ОБ ОТЧЕТЕ ФАТФ ПО ТИПОЛОГИЯМ ОТМЫВАНИЯ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА ЗА 2003 - 2004 ГГ.. Письмо. Центральный банк РФ (ЦБР). 17.08.04 100-Т

Оглавление


Страницы: 1  2  



     58.  Финансовые  учреждения рассматривают платежи, поступающие от
страховых  компаний,  как  типичное явление. Считается, что эти деньги
являются  "чистыми",  и  поэтому  такие  платежи  не привлекают к себе
внимания.  Если  лица,  отмывающие  деньги, смогут разместить денежные
средства  через  страховые  полисы, то они сделают существенные шаги в
разделении  этих  средств  и  их интеграции в международную финансовую
систему.
     59.  Эксперты  рассматривают  страховой  сектор  как потенциально
уязвимый  с  точки  зрения  отмывания  преступных  доходов  из-за  его
размеров,  широкой  доступности  и многообразия страховых продуктов, а
также   структуры   бизнеса.  Относительно  последнего  фактора  важно
отметить,  что  страхование  в  некоторых  юрисдикциях  в  большинстве
случаев представляет собой трансграничный бизнес и чаще всего, если не
всегда,  связано с распространением страховых продуктов через брокеров
и  иных  посредников,  не  являющихся  дочерними  филиалами  компании,
выпустившей страховой продукт, не регулирующихся и не контролирующихся
ею.  Более  того,  поскольку  выгодоприобретатель  страхового продукта
часто   отличается  от  владельца  страхового  полиса,  иногда  трудно
определить,  когда  и  в  отношении  кого необходимо соблюдать принцип
должной осмотрительности (только для владельца страхового полиса или и
для выгодоприобретателя?).
     60.  Для  того  чтобы  снизить  риски, характерные для страхового
бизнеса,  многие  юрисдикции  требуют,  чтобы его определенные секторы
являлись  субъектами исполнения официально установленных требований по
противодействию  легализации преступных доходов, таких, как соблюдение
принципа  должной осмотрительности и обязанность направлять информацию
о  подозрительных  операциях.  В  дополнение  к  этому  само страховое
сообщество  выработало  международные стандарты по борьбе с отмыванием
преступных  доходов  в  страховом  секторе,  которые были опубликованы
Международной    ассоциацией   страховых   инспекторов   (МАСИ)   <*>.
Руководство  МАСИ  по  борьбе  с  отмыванием  преступных  доходов  для
страховых  организаций  устанавливает  основные  принципы и процедуры,
применимые  в  страховом  секторе,  включая  соблюдение принципа "знай
своего клиента" (далее - ЗСК) и обучающие программы для персонала.
--------------------------------
     <*>   Для   получения   дополнительной  информации  о  МАСИ  см.:
www.iaisweb.org.

     61.   На   дискуссиях  по  типологиям,  прошедших  в  этом  году,
рассматривались риски, тенденции и уязвимые места страхового бизнеса с
точки  зрения  легализации преступных доходов и оценивались характер и
размер  проблемы  отмывания преступных доходов с целью выявления видов
страхования, наиболее подверженных этому риску.

                              Типологии

     62.  В  страховом  секторе  был  выявлен  ряд  способов отмывания
преступных доходов, причем некоторые из этих технологий уже отмечались
в  предыдущие  годы.  Например,  на стадии размещения капитала в цикле
отмывания   преступных  доходов  страховой  сектор  использовался  для
неприкрытого   приобретения   страховых  продуктов  за  счет  наличных
средств,  полученных  от преступной деятельности. В этих случаях лица,
отмывающие  преступные  доходы,  воспользовались  тем,  что  страховые
продукты  часто  продаются  брокерами  (то есть агентами, деятельность
которых  непосредственно не контролируется и не регулируется компанией
-  эмитентом  страхового  продукта).  Таким  образом, лицо, отмывающее
преступные  доходы,  может обратиться к страховому брокеру, который не
осведомлен  о  необходимости  соблюдения  процедур  по противодействию
отмыванию  преступных  доходов  или  не  соблюдает  их  либо просто не
выявляет  или не направляет информацию о возможных случаях легализации
преступных доходов.

     Пример   9:   Полис   страхования,   используемый  для  отмывания
преступных доходов
     Некое   лицо,   отмывающее  преступные  доходы,  приобрело  полис
морского   имущественного  страхования  и  страхования  от  несчастных
случаев  для несуществующего океанского лайнера. Оно заплатило крупные
страховые  взносы  по  полису  и  подкупило  посредников,  с тем чтобы
обеспечить  регулярную  подачу  и  удовлетворение  заявлений о выплате
страхового возмещения. Однако лицо было весьма осторожно, рассчитывая,
чтобы  суммы  требований  о  выплате страхового возмещения были меньше
страховой  премии,  то есть чтобы страховщик получал умеренную прибыль
от этого страхового полиса.
     Таким   образом,   лицо,  отмывающее  преступные  доходы,  смогло
получать  чеки  на  сумму  страховых  возмещений  по своим заявлениям,
которые  можно  было  использовать для легализации преступных доходов.
Поскольку денежные средства поступали от страховой компании с надежной
репутацией, мало кто задавал вопросы об их источнике, видя на чеке или
в электронном переводе название этой компании.

     Пример  10:  Отмывание преступных доходов через выплаты страховой
компанией
     Полиция  в  стране  "А"  раскрыла  случай  с  торговлей крадеными
автомобилями, при этом преступники умышленно совершали аварии в стране
"В", чтобы требовать возмещения убытков. Средства, поступающие по этой
схеме,  отмывались  через компании коммунального хозяйства. Преступное
сообщество,  состоявшее  из  двух  групп, действовало в двух различных
регионах  страны  "А". Роскошные автомобили угонялись и перед тем, как
быть  отправленными  в  страну  "В",  снабжались  фальшивыми номерными
знаками.   В  первой  стране  на  эти  автомобили  заключался  договор
страхования. В стране "В" автомобили фиктивно приводились в негодность
и   по   фальшивым  идентификационным  документам  покупались  старые,
изношенные  автомобили  для того, чтобы можно было получить возмещение
убытков от страховых компаний в стране "А".
     Около  ста  украденных  роскошных автомобилей были использованы в
этой  схеме,  с  тем чтобы требовать возмещения убытков, возникающих в
результате  мнимых  или  преднамеренных  аварий,  мошенническим  путем
декларируемых   в   страховых   компаниях.   Общий   убыток   от  этой
противозаконной  деятельности  превысил  2,5 млн. долл. США. Страна, в
которой  происходили  так называемые аварии, была выбрана в силу того,
что   ее  национальное  законодательство  предусматривает  оперативную
выплату страховых возмещений.
     После получения страхового возмещения мошенники отдавали 50% этой
суммы  главарю  банды,  который  размещал  их  в  стране  "В".  В ходе
расследования  были  обнаружены  банковские  переводы,  суммы  которых
превышали  12,5  тыс.  долл.  США в месяц. Они производились со счетов
главаря в   указанную   страну.  Деньги  вкладывались  в  приобретение
многочисленной техники для коммунального  хозяйства  и  использовались
для  создания компаний в этом секторе в стране "В".  При расследовании
обнаружилось также, что у главаря банды был склад, в котором хранились
роскошные машины,  используемые для незаконных торговых операций. Было
также установлено,  что между главарем и одной из местных  компаний  -
застройщиков существовали деловые взаимоотношения, свидетельствующие о
попытках преступного сообщества найти пути для  вложения  части  своей
прибыли в недвижимость.

