ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "МЕТОДИКИ РАСЧЕТА ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АРХИВОВ НА ОСНОВЕ НОРМАТИВОВ ПО ТРУДУ". Приказ. Федеральная архивная служба России. 14.01.04 9

Оглавление


Страницы: 1  2  


|55 | Консультирование по| консультация  |                |3             |21             |7             |
|   | вопросам           |               |                |              |               |              |
|   | обеспечения        |               |                |              |               |              |
|   | сохранности        |               |                |              |               |              |
|   | документов         |               |                |              |               |              |
|---|--------------------|---------------|----------------|--------------|---------------|--------------|
|56 | Командировки       | командировка  |5               |              |2              |10            |
|---|--------------------|---------------|----------------|--------------|---------------|--------------|
|   | Итоговые           |               |                |              |               |2746,5        |
|   | трудозатраты       |               |                |              |               |              |
|---|--------------------|---------------|----------------|--------------|---------------|--------------|
|   | Резерв времени на  |               |                |              |               |82,4          |
|   | выполнение         |               |                |              |               |              |
|   | внеплановых заданий|               |                |              |               |              |
|   | и непредвиденных   |               |                |              |               |              |
|   | работ (в объеме 3%)|               |                |              |               |              |
|---|--------------------|---------------|----------------|--------------|---------------|--------------|
|   | Общие              |               |                |              |               |2828,9        |
|   | трудозатраты (То)  |               |                |              |               |              |
---------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------
     <12> Нормы, обозначенные звездочкой "*", применяются в РГВА.
     <13>  Норма  получена  хронометрированием  и фотографией рабочего
времени   сотрудников   РГАСПИ   и   РГАЭ,   осуществляющих   контроль
температурно-влажностного режима в архивохранилищах.
     <14>  В  основу  расчета  взяты  архивохранилища с нерегулируемым
климатом.  В соответствии с Основными правилами работы государственных
архивов  РФ  контроль температурно-влажностного режима таких помещений
производится 2 раза в неделю.
     <15>   Трудозатраты,   обозначенные   двумя   звездочками   "**",
заимствованы из расчетов штатной численности РГВА.

     В  данном  примере  общие  трудозатраты  должны быть увеличены на
повышающий  коэффициент  1,025,  так  как  они  были получены, главным
образом,  с помощью типовых норм (1988 г.), рассчитанных на 41-часовую
рабочую неделю.
     Таким образом, общие трудозатраты равны:

     То = 2828,9 х 1,025 = 2899,6 чел.-дня.

     Исходя из полученных общих трудозатрат и коэффициента планируемых
невыходов,    необходимая    штатная    численность    на   выполнение
запланированных отделом работ составит:

     Чш = (2899,6 : 250) х 1,1 = 12,8 = 13 специалистов.

     Показатель  численности  возрастет,  если коэффициент планируемых
невыходов  в  конкретном  подразделении  (архиве) окажется выше, чем в
данном примере.
     Примечание.  Если в данном архиве какие-либо конкретные работы по
основной  деятельности  выполняются (или предполагается их выполнение)
не  только специалистами-исполнителями, но и руководителями (например,
руководителями  структурных  подразделений),  то  при  расчете штатной
численности специалистов трудозатраты, необходимые для выполнения этих
работ  руководителями, вычитаются из общих трудозатрат специалистов, а
необходимая    штатная    численность    специалистов   соответственно
уменьшается.

                                                             Таблица 2

                                РАСЧЕТ
                   ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ
         ПО ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
     РАБОТ ПО КОМПЛЕКТОВАНИЮ АРХИВА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ
         И ДОКУМЕНТАМИ ЛИЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, НА ОСНОВЕ НОРМ
                       ВРЕМЕНИ И НОРМ ВЫРАБОТКИ

