О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЦ, ПРИБЫВШИХ НА МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ИЗ ГОСУДАРСТВ - РЕСПУБЛИК БЫВШЕГО СССР РАСПОРЯЖЕНИЕ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ 22 июня 2004 г. N 99р (Д) 1. Департаменту организации назначения и выплаты пенсии (Пудов А.Н.): осуществить с учетом прилагаемых Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (далее - Рекомендации), тематические проверки правильности назначения пенсий указанным лицам в территориальных органах ПФР; обобщить информацию о пенсионном обеспечении лиц, прибывших в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, представленную ОПФР по прилагаемой форме отчетности, в срок до 25 сентября 2004 г.; подготовить совместно с Бюджетным департаментом (Купина Л.Н.) информацию о количестве иностранных лиц и лиц без гражданства, объеме средств, направляемых на их пенсионное обеспечение, а также предложения по совершенствованию контроля за правомерностью назначения и выплаты пенсий указанным лицам. 2. Управляющим ОПФР: организовать и провести работу по сплошной проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, с учетом прилагаемых Рекомендаций в срок до 1 сентября 2004 г. (приложение 1); при необходимости по результатам проверки направить запросы в полномочные органы для подтверждения обоснованности выдачи документов о регистрации на территории Российской Федерации; представить информацию о результатах проведенной проверки пенсионных дел по прилагаемой форме отчетности в Департамент организации назначения и выплаты пенсий до 10 сентября 2004 г. (приложение 2). 3. Управлению безопасности, защиты информации и внутреннего контроля (Водолазский В.В.) организовать работу по проверке документов в соответствии с пунктом 16 Рекомендаций. 4. Ревизионной комиссии ПФР (Белистов И.П.) при осуществлении ревизий деятельности территориальных органов ПФР производить текущую проверку пенсионных дел лиц, прибывших в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР. 5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителей Председателя Правления ПФР Чижик Л.И. и Донцова С.Е. Председатель Г.БАТАНОВ 22 июня 2004 г. N 99р Приложение 1 к распоряжению Правления ПФР от 22 июня 2004 года N 99р РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕРКЕ ПРАВИЛЬНОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИЙ ЛИЦАМ, ПРИБЫВШИМ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ИЗ ГОСУДАРСТВ - РЕСПУБЛИК БЫВШЕГО СССР I. Общие положения 1. Основополагающими законодательными актами, устанавливающими с 1 января 2002 г. условия и нормы пенсионного обеспечения, являются Федеральные законы от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанными Федеральными законами, применяются правила международного договора Российской Федерации (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ). 2. К числу международных договоров относятся: Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г. (вступило в силу 4 декабря 1995 года); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г. (вступило в силу 28 июня 2002 года); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 г. (вступило в силу 29 мая 2001 года). В соответствии с нормами названных Соглашений при переселении пенсионера в пределах государств - участников соответствующего Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Пенсии гражданам указанных государств назначаются по законодательству и за счет государства, на территории которого они постоянно проживают. Взаимные расчеты между государствами не производятся. Пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Российскую Федерацию, из государств, не заключивших соответствующие соглашения с Российской Федерацией, осуществляется на основании пенсионного законодательства Российской Федерации. II. Определение права на пенсию 3. В соответствии с Перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года N 16/19па, документом, подтверждающим личность, возраст, место жительства и гражданство лица, которому устанавливается пенсия, в зависимости от его правового статуса на территории Российской Федерации являются: а) для граждан Российской Федерации - паспорт; свидетельство о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации; б) для иностранных граждан и лиц без гражданства - вид на жительство (до 1 октября 2000 г. в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, проживание в Российской Федерации подтверждалось отметкой о регистрации по месту жительства в паспорте гражданина бывшего СССР или свидетельством о регистрации по месту жительства). 4. Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации. При этом документы, выданные на иностранном языке, принимаются для указанных целей при условии, если верность их перевода засвидетельствована нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также консульскими учреждениями Российской Федерации. 5. Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование. 6. Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 10 февраля 1995 г. и Соглашения от 16 мая 1997 г., учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации или Республик Молдова или Грузия (в том числе до вступления в силу указанных Соглашений), а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1991 года. Исходя из определения трудового (страхового) стажа, данного в пункте 4 статьи 1 Соглашения от 10 февраля 1995 г. и в абзаце 5 статьи 1 Соглашения от 16 мая 1997 г., периоды работы после 1 января 1991 года (даты начала уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР согласно Временной инструкции "О порядке уплаты страховых взносов организациями, предприятиями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР" от 31 мая 1991 г. N 102) могут быть включены в трудовой (страховой) стаж при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение. Указанные периоды работы на территории Республик Молдова и Грузия подтверждаются справкой компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование: соответственно Социальным фондом Республики Молдова или Единым государственным фондом социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия. 7. Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государства - участника Соглашения от 29 июня 1999 г., принимается во внимание страховой (трудовой) стаж и стаж на соответствующих видах работ, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству государства каждой из Сторон, в том числе и до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление периодов работы за пределами территории Российской Федерации после 1 декабря 1991 г. производится на основании справки о страховом (трудовом) стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики. 8. Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 г., независимо от уплаты страховых взносов (письмо Минтруда России от 15 января 2003 г. N 88-16). Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. III. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц 9. В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 г. в общий трудовой стаж засчитываются периоды работы в государствах - участниках названных выше Соглашений до 1 января 2002 года. Аналогичный порядок исчисления общего трудового стажа в целях оценки пенсионных прав применяется в отношении граждан, прибывших из государств - республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные отношения в области пенсионного обеспечения. При этом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства должно быть соблюдено условие, предусмотренное статьей 98 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", согласно которой работа за границей после 1 декабря 1991 года включается в общий трудовой стаж, если не менее двух третей его требуемой продолжительности приходится на работу в СССР (письмо Минсоцзащиты РФ от 31 января 1994 г. N 1-369-18). 10. Исчисление расчетного размера трудовой пенсии гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР и осуществлявшим до 1 января 2002 года на территории Российской Федерации трудовую деятельность, производится из заработка за любые 60 месяцев подряд либо из заработка за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. 11. Исчисление расчетного размера трудовой пенсии гражданам государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае если в государствах - участниках данного Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии. При обращении за установлением пенсии после 1 января 2002 г. перевод национальной валюты осуществляется на дату конвертации пенсионных прав, то есть по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2002 г. (период выплаты заработной платы в переходной валюте заменяется другими месяцами, непосредственно предшествующими или следующими за ним. Информация о сроках введения национальной валюты содержится в Указании Минсоцзащиты РФ от 18 января 1996 г. N 1-1-У). 12. Исчисление расчетного размера трудовой пенсии при применении Соглашения от 10 февраля 1995 г. и Соглашения от 16 мая 1997 г. осуществляется из заработка (дохода), имевшего место в Российской Федерации, после переселения. Для граждан, которые после переселения на территорию Российской Федерации не работали или не имеют минимального стажа работы, требуемого для исчисления заработной платы при назначении пенсии в соответствии с законодательством государства Стороны, куда они переселились, размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, занятого аналогичной деятельностью ко времени назначения пенсии тем государством, на территорию которого они переселились. При невозможности определения среднемесячного заработка в указанном порядке размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка, сложившегося ко времени назначения пенсии на территории того государства, куда переселился гражданин. В этом случае во внимание следует принимать сведения о заработке по аналогичной должности или о среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за декабрь 2001 года в размере 1671 руб., утвержденной Правительством Российской Федерации для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, и соотносить с заработком по стране за аналогичный период (1671 рубль). По желанию граждан - переселенцев из Молдовы при оценке их пенсионных прав может быть использован заработок в рублях (СССР) за периоды работы до 31 декабря 1991 года (письмо Минтруда России от 14 ноября 2003 г. N 3738-16). Если заработок в рублях (СССР) за периоды работы до 1 декабря 1991 года был учтен при назначении пенсии лицам, прибывшим из Молдовы и Грузