ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ НА 2004 - 2007 ГОДЫ "БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ". Приказ. Министерство образования РФ (Минобразование России). 12.01.04 31

Оглавление


Страницы: 1  2  



                ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
              МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ НА 2004 - 2007 ГОДЫ
              "БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"

                                ПРИКАЗ

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                          12 января 2004 г.
                                 N 31

                                 (Д)


     В  соответствии  с  решением  коллегии  Минобразования  России от
25.12.2003  N  19 "О проекте программы Минобразования России на 2004 -
2007 годы "Безопасность образовательного учреждения" приказываю:
     1.  Утвердить прилагаемую Программу Минобразования России на 2004
-  2007  годы  "Безопасность  образовательного  учреждения"  (далее  -
Программа).
     2.  Управлению  государственного  инспектирования  и охраны труда
(В.И. Грибанову):
     2.1. Подготовить и в установленном порядке внести до 01.04.2004 в
Правительство    Российской   Федерации   предложения   о   разработке
Федеральной    целевой    программы   "Безопасность   образовательного
учреждения" на 2005 - 2009 годы.
     2.2.  Разработать,  согласовать  в  установленном  порядке  с МЧС
России и ввести в действие в 2004 году:
     отраслевые  правила  пожарной  безопасности  для  образовательных
учреждений всех типов и видов;
     отраслевую  отчетность  по  пожарной безопасности образовательных
учреждений.
     2.3.    Осуществлять    ежеквартально   инспектирование   органов
управления  образованием  и  образовательных  учреждений по исполнению
Приказа  Минобразования России от 15.04.2003 N 1612 "О принятии мер по
усилению  противопожарного  режима  в  образовательных  учреждениях" и
настоящего  Приказа  в  части  выполнения  комплекса мер по укреплению
пожарной безопасности в образовательных учреждениях.
     3.  Управлению  экономики  и  социального развития (Ю.Н. Фролову)
предусмотреть  финансирование  мероприятий  Программы  при  реализации
бюджета Минобразования России на 2004 год.
     4.   Руководителям  подведомственных  образовательных  учреждений
обеспечить  финансирование  мероприятий, предусмотренных Программой, в
2004  году  за счет средств на приобретение оборудования и капитальный
ремонт.
     5.   Рекомендовать   органам   исполнительной   власти  субъектов
Российской  Федерации заключить соглашения с Минобразованием России по
выполнению мероприятий Программы в 2004 году.
     6.  Контроль  за  исполнением  настоящего  Приказа  возложить  на
первого заместителя Министра Г.А. Балыхина.

Министр
                                                          В.М.ФИЛИППОВ
12 января 2004 г.
N 31


                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                        Приказом Минобразования России
                                                от 12 января 2004 года
                                                                  N 31

                              ПРОГРАММА
              МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ НА 2004 - 2007 ГОДЫ
              "БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"

                          ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
              МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ НА 2004 - 2007 ГОДЫ
              "БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"

     Наименование Программы: Программа Минобразования России на 2004 -
2007  годы "Безопасность образовательного учреждения" (далее по тексту
- Программа).

     Наименование,   дата,   номер  документа  о  принятии  решения  о
разработке Программы:
     распоряжение  Министерства  образования  Российской  Федерации от
19.05.2003  N 589-30 "О разработке Государственной программы на 2004 -
2006 гг. "Безопасность образовательного учреждения", решение заседания
Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 29.08.2003 (протокол N
5).

     Разработчики Программы:
     Минобразование России, во взаимодействии с МЧС России и Госстроем
России;    государственное    образовательное    учреждение    высшего
профессионального  образования  "Орловский государственный технический
университет".

     Цели и задачи Программы:
     целью  Программы  является  обеспечение безопасности обучающихся,
воспитанников  и  работников  образовательных  учреждений всех типов и
видов  (далее  -  образовательные  учреждения)  во время их трудовой и
учебной     деятельности     путем     повышения    безопасности    их
жизнедеятельности:  пожарной, электрической и технической безопасности
зданий,  сооружений образовательных учреждений на основе использования
современных  достижений  науки  и техники в этой области и привлечения
отечественной производственной базы.

     Задача, решаемая в рамках Программы:
     реализация  государственной политики и требований законодательных
и  иных  нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности
образовательных   учреждений,   направленных   на  защиту  здоровья  и
сохранение  жизни  обучающихся, воспитанников и работников во время их
трудовой  и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других
опасностей.

     Сроки реализации Программы:
     начало - I квартал 2004 г.;
     окончание - IV квартал 2007 г.

     Структура Программы
     Программа предусматривает решение вопросов (проблем) двух блоков:
I     блок     -    инвестиционно-производственный,    II    блок    -
научно-инновационный.
     Инвестиционно-производственный  блок Программы включает следующее
направление:    "Материально-техническое    обеспечение   безопасности
образовательных учреждений, оснащение, монтаж и сервисное обслуживание
оборудования и инженерных систем обеспечения безопасности".
     Научно-инновационный    блок    Программы    включает   следующие
направления:
     Направление   1  -  Нормативное  правовое  и  научно-методическое
обеспечение безопасности образовательного учреждения;
     Направление   2  -  Научно-методическое  обеспечение  организации
обучения,   повышения   квалификации,  подготовки  и  профессиональной
переподготовки кадров по безопасности образовательного учреждения;
     Направление   3   -   Совершенствование   элементов  современного
оборудования   и  средств  обеспечения  безопасности  образовательного
учреждения.

     Ответственные за исполнение Программы:
     Минобразование  России  с  участием  МЧС России, Госстроя России,
органов   исполнительной   власти  субъектов  Российской  Федерации  и
местного самоуправления, образовательные учреждения.