---------------------------------------------------------------------------------------------------------
| N |   Наименование     | Единица       |Норма           |Норма         |  Объем        |Трудозатраты в|
|п/п|      работы        | измерения     |времени         |выработки     |  работ        |чел.- днях (Т)|
|   |                    |               |в раб.          |на 1 раб.     |               |              |
|   |                    |               |днях            |день          |               |              |
|---|--------------------|---------------|----------------|--------------|---------------|--------------|
| 1 |         2          |     3         |   4            |   5          |    6          |    7         |
|---|--------------------|---------------|----------------|--------------|---------------|--------------|
|1  | Составление списка |учреждение     |    3           |              |    16         |  48          |
|   | учреждений,        |               |                |              |               |              |
|   | документы которых  |               |                |              |               |              |
|   | подлежат приему на |               |                |              |               |              |
|   | постоянное хранение|               |                |              |               |              |
|   | в архив            |               |                |              |               |              |
|---|--------------------|---------------|----------------|--------------|---------------|--------------|
|2  | Ведение списка     |учреждение     |    0,3         |              |    16         |  4,8         |
|   | учреждений,        |               |                |              |               |              |
|   | документы которых  |               |                |              |               |              |
|   | подлежат приему на |               |                |              |               |              |
|   | постоянное хранение|               |                |              |               |              |
|   | в архив            |               |                |              |               |              |
|---|--------------------|---------------|----------------|--------------|---------------|--------------|
|3  | Проверка           |ед. хр.        |                |  300         |    4500       |  15          |
|   | физического и      |               |                |              |               |              |
|   | санитарно-         |               |                |              |               |              |
|   | гигиенического     |               |                |              |               |              |
|   | состояния дел с    |               |                |              |               |              |
|   | управленческой     |               |                |              |               |              |
|   | документацией,     |               |                |              |               |              |
|   | подлежащих приему  |               |                |              |               |              |
|   | на постоянное      |               |                |              |               |              |
|   | хранение в архив   |               |                |              |               |              |
|---|--------------------|---------------|----------------|--------------|---------------|--------------|
|4  | Прием дел с        |ед. хр.        |                |              |               |              |
|   | управленческой     |               |                |              |               |              |
|   | документацией на   |               |                |              |               |              |
|   | постоянное хранение|               |                |              |               |              |
|   | в архив:           |               |                |              |               |              |
|---|--------------------|---------------|----------------|--------------|---------------|--------------|
|   | - без проверки     |               |                |  300         |    2800       |  9,3         |
|   | количества листов в|               |                |              |               |              |
|   | делах              |               |                |              |               |              |
|---|--------------------|---------------|----------------|--------------|---------------|--------------|
|   | - с выборочной     |               |                |  150         |    1700       |  11,3        |
|   | проверкой          |               |                |              |               |              |
|   | количества листов в|               |                |              |               |              |
|   | делах              |               |                |              |               |              |
|---|--------------------|---------------|----------------|--------------|---------------|--------------|
|5  | Составление списка |владелец       |    2,5         |              |    24         |  60          |
|   | лиц, документы     |               |                |              |               |              |
|   | которых подлежат   |               |                |              |               |              |
|   | приему на          |               |                |              |               |              |
|   | постоянное хранение|               |                |              |               |              |
|   | в архив            |               |                |              |               |              |
|---|--------------------|---------------|----------------|--------------|---------------|--------------|
|6  | Ведение списка лиц,|владелец       |    0,2         |              |    24         |  4,8         |
|   | документы которых  |               |                |              |               |              |
|   | подлежат приему на |               |                |              |               |              |
|   | постоянное хранение|               |                |              |               |              |
|   | в архив            |               |                |              |               |              |
|---|--------------------|---------------|----------------|--------------|---------------|--------------|
|7  | Установление связей|письмо         |    0,25        |              |    24         |  6           |
|   | с владельцами      |               |                |              |               |              |
|   | документов личного |               |                |              |               |              |
|   | происхождения      |               |                |              |               |              |
|---|--------------------|---------------|----------------|--------------|---------------|--------------|
|8  | Ведение переговоров|посещение      |    0,75        |              |    24         |  18          |
|   | о передаче         |               |                |              |               |              |
|   | документов личного |               |                |              |               |              |
|   | происхождения на   |               |                |              |               |              |
|   | постоянное хранение|               |                |              |               |              |
|   | в архив            |               |                |              |               |              |
|---|--------------------|---------------|----------------|--------------|---------------|--------------|
|9  | Составление        |докладная      |    0,5         |              |    1          |  0,5         |
|   | докладной записки о|записка        |                |              |               |              |
|   | документах личного |               |                |              |               |              |
|   | происхождения      |               |                |              |               |              |
|---|--------------------|---------------|----------------|--------------|---------------|--------------|
|10 | Временный учет     |поступление    |    0,5         |              |    24         |  12          |
|   | документов личного |               |                |              |               |              |
|   | происхождения      |               |                |              |               |              |
|---|--------------------|---------------|----------------|--------------|---------------|--------------|
|11 | Проведение         |документ       |                |  100         |    428        |  4,3         |
|   | экспертизы ценности|               |                |              |               |              |
|   | документов личного |               |                |              |               |              |
|   | происхождения в    |               |                |              |               |              |
|   | процессе           |               |                |              |               |              |
|   | комплектования     |               |                |              |               |              |
|---|--------------------|---------------|----------------|--------------|---------------|--------------|
|12 | Составление        |описательная   |                |  50          |    428        |  8,6         |
|   | сдаточной описи на |статья описи   |                |              |               |              |
|   | документы личного  |               |                |              |               |              |
|   | происхождения      |               |                |              |               |              |
|---|--------------------|---------------|----------------|--------------|---------------|--------------|
|13 | Прием документов   |документ       |                |  60          |    428        |  7,1         |
|   | личного            |               |                |              |               |              |
|   | происхождения на   |               |                |              |               |              |
|   | постоянное хранение|               |                |              |               |              |
|   | в архив            |               |                |              |               |              |
|---|--------------------|---------------|----------------|--------------|---------------|--------------|
|14 | Оформление приема  |поступление    |    1           |              |    24         |  24          |
|   | документов личного |               |                |              |               |              |
|   | происхождения на   |               |                |              |               |              |
|   | постоянное хранение|               |                |              |               |              |
|   | в архив            |               |                |              |               |              |
|---|--------------------|---------------|----------------|--------------|---------------|--------------|
|   | Итоговые           |               |                |              |               |  233,7       |
|   | трудозатраты по    |               |                |              |               |              |
|   | видам работ        |               |                |              |               |              |
|---|--------------------|---------------|----------------|--------------|---------------|--------------|
|   | Резерв времени на  |               |                |              |               |  7,0         |
|   | выполнение         |               |                |              |               |              |
|   | внеплановых заданий|               |                |              |               |              |
|   | и непредвиденных   |               |                |              |               |              |
|   | работ              |               |                |              |               |              |
|---|--------------------|---------------|----------------|--------------|---------------|--------------|
|   | Общие трудозатраты |               |                |              |               |  240,7       |
|   | (То)               |               |                |              |               |              |
---------------------------------------------------------------------------------------------------------

     Как  и  в предыдущем примере, общие трудозатраты увеличиваются на
повышающий коэффициент 1,025 и составят:

     То = 240,7 х 1,025 = 246,7 чел.-дня.

