О КОНЦЕПЦИИ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ "О ТАКСИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ". Постановление. Правительство Москвы. 28.09.04 667-ПП

                   О КОНЦЕПЦИИ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ
                      "О ТАКСИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ"

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

                         28 сентября 2004 г.
                               N 667-ПП

                                (ПРМ)


     В целях  формирования  правовых  и  организационных   основ   для
наиболее  полного  удовлетворения потребностей жителей и гостей города
Москвы в качественных и безопасных услугах такси и  в  соответствии  с
постановлениями  Правительства  Москвы  от  03.06.2003  N  425-ПП  "Об
основных  направлениях  развития  таксомоторных  перевозок  в   городе
Москве"   и   от  12.09.2000  N  726  "О  мерах  по  совершенствованию
законопроектной  работы  в  органах  исполнительной   власти   города"
Правительство Москвы постановляет:
     1. Одобрить Концепцию закона города  Москвы  "О  такси  в  городе
Москве" (приложение).
     2. Департаменту транспорта и связи города Москвы:
     2.1. В IV квартале 2004 года внести на рассмотрение Правительства
Москвы проект закона города Москвы "О такси в городе Москве".
     2.2. В  IV квартале 2005 года подготовить в установленном порядке
предложения по внесению изменений  в  федеральное  законодательство  в
области регулирования деятельности такси.
     3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить  на
первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Аксенова П.Н.

Мэр Москвы
                                                            Ю.М.Лужков
28 сентября 2004 г.
N 667-ПП
  
  
                                                            Приложение

                                  к постановлению Правительства Москвы
                                              от 28 сентября 2004 года
                                                              N 667-ПП

                              КОНЦЕПЦИЯ
            закона города Москвы "О такси в городе Москве"

                               Введение

     Разработка Концепции  закона  города  Москвы  "О  такси  в городе
Москве"   обусловлена   фактическим    отсутствием    в    федеральном
законодательстве    целостного    правового   регулирования   вопросов
таксомоторных перевозок.  В нем содержатся  лишь  фрагментарные  и  не
полностью  соответствующие  друг  другу  положения,  которые  не  дают
возможность участникам таксомоторных перевозок  действовать  в  четком
правовом  поле и,  тем самым,  создает возможности для некачественного
оказания такого рода услуг.
     Федеральный закон   от  08.08.2001  N  128-ФЗ  "О  лицензировании
отдельных видов деятельности",  определяющий лицензирование  перевозки
пассажиров   легковым   автотранспортом  на  коммерческой  основе,  не
обеспечивает эффективного контроля  осуществления  предпринимательской
деятельности в области таксомоторных перевозок, а также взаимодействие
различных  ведомств  при  осуществлении  контроля.  Кодекс  Российской
Федерации  об  административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ
не дает действенных рычагов для борьбы с  нелегальным  извозом.  Закон
Российской   Федерации   от   26.06.91  N  1488-1  "Об  инвестиционной
деятельности в РСФСР" не устанавливает механизмов  поддержки  органами
государственной   власти   и   местного  самоуправления  инвестиций  в
соответствующие  транспортные  предприятия,  а  также   субсидирование
лизинговых  и  кредитных  схем перевозчиков,  обеспечивающих повышение
качества обслуживания населения.
     В Москве,  в свою очередь, уже действует целый ряд правовых актов
в области регулирования таксомоторных перевозок. Однако в связи с тем,
что они не носят комплексного характера, возникла острая потребность в
принятии закона,  который восполнил бы существующий пробел в  правовом
поле в области таксомоторных перевозок.
     Принятие подобного законодательного акта находится в  компетенции
города  Москвы,  поскольку он будет затрагивать вопросы транспортного,
экологического, административного законодательства.
     В связи  с  изложенным,  наиболее эффективным способом устранения
имеющихся недостатков правового регулирования в области  таксомоторных
перевозок  в  городе  Москве является разработка проекта предлагаемого
закона города Москвы,  определяющего единые  подходы  и  требования  к
деятельности этого вида перевозок.
     Представленная Концепция закона города Москвы "О такси  в  городе
Москве"  содержит  основные  позиции и положения,  которые найдут свое
воплощение  и  развитие  в  тексте  проекта  закона,   будут   в   нем
детализированы,  расширены и наполнены смысловым содержанием. В законе
будут сформулированы  основные  термины  и  понятия,  применяемые  при
осуществлении таксомоторной деятельности.
     Такси (таксомотор) - легковой автомобиль  категории  М1,  имеющий
соответствующие   отличительные   знаки   обслуживания,  оборудованный
таксометром и предназначенный для  перевозки  пассажиров  и  багажа  в
порядке индивидуального пользования.
     Таксомоторная перевозка     -      перевозка,      осуществляемая
автомобилем-такси    по    маршруту,   предлагаемому   пассажиром   по
километровому или временному тарифу.
     Тариф -  установленная  величина  оплаты  перевозки  пассажиров и
багажа на единицу расстояния или времени поездки.
     Таксомоторная деятельность - комплекс работ и услуг,  связанных с
подготовкой,  организацией и  осуществлением  таксомоторных  перевозок
людей и багажа.