     Источники финансирования Программы
     Бюджет Минобразования России за счет средств:
     а) ФПРО;
     б)   сметных   назначений   на  приобретение  оборудования  и  на
капитальный     ремонт    подведомственных    Минобразованию    России
образовательных учреждений;
     в) НТП "Федерально-региональная политика в науке и образовании".
     Бюджеты   органов   исполнительной  власти  субъектов  Российской
Федерации,    местного    самоуправления   и   внебюджетные   средства
образовательных учреждений.

     Ожидаемые конечные результаты
     Повышение   безопасности   образовательных  учреждений,  снижение
рисков возникновения пожаров, аварийных ситуаций, травматизма и гибели
людей,  экономия  на  этой основе государственных расходов и получение
социально-экономического эффекта.

          I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
          ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ ОРИЕНТИРОВАННЫМИ МЕТОДАМИ

     Безопасность   -   это  состояние  защищенности  жизненно  важных
интересов  личности,  общества  и  государства от внутренних и внешних
угроз.
     К основным объектам национальной безопасности относятся: личность
(ее  права, свободы и здоровье); общество (его материальные и духовные
ценности);  государство  (его  конституционный  строй,  суверенитет  и
территориальная    целостность).    Основным   субъектом   обеспечения
национальной безопасности является государство, осуществляющее функции
в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной
властей.  Другими  субъектами  обеспечения  безопасности,  обладающими
правами   и  обязанностями  по  участию  в  обеспечении  безопасности,
являются   также   граждане,   общественные   и   иные  организации  и
объединения.
     Безопасность   достигается   проведением  единой  государственной
политики    в   области   обеспечения   безопасности,   системой   мер
экономического, политического, организационного и иного характера.
     Законодательные   основы   обеспечения  безопасности  составляют:
Конституция   Российской  Федерации,  Закон  Российской  Федерации  "О
безопасности",   законодательные  и  иные  нормативные  правовые  акты
Российской  Федерации,  регулирующие отношения в области безопасности;
конституции,   законы,   иные   нормативные  правовые  акты  субъектов
Российской  Федерации,  принятые  в  пределах  их компетенции в данной
сфере; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные
Российской Федерацией.
     Закон  Российской  Федерации  от  5  марта  1992  г.  N 2446-1 "О
безопасности"  устанавливает  правовые основы обеспечения безопасности
личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее
функции,  устанавливает  порядок  организации и финансирования органов
обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их
деятельности.
     К числу иных наиболее важных законов, формирующих законодательную
базу   для   обеспечения   безопасности   образовательных  учреждений,
относятся:
     Гражданский кодекс Российской Федерации, в котором сформулированы
общие принципы возмещения вреда пострадавшему причинителем вреда;
     Трудовой  кодекс  Российской  Федерации, в котором сформулированы
требования  к  обеспечению безопасности работников во время исполнения
ими своих трудовых обязанностей;
     Кодекс  Российской  Федерации об административных правонарушениях
(КоАП),  в  котором  сформулированы  требования к должностным лицам по
соблюдению законодательства об обеспечении безопасности;
     Уголовный  кодекс  Российской Федерации, в котором сформулированы
положения   об   уголовной  ответственности  за  нарушение  требований
безопасности;
     Федеральный   закон   "Об   основах  охраны  труда  в  Российской
Федерации";
     Закон   Российской   Федерации   "Об   образовании",   в  котором
сформулированы    обязанности    и   ответственность   образовательных
учреждений  и  должностных лиц по соблюдению требований в части охраны
жизни  и  здоровья  обучающихся,  воспитанников  и работников во время
образовательного процесса;
     Федеральный   закон   "О   пожарной   безопасности",   в  котором
установлены  требования  к  федеральным  органам исполнительной власти
субъектов    Российской    Федерации    и   местного   самоуправления,
работодателям в области пожарной безопасности;
     Федеральный   закон   "О   техническом   регулировании",  который
устанавливает принципы технического регулирования на основе требований
технических  регламентов  по обеспечению безопасности с учетом степени
риска, принципы и формы подтверждения соответствия этим требованиям.
     Безопасность образовательного учреждения - это условие сохранения
жизни  и  здоровья  обучающихся,  воспитанников  и работников, а также
материальных   ценностей   образовательного  учреждения  от  возможных
несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.
     Безопасность   образовательного   учреждения  включает  все  виды
безопасности,  содержащиеся в Законе "О техническом регулировании", и,
в  первую  очередь: пожарную безопасность, электрическую безопасность,
взрывобезопасность,  безопасность,  связанную с техническим состоянием
среды обитания.
     Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений
приоритетными   являются   пожарная,   электрическая   и   техническая
безопасность.  Все  они  являются  взаимозависимыми,  и их обеспечение
должно решаться во взаимосвязи.
     Проблема  построения эффективной системы обеспечения безопасности
должна  решаться  с  учетом  специфики  образовательных  учреждений  и
вероятности   возникновения  тех  или  иных  угроз  путем  поддержания
безопасного   состояния   объекта   в   соответствии   с  нормативными
требованиями,   обнаружения   возможных  угроз,  их  предотвращения  и
ликвидации.
     Система    безопасности   составляет   совокупность   методов   и
технических  средств,  реализующих мероприятия, направленные на объект
угрозы  с  целью  ее  снижения, на объект защиты с целью повышения его
безопасности, на среду между объектом угрозы и объектом защиты с целью
задержания,  замедления продвижения, ослабления последствий реализации
угрозы.
     Настоящее    положение   с   материально-техническим   оснащением
образовательных    учреждений    характеризуется    высокой   степенью