     Необходимая  штатная  численность  на  выполнение  данных работ с
учетом  общих  трудозатрат  и коэффициента планируемых невыходов (1,1)
составит:

     Чш = (246,7 : 250) х 1,1 = 1 специалист.

         3. Методика расчета необходимой штатной численности
                   инженерно-технических работников

     Расчеты    необходимой    штатной    численности    специалистов,
обеспечивающих  инженерно-техническое обслуживание зданий, помещений и
различного   оборудования   архива,   могут   проводиться   на  основе
профессиональных,   межотраслевых  и  отраслевых  норм  времени,  норм
обслуживания,  норм времени обслуживания. Для этого используют формулу
(2):

     Чш = (То : Фн) х Кн х К,

     где:
     То - общие трудозатраты на объем работы (работ) за год в днях или
часах;
     Фн - нормативный фонд рабочего времени одного специалиста за год;
     Кн - коэффициент, учитывающий планируемые невыходы специалистов;
     К  -  поправочный  коэффициент,  учитывающий вероятное выполнение
ненормируемых   и   разовых   работ,   а   также  работ,  связанных  с
непредвиденными ситуациями. В таблице 3 дан пример расчета численности
специалистов,  обеспечивающих  техническое обслуживание ПЭВМ (для этой
категории работников коэффициент "К" равен 1,08) <16>.
------------------------------------
     <16>  Межотраслевые типовые нормы времени на работы по сервисному
обслуживанию    персональных    электронно-вычислительных    машин   и
организационной техники и сопровождению программных средств. М., 1998.
С. 24.

                                                             Таблица 3

               ПРИМЕР РАСЧЕТА ЧИСЛЕННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ
                         ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ПЭВМ

---------------------------------------------------------------------------------------
| N   | Вид выполняемой         | Единица   | Объем     | Норма       | Трудозатраты  |
| п/п | работы                  | измерения | работы в  | времени     | времени       |
|     |                         |           | единицах  | на          | на            |
|     |                         |           | измерения | единицу     | объем         |
|     |                         |           |           | измерения, ч| работ, ч      |
|-----|-------------------------|-----------|-----------|-------------|---------------|
| 1   | 2                       | 3         | 4         | 5           | 6             |
|-----|-------------------------|-----------|-----------|-------------|---------------|
|     | Еженедельное            |           |           |             |               |
|     | обслуживание:           |           |           |             |               |
|-----|-------------------------|-----------|-----------|-------------|---------------|
| 1   | Проверка                | одно      | 10        | 0,13        | 1,3           |
|     | работоспособности       | устройство|           |             |               |
|     | устройств на тестах в   |           |           |             |               |
|     | ускоренном режиме       |           |           |             |               |
|-----|-------------------------|-----------|-----------|-------------|---------------|
| 2   | Проверка и удаление     | одна      | 10        | 0,2         | 2             |
|     | компьютерных вирусов на | ПЭВМ      |           |             |               |
|     | устройствах внешней     |           |           |             |               |
|     | памяти                  |           |           |             |               |
|-----|-------------------------|-----------|-----------|-------------|---------------|
| 3   | Проведение              | один      | 10        | 0,8         | 8,0           |
|     | дефрагментации          | накопитель|           |             |               |
|     | накопителей на жестких  |           |           |             |               |
|     | магнитных дисках        |           |           |             |               |
|-----|-------------------------|-----------|-----------|-------------|---------------|
| 4   | Проверка линий и        | одна      | 1         | 0,2         | 0,2           |
|     | устройств локальной     | ЛВС       |           |             |               |
|     | вычислительной сети     |           |           |             |               |
|     | (ЛВС) с помощью         |           |           |             |               |
|     | автономных тестов       |           |           |             |               |
|-----|-------------------------|-----------|-----------|-------------|---------------|
|     | Трудозатраты за неделю  |           |           |             | 11,5          |
|-----|-------------------------|-----------|-----------|-------------|---------------|
|     | Трудозатраты за год (52 |           |           |             | 598,0         |
|     | недели)                 |           |           |             |               |
|-----|-------------------------|-----------|-----------|-------------|---------------|
|     | Ежемесячное             |           |           |             |               |
|     | обслуживание:           |           |           |             |               |
|-----|-------------------------|-----------|-----------|-------------|---------------|
| 5   | Полное тестирование     | одна      | 4         | 1,7         | 6,8           |
|     | всех устройств ПЭВМ с   | ПЭВМ      |           |             |               |
|     | выдачей протокола, в    |           |           |             |               |
|     | том числе и ЛВС,        |           |           |             |               |
|     | выявление и исправление |           |           |             |               |
|     | ошибок в распределении  |           |           |             |               |
|     | дискового пространства  |           |           |             |               |
|-----|-------------------------|-----------|-----------|-------------|---------------|
| 6   | Поставка обновленных    | одна      | 4         | 0,48        | 1,92          |
|     | антивирусных программ и | ПЭВМ      |           |             |               |
|     | полная проверка         |           |           |             |               |
|     | дисковой памяти на      |           |           |             |               |
|     | наличие вирусов         |           |           |             |               |
|-----|-------------------------|-----------|-----------|-------------|---------------|
| 7   | Смазка механических     | одно      | 40        | 0,34        | 13,6          |
|     | устройств ТС (НГМД,     | устройство|           |             |               |
|     | стримеры, принтеры)     |           |           |             |               |
|-----|-------------------------|-----------|-----------|-------------|---------------|
| 8   | Очистка от пыли         | одна      | 4         | 0,37        | 1,48          |
|     | внутренних объемов ПЭВМ | ПЭВМ      |           |             |               |
|     | (со снятием корпуса)    |           |           |             |               |
|-----|-------------------------|-----------|-----------|-------------|---------------|
| 9   | Очистка экранов         | один      | 10        | 0,35        | 3,5           |
|     | видеомониторов от пыли  | видео -   |           |             |               |
|     | и грязи, регулировка и  | монитор   |           |             |               |
|     | настройка, очистка      |           |           |             |               |
|     | внутренних объемов от   |           |           |             |               |
|     | пыли                    |           |           |             |               |
|-----|-------------------------|-----------|-----------|-------------|---------------|
| 10  | Очистка и промывка      | один      | 10        | 0,17        | 1,7           |
|     | печатающих головок      | принтер   |           |             |               |
|     | матричных и струйных    |           |           |             |               |
|     | принтеров               |           |           |             |               |
|-----|-------------------------|-----------|-----------|-------------|---------------|
| 11  | Очистка от              | один      | 10        | 0,34        | 3,4           |
|     | неиспользованного       | принтер   |           |             |               |
|     | тонера элементов печати |           |           |             |               |
|     | лазерных принтеров,     |           |           |             |               |
|     | очистка и промывка      |           |           |             |               |
|     | оптики и своевременная  |           |           |             |               |
|     | заправка тонера         |           |           |             |               |
|-----|-------------------------|-----------|-----------|-------------|---------------|
| 12  | Очистка от пыли и       | один      | 10        | 0,28        | 2,8           |
|     | промывка считывающего   | сканер    |           |             |               |
|     | элемента в сканерах и   |           |           |             |               |
|     | смазка механических     |           |           |             |               |
|     | частей                  |           |           |             |               |
|-----|-------------------------|-----------|-----------|-------------|---------------|
|     | Трудозатраты за месяц   |           |           |             | 35,2          |
|-----|-------------------------|-----------|-----------|-------------|---------------|
|     | Трудозатраты за год (12 |           |           |             | 422,4         |
|     | месяцев)                |           |           |             |               |
|-----|-------------------------|-----------|-----------|-------------|---------------|
|     | Полугодовое             |           |           |             |               |
|     | обслуживание для ПЭВМ и |           |           |             |               |
|     | периферийного           |           |           |             |               |
|     | оборудования:           |           |           |             |               |
|-----|-------------------------|-----------|-----------|-------------|---------------|
| 13  | Очистка от пыли         | одна      | 10        | 0,8         | 8,0           |
|     | внутренних объемов      | ПЭВМ      |           |             |               |
|     | блоков питания ПЭВМ,    |           |           |             |               |
|     | очистка и смазка        |           |           |             |               |
|     | вентиляторов            |           |           |             |               |
|-----|-------------------------|-----------|-----------|-------------|---------------|
| 14  | Очистка экранов         | один      | 10        | 0,22        | 2,2           |
|     | видеомониторов и LCD    | видео -   |           |             |               |
|     | панели от пыли и грязи, | монитор   |           |             |               |
|     | регулировка и настройка |           |           |             |               |
|-----|-------------------------|-----------|-----------|-------------|---------------|
|     | Трудозатраты за         |           |           |             | 10,2          |
|     | полугодие               |           |           |             |               |
|-----|-------------------------|-----------|-----------|-------------|---------------|
|     | Трудозатраты за год     |           |           |             | 20,4          |
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

