О КОНЦЕПЦИИ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ "О ТАКСИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ" ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 28 сентября 2004 г. N 667-ПП (ПРМ) В целях формирования правовых и организационных основ для наиболее полного удовлетворения потребностей жителей и гостей города Москвы в качественных и безопасных услугах такси и в соответствии с постановлениями Правительства Москвы от 03.06.2003 N 425-ПП "Об основных направлениях развития таксомоторных перевозок в городе Москве" и от 12.09.2000 N 726 "О мерах по совершенствованию законопроектной работы в органах исполнительной власти города" Правительство Москвы постановляет: 1. Одобрить Концепцию закона города Москвы "О такси в городе Москве" (приложение). 2. Департаменту транспорта и связи города Москвы: 2.1. В IV квартале 2004 года внести на рассмотрение Правительства Москвы проект закона города Москвы "О такси в городе Москве". 2.2. В IV квартале 2005 года подготовить в установленном порядке предложения по внесению изменений в федеральное законодательство в области регулирования деятельности такси. 3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Аксенова П.Н. Мэр Москвы Ю.М.Лужков 28 сентября 2004 г. N 667-ПП Приложение к постановлению Правительства Москвы от 28 сентября 2004 года N 667-ПП КОНЦЕПЦИЯ закона города Москвы "О такси в городе Москве" Введение Разработка Концепции закона города Москвы "О такси в городе Москве" обусловлена фактическим отсутствием в федеральном законодательстве целостного правового регулирования вопросов таксомоторных перевозок. В нем содержатся лишь фрагментарные и не полностью соответствующие друг другу положения, которые не дают возможность участникам таксомоторных перевозок действовать в четком правовом поле и, тем самым, создает возможности для некачественного оказания такого рода услуг. Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", определяющий лицензирование перевозки пассажиров легковым автотранспортом на коммерческой основе, не обеспечивает эффективного контроля осуществления предпринимательской деятельности в области таксомоторных перевозок, а также взаимодействие различных ведомств при осуществлении контроля. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ не дает действенных рычагов для борьбы с нелегальным извозом. Закон Российской Федерации от 26.06.91 N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" не устанавливает механизмов поддержки органами государственной власти и местного самоуправления инвестиций в соответствующие транспортные предприятия, а также субсидирование лизинговых и кредитных схем перевозчиков, обеспечивающих повышение качества обслуживания населения. В Москве, в свою очередь, уже действует целый ряд правовых актов в области регулирования таксомоторных перевозок. Однако в связи с тем, что они не носят комплексного характера, возникла острая потребность в принятии закона, который восполнил бы существующий пробел в правовом поле в области таксомоторных перевозок. Принятие подобного законодательного акта находится в компетенции города Москвы, поскольку он будет затрагивать вопросы транспортного, экологического, административного законодательства. В связи с изложенным, наиболее эффективным способом устранения имеющихся недостатков правового регулирования в области таксомоторных перевозок в городе Москве является разработка проекта предлагаемого закона города Москвы, определяющего единые подходы и требования к деятельности этого вида перевозок. Представленная Концепция закона города Москвы "О такси в городе Москве" содержит основные позиции и положения, которые найдут свое воплощение и развитие в тексте проекта закона, будут в нем детализированы, расширены и наполнены смысловым содержанием. В законе будут сформулированы основные термины и понятия, применяемые при осуществлении таксомоторной деятельности. Такси (таксомотор) - легковой автомобиль категории М1, имеющий соответствующие отличительные знаки обслуживания, оборудованный таксометром и предназначенный для перевозки пассажиров и багажа в порядке индивидуального пользования. Таксомоторная перевозка - перевозка, осуществляемая автомобилем-такси по маршруту, предлагаемому пассажиром по километровому или временному тарифу. Тариф - установленная величина оплаты перевозки пассажиров и багажа на единицу расстояния или времени поездки. Таксомоторная деятельность - комплекс работ и услуг, связанных с подготовкой, организацией и осуществлением таксомоторных перевозок людей и багажа. Сложившаяся ситуация в области деятельности такси в городе Москве В период плановой экономики вопросы организации таксомоторных перевозок решались, в основном, в административном порядке путем принятия соответствующих отраслевых документов. В настоящее время таксомоторные перевозки выполняются предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм и различного ведомственного подчинения, а функции лицензирования, надзора и контроля в области перевозок пассажиров легковыми автомобилями на коммерческой основе, сертификации транспортных средств и услуг перевозчика распределены между различными уровнями государственной власти. К нерешенным вопросам в данной области следует также отнести отсутствие терминов, которые могли бы быть использованы для регламентации данного вида деятельности. Отсутствует система подготовки и аттестации кадров. В настоящее время в Москве обслуживание населения на основании полученных в установленном порядке лицензий осуществляют около 3 000 автомобилей - таксомоторов, которые принадлежат предприятиям и организациям различных организационно-правовых форм, а также индивидуальным предпринимателям. В то же время растет число владельцев транспортных средств, выполняющих перевозки пассажиров без оформления лицензий на перевозку пассажиров легковыми автомобилями, без правил и тарифов, без уплаты налогов в городской бюджет. Отсутствие единого порядка осуществления перевозок влечет за собой некачественное оказание услуг в данной сфере. Анализ зарубежной практики показал, что отсутствие государственного регулирования данной отрасли в различных странах Европы не увенчалось успехом вследствие проявления неэффективности рыночного механизма применительно к таксомоторным перевозкам. К основным вопросам регулирования относятся: - требования при допуске к профессии перевозчиков такси; - допуск на рынок; - регулирование качества и безопасности