Страницы: 1 2 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ НА 2004 - 2007 ГОДЫ "БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ" ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 12 января 2004 г. N 31 (Д) В соответствии с решением коллегии Минобразования России от 25.12.2003 N 19 "О проекте программы Минобразования России на 2004 - 2007 годы "Безопасность образовательного учреждения" приказываю: 1. Утвердить прилагаемую Программу Минобразования России на 2004 - 2007 годы "Безопасность образовательного учреждения" (далее - Программа). 2. Управлению государственного инспектирования и охраны труда (В.И. Грибанову): 2.1. Подготовить и в установленном порядке внести до 01.04.2004 в Правительство Российской Федерации предложения о разработке Федеральной целевой программы "Безопасность образовательного учреждения" на 2005 - 2009 годы. 2.2. Разработать, согласовать в установленном порядке с МЧС России и ввести в действие в 2004 году: отраслевые правила пожарной безопасности для образовательных учреждений всех типов и видов; отраслевую отчетность по пожарной безопасности образовательных учреждений. 2.3. Осуществлять ежеквартально инспектирование органов управления образованием и образовательных учреждений по исполнению Приказа Минобразования России от 15.04.2003 N 1612 "О принятии мер по усилению противопожарного режима в образовательных учреждениях" и настоящего Приказа в части выполнения комплекса мер по укреплению пожарной безопасности в образовательных учреждениях. 3. Управлению экономики и социального развития (Ю.Н. Фролову) предусмотреть финансирование мероприятий Программы при реализации бюджета Минобразования России на 2004 год. 4. Руководителям подведомственных образовательных учреждений обеспечить финансирование мероприятий, предусмотренных Программой, в 2004 году за счет средств на приобретение оборудования и капитальный ремонт. 5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации заключить соглашения с Минобразованием России по выполнению мероприятий Программы в 2004 году. 6. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя Министра Г.А. Балыхина. Министр В.М.ФИЛИППОВ 12 января 2004 г. N 31 УТВЕРЖДЕНА Приказом Минобразования России от 12 января 2004 года N 31 ПРОГРАММА МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ НА 2004 - 2007 ГОДЫ "БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ" ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ НА 2004 - 2007 ГОДЫ "БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ" Наименование Программы: Программа Минобразования России на 2004 - 2007 годы "Безопасность образовательного учреждения" (далее по тексту - Программа). Наименование, дата, номер документа о принятии решения о разработке Программы: распоряжение Министерства образования Российской Федерации от 19.05.2003 N 589-30 "О разработке Государственной программы на 2004 - 2006 гг. "Безопасность образовательного учреждения", решение заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 29.08.2003 (протокол N 5). Разработчики Программы: Минобразование России, во взаимодействии с МЧС России и Госстроем России; государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Орловский государственный технический университет". Цели и задачи Программы: целью Программы является обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений всех типов и видов (далее - образовательные учреждения) во время их трудовой и учебной деятельности путем повышения безопасности их жизнедеятельности: пожарной, электрической и технической безопасности зданий, сооружений образовательных учреждений на основе использования современных достижений науки и техники в этой области и привлечения отечественной производственной базы. Задача, решаемая в рамках Программы: реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности образовательных учреждений, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся, воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других опасностей. Сроки реализации Программы: начало - I квартал 2004 г.; окончание - IV квартал 2007 г. Структура Программы Программа предусматривает решение вопросов (проблем) двух блоков: I блок - инвестиционно-производственный, II блок - научно-инновационный. Инвестиционно-производственный блок Программы включает следующее направление: "Материально-техническое обеспечение безопасности образовательных учреждений, оснащение, монтаж и сервисное обслуживание оборудования и инженерных систем обеспечения безопасности". Научно-инновационный блок Программы включает следующие направления: Направление 1 - Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение безопасности образовательного учреждения; Направление 2 - Научно-методическое обеспечение организации обучения, повышения квалификации, подготовки и профессиональной переподготовки кадров по безопасности образовательного учреждения; Направление 3 - Совершенствование элементов современного оборудования и средств обеспечения безопасности образовательного учреждения. Ответственные за исполнение Программы: Минобразование России с участием МЧС России, Госстроя России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, образовательные учреждения. Источники финансирования Программы Бюджет Минобразования России за счет средств: а) ФПРО; б) сметных назначений на приобретение оборудования и на капитальный ремонт подведомственных Минобразованию