Без названия. Письмо. Министерство образования РФ (Минобразование России). 17.02.04 14-51-36/13


                                ПИСЬМО

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                          17 февраля 2004 г.
                            N 14-51-36/13

                                 (Д)


     Департамент   общего  и  дошкольного  образования  Минобразования
России  направляет  для  использования  в  работе  методическое письмо
Института  возрастной  физиологии  Российской академии образования "Об
использовании   Программ   индивидуального  адаптивного  развития  при
подготовке детей к школе".

Руководитель Департамента
общего и дошкольного образования
                                                        А.В.БАРАННИКОВ
17 февраля 2004 г.
N 14-51-36/13


                                                            Приложение

                                        к письму Минобразования России
                                               от 17 февраля 2004 года
                                                         N 14-51-36/13

                         МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
        ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОГРАММ ИНДИВИДУАЛЬНОГО АДАПТИВНОГО
                РАЗВИТИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

     Возрастание    объемов   информации,   интенсификация   обучения,
увеличение  нагрузки наряду с ухудшающимся здоровьем и ростом школьных
проблем заставляют школу и родителей искать варианты такой подготовки,
которая  смогла  бы  обеспечить ребенку нормальную адаптацию в школе и
хотя  бы  частично  разгрузила  его  на  первых,  самых сложных этапах
обучения.
     Однако  на  вопрос, чему и как учить до школы, пока нет четкого и
однозначного   ответа,   да   и   вряд  ли  он  возможен.  Различия  в
функциональном  и  психическом  развитии  детей,  поступающих в школу,
столь  велики,  что  наиболее  реальными  и эффективными, по-видимому,
могут быть только индивидуальные программы подготовки.
     Создание  и  разработка  индивидуальных  программ  -  чрезвычайно
сложная задача, к которой современный педагог и школьный психолог мало
подготовлены   прежде   всего  потому,  что  не  всегда  хорошо  знают
функциональные  возможности  и  возрастные  особенности  ребенка,  его
адаптивные   ресурсы,   ограничения,  которые  связаны  со  здоровьем,
спецификой  раннего  развития, и многое другое. Кроме того, педагогу и
психологу   необходимо   уметь   выделить  факторы  риска  в  развитии
отдельного  ребенка  и  с  их  учетом  разработать оптимальную систему
подготовки.
     Важно подчеркнуть, что такая система должна быть многоплановой, а
занятия  с  ребенком - ступеньками к школе, а не обучением его письму,
чтению,  математике.  От  того,  как будут выстроены эти ступеньки, во
многом   зависит   успешность   последующей  адаптации,  эффективность
обучения.
     Исследования,  проведенные в Институте возрастной физиологии РАО,
показывают,  что работа по подготовке ребенка к школе должна строиться
с  учетом  психофизиологических  закономерностей  развития детей 6 - 7
лет,  в  противном  случае  мы  можем  не  стимулировать  развитие,  а
затормозить  его.  Важно  помнить  тезис  Л.С.  Выготского  о том, что
"только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед
развития и ведет развитие за собой. Но обучать ребенка возможно только
тому, чему он уже способен обучаться".
     Варианты  индивидуальной работы с ребенком при подготовке к школе
могут   быть   самыми  разнообразными,  и  их  выбор  зависит  как  от
социально-экономических  условий,  от  возможности  родителей получить
квалифицированную   консультативную  помощь,  так  и  от  квалификации
специалистов,  которые  ведут  подготовку  к школе детей в учреждениях
образования.
     Индивидуальная   работа   по   подготовке  к  школе  должна  быть
направлена    на   комплексное   развитие   ребенка   и   формирование
школьно-значимых функций.
     Основу  организации  занятий по развитию школьно-значимых функций
определяют следующие принципы:
     1.   Системность.   Развитие   ребенка   -   процесс,  в  котором
взаимосвязаны,  взаимозависимы  и  взаимообусловлены  все  компоненты.
Нельзя  развивать  лишь  одну  функцию. Необходима системная работа по
развитию ребенка.
     2.   Комплексность   (взаимодополняемость).  Развитие  ребенка  -
комплексный  процесс,  в котором развитие одной познавательной функции
(например, речи) определяет и дополняет развитие других функций.
     3.   Соответствие   возрастным   и  индивидуальным  возможностям.
Индивидуальная программа подготовки к школе может и должна строиться в
соответствии   с  психофизиологическими  закономерностями  возрастного
развития, с учетом факторов риска.
     4.  Адекватность  требований  и нагрузок, предъявляемых ребенку в
процессе   занятий,   способствует  оптимизации  занятий  и  повышению
эффективности  и  дает  опору  на  функции, не имеющие недостатков при
одновременном "подтягивании" дефицитарных (отстающих) функций.
     5.  Постепенность  (пошаговость)  и  систематичность в освоении и
формировании   школьно-значимых   функций,  следование  от  простых  и
доступных заданий к более сложным, комплексным.
     6.  Индивидуализация  темпа  работы  -  переход  к  новому  этапу
обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.
     7.  Повторность  (цикличность  повторения) материала, позволяющая
формировать и закреплять механизмы реализации функции.
     Формы  организации  индивидуальной  работы  по подготовке к школе
различны.
     1-й  вариант  -  занятия  (2  -  3  раза  в неделю) в учреждениях
образования  (детские  сады,  группы  временного  пребывания  детей  в