                         Сложившаяся ситуация
             в области деятельности такси в городе Москве

     В период плановой  экономики  вопросы  организации  таксомоторных
перевозок  решались,  в  основном,  в  административном  порядке путем
принятия соответствующих отраслевых документов.
     В настоящее    время    таксомоторные    перевозки    выполняются
предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм и
различного   ведомственного   подчинения,  а  функции  лицензирования,
надзора  и  контроля  в   области   перевозок   пассажиров   легковыми
автомобилями на коммерческой основе, сертификации транспортных средств
и   услуг   перевозчика   распределены   между   различными   уровнями
государственной власти.
     К нерешенным вопросам в  данной  области  следует  также  отнести
отсутствие   терминов,   которые   могли   бы  быть  использованы  для
регламентации   данного   вида   деятельности.   Отсутствует   система
подготовки   и   аттестации   кадров.   В  настоящее  время  в  Москве
обслуживание населения на основании полученных в установленном порядке
лицензий осуществляют около 3 000 автомобилей - таксомоторов,  которые
принадлежат      предприятиям      и      организациям       различных
организационно-правовых форм, а также индивидуальным предпринимателям.
     В то же  время  растет  число  владельцев  транспортных  средств,
выполняющих  перевозки пассажиров без оформления лицензий на перевозку
пассажиров легковыми автомобилями,  без правил и тарифов,  без  уплаты
налогов  в городской бюджет.  Отсутствие единого порядка осуществления
перевозок влечет за  собой  некачественное  оказание  услуг  в  данной
сфере.
     Анализ зарубежной    практики     показал,     что     отсутствие
государственного  регулирования  данной  отрасли  в  различных странах
Европы не увенчалось  успехом  вследствие  проявления  неэффективности
рыночного   механизма  применительно  к  таксомоторным  перевозкам.  К
основным вопросам регулирования относятся:
     - требования при допуске к профессии перевозчиков такси;
     - допуск на рынок;
     - регулирование качества и безопасности сервиса;
     - регулирование тарифов;
     - требования к водителям такси.

        Цели разработки, социально-экономическая эффективность
       принятия закона города Москвы "О такси в городе Москве"