изношенности  основных  фондов  (зданий,  сооружений,  оборудования  и
инженерных  коммуникаций),  недостаточным финансированием мероприятий,
направленных  на  повышение  инженерной  безопасности  образовательных
учреждений, нарушением правил их эксплуатации, ослаблением контроля со
стороны  руководителей  и  специалистов за поддержанием их в исправном
состоянии.
     Наиболее  проблемными,  требующими  вмешательства соответствующих
федеральных  органов  исполнительной  власти,  органов  исполнительной
власти  субъектов  Российской  Федерации  и  местного  самоуправления,
остаются вопросы, связанные с выполнением противопожарных мероприятий,
требующих вложения значительных финансовых средств.
     Характерными недостатками по обеспечению пожарной безопасности на
объектах образования являются:
     слабые  знания  и  навыки  поведения  обучающихся и сотрудников в
чрезвычайных ситуациях и в случаях пожаров;
     отсутствие   или  неисправность  систем  автоматической  пожарной
сигнализации, оповещения людей при пожаре;
     неукомплектованность      объектов      первичными     средствами
пожаротушения;
     эксплуатация  с  нарушениями  требований  норм электроустановок и
устаревших электросетей, которые требуют замены;
     невыполнение   работ   по   противопожарной  обработке  чердачных
перекрытий и сгораемой отделки путей эвакуации;
     отсутствие  источников  наружного  противопожарного водоснабжения
или их неисправность.
     Многие   субъекты   Российской   Федерации   и   органы  местного
самоуправления   (особенно   дотационные)   не  могут  в  полной  мере
профинансировать  мероприятия  по  обеспечению  пожарной  безопасности
образовательных учреждений без государственной финансовой поддержки.
     Практическое    отсутствие    средств   на   поддержание   систем
безопасности  образовательных  учреждений на должном уровне приводит к
ежегодному  увеличению  числа  несчастных  случаев  и пожаров, которые
наносят  не  только  материальный ущерб, но и приводят к гибели людей.
Так,  по  данным  Государственной противопожарной службы МЧС России, в
Российской  Федерации  в  2002  году  зарегистрирована  1121  пожар, в
которых  погибло  28  человек, в том числе 3 детей, материальный ущерб
составил более 70 млн. рублей. В апреле 2003 г. произошли чрезвычайные
происшествия - пожары в здании Чочунской средней школы Республики Саха
(Якутия)  и  школе-интернате  для  глухонемых  детей  в  г.  Махачкале
(Республика  Дагестан),  в результате которых погибло 54 обучающихся и
воспитанника  и  156  человек  получили  ожоги и травмы разной степени
тяжести. Практически полностью сгорели обе школы.
     Всего  пожаров  и  возгораний  за  три  последних  года  -  3266.
Наибольшее  количество  пожаров наблюдалось в Иркутской области - 176,
Красноярском  крае - 166, Свердловской области - 151, г. Москве - 101,
Республике  Татарстан - 100, Республике Саха (Якутия) - 96, Республике
Башкортостан  -  95, Мурманской области - 95, Республике Бурятия - 95,
Алтайском крае - 93.
     За  период  с  2000 года по настоящее время в системе образования
произошло  358  несчастных  случаев  со  смертельным  исходом во время
образовательного   процесса,   в   т.ч.   погибло  256  обучающихся  и
воспитанников (больше всего в регионах: Республика Саха (Якутия) - 30,
Республика  Дагестан  -  28,  Краснодарский край - 15, г. Москва - 13,
Челябинская  область - 10) и 102 работника (Свердловская область - 27,
Нижегородская область - 9, Пермская область - 8).
     По  инициативе Минобразования России в период летних каникул 2003
года было проанализировано состояние зданий образовательных учреждений
на  пригодность к эксплуатации. В результате проведенного обследования
признано  аварийными  2518 объектов, из которых планируется ликвидация
69  и  проведение  капитального  ремонта или нового строительства 1845
зданий (без вузов и ссузов).
     Следует  отметить  недостатки  в  состоянии  нормативной  базы  в
области безопасности образовательных учреждений.
     Действующие  Правила пожарной безопасности в Российской Федерации
(ППБ 01-03) не отражают специфику образовательных учреждений.
     СНиП   21-01-97   "Пожарная  безопасность  зданий  и  сооружений"
приводит  пожарно-техническую  классификацию  зданий,  их  элементов и
частей,    помещений,    строительных    конструкций   и   материалов,
устанавливает общие требования противопожарной защиты помещений зданий
на  этапах  их  строительства и эксплуатации. Однако эти требования не
связаны с функциональным назначением зданий и их помещений. Справочные
пособия  к  СНиП  2.08.02-89  ("Проектирование  учебных  комплексов  и
центров",  "Проектирование  высших учебных заведений", "Проектирование
профессионально-технических,  средних  специальных учебных заведений и
комплексов")  вообще  не  содержат  требований  к зданиям по оснащению
средствами пожарной защиты.
     Все  это  свидетельствует  о  необходимости  создания  отраслевой
нормативной   базы   по   пожарной  безопасности  для  образовательных
учреждений  различного  уровня,  которая  должна  включать: отраслевые
нормы и правила пожарной безопасности, в том числе правила по пожарной
автоматике;   специализированные   разделы,  дополняющие  существующие
нормативы.
     В  системе  образования  крайне  слабо  функционирует  обучение и
тренинг  персонала  учебных заведений, обучающихся по безопасности, не
организована   подготовка  и  переподготовка  специалистов  в  области
пожарной  безопасности,  обучение руководящих кадров и преподавателей.
Этот    процесс   не   обеспечен   необходимыми   научно-методическими
разработками  и  материалами  и  требует  широкого  привлечения к этой
проблеме    ученых    и    специалистов    в    области   безопасности
жизнедеятельности.
     Приоритетность     обеспечения    безопасности    образовательных
учреждений  очевидна,  она  является  одной  из важнейших составляющих
государственной  политики в области образования и должна подкрепляться
надежной   финансовой  и  материально-технической  базой.  Решать  эту
проблему  необходимо  комплексно  с  созданием и развитием современных
правовых,  организационных,  научных  и методических основ обеспечения
безопасности и с привлечением интеллектуальных и материальных ресурсов
всего государства.