     Общие трудозатраты на обслуживание ПЭВМ составят:

     То = 598,0 + 422,4 + 20,4 = 1040,8 час.

     Штатная  численность специалистов, занятых обслуживанием 10 ПЭВМ,
таким образом, будет равна:

     Чш = (1040,8 : 2000) х 1,1 х 1,08 = 0,62 чел. = 1 специалист.

     Используя  нормы  времени,  можно  аналогично  рассчитать штатную
численность и других специалистов этой категории.

         4. Методика расчета необходимой штатной численности
           административно-управленческого персонала архива

     Штатная   численность  административно-управленческого  персонала
архива  зависит  от  характера, объема и сложности выполняемых работ и
должна быть лимитирована.
     Ориентировочную    численность    указанного    персонала   можно
устанавливать  исходя  из  процентного  отношения  к общей численности
работников  архива.  Рекомендуется  не  менее 16% от общей численности
<17>.
------------------------------------
     <17>   Научная   организация  управленческого  труда  в  аппарате
министерств и ведомств. Межвузовский сборник (МГИАИ). М., 1985. С. 94.

     Внутри  эта категория работников может иметь следующую структуру:
от  15, но не более 20% - директор архива и его заместители; от 60, но
не  более  70%  -  начальники  отделов,  их  заместители,  экономисты,
бухгалтеры,  работники  кадровой  службы;  от  15,  но  не более 20% -
технические    работники    (секретарь    руководителя,    машинистка,
делопроизводитель, кассир, секретарь-машинистка) <18>.
------------------------------------
     <18>    Наименования    должностей    даны   в   соответствии   с
Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и
других  служащих.  Издание  официальное  3-е, дополненное / Минтруда и
социального   развития  РФ.  М.,  2001;  Гребнев  Е.Т.,  Смирнов  К.А.
Нормирование управленческого труда. М., 1980. С. 66.

