О ПРАКТИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ РЕВИЗИЙ. Письмо. Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России). 02.09.04 21-12/32009

               О ПРАКТИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ РЕВИЗИЙ

                                ПИСЬМО

                ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ

                          2 сентября 2004 г.
                            N 21-12/32009

                                 (Д)


     Управлением таможенной инспекции проанализированы акты таможенных
ревизий (в общей и специальной формах), проведенных в первом полугодии
2004  года  службами  таможенной  инспекции РТУ, с учетом рекомендаций
Правового управления ГТК России.
     В  первом  полугодии  2004 года наметилась тенденция к увеличению
количества  споров по заявлениям лиц об оспаривании решений таможенных
органов  о  назначении  специальной таможенной ревизии. В связи с этим
обращаем  внимание  на  то  обстоятельство,  что  в отдельных регионах
(Приволжском,  Южном,  Сибирском,  Центральном таможенных управлениях)
Службы  таможенных  инспекций не в полной мере соблюдают установленные
требования  при  оформлении  решения  начальника  таможенного органа о
проведении специальной таможенной ревизии.
     Решение   о  проведении  специальной  таможенной  ревизии  должно
выноситься   на  основе  официально  оформленной  должностными  лицами
таможенного  органа  информации,  свидетельствующей  о наличии данных,
которые  предусмотрены  в  п.  3  ст.  376  ТК  России, с обязательным
указанием  таких  данных  в  качестве  основания назначения таможенной
ревизии  в рекомендуемой форме решения начальника таможенного органа о
проведении  специальной  таможенной  ревизии.  При этом приводимые ГТК
России  образцы  документов,  включая образец формы названного решения
(направлены письмом ГТК России от 14.07.2004 N 01-06/25857), не должны
применяться с какими-либо изъятиями, учитывая нормы Приказа ГТК России
от  11.06.2004  N 663 "Об утверждении порядка организации и проведения
таможенной  ревизии"  (по  заключению  Минюста  России  не нуждается в
государственной регистрации, письмо от 06.07.2004 N 07/6472-ЮД).
     Принимая  во  внимание  нормативные  предписания  п. 5 ст. 376 ТК
России (повторное проведение специальной таможенной ревизии у одного и
того  же  лица  в отношении одних и тех же товаров не допускается), до
принятия  решения  о  проведении  специальной  таможенной  ревизии  по
возможности  следует  применять  другие  формы  таможенного  контроля,
определенные ст. 366 ТК России, и (или) общую таможенную ревизию.
     При  проведении таможенных ревизий не всегда соблюдаются нормы п.
2 ст. 361 ТК России, определяющие, что проверка достоверности сведений
после   выпуска   товаров   и   (или)   транспортных   средств   может
осуществляться  только  в  течение  одного года со дня утраты товарами
статуса находящихся под таможенным контролем.
     Имеют   место  случаи  увеличения  срока  проведения  специальной
таможенной  ревизии  без  разрешения  вышестоящего таможенного органа,
например, в Южном таможенном управлении.
     В  части,  касающейся  формы акта таможенной ревизии, рекомендуем
следующее:
     1. При отражении в акте таможенной ревизии документов, по которым
была  проведена  таможенная ревизия, необходимо указывать, получены ли
эти  документы  в  ходе  проведения таможенной ревизии или же они были
получены  от  проверяемого  лица  при проведении иных форм таможенного
контроля в ходе подготовительных мероприятий.
     2.  В  акте  таможенной  ревизии  должны  быть  раскрыты вопросы,
перечисленные  в  решении  начальника  таможенного органа о проведении
таможенной  ревизии, либо указаны причины, по которым не представилось
возможным их проверить.
     3.  В  случае выявления в ходе таможенной ревизии необоснованного
применения  метода определения таможенной стоимости, в акте таможенной
ревизии   необходимо  обосновать  выводы  со  ссылками  на  конкретные
положения   Закона   Российской  Федерации  "О  таможенном  тарифе"  с
указанием   предварительного   расчета   сумм   таможенных   платежей,
подлежащих уплате (п. 20 приложения к Приказу ГТК России от 11.06.2004
N 663).