     63.  Очевидно,  что  примеры,  приведенные  во время дискуссий по
типологиям   нынешнего   года,   дополнительно  демонстрируют  наличие
нескольких  потенциально предостерегающих индикаторов, сигнализирующих
о  возможной  легализации  преступных  доходов,  в том числе и то, что
потенциальный   владелец  страхового  полиса  больше  заинтересован  в
избежании  возникновения  риска,  нежели  в получении прибыли от этого
полиса.  Использование  наличных  средств  и/или единовременная уплата
крупных  страховых  взносов,  несомненно,  как и использование больших
сумм  наличных  средств  для  любых  других платежей, должны считаться
подозрительными  и  рассматриваться  в  качестве потенциальной попытки
разместить  преступные  денежные средства в финансовой системе за счет
использования страховых продуктов.
     64.  Получение  страховых  премий из офшорных юрисдикций и/или от
слабо  или  совсем  не регулируемых финансовых посредников может также
служить признаком потенциального использования страховых продуктов для
целей  отмывания  преступных доходов. Изначально рисковым является как
установление   деловых   отношений,   так   и  получение  платежей  от
посредников, деятельность которых не подлежит регулированию, поскольку
они  зачастую  могут  не  обеспечивать  тщательное применение процедур
должной  осмотрительности в отношении денежных средств, вкладываемых в
их  страховые  полисы.  Некоторые  эксперты  отметили,  что  страховые
компании  многих  юрисдикций  часто  проводят дополнительные процедуры
должной осмотрительности, чтобы управлять этим специфическим риском.
     65.  Другой  метод,  применяемый для отмывания преступных доходов
при  помощи  страховых полисов, - особенно тех, которые используются в
качестве  инвестиционных  механизмов,  -  состоит  в  том,  что  лицо,
легализующее преступные доходы, производит одну или несколько переплат
страховых  премий  и  затем  обращается  с  просьбой  о  выплате любых
возмещений  третьей  стороне.  Тем  самым  лицо, отмывающее преступные
доходы,   продолжает  владеть  страховым  полисом  как  инвестиционным
продуктом,   одновременно   легализуя  преступные  доходы  посредством
дополнительных взносов/погашений, связанных с этим полисом.

     Пример   11:   Лица,  отмывающие  преступные  доходы,  используют
страховой бизнес, чтобы сделать свои денежные средства "чистыми"
     Клиенты  в  нескольких  странах пользовались услугами посредников
для    приобретения   полисов   страхования.   Идентификация   клиента
производилась  по  предъявленному  им  удостоверению  личности, однако
страховая   компания  -  эмитент  полиса  не  смогла  выяснить  детали
идентификации,  положившись  на  то,  что проверка в рамках соблюдения
принципа  должной  осмотрительности  была проведена посредником. Полис
выдавался,  и  посредник переводил страховой компании причитающуюся ей
страховую премию. Спустя несколько месяцев страховая компания получала
уведомление   от   клиента   о   том,  что  в  связи  с  изменившимися
обстоятельствами   он   вынужден,   несмотря  на  возникающие  убытки,
отказаться  от  страхового  полиса  и  просит выплатить ему возмещение
(чеком).  В  некоторых  случаях полис действовал в течение пары лет до
того,  как  его  закрывали  с просьбой произвести выплаты возмещения в
пользу  третьей  стороны.  Чек  на  сумму  возмещения  обрабатывался в
местной финансовой организации без каких-либо дополнительных вопросов,
поскольку  платеж  был получен от другой местной организации с хорошей
репутацией.

     66.  Частая  смена  выгодоприобретателей,  использующих  полис  в
качестве  инструмента  на  предъявителя  или  гарантии  в рамках более
широкой   схемы   для   отмывания   преступных   доходов,   наряду   с
преждевременным  возвратом  страховых  полисов  инвестиционного  типа,
особенно в   случаях,   когда   такое   действие   не   имеет   явного
экономического смысла,  - все это также отмечалось некоторыми странами
- членами в качестве проблем,  связанных  с  потенциальным  отмыванием
преступных доходов <*>.
--------------------------------
     <*>   Для   дальнейшего  рассмотрения  потенциальных  индикаторов
отмывания  преступных  доходов  в  страховом  секторе  см.: с. 19 и 20
примечаний  к  руководству  МАСИ  по  борьбе  с  отмыванием преступных
доходов  для  страховых  инспекторов  и  страховых юридических лиц на:
http://www.iaisweb.org/02money.pdf.

     67.  Некоторые  из  упомянутых  здесь  индикаторов потенциального
отмывания  преступных  доходов  являются  сравнительно простыми для их
выявления   страховыми  компаниями  или  посредниками.  Несомненно,  в
некоторых  случаях  присутствие  таких  индикаторов  может быть вполне
оправдано. Однако в ряде примеров, приведенных экспертами, когда имело
место  отмывание  преступных  доходов,  присутствовало несколько таких
индикаторов.  Следует отметить, что многие из них появляются в связи с
использованием  продуктов  страхования жизни инвестиционного типа. Как
упоминалось   ранее,  эти  примеры  касаются  использования  страховых
продуктов в качестве средства сбережения или инвестирования, в которое
вкладываются  преступные  доходы, после чего следует выплата части или
всей суммы денежных средств в виде возмещения из легального источника.

     Пример   12:   Организованная   преступная  группировка  отмывает
преступные доходы посредством полисов страхования жизни
     Сотрудники  таможни  в  стране  "Х" инициировали расследование, в
ходе   которого  была  выявлена  организация,  занимающаяся  торговлей
наркотиками   и   использовавшая   страховой  сектор  для  легализации
преступных  доходов.  Благодаря  приложенным  в ходе следствия усилиям
правоохранительных органов нескольких государств было установлено, что
торговцы   наркотиками  отмывали  денежные  средства  через  страховую
компанию "Z", расположенную в офшорной юрисдикции.
     Страховая   компания   "Z"  предлагает  инвестиционные  продукты,
аналогичные  паевым  инвестиционным  фондам. Норма прибыли привязана к
индексам  ведущих  фондовых  бирж  мира,  с тем чтобы страховые полисы
могли  выступать  и как инвестиционные продукты. Владельцы счетов, как
правило,  переплачивали  по полису, перемещая деньги в фонд и из фонда
ценою  выплаты  штрафа  за  каждое  преждевременное изъятие. Затем эти
денежные  средства  перечислялись  электронным  переводом или чеком из
страховой компании и были, несомненно, "чистыми".
     К  настоящему  времени  следствием установлено, что по этой схеме
отмыто  свыше  29  млн.  долл. США, из которых более 9 млн. долл. было
конфисковано. В дополнение к этому на основании результатов совместных
следственных  действий сотрудников таможенных служб страны "Y" (страна
происхождения  наркотиков)  и страны "Z" было выдано несколько ордеров
на  обыск  и  ордеров  на  арест  в  связи  с  проведением операций по
отмыванию  преступных  доходов, в которых участвовали физические лица,
связанные со страховой компанией "Z".

     68. Эксперты, участвовавшие в семинаре нынешнего года по вопросам
страхования,  отметили, что другие страховые продукты также могут быть
в равной степени уязвимы с точки зрения отмывания преступных доходов в
тех   случаях,   когда  для  их  распространения  широко  используются
посредники  (те  же  брокеры  и  агенты,  не  связанные  с  компанией,
выпустившей  страховой  продукт).  Риск  может быть еще более высоким,
если  в  данном  секторе  имеет  место  недостаточность  требований по
противодействию    легализации    преступных    доходов   или   слабое
регулирование.

                Направление сведений о подозрительных
                       операциях и страхование

     69. Важное замечание было высказано экспертами во время дискуссий
по  типологиям  в  нынешнем  году относительно сравнительно небольшого
количества   сообщений   о   подозрительных  операциях,  связанных  со
страхованием.     Большинство    участников    семинара    подтвердили
справедливость  данного  замечания,  особенно  с  учетом  того,  что к
настоящему  моменту  во  многих  странах  в течение уже нескольких лет
страховой   сектор   является   субъектом   исполнения   требования  о
направлении   информации  по  подозрительным  операциям.  Более  того,
количество  сообщений  не обязательно должно быть пропорционально доле
страхового  сектора  в  финансовом  секторе  в  целом. На самом деле в
некоторых  юрисдикциях, обладающих мощным страховым сектором, несмотря
на  жесткие  требования  к представлению информации, отмечается весьма
небольшое  количество  сообщений о подозрительных операциях, связанных
со страхованием.
     70.  Эксперты  обсуждали  вопрос  о том, является ли сравнительно
небольшое количество сообщений о подозрительных операциях, равно как и
дел,  возбужденных  правоохранительными  органами в связи с отмыванием
преступных  доходов  в  страховом  бизнесе,  свидетельством  того, что
страховой  сектор  в  значительной  степени  не  используется  лицами,
отмывающими  преступные  доходы,  либо  того,  что  факты  легализации
преступных  доходов  в страховом секторе не выявляются. По мнению ряда
экспертов,  учитывая  масштабы  страхового  бизнеса,  его уязвимость с
точки  зрения  отмывания  преступных  доходов была бы слишком большой,
чтобы  ее  можно было игнорировать. Однако некоторые эксперты считают,
что  высокий  уровень  надзора  в  их  странах  вместе  с  ликвидацией
страховых   полисов  на  предъявителя  до  некоторой  степени  снижают
потенциальный  риск.  При  этом опыт функционирования других сегментов
финансового  сектора  показывает,  что такие части финансовой отрасли,
где  процедуры  по  борьбе с отмыванием преступных доходов применяются
непоследовательно,  как  раз  и  находятся в зоне повышенного риска их
использования для легализации преступных доходов.