     Например,  в архиве при общей штатной численности 150 человек АУП
по  норме составит 16%, т.е. 24 человека. Из них: 4 человека (16,6%) -
директор  и его заместители; 16 человек (66,7%) - начальники отделов и
их  заместители,  кадровая  служба,  работники  бухгалтерии  и  др.; 4
человека - технические исполнители.
     Для    расчета    численности    руководителей   разного   уровня
целесообразно  также  применять нормы управляемости. Для руководителей
(в   том   числе   структурных  подразделений)  число  непосредственно
подчиненных может быть от 5 человек, но не более 10 человек <19>.
------------------------------------
     <19>  Гребнев  Е.Т.,  Смирнов  К.А.  Нормирование управленческого
труда. М., 1980, С. 75; Недоступов М.И., Годионенко В.Е., Чиркова А.В.
Нормирование труда. Уч. пос. Т. 1. СПб., 1995. С. 69.

     Более      точно      штатная      численность      и      состав
административно-управленческого   персонала   могут   определяться  по
выполняемым функциям (с учетом установленных лимитов), в том числе для
расчета     численности     специалистов     (работников    кадрового,
бухгалтерского,  делопроизводственного  обеспечения)  - на основе норм
времени или выработки. В целях обеспечения реализации уставных функций
архива   формируется   его   структура,   в   соответствии  с  которой
определяется  количество  руководителей  структурных  подразделений, а
также  их  заместителей.  Для  обоснования  и  оптимизации  состава  и
численности  руководителей структурных подразделений (в частности, при
создании   новых   архивов)   рекомендуется   использовать  "Примерные
положения   об   отделах   государственного  архива,  центра  хранения
документации"   (Приказ   Росархива  от  11.07.94  N  57);  "Примерные
положения  о  структурных  подразделениях федеральных архивов" (Приказ
Росархива  от  07.05.98 N 34); "Примерное положение об архивохранилище
государственного архива" (Приказ Росархива от 13.02.2001 N 12).
     Для работников бухгалтерии, делопроизводственных и кадровых служб
расчет штатной численности можно вести на основе норм времени или норм
выработки. Для этого используется формула (1):

     Чш = (То : Фн) х Кн <20>,

     где:
     То - общие трудозатраты на объем работы (работ) в часах;
     Фн - нормативный фонд рабочего времени одного специалиста за год;
     Кн - коэффициент, учитывающий планируемые невыходы.
------------------------------------
     <20>  Нормативы  времени  на  работы, выполняемые экономистами по
финансовой работе. М.: "Экономика", 1990. С. 54.

     Пример  расчета  численности работников бухгалтерии на выполнение
операции "Учет основных средств":
     - за  год  трудозатраты  на  выполнение  операции  составили 1770
часов;
     - нормативный  фонд  рабочего  времени  одного  работника условно
принимаем за 2000 час. в год;
     - Кн = 1,1.
     Тогда:

     Чш = (1770 : 2000) х 1,1 = 0,97 = 1 человек.

     Аналогично   рассчитывается  необходимая  численность  работников
бухгалтерии для выполнения других работ, операций и процедур. Суммируя
полученные данные, определяют необходимую численность в целом на объем
предполагаемых работ в год.
     При   использовании  норм  обслуживания  определяется  количество
работников по функции "материально-техническое снабжение". Так, службе
хозяйственного   и  материально-технического  снабжения  положен  один
кладовщик  при  стоимости  сохраняемых ценностей свыше 100 тыс. руб. в
год  <21>  или  один  заведующий  складом  (заведующий хозяйством) при
количестве работающих в организации до 200 человек <22>.
------------------------------------
     <21>  Рекомендации  по определению штатной численности работников
бюджетных  организаций  на основе нормативов по труду. М., ЦБНТ, 2002.
С. 15.
     <22>  Нормативы  численности  инженерно-технических  работников и
служащих  объединений  гостиничного  хозяйства  и  гостиниц. М., ЦБНТ,
1985. С. 30.

         5. Методика расчета необходимой штатной численности
          рабочих и младшего обслуживающего персонала архива

     Производить   расчет   необходимой   численности  этой  категории
работников   целесообразно   по  профессиям  (дезинфекторы,  уборщики,
гардеробщики, лифтеры, рабочие).
     Необходимая штатная численность рабочих и младшего обслуживающего
персонала  может рассчитываться с помощью норм времени обслуживания по
следующей формуле (3):

     Чш = (То : Но) х Кн,

     где:
     То  - общая трудоемкость выполнения работ (за год, месяц, рабочий
день) по заданной зоне обслуживания;
     Но - норма времени обслуживания единицы работы (кв. м, количество
посетителей и др.);
     Кн - коэффициент планируемых невыходов.
     Нормы   времени  обслуживания  устанавливаются  с  учетом  затрат
времени на выполнение работниками основных и дополнительных функций.
     Расчет  необходимой численности младшего обслуживающего персонала
дан  на примере уборщиков помещений с учетом четырех зон обслуживания:
1)  служебные помещения, 2) архивохранилища, 3) лестничные клетки и 4)
санитарные узлы.
     К  основным  функциям,  выполняемым  этой  категорией работников,
отнесены  все  работы по уборке помещений. К дополнительным функциям -
доставка средств уборки и приспособлений в начале рабочего дня к месту
работы  и  в конце рабочего дня в установленное для их хранения место.
Время  на  доставку средств уборки и вспомогательных материалов учтено
на  расстояние  до  100  м.  Нормы  обслуживания  установлены с учетом
одноразовой уборки в течение рабочего дня <23>.
------------------------------------
     <23>  Межотраслевые  нормативные материалы для нормирования труда
рабочих по уборке территорий и помещений. М., 1992. С. 91.

     Так  как  на практике уборка помещений производится не ежедневно,
то периодичность уборки определяется каждым архивом самостоятельно.