     Проект закона  города  Москвы   "О   такси   в   городе   Москве"
ориентирован на:
     - установление правовых  и  организационных  основ  для  наиболее
полного   удовлетворения  потребностей  жителей  и  гостей  столицы  в
качественных и безопасных услугах такси;
     - установление требований, направленных на обеспечение качества и
безопасности обслуживания пассажиров;
     - упорядочение отношений,  касающихся обеспечения качественного и
безопасного обслуживания  пассажиров,  между  органами  исполнительной
власти города и хозяйствующими субъектами,  действующими на территории
города  Москвы,  в  связи  с  отсутствием   правового   регулирования,
установленного законодательством Российской Федерации;
     - развитие    системы    взаимодействия    с    саморегулируемыми
организациями в сфере таксомоторных перевозок.
     Принятие закона города Москвы "О такси в городе Москве" позволит:
     - создать    равновесие   между   государственным   контролем   и
саморегулированием на основе  сочетания  административных  и  рыночных
механизмов регулирования таксомоторных перевозок;
     - установить особенности различных видов таксомоторных перевозок,
общие   требования  к  организации  таксомоторных  перевозок,  порядок
допуска   перевозчиков   к   осуществлению   деятельности   в    сфере
таксомоторных перевозок, общие требования к ним;
     - улучшить качество и  обеспечить  единые  нормы  безопасности  в
сфере таксомоторных перевозок;
     - установить   единство   системы   регулирования    деятельности
таксомоторных   перевозок   в  городе  Москве,  порядок  осуществления
контроля и надзора в сфере таксомоторных перевозок;
     - обеспечить  приоритет  в развитии таксомоторного транспорта как
альтернативы использованию личного транспорта для поездок по городу, с
целью снижения транспортной загрузки магистралей;
     - обеспечить  доступность  услуги  для  граждан  с   ограниченной
подвижностью;
     - снизить   уровень   незаконного   занятия   предпринимательской
деятельностью  в сфере таксомоторных перевозок,  что повлечет за собой
увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
     - привлечь   инвестиции  для  развития  таксомоторных  перевозок;
обеспечить сферу таксомоторных перевозок квалифицированными кадрами;
     - улучшить экологическую обстановку в городе Москве.
     Разрабатываемый проект   закона   даст   возможность   установить
дополнительные  требования  к  водителям  и  операторам  таксомоторных
перевозок, такие как:
     - требования  к  профессиональным  качествам  водителей  (стаж не
менее 3 лет, знание Москвы);
     - требования  к  транспортному  средству  (техническое состояние,
оборудование,  электронный  таксометр,  средства  связи  и  навигации,
внешний вид, срок эксплуатации);
     - экологические требования к автомобилям-такси;
     - требования   к  безопасности  (регулярный  медицинский  осмотр,
сезонные покрышки, ремни безопасности и т.д.);
     - требования  к  информированию пассажира (фирменное наименование
перевозчика,  юридический адрес,  телефон,  тариф за проезд,  визитная
карточка    водителя,   телефоны   органов   государственной   власти,
уполномоченных осуществлять  контроль  за  качеством  и  безопасностью
услуг);
     - требования    к    регистрации     автомобиля-такси     (желтые
государственные  номерные  знаки  в  соответствии  с  приказом  МВД  и
соответствующим ГОСТом).
     Для дальнейшего  развития  услуги  такси в городе,  проект закона
позволит  использовать  различные  формы   государственной   поддержки
легальных  перевозчиков.  Это касается использования городских стоянок
такси,  Единой  службы  заказа  такси,  преимущества  при   проведении
конкурсов    на   право   доверительного   управления   таксомоторными
предприятиями и т.д.
     Такая система   государственной   поддержки   позволит  вытеснить
нелегальных перевозчиков из этого сектора  транспортных  услуг,  и  не
административными,   а   экономическими   методами   регулировать  эти
процессы.
     В законопроекте  необходимо  также урегулировать виды контроля за
таксомоторными перевозками на территории  города  Москвы  в  указанных
выше  целях  (по  уровням - ведомственный и общественный контроль),  а
также порядок его осуществления.
     Отдельную статью (ряд статей) необходимо посвятить взаимодействию
контролирующих  органов  города  Москвы  с  федеральными,   специально
уполномоченными   органами   в  области,  связанной  с  регулированием
оказания услуг такси,  в том числе с правоохранительными  органами.  В
целях  реализации  соответствующих законодательных положений на уровне
правовых актов  будут  установлены  регламенты  проведения  совместных
проверок.
     Также в законопроекте следует урегулировать  вопросы  организации
информационного  обмена между органами,  контролирующими осуществление
таксомоторных перевозок.

       Структура закона города Москвы "О такси в городе Москве"

     В преамбуле  проекта  закона  будет  отражен  предмет   правового
регулирования и сфера его применения.

                     Глава 1. Общие положения

     Настоящая глава   посвящена   задачам   и   принципам   правового
регулирования деятельности в области таксомоторных перевозок,  а также
определит  круг  участников  процесса таксомоторных перевозок.  В этой
главе будут даны  термины  и  понятия  применительно  к  таксомоторным
перевозкам.

        Глава 2. Управление в области таксомоторных перевозок

     В главе   будут  отображены  полномочия  государственных  органов
власти,  роль саморегулируемых  организаций  в  области  таксомоторных
перевозок,  а  также  формы  государственной  поддержки  таксомоторных
перевозок.

            Глава 3. Осуществление таксомоторных перевозок
                     на территории города Москвы

     В настоящей главе предусматриваются требования к безопасности при
таксомоторных  перевозках  (включая   и   экологическую   безопасность
транспортных  средств),  к  организаторам  перевозок  и водителям,  их
непосредственно    осуществляющим.    Отдельными    статьями     будет
предусмотрено  проведение  тарифной  политики  в области таксомоторных
перевозок,  а  также  определены  задачи  регулирования  таксомоторных
перевозок.

               Глава 4. Ответственность за несоблюдение
                          настоящего закона

     В связи   с   установлением   требований   глава  предусматривает
административную ответственность в пределах компетенции города  Москвы
за  нарушение  требований  безопасности  транспорта  при осуществлении
таксомоторных перевозок,  за  нарушение  требований,  предъявляемых  к
водителям, осуществляющим таксомоторные перевозки.

            Глава 5. Заключительные и переходные положения

     В настоящей  главе  в  соответствии  с  юридическими требованиями
содержатся положения о вступлении в  силу  закона  и  приведении  ряда
правовых  актов  города  Москвы  в  соответствие с настоящим законом и
порядок их применения.