                 II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

     Целью  Программы  является  обеспечение безопасности обучающихся,
воспитанников  и  работников  образовательных  учреждений  во время их
трудовой  и  учебной  деятельности  путем  повышения  безопасности  их
жизнедеятельности:  пожарной, электрической и технической безопасности
зданий,  сооружений образовательных учреждений на основе использования
современных  достижений  науки  и техники в этой области и привлечения
отечественной производственной базы.
     В рамках настоящей Программы должна быть решена основная задача -
реализация  государственной  политики  и  требований законодательных и
иных  нормативных  правовых  актов  в области обеспечения безопасности
образовательных   учреждений,   направленных   на  защиту  здоровья  и
сохранение  жизни  обучающихся, воспитанников и работников во время их
трудовой  и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других
опасностей, включая решение следующих вопросов:
     оснащение   образовательных   учреждений   всех   типов  и  видов
современным   противопожарным   оборудованием,   средствами  защиты  и
пожаротушения,   организация   их   закупок,   монтажа   и  сервисного
обслуживания;
     создание    региональных    центров    обеспечения   безопасности
образовательных   учреждений   для   организации  и  проведения  всего
комплекса  работ  по реализации Программы, координации деятельности ее
участников и контроля за выполнением намеченных мероприятий;
     обследование   технического   состояния   зданий,   сооружений  и
инженерных систем образовательных учреждений, их паспортизация, оценка
пожарной,  электрической  и  конструктивной  безопасности и разработка
рекомендаций по ее повышению до требований существующих норм и правил;
     анализ   состояния   и   разработка  предложений  по  развитию  и
совершенствованию  нормативной правовой и методической документации по
обеспечению безопасности образовательных учреждений;
     разработка требований, норм и регламентов по обеспечению надежной
безопасности   для   всех   вновь   проектируемых  и  реконструируемых
образовательных  учреждений,  утверждение  соответствующих нормативных
правовых документов;
     активизация  научных исследований по разработке и внедрению новых
систем  безопасности,  технических и методологических решений, средств
измерений  и  контроля  для  обеспечения  безопасности образовательных
учреждений,   основанных   на   использовании  современных  достижений
отечественной и зарубежной науки и техники;
     создание  единой  информационной  среды  по проблеме безопасности
образовательных учреждений;
     организация   обучения  и  периодической  переподготовки  кадров,
ответственных за безопасность образовательных учреждений;
     разработка  и  внедрение  механизмов организационного, правового,
методического  и  экономического стимулирования исполнителей Программы
по обеспечению безопасности образовательных учреждений.
     При    проведении    инженерного   обследования   образовательных
учреждений должны осуществляться:
     оценка рисков возникновения аварийных ситуаций;
     определение   зон   действия  основных  поражающих  факторов  при
различных сценариях их развития;
     оценка  возможных  последствий  возникновения аварийной ситуации,
включая:  оценку величины ущерба; определение числа пострадавших среди
обучающихся,  производственного персонала образовательных учреждений и
населения  прилегающих районов; разработку мероприятий, снижающих риск
возникновения аварийных ситуаций;
     пропаганда     мероприятий     по     обеспечению    безопасности
образовательных учреждений в средствах массовой информации.

               III. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

     Программа  рассчитана  на  период  2004  -  2007  гг., и в случае
необходимости предполагается ее дальнейшее развитие.