     4.  Не  допускать  включение  в акт таможенной ревизии различного
рода  обобщений.  Например:  "имеются  основания полагать о незаконном
перемещении   ряда   товаров   через  таможенную  границу".  Изложение
признаков  возможного  правонарушения должно быть конкретным, четким и
ясным,  в  том  числе,  с  указанием  объектов  правонарушения.  Также
неправомерно  вносить  в акт таможенной ревизии в качестве предложения
такие   указания,   как,  например:  "привлечь...  к  административной
ответственности".  В  случае  обнаружения  в  ходе  таможенной ревизии
признаков  преступления  или  административного правонарушения следует
руководствоваться п. 9 ст. 376 ТК России.
     5.  В  резолютивной  части  акта  общей таможенной ревизии должны
содержаться  конкретные предложения ревизионной комиссии по дальнейшим
действиям, если в ходе проведения ревизии сделан вывод о невозможности
подтверждения  сведений,  указанных  в  таможенной  декларации  и иных
документах, представленных при таможенном оформлении.
     Обращаем     внимание     на     необходимость     неукоснительно
руководствоваться  требованиями  Приказов  ГТК  России от 16.09.2003 N
1023  "Об  утверждении  форм  документов,  используемых при проведении
таможенных  ревизий  и осмотра помещений и территорий, и Инструкции по
их   заполнению"  и  от  11.06.2004  N  663  "Об  утверждении  порядка
организации  и  проведения  таможенной  ревизии"  при составлении акта
таможенной   ревизии,  не  допуская  включения  неконкретных  выводов,
излишних  статистических  данных,  не  имеющих  значения  для принятия
решения  по  акту.  Следует  не  допускать  ошибок  и опечаток в актах
таможенных  ревизий,  так  как  в  дальнейшем  данные недостатки могут
явиться поводами для судебных разбирательств, а также уделять внимание
стилистическому изложению текстов актов таможенных ревизий.
     С  целью  исключения  возможности судебного обжалования решений о
назначении  специальных  таможенных  ревизий  и  недопущения нарушений
таможенного  законодательства  Российской  Федерации при осуществлении
таможенного  контроля  после  выпуска  товаров  и транспортных средств
сообщаем.
     1.   По  вопросу  возможности  проведения  таможенной  ревизии  в
отношении товаров, выпущенных до 1 января 2004 г., необходимо отметить
следующее.
     Прежний  Таможенный  кодекс  в  числе  форм  таможенного контроля
проведение таможенной ревизии не предусматривал. Однако в соответствии
со  ст.  193  Таможенного  кодекса  1993  г.  и  ст. ст. 87, 87.1 и 89
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК России) таможенные
органы  наделялись  полномочиями  по проведению проверок после выпуска
товаров.  Такое  же  полномочие таможенных органов установлено ст. 361
действующего  Таможенного  кодекса  Российской  Федерации  (далее - ТК
России).  Согласно  указанной  статье ТК России проверка достоверности
сведений после выпуска товаров и транспортных средств осуществляется в
порядке,  предусмотренном  главой  35 ТК России, которая, устанавливая
различные   формы   таможенного  контроля,  определяет  процессуальные
требования  к проведению такой проверки. По своему содержанию и объему
полномочий таможенных органов таможенная ревизия как форма таможенного
контроля  соответствует  проверке финансово-хозяйственной деятельности
(ст.  186  Таможенного  кодекса 1993 г.) и выездной налоговой проверке
(ст. 89 НК России).
     Таким  образом, изменение названия данной формы контроля не может
рассматриваться   в  качестве  достаточного  основания  для  признания
неправомерным  проведения  таможенной  ревизии  в  отношении  товаров,
выпущенных  до  1  января  2004  г.,  с  учетом  сохранения полномочий
таможенных органов на проверку после выпуска товаров.
     При  принятии  решения  о  проверке  достоверности сведений после
выпуска в форме таможенной ревизии после 1 января 2004 года, положения
п.  1  ст.  4 ТК России подлежат применению к отношениям, в том числе,
если   предметом   проверки  являются  сведения,  касающиеся  товаров,
выпущенных  до  01.01.2004. Учитывая, что у таможенных органов и ранее
были  полномочия  по осуществлению проверок после выпуска товаров (см.
выше),   положения   TК   России,  регулирующие  основания  и  порядок