                                                             Таблица 4

              НОРМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЛЯ УБОРЩИКОВ ПОМЕЩЕНИЙ

-------------------------------------------------------------------
|N  | Наименование объекта уборки | Норма времени  | Норма        |
|п/ | (зоны обслуживания)         | обслуживания 1 | обслуживания |
|   |                             | кв. м (в       | за 1 раб.    |
|   |                             | часах)         | день         |
|   |                             |                | (в кв. м)    |
|---|-----------------------------|----------------|--------------|
|1  | 2                           | 3              | 4            |
|---|-----------------------------|----------------|--------------|
|1  | Служебное помещение <24>    | 0,025          | 320,0 <25>   |
|---|-----------------------------|----------------|--------------|
|2  | Архивохранилище             | 0,016          | 510,0 <25>   |
|---|-----------------------------|----------------|--------------|
|3  | Лестничная клетка в здании  | 0,07           | 114,0 <26>   |
|   | от                          |                |              |
|   | 2-х до 5-ти этажей без      |                |              |
|   | лифта                       |                |              |
|---|-----------------------------|----------------|--------------|
|4  | Лестничная клетка в здании  | 0,03           | 267,0 <27>   |
|   | от                          |                |              |
|   | 2-х до 5-ти этажей с лифтом |                |              |
|---|-----------------------------|----------------|--------------|
|5  | Лестничная клетка в здании  | 0,01           | 730,0 <28>   |
|   | свыше 5-ти этажей с лифтом  |                |              |
|---|-----------------------------|----------------|--------------|
|6  | Санитарный узел общего      | 0,04           | 200,0 <29>   |
|   | пользования                 |                |              |
-------------------------------------------------------------------

------------------------------------
     <24> К категории служебных помещений отнесены: комнаты для работы
сотрудников,  кабинеты  руководителей,  приемные,  читальный  зал  для
исследователей,    конференц-зал,    помещения   ожиданий   и   приема
посетителей.
     <25>   Нормативы   численности   рабочих,  занятых  обслуживанием
общественных зданий. М., ЦБНТ, 1988. С. 14.
     <26>  Рекомендации  по определению штатной численности работников
бюджетных  организаций  на основе нормативов по труду. М., ЦБНТ, 2002.
С. 11.
     <27> Там же.
     <28> Там же.
     <29>   Нормативы   численности   рабочих,  занятых  обслуживанием
общественных зданий. М., ЦБНТ, 1988. С. 14.

     При наличии на лестничной клетке ковровых дорожек к норме времени
обслуживания применяются коэффициенты "К" <30>:
     - лестничные  клетки в здании от 2-х до 5-ти этажей без лифта К =
1,6;
     - лестничные  клетки  в здании от 2-х до 5-ти этажей с лифтом К =
1,7;
     - лестничные клетки в здании свыше 5-ти этажей с лифтом К = 1,75.
------------------------------------
     <30>  Рекомендации  по определению штатной численности работников
бюджетных  организаций  на основе нормативов по труду. М., ЦБНТ, 2002.
С. 11.

     Пример расчета:
     общая  площадь  помещений  архива  составляет  6900  кв. м, в том
числе:
     - служебные помещения - 1602 кв. м;
     - архивохранилища - 5000 кв. м;
     - лестничные клетки в здании до 5-ти этажей с лифтом - 248 кв. м,
при этом К = 1,7;
     - санитарные  узлы  - 5 узлов, их общая площадь составляет 50 кв.
м.
     Применяя нормы обслуживания из таблицы 4, получим:
     1)  Общая  трудоемкость  обслуживания  служебных  помещений будет
равна: 1602 кв. м х 0,025 час. = 40,0 чел./часов.
     Необходимая  штатная  численность  составит:  (40,0 чел./час. : 8
час.) х 1,1 = 5,5 чел.
     2)  Общая трудоемкость обслуживания архивохранилищ составит: 5000
кв. м х 0,016 час. = 80,0 чел./часов.
     Необходимая  численность  уборщиков составит: (80,0 чел./час. : 8
час.) х 1,1 = 11,0 чел.
     3) Общая трудоемкость по обслуживанию лестничных клеток составит:
248 кв. м х 0,03 час. х 1,7 = 12,65 чел./часов.
     Необходимая штатная численность будет равна: (12,65 чел./час. : 8
час.) х 1,1 = 1,7 чел.
     4)  Общая трудоемкость обслуживания санитарных узлов = 50 кв. м х
0,04 час. = 2,0 чел./часа.
     Необходимая  штатная  численность  составит:  (2,0  чел./час. : 8
час.) х 1,1 = 0,3 чел.
     Необходимая  штатная  численность  по  четырем зонам обслуживания
составит:

     Чш = 5,5 + 11,0 + 1,7 + 0,3 = 19 человек.

     Для  расчета  необходимой  численности  гардеробщиков, лифтеров и
рабочих   рекомендуется   использовать  нормы  обслуживания.  Так,  на
обслуживание 1 гардероба до 200 мест требуется 1 человек в смену <31>.
------------------------------------
     <31>   Нормативы   численности   рабочих,  занятых  обслуживанием
общественных зданий. М., ЦБНТ, 1988. С. 5.

     Численность   лифтеров   определяется   по  количеству  лифтов  и
сменности их работы <32>:
     - при  сопровождении  кабины  лифта в смену на 1 лифт требуется 1
человек;
     - при  самостоятельном  пользовании  лифтом в смену на 1 пост - 1
человек.
------------------------------------
     <32> Там же. С. 11.