                       Резюмирующие заключения

     71.  Объем  фактического отмывания преступных доходов в страховом
бизнесе  кажется  весьма  низким  в сравнении с его масштабами. Тем не
менее  эксперты,  участвовавшие  в дискуссиях по типологиям в нынешнем
году,  считают,  что страховой сектор продолжает оставаться уязвимым с
точки зрения легализации преступных доходов. Возможно, факты отмывания
преступных  доходов  в  страховом  бизнесе  не  выявляются  вследствие
совокупности  врожденной  сути  этого бизнеса (зависимость от брокеров
при  распространении  страховых  продуктов), разрозненного и неполного
применения  норм  и  правил  борьбы  с отмыванием преступных доходов и
низкий  уровень  правовой  культуры  участников страхового сектора для
противодействия  этому  риску.  В  качестве  первого  шага,  вероятно,
необходимо  лучшее  понимание  того,  как  и в какой степени различные
сегменты  страхового  сектора  могут  быть  использованы для отмывания
преступных доходов.
     72.  Для  того чтобы устранить пробелы, образовавшиеся вследствие
неадекватного    применения    мер   ПОД/ФТ,   вероятно,   потребуются
дополнительные  усилия  по  реализации существующих механизмов. Должен
быть  улучшен обмен информацией по типологиям, применимым к страховому
сектору,    как    среди   его   участников,   так   и   между   ними,
правоохранительными и надзорными органами. Правоохранительные органы в
рамках  проводимых  расследований  также  могли  бы выявлять типологии
отмывания   преступных   доходов,  применимые  к  страховому  сектору,
например,   такие,  как  мошенничество  при  обращении  за  получением
страхового возмещения.
     73.  Эксперты считают, что основные причины уязвимости страхового
бизнеса с точки зрения отмывания преступных доходов, вероятно, кроются
в   интеграции   и   расслоении  как  составляющих  цикла  легализации
преступных доходов. Именно этим объясняется малозаметность индикаторов
отмывания  преступных  доходов,  и  выявление  таких  фактов потребует
изменения  либо  глубины  проверок,  либо  подходов  к  их проведению.
Базовые процедуры идентификации клиентов могут быть недостаточными без
всеобъемлющего применения принципа должной осмотрительности.
     74.   По  своей  природе  риск  отмывания  преступных  доходов  в
страховом  секторе,  очевидно,  отличается  от  риска, существующего в
остальных частях финансового сектора; в этой связи может потребоваться
разработка мер по ПОД/ФТ с учетом его специфики. Эксперты также пришли
к  выводу  о  необходимости  дальнейшей работы, направленной на лучшее
понимание  и  определение  характерных уязвимых мест в масштабах всего
страхового сектора (а не только в отношении страхования жизни).

                  IV. ВЛИЯТЕЛЬНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЛИЦА

     75.  Анализируя  в  2001  г.  слабые  места  в защите банковского
сектора  от  его  использования  в целях отмывания преступных доходов,
ФАТФ  провела исследования деятельности влиятельных политических лиц и
того  риска, который они привносят в финансовый сектор. В прессе часто
появляются  новые  разоблачения  в  связи  с  подозрениями  об участии
влиятельных  политических  лиц  в  финансовых  преступлениях (особенно
связанных  с коррупцией). После издания пересмотренной редакции Сорока
рекомендаций,   предусматривающих   усиленные   меры,  непосредственно
нацеленные на выявление риска, связанного с влиятельными политическими
лицами,  ФАТФ  также  приняла  решение  включить  краткое рассмотрение
указанной   темы   в   качестве  части  дискуссий  нынешнего  года  по
типологиям.    Вследствие    этого   данный   вопрос   обсуждался   на
полносоставном  заседании  экспертов,  в  ходе  которого  были сделаны
определенные первичные заключения.
     76.  Влиятельные  политические  лица - это термин, используемый в
отношении  людей,  на  которых  возложены или были возложены в прошлом
важные  государственные  функции в конкретной стране. К этой категории
относятся,  например,  главы  государств или правительств, влиятельные
политические  и  правительственные чиновники, члены судов или военного
командования,  руководители государственных корпораций высшего ранга и
ключевые   деятели   политических   партий.  В  силу  особого  статуса
влиятельных  политических  лиц  (политического  в  своей  стране  или,
возможно,   дипломатического  -  при  работе  за  рубежом)  финансовые
организации   часто   предоставляют   влиятельным  политическим  лицам
определенную  свободу  действий  при осуществлении финансовых операций
как  ими  самостоятельно,  так  и  третьими  лицами  от их имени. Если
влиятельное  политическое  лицо  становится  причастным к той или иной
преступной   деятельности,   то  эта  традиционная  свобода  действий,
предоставляемая  им  для  осуществления  финансовых операций, зачастую
служит  препятствием для обнаружения или расследования преступлений, в
которых они могут быть замешаны.
     77.  Из  материалов, представленных в ходе совещания экспертов, и
письменных  сообщений  участников  дискуссий  можно  сделать несколько
выводов.  Во-первых, источниками денежных средств, которые влиятельное
политическое  лицо  может  попытаться отмыть, служат не только взятки,
незаконные  возвраты денежных средств и прочие доходы, непосредственно
связанные  с  коррупцией,  но  и,  возможно,  присвоение  либо хищение
государственных  средств,  средств  политических  партий и профсоюзов,
равно  как  и налоговое мошенничество. Несомненно, в некоторых случаях
влиятельное  политическое  лицо может быть непосредственно вовлечено в
другие   виды   незаконной  деятельности,  такие,  как  организованная
преступность  или  торговля  наркотиками.  Очевидно,  что  влиятельные
политические  лица  из  стран  или  регионов,  где  коррупция является
организованной    и   систематичной,   представляют   собой   источник
наибольшего   потенциального   риска.  Однако  следует  отметить,  что
коррумпированных  влиятельных политических лиц можно найти практически
в любой стране.

     Пример  13:  Сообщник  влиятельного  политического  лица отмывает
деньги, полученные в результате крупномасштабной коррупции
     В  стране "А" по телевидению была продемонстрирована видеозапись,
на  которой  советник  президента  г-н  "Z" целенаправленно предлагает
взятку  оппозиционному  государственному  деятелю.  Предание гласности
этого  факта  относительно  г-на  "Z",  широко  известного  как "серый
кардинал",  за спиной тогдашнего президента страны "А" привело к тому,
что президент поручил прокурору по особым делам провести расследования
иных  многочисленных  незаконных  операций г-на "Z" и его сообщников в
стране "А". Расследование, инициированное властями страны "В", привело
к  замораживанию  примерно  48  млн. долл. США, принадлежащих г-ну "Z"
<*>.  Г-н  "Z" бежал из страны и был в конечном счете задержан и выдан
стране  "А",  для  того  чтобы  предстать  перед  судом по обвинению в
коррупции,   торговле  наркотиками,  незаконном  обогащении  и  прочих
преступлениях.
--------------------------------
     <*> Позднее были обнаружены дополнительно 22 млн. долл. США.

