ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 9 июля 2004 г. N 03-03-05/1/70 (ФР 04-33) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее. Согласно пп. 22 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении объекта налогообложения по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налогоплательщики, избравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, полученные доходы уменьшают в том числе на суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Однако при определении расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по единому налогу, следует учитывать, что сумма единого налога к расходам не относится. Аналогичное положение содержится в гл. 25 "Налог на прибыль организаций". Так, согласно п. 4 ст. 270 Кодекса к расходам в целях налогообложения прибыли организаций не относятся расходы в виде суммы налога. Хотя в гл. 26.2 Кодекса прямого указания о невключении суммы единого налога в состав расходов нет и перечень затрат, которые могут быть приняты в целях гл. 26.2 Кодекса, является закрытым, расходы, поименованные в ст. 270 Кодекса, не могут быть приняты к уменьшению налоговой базы и при упрощенной системе налогообложения. Что касается вопроса отнесения к расходам, уменьшающим полученные доходы при применении упрощенной системы налогообложения, сбора за негативное воздействие на окружающую среду, сообщаем, что этот сбор уплачивается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия". Согласно п. 2 ст. 1 Кодекса Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации. Перечень налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, установлен ст.ст. 13, 14 и 15 Кодекса. Плата за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия не входит в систему налогов и сборов Российской Федерации, так как она не содержится в перечне, представленном в вышеназванных статьях Кодекса. К аналогичному выводу пришел Конституционный Суд Российской Федерации, который определил, что плата за загрязнение окружающей природной среды является неналоговым платежом (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О), в связи с чем относить эту плату к расходам в целях гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса как суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, нельзя. При этом сообщаем, что согласно пп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 Кодекса при определении объекта налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы в том числе на материальные расходы, которые принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 Кодекса. Так, согласно пп. 7 п. 1 ст. 254 Кодекса к материальным расходам относятся в том числе платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок), устанавливает порядок определения платы за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов и платы за сверхлимитное загрязнение окружающей среды. Причем п. 6 указанного Порядка определяет, что в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Таким образом, в случае если налогоплательщик не имеет разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов, плата за негативное воздействие на окружающую среду к расходам в целях гл. 26.2 Кодекса отнесена быть не может. Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ А.И. Иванеев 9 июля 2004 г. N 03-03-05/1/70 |