О ЕДИНОМ СОЦИАЛЬНОМ НАЛОГЕ. Письмо. Министерство РФ по налогам и сборам. 29.04.04 05-1-05/265@

                      О ЕДИНОМ СОЦИАЛЬНОМ НАЛОГЕ

                                ПИСЬМО

                 МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

                          29 апреля 2004 г.
                            N 05-1-05/265@

                                 (Д)


     Министерство  Российской  Федерации  по налогам и сборам сообщает
следующее.
     1. Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации  от  15.04.2003  N  19/03  товарищества  собственников жилья
отнесены к организациям, приведенным в подпункте 8 пункта 1 статьи 238
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
     В  соответствии  с  подпунктом  8  пункта 1 статьи 238 Кодекса не
подлежат    налогообложению    единым    социальным   налогом   суммы,
выплачиваемые     за     счет    членских    взносов    садоводческих,
садово-огородных,    гаражно-строительных    и    жилищно-строительных
кооперативов  (товариществ)  лицам,  выполняющим  работы  (услуги) для
указанных организаций.
     Исходя  из вышеизложенного, если товарищество собственников жилья
произвело  начисление и уплату единого социального налога, то согласно
нормам  статьи  10  Федерального  закона  от  15.12.2001  N 167-ФЗ "Об
обязательном  пенсионном страховании в Российской Федерации", согласно
которой  объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления
страховых  взносов являются объект налогообложения и налоговая база по
единому  социальному  налогу,  оно  должно  было  начислить и уплатить
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
     Согласно  абзацу  2  пункта  2  статьи  243 Кодекса сумма единого
социального  налога  (сумма  авансового платежа по налогу), подлежащая
уплате  в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму
начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей
по   страховому   взносу)   на   обязательное  пенсионное  страхование
(налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов
страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N
167-ФЗ.
     Представить  уточненные  расчеты по единому социальному налогу и,
соответственно,   по  страховым  взносам  на  обязательное  пенсионное
страхование  данная категория налогоплательщиков может за период после
выхода  Постановления  Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 15.04.2003 N 19/03.
     Учитывая  изложенное,  указанное  Постановление Президиума ВАС РФ
подлежит применению с момента издания, то есть с 15.04.2003.
     При  этом  обращаем  внимание  на  то,  что  возврат сумм единого
социального  налога,  уплаченных товариществами собственников жилья до
15.04.2003,  может  быть произведен исключительно на основании решения
арбитражного суда.
     2.  В  соответствии с пунктом 2 статьи 241 Кодекса в случае, если
на  момент  уплаты  авансовых  платежей по налогу налогоплательщиками,
указанными  в  подпункте  1  пункта  1  статьи 235 настоящего Кодекса,
накопленная  с  начала  года величина налоговой базы в среднем на одно
физическое  лицо,  деленная  на количество месяцев, истекших в текущем
налоговом   периоде,   составляет   сумму  менее  2500  рублей,  налог
уплачивается   по   максимальной  ставке,  предусмотренной  пунктом  1
настоящей статьи, независимо от фактической величины налоговой базы на
каждое  физическое  лицо.  Налогоплательщики, у которых налоговая база
удовлетворяет  указанному  в  настоящем  абзаце критерию, не вправе до
конца   налогового  периода  использовать  регрессивную  шкалу  ставки
налога.
     Таким  образом,  исходя  из  конструкции  названной  нормы,  иные
налогоплательщики, у которых налоговая база не удовлетворяет критерию,
указанному в вышеуказанной статье Кодекса, а также положений статьи 56
Кодекса,  вправе  не  использовать  регрессивную  шкалу ставки единого
социального налога.
     3.   В   соответствии   с  Постановлением  Конституционного  Суда
Российской  Федерации от 23.12.1999 N 18-П положения пунктов "б" и "в"
статьи 1 Федерального закона от 04.01.1999 N 1-ФЗ "О тарифах страховых
взносов  в  Пенсионный  фонд  Российской  Федерации,  Фонд социального
страхования   Российской  Федерации,  Государственный  фонд  занятости
населения  Российской  Федерации  и в фонды обязательного медицинского
страхования  на  1999  год"  признаны  не соответствующими Конституции
Российской  Федерации  в  отношении  правового регулирования страховых
взносов  в  Пенсионный  фонд  Российской  Федерации  (далее - ПФР) для
индивидуальных   предпринимателей,   занимающихся   частной  практикой
нотариусов, глав крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокатов.
     Пунктом  4  резолютивной  части данного Постановления определено,
что    впредь   до   установления   законодателем   нового   правового
регулирования    рассматриваемые   категории   плательщиков,   включая
адвокатов,  уплачивают  страховые  взносы  в ПФР за 1999 и 2000 годы в
порядке, установленном Федеральными законами от 04.01.1999 N 1-ФЗ и от
20.11.1999  N  197-ФЗ  "О  тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд
Российской   Федерации,   Фонд   социального   страхования  Российской
Федерации,   Государственный   фонд   занятости  населения  Российской
Федерации  и  в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 и
на 2000 годы", по тарифу 20,6 процента от заработка (дохода).
     До настоящего времени законодатель не осуществил нового правового
регулирования уплаты страховых взносов в ПФР за 1999 и 2000 годы.
     Что   касается   возможности   перерасчета   страховых   взносов,
уплаченных   адвокатами   в  ПФР  за  1999  и  2000  годы  по  ставке,
установленной  пунктом  4  статьи  241  Кодекса,  то  в соответствии с
пунктом  4  статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах,
отменяющие  налоги  и  (или)  сборы,  снижающие размеры ставок налогов
(сборов),  устраняющие  обязанности  налогоплательщиков,  плательщиков
сборов,   налоговых   агентов,  их  представителей  или  иным  образом
улучшающие  их  положение,  могут  иметь  обратную  силу,  если  прямо
предусматривают это.
     В  главе  24  Кодекса,  регулирующей  уплату  единого социального
налога,  указание  о  правомерности использования установленных ставок
налога к правоотношениям 1999 и 2000 годов отсутствует.
     Более  того, согласно статье 31 Федерального закона от 05.08.2000
N  118-ФЗ  "О  введении  в  действие  части  второй Налогового кодекса
Российской  Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные
акты  Российской Федерации о налогах" часть вторая Кодекса применяется
к  правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах,
возникшим после введения ее в действие.
     По правоотношениям, возникшим до введения в действие части второй
Кодекса, часть вторая Кодекса применяется к тем правам и обязанностям,
которые возникнут после введения ее в действие.
     С  учетом  изложенного ставка, установленная пунктом 4 статьи 241
Кодекса,  не  может  быть  применена  адвокатами для целей перерасчета
страховых взносов в ПФР за 1999 и 2000 годы.
     Одновременно  сообщается,  что  в  случае  принятия  арбитражными
судами  решений  по  вопросу  перерасчета  сумм  страховых  взносов  в
государственные  социальные внебюджетные фонды Российской Федерации за
1999  -  2000  годы  в  пользу  налогоплательщиков  налоговым  органам
необходимо    направить    в    порядке,   установленном   Арбитражным
процессуальным    кодексом   Российской   Федерации,   в   вышестоящие
арбитражные    суды    (апелляционной    и   кассационной   инстанций)
соответствующие жалобы.

Действительный
государственный советник
налоговой службы РФ II ранга
                                                            С.Х.АМИНЕВ

29 апреля 2004 г.
N 05-1-05/265@