О КОНЦЕПЦИИ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ "О ГОРОДСКИХ ПОЧВАХ" ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 31 августа 2004 года N 602-ПП (ПРМ) В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25 февраля 2003 года N 102-ПП "О Целевой среднесрочной экологической программе города Москвы на 2003-2005 годы" Правительство Москвы постановляет: 1. Одобрить Концепцию закона города Москвы "О городских почвах" (приложение). 2. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы: 2.1. Обеспечить разработку проекта закона города Москвы "О городских почвах" на конкурсной основе. 2.2. В III квартале 2005 года внести на рассмотрение Правительства Москвы проект закона города Москвы "О городских почвах". 3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы, руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Бочина Л.А. Мэр Москвы Ю.М.Лужков Приложение к постановлению Правительства Москвы от 31 августа 2004 года N 602-ПП КОНЦЕПЦИЯ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ "О ГОРОДСКИХ ПОЧВАХ" I. Современная ситуация в сфере законодательного регулирования городских почв 1. Правовое регулирование охраны и рационального использования земель и почв города Москвы в настоящее время осуществляется значительным количеством нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы. Федеральное законодательство регулирует главным образом отношения в области рационального использования и охраны земель. Что касается почв, то в основном регулирование связано с сохранением и повышением плодородия почв, используемых в сельскохозяйственном производстве и лесном хозяйстве. Правовые акты города Москвы посвящены, в основном, регулированию отношений по использованию и охране земель города Москвы. Комплексное законодательное регулирование отношений по охране и использованию городских почв отсутствует, многие вопросы данной области общественных отношений остаются вне правового поля. Таким образом, разработка концепции закона города Москвы "О городских почвах" обусловлена отсутствием правового регулирования отношений в области охраны и использования городских почв на федеральном уровне, а также фрагментарностью регулирования этой проблемы в законах и иных правовых актах города Москвы. 2. Согласно Земельному кодексу Российской Федерации, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, восстановлению плодородия почв. Согласно Федеральному закону "Об охране окружающей среды", земля и почвы являются компонентами природной среды и одновременно природными ресурсами, то есть используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве средства производства (в сельском и лесном хозяйстве). Федеральный закон запрещает хозяйственную и иную деятельность, реализацию проектов, которые могут привести к изменению и (или) уничтожению, истощению природных ресурсов. И земля, и почвы выступают объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Согласно части 3 статьи 4 закона, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы подлежат особой охране. Ряд федеральных законов и иных нормативных правовых актов посвящены в основном вопросам сохранения и повышения плодородия почв, используемых в сельскохозяйственном производстве. Так, Федеральный закон "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" предусматривает основные направления обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, в том числе проведение учета показателей плодородия земель сельскохозяйственного назначения и мониторинга плодородия этих земель, сертификацию почв. Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденные Приказом Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 года N 525/67, регулируют осуществление мероприятий по снятию, транспортировке и нанесению плодородного слоя почвы и потенциально плодородных пород на малопродуктивные угодья с целью их улучшения при проведении строительных работ, связанных с нарушением почвенного слоя. Указанный документ направлен на охрану сельскохозяйственных и лесных земель. 3. В городе Москве имеется достаточно объемная правовая база, регулирующая земельные отношения. Базовым законом в области земельных отношений на территории Москвы является Закон город Москвы от 14 мая 2003 года N 27 "О землепользовании и застройке в городе Москве". Закон устанавливает градостроительные требования к землепользованию в городе Москве, порядок охраны земель и контроля за их использованием, устанавливает общие принципы платы за использование земель. В соответствии с Положением о Департаменте земельных ресурсов города Москвы Департамент земельных ресурсов города Москвы осуществляет функции по ведению государственного земельного кадастра и мониторинга земель в городе Москве, а также государственного контроля за использованием и охраной земель. Достаточно детально вопрос возмещения причиненного ущерба землям и почвам