О ПРАВОМОЧИИ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ЭКСПЕРТИЗ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТОВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ. Письмо. Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России). 02.09.04 17-12/32023

             О ПРАВОМОЧИИ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ
             ЭКСПЕРТИЗ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ
                       ОБЪЕКТОВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

                                ПИСЬМО

                ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ

                          2 сентября 2004 г.
                            N 17-12/32023

                                 (Д)


     В  Управлении  таможенных  расследований  и  дознания рассмотрено
письмо  Шереметьевской  таможни от 20.05.2004 N 43-05/10264 с просьбой
разъяснить  вопрос  о  правомочии  проведения  экспертами, в том числе
экспертами  таможенных  органов,  оценочных экспертиз товаров в рамках
административных и уголовных дел.
     В  связи  с  тем,  что  данный  вопрос  поднимался неоднократно и
другими таможенными органами, разъясняем следующее.
     Определение   (установление)   рыночной   стоимости   таможенными
органами   при   осуществлении  своих  государственных  контрольных  и
административных   полномочий   с   использованием   лиц,   обладающих
специальными    познаниями    (экспертов),    должно   соответствовать
требованиям   действующего  законодательства,  а  также  ведомственным
нормативным правовым актам.
     Согласно  ст.  3  Федерального  закона  от  31.05.2001 N 73-ФЗ "О
государственной    судебно-экспертной    деятельности   в   Российской
Федерации" правовой основой судебно-экспертной деятельности среди иных
правовых  нормативных  актов  являются  Таможенный  кодекс  Российской
Федерации, УПК РФ и КоАП России.
     Ст.  13  этого  Закона  указывает,  что  должность эксперта может
занимать    гражданин    Российской    Федерации,    имеющий    высшее
профессиональное  образование  и  прошедший  последующую подготовку по
конкретной   экспертной   специальности   в   порядке,   установленном
нормативными  правовыми  актами  соответствующих  федеральных  органов
исполнительной власти.
     Ст.  57  УПК  РФ,  ст.  25.9  КоАП,  ст.  378 Таможенного кодекса
Российской Федерации также предъявляют к эксперту требование о наличии
специальных  (достаточных)  знаний  (познаний), позволяющих произвести
экспертизу и дать заключение. Это же требование нашло свое отражение и
в   "Методических  рекомендациях  по  назначению  должностными  лицами
таможенных   органов   экспертиз  и  по  оценке  заключений  эксперта"
(приложение 1 к письму ГТК России от 29.12.2003 N 01-06/50632).
     Согласно положениям,  изложенным в "Методических рекомендациях по
проведению  экспертиз   в   таможенных   лабораториях   (экспертно   -
криминалистических   подразделениях   ГТК  России),  а  также  в  иных
соответствующих организациях или другими экспертами" (приложение  2  к
письму ГТК России от 29.12.2003 N 01-06/50632),  экспертизы проводятся
сотрудниками,    удовлетворяющими    квалификационным     требованиям,
изложенным  в  Приказе  ГТК России от 04.06.2003 N 624 "Об утверждении
Положения об аттестации экспертов".
     Таможенные   органы,   являясь  государственными  исполнительными
органами,  должны  действовать  в  установленной  сфере деятельности и
руководствоваться   законодательством,   определяющим  их  полномочия,
задачи  и  функции  (ст.  1 Положения о Федеральной таможенной службе,
утвержденной  Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от
21.08.2004  N  429). Ни в одном из законодательных актов, определяющих
компетенцию   таможенных   органов,  не  предусмотрено  правоотношений
контролирующих  органов  и  участников  ВЭД  в  форме сделки. Также не
предусмотрены   правоотношения   в   форме   сделки  при  производстве
расследований административных и уголовных дел. Исходя из этого, ФЗ от