     Перед   задержанием   г-на   "Z"   на  основании  предписания  на
предварительный  арест  и  запроса  об  экстрадиции  из страны "А" был
арестован  его  соучастник  -  г-н "Y". Г-н "Z" и его сообщники, в том
числе г-н "Y", получали преступные доходы, источником которых в данном
случае  явились  злоупотребления  официальным  положением  г-на  "Y" в
качестве   советника  бывшего  президента  страны  "А".  Некоторые  из
основных  мошеннических  схем  включали  в  себя  приобретение военной
техники  и  заключение  контрактов на обслуживание, а также незаконные
инвестиционные   операции  с  использованием  средств  государственных
пенсионных фондов.
     Г-н  "Y"  был  замешан в схемах, связанных с незаконным возвратом
денежных   средств,  в  рамках  которых  переводились  деньги  как  из
казначейства  страны "А", так и из пенсионных фондов вооруженных сил и
полиции. Г-н "Y" с сообщниками использовали средства пенсионных фондов
и  свои  собственные  деньги  для  покупки  контрольного  пакета акций
кредитной организации в стране "С" - банка "М", который в июне 1999 г.
был  приобретен  другим  банком,  находящимся  в  стране  "А". Г-н "Y"
отвечал  за  поиск  от  имени  банка  "М"  объектов  для  инвестиций и
определял проекты, связанные со строительством и недвижимостью, для их
финансирования  банком  и  пенсионным  фондом.  Он также контролировал
строительные  компании,  реализующие  эти  проекты. Г-н "Y" разработал
способ   увеличения   фактической  стоимости  инвестиционных  проектов
пенсионных  фондов  на  25 процентов и выставлял соответствующие счета
банку  "М". Проекты, рекомендованные г-ном "Y", автоматически получали
одобрение   членов  правления  пенсионного  фонда  полиции,  поскольку
некоторые  из них получали взятки. Стоимость одного проекта на сумму в
25  млн.  долл.  США  была  мошенническим способом увеличена на 8 млн.
долл.  США.  Аналогичным  образом  г-н "Y" сформировал и контролировал
несколько  компаний-оболочек,  используемых  для  получения брокерских
ссуд  от  банка  "М"  в  обмен  на взятки от заемщиков. Если некоторые
кредиты  не  погашались в срок, г-н "Y" обычно выкупал обанкротившиеся
проекты по чрезвычайно низким ценам, чтобы перепродать их с прибылью.
     Кроме  того,  г-н  "Y"  и  члены совета директоров банка "М" были
уполномочены  правительством страны "А" организовывать покупку военных
самолетов  для  этой  страны.  Только  в  двух сделках по приобретению
самолетов  правительство  страны  "А" заплатило дополнительно 150 млн.
долл.  США  из-за мошеннической 30-процентной надбавки к цене продажи.
Эти  деньги,  полученные  незаконным путем, якобы были проведены через
банк  "М".  Оттуда  они перетекли на многочисленные счета, открытые на
различные имена в иностранных банках, чтобы сокрыть их происхождение.
     Г-н  "Y" систематически использовал группу банков за границей для
отмывания  преступных  доходов,  полученных им и его сообщниками. Г-жа
"Д",  банкир, состоявшая в браке с двоюродным братом г-на "Y", которая
раньше  была  членом  совета  директоров  банка  "Н", помогла г-ну "Y"
сокрыть более 20 млн. долл. США в одной юрисдикции.
     Г-н  "Y"  открыл  банковский счет в стране "С" и до того момента,
как  был  арестован,  перевел  через  него  около  15  млн. долл. США.
Изначально открытие счета не вызывало каких-либо подозрений, поскольку
граждане  страны  "А"  часто  открывали банковские счета в стране "С",
чтобы сохранить свои активы от инфляции. Однако финансовые учреждения,
обслуживающие  банковские  и  брокерские  счета, которые находились во
владении или под контролем г-на "Y", г-жи "Д" и прочих лиц, постепенно
стали  замечать  необычную  активность  по проведению операций по этим
счетам. По словам банковских служащих, финансовые операции г-на "Y" не
имели  явного  экономического смысла и источники денежных средств были
подозрительными.

     78.  Другим  результатом наблюдений является отмеченный факт, что
влиятельные политические лица, учитывая высокую степень публичности их
положения  как  внутри,  так  и за пределами своей страны, очень часто
используют агентов или других посредников для осуществления финансовых
операций  от  своего  имени.  Поэтому нет ничего необычного в том, что
соратники,  близкие  друзья  и члены семьи того или иного влиятельного
политического  лица  проводят  отдельные  операции или каким-либо иным
образом управляют или перемещают активы от своего собственного имени в
интересах   конкретного   влиятельного   политического   лица.   Такое
использование  посредников  не  обязательно должно свидетельствовать о
незаконной деятельности, поскольку зачастую посредники также участвуют
в   операциях,   когда  предпринимательская  деятельность  или  доходы
влиятельных  политических  лиц  являются абсолютно законными. Однако в
большинстве  случаев  использование посредников для того, чтобы скрыть
или   изолировать   влиятельных  политических  лиц  от  нежелательного
внимания,  также  может  служить  препятствием для соблюдения принципа
должной осмотрительности, который должен применяться к любому клиенту.
Дополнительное  препятствие  может возникнуть в том случае, если лицо,
выступающее  от  имени  влиятельного политического лица, само обладает
каким-либо    особым    статусом,   как,   например,   дипломатической
неприкосновенностью.

     Пример 14: Правительственный чиновник высокого ранга через членов
своей семьи отмывает присвоенные государственные средства
     Семья   бывшего   правительственного  чиновника  высокого  ранга,
занимавшего  в  стране  "А"  различные политические и административные
должности,  учредила  фонд  в  стране  "В",  предоставляющей  льготный
налоговый  режим, основным выгодоприобретателем которого стал его сын.
Данный  фонд  имел счет в стране "С", с которого был сделан перевод на
сумму  около  1,5  млн.  долл.  США  на  совместный  супружеский счет,
открытый  за  два  месяца  до этого в финансовом учреждении в соседней
стране  "Д". Этот перевод послужил законным основанием для направления
банковской организацией информации о подозрительной операции в местный
орган  финансовой  разведки.  В  ходе  расследований,  проведенных  на
основании  этого  сообщения, было обнаружено упоминание того же самого
счета  при  осуществлении  двух  предыдущих международных переводов на
значительные  суммы  со счета жены этого чиновника, открытого в стране
их  проживания  (стране  "А"),  а также установлен факт владения женой
счетами  в  других  национальных  финансовых  учреждениях,  на которые
поступали   международные  переводы  с  последующим  снятием  средств.
Отсутствие  явного  экономического  смысла  в  проведенных  банковских
операциях  и информация о присвоении этим правительственным чиновником
высокого ранга государственных средств, полученная после инициирования
процессуальных  действий  в  отношении  него  в  его стране, позволили
предположить  (в  данном  конкретном  случае) о существовании системы,
созданной  для отмывания доходов от его преступной деятельности. В тот
самый  момент,  когда чиновник собирался закрыть свой счет в банке, он
был  задержан  для допроса и затем помещен на содержание под стражей в
полиции. Было начато расследование.

     79.  Помимо  использования  третьих лиц, влиятельные политические
лица,  занимающиеся  перемещением  и сокрытием преступных доходов, как
правило,   делают   это,   проводя   денежные   средства   через  сети
компаний-оболочек  или  офшорных  банков,  расположенных  за пределами
страны  их  проживания,  которые  не  разглашают детали осуществленных
операций.   В   других   случаях   финансовые   операции   влиятельных
политических   лиц  могут  маскироваться  путем  проведения  их  через
различные  непрозрачные  организации,  например,  такие, как трасты. И
вновь  возможность  финансовой  организации  в полном объеме соблюдать
принцип должной осмотрительности и применять процедуры ЗСК в отношении
влиятельных   политических   лиц   применительно   к  данной  ситуации
оказывается строго ограниченной.

     Пример  15: Высокопоставленный служащий государственной компании,
замешанный в коррупции на высоком уровне
     Расследование  в  отношении правительственного чиновника высокого
ранга  г-на  "А", служащего государственной компании "А", выявило, что
он  являлся  получателем  чрезмерных  по суммам платежей по нескольким
счетам,  которыми  он  владел и управлял. Г-н "А" был вице-президентом
компании  "А"  и  имел  годовой доход свыше 200 тыс. долл. США. В ходе
расследования  было  обнаружено,  что  г-н  "А"  владел 15 банковскими
счетами  в  нескольких различных странах, через которые было проведено
свыше  200  млн.  долл. США. Г-н "А" использовал деньги, помещаемые на
его  счета,  для  приобретения  политического  влияния и для получения
контрактов от иностранных правительств в интересах компании "А".
     Следствие  установило, что один доверительный счет был открыт как
передаточное звено для последующего осуществления платежей из компании
"А" на ряд более мелких счетов, контролируемых г-ном "А". Впоследствии
г-н  "А"  переводил  деньги  с  данных  счетов  либо  снимал  наличные
средства.  Снятые  со  счетов  денежные  средства  использовались  для
взяток.   В   число   их  получателей  входили:  главы  государства  и
правительства,    правительственные    чиновники    высшего    уровня,
руководители  высокого  ранга государственных корпораций и влиятельные
функционеры  политических  партий  разных стран, а также члены семьи и
близкие партнеры г-на "А".
     Дальнейшее   расследование   финансовых   операций   по   счетам,
принадлежащим   господину  "А",  показало,  что  для  осуществления  и
получения  платежей  использовалась  компания-оболочка. В дополнение к
систематическим  операциям, проводимым по счетам, были отмечены вклады
наличными  деньгами  (часто  -  больше  одного раза в день) и необычно
крупные  снятия  наличности.  Анализ  операций  по  одному  из  счетов
показал,  что  в  течение  шестинедельного  периода  с него было снято
наличных   средств  на  сумму  свыше  35  млн.  долл.  США.  Это  было
несопоставимо  со  всеми  предыдущими  операциями  по  данному  счету.
Следователи   обратили  внимание  на  преднамеренное  дробление  суммы
снимаемых  наличных  средств на более мелкие, свидетельствующее о том,
что   г-н   "А"   был   осведомлен  об  установленных  требованиях  по
представлению  сведений  о подозрительных операциях и пытался избежать
этого. Получателями платежей от г-на "А", произведенных как в наличной
форме,  так  и  банковским  переводом,  являлись некоторые влиятельные
политические лица и лица из их ближайшего окружения:

               Высокопоставленный политический деятель,
                       чиновник высокого ранга

     Некий  посредник  получил от компании "А" платеж на сумму 50 млн.
долл.  США.  Затем  этот  посредник  перевел  полученные деньги на два
счета,  открытые  в  офшорной зоне. После этого денежные средства были
перемещены  на  счета  компании, которые также были открыты в офшорной
зоне.  Подлинными  владельцами этих счетов компании, как обнаружилось,
были  бывший  глава  секретной  службы  в стране "В" и государственный
секретарь Министерства обороны в стране "С".