регулируется в Методике исчисления размера ущерба, вызываемого захламлением, загрязнением и деградацией земель на территории Москвы, утвержденной распоряжением Мэра Москвы от 27 июля 1999 года N 801-РМ. В частности, установлен порядок исчисления размера ущерба, вызываемого незаконным уничтожением и повреждением почвенно-грунтового слоя в результате допущения конкретными юридическими и физическими лицами нарушений земельного законодательства в виде захламления, загрязнения и деградации городских земель. Кроме рассмотренных, в Москве действуют и некоторые другие законы и правовые акты, затрагивающие вопросы охраны и использования городских почв. Таким образом, можно сделать следующие выводы: 1. Основным недостатком земельного законодательства является регулирование охраны почв только в совокупности с землями, а не в качестве самостоятельного компонента природной среды. 2. Федеральное законодательство регулирует отношения в области охраны и рационального использования почв, но основная часть установленных требований касается почв, используемых в сельскохозяйственном производстве. 3. В законодательстве города Москвы предметом регулирования в основном являются земли города Москвы, земельные участки, а не городские почвы как таковые. При этом земельные участки рассматриваются главным образом как объект недвижимого имущества. 4. Земельное законодательство Российской Федерации и города Москвы в основном исходит из понимания "земля", "земельные ресурсы" с точки зрения их социально-экономических аспектов в ущерб природно-экологическим аспектам, не проводит разделение понятий "земля" и "почвы". 5. Требование об учете в документации земельного кадастра показателей, характеризующих качество почв, законодательно не закреплено. Не предусмотрена оценка и компенсация ущерба почвам, причиненного собственниками (арендаторами) земельных участков, в случае распоряжения ими своими земельными участками (при переходе прав на участки к новым собственникам или арендаторам (субарендаторам), не разработан механизм проведения такой оценки и возмещения компенсации. Разрабатываемый проект закона города Москвы "О городских почвах" призван ликвидировать существующий пробел в законодательстве и направлен на учет особенностей почв города Москвы, их многофункционального назначения. Концепция закона города Москвы "О городских почвах" разработана с учетом требований следующих документов: Федерального закона "Об охране окружающей среды", Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Устава города Москвы, законов города Москвы "О землепользовании и застройке в городе Москве", "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве", "О защите зеленых насаждений", "О градостроительном зонировании территории города Москвы", "Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства города", постановления Правительства Москвы от 08.08.2000 N 603 "Об утверждении Правил производства земляных и строительных работ, прокладки и переустройства инженерных сетей и коммуникаций в г.Москве". II. Цели и задачи проекта закона города Москвы "О городских почвах" 1. Необходимость подготовки и принятия закона "О городских почвах" обусловлена важными экологическими функциями почвы в городе, определяющими экологический баланс в системе город-здоровье человека. Городские почвы представляют собой неотъемлемый компонент городской природной среды, основными функциями которого являются продуктивность, пригодность для произрастания зеленых насаждений, способность абсорбировать в своей толще загрязняющие вещества и удерживать их от проникновения в сопредельные среды. Почвы участвуют в биохимическом круговороте веществ, в формировании поверхностного стока, обеспечивают зеленые насаждения необходимыми питательными компонентами, микроэлементами и условиями произрастания. Основными экологическими функциями почвы являются ее плодородие, очищение и воспроизводство компонентов окружающей среды, санитарно-гигиеническая функция, консервация и накопление жизненно-необходимых веществ, энергии, поддержание биоразнообразия и другие. Однако главные свойства городских почв (плодородие, сорбционная и очищающая способность) обеспечивают выполнение указанных экологических функций лишь до определенного (критического) уровня антропогенной нагрузки. Утрата этой способности приводит к возникновению в городе долговременных негативных экологических явлений, в частности: снижение биологической продуктивности почвы и качества зеленых насаждений, резкое ухудшение санитарно-эпидемиологического состояния территории города в силу накопления в почвах опасных для здоровья человека веществ и микроорганизмов и прочее. В результате сложившейся общей неблагоприятной экологической ситуации в городе Москве, вызванной, в первую очередь, все возрастающей антропо-техногенной нагрузкой, значительно увеличилось воздействие на городские