сервиса; - регулирование тарифов; - требования к водителям такси. Цели разработки, социально-экономическая эффективность принятия закона города Москвы "О такси в городе Москве" Проект закона города Москвы "О такси в городе Москве" ориентирован на: - установление правовых и организационных основ для наиболее полного удовлетворения потребностей жителей и гостей столицы в качественных и безопасных услугах такси; - установление требований, направленных на обеспечение качества и безопасности обслуживания пассажиров; - упорядочение отношений, касающихся обеспечения качественного и безопасного обслуживания пассажиров, между органами исполнительной власти города и хозяйствующими субъектами, действующими на территории города Москвы, в связи с отсутствием правового регулирования, установленного законодательством Российской Федерации; - развитие системы взаимодействия с саморегулируемыми организациями в сфере таксомоторных перевозок. Принятие закона города Москвы "О такси в городе Москве" позволит: - создать равновесие между государственным контролем и саморегулированием на основе сочетания административных и рыночных механизмов регулирования таксомоторных перевозок; - установить особенности различных видов таксомоторных перевозок, общие требования к организации таксомоторных перевозок, порядок допуска перевозчиков к осуществлению деятельности в сфере таксомоторных перевозок, общие требования к ним; - улучшить качество и обеспечить единые нормы безопасности в сфере таксомоторных перевозок; - установить единство системы регулирования деятельности таксомоторных перевозок в городе Москве, порядок осуществления контроля и надзора в сфере таксомоторных перевозок; - обеспечить приоритет в развитии таксомоторного транспорта как альтернативы использованию личного транспорта для поездок по городу, с целью снижения транспортной загрузки магистралей; - обеспечить доступность услуги для граждан с ограниченной подвижностью; - снизить уровень незаконного занятия предпринимательской деятельностью в сфере таксомоторных перевозок, что повлечет за собой увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней; - привлечь инвестиции для развития таксомоторных перевозок; обеспечить сферу таксомоторных перевозок квалифицированными кадрами; - улучшить экологическую обстановку в городе Москве. Разрабатываемый проект закона даст возможность установить дополнительные требования к водителям и операторам таксомоторных перевозок, такие как: - требования к профессиональным качествам водителей (стаж не менее 3 лет, знание Москвы); - требования к транспортному средству (техническое состояние, оборудование, электронный таксометр, средства связи и навигации, внешний вид, срок эксплуатации); - экологические требования к автомобилям-такси; - требования к безопасности (регулярный медицинский осмотр, сезонные покрышки, ремни безопасности и т.д.); - требования к информированию пассажира (фирменное наименование перевозчика, юридический адрес, телефон, тариф за проезд, визитная карточка водителя, телефоны органов государственной власти, уполномоченных осуществлять контроль за качеством и безопасностью услуг); - требования к регистрации автомобиля-такси (желтые государственные номерные знаки в соответствии с приказом МВД и соответствующим ГОСТом). Для дальнейшего развития услуги такси в городе, проект закона позволит использовать различные формы государственной поддержки легальных перевозчиков. Это касается использования городских стоянок такси, Единой службы заказа такси, преимущества при проведении конкурсов на право доверительного управления таксомоторными предприятиями и т.д. Такая система государственной поддержки позволит вытеснить нелегальных перевозчиков из этого сектора транспортных услуг, и не административными, а экономическими методами регулировать эти процессы. В законопроекте необходимо также урегулировать виды контроля за таксомоторными перевозками на территории города Москвы в указанных выше целях (по уровням - ведомственный и общественный контроль), а также порядок его осуществления. Отдельную статью (ряд статей) необходимо посвятить взаимодействию контролирующих органов города Москвы с федеральными, специально уполномоченными органами в области, связанной с регулированием оказания услуг такси, в том числе с правоохранительными органами. В целях реализации соответствующих законодательных положений на уровне правовых актов будут установлены регламенты проведения совместных проверок. Также в законопроекте следует урегулировать вопросы организации информационного обмена между органами, контролирующими осуществление таксомоторных перевозок. Структура закона города Москвы "О такси в городе Москве" В преамбуле проекта закона будет отражен предмет правового регулирования и сфера его применения. Глава 1. Общие положения Настоящая глава посвящена задачам и принципам правового регулирования деятельности в области таксомоторных перевозок, а также определит круг участников процесса таксомоторных перевозок. В этой главе будут даны термины и понятия применительно к таксомоторным перевозкам. Глава 2. Управление в области таксомоторных перевозок В главе будут отображены полномочия государственных органов власти, роль саморегулируемых организаций в области таксомоторных перевозок, а также формы государственной поддержки таксомоторных перевозок. Глава 3. Осуществление таксомоторных перевозок на территории города Москвы В настоящей главе предусматриваются требования к безопасности при таксомоторных перевозках (включая и экологическую безопасность транспортных средств), к организаторам перевозок и водителям, их непосредственно осуществляющим. Отдельными статьями будет предусмотрено проведение тарифной политики в области таксомоторных перевозок, а также определены задачи регулирования таксомоторных перевозок. Глава 4. Ответственность за несоблюдение настоящего закона В связи с установлением требований глава предусматривает административную ответственность в пределах компетенции города Москвы за нарушение требований безопасности транспорта при осуществлении таксомоторных перевозок, за нарушение требований, предъявляемых к водителям, осуществляющим таксомоторные перевозки. Глава 5. Заключительные и переходные положения В настоящей главе в соответствии с юридическими требованиями содержатся положения о вступлении в силу закона и приведении ряда правовых актов города Москвы в соответствие с настоящим законом и порядок их применения. |