               Супруга влиятельного политического лица

     Деньги переводились из компании "А" на один из банковских счетов,
принадлежавших  г-ну  "А".  Затем г-н "А" помещал денежные средства на
клиентский счет юрисконсульта и на офшорный банковский счет. Подлинным
владельцем   этого   офшорного   счета   была   супруга   влиятельного
политического лица, недавно оформившая развод, - г-жа "С". Средства на
указанный  счет были зачислены для приобретения собственности на сумму
свыше  500  тыс. долл. США, автомобиля, осуществления ремонта квартиры
г-жи "С" и месячного содержания на сумму 20 тыс. долл. США.

           Друг и соратник влиятельного политического лица

     Компания  "А"  произвела  платеж на банковский счет в стране "Д".
Затем  банк  в  стране  "Д"  получил  платежное  поручение  о переводе
преступных  доходов  лицу,  связанному  с  г-ном  "А", которое владело
счетом  в том же банке в стране "Д". После этого данное лицо "ссудило"
ту же самую сумму одному влиятельному политическому лицу.

     80.  По данным одного члена ФАТФ, существуют два основных способа
выявления незаконных финансовых операций влиятельных политических лиц.
Первый способ - когда происходят перемены в правительстве страны этого
влиятельного  политического  лица  и  его  или  ее незаконные действия
раскрываются  преемниками  власти.  Несмотря на то, что это, возможно,
самый верный доступный индикатор, полностью полагаться на него нельзя.
В   некоторых   случаях   обвинения  в  незаконной  или  коррупционной
деятельности   со  стороны  нового  правительства  представляют  собой
"сведение  политических  счетов".  Второй  способ  состоит в выявлении
незаконной  финансовой  деятельности  влиятельного  политического лица
через  подозрительные  или  необычные операции, осуществляемые лицами,
действующими  от его или ее имени. Если эти трансакции рассматривать в
контексте взаимоотношений между посредником и влиятельным политическим
лицом,  от  чьего  имени  он или она могут выступать, тогда может быть
больше  оснований  подозревать,  что  источники  привлеченных денежных
средств или активов незаконны.
     81.  В дополнение к указанным выше потенциальным препятствиям для
реализации  мер по работе с клиентами (customer due diligence - CDD) в
отношении влиятельного политического лица, применения принципа ЗСК или
выявления   связи   между   влиятельными   политическими   лицами  (их
соратниками)    и    преступными   операциями   иногда   расследования
подозрительных   незаконных  финансовых  операций  могут  сдерживаться
специфическими  факторами,  связанными  с  влиятельными  политическими
лицами.  Наиболее  важным  из  этих  факторов,  по  мнению  одного  из
экспертов,  является  отсутствие необходимой "политической поддержки",
особенно в случаях, когда результаты расследования явственно указывают
на  наличие  взаимосвязи между иностранными влиятельными политическими
лицами  и  высокопоставленными чиновниками в правительстве страны, где
проводится  данное  расследование.  Очевидно, что успешному завершению
таких  расследований  также  мешает отсутствие возможности получить от
иностранных   партнеров   необходимую   информацию  (или  получить  ее
своевременно).

     Пример  16:  Отмывание  доходов,  полученных  вследствие  хищения
чужого имущества
     На  банковские счета министра нефтяной промышленности (г-на "Y"),
занимавшего  эту  должность  во  времена бывшей диктатуры, при которой
были  совершены  многочисленные  преступления,  связанные  с  хищением
имущества,  в течение нескольких месяцев поступили средства на сумму 6
млн.  долл.  США.  Это  послужило основанием для передачи информации в
правоохранительные  органы,  которые  приняли  решение  о предъявлении
министру обвинения.
     В  ходе  расследования органы финансовой разведки обнаружили, что
г-н  "Y" совершал операции под вымышленным именем. На недавно открытый
счет,  контролируемый  г-ном "Y", поступили денежные средства на сумму
свыше  575  тыс. долл. США в связи с продажей собственности. Эта сумма
ни   в   коей   мере  не  соответствовала  рыночной  стоимости  данной
недвижимости.

                       Резюмирующие заключения

     82.  Во время дискуссий нынешнего года по типологиям в результате
обсуждения   проблемы   влиятельных   политических  лиц  было  сделано
несколько   выводов  по  методам  ПОД/ФТ.  Как  минимум  два  эксперта
подчеркивали,   что  процедуры,  связанные  с  финансовыми  операциями
влиятельных  политических  лиц,  должны  быть  теми же самыми, что и в
отношении  аналогичных  операций  любого  другого  клиента  финансовой
организации: применительно к влиятельным политическим лицам, равно как
и  к  лицам,  выступающим  от  его  или  ее  имени, должны проводиться
надлежащие  процедуры в рамках мер по работе с клиентами (customer due
diligence   -   CDD).   Аналогичным   образом  без  исключения  должна
применяться политика ЗСК.
     83. В отношении лиц, которые выступают или как будто бы выступают
в  интересах  третьих  лиц,  участвуя  либо  в  проведении  финансовых
операций,  либо  в  управлении  активами,  в  каждом конкретном случае
должно  приниматься  решение  о  том,  является  ли  то  или иное лицо
реальным  или  непосредственным  собственником средств. Одна делегация
подняла  вопрос  относительно  того,  что после установления реального
собственника трудно определить, является ли он политически влиятельным
лицом  в  своей  стране.  Отмечалось, что высокопоставленные чиновники
часто  меняются  (даже  в  пределах  одной юрисдикции), поэтому некто,
являющийся сейчас влиятельным политическим лицом, может больше не быть
таковым в следующем правительстве. Были указаны два возможных решения:
одно  заключалось  бы  в создании базы данных, содержащей информацию о
действующих  ответственных  правительственных  чиновниках. Несмотря на
то,  что  данное  решение могло бы быть идеальным, некоторые делегации
отмечали  трудности,  с  которыми  было  бы связано ведение такой базы
данных.  Другое решение касалось бы ведения соответствующих баз данных
на  национальном  уровне  и, в дальнейшем, осуществлении неформального
взаимодействия   (например,   между   органами  финансовой  разведки),
направленного   на   получение   информации  о  возможных  влиятельных
политических лицах и их финансовых связях.
     84.  Эксперты  ФАТФ  пришли  к  выводу,  что  методы, применяемые
влиятельными  политическими  лицами  для отмывания преступных доходов,
очень   похожи   на   методы  других  лиц,  занимающихся  легализацией
преступных  доходов.  Если  рассматривать  эти  методы исключительно с
точки  зрения  финансовой  организации,  то  они  выглядят  совершенно
одинаково.  Во время предыдущих дискуссий по типологиям было отмечено,
что влиятельные политические лица могут использовать особые банковские
механизмы,  помогающие  им  в  создании  сложной  и изощренной системы
трансакций,  направленной  на  защиту  преступных доходов, которые они
могут  получить.  По  этой  причине  еще  раз было указано на важность
выполнения  финансовыми  организациями  всех  необходимых  процедур по
реализации  мер по работе с клиентами (customer due diligence - CDD) в
отношении  влиятельных  политических лиц, в том числе - их обязанности
направлять  информацию  о подозрительных операциях, которые могут быть
связаны с отмыванием преступных доходов.
     85.  В  заключение  эксперты  отметили,  что  хотя по определению
проблема  с  влиятельными политическими лицами распространяется только
на  высший  уровень  "влиятельных  лиц"  и  на их соратников, проблема
коррупции  на  нижестоящих  уровнях  также  является важной. По словам
члена  одной  из делегаций, "наибольший риск" для финансовой системы в
некоторых    юрисдикциях   представляет   "основополагающая   культура
коррупции"  и,  в  особенности,  низкая  оплата  труда государственных
чиновников, занимающих важные посты. По мнению экспертов, эта проблема
должна  решаться  систематично путем глобального подхода, учитывающего
различные  характер  и  степень коррупции как в развивающихся, так и в
развитых странах.

