О ПРАВЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ТРУДОВУЮ ПЕНСИЮ. Письмо. Пенсионный фонд РФ. 27.05.04 ГБ-25-25/5735

              О ПРАВЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ТРУДОВУЮ ПЕНСИЮ

                                ПИСЬМО

                          ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ

                            27 мая 2004 г.
                           N ГБ-25-25/5735

                                 (Д)


     Пенсионный  фонд  Российской  Федерации  в связи с обращениями по
вопросу о праве на трудовую пенсию военнослужащих и приравненных к ним
в пенсионном обеспечении лиц сообщает следующее.
     В  соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона N 166-ФЗ
"О  государственном  пенсионном  обеспечении  в  Российской Федерации"
(далее  - Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ) право на пенсию по
государственному   пенсионному   обеспечению   имеют,   в  том  числе,
военнослужащие.
     В   целях   данного   Федерального   закона  под  военнослужащими
понимаются  граждане,  проходившие военную службу в качестве офицеров,
прапорщиков,  мичманов  либо военную службу по контракту или призыву в
качестве  солдат,  матросов,  сержантов  и старшин в Вооруженных Силах
Российской  Федерации  и  Объединенных  Вооруженных  Силах Содружества
Независимых  Государств,  Федеральной  пограничной  службе  Российской
Федерации  и  органах  и  организациях  Пограничной  службы Российской
Федерации,   во   внутренних   войсках   Министерства  внутренних  дел
Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации,
федеральных  органах  правительственной  связи  и  информации, войсках
гражданской   обороны,   органах  федеральной  службы  безопасности  и
пограничных   войсках,  федеральных  органах  государственной  охраны,
органах   внешней   разведки  Российской  Федерации,  других  воинских
формированиях   Российской   Федерации,  созданных  в  соответствии  с
законодательством    Российской    Федерации,    лица    рядового    и
начальствующего  состава,  проходившие службу в органах внутренних дел
Российской    Федерации,   Государственной   противопожарной   службе,
прокурорские   работники,  сотрудники  таможенных  органов  Российской
Федерации,  сотрудники  налоговой  полиции,  органов  по  контролю  за
оборотом  наркотических  средств  и  психотропных  веществ, сотрудники
учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
     По  отношению  к  вышеперечисленным  категориям граждан положения
Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ носят обязательный характер
и  соответственно  распространяются на все правоотношения, возникающие
при  пенсионном обеспечении военнослужащих, в том числе по нормам иных
нормативных правовых актов.
     Согласно  пункту  1  статьи 8 Федерального закона от 15.12.2001 N
166-ФЗ  пенсия  за  выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим
(за  исключением  граждан,  проходивших  военную  службу  по призыву в
качестве  солдат,  матросов,  сержантов  и старшин) и пенсия по случаю
потери    кормильца   членам   их   семей   назначаются   в   порядке,
предусмотренном Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О
пенсионном  обеспечении  лиц,  проходивших  военную  службу,  службу в
органах   внутренних   дел,  Государственной  противопожарной  службе,
органах  по  контролю за оборотом наркотических средств и психотропных
веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы" (далее
- Закон от 12.02.1993 N 4468-1).
     В  соответствии  с  пунктом  2  статьи  3  Федерального закона от
15.12.2001 N 166-ФЗ гражданам, имеющим одновременно право на различные
пенсии   в  соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации,
устанавливается  одна  пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено
федеральным  законом.  При  этом право на одновременное получение двух
пенсий  имеет  ограниченный  круг лиц, нуждающихся в особой социальной
защите,   например:  инвалиды  вследствие  военной  травмы;  участники
Великой  Отечественной  войны;  родители  военнослужащих,  проходивших
военную  службу  по  призыву,  погибших (умерших) в период прохождения
военной  службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения
с военной службы; вдовы военнослужащих, погибших в войну с Финляндией,
Великую  Отечественную  войну,  войну с Японией, не вступившие в новый
брак.
     Федеральный  закон  от  17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в
Российской  Федерации"  (далее  -  Федеральный  закон  от 17.12.2001 N
173-ФЗ)  устанавливает  основания  возникновения  и порядок реализации
права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. При этом данный
Федеральный  закон  также предусматривает, что одновременное получение
трудовой  пенсии  (части трудовой пенсии) и пенсии по государственному
пенсионному  обеспечению  допускается  только в случаях, установленных
Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ.
     Реализация   права   на  пенсионное  обеспечение  военнослужащих,
которые  не  относятся к гражданам, имеющим право на две пенсии, может
осуществляться  по  их  выбору  либо на основании нормативных правовых
актов,  регулирующих  вопросы  пенсионного обеспечения военнослужащих,
либо  на  основании  Федерального  закона  от  17.12.2001  N 173-ФЗ "О
трудовых  пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон от 17.12.2001
N  173-ФЗ).  При  отказе бывшего военнослужащего от военной пенсии ему
может быть назначена трудовая пенсия, в том числе и с учетом страховых
взносов,  поступивших  на  финансирование ее страховой и накопительной
частей.
     Согласно  пункту  4  статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 N
166-ФЗ    предусмотренные   указанным   Федеральным   законом   пенсии
устанавливаются  и выплачиваются независимо от получения установленной
Федеральным   законом  от  17.12.2001  N  173-ФЗ  накопительной  части
трудовой  пенсии.  Учитывая  изложенное выше, данное правило относится
также  к  пенсиям,  установленным  в соответствии с Законом Российской
Федерации от 12.02.1993 N 4468-1.
     Данный  факт  обусловлен  особой  правовой природой накопительной
части  трудовой  пенсии. Страховые взносы, поступившие на обязательное
накопительное  финансирование трудовых пенсий, подлежат инвестированию
с  учетом  волеизъявления  застрахованных  лиц,  но  не расходуются на
выплату пенсий нынешним пенсионерам.
     Страховая   часть  трудовой  пенсии  носит  условно-накопительный
характер,  финансируется  по распределительному методу и базируется на
принципе  солидарности  поколений. Страховые взносы, поступившие в ПФР
на  страховую  часть  трудовой  пенсии, направляются на выплату пенсии
нынешним  пенсионерам,  и застрахованные лица не имеют права управлять
ими.
     Действующее   законодательство   не  предусматривает  возможности
назначения  страховой  части трудовой пенсии одновременно с пенсией по
государственному пенсионному обеспечению.
     На основании изложенного военные пенсионеры, получающие пенсию по
государственному пенсионному обеспечению, при уплате страховых взносов
на финансирование накопительной части трудовой пенсии и при соблюдении
иных  установленных  законодательством  условий наряду с установленной
пенсией  могут  приобрести  и реализовать право на накопительную часть
трудовой пенсии.

Председатель Правления
                                                           Г.Н.БАТАНОВ
27 мая 2004 г.
N ГБ-25-25/5735