     Численность рабочих, занятых обслуживанием и ремонтом инженерного
оборудования  зданий.  В  данную  группу  входят  следующие профессии:
слесарь-сантехник,  электромонтер по обслуживанию электрооборудования,
электромонтер    по    ремонту    электрооборудования,    слесарь   по
контрольно-измерительным  приборам  и автоматике, слесарь по ремонту и
обслуживанию    вентиляционного,   отопительного   и   кондиционерного
оборудования.
     Определить  численность  рабочих  на  указанную  группу профессий
можно двумя способами.
     Первый способ заключается в следующем:
     - необходимо     составить    перечень    оборудования    архива,
обслуживаемого  данными  профессиями  рабочих, с указанием необходимых
его характеристик;
     - соотнести  имеющееся  в  архиве  оборудование  с наименованиями
оборудования, а также с категорией его сложности и ремонта, указанными
в  нормативном сборнике "Нормативы численности рабочих по обслуживанию
гостиниц" <33>;
     - рассчитать  суммарное  количество  единиц  ремонтной  сложности
оборудования,  обслуживаемого  указанной  группой  профессий рабочих в
архиве;
     - рассчитать   необходимую   численность,   для  чего  полученное
суммарное  количество  единиц  ремонтной  сложности  делят на норматив
ремонтной   сложности   и   умножают  на  коэффициент  невыходов  (при
односменной работе).
------------------------------------
     <33>   Наименования   оборудования,   определение  категории  его
сложности   и   ремонта   см.:   "Нормативы   численности  рабочих  по
обслуживанию гостиниц". М., ЦБНТ, 1984. С. 44 - 53.

     Например:
     - количество  единиц  ремонтной  сложности  электрооборудования в
архиве составляет 402 единицы;
     - норма  обслуживания  для  электромонтера  составляет 500 единиц
ремонтной сложности в сутки;
     - коэффициент планируемых невыходов = 1,1.
     Численность  равняется:  402  :  500  х  1,1 = 0,88 = 1 человек в
сутки.
     Второй способ:
     - на  основании таблицы (5) устанавливают необходимую численность
рабочих,  занятых обслуживанием и ремонтом оборудования, в зависимости
от  количества  единиц  ремонтной  сложности оборудования и количества
рабочих мест в архиве.

                                                             Таблица 5

         НОРМАТИВ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОЧИХ, ЗАНЯТЫХ ОБСЛУЖИВАНИЕМ
                     И РЕМОНТОМ ОБОРУДОВАНИЯ <34>

------------------------------------
     <34>  Нормативы численности рабочих по обслуживанию гостиниц. М.,
ЦБНТ, 1984. С. 27.

-----------------------------------------------------------------------
|Количество рабочих | Количество единиц ремонтной сложности           |
|мест               | оборудования                                    |
|-------------------|-------------------------------------------------|
|                   | до 500 |  501 - 800 | 801 - 1200  | 1200 - 1600 |
|-------------------|-------------------------------------------------|
|                   | Нормативы численности (человек в сутки)         |
|-------------------|-------------------------------------------------|
|до 100             | 0,67   |  0,94      | 1,21        | 1,64        |
|-------------------|--------|------------|-------------|-------------|
|101 - 150          | 0,92   |  1,20      | 1,48        | 1,81        |
|-------------------|--------|------------|-------------|-------------|
|151 - 200          | 1,17   |  1,46      | 1,75        | 2,08        |
-----------------------------------------------------------------------

     В  примере расчета используем минимальное (по таблице) количество
единиц  ремонтной  сложности  оборудования  (500) и количество рабочих
мест  в  архиве,  равное 150. Норматив численности (человек в сутки) в
этом случае составит 0,92.
     Для   получения   необходимой  численности  норматив  численности
(человек  в  сутки)  умножается  на  коэффициент планируемых невыходов
(1,1) <35>.
------------------------------------
     <35> Там же. С. 26.

     Получаем:

     Чш = 0,92 х 1,1 = 1,01 = 1 человек в сутки.


                                                            Приложение

                               ПЕРЕЧЕНЬ
          ОТРАСЛЕВЫХ И МЕЖОТРАСЛЕВЫХ НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИХ
         МАТЕРИАЛОВ ПО ТРУДУ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
       ПРИ РАСЧЕТЕ ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АРХИВОВ