29.07.1998   N   135-ФЗ   "Об   оценочной  деятельности  в  Российской
Федерации",  регулирующий  правоотношения  в  форме сделки с объектами
собственности  Российской  Федерации  и  иными объектами, в таможенном
деле   применяться   не   может,  так  как  входит  в  противоречие  с
требованиями  ст. ст. 26.2, 26.4 КоАП России, ст. ст. 75, 204 УПК РФ и
ст. 379 ТК Российской Федерации.
     В  ходе изучения уголовных дел, прекращенных производством в 2003
году,  и  материалов  об  отказе  в возбуждении уголовных дел, а также
административных   дел   выявлены   обозначенные  выше  процессуальные
нарушения.
     Так,  при  производстве административного расследования по делу N
10215000-315/2003,   возбужденному   по   ст.  16.1  КоАП,  экспертиза
назначалась  в  ЭКС  N  2  г. Калининграда и исполнялась экспертом, не
имеющим высшего технического и высшего экономического образования. Тем
не  менее эксперт произвел оценку технического состояния транспортного
средства  и определил его рыночную стоимость. Данное действие эксперта
противоречит требованиям статьи 13 Федерального закона от 31.05.2001 N
73-ФЗ  "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской
Федерации".  В  дальнейшем  при  расследовании дознавателем уголовного
дела  N  30042  имеющиеся противоречия устранены не были, допустимость
доказательств не исследовалась.
     Аналогичные   нарушения  содержатся  в  делах  Неманской  таможни
(административное  дело  N 10220000-388/2003, уголовное дело N 30033),
Костомукшской  таможни  (административное  дело  N  10219000-241/2003,
уголовное  дело N 74899), Сахалинской таможни (административное дело N
10707000-179/2003,  уголовное  дело  N  1164/7261),  а  также  в  ряде
административных и уголовных дел других таможен.
     Исходя из вышеизложенного, таможенные органы правомочны назначать
в   сторонних   организациях   и   проводить  самостоятельно  в  своих
ведомственных   подразделениях   экспертизы  по  определению  рыночной
стоимости  товаров  -  объектов  правонарушения  и  товаров - объектов
таможенного   контроля.   Деятельность   таможенных   органов   и   их
ведомственных  экспертных  подразделений,  созданных  в соответствии с
Федеральным   законом   от   31.05.2001  N  73-ФЗ  "О  государственной
судебно-экспертной  деятельности  в Российской Федерации", не подлежит
лицензированию.
     Однако  при  подготовке,  назначении,  производстве  экспертиз, а
также оценке результатов деятельности экспертов (заключений экспертов)
должностным  лицам,  ведущим  производство  по  административным  либо
уголовным  делам, отнесенным к компетенции таможенных органов, следует
неукоснительно   соблюдать   действующие   нормы  административного  и
уголовного  права  и не допускать случаев использования доказательств,
полученных с нарушением закона.
     В  случае  же проведения таможенными органами оценочных экспертиз
на основании договора (сделки), что формально допустимо в соответствии
с  положениями  ст.  9  ФЗ  "Об  оценочной  деятельности  в Российской
Федерации",   последний   должен  отвечать  обязательным  требованиям,
изложенным  в  ст.  10  Закона.  В  частности,  в  договор должны быть
включены  сведения  о  наличии  у  оценщика  лицензии на осуществление
оценочной  деятельности,  а  также  сведения о страховании гражданской
ответственности оценщика. В данном случае таможенные органы вступают в
гражданско-правовые отношения и являются стороной договора (сделки).
     В  то  же  время  в  соответствии  с п. 7 Положения о Федеральной
таможенной    службе,   утвержденного   Постановлением   Правительства
Российской  Федерации  от  21.08.2004  N  429,  Федеральная таможенная
служба  не  вправе  осуществлять  в  установленной  сфере деятельности
функции по оказанию платных услуг.

Начальник Управления
таможенных расследований
и дознания ГТК России
генерал-майор
таможенной службы
                                                           А.А.ШАБУНИН
2 сентября 2004 г.
N 17-12/32023