О ПРАКТИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ РЕВИЗИЙ ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ 2 сентября 2004 г. N 21-12/32009 (Д) Управлением таможенной инспекции проанализированы акты таможенных ревизий (в общей и специальной формах), проведенных в первом полугодии 2004 года службами таможенной инспекции РТУ, с учетом рекомендаций Правового управления ГТК России. В первом полугодии 2004 года наметилась тенденция к увеличению количества споров по заявлениям лиц об оспаривании решений таможенных органов о назначении специальной таможенной ревизии. В связи с этим обращаем внимание на то обстоятельство, что в отдельных регионах (Приволжском, Южном, Сибирском, Центральном таможенных управлениях) Службы таможенных инспекций не в полной мере соблюдают установленные требования при оформлении решения начальника таможенного органа о проведении специальной таможенной ревизии. Решение о проведении специальной таможенной ревизии должно выноситься на основе официально оформленной должностными лицами таможенного органа информации, свидетельствующей о наличии данных, которые предусмотрены в п. 3 ст. 376 ТК России, с обязательным указанием таких данных в качестве основания назначения таможенной ревизии в рекомендуемой форме решения начальника таможенного органа о проведении специальной таможенной ревизии. При этом приводимые ГТК России образцы документов, включая образец формы названного решения (направлены письмом ГТК России от 14.07.2004 N 01-06/25857), не должны применяться с какими-либо изъятиями, учитывая нормы Приказа ГТК России от 11.06.2004 N 663 "Об утверждении порядка организации и проведения таможенной ревизии" (по заключению Минюста России не нуждается в государственной регистрации, письмо от 06.07.2004 N 07/6472-ЮД). Принимая во внимание нормативные предписания п. 5 ст. 376 ТК России (повторное проведение специальной таможенной ревизии у одного и того же лица в отношении одних и тех же товаров не допускается), до принятия решения о проведении специальной таможенной ревизии по возможности следует применять другие формы таможенного контроля, определенные ст. 366 ТК России, и (или) общую таможенную ревизию. При проведении таможенных ревизий не всегда соблюдаются нормы п. 2 ст. 361 ТК России, определяющие, что проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться только в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем. Имеют место случаи увеличения срока проведения специальной таможенной ревизии без разрешения вышестоящего таможенного органа, например, в Южном таможенном управлении. В части, касающейся формы акта таможенной ревизии, рекомендуем следующее: 1. При отражении в акте таможенной ревизии документов, по которым была проведена таможенная ревизия, необходимо указывать, получены ли эти документы в ходе проведения таможенной ревизии или же они были получены от проверяемого лица при проведении иных форм таможенного контроля в ходе подготовительных мероприятий. 2. В акте таможенной ревизии должны быть раскрыты вопросы, перечисленные в решении начальника таможенного органа о проведении таможенной ревизии, либо указаны причины, по которым не представилось возможным их проверить. 3. В случае выявления в ходе таможенной ревизии необоснованного применения метода определения таможенной стоимости, в акте таможенной ревизии необходимо обосновать выводы со ссылками на конкретные положения Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" с указанием предварительного расчета сумм таможенных платежей, подлежащих уплате (п. 20 приложения к Приказу ГТК России от 11.06.2004 N 663). 4. Не допускать включение в акт таможенной ревизии различного рода обобщений. Например: "имеются основания полагать о незаконном перемещении ряда товаров через таможенную границу". Изложение признаков возможного правонарушения должно быть конкретным, четким и ясным, в том числе, с указанием объектов правонарушения. Также неправомерно вносить в акт таможенной ревизии в качестве предложения такие указания, как, например: "привлечь... к административной ответственности". В случае обнаружения в ходе таможенной ревизии признаков преступления или административного правонарушения следует руководствоваться п. 9 ст. 376 ТК России. 5. В резолютивной части акта общей таможенной ревизии должны содержаться конкретные предложения ревизионной комиссии по дальнейшим действиям, если в ходе проведения ревизии сделан вывод о невозможности подтверждения сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном оформлении. Обращаем внимание на необходимость неукоснительно руководствоваться требованиями Приказов ГТК России от 16.09.2003 N 1023 "Об утверждении форм документов, используемых при проведении таможенных ревизий и осмотра помещений и территорий, и Инструкции по их заполнению" и от 11.06.2004 N 663 "Об утверждении порядка организации и проведения таможенной ревизии" при составлении акта таможенной ревизии, не допуская включения неконкретных выводов, излишних статистических данных, не имеющих значения для принятия решения по акту. Следует не допускать ошибок и опечаток в актах таможенных ревизий, так как в дальнейшем данные недостатки могут явиться поводами для судебных разбирательств, а также уделять внимание стилистическому изложению текстов актов таможенных ревизий. С целью исключения возможности судебного обжалования решений о назначении специальных таможенных ревизий и недопущения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств сообщаем. 