О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ УПОЛНОМОЧЕННОГО ОРГАНА ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ 10 августа 2004 г. N САЭ-6-19/162@ (Д) В связи с поступающими запросами территориальных налоговых органов Министерство Российской Федерации по налогам и сборам сообщает следующее. 1. По вопросам подготовки заключений и выдачи справок. Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 г. N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" на МНС России возложены функции уполномоченного органа по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. Выполнение ряда функций, ранее реализовывавшихся упраздненной ФСФО России, на МНС России не возложено, в частности, это функции: обеспечения исполнения полномочий государственного финансового контрольного органа; подготовки заключений о возможных последствиях обращения взыскания на имущество организации-должника; подготовки заключений о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства; подготовки заключений о возможности наступления банкротства организаций в случае единовременной уплаты сумм налогов. Кроме того, ранее осуществлявшаяся упраздненной ФСФО России выдача по запросам заинтересованных лиц справок о наличии (отсутствии) процедуры банкротства в отношении организаций действующим законодательством не предусмотрена. В этой связи налоговые органы не вправе осуществлять перечисленные функции и предоставлять указанные выше справки. 2. По вопросам подготовки в соответствии с п. 10 Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 (далее - Положение), сообщений в соответствии с уведомлениями судебных приставов-исполнителей о произведенном аресте принадлежащего должнику имущества третьей очереди. При получении в соответствии со ст. 60 Федерального закона от 21.07.1999 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" уведомления судебного пристава-исполнителя о произведенном аресте принадлежащего должнику имущества третьей очереди налоговый орган обязан удостовериться в наличии либо отсутствии принятого в соответствии с п. 2 Положения решения о подаче заявления о признании должника банкротом. В случае если решение о подаче заявления о признании должника банкротом принято, налоговый орган сообщает судебному приставу-исполнителю об осуществлении действий по возбуждению в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника. В остальных случаях налоговый орган сообщает судебному приставу-исполнителю о неосуществлении им действий по возбуждению в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника в соответствии с Положением. При наличии у налогового органа сведений о возбуждении в отношении должника в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) или подаче соответствующего заявления каким-либо кредитором указанная информация также сообщается судебному приставу-исполнителю. При этом следует учесть, что установленный п. 10 Положения 2-недельный срок является предельным. Как правило, ответ должен направляться в 3-дневный срок. 3. По вопросам разграничения полномочий налоговых органов при выполнении функций уполномоченного органа. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 г. N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" функции уполномоченного органа по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам возложены на МНС России. УМНС России по субъектам Российской Федерации и ИМНС России осуществляют функции уполномоченного органа на основании выданных им доверенностей. При реализации п. 2 Положения УМНС России по субъектам Российской Федерации и ИМНС России руководствуются письмом от 01.07.2004 N САЭ-6-19/156@. В целях наиболее полного представления интересов государства в деле о банкротстве и процедурах банкротства при выполнении полученных УМНС России по субъектам Российской Федерации и ИМНС России на основании доверенностей МНС России полномочий вводится разделение организаций на три группы согласно приложению N 1 к настоящему письму и устанавливается следующий порядок разграничения полномочий. 3.1. При рассмотрении на заседаниях арбитражных судов дел о несостоятельности (банкротстве) ИМНС России обеспечивает участие своего представителя в судебных заседаниях по делам, в которых она участвует в качестве кредитора по требованиям об уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды и денежным обязательствам перед Российской Федерацией. Позиция сотрудника, принимающего участие в судебных заседаниях арбитражных судов, рассматривающих вопросы реализации процедур банкротства организаций третьей группы, определяется руководством ИМНС России. При необходимости (в случае удаленности, отсутствия сотрудников и т.