России образовательных учреждений; в) НТП "Федерально-региональная политика в науке и образовании". Бюджеты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и внебюджетные средства образовательных учреждений. Ожидаемые конечные результаты Повышение безопасности образовательных учреждений, снижение рисков возникновения пожаров, аварийных ситуаций, травматизма и гибели людей, экономия на этой основе государственных расходов и получение социально-экономического эффекта. I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ ОРИЕНТИРОВАННЫМИ МЕТОДАМИ Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К основным объектам национальной безопасности относятся: личность (ее права, свободы и здоровье); общество (его материальные и духовные ценности); государство (его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность). Основным субъектом обеспечения национальной безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Другими субъектами обеспечения безопасности, обладающими правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности, являются также граждане, общественные и иные организации и объединения. Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера. Законодательные основы обеспечения безопасности составляют: Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О безопасности", законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности; конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их компетенции в данной сфере; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности" устанавливает правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности. К числу иных наиболее важных законов, формирующих законодательную базу для обеспечения безопасности образовательных учреждений, относятся: Гражданский кодекс Российской Федерации, в котором сформулированы общие принципы возмещения вреда пострадавшему причинителем вреда; Трудовой кодекс Российской Федерации, в котором сформулированы требования к обеспечению безопасности работников во время исполнения ими своих трудовых обязанностей; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), в котором сформулированы требования к должностным лицам по соблюдению законодательства об обеспечении безопасности; Уголовный кодекс Российской Федерации, в котором сформулированы положения об уголовной ответственности за нарушение требований безопасности; Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации"; Закон Российской Федерации "Об образовании", в котором сформулированы обязанности и ответственность образовательных учреждений и должностных лиц по соблюдению требований в части охраны жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников во время образовательного процесса; Федеральный закон "О пожарной безопасности", в котором установлены требования к федеральным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, работодателям в области пожарной безопасности; Федеральный закон "О техническом регулировании", который устанавливает принципы технического регулирования на основе требований технических регламентов по обеспечению безопасности с учетом степени риска, принципы и формы подтверждения соответствия этим требованиям. Безопасность образовательного учреждения - это условие сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций. Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Законе "О техническом регулировании", и, в первую очередь: пожарную безопасность, электрическую безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания. Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая безопасность. Все они являются взаимозависимыми, и их обеспечение должно решаться во взаимосвязи. Проблема построения эффективной системы обеспечения безопасности должна решаться с учетом специфики образовательных учреждений и вероятности возникновения тех или иных угроз путем поддержания безопасного состояния объекта в соответствии с нормативными требованиями, обнаружения возможных угроз, их предотвращения и ликвидации. Система безопасности составляет совокупность методов и технических средств, реализующих мероприятия, направленные на объект угрозы с целью ее снижения, на объект защиты с целью повышения его безопасности, на среду между объектом угрозы и объектом защиты с целью задержания, замедления продвижения, ослабления последствий реализации угрозы. Настоящее положение с материально-техническим оснащением образовательных учреждений характеризуется высокой степенью изношенности основных фондов (зданий, сооружений, оборудования и инженерных коммуникаций), недостаточным финансированием мероприятий, направленных на повышение инженерной безопасности образовательных учреждений, нарушением правил их эксплуатации, ослаблением контроля со стороны руководителей и специалистов за поддержанием их в исправном состоянии. Наиболее проблемными, требующими вмешательства соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, остаются вопросы, связанные с выполнением противопожарных мероприятий, требующих вложения значительных финансовых средств. Характерными недостатками по обеспечению пожарной безопасности на объектах образования являются: слабые знания и навыки поведения обучающихся и сотрудников в чрезвычайных ситуациях и в случаях пожаров; отсутствие или неисправность систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения людей при пожаре; неукомплектованность объектов первичными средствами