1. По вопросу возможности проведения таможенной ревизии в отношении товаров, выпущенных до 1 января 2004 г., необходимо отметить следующее. Прежний Таможенный кодекс в числе форм таможенного контроля проведение таможенной ревизии не предусматривал. Однако в соответствии со ст. 193 Таможенного кодекса 1993 г. и ст. ст. 87, 87.1 и 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК России) таможенные органы наделялись полномочиями по проведению проверок после выпуска товаров. Такое же полномочие таможенных органов установлено ст. 361 действующего Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК России). Согласно указанной статье ТК России проверка достоверности сведений после выпуска товаров и транспортных средств осуществляется в порядке, предусмотренном главой 35 ТК России, которая, устанавливая различные формы таможенного контроля, определяет процессуальные требования к проведению такой проверки. По своему содержанию и объему полномочий таможенных органов таможенная ревизия как форма таможенного контроля соответствует проверке финансово-хозяйственной деятельности (ст. 186 Таможенного кодекса 1993 г.) и выездной налоговой проверке (ст. 89 НК России). Таким образом, изменение названия данной формы контроля не может рассматриваться в качестве достаточного основания для признания неправомерным проведения таможенной ревизии в отношении товаров, выпущенных до 1 января 2004 г., с учетом сохранения полномочий таможенных органов на проверку после выпуска товаров. При принятии решения о проверке достоверности сведений после выпуска в форме таможенной ревизии после 1 января 2004 года, положения п. 1 ст. 4 ТК России подлежат применению к отношениям, в том числе, если предметом проверки являются сведения, касающиеся товаров, выпущенных до 01.01.2004. Учитывая, что у таможенных органов и ранее были полномочия по осуществлению проверок после выпуска товаров (см. выше), положения TК России, регулирующие основания и порядок проведения таможенной ревизии, не ухудшают положение лиц. Таким образом, статья 4 ТК России не может рассматриваться в качестве основания, определяющего неправомерность проведения таможенной ревизии в отношении товаров, выпущенных до 1 января 2004 г. 2. По вопросу о проведении специальной таможенной ревизии за период до 01.01.2004 у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю товарами. Полномочия таможенных органов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров определялись ст. 193 Таможенного кодекса 1993 г. В соответствии с указанной статьей таможенные органы, в частности, были вправе после выпуска товаров проверять коммерческие документы и другую информацию, относящуюся к внешнеэкономическим, а также последующим коммерческим операциям с данными товарами. Проверка могла производиться в местах нахождения любого лица, прямо или косвенно имеющего отношение к указанным операциям или владеющего необходимыми документами. Указанные проверки могли осуществляться в формах, определенных ст. 180 Таможенного кодекса 1993 г. Согласно ст. 186 ТК России 1993 г. в круг лиц, в отношении которых могла быть проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности, не входили организации и индивидуальные предприниматели, не являющиеся лицами, перемещающими товары, но осуществляющие оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами. Таким образом, проверка ФХД не могла проводиться в отношении указанных лиц. Однако таможенные органы были вправе, например, запрашивать для проверки необходимые документы и сведения, проводить осмотр территорий и помещений любых мест, где могли находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю. Кроме того, в соответствии со ст. ст. 87 и 87.1 Налогового кодекса Российской Федерации при проведении проверки полноты и своевременности уплаты таможенных платежей таможенные органы до 01.01.2004 были вправе проводить встречную проверку у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами. У этих лиц могли быть истребованы документы, относящиеся к деятельности лица, в отношении которого проводилась камеральная или выездная налоговая проверка. С учетом изложенного, а также положений ст. 4 ТК России у лиц, осуществляющих оптовую и розничную торговлю ввезенными товарами, специальная таможенная ревизия за период до 01.01.2004 может проводиться таможенными органами не в полном объеме полномочий таможенных органов, определенных ст. 376 ТК России. Принимая во внимание имевшиеся ранее полномочия по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров и проведению встречных налоговых проверок, проведение таможенными органами проверок у таких лиц за указанный период следует осуществлять в формах, предусмотренных ст. ст. 367 и 375 ТК России. 3. По вопросу права таможенных органов налагать арест на товары при проведении таможенной ревизии в отношении товаров, выпущенных до 01.01.2004. Согласно ст. 4 ТК России акты таможенного законодательства, указы Президента Российской Федерации и постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы, за исключением установленных случаев. Таким образом, к отношениям по проверке достоверности сведений, возникшим после введения в действие ТК России, его положения применяются в полном объеме, в том числе и нормы ст. 377, определяющей основания и порядок применения мер обеспечения проведения специальной таможенной ревизии, имеющих процессуальный характер. В связи с изложенным выше прошу проанализировать акты таможенных ревизий (в общей и специальной формах), проведенных отделами таможенной инспекции таможен РТУ, и результаты проведенной работы направить в УТИ в срок до 22.11.2004. Начальник Управления таможенной инспекции генерал-майор таможенной службы А.Л.ВОЛКОВ 2 сентября 2004 г. N 21-12/32009 |