почвы (деградация, загрязнение и захламление). Интенсивное промышленное воздействие приводит к повсеместным очагам техногенного загрязнения городских земель и почв, что в значительной мере связано с накоплением в них тяжелых металлов. Одним из наиболее значимых источников антропогенного воздействия на состояние почв города является автомобильный транспорт. Актуальна для города Москвы проблема, связанная с поступлением в городские почвы химических веществ и элементов при применении противогололедных материалов, использование которых с превышением норм расхода, несоблюдением правил их хранения и складирования также ведет к загрязнению почв и уничтожению зеленых насаждений и животного мира города. Критическое положение почв города Москвы напрямую связано с отсутствием необходимого правового регулирования отношений в данной области. Недостаточно регламентируется осуществление хозяйственной и иной деятельности с точки зрения воздействия на городские почвы, предусмотренная законодательством ответственность за правонарушения в области охраны почв не может эффективно применяться к хозяйствующим субъектам за невыполнение обязательных мероприятий по охране и рациональному использованию городских почв. 2. Разрабатываемый проект закона города Москвы "О городских почвах" призван устранить указанный пробел в законодательстве, установить правовые основы регулирования отношений по сохранению, восстановлению и использованию почв как важнейшего компонента городской природной среды и неотъемлемой части среды обитания человека, растений и животных. Закон обеспечит проведение городской политики не только в области сохранения почв как природного ресурса и компонента городской природной среды, но также в области охраны от негативных воздействий почв на окружающую среду. 3. Закон позволит определить правовой статус почвы как самостоятельного природного объекта и, соответственно, объекта охраны от негативных последствий антропогенной деятельности. В связи с этим в проекте будет сформулировано понятие "городские почвы", проведено разграничение между понятиями "городские почвы" и "городские земли". Необходимость такого разделения обусловлена тем, что "городская земля" рассматривается в основном как социально-экономическая категория для обеспечения хозяйственной и иной деятельности в городе Москве. "Городские почвы" - это базовый природный компонент городской среды, выполняющий важные экологические функции. Объектами регулирования закона являются почвы в традиционном понимании, а также важные для городской среды почвоподобные тела ("искусственные почвы", конструктоземы) и так называемые "растительные грунты". 4. Почву как динамичное образование необходимо не только охранять, но и непрерывно поддерживать в надлежащем состоянии, формировать, окультуривать. В противном случае почва в короткий срок теряет свои экологические функции и плодородие, превращаясь в исходный грунт, безжизненный субстрат. Таким образом, цель закона - не просто охрана почв, а регулирование общественных отношений в сфере природопользования, направленное на обеспечение устойчивого функционирования почвенного покрова как важнейшего условия жизни и благосостояния всего населения города. 5. Задачами проекта закона в области охраны почв города Москвы являются установление следующих правовых основ регулирования: - сохранение плодородного слоя городских почв; - предотвращение деградации почв, загрязнения почв, минимизация других неблагоприятных воздействий на почвы, устранение последствий негативных воздействий и восстановление почв. Также задачами проекта закона являются: - установление нормирования в области охраны и использования почв; - учет состояния городских почв; - контроль за охраной и рациональным использованием городских почв; - обязательность оценки воздействия на городские почвы планируемой к осуществлению хозяйственной и иной деятельности; - закрепление положения об установлении предельного минимального (критического) размера площади, которая должна оставаться "незапечатанной" (незастроенной, незаасфальтированной и т.п.) в пределах конкретных районов (участков) города. Законодательно не регламентируется соблюдение экологических интересов в случае изъятия городских почв из городской природной среды в процессе строительной или иной деятельности (так называемое "запечатывание" почв). В связи с этим одной из важных задач проекта закона является введение обязательного компенсационного оздоровления городских почв застройщиками (инвесторами) в случае "запечатывания" почв. Мероприятия по компенсационному оздоровлению городских почв должны проводиться также гражданами и юридическими лицами, виновными в их порче или уничтожении. 