пожаротушения; эксплуатация с нарушениями требований норм электроустановок и устаревших электросетей, которые требуют замены; невыполнение работ по противопожарной обработке чердачных перекрытий и сгораемой отделки путей эвакуации; отсутствие источников наружного противопожарного водоснабжения или их неисправность. Многие субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления (особенно дотационные) не могут в полной мере профинансировать мероприятия по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений без государственной финансовой поддержки. Практическое отсутствие средств на поддержание систем безопасности образовательных учреждений на должном уровне приводит к ежегодному увеличению числа несчастных случаев и пожаров, которые наносят не только материальный ущерб, но и приводят к гибели людей. Так, по данным Государственной противопожарной службы МЧС России, в Российской Федерации в 2002 году зарегистрирована 1121 пожар, в которых погибло 28 человек, в том числе 3 детей, материальный ущерб составил более 70 млн. рублей. В апреле 2003 г. произошли чрезвычайные происшествия - пожары в здании Чочунской средней школы Республики Саха (Якутия) и школе-интернате для глухонемых детей в г. Махачкале (Республика Дагестан), в результате которых погибло 54 обучающихся и воспитанника и 156 человек получили ожоги и травмы разной степени тяжести. Практически полностью сгорели обе школы. Всего пожаров и возгораний за три последних года - 3266. Наибольшее количество пожаров наблюдалось в Иркутской области - 176, Красноярском крае - 166, Свердловской области - 151, г. Москве - 101, Республике Татарстан - 100, Республике Саха (Якутия) - 96, Республике Башкортостан - 95, Мурманской области - 95, Республике Бурятия - 95, Алтайском крае - 93. За период с 2000 года по настоящее время в системе образования произошло 358 несчастных случаев со смертельным исходом во время образовательного процесса, в т.ч. погибло 256 обучающихся и воспитанников (больше всего в регионах: Республика Саха (Якутия) - 30, Республика Дагестан - 28, Краснодарский край - 15, г. Москва - 13, Челябинская область - 10) и 102 работника (Свердловская область - 27, Нижегородская область - 9, Пермская область - 8). По инициативе Минобразования России в период летних каникул 2003 года было проанализировано состояние зданий образовательных учреждений на пригодность к эксплуатации. В результате проведенного обследования признано аварийными 2518 объектов, из которых планируется ликвидация 69 и проведение капитального ремонта или нового строительства 1845 зданий (без вузов и ссузов). Следует отметить недостатки в состоянии нормативной базы в области безопасности образовательных учреждений. Действующие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) не отражают специфику образовательных учреждений. СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" приводит пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов, устанавливает общие требования противопожарной защиты помещений зданий на этапах их строительства и эксплуатации. Однако эти требования не связаны с функциональным назначением зданий и их помещений. Справочные пособия к СНиП 2.08.02-89 ("Проектирование учебных комплексов и центров", "Проектирование высших учебных заведений", "Проектирование профессионально-технических, средних специальных учебных заведений и комплексов") вообще не содержат требований к зданиям по оснащению средствами пожарной защиты. Все это свидетельствует о необходимости создания отраслевой нормативной базы по пожарной безопасности для образовательных учреждений различного уровня, которая должна включать: отраслевые нормы и правила пожарной безопасности, в том числе правила по пожарной автоматике; специализированные разделы, дополняющие существующие нормативы. В системе образования крайне слабо функционирует обучение и тренинг персонала учебных заведений, обучающихся по безопасности, не организована подготовка и переподготовка специалистов в области пожарной безопасности, обучение руководящих кадров и преподавателей. Этот процесс не обеспечен необходимыми научно-методическими разработками и материалами и требует широкого привлечения к этой проблеме ученых и специалистов в области безопасности жизнедеятельности. Приоритетность обеспечения безопасности образовательных учреждений очевидна, она является одной из важнейших составляющих государственной политики в области образования и должна подкрепляться надежной финансовой и материально-технической базой. Решать эту проблему необходимо комплексно с созданием и развитием современных правовых, организационных, научных и методических основ обеспечения безопасности и с привлечением интеллектуальных и материальных ресурсов всего государства. II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Целью Программы является обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений во время их трудовой и учебной деятельности путем повышения безопасности их жизнедеятельности: пожарной, электрической и технической безопасности зданий, сооружений образовательных учреждений на основе использования современных достижений науки и техники в этой области и привлечения отечественной производственной базы. В рамках настоящей Программы должна быть решена основная задача - реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности образовательных