проведения таможенной ревизии, не ухудшают положение лиц.
     Таким  образом,  статья  4  ТК  России не может рассматриваться в
качестве    основания,    определяющего   неправомерность   проведения
таможенной ревизии в отношении товаров, выпущенных до 1 января 2004 г.
     2.  По  вопросу  о  проведении  специальной таможенной ревизии за
период  до  01.01.2004  у  лиц,  осуществляющих  оптовую или розничную
торговлю товарами.
     Полномочия таможенных органов при проведении таможенного контроля
после выпуска товаров определялись ст. 193 Таможенного кодекса 1993 г.
В  соответствии  с  указанной  статьей таможенные органы, в частности,
были  вправе  после выпуска товаров проверять коммерческие документы и
другую   информацию,   относящуюся   к  внешнеэкономическим,  а  также
последующим  коммерческим операциям с данными товарами. Проверка могла
производиться  в  местах  нахождения  любого  лица, прямо или косвенно
имеющего  отношение  к указанным операциям или владеющего необходимыми
документами.   Указанные   проверки  могли  осуществляться  в  формах,
определенных  ст.  180 Таможенного кодекса 1993 г. Согласно ст. 186 ТК
России  1993  г.  в круг лиц, в отношении которых могла быть проведена
проверка  финансово-хозяйственной деятельности, не входили организации
и  индивидуальные предприниматели, не являющиеся лицами, перемещающими
товары,  но  осуществляющие  оптовую или розничную торговлю ввезенными
товарами. Таким образом, проверка ФХД не могла проводиться в отношении
указанных   лиц.  Однако  таможенные  органы  были  вправе,  например,
запрашивать  для  проверки необходимые документы и сведения, проводить
осмотр  территорий и помещений любых мест, где могли находиться товары
и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю.
     Кроме  того,  в  соответствии  со  ст.  ст.  87 и 87.1 Налогового
кодекса   Российской  Федерации  при  проведении  проверки  полноты  и
своевременности   уплаты  таможенных  платежей  таможенные  органы  до
01.01.2004   были   вправе   проводить   встречную   проверку  у  лиц,
осуществляющих  оптовую  или розничную торговлю ввезенными товарами. У
этих  лиц могли быть истребованы документы, относящиеся к деятельности
лица,  в  отношении  которого  проводилась  камеральная  или  выездная
налоговая проверка.
     С  учетом  изложенного,  а также положений ст. 4 ТК России у лиц,
осуществляющих  оптовую  и  розничную  торговлю  ввезенными  товарами,
специальная   таможенная   ревизия   за  период  до  01.01.2004  может
проводиться   таможенными  органами  не  в  полном  объеме  полномочий
таможенных  органов,  определенных  ст.  376  ТК  России.  Принимая во
внимание  имевшиеся  ранее  полномочия  по  осуществлению  таможенного
контроля  после  выпуска  товаров  и  проведению  встречных  налоговых
проверок,  проведение  таможенными  органами  проверок  у таких лиц за
указанный  период  следует  осуществлять в формах, предусмотренных ст.
ст. 367 и 375 ТК России.
     3.  По  вопросу права таможенных органов налагать арест на товары
при  проведении  таможенной ревизии в отношении товаров, выпущенных до
01.01.2004.
     Согласно ст. 4 ТК России акты таможенного законодательства, указы
Президента   Российской   Федерации  и  постановления  и  распоряжения
Правительства Российской Федерации применяются к отношениям, возникшим
после введения их в действие, и не имеют обратной силы, за исключением
установленных   случаев.  Таким  образом,  к  отношениям  по  проверке
достоверности сведений, возникшим после введения в действие ТК России,
его  положения  применяются  в  полном объеме, в том числе и нормы ст.
377,  определяющей  основания  и  порядок  применения  мер обеспечения
проведения  специальной  таможенной  ревизии,  имеющих  процессуальный
характер.
     В  связи с изложенным выше прошу проанализировать акты таможенных
ревизий   (в   общей   и  специальной  формах),  проведенных  отделами
таможенной  инспекции  таможен  РТУ,  и  результаты проведенной работы
направить в УТИ в срок до 22.11.2004.

Начальник Управления
таможенной инспекции
генерал-майор
таможенной службы
                                                            А.Л.ВОЛКОВ
2 сентября 2004 г.
N 21-12/32009