                       IV. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

     Программа состоит из двух блоков:
     I блок - инвестиционно-производственный;
     II блок - научно-инновационный.
     Инвестиционно-производственный  блок Программы включает следующее
направление:    "Материально-техническое    обеспечение   безопасности
образовательных учреждений, оснащение, монтаж и сервисное обслуживание
соответствующего   оборудования   и   инженерных   систем  обеспечения
безопасности",  который  связан  с  практической  реализацией задач по
обеспечению  безопасности  образовательных учреждений, включая решение
следующих вопросов:
     оснащение    современным    противопожарным    оборудованием    и
техническими  средствами, обеспечивающими безопасность образовательных
учреждений; организация их закупок, монтажа и сервисного обслуживания;
     создание   сети  региональных  центров  обеспечения  безопасности
образовательных учреждений;
     организация  работ по обследованию технического состояния зданий,
сооружений  и  инженерных  систем  всех без исключения образовательных
учреждений и их паспортизации с целью оценки пожарной и конструктивной
безопасности;
     определение  комплекта  оборудования  средств защиты по повышению
безопасности  образовательного  учреждения  до требований существующих
норм и правил;
     апробация  оборудования  и  технических  средств  по  контролю  и
обеспечению   конструктивной   и   пожарной   безопасности   зданий  и
сооружений;   монтаж,   наладка   и   сервисное   обслуживание  систем
обеспечения  безопасности;  организация  и  проведение конкурсов на их
поставку, монтаж, наладку и сервисное обслуживание.
     Научно-инновационный  блок  Программы  предназначен  для научного
обеспечения  безопасности  образовательных  учреждений  и  состоит  из
следующих направлений:
     Направление   1  -  Нормативное  правовое  и  научно-методическое
обеспечение безопасности образовательного учреждения.
     Это направление предусматривает научно обоснованную переработку и
подготовку отраслевых нормативных правовых и методических документов в
связи  с  выходом  новых  законодательных  и иных нормативных правовых
актов по безопасности жизнедеятельности.
     В частности предусматривается:
     инвентаризация   существующих   нормативных   правовых  актов  по
проблеме  обеспечения  пожарной  и конструктивной безопасности зданий,
сооружений   и   инженерных   систем   и   доведение  их  до  сведения
руководителей образовательных учреждений;
     разработка     отраслевых     правил     пожарной    безопасности
образовательных  учреждений  всех  типов и видов, а также методических
рекомендаций  по  обеспечению  пожарной,  электрической  и  инженерной
безопасности зданий и сооружений;
     анализ   существующих   и   разработка   новых   рекомендаций  по
обследованию  и  оценке  технического  состояния  зданий, сооружений и
инженерных систем образовательных учреждений;
     разработка    рекомендаций   для   составления   мероприятий   по
поддержанию    в    нормальном    эксплуатационном    состоянии   всех
конструктивных  элементов  зданий и сооружений, оказывающих влияние на
пожарную и конструктивную безопасность.
     Направление   2  -  Научно-методическое  обеспечение  организации
обучения,   повышения   квалификации,  подготовки  и  профессиональной
переподготовки кадров по безопасности образовательного учреждения:
     создание  методики  и  оптимизация  схем  эвакуации  обучающихся,
преподавательского   состава   и  обслуживающего  персонала  с  учетом
реальных условий конкретного объекта образовательного учреждения;
     разработка  программ  по  повышению  квалификации руководителей и
лиц,   ответственных   за   безопасность  образовательных  учреждений,
организация   их   обучения   с   выдачей  соответствующего  документа
государственного образца;
     подготовка  комплекта  учебных  пособий, методических материалов,
программ для подготовки и профессиональной переподготовки специалистов
по пожарной безопасности;
     разработка     методических    рекомендаций    для    организации
профилактической  работы по обеспечению безопасности в образовательных
учреждениях с учетом региональных условий;
     проведение противопожарной пропаганды и распространение передовых
достижений по защите от пожара образовательных учреждений.
     Направление   3   -   Совершенствование   элементов  современного
оборудования   и  средств  обеспечения  безопасности  образовательного
учреждения:
     разработка  единой методики обследования объектов образовательных
учреждений  для  оценки  их  пожарной  и  электрической  безопасности,
мониторинга  пожарной  нагрузки и оценки скорости распространения огня
по видам объектов образовательных учреждений;
     разработка  (при необходимости) рекомендаций по снижению пожарной
нагрузки,   созданию  систем  активной  и  пассивной  пожарной  защиты
образовательных учреждений;
     разработка   рекомендаций   по   обследованию   и   реконструкции
устаревших систем электрической защиты в образовательных учреждениях с
учетом  их  замены  современными  средствами  пожарной и электрической
безопасности,   включая   устройства   защитного   отключения   (УЗО),
автоматического   контроля  параметров  электросетей,  сигнализации  и
принудительного отключения при возникновении пожароопасных ситуаций;
     разработка  и  создание  типовых  комплектов  специальных средств
пожарной   защиты   для   специальных   коррекционных  образовательных
учреждений;
     разработка    методов    и    средств   повышения   огнестойкости
конструктивных элементов зданий образовательных учреждений с учетом их
остаточного  ресурса  и  заданных  сроков работоспособности в условиях
пожара;
     разработка   методики   расчета   параметров   и  средств  систем
автоматического  первичного  пожаротушения и оснащения ими помещений в
специальных    (коррекционных)   образовательных   учреждениях   и   с
круглосуточным пребыванием учащихся;
     разработка  научно  обоснованных  схем  регулирования  потоков  и
эвакуации    учащихся,   студентов,   преподавательского   состава   и
обслуживающего  персонала  для  образовательных  учреждений различного
назначения.

                V. НОРМАТИВНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ

     Распоряжение  Министерства  образования  Российской  Федерации от
19.05.2003  N 589-30 "О разработке Государственной программы на 2004 -
2006 гг. "Безопасность образовательного учреждения".
     Решение  заседания Правительственной комиссии по предупреждению и
ликвидации  чрезвычайных  ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
от 29.08.2003 (протокол N 5).
     Решение   Координационного   совета   по  обеспечению  реализации
Концепции  модернизации российского образования на период до 2010 года
от 21.10.2003 N 26.
     Решение коллегии Минобразования России от 25.11.2003 N 19.
     Соглашение о сотрудничестве по выполнению Программы "Безопасность
образовательного  учреждения" между Минобразованием России, МЧС России
и Госстроем России.
     Соглашение между Минобразованием России и органами исполнительной
власти  субъектов  Российской  Федерации в рамках реализации Программы
Минобразования   России  на  2004  г.  "Безопасность  образовательного
учреждения".
     Издание  приказов  Минобразования  России  в  развитие  настоящей
Программы об утверждении:
     а) совета Программы;
     б) состава рабочей группы Программы;
     в)  перечня  региональных  центров  по  обеспечению  безопасности
образовательных  учреждений и методических рекомендаций о деятельности
центра.
     Решения    (постановления,    распоряжения    и   т.д.)   органов
исполнительной  власти субъектов Российской Федерации об утверждении и
финансировании  региональных  программ  "Безопасность образовательного
учреждения".

                 VI. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

     Программа  по обеспечению безопасности образовательных учреждений
является  инвестиционной  с консолидацией источников финансирования из
бюджетов всех уровней.
     Объемы  и  источники  финансирования мероприятий Программы в 2004
году предусматриваются следующие.

     Из бюджета Минобразования России за счет средств:
     ФПРО - 300 млн. руб.
     сметного назначения на приобретение
     оборудования и капремонт федерального
     бюджета - 2889 млн. руб.
     расходов по НТП "Федерально-региональная
     политика в науке и образовании" - 18 млн. руб.
     Из внебюджетных средств вузов - 30 млн. рублей.

