ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ 22 сентября 2004 г. N 05-1-05/501 (Д) Министерство Российской Федерации по налогам и сборам сообщает следующее. В соответствии с пунктом 2 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению единым социальным налогом выплаты работникам организаций, финансируемых за счет средств бюджетов, не превышающие 2 000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период по каждому из следующих оснований: суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту; суммы возмещения (оплата) работодателями своим бывшим работникам (пенсионерам по возрасту и (или) инвалидам) и (или) членам их семей стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом. Статьей 11 Кодекса определено понятие "бюджеты (бюджет)", которое применяется в следующем значении: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты), бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты). Под понятием "внебюджетные фонды" понимаются: государственные внебюджетные фонды, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством. Тем самым, в целях налогообложения, Кодексом проводится разграничение между понятиями "средства бюджетов" и "средства бюджетов государственных внебюджетных фондов". Кроме этого, пунктом 4 статьи 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации четко определено, что "...средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации", т.е. и данным Кодексом проводится разграничение между понятиями "средства бюджетов" и "средства бюджетов государственных внебюджетных фондов". В связи с изложенным считаем, что действие нормы пункта 2 статьи 238 Кодекса не распространяется на выплаты, производимые в пользу работников органов государственных внебюджетных фондов, в частности, Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР). При рассмотрении подобных дел в арбитражных судах налоговым органам следует аргументировать свою позицию ссылками на положения Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1, касающимися формирования средств ПФР (пункт 4), а также структурой доходной и расходной частей бюджета ПФР на соответствующий год, в части финансирования денежного содержания аппарата Фонда за счет внебюджетных источников. Также следует обращать внимание судов на то, что средства, поступающие в доход ПФР на основании статьи 2 Федеральных законов от 08.08.2001 N 125-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2001 год" и от 29.05.2002 N 61-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2002 год" из федерального бюджета, передаются ПФР в соответствии с законодательством Российской Федерации по строго целевому назначению для выплаты пенсий и пособий. Аналогичная норма установлена статьей 1 Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год", согласно которой в доходы федерального бюджета на 2004 год зачисляются поступления единого социального налога, направляемые в бюджет ПФР на выплату базовой части трудовой пенсии. Средства, поступившие в ПФР из федерального бюджета, не должны расходоваться на содержание органов ПФР. Налоговым органам необходимо также доказывать, что средства на выплаты, предусмотренные пунктом 2 статьи 238 Кодекса, у органов ПФР не являются средствами бюджета, что исходя из текста Постановления Президиума ВАС РФ от 01.06.2004 N 394/04 не было предметом рассмотрения. Б.М.КОРОЛЬ 22 сентября 2004 г. N 05-1-05/501 |