учреждений, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся, воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других опасностей, включая решение следующих вопросов: оснащение образовательных учреждений всех типов и видов современным противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения, организация их закупок, монтажа и сервисного обслуживания; создание региональных центров обеспечения безопасности образовательных учреждений для организации и проведения всего комплекса работ по реализации Программы, координации деятельности ее участников и контроля за выполнением намеченных мероприятий; обследование технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем образовательных учреждений, их паспортизация, оценка пожарной, электрической и конструктивной безопасности и разработка рекомендаций по ее повышению до требований существующих норм и правил; анализ состояния и разработка предложений по развитию и совершенствованию нормативной правовой и методической документации по обеспечению безопасности образовательных учреждений; разработка требований, норм и регламентов по обеспечению надежной безопасности для всех вновь проектируемых и реконструируемых образовательных учреждений, утверждение соответствующих нормативных правовых документов; активизация научных исследований по разработке и внедрению новых систем безопасности, технических и методологических решений, средств измерений и контроля для обеспечения безопасности образовательных учреждений, основанных на использовании современных достижений отечественной и зарубежной науки и техники; создание единой информационной среды по проблеме безопасности образовательных учреждений; организация обучения и периодической переподготовки кадров, ответственных за безопасность образовательных учреждений; разработка и внедрение механизмов организационного, правового, методического и экономического стимулирования исполнителей Программы по обеспечению безопасности образовательных учреждений. При проведении инженерного обследования образовательных учреждений должны осуществляться: оценка рисков возникновения аварийных ситуаций; определение зон действия основных поражающих факторов при различных сценариях их развития; оценка возможных последствий возникновения аварийной ситуации, включая: оценку величины ущерба; определение числа пострадавших среди обучающихся, производственного персонала образовательных учреждений и населения прилегающих районов; разработку мероприятий, снижающих риск возникновения аварийных ситуаций; пропаганда мероприятий по обеспечению безопасности образовательных учреждений в средствах массовой информации. III. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Программа рассчитана на период 2004 - 2007 гг., и в случае необходимости предполагается ее дальнейшее развитие. IV. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ Программа состоит из двух блоков: I блок - инвестиционно-производственный; II блок - научно-инновационный. Инвестиционно-производственный блок Программы включает следующее направление: "Материально-техническое обеспечение безопасности образовательных учреждений, оснащение, монтаж и сервисное обслуживание соответствующего оборудования и инженерных систем обеспечения безопасности", который связан с практической реализацией задач по обеспечению безопасности образовательных учреждений, включая решение следующих вопросов: оснащение современным противопожарным оборудованием и техническими средствами, обеспечивающими безопасность образовательных учреждений; организация их закупок, монтажа и сервисного обслуживания; создание сети региональных центров обеспечения безопасности образовательных учреждений; организация работ по обследованию технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем всех без исключения образовательных учреждений и их паспортизации с целью оценки пожарной и конструктивной безопасности; определение комплекта оборудования средств защиты по повышению безопасности образовательного учреждения до требований существующих норм и правил; апробация оборудования и технических средств по контролю и обеспечению конструктивной и пожарной безопасности зданий и сооружений; монтаж, наладка и сервисное обслуживание систем обеспечения безопасности; организация и проведение конкурсов на их поставку, монтаж, наладку и сервисное обслуживание. Научно-инновационный блок Программы предназначен для научного обеспечения безопасности образовательных учреждений и состоит из следующих направлений: Направление 1 - Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение безопасности образовательного учреждения. Это направление предусматривает научно обоснованную переработку и подготовку отраслевых нормативных правовых и методических документов в связи с выходом новых законодательных и иных нормативных правовых актов по безопасности жизнедеятельности. В частности предусматривается: инвентаризация существующих нормативных правовых актов по проблеме обеспечения пожарной и конструктивной безопасности зданий, сооружений и инженерных систем и доведение их до сведения руководителей образовательных учреждений; разработка отраслевых правил пожарной безопасности образовательных учреждений всех типов и видов, а также методических рекомендаций по обеспечению пожарной, электрической и инженерной безопасности зданий и сооружений; анализ существующих и разработка новых рекомендаций по обследованию и оценке технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем образовательных учреждений; разработка рекомендаций для составления мероприятий по поддержанию в нормальном эксплуатационном состоянии всех конструктивных элементов зданий и сооружений, оказывающих влияние на пожарную и конструктивную безопасность. Направление 2 - Научно-методическое обеспечение организации обучения, повышения квалификации, подготовки и профессиональной переподготовки кадров по безопасности образовательного учреждения: создание методики и оптимизация схем эвакуации обучающихся, преподавательского состава и обслуживающего персонала с учетом реальных условий конкретного объекта образовательного учреждения; разработка программ по повышению квалификации руководителей и лиц, ответственных за безопасность образовательных учреждений, организация их обучения с выдачей соответствующего документа государственного образца; подготовка комплекта учебных пособий, методических материалов, программ для подготовки и профессиональной переподготовки специалистов по пожарной безопасности; разработка методических рекомендаций для организации профилактической работы по обеспечению безопасности в образовательных учреждениях с учетом региональных условий; проведение противопожарной пропаганды и распространение передовых достижений по защите от пожара образовательных учреждений. Направление 3 - Совершенствование элементов современного оборудования и средств обеспечения безопасности образовательного учреждения: разработка единой методики обследования объектов образовательных учреждений для оценки их пожарной и электрической безопасности, мониторинга пожарной нагрузки и оценки скорости распространения огня по видам объектов образовательных учреждений; разработка (при необходимости) рекомендаций по снижению пожарной нагрузки, созданию систем активной и пассивной пожарной защиты образовательных учреждений; разработка рекомендаций по обследованию и реконструкции устаревших систем электрической защиты в образовательных учреждениях с учетом их замены современными средствами пожарной и электрической безопасности, включая устройства защитного отключения (УЗО), автоматического контроля параметров электросетей, сигнализации и принудительного отключения при возникновении пожароопасных ситуаций; разработка и создание типовых комплектов специальных средств пожарной защиты для специальных коррекционных образовательных учреждений; разработка методов и средств повышения огнестойкости конструктивных элементов зданий образовательных учреждений с учетом их остаточного ресурса и заданных сроков работоспособности в условиях пожара; разработка методики расчета параметров и средств систем автоматического первичного пожаротушения и оснащения ими помещений в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и с круглосуточным пребыванием учащихся; разработка научно обоснованных схем регулирования потоков и эвакуации учащихся, студентов, преподавательского состава и обслуживающего персонала для образовательных учреждений различного назначения. V. НОРМАТИВНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ Распоряжение Министерства образования Российской Федерации от 19.05.2003 N 589-30 "О разработке Государственной программы на 2004 - 2006 гг. "Безопасность образовательного учреждения". Решение заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 29.08.2003 (протокол N 5). Решение Координационного совета по обеспечению реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года от 21.10.2003 N 26. Решение коллегии Минобразования России от 25.11.2003 N 19. Соглашение о сотрудничестве по выполнению Программы "Безопасность образовательного учреждения" между Минобразованием России, МЧС России и Госстроем России. Соглашение между Минобразованием России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках реализации Программы Минобразования России на 2004 г. "Безопасность образовательного учреждения". Издание приказов Минобразования России в развитие настоящей Программы об утверждении: а) совета Программы; б) состава рабочей группы Программы; в) перечня региональных центров по обеспечению безопасности образовательных учреждений и методических рекомендаций о деятельности центра. Решения (постановления, распоряжения и т.д.) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении и финансировании региональных программ "Безопасность образовательного учреждения". VI. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Программа по обеспечению безопасности образовательных учреждений является инвестиционной с консолидацией источников финансирования из бюджетов всех уровней. Объемы и источники финансирования мероприятий Программы в 2004 году предусматриваются следующие. Из бюджета Минобразования России за счет средств: ФПРО - 300 млн. руб. сметного назначения на приобретение оборудования и капремонт федерального бюджета - 2889 млн. руб. расходов по НТП "Федерально-региональная политика в науке и образовании" - 18 млн. руб. Из внебюджетных средств вузов - 30 млн. рублей. Финансирование Программы в 2004 г. предусматривается за счет бюджетов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления на условиях софинансирования в объеме 230 млн. руб. В целом финансирование Программы в 2004 году составит 3,477 млрд. рублей. Объемы и источники финансирования мероприятий Программы в 2005 г. предполагаются следующие: из бюджета Минобразования России