     Финансирование  Программы  в  2004  г.  предусматривается за счет
бюджетов  органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
и  местного  самоуправления  на условиях софинансирования в объеме 230
млн. руб.
     В целом финансирование Программы в 2004 году составит 3,477 млрд.
рублей.
     Объемы и источники финансирования мероприятий Программы в 2005 г.
предполагаются следующие:
     из  бюджета Минобразования России за счет средств ФПРО - 400 млн.
рублей;
     за    счет   средств   софинансирования   из   бюджетов   органов
исполнительной   власти  субъектов  Российской  Федерации  и  местного
самоуправления - 600 млн. рублей.
     Приобретение  оборудования и средств обеспечения безопасности для
образовательных   учреждений,   их   монтаж,   наладка   и   сервисное
обслуживание  будут осуществляться на конкурсной основе среди широкого
круга поставщиков, монтажных и наладочных организаций.
     Программа базируется на результатах, полученных в ходе выполнения
нескольких  научно-технических  межвузовских  программ  Минобразования
России, в том числе:
     "Качество  и  безопасность технологий, продукции, образовательных
услуг и объектов";
     "Биологическая безопасность и лечебно-профилактическое питание" и
др.
     Распределение финансирования по Программе:

-----------------------------------------------------------------------
| Наименование блоков (разделов)   | Объемы финансирования, млн. руб. |
|----------------------------------|----------------------------------|
|                                  | всего| в том числе               |
|                                  |      |                           |
|----------------------------------|------|---------------------------|
|                                  |      | 2004  |2005 | 2006| 2007  |
|----------------------------------|------|-------|-----|-----|-------|
| I блок - инвестиционно-          |      | 3459  |1000 |     |       |
| производственный                 |      |       |     |     |       |
|----------------------------------|------|-------|-----|-----|-------|
| II блок - научно-инновационный   |      | 18    |     |     |       |
|----------------------------------|------|-------|-----|-----|-------|
| Итого                            |      | 3,477 |1000 |     |       |
-----------------------------------------------------------------------

                  VII. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

     Распределение   бюджетного   финансирования   будет   производить
Минобразование   России   с   учетом   софинансирования   и   принятых
региональных программ субъектов Российской Федерации.
     Отбор    исполнителей   проектов   при   реализации   программных
мероприятий,  финансируемых из средств федерального бюджета и бюджетов
субъектов  Российской  Федерации,  будет  осуществляться на конкурсной
основе.
     Финансирование  проектов при долевом участии внебюджетных средств
образовательных  учреждений, бюджетов субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления, при наличии утвержденных региональных
программ    по    безопасности   образовательных   учреждений,   будет
осуществляться  на  основе  договоров  с  организациями - победителями
конкурсов.
     Приоритетностью   реализации   Программы  в  2004  году  является
обеспечение   противопожарным   оборудованием,   средствами  защиты  и
пожаротушения  специальных  коррекционных  образовательных учреждений,
школ-интернатов общего типа и детских домов.
     На  региональные центры безопасности образовательных учреждений в
2004 г. возлагаются следующие задачи:
     проведение  обучения  и повышения квалификации кадров по пожарной
безопасности, промышленной безопасности, охране труда, экологической и
электробезопасности;
     организация   подготовки,   профессиональной   переподготовки   и
аттестации кадров по пожарной безопасности и охране труда;
     проведение  аттестации рабочих и учебных мест по условиям труда и
обучения   сертификации  на  безопасность  образовательных  учреждений
региона;
     ведение     текущего     мониторинга    состояния    безопасности
образовательных учреждений;
     подготовка  предложений  по  переработке  и  участие в разработке
проектов  отраслевых  нормативных правовых документов, направленных на
улучшение   условий   и   охраны   труда   работников,  обучающихся  и
воспитанников     образовательных     учреждений,     подведомственных
Минобразованию России;
     изучение,  обобщение  и распространение передового опыта работы в
области безопасности образовательных учреждений;
     организация   и   проведение  смотров-конкурсов  по  безопасности
жизнедеятельности в образовательных учреждениях в регионе;
     оказание  практической  и  методической  помощи государственным и
местным    (муниципальным)    органам    управления   образованием   и
образовательным     учреждениям     в     работе    по    безопасности
жизнедеятельности;
     создание   информационной   базы   данных   нормативных  правовых
документов   по   охране   труда,  учебно-программных  и  методических
материалов  по обучению вопросам охраны труда, экологической, пожарной
и электробезопасности.

          VIII. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ И КОНТРОЛЬ
                        ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ

     8.1. Организация управления
     Заказчиком Программы является Министерство образования Российской
Федерации.   Выполнение   Программы   предполагается   осуществить  во
взаимодействии   с   МЧС   России,   Госстроем   России   и   органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
     Минобразование  России,  МЧС  России  и Госстрой России заключают
между   собой  рамочное  соглашение  о  сотрудничестве  по  выполнению
Программы  Минобразования  России  на  2004  - 2007 годы "Безопасность
образовательного учреждения".
     Для   реализации   Программы   будут   заключаться  двухсторонние
соглашения  между Минобразованием России и администрациями регионов по
согласованию  с  региональными  управлениями  МЧС  России  и  Госстроя
России.
     Управление   Программой  осуществляет  Минобразование  России  во
взаимодействии   с   МЧС   России,   Госстроем   России   и   органами
исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации через совет и
рабочую группу Программы.
     Совет  Программы  формируется  из  представителей  Минобразования
России,  МЧС  России,  Госстроя  России, органов исполнительной власти
субъектов   Российской   Федерации   и  других  основных  исполнителей
Программы.
     Состав  совета  Программы  утверждается  приказом  Минобразования
России.
     Совет  Программы  возглавляет  председатель - Министр образования
Российской Федерации или его первый заместитель.
     Совет Программы:
     определяет   политику   в  области  безопасности  образовательных
учреждений, главные приоритеты и общую стратегию Программы;
     принимает решения по управлению Программой;
     не  реже  1  раза в полугодие рассматривает результаты выполнения
Программы и принимает решения по ее дальнейшему финансированию;
     проводит   работу   по   привлечению   дополнительных  источников
финансирования.
     Подготовка заседаний совета проводится рабочей группой Программы.
     Оперативное  управление  Программой  осуществляет  рабочая группа
Программы.
     Рабочая  группа  Программы  возглавляется заместителем Министра и
включает   в   свой  состав  руководителей  структурных  подразделений
Минобразования   России,   представителей  федеральных  министерств  и
ведомств,  заинтересованных  в реализации Программы, и других основных
исполнителей Программы.
     Рабочая группа Программы:
     в своей работе руководствуется решениями совета Программы;
     осуществляет организационное сопровождение Программы в целом;
     разрабатывает  совместные  предложения  Минобразования  России  и
участников  (исполнителей)  Программы в рамках соглашений по включению
мероприятий, корректировке и реализации Программы;
     обеспечивает  выполнение  относящихся к ее компетенции требований
настоящей Программы и решений совета Программы.
     Министерство  образования Российской Федерации проводит следующую
работу в 2004 году по реализации Программы:
     разрабатывает  конкурсную  документацию,  организует  и  проводит
конкурсы  на закупку и поставку противопожарного оборудования, средств
защиты  и  пожаротушения для специальных коррекционных образовательных
учреждений  в  соответствии  с  нормативами  (перечнями),  а также для
образовательных  учреждений с круглосуточным пребыванием обучающихся и
воспитанников   (школ-интернатов  общего  типа  и  детских  домов)  на
условиях  софинансирования  из  бюджетов органов исполнительной власти
Российской Федерации;
     заключает  договоры  с  организациями  -  победителями конкурса и
финансирует  их  в  установленном порядке за поставку соответствующего
оборудования;
     разрабатывает     нормативы     (спецификации)    по    оснащению
противопожарным  оборудованием,  средствами защиты и пожаротушения для
специальных  коррекционных образовательных учреждений, школ-интернатов
общего типа и детских домов;
     разрабатывает  отраслевую  нормативную  правовую  и  методическую
документацию по пожарной безопасности;
     создает   региональные   центры   безопасности   образовательного
учреждения;
     организует   обучение,   повышение   квалификации,  подготовку  и
профессиональную переподготовку кадров по пожарной безопасности.
     Органы   исполнительной   власти  субъекта  Российской  Федерации
проводят следующую работу в 2004 году по реализации Программы:
     разрабатывают  и  утверждают региональную программу "Безопасность
образовательного учреждения";
     выделяют из бюджета средства на реализацию региональной программы
"Безопасность образовательного учреждения";
     принимают   участие   в   реализации   мероприятий  по  оснащению
противопожарным   оборудованием,  средствами  защиты  и  пожаротушения
школ-интернатов    общего   типа   и   детских   домов   на   условиях
софинансирования (50% на 50%) из регионального бюджета;
     участвуют  в  реализации мероприятий по оснащению противопожарным
оборудованием,   средствами   защиты   и   пожаротушения   специальных
коррекционных    образовательных    учреждений    за    счет   средств
Минобразования России;
     организуют  обучение  в  образовательных учреждениях сотрудников,
обучающихся и воспитанников по пожарной безопасности;
     проводят  расширенные заседания с участием представителей местных
органов  Государственной  противопожарной  службы  МЧС России, органов
управления  образованием всех уровней и других организаций о состоянии
безопасности образовательных учреждений региона;
     организуют  работу по обследованию технического состояния зданий,
сооружений  и инженерных систем образовательных учреждений региона, их
паспортизации  и подготовке экспертного заключения по оценке пожарной,
электрической и конструктивной безопасности;
     обеспечивают    проектной    документацией,    согласованной    с
территориальными  органами  МЧС  России и Госстроя России, на монтаж в
образовательных    учреждениях    противопожарного    оборудования   в
соответствии с установленными нормативами;
     определяют  организацию  для  координации  работы  по  поставке и
монтажу  противопожарного  оборудования  в  конкретные образовательные
учреждения региона;
     финансируют  и  организуют  выполнение  работ  по противопожарной
обработке  чердачных  перекрытий,  оконных  и дверных проемов и защиты
путей   эвакуации  несгораемой  отделкой,  а  также  замену  аварийных
электросетей в образовательных учреждениях.
     Организации-исполнители  определяются  на  конкурсной основе. Они
обеспечивают:
     выполнение работ по проекту (проектам), финансируемому из средств
Программы,  на высоком научно-техническом уровне в установленные сроки
и в рамках имеющейся у них лицензии;
     целевое  расходование  выделенных средств, осуществляют их учет и
финансовую отчетность;
     своевременное   направление  в  Минобразование  России  и  органы
исполнительной   власти   субъектов   Российской   Федерации  отчетных
материалов;
     участие  в  рекламно-информационной  деятельности,  проводимой  в
рамках  Программы,  предоставляя  необходимую  информацию, выставочные
экспонаты, а при необходимости и финансовые средства для рекламы.

               IX. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
              МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ НА 2004 - 2007 ГОДЫ
              "БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"

     Программа     реализуется     как    комплекс    организационных,
научно-методических    и   технических   мероприятий,   обеспечивающих
достижение   поставленной   цели,   а   именно   повышение   пожарной,
электрической  и  конструктивной  безопасности  зданий,  сооружений  и
инженерных  систем  образовательных  учреждениях  всех типов и видов в
Российской  Федерации  на  основе использования современных достижений
науки   и   техники   в   этой  области  и  привлечения  отечественной
производственной базы.
     Мероприятия   Программы  определены  на  основе  предварительного
анализа состояния пожарной безопасности в образовательных учреждениях.
     Основное  внимание  при  разработке Программы уделено минимизации
затрат   на  достижение  социального  и  экономического  эффектов  при
осуществлении программных мероприятий.