п.) УМНС России по субъекту Российской Федерации при обращении к ней ИМНС России может направить своего представителя для участия в судебном заседании по делам о банкротстве должников. В отношении организаций первой и второй групп позиция сотрудника, принимающего участие в судебных заседаниях арбитражных судов, согласовывается, соответственно, с МНС России и УМНС России по субъекту Российской Федерации. В случае неполучения ИМНС России письменных указаний, необходимых для выработки позиции сотрудника, принимающего участие в судебных заседаниях арбитражных судов, решение принимается руководителем ИМНС России (его заместителем) с немедленным докладом в МНС России и УМНС России по субъекту Российской Федерации по организациям первой и второй групп соответственно. 3.2. При созыве собраний кредиторов ИМНС России участвует в собраниях кредиторов по организациям третьей группы. После получения уведомления о предстоящем собрании кредиторов руководство ИМНС России не позднее трехдневного срока до дня проведения собрания издает приказ (рекомендуемая форма приведена в приложении 3) о порядке голосования сотрудника на собрании кредиторов по всем вопросам, включенным в повестку собрания кредиторов. Приказ должен содержать формулировку вопроса и порядок голосования по каждому вопросу повестки собрания. В случае если в повестку собрания, в том числе в разделе "разное", будет поставлен вопрос, позиция уполномоченного органа по которому не сформулирована в приказе, сотрудники ИМНС, участвующие в собрании кредиторов, должны предложить объявить в работе собрания перерыв, длительность которого достаточна для издания приказа по порядку голосования по новым вопросам. При невозможности объявления перерыва или отклонении предложения представителей налогового органа они должны предложить включить этот вопрос для рассмотрения на следующем собрании, исключив этот вопрос из повестки собрания. В отношении предприятий-должников, отнесенных к первой и второй группам, ИМНС России направляет для согласования проект приказа об участии в собрании кредиторов и порядке голосования по вопросам, выносимым на собрание кредиторов, соответственно, в МНС России и УМНС России по субъекту Российской Федерации. Участие в заседаниях комитета кредиторов по организациям третьей группы принимают сотрудники ИМНС России, избранные в их состав. Позиция уполномоченного органа по вопросам, включенным в повестку дня заседания комитета кредиторов, определяется письменным указанием руководства ИМНС России. По организациям первой и второй группы решение о порядке голосования принимается, соответственно, МНС России и УМНС России по субъекту Российской Федерации и доводится до ИМНС России для издания приказа. Персональный состав кандидатур для избрания в комитет кредиторов по организациям первой и второй групп формируется, соответственно, МНС России и УМНС России. Отчет представителя об участии в собрании кредиторов или в заседании комитета кредиторов и копия протокола по организациям первой и второй групп направляются ИМНС России в трехдневный срок, соответственно, в МНС России и УМНС России по субъекту Российской Федерации. 3.3. При одновременном участии в деле о банкротстве и в процедурах банкротства представителей вышестоящих и нижестоящих налоговых органов окончательное решение по существу рассматриваемых вопросов принимает представитель вышестоящего налогового органа. 4. По вопросу выбора саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. 4.1. В случае если отсутствует процессуальная возможность для отложения принятия уполномоченным органом решения о рассмотрении вопроса о выборе саморегулируемой организации, из числа членов которой предлагается назначить арбитражного управляющего, налоговые органы действуют в следующем порядке. В случае отсутствия оснований для замены саморегулирумой организации арбитражных управляющих, перечисленных в приложении N 2 к настоящему письму, налоговый орган поддерживает саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, членом которой является действующий арбитражный управляющий. При наличии оснований для замены саморегулирумой организации арбитражных управляющих по организациям первой, второй, третьей группы УМНС России по субъектам Российской Федерации самостоятельно или по запросу ИМНС России обращается в МНС России с запросом о предоставлении рекомендуемых (рекомендуемой) саморегулирумых организаций арбитражных управляющих. 4.2. ИМНС России информирует саморегулируемую организацию арбитражных управляющих в течение 5 дней с даты принятия решения о выборе саморегулируемой организации арбитражных управляющих. 4.3. Процедуру выбора саморегулируемой организации арбитражных управляющих, из числа членов которой предлагается назначить арбитражного управляющего должника организации первой группы, осуществляет МНС России. 