6. В связи с принятием закона города Москвы "О городских почвах" потребуется разработка и принятие ряда постановлений Правительства Москвы, в частности: "Об определении порядка составления и ведения почвенной карты города Москвы", "О мониторинге почв в городе Москве". Далее предлагается концептуальный вариант структуры проекта закона "О городских почвах". III. Структура проекта закона города Москвы "О городских почвах" Преамбула В преамбуле проекта закона определяется, что городские почвы являются жизненно важным компонентом природной среды города Москвы, неотъемлемой частью среды обитания человека, животных и растений, основой осуществления хозяйственной и иной деятельности. В преамбуле законопроекта следует определить круг отношений, на которые распространяются положения закона, в частности: рациональное использование и охрана городских почв, их сохранение и восстановление. Предметом регулирования закона являются, в том числе, отношения по охране почв в процессе осуществления строительной и иной хозяйственной деятельности, наиболее существенно влияющей на состояние почв. Глава 1. Общие положения В главе содержатся основные термины и понятия, используемые в проекте закона, в частности, такое понятие, как "городские почвы". Понятие "почва" можно определить как поверхностный плодородный слой Земли, в котором посредством многочисленных организмов создается, упорядочивается и непрерывно поддерживается необходимый запас веществ. Почва составляет основу жизни, является одновременно компонентом природы и стратегически важным природным ресурсом. Специфика почв, формирующихся в городской среде, состоит в том, что человек создает поверхностный органо-минеральный слой земли, полученный в результате перемешивания, насыпания, погребения грунта и (или) загрязнения материалами строительно-бытового происхождения. При выработке понятия "городские почвы" следует исходить из того, что это почвы городских территорий, имеющие созданный или преобразованный человеком поверхностный слой глубиной более 50 см, полученный в результате смешивания (и/или загрязнения) естественной природной почвы с непочвенными материалами и привозным органосодержащим грунтом. Понятие "городские почвы" включает в себя все почвы, распространенные на территории города Москвы: как природные естественные ненарушенные почвы (территории лесопарков), так и нарушенные или вновь созданные человеком. В главе содержатся также следующие понятия: "охрана городских почв", "рациональное использование городских почв", "мониторинг городских почв", "реестр почв города Москвы", "незапечатанная территория", "деградация почв" и другие понятия. Кроме того, в данной главе законопроекта содержится разграничение городских почв по категориям: почвы природных территорий, в том числе почвы особо охраняемых природных территорий, почвы земель, зарезервированных для создания объектов озеленения, почвы водоохранных зон и иные. Необходимо выделить следующие основные принципы проекта закона: - обязательная охрана используемых и подверженных антропогенной нагрузке почв; - своевременное выявление негативных изменений (деградации) почв; - гласность, полнота и достоверность информации об экологическом состоянии почв и мерах по ее поддержанию в надлежащей форме; - обязательное возмещение вреда. Глава 2. Управление в области охраны и рационального использования городских почв Глава посвящена полномочиям Московской городской Думы, Правительства Москвы, органов местного самоуправления в области охраны и рационального использования городских почв, их сохранения и восстановления. В главе закрепляется участие органов местного самоуправления в области охраны и рационального использования почв, а также права общественных объединений и граждан. Глава 3. Охрана почв города Москвы 1. Охрана почв города Москвы представляет собой комплекс мер, направленных на сохранение почвенно-растительного разнообразия, на непрерывное поддержание экологического состояния и плодородия городских почв, а также на предотвращение загрязнения, деградации и других негативных воздействий на их состояние. Охрана городских почв - это также недопущение их нерационального использования, осуществление мер по улучшению и восстановлению городских почв. 2. В главе предусматриваются меры по обеспечению охраны почв города Москвы, их рационального использования и сохранения плодородия почв, в том числе: - разработка и утверждение городской целевой программы охраны почв; - инвентаризация почв; - паспортизация почв; - обязанности граждан и юридических лиц - собственников земельных участков, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков по обеспечению охраны почв, их рационального использования и сохранения плодородия почв; - введение положения о закреплении оптимального размера площади, которая должна оставаться "незапечатанной" в пределах конкретных районов города в соответствии с функциональным назначением территории; - экономическое регулирование охраны почв и рационального использования городских почв; - административная ответственность за нарушение требований об охране и рациональном использовании городских почв; - и прочее. 