детских   садах,   школы,   дома  творчества,  центры  дополнительного
образования,  клубы,  студии и т.п.). Наиболее целесообразны занятия в
малых группах, что позволяет вести дифференцированную и индивидуальную
работу с каждым ребенком.
     Занятия  должны  проводиться  в первой половине дня с соблюдением
всех   санитарно-гигиенических   требований   к   условиям   обучения:
соответствие мебели, освещенности и т.п.
     В  течение  дня  рекомендуется  не  больше  трех  занятий, каждое
продолжительностью  до  30  минут, с перерывами по 10 минут. В течение
одного дня не рекомендуется больше трех занятий.
     2-й  вариант - занятия, которые ведут родители (гувернеры, няни).
Эта  система  работы предусматривает предварительное обучение взрослых
на  краткосрочных  курсах  и возможность систематической консультации.
Такие  курсы  целесообразно  организовать  на  базе  центров развития,
психолого-медико-социальных   центров,   где   различные   специалисты
способны  оказать  родителям  необходимую  помощь. Работа с родителями
особенно   эффективна  в  тех  случаях,  когда  пребывание  ребенка  в
коллективе  затруднено  из-за  болезни  или  каких-либо других причин.
Занятия  дома имеют свои преимущества: их можно проводить ежедневно (2
- 3 занятия по 20 минут), за исключением периодов, когда ребенок плохо
себя чувствует, во время или после болезни.
     3-й  вариант  -  группы  (5  - 7 детей) по подготовке к школе для
детей  с  выраженной  несформированностью школьно-значимых функций (но
интеллектуально  сохраненных, не подлежащих специальному обучению) при
психолого-медико-социальных, психологических центрах.
     Предлагая  различные  формы  индивидуальной  подготовки  детей  к
школе,   мы   учитываем   реальные   данные  о  состоянии  здоровья  и
функциональном  развитии  дошкольников.  Еще  раз  напомним  некоторые
сведения для того, чтобы подчеркнуть необходимость такой работы:
     - 80  -  90%  детей  6  -  7  лет  имеют  те  или иные отклонения
физического здоровья;
     - 18 - 20% детей 6 - 7 лет имеют пограничные (негрубые) нарушения
психического здоровья;
     - около 60% детей 6 - 7 лет имеют нарушения речевого развития;
     - около   35%   детей   6   -   7  лет  имеют  несформированность
зрительно-пространственного восприятия;
     - более   30%   детей   6   -   7  лет  имеют  несформированность
сложнокоординированных движений руки и графических движений;
     - более   70%   детей   6   -   7  лет  имеют  несформированность
интегративных    функций    (зрительно-моторных,    слухо-моторных   и
сенсомоторных координаций);
     - примерно  у  13%  детей  отмечается компенсаторная леворукость,
сопряженная с нарушениями речевого развития;
     - около   25%   детей   имеют   замедленный   темп   деятельности
(медлительные дети).
     В основе большинства дефицитов в развитии у детей 6 - 7 лет лежит
функциональная  незрелость  коры  и  регуляторных  структур  головного
мозга.  Все  эти данные свидетельствуют о необходимости индивидуальной
работы  с ребенком на самых интенсивных этапах развития (от 4 до 6 - 7
лет), когда еще нет школьных нагрузок.
     Опыт  показывает,  что  перечисленные дефициты в развитии успешно
компенсируются  при  направленной и систематической работе. Однако это
должна  быть система не механической тренировки, а система осознанной,
творческой   работы  ребенка  (даже  в  самых  простых  заданиях)  под
руководством  и  при помощи взрослого. Такую систему работы мы назвали
индивидуальной адаптивной программой подготовки к школе.
     Главными     условиями     эффективности    программы    являются
индивидуализация,  систематичность, постепенность и повторяемость. Для
разработки   индивидуальной   адаптивной  программы  развития  ребенка
необходимо  выделить  факторы  риска  в его развитии. Эту работу может
провести педагог либо педагог и психолог. В трудных случаях необходима
консультация   и   помощь   в  составлении  программы  врача-педиатра,
психоневролога,  логопеда, нейропсихолога. Можно выделить четыре этапа
в составлении индивидуальной адаптивной программы:
     I   этап  -  диагностика  функционального  развития  и  выделение
факторов риска.
     По результатам обследования выделяются:
     Неспецифические   факторы   риска,   связанные   с   соматической
ослабленностью  из-за  хронических или частых и длительных заболеваний
либо  с  нарушениями  психического  здоровья (гиперактивность, синдром
дефицита  внимания,  комплекс  неврозоподобных расстройств - нарушение
сна, тики, страхи и т.п.). Неспецифические факторы риска, как правило,
лежат   в   основе   нарушения   организации  деятельности  и  требуют
специальной организации работы с ребенком.
     Специфические  факторы  риска,  связанные  с  несформированностью
познавательных (школьно-значимых) функций, таких как речевое развитие,
моторное развитие, зрительное и зрительно-пространственное восприятие,
интегративные   функции.   Компенсация  специфических  факторов  риска
возможна при систематических целенаправленных занятиях.
     II  этап  -  четкое  определение  целей  и  задач  индивидуальной
программы.
     III этап - составление индивидуального плана работы.
     IV  этап  -  разработка  планов каждого занятия, выбор адекватных
форм и методов работы (с учетом особенностей ребенка).
     Разработку  индивидуальных  программ  развития  и  индивидуальную
работу  с  каждым ребенком по подготовке к школе обеспечивает комплект
"Ступеньки  к  школе",  который  подготовлен  специалистами  Института
возрастной  физиологии  РАО  М.М. Безруких, Т.А. Филипповой и включает
тетради  для занятий с детьми и методическое пособие для воспитателей,
педагогов, психологов.

Институт возрастной физиологии
Российской академии образования