         V. ЛИЦА, ОКАЗЫВАЮЩИЕ УСЛУГИ ПО ПРАВОВЫМ И ФИНАНСОВЫМ
       ВОПРОСАМ ("GATEKEEPERS"), И ОТМЫВАНИЕ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ

     86. Поскольку финансовые организации принимают меры, направленные
на противодействие отмыванию преступных доходов, риск обнаружения тех,
кто  пытается  использовать  банковскую  систему  в  целях легализации
преступных  доходов,  становится  существенно  выше.  Все  чаще  лица,
занимающиеся    отмыванием    преступных    доходов,   обращаются   за
консультациями  или услугами к высококвалифицированным специалистам, с
тем  чтобы  они  помогали  в осуществлении их финансовых операций. Эта
тенденция  к  привлечению различных экспертов по правовым и финансовым
вопросам,  или  "gatekeepers", в схемы по отмыванию преступных доходов
ранее   была   подтверждена  документально  участниками  ФАТФ  <*>  и,
очевидно,   продолжается   в   настоящее  время.  В  пересмотренном  и
исправленном  издании Сорока рекомендаций ФАТФ, выпущенном в июне 2003
г.,   обращается  внимание  на  данную  проблему  и  предусматривается
распространение   превентивных   финансовых   мер   на   специалистов,
оказывающих профессиональные услуги в юридической и финансовой сферах,
в  отношении  которых  существует  риск вовлечения в процесс отмывания
преступных доходов <**>. Исходя из этого, ФАТФ приняла решение еще раз
изучить,  как  услугами этих специалистов могут злоупотреблять в целях
отмывания преступных доходов.
--------------------------------
     <*>    См.    предыдущие    отчеты    по   типологиям:   FATF-IX:
http://www.fatf-gafi.org/pdf/TY1998_en.pdf,                   FATF-XI:
http://www.fatf-gafi.org/pdf/TY2000_en.pdf         и         FATF-XII:
http://www.fatf-gafi.org/pdfTY2001_en.pdf.
     <**>   Рекомендация  12  отныне  предусматривает  распространение
определенных  обязательств  по  реализации  мер  по работе с клиентами
"customer  due  diligence  - CDD" и ведению документации на адвокатов,
нотариусов, прочих независимых юридических профессионалов и аудиторов.
Рекомендация   16   распространяет  на  эту  категорию  профессионалов
обязательства   сообщать   о  подозрительных  трансакциях,  являющихся
предметом профессиональной тайны.

     87.  Адвокаты,  нотариусы,  квалифицированные  бухгалтеры  и иные
специалисты подобного рода выполняют ряд важных функций, помогая своим
клиентам  в  организации  и  управлении  их  финансовой деятельностью.
Прежде  всего,  они  оказывают  консультационные  услуги  физическим и
юридическим  лицам  в  таких  вопросах,  как  инвестиционные операции,
создание  компаний, трастов, по иным мероприятиям, требующим правового
регулирования,  равно как и в сфере налоговой оптимизации. Кроме того,
специалисты  в  юридической  области готовят и при необходимости ведут
документарную  работу  по  урегулированию корпоративной деятельности и
иных  юридических  процедур.  Наконец,  некоторые из этих специалистов
могут  быть  непосредственно  вовлечены  в осуществление специфических
видов  финансовых  операций  (например,  хранение или выплата денежных
средств, связанных с приобретением или продажей недвижимости) от имени
своих клиентов.
     88.  Все  эти  абсолютно  легитимные функции могут быть предметом
посягательств со стороны организованных преступных групп или отдельных
преступников.  Эти  посягательства с их стороны могут быть обусловлены
исключительно  экономическими  причинами. Однако более важным является
желание  воспользоваться опытом таких профессионалов в разработке схем
для  отмывания  преступных  доходов.  Данный  опыт включает в себя как
консультации  по выбору лучших корпоративных инструментов или офшорных
зон  для  использования  в  таких  схемах,  так и фактическое создание
корпораций   или   трастов,   которые  составляют  его  основу.  Лица,
оказывающие   юридические   или   финансовые   услуги,   могут   также
использоваться  для  обеспечения  видимости  легитимности  совершаемых
операций,  выступая в качестве своего рода посредников при ведении дел
с   финансовыми   организациями.   В   материалах,  представленных  на
дискуссиях   нынешнего   года   по  типологиям,  эксперты  подтвердили
результаты предыдущих типологических исследований ФАТФ.

     Пример   17:   Квалифицированный  бухгалтер  и  юристы  оказывают
содействие в реализации схемы по отмыванию преступных доходов
     Были  выявлены  подозрительные  денежные  потоки на сумму более 2
млн.  долл.  США,  посылаемые  небольшими  частями  различными людьми,
которые   давали   поручения  на  банковские  переводы  и  операции  с
банковскими  траттами  в  интересах синдиката по торговле наркотиками,
импортировавшего  в  страну  "Z"  24 килограмма героина, спрятанного в
грузе.   Банковские   тратты,  приобретенные  в  различных  финансовых
организациях  в  стране  "Y" (страна, из которой поступили наркотики),
затем были использованы для приобретения недвижимости в стране "Z".
     Квалифицированный бухгалтер использовался синдикатом для открытия
банковских  счетов  и  регистрации  компаний.  Кроме  того,  он  также
консультировал принципалов по вопросам размещения капитала.
     Некая  адвокатская  контора  привлекалась  синдикатом для покупки
собственности  с  использованием  банковских  тратт,  приобретенных за
границей,  после того как они были учтены на трастовом счете адвоката.
Адвокатами также были учреждены семейные трасты и компании.

     Пример   18:   Профессиональные  юристы  оказывают  содействие  в
отмывании преступных доходов
     Директор  ряда промышленных компаний присвоил несколько миллионов
долларов  США, используя банковские счета офшорных компаний. Затем при
посредничестве     управляемых    его    сообщниками    некоммерческих
инвестиционных   компаний,   занимающихся   операциями   с  недвижимым
имуществом,   часть   похищенных   денежных  средств  была  вложена  в
недвижимость в стране "Y".
     В  ходе  расследований,  проведенных в стране "Y" после получения
информации  от  ОФР,  было  установлено,  что создание и использование
этого  канала  для  отмывания  преступных  доходов  осуществлялось при
пособничестве   квалифицированных   бухгалтеров   и   профессиональных
юристов.  Они  помогли  привлечь ряд кредитов и оказывали содействие в
подготовке   различных   юридических  мероприятий,  в  частности,  при
создании   некоммерческих   инвестиционных  компаний  по  операциям  с
недвижимым  имуществом,  использованных для приобретения недвижимости.
Эти  профессионалы  также  принимали участие в управлении структурами,
учрежденными в стране "Y". Расследование продолжается.

     Пример   19:  Квалифицированный  бухгалтер  оказывает  финансовые
консультации организованной преступной группировке
     В  ходе  операции,  проведенной правоохранительными органами, был
установлен    квалифицированный    бухгалтер,    г-н    "А",   который
предположительно  являлся  участником руководимой г-ном "Х" преступной
организации,    занимающейся    отмыванием    преступных   доходов   и
реинвестированием  доходов,  полученных  от торговли наркотиками. Роль
г-на  "А"  заключалась,  главным  образом,  в том, чтобы предоставлять
"консультации  по  юридическим  и  финансовым  вопросам".  Его  задача
состояла   в  анализе  технических  и  правовых  аспектов  инвестиций,
планируемых  организацией,  и  поиске  наиболее  подходящих финансовых
технологий,  с помощью которых эти инвестиции приобретали законный вид
с  точки зрения налогообложения. Он должен был также стараться сделать
эти  инвестиции  как  можно  прибыльнее.  Г-н "А" являлся экспертом по
банковским   процедурам   и  самым  сложным  международным  финансовым
инструментам.   Фактически  он  был  финансовым  "мозгом"  сообщества,
занимающегося реинвестированием доходов, получаемых г-ном "Х". Г-н "А"
действовал  путем  разделения  финансовых  операций  между  различными
географическими  районами.  Операции  проводились  между  компаниями и
иностранными  кредитными  организациями  с  использованием  банковских
переводов   и   аккредитивов   в   качестве  обеспечения  коммерческих
контрактов.  Данные  средства  позднее  инвестировались  в другие виды
коммерческой деятельности.