3. Одной из основных мер по улучшению качества почв города Москвы является окультуривание почв, то есть систематическое улучшение физических, физико-химических и биологических свойств почв. Основными показателями окультуренности городских почв являются их плодородие, способность выполнять средозащитные, средоочищающие и иные функции. В главе содержатся положения о необходимости осуществления мероприятий, направленных на реабилитацию (восстановление) городских почв, о проведении оросительной мелиорации, а также биорекультивации. Эти виды работ проводятся как за счет средств бюджета города Москвы, так и за счет средств инвесторов. 4. В главе предусматривается, что если осуществление хозяйственной и иной деятельности приводит к нарушению, загрязнению и иному негативному воздействию на городские почвы, то лица, в ходе деятельности которых оказывается воздействие на окружающую среду, в том числе на почвы в пределах отведенного в пользование земельного участка и на прилегающие территории, обязаны осуществлять меры по предотвращению загрязнения почв, по восстановлению и рекультивации почвенного покрова в соответствии с требованиями к их качеству и составу. 5. Среди мер по охране почв в главе предусматривается обязанность лиц, виновных в их порче и уничтожении, за счет собственных средств проводить компенсационное оздоровление на освобождающихся от свалок, загрязненных или захламленных территориях. Такое компенсационное оздоровление городских почв должно осуществляться независимо от применения мер административного наказания. Отдельно стоит выделить обязанность хозяйствующих субъектов (экологически опасных предприятий) при их выводе, перебазировании осуществлять меры по рекультивации территории и восстановлению почв в соответствии с требованиями к их качеству и составу в зависимости от дальнейшего функционального использования данной территории. 6. Одной из существенных мер по охране почв является предотвращение сокращения открытых, прежде всего с растительным покровом, территорий в результате их "запечатывания" при строительстве, при асфальтобетонном покрытии. Учитывая важную роль таких территорий в формировании благоприятной экологической ситуации в городе Москве, в главе предусматривается требование об установлении и соблюдении минимального (критического) размера площади, которая должна оставаться "незапечатанной" в пределах конкретных районов города. Размер такой "незапечатанной" площади будет устанавливаться в порядке, определяемом Правительством Москвы. Глава 4. Особенности использования почв города Москвы Задачей проекта закона является определение особенности рационального использования городских почв, а также особенности осуществления отдельных видов хозяйственной и иной деятельности с точки зрения минимизации вредных воздействий на городские почвы. В связи с этим в главе вводятся некоторые ограничения и запреты в осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Так, в частности, не допускается: - проведение работ, которые могут привести к нарушению почвенного покрова, загрязнению, заражению и захламлению почв, физической деградации, возникновению и развитию эрозионных и оползневых процессов, без заключения специально уполномоченного органа в области охраны и использования почв; - применение солей и других химических реактивов в качестве противогололедного средства, если это может причинить вред почвам. При проектировании, размещении, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых зданий, строений, сооружений и других объектов, а также внедрении новой техники и технологий, отрицательно влияющих на состояние почв, должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по защите почв. Глава 5. Нормирование в области охраны и рационального использования городских почв В главе предусматривается возможность установления с учетом специфических условий города Москвы более жестких по сравнению с федеральными нормативами городских экологических показателей в части характеристики и оценки почв. Нормативы качества городских почв устанавливаются в зависимости от функционального назначения и особенностей территорий их распространения. В целях регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на городские почвы с позиций их сохранения и обеспечения экологической безопасности в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы для граждан и юридических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на городские почвы и условия их использования. Для субъектов, осуществляющих свою деятельность на территориях природного комплекса или в непосредственной близости от них, устанавливаются более строгие нормативы допустимого воздействия на городские почвы. Глава 6. Мониторинг городских почв. Контроль за