за счет средств ФПРО - 400 млн. рублей; за счет средств софинансирования из бюджетов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления - 600 млн. рублей. Приобретение оборудования и средств обеспечения безопасности для образовательных учреждений, их монтаж, наладка и сервисное обслуживание будут осуществляться на конкурсной основе среди широкого круга поставщиков, монтажных и наладочных организаций. Программа базируется на результатах, полученных в ходе выполнения нескольких научно-технических межвузовских программ Минобразования России, в том числе: "Качество и безопасность технологий, продукции, образовательных услуг и объектов"; "Биологическая безопасность и лечебно-профилактическое питание" и др. Распределение финансирования по Программе: ----------------------------------------------------------------------- | Наименование блоков (разделов) | Объемы финансирования, млн. руб. | |----------------------------------|----------------------------------| | | всего| в том числе | | | | | |----------------------------------|------|---------------------------| | | | 2004 |2005 | 2006| 2007 | |----------------------------------|------|-------|-----|-----|-------| | I блок - инвестиционно- | | 3459 |1000 | | | | производственный | | | | | | |----------------------------------|------|-------|-----|-----|-------| | II блок - научно-инновационный | | 18 | | | | |----------------------------------|------|-------|-----|-----|-------| | Итого | | 3,477 |1000 | | | ----------------------------------------------------------------------- VII. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Распределение бюджетного финансирования будет производить Минобразование России с учетом софинансирования и принятых региональных программ субъектов Российской Федерации. Отбор исполнителей проектов при реализации программных мероприятий, финансируемых из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, будет осуществляться на конкурсной основе. Финансирование проектов при долевом участии внебюджетных средств образовательных учреждений, бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, при наличии утвержденных региональных программ по безопасности образовательных учреждений, будет осуществляться на основе договоров с организациями - победителями конкурсов. Приоритетностью реализации Программы в 2004 году является обеспечение противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения специальных коррекционных образовательных учреждений, школ-интернатов общего типа и детских домов. На региональные центры безопасности образовательных учреждений в 2004 г. возлагаются следующие задачи: проведение обучения и повышения квалификации кадров по пожарной безопасности, промышленной безопасности, охране труда, экологической и электробезопасности; организация подготовки, профессиональной переподготовки и аттестации кадров по пожарной безопасности и охране труда; проведение аттестации рабочих и учебных мест по условиям труда и обучения сертификации на безопасность образовательных учреждений региона; ведение текущего мониторинга состояния безопасности образовательных учреждений; подготовка предложений по переработке и участие в разработке проектов отраслевых нормативных правовых документов, направленных на улучшение условий и охраны труда работников, обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, подведомственных Минобразованию России; изучение, обобщение и распространение передового опыта работы в области безопасности образовательных учреждений; организация и проведение смотров-конкурсов по безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях в регионе; оказание практической и методической помощи государственным и местным (муниципальным) органам управления образованием и образовательным учреждениям в работе по безопасности жизнедеятельности; создание информационной базы данных нормативных правовых документов по охране труда, учебно-программных и методических материалов по обучению вопросам охраны труда, экологической, пожарной и электробезопасности. VIII. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ 8.1. Организация управления Заказчиком Программы является Министерство образования Российской Федерации. Выполнение Программы предполагается осуществить во взаимодействии с МЧС России, Госстроем России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Минобразование России, МЧС России и Госстрой России заключают между собой рамочное соглашение о сотрудничестве по выполнению Программы Минобразования России на 2004 - 2007 годы "Безопасность образовательного учреждения". Для реализации Программы будут заключаться двухсторонние соглашения между Минобразованием России и администрациями регионов по согласованию с региональными управлениями МЧС России и Госстроя России. Управление Программой осуществляет Минобразование России во взаимодействии с МЧС России, Госстроем России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации через совет и рабочую группу Программы. Совет Программы формируется из представителей Минобразования России, МЧС России, Госстроя России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и других основных исполнителей Программы. Состав совета Программы утверждается приказом Минобразования России. Совет Программы возглавляет председатель - Министр образования Российской Федерации или его первый заместитель. Совет Программы: определяет политику в области безопасности образовательных учреждений, главные приоритеты и общую стратегию Программы; принимает решения по управлению Программой; не реже 1 раза в полугодие рассматривает результаты выполнения Программы и принимает решения по ее дальнейшему финансированию; проводит работу по привлечению дополнительных источников финансирования. Подготовка заседаний совета проводится рабочей группой Программы. Оперативное управление Программой осуществляет рабочая группа Программы. Рабочая группа Программы возглавляется заместителем Министра и включает в свой состав руководителей структурных подразделений Минобразования России, представителей федеральных министерств и ведомств, заинтересованных в реализации Программы, и других основных исполнителей Программы. Рабочая группа Программы: в своей работе руководствуется решениями совета Программы; осуществляет организационное сопровождение Программы в целом; разрабатывает совместные предложения Минобразования России и участников (исполнителей) Программы в рамках соглашений по включению мероприятий, корректировке и реализации Программы; обеспечивает выполнение относящихся к ее компетенции требований настоящей Программы и решений совета Программы. Министерство образования Российской Федерации проводит следующую работу в 2004 году по реализации Программы: разрабатывает конкурсную документацию, организует и проводит конкурсы на закупку и поставку противопожарного оборудования, средств защиты и пожаротушения для специальных коррекционных образовательных учреждений в соответствии с нормативами (перечнями), а также для образовательных учреждений с круглосуточным пребыванием обучающихся и воспитанников (школ-интернатов общего типа и детских домов) на условиях софинансирования из бюджетов органов исполнительной власти Российской Федерации; заключает договоры с организациями - победителями конкурса и финансирует их в установленном порядке за поставку соответствующего оборудования; разрабатывает нормативы (спецификации) по оснащению противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения для специальных коррекционных образовательных учреждений, школ-интернатов общего типа и детских домов; разрабатывает отраслевую нормативную правовую и методическую документацию по пожарной безопасности; создает региональные центры безопасности образовательного учреждения; организует обучение, повышение квалификации, подготовку и профессиональную переподготовку кадров по пожарной безопасности. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации проводят следующую работу в 2004 году по реализации Программы: разрабатывают и утверждают региональную программу "Безопасность образовательного учреждения"; выделяют из бюджета средства на реализацию региональной программы "Безопасность образовательного учреждения"; принимают участие в реализации мероприятий по оснащению противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения школ-интернатов общего типа и детских домов на условиях софинансирования (50% на 50%) из регионального бюджета; участвуют в реализации мероприятий по оснащению противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения специальных коррекционных образовательных учреждений за счет средств Минобразования России; организуют обучение в образовательных учреждениях сотрудников, обучающихся и воспитанников по пожарной безопасности; проводят расширенные заседания с участием представителей местных органов Государственной противопожарной службы МЧС России, органов управления образованием всех уровней и других организаций о состоянии безопасности образовательных учреждений региона; организуют работу по обследованию технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем образовательных учреждений региона, их паспортизации и подготовке экспертного заключения по оценке пожарной, электрической и конструктивной безопасности; обеспечивают проектной документацией, согласованной с территориальными органами МЧС России и Госстроя России, на монтаж в образовательных учреждениях противопожарного оборудования в соответствии с установленными нормативами; определяют организацию для координации работы по поставке и монтажу противопожарного оборудования в конкретные образовательные учреждения региона; финансируют и организуют выполнение работ по противопожарной обработке чердачных перекрытий, оконных и дверных проемов и защиты путей эвакуации несгораемой отделкой, а также замену аварийных электросетей в образовательных учреждениях. Организации-исполнители определяются на конкурсной основе. Они обеспечивают: выполнение работ по проекту (проектам), финансируемому из средств Программы, на высоком научно-техническом уровне в установленные сроки и в рамках имеющейся у них лицензии; целевое расходование выделенных средств, осуществляют их учет и финансовую отчетность; своевременное направление в Минобразование России и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации отчетных материалов; участие в рекламно-информационной деятельности, проводимой в рамках Программы, предоставляя необходимую информацию, выставочные экспонаты, а при необходимости и финансовые средства для рекламы. IX. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ НА 2004 - 2007 ГОДЫ "БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ" Программа реализуется как комплекс организационных, научно-методических и технических мероприятий, обеспечивающих достижение поставленной цели, а именно повышение пожарной, электрической и конструктивной безопасности зданий, сооружений и инженерных систем образовательных учреждениях всех типов и видов в Российской Федерации на основе использования современных достижений науки и техники в этой области и привлечения отечественной производственной базы. Мероприятия Программы определены на основе предварительного анализа состояния пожарной безопасности в образовательных учреждениях. Основное внимание при разработке Программы уделено минимизации затрат на достижение социального и экономического эффектов при осуществлении программных мероприятий. 1. Организационное обеспечение реализации Программы ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Мероприятия | Финансовые | Источник | Сроки | Исполнитель | | п/п | | затраты, млн. | финансирования| проведения | | | | | руб. | | работ | | | | |------------------------------| | | | | | | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | | | | |-----|-------------------------|------|-------|-------|-------|---------------|--------------|-----------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |-----|-------------------------|------|-------|-------|-------|---------------|--------------|-----------------------| | 1. | Заключение рамочных | - | - | - | - | | I кв. | Минобразование | | | соглашений о | | | | | | 2004 | России, МЧС России, | | | сотрудничестве по | | | | | | г. | Госстрой России | | | выполнению Программы | | | | | | | | | | Минобразования России с | | | | | | | | | | МЧС России и Госстроем | | | | | | | | | | России | | | | | | | | |-----|-------------------------|------|-------|-------|-------|---------------|--------------|-----------------------| | 2. | Заключение | - | - | - | - | | I кв. | Минобразование | | | двухсторонних | | | | | | 2004 | России, органы | | | соглашений между | | | | | | г. | исполнительной власти | | | Минобразованием России, | | | | | | | субъектов Российской | | | органами исполнительной | | | | | | | Федерации и местного | | | власти субъектов | | | | | | | самоуправления | | | Российской Федерации и | | | | | | | | | | местного самоуправления | | | | | | | | | | по выполнению Программы | | | | | | | | |-----|-------------------------|------|-------|-------|-------|---------------|--------------|-----------------------| | 3. | Создание и оснащение | 30 | 20 | 10 | | Внебюджетные | 2004 | Минобразование России | | | региональных центров по | | | | | средства | - | и образовательные | | | обеспечению | | | | | вузов | 2007 | учреждения | | | безопасности на базе | | | | | | гг. | | | | образовательных | | | | | | | | | | учреждений (15 | | | | | | | | | | региональных центров в | | | | | | | | | | 2004 г.) | | | | | | | | |-----|-------------------------|------|-------|-------|-------|---------------|--------------|-----------------------| | 4. | Проведение | - | - | - | - | | I кв. | Минобразование России | | | организационных | | | | | | 2004 | | | | мероприятий по | | | | | | г. | | | | определению | | | | | | | | | | региональных центров и | | | | | | | | | | формированию головных | | | | | | | | | | организаций и | | | | | | | | | | научнотехнических | | | | | | | | | | советов по разделам | | | | | | | | | | Программы | | | | | | | | |-----|-------------------------|------|-------|-------|-------|---------------|--------------|-----------------------| | 5. | Разработка, принятие и | - | - | - | - | Бюджеты | IV | Органы исполнительной | | | финансирование | | | | | субъектов | кв. | власти субъектов | | | региональных целевых | | | | | Российской | 2003 | Российской Федерации | | | программ по обеспечению | | | | | Федерации | г. | и местного | | | пожарной безопасности | | | | | | | самоуправления | | | образовательных | | | | | | | | | | учреждений субъектов | | | | | | | | | | Российской Федерации и | | | | | | | | | | органов местного | | | | | | | | | | самоуправления | | | | | | | | |-----|-------------------------|------|-------|-------|-------|---------------|--------------|-----------------------| | 6. | Организация работ по | - | - | - | - | | 2004 | Минобразование | | | обследованию | | | | | | - | России, органы | | | технического состояния | | | | | | 2007 | управления | | | зданий, сооружений и | | | | | | гг. | образованием | | | инженерных систем | | | | | | | субъектов Российской | | | образовательных | | | | | | | Федерации, | | | учреждений, их | | | | | | | территориальные | | | паспортизации, оценке | | | | | | | органы Госстроя | | | пожарной, электрической | | | | | | | России | | | и конструкционной | | | | | | | | | | безопасности и | | | | | | | | | | разработка рекомендаций | | | | | | | | | | по ее повышению до | | | | | | | | | | требований существующих | | | | | | | | | | норм и правил | | | | | | | | |-----|-------------------------|------|-------|-------|-------|---------------|--------------|-----------------------| | 7. | Определение на | - | - | - | - | | 2004 | Минобразование России | | | конкурсной основе | | | | | | - | | | | организаций и | | | | | | 2007 | | | | предприятий по поставке | | | | | | гг. | | | | оборудования и средств | | | | | | | | | | обеспечения | | | | | | | | | | безопасности, их | | | | | | | | | | монтажу, наладке и | | | | | | | | | | сервисному обслуживанию | | | | | | | | Страницы: 1 2 |