     89.   Несколько  членов  ФАТФ  приступили  к  более  пристальному
рассмотрению   роли   профессиональных   консультантов   в  содействии
отмыванию    преступных   доходов.   В   одной   юрисдикции,   которая
распространила   на   независимых   профессионалов   в  юридической  и
финансовой  сферах  обязанность  по  информированию  о  подозрительных
операциях,    было    обнаружено,    что    самими   профессиональными
консультантами   было  направлено  меньше  двух  процентов  сообщений,
касающихся  деятельности  адвокатов  и  нотариусов.  Следовательно,  в
подавляющем   большинстве   случаев   именно   финансовые  организации
обнаруживали  потенциально  подозрительную  деятельность.  Среди  этих
сообщений  около  40  процентов касались открытия трастовых счетов или
управления ими. В число действий, считавшихся подозрительными, входили
осуществляемые  в быстрой последовательности операции по зачислению на
банковские  счета и снятию с этих счетов наличных средств, перемещение
по  счетам  денежных средств, полученных из неизвестных источников или
источников,  связь  которых  с  данными  средствами не имела разумного
объяснения,  а  также  операции  с  денежными  средствами в суммах, не
соответствующих экономическим целям этих операций.

     Пример  20:  Юрист использует офшорные компании и трастовые счета
для отмывания преступных доходов
     Г-н  "С" возглавлял организацию, импортирующую наркотики в страну
"А" из страны "В". Г-н "С" нанял юриста, чтобы отмывать доходы от этой
операции.
     Для  отмывания  доходов  от  операции  по импорту наркотиков этот
юрист   создал   сеть   офшорных  компаний.  Указанные  компании  были
зарегистрированы  в  стране "С", где проверка структуры собственности,
бухгалтерской   и  финансовой  документации  была  не  очень  строгой.
Компаниями  управляла  местная  управляющая компания в стране "Д". Эти
компании  использовались для прикрытия перемещения преступных денежных
средств,    приобретения    активов    и   финансирования   преступной
деятельности. Г-н "С" был владельцем 100% акционерного капитала данных
офшорных компаний.
     В  стране  "А"  некая  группа  юридических  и  физических лиц, не
имеющих  очевидной связи с г-ном "С", переводила крупные суммы денег в
страну  "Д",  где  они  депонировались  или  проходили транзитом через
офшорные  компании  г-на  "С".  Было  выявлено,  что  та же самая сеть
использовалась  для перевода крупных сумм некоему лицу в стране "Е", в
отношении  которого  позднее  было  установлено,  что  он  отвечал  за
перевозку наркотиков, направляемых в страну "А".
     Несколько  других юристов и их трастовые счета использовались для
получения  наличных  и  перевода денежных средств под видом прибыли их
клиентов в стране "А". Когда в ходе расследования на них было обращено
внимание  правоохранительных органов, многие из этих юристов ссылались
на "профессиональную тайну" при отказе от сотрудничества. Одновременно
с этим вышеуказанный юрист организовал отдельную сходную сеть (которая
охватывала  трастовые счета других юристов) для приобретения активов и
вложения  денег в средства и инструменты, предназначенные для сокрытия
истинного владельца. За преступления в стране "А" этому юристу не было
предъявлено  никакого обвинения. Следователи утверждали, тем не менее,
что  доказательства  его  связи  с  г-ном  "С"  и действий в интересах
последнего являются неопровержимыми.

     Пример  21:  Юрисконсульт  использует  счет своего клиента, чтобы
помогать в отмывании преступных доходов
     В  течение  трех  лет  г-н  "Х" репатриировал денежные средства в
страну  "Y"  для  их  использования  с  целью  получения  прибыли. Ему
помогали   юристы   и   квалифицированные  бухгалтеры,  использовавшие
фальшивые  трансакции  и  офшорные  компании.  Г-н  "Y", бывший юрист,
содействовал  функционированию  схемы г-на "Х" по репатриации денежных
средств,  управляя офшорной компанией и банковскими счетами г-на "Х" в
нескольких  ключевых  финансовых  центрах.  Г-н  "Y"  готовил  проекты
документов,   по  своей  сути  являвшиеся  кредитным  договором  между
указанной  офшорной  компанией-оболочкой и доверенным лицом г-на "Х" в
стране  "Y". Эти кредитные договоры выступали в качестве основания для
перевода миллионов долларов с банковских счетов в нескольких различных
странах  в  страну  г-на  "Х".  После  зачисления на банковские счета,
открытые доверенным лицом г-на "Х", эти денежные средства переводились
г-ну  "Х".  Юрист  г-на  "Y"  использовал банковские счета юридической
фирмы, чтобы обеспечивать эти переводы.

     90.   Другая   страна   -  член  ФАТФ  -  указывала  на  то,  что
организованные  преступные  группировки продолжают оставаться сложными
для   выявления   за   счет   использования   одного   или  нескольких
"коррумпированных"  профессиональных консультантов в целях направления
денежных  потоков через структуры, созданные другими профессиональными
консультантами  (обеспечивая  "многоуровневость"  прохождения денежных
средств).  Таким  образом,  для профессиональных консультантов второго
уровня  отсутствовала  необходимость  быть  целиком задействованными в
реализации схемы, и риск для организованной преступной группировки еще
больше   снижался   за  счет  дополнительного  отдаления  от  процесса
отмывания   преступных   доходов.   Двумя  особенно  предпочтительными
направлениями     использования     профессиональных    консультантов,
выявленными   в   этой  юрисдикции,  были  сделки  с  недвижимостью  и
привлечение    высококвалифицированных    специалистов    в    области
бухгалтерского  учета  для  создания  запутанных аудиторских следов. В
первом   случае  операции  по  передаче  земельной  собственности  или
составление   документов  о  передаче  собственности  используются  по
причине  того,  что в результате одной трансакции возможна эффективная
легализация  больших сумм преступных доходов. Делегация из этой страны
также  отметила,  что  высококвалифицированные  специалисты  в области
бухгалтерского  учета, привлекаемые для создания сложного аудиторского
следа  в целях реализации схемы отмывания преступных доходов, зачастую
остаются  неизвестными следственным органам, поскольку они напрямую не
имеют  отношения  ни  к  какой  из  финансовых  операций, связанных со
схемой.

     Пример  22:  Трастовый фонд используется для получения преступных
доходов и приобретения недвижимости
     Один   юрист   получил  поручение  от  своего  клиента,  торговца
наркотиками, депонировать наличные средства на трастовый счет юриста и
затем производить текущие платежи по закладным на имущество, подлинным
владельцем   которого  является  данный  торговец  наркотиками.  Юрист
получал  комиссионные  от  продажи  этого  имущества  и  от брокерских
операций  с  закладными.  Хотя  позднее  юрист  признал факт получения
наличных  средств  от  торговца  наркотиками, их депонирование на свой
трастовый  счет  и  управление платежами по закладным торговца, тем не
менее,   он   отрицал,   что  был  осведомлен  относительно  источника
происхождения этих денежных средств.

                       Резюмирующие заключения

     91.  Многие  эксперты  отметили,  что  даже  если уже установлена
обязанность    для    профессиональных    консультантов   сообщать   о
подозрительных  трансакциях,  количество  отчетов  зачастую небольшое.
Несмотря  на то, что в некоторых юрисдикциях такая ситуация, возможно,
объясняется  сравнительно  недавним введением таких требований, тем не
менее,   присутствие  определенных  препятствий  для  полномасштабного
участия  профессиональных  консультантов  в  системе  мер  по борьбе с
отмыванием  преступных  доходов  все  еще  ощущается.  В  значительной
степени  это  может  быть обусловлено недостатком сознательности части
профессиональных    консультантов   или   действующими   традиционными
представлениями  о  необходимости  сохранения  профессиональной тайны.
Однако   одна   из   делегаций   подчеркнула,   что   профессиональные
консультанты  имеют  доступ  к  информации, способной сыграть решающую
роль  в  понимании  сложных  схем  по  отмыванию  преступных доходов и
поэтому  они  могли  бы  вносить огромный вклад в дело выявления таких
схем.  Вследствие  этого  крайне  важно, чтобы высококвалифицированные
специалисты   в   области   юриспруденции   и   бухгалтерского  учета,
привлекаемые   к   оказанию  финансовых  или  консультационных  услуг,
обладали четкими правовыми рамками, в пределах которых они сообщали бы
о подозрительных операциях.
     92.  Также очевидно, что как профессиональные консультанты, так и
финансовые организации, с которыми они имеют деловые отношения, должны
выполнять  все  необходимые  меры  по работе с клиентами (customer due
diligence  - CDD). Вероятнее всего, количество высококвалифицированных
специалистов   в   области   юриспруденции   и  бухгалтерского  учета,
сознательно  оказывающих  содействие  в  отмывании преступных доходов,
довольно   незначительно.   Тем  не  менее,  как  указывалось  многими
экспертами  на  дискуссиях этого года по типологиям, одной из ключевых
причин  того,  что  профессиональные  консультанты или оказываемые ими
услуги   востребованы   преступными  организациями,  является  попытка
придать   ими  своим  финансовым  операциям  дополнительную  видимость
легитимности.