охраной и рациональным использованием городских почв 1. В главе регулируются вопросы ведения государственного учета показателей состояния городских почв; ведения мониторинга городских почв; осуществления контроля за охраной и рациональным использованием городских почв; ведения реестра городских почв. 2. Государственный учет показателей состояния городских почв проводится в целях обеспечения органов государственной власти Москвы, органов местного самоуправления, заинтересованных граждан и юридических лиц информацией о состоянии указанных почв. 3. Мониторинг городских почв является составной частью городского экологического мониторинга и осуществляется в соответствии с требованиями федерального законодательства и законодательства города Москвы. Глава 7. Экономическое регулирование охраны и рационального использования городских почв 1. Проект закона определяет меры экономического регулирования охраны и рационального использования городских почв, которые включают в себя в том числе: - организацию финансирования и кредитования мероприятий по охране почв, восстановлению и повышению их плодородия; - экономическое стимулирование охраны и рационального использования городских почв собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков; - и другие. 2. В главе закреплено, что в установленном законодательством города Москвы порядке могут устанавливаться льготы по плате за землю в виде частичного или полного освобождения от уплаты земельного налога, а также могут быть снижены ставки арендной платы за землю в особом порядке по категориям землепользователей, к которым они применяются, при внедрении физическими и юридическими лицами - собственниками земельных участков, владельцами, пользователями или арендаторами земельных участков почвозащитных технологий, при проведении мероприятий по восстановлению деградированных и загрязненных почв и осуществлении других мер по их охране и рациональному использованию. 3. В главе закрепляется положение об определении оценочной стоимости городских почв с учетом их качества. Оценочная стоимость городских почв должна применяться при исчислении размера ущерба, вызываемого захламлением, загрязнением и деградацией городских почв, наряду со стоимостью этапов необходимой рекультивации. Глава 8. Ответственность за нарушения в области городских почв 1. За нарушение требований охраны и использования городских почв к виновным гражданам, должностным лицам и юридическим лицам могут быть применены меры административной, уголовной и другой ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 2. В главе следует предусмотреть составы административных правонарушений в области охраны и использования городских почв. В частности, предусматриваются следующие виды правонарушений: нарушение правил охраны почв, имеющих определенную ценность; разрушение плодородного слоя; действия, приводящие к деградации и эрозии почв; захламление поверхности почв (свалки), химическое загрязнение, биологическое заражение; уничтожение почв и другие. 3. Кроме того, в данной главе проекта закона устанавливается, что государственный контроль за охраной и использованием почв города Москвы проводит орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве. Глава 9. Заключительные положения В главу включены положения о вступлении закона в силу, о приведении в соответствие с ним нормативных правовых актов города Москвы. IV. Общие выводы Принятие закона создаст правовую базу для обеспечения охраны, использования и восстановления городских почв как одного из важнейших природных компонентов городской среды, поддержания их в удовлетворительном состоянии, для налаживания эффективной системы управления охраной и рациональным использованием почв, для оптимизации финансирования почвоохранных мероприятий. Принятие закона позволит упорядочить взаимоотношения органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан в области охраны и использования городских почв. Отсутствие до настоящего времени такого акта приводит к недостаточной эффективности принимаемых мер в области охраны, восстановления городских почв, что негативно сказывается на состоянии окружающей среды и качестве жизни населения столицы. Принятие закона города Москвы "О городских почвах" обеспечит гармонизацию земельного законодательства и законодательства в области охраны окружающей среды, будет способствовать совершенствованию правового механизма защиты законных прав собственников земли, землепользователей, землевладельцев, арендаторов с одновременным повышением их ответственности за нарушение требований по охране почв и их рациональному использованию. В комплексе с мерами организационного, экономического и воспитательного характера это позволит предотвратить дальнейшее развитие процессов деградации и загрязнения почв города Москвы и обеспечит реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. |