     1.    Квалификационный   справочник   должностей   руководителей,
специалистов и других служащих. Издание официальное 3-е, дополненное /
Минтруда и социального развития РФ. М., 2001.
     2.   Комплексные   нормы   на  работы  по  подготовке  публикаций
документов  и  справочников  по  документам  ГАФ  СССР,  выполняемые в
государственных   архивах,   хранящих  управленческую  документацию  и
документы личного происхождения. М., ВНИИДАД, 1990.
     3.  Комплексные  нормы времени на работы по подготовке публикаций
документов  и  справочников  по  документам  ГАФ  СССР,  выполняемые в
государственных   архивах,   хранящих   управленческую   документацию,
документы личного происхождения, фотодокументы (2 часть). М., ВНИИДАД,
1991.
     4.  Комплексные  нормы времени на работы по подготовке публикаций
документов  и  справочников  по  документам архивных фондов Российской
Федерации,    выполняемые    в   государственных   архивах,   хранящих
управленческую   документацию,   документы  личного  происхождения  (3
часть). М., ВНИИДАД, 1992.
     5.  Межотраслевые  нормативные  материалы  для нормирования труда
рабочих по уборке территорий и помещений. М., ЦБНТ, 1992.
     6.    Межотраслевые    нормативы    времени    на    работы    по
научно-технической информации. М., 1990.
     7.  Межотраслевые  нормативы численности работников службы охраны
труда в организациях. М., ЦБНТ, 2001.
     8.  Межотраслевые  типовые  нормы времени на работы по сервисному
обслуживанию    персональных    электронно-вычислительных    машин   и
организационной техники и сопровождению программных средств. М., ЦБНТ,
1998.
     9.  Межотраслевые  укрупненные  нормативы  времени  на  работы по
бухгалтерскому   учету   и   финансовой   деятельности   в   бюджетных
организациях. М., ЦБНТ, 1995.
     10.  Межотраслевые  укрупненные  нормативы  времени  на работы по
документационному обеспечению управления. М., ЦБНТ, 1995.
     11.  Межотраслевые  укрупненные  нормативы  времени  на работы по
комплектованию и учету кадров. М., 1991.
     12.   Межотраслевые   укрупненные   нормы  времени  на  работы  с
научно-технической  документацией  в архивах учреждений, организаций и
предприятий. М., ВНИИДАД, ЦБНТ, 1993.
     13.  Нормативы  времени  на  работы,  выполняемые экономистами по
финансовой работе. М.: "Экономика", 1990.
     14.  Нормативы  времени  на  уборку служебных и культурно-бытовых
помещений. М., ЦБНТ, 1990.
     15.  Нормативы  численности  инженерно-технических  работников  и
служащих  объединений  гостиничного  хозяйства  и  гостиниц. М., ЦБНТ,
1985.
     16.  Нормативы  численности  работников  отдела подготовки кадров
(бюро, секторов) на предприятиях. М., ЦБНТ, 1990.
     17.  Нормативы  численности  работников  юридической  службы. М.,
ЦБНТ, 1990.
     18.   Нормативы   численности   рабочих,   занятых  обслуживанием
общественных зданий. М., ЦБНТ, 1988.
     19.  Нормативы  численности рабочих по обслуживанию гостиниц. М.,
ЦБНТ, 1984.
     20.  Нормы  времени  на  работы  по  автоматизированной  архивной
технологии  и  документационному  обеспечению  органов управления. М.,
ЦБНТ, 1993.
     21.  Нормы  времени  на  работы  по документационному обеспечению
управленческих структур федеральных органов исполнительной власти. М.,
ЦБНТ, 2002.
     22.  Нормы  обслуживания  для  рабочих,  занятых  на  работах  по
санитарному содержанию домовладений. М., 1996.
     23.   Примерное  положение  об  архивохранилище  государственного
архива (Приказ Росархива от 13.02.2001 N 12).
     24.  Примерные  положения  об  отделах  государственного  архива,
центра хранения документации (Приказ Росархива от 11.07.1994 N 57).
     25.  Примерные положения о структурных подразделениях федеральных
архивов (Приказ Росархива от 07.05.1998 N 34).
     26.  Расчет  полезного  (эффективного)  фонда  рабочего времени в
плановом  периоде  (Методические  рекомендации).  М.,  Главархив СССР,
1982.
     27.  Рекомендации  по  определению штатной численности работников
бюджетных организаций на основе нормативов по труду. М., ЦБНТ, 2002.
     28.  Типовые  нормы  времени  и выработки на основные виды работ,
выполняемые в государственных архивах. М., ВНИИДАД, 1988.
     29.  Типовые  нормы  времени  и  выработки  на  работы  и услуги,
выполняемые в государственных архивах с применением ПЭВМ. М., ВНИИДАД,
2001.
     30.  Типовые  нормы  времени  и выработки на основные виды работ,
выполняемые в государственных архивах, хранящих кинофотодокументы. М.,
ВНИИДАД, 1984.
     31.  Типовые  нормы  времени  и выработки на основные виды работ,
выполняемые  в  государственных  архивах,  хранящих научно-техническую
документацию. М., 1984.
     32.  Типовые  нормы  времени  и выработки на основные виды работ,
выполняемые  в  государственных  архивах,  хранящих фонодокументы. М.,
ВНИИДАД, 1983.
     33.  Типовые  нормы выработки на основные виды работ, выполняемые
лабораториями    микрофотокопирования    и    реставрации   документов
государственных архивов. М., Главархив СССР, 1981.
     34.  Типовые нормы выработки на переплетные и картонажные работы.
М.: Экономика, 1990.
     35.  Типовые нормы времени на работы по копированию и размножению
документов. М., ЦБНТ, 1990.
     36.  Укрупненные  нормы времени на полотерные и стеклопротирочные
работы. М., 1991.
     37.   Укрупненные   нормы   времени   на  работы,  выполняемые  в
объединенных   архивах,   хранящих   документы   по   личному  составу
учреждений, организаций и предприятий. М., ВНИИДАД, ЦБНТ, 1992.

                                СПИСОК
          ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ МЕТОДИКИ

     1. Гребнев Е.Т., Смирнов К.А. Нормирование управленческого труда.
М., 1980.
     2. Клюев В.К., Чукаев А.М. Экономическое обеспечение деятельности
библиотек. М., 1991.
     3.   Научная   организация   управленческого   труда  в  аппарате
министерств и ведомств. Межвузовский сборник (МГИАИ). М., 1985.
     4.  Недоступов  М.И.,  Годионенко В.Н., Чиркова А.В. Нормирование
труда.  Уч.  пособие.  Т.  1. С.-Петербургский университет экономики и
финансов. СПб., 1995.
     5.  Основы  научной  организации труда в государственных архивах.
Методические рекомендации. М., ВНИИДАД, 1986.
     6.  Экономика  труда.  Кн.  1,  2.  С.-Петербургский  университет
экономики и финансов. СПб., 1993.

Страницы: 1  2  


Оглавление