     1. Организационное обеспечение реализации Программы

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| N   | Мероприятия             | Финансовые                   | Источник      | Сроки        | Исполнитель           |
| п/п |                         | затраты, млн.                | финансирования| проведения   |                       |
|     |                         | руб.                         |               | работ        |                       |
|     |                         |------------------------------|               |              |                       |
|     |                         | 2004 |  2005 |  2006 |  2007 |               |              |                       |
|-----|-------------------------|------|-------|-------|-------|---------------|--------------|-----------------------|
| 1   | 2                       | 3    |  4    |  5    |  6    |  7            |  8           | 9                     |
|-----|-------------------------|------|-------|-------|-------|---------------|--------------|-----------------------|
| 1.  | Заключение рамочных     | -    |  -    |  -    |  -    |               |  I кв.       | Минобразование        |
|     | соглашений о            |      |       |       |       |               | 2004         | России, МЧС России,   |
|     | сотрудничестве по       |      |       |       |       |               | г.           | Госстрой России       |
|     | выполнению Программы    |      |       |       |       |               |              |                       |
|     | Минобразования России с |      |       |       |       |               |              |                       |
|     | МЧС России и Госстроем  |      |       |       |       |               |              |                       |
|     | России                  |      |       |       |       |               |              |                       |
|-----|-------------------------|------|-------|-------|-------|---------------|--------------|-----------------------|
| 2.  | Заключение              | -    |  -    |  -    |  -    |               |  I кв.       | Минобразование        |
|     | двухсторонних           |      |       |       |       |               | 2004         | России, органы        |
|     | соглашений между        |      |       |       |       |               | г.           | исполнительной власти |
|     | Минобразованием России, |      |       |       |       |               |              | субъектов Российской  |
|     | органами исполнительной |      |       |       |       |               |              | Федерации и местного  |
|     | власти субъектов        |      |       |       |       |               |              | самоуправления        |
|     | Российской Федерации и  |      |       |       |       |               |              |                       |
|     | местного самоуправления |      |       |       |       |               |              |                       |
|     | по выполнению Программы |      |       |       |       |               |              |                       |
|-----|-------------------------|------|-------|-------|-------|---------------|--------------|-----------------------|
| 3.  | Создание и оснащение    | 30   |  20   |  10   |       | Внебюджетные  |  2004        | Минобразование России |
|     | региональных центров по |      |       |       |       | средства      | -            | и образовательные     |
|     | обеспечению             |      |       |       |       | вузов         | 2007         | учреждения            |
|     | безопасности на базе    |      |       |       |       |               | гг.          |                       |
|     | образовательных         |      |       |       |       |               |              |                       |
|     | учреждений (15          |      |       |       |       |               |              |                       |
|     | региональных центров в  |      |       |       |       |               |              |                       |
|     | 2004 г.)                |      |       |       |       |               |              |                       |
|-----|-------------------------|------|-------|-------|-------|---------------|--------------|-----------------------|
| 4.  | Проведение              | -    |  -    |  -    |  -    |               |  I кв.       | Минобразование России |
|     | организационных         |      |       |       |       |               | 2004         |                       |
|     | мероприятий по          |      |       |       |       |               | г.           |                       |
|     | определению             |      |       |       |       |               |              |                       |
|     | региональных центров и  |      |       |       |       |               |              |                       |
|     | формированию головных   |      |       |       |       |               |              |                       |
|     | организаций и           |      |       |       |       |               |              |                       |
|     | научнотехнических       |      |       |       |       |               |              |                       |
|     | советов по разделам     |      |       |       |       |               |              |                       |
|     | Программы               |      |       |       |       |               |              |                       |
|-----|-------------------------|------|-------|-------|-------|---------------|--------------|-----------------------|
| 5.  | Разработка, принятие и  | -    |  -    |  -    |  -    | Бюджеты       |  IV          | Органы исполнительной |
|     | финансирование          |      |       |       |       | субъектов     | кв.          | власти субъектов      |
|     | региональных целевых    |      |       |       |       | Российской    | 2003         | Российской Федерации  |
|     | программ по обеспечению |      |       |       |       | Федерации     | г.           | и местного            |
|     | пожарной безопасности   |      |       |       |       |               |              | самоуправления        |
|     | образовательных         |      |       |       |       |               |              |                       |
|     | учреждений субъектов    |      |       |       |       |               |              |                       |
|     | Российской Федерации и  |      |       |       |       |               |              |                       |
|     | органов местного        |      |       |       |       |               |              |                       |
|     | самоуправления          |      |       |       |       |               |              |                       |
|-----|-------------------------|------|-------|-------|-------|---------------|--------------|-----------------------|
| 6.  | Организация работ по    | -    |  -    |  -    |  -    |               |  2004        | Минобразование        |
|     | обследованию            |      |       |       |       |               | -            | России, органы        |
|     | технического состояния  |      |       |       |       |               | 2007         | управления            |
|     | зданий, сооружений и    |      |       |       |       |               | гг.          | образованием          |
|     | инженерных систем       |      |       |       |       |               |              | субъектов Российской  |
|     | образовательных         |      |       |       |       |               |              | Федерации,            |
|     | учреждений, их          |      |       |       |       |               |              | территориальные       |
|     | паспортизации, оценке   |      |       |       |       |               |              | органы Госстроя       |
|     | пожарной, электрической |      |       |       |       |               |              | России                |
|     | и конструкционной       |      |       |       |       |               |              |                       |
|     | безопасности и          |      |       |       |       |               |              |                       |
|     | разработка рекомендаций |      |       |       |       |               |              |                       |
|     | по ее повышению до      |      |       |       |       |               |              |                       |
|     | требований существующих |      |       |       |       |               |              |                       |
|     | норм и правил           |      |       |       |       |               |              |                       |
|-----|-------------------------|------|-------|-------|-------|---------------|--------------|-----------------------|
| 7.  | Определение на          | -    |  -    |  -    |  -    |               |  2004        | Минобразование России |
|     | конкурсной основе       |      |       |       |       |               | -            |                       |
|     | организаций и           |      |       |       |       |               | 2007         |                       |
|     | предприятий по поставке |      |       |       |       |               | гг.          |                       |
|     | оборудования и средств  |      |       |       |       |               |              |                       |
|     | обеспечения             |      |       |       |       |               |              |                       |
|     | безопасности, их        |      |       |       |       |               |              |                       |
|     | монтажу, наладке и      |      |       |       |       |               |              |                       |
|     | сервисному обслуживанию |      |       |       |       |               |              |                       |

Страницы: 1  2  


Оглавление