                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     93. Как указывалось в начале данного отчета, дискуссии этого года
по  типологиям  были  направлены  на  то, чтобы проанализировать особо
важные   задачи,  связанные  с  текущей  работой  ФАТФ,  и  продолжить
углубленное  рассмотрение методов и тенденций, изначально обозначенных
в  ходе  предыдущей  работы по типологиям. Финансирование терроризма и
выполнение  СР остаются основным предметом пристального внимания ФАТФ,
поэтому  на дискуссиях этого года изучение роли банковских переводов и
НкО в финансировании терроризма признано крайне важным для всей работы
ФАТФ. Проведенный в этом году анализ уязвимых мест для отмывания денег
в  страховом  секторе  включил ряд проблем, выявленных на прошлогодних
дискуссиях.  Несмотря  на  то,  что  вопрос о влиятельных политических
лицах  и  профессиональных  консультантах рассматривался на предыдущих
дискуссиях,  его  включение в программу текущего года было обусловлено
изданием  новых  Сорока рекомендаций ФАТФ, в которых предусматривается
ряд мер, направленных на работу с рисками в этих двух сферах.
     94.  В  ходе  подготовки  к  дискуссиям  и  рассмотрению трех тем
нынешнего  года  (банковские  переводы,  НкО  и  страховой сектор) был
использован    новый   подход.   Он   включает   в   себя   проведение
дополнительного  анализа  и  обсуждение  указанных  тем  до  совещания
экспертов.   Указанный   подход   также   предусматривает  организацию
семинаров  непосредственно  во  время совещания экспертов, с тем чтобы
способствовать   концентрации   внимания   и   служить  дополнительным
средством  для  обмена  мнениями  по рассматриваемым вопросам. Реакция
экспертов  на  новый  подход  была  по  большей части положительной, и
поэтому  организаторы,  вероятнее всего, воспользуются этим опытом для
дальнейшего улучшения дискуссий по типологиям.
     95.   В   отношении   электронных   переводов   и   их   связи  с
финансированием  терроризма эксперты пришли к выводу, что они являются
механизмом, который часто используется для поддержания различных типов
террористических  организаций.  Хотя следственные органы оказываются в
состоянии    воспроизвести    террористические   цепочки   посредством
использования   электронных   переводов  после  того,  как  они  будут
выявлены,  тот  факт,  что  многие трансграничные переводы не содержат
полной  идентификационной  информации  об  инициаторе перевода, служит
ключевым   препятствием  для  определения  этих  связей.  Более  того,
исходное   установление   факта  использования  электронных  переводов
террористами  остается  в  настоящее  время  затруднительным, учитывая
незначительный,  как  правило,  объем  отдельных  трансакций  и  общую
нехватку других полезных показателей.
     96.  НкО  и  их  роль  в  обеспечении  финансирования террористов
продолжает  оставаться  ключевым  объектом пристального внимания ФАТФ.
Эксперты  на  дискуссиях этого года по типологиям достигли прогресса в
понимании  типов  злоупотреблений  с  НкО  и  специфических финансовых
"красных  флажков",  которые  могут  быть показателями этого. Эксперты
попытались  также  идентифицировать  некоторые  из проблем, касающихся
надзорных  систем для этого сектора, и меры, которые могут приниматься
для  снижения  степени  уязвимости НкО для использования террористами.
Необходимо  будет  продолжать  эту работу, чтобы в дальнейшем улучшить
понимание  рисков, связанных с финансированием терроризма, поскольку в
ряде стран они касаются сектора НкО.
     97.  В  этом  году  ФАТФ  впервые проанализировала риски, которые
непосредственно  связаны  с  отмыванием преступных доходов в страховом
секторе.  Эксперты  обсуждали  вопрос  о  том,  не  кажется  ли  объем
отмываемых   преступных   доходов,   который   выявляется  в  секторе,
непропорционально малым при сопоставлении с размерами самого сектора в
целом.  Более  того,  существуют потенциально уязвимые места, которые,
очевидно,   присущи   самому  сектору.  Однако  эксперты  не  достигли
консенсуса  по этим вопросам. Похоже, что начинает формироваться более
полное  понимание  этих уязвимых мест в той мере, в какой они касаются
конкретных  сфер  или  типов продуктов. Правда, эксперты согласились с
тем, что необходимо больше работать для обеспечения идентификации всех
сфер  риска.  В  равной  степени, может быть, необходимо действовать с
целью разработки дополнительных показателей, конкретно касающихся этих
сфер.
     98.  Предыдущие  дискуссии  ФАТФ по типологиям были направлены на
анализ  рисков  отмывания преступных доходов, связанных с влиятельными
политическими    лицами.    Обсуждение   выступлений   и   материалов,
представленных  для  дискуссий  текущего  года  по  данному  предмету,
подтверждает  результаты  прежних  наблюдений  как по характеру, так и
тенденциям,   связанным   с  этим  риском.  Хотя  определенные  случаи
показывают,  что  влиятельные политические лица используют посредников
или  прочие  формы  предоставления  посреднических  услуг во избежание
обнаружения  очень  часто,  похоже, что незаконные финансовые операции
влиятельных  политических  лиц  были  бы  четко  установлены,  если бы
финансовое  учреждение,  которое  открывает  счет  и  проводит по нему
операции,  выполняло  соответствующую  процедуру  по реализации мер по
работе  с  клиентами (customer due diligence - CDD). Эксперты обращают
внимание  на некоторые трудности в установлении того, следует ли некое
лицо  считать  влиятельным  политическим лицом, и на настоящий момент,
похоже,    наилучшим   решением   является   усиление   неофициального
взаимодействия среди партнеров на международном уровне.
     99.  Аналогичным  образом ФАТФ анализирует также некоторые риски,
связанные   с   услугами,  которые  предоставляются  профессиональными
консультантами,  специализирующимися  в  правовой и финансовой сферах.
Вновь  работа  во  время  дискуссий этого года подтвердила и несколько
расширила   понимание  специфических  характеристик  данного  сектора,
которые  делают  его уязвимым для отмывания преступных доходов. Многие
члены  ФАТФ  приступили  к осуществлению мер, которые приведут к тому,
что профессиональные консультанты будут обязаны исполнять те действия,
которые  выполняют  финансовые  организации  в  отношении  необходимых
процедур  по  реализации  мер  по  работе  с  клиентами  (customer due
diligence  -  CDD),  ведения документации и сообщений о подозрительных
трансакциях.  Ряд  экспертов  подчеркивали,  что определенные уязвимые
места  или  риски,  идентифицированные  в  отношении  профессиональных
консультантов   (равно   как   и   для   ведения  дел  с  влиятельными
политическими    лицами),   можно   было   бы   уменьшить,   если   бы
последовательно и тщательно применялись меры по ПОД/ФТ.
     100.  Представители  стран  всего мира (как членов ФАТФ, так и не
входящих   в  ФАТФ),  равно  как  и  ряда  международных  организаций,
участвовали  в XV дискуссиях по типологиям ФАТФ. Их эксперты оказались
в  состоянии  объединить  разносторонний  опыт  отдельных юрисдикций в
противостоянии   отмыванию   преступных   доходов   и   финансированию
терроризма  и затем применили этот опыт в отношении пяти тем дискуссий
нынешнего  года.  Наряду  с  тем,  что  усилия, подобные дискуссиям по
типологиям ФАТФ, помогают росту понимания специфических тем, выбранных
для  конкретных  дискуссий, они служат также в качестве важного форума
для  обмена  мнениями  между  экспертами из оперативных служб (то есть
полиции,  прокуратуры,  органов  регулирования, финансовой разведки) и
теми   лицами,   которые  формируют  и  претворяют  в  жизнь  политику
правительства.  Именно этот обмен мнениями является, в конечном счете,
существенным элементом усилий ФАТФ, направленных на обеспечение и, при
необходимости,  усовершенствование  Сорока  рекомендаций ФАТФ и Восьми
специальных рекомендаций ФАТФ по борьбе с финансированием терроризма.

Страницы: 1  2  


Оглавление