площади жилья и из реальных затрат на эти цели.
     Выплата денежной  компенсации  осуществляется  за  счет   средств
федерального  бюджета,  выделяемых  на  эти цели указанным федеральным
органам исполнительной власти.