4.4. ИМНС России осуществляет контроль за выполнением арбитражными управляющими своих обязанностей, предусмотренных законодательством о банкротстве, и, в случае невыполнения, направляет жалобы на действия арбитражного управляющего в порядке ст. ст. 25, 60 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". По организациям первой и второй группы проект текста жалобы должен быть согласован с МНС России или УМНС России по субъектам Российской Федерации соответственно. 5. По вопросу заключения мировых соглашений. Нормы Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", регламентирующие порядок и условия заключения мировых соглашений, не имеют достаточной правоприменительной практики. В этой связи в целях недопущения ущемления интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства проект мирового соглашения по организациям первой, второй и третьей групп представляется для согласования в МНС России не позднее чем за 10 дней до даты проведения собрания кредиторов, на котором будет рассматриваться вопрос о заключении мирового соглашения. Принятие решения о заключении мирового соглашения без письменного заключения МНС России не допускается. 6. По вопросу осуществления контроля за выполнением должником обязательств. 6.1. В целях обеспечения соблюдения требований исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, предусмотренных ст. 84 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", а также соблюдения условий мирового соглашения: В случае если в отношении должника введена процедура финансового оздоровления, ИМНС России осуществляет контроль за выполнением должником графика погашения задолженности на основании поступающих сведений. В случае поступления информации о невыполнении графика погашения задолженности организаций первой и второй группы ИМНС России обязана направить сведения в МНС России и УМНС России по субъекту Российской Федерации, соответственно, и действовать согласно полученным указаниям. В случае нарушения графика погашения задолженности ИМНС России представляет ходатайство в арбитражный суд о досрочном прекращении финансового оздоровления и направляет требование арбитражному управляющему о созыве собрания кредиторов по вопросу досрочного прекращения финансового оздоровления. В случае если по делу о банкротстве заключено мировое соглашение, ИМНС России осуществляет контроль за выполнением должником условий мирового соглашения на основании поступающих сведений. В случае поступления сведений о невыполнении условий мирового соглашения должником первой и второй группы ИМНС России направляет, соответственно, информацию в МНС и УМНС России. В случае невыполнения должником условий мирового соглашения ИМНС направляет в арбитражный суд заявление о расторжении мирового соглашения. 6.2. ИМНС России осуществляет контроль за выполнением должником, находящимся в процедуре банкротства, текущих обязательств. В случае выявления нарушений по уплате текущих платежей налоговый орган направляет арбитражному управляющему требование об уплате налога с указанием срока исполнения требования. В случае неисполнения требования об уплате налога налоговый орган в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации принимает решение о взыскании налога (сбора) за счет денежных средств и выставляет инкассовые поручения, а также направляет решения о приостановлении операций должника по его счетам в банке. Одновременно ИМНС России обращается к арбитражному управляющему с уведомлением о том, что в случае непогашения задолженности по текущим платежам в двухнедельный срок после получения уведомления налоговый орган инициирует собрание кредиторов по рассмотрению вопроса о смене процедуры банкротства. ИМНС России вправе инициировать собрание кредиторов по организациям третьей группы. По организациям первой и второй группы ИМНС России инициирует собрание кредиторов после согласования, соответственно, с МНС России и УМНС России по субъекту Российской Федерации. 7. В случае выявления признаков преднамеренного банкротства организаций, отнесенных к третьей группе, ИМНС России обращается в правоохранительные органы. По организациям, отнесенным к первой и второй группе, направление материалов в правоохранительные органы согласовывается с МНС России и УМНС России по субъекту Российской Федерации соответственно. Доведите настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов. Исполняющий обязанности Министра Российской Федерации по налогам и сборам А.Э.СЕРДЮКОВ 10 августа 2004 г. N САЭ-6-19/162@ Приложение N 1 к письму МНС России от 10.08.2004 N САЭ-6-19/162@ К первой группе относятся следующие организации: - стратегические предприятия, в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 января 2004 г. N 22-р; - организации с балансовой стоимостью активов, в соответствии с последним балансом, сданным в налоговую инспекцию до осуществления действий, предусмотренных Положением, свыше 1000 млн. руб. (одного миллиарда рублей); - организации, задолженность которых по обязательным платежам и денежным обязательствам перед Российской Федерацией составляет свыше 500 млн. руб. (пятисот миллионов рублей); - унитарные предприятия, имущество которых принадлежит на праве собственности Российской Федерации. Ко второй группе относятся организации: - градообразующие предприятия, не отнесенные к первой группе; - предприятия, величина активов которых составляет более 100 млн. руб., не отнесенные к первой группе; - организации, задолженность которых по обязательным платежам и денежным обязательствам перед Российской Федерацией составляет от 50 млн. руб. до 500 млн. руб.; - унитарные предприятия, имущество которых принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. К третьей группе относятся предприятия, не отнесенные к 1 и 2 группам. На контроль вышестоящих налоговых органов принимаются организации, в отношении которых поступили обращения федеральных органов власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, а также лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве. Приложение N 2 к письму МНС России от 10.08.2004 N САЭ-6-19/162@ Основания для замены саморегулируемой организации арбитражных управляющих: - исключение из государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих; - наличие вступившего в силу судебного акта о совершении арбитражным управляющим - членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих нарушений при выполнении функций арбитражного управляющего законодательства Российской Федерации, которые повлекли нанесение ущерба интересам Российской Федерации как кредитора, за исключением случаев, когда указанный ущерб полностью возмещен саморегулируемой организацией арбитражных управляющих; - выявление фактов уклонения арбитражных управляющих - членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих от завершения ликвидационных процедур после получения решения суда о завершении конкурсного производства; - однократное непредоставление кандидатур арбитражных управляющих; - отказ утвержденного арбитражным судом арбитражного управляющего предоставлять информацию или осуществлять иные, предусмотренные законодательством о банкротстве действия в отношении уполномоченного органа как кредитора, в т.ч. в части выполнения графика погашения мораторной задолженности, осуществления текущих платежей, реализации плана внешнего управления и др. Приложение N 3 к письму МНС России от 10.08.2004 N САЭ-6-19/162@ ИМНС России ---------------------- ПРИКАЗ "--" ------- 200- года N ------- О голосовании на собрании кредиторов ------------------------------------------------------- Определением (решением) Арбитражного суда от "--" ------- 200- г. в отношении ---------------------------------------------------------- введена процедура ---------------------------------------------------- Назначен арбитражный управляющий ------------------------------------- На "--" -------- 200- года назначено собрание кредиторов--------- по инициативе -------------------------------------------------------- со следующей повесткой дня: 1. -------------------------------------------------------------- 2. -------------------------------------------------------------- 3. -------------------------------------------------------------- За время процедуры ---------------------------------------------- в отношении ---------------------------------------------------------- выявлено следующее:--------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- Сумма задолженности по обязательным платежам и по денежным обязательствам перед Российской Федерацией составляет ---------------- -------------------------------------------------------------- рублей. В соответствии с п. 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" запрошено мнение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления. Мнение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации следующее: ---------------------------------------------------------------------- Мнение органа местного самоуправления следующее: ---------------------------------------------------------------------- На основании вышеизложенного приказываю: поручить сотруднику отдела обеспечения процедур банкротства ИМНС России --------------------------------------------- принять участие в собрании кредиторов ------------------------------------------------ и проголосовать следующим образом: по вопросу 1 повестки дня: -------------------------------------- по вопросу 2 повестки дня: -------------------------------------- по вопросу 3 повестки дня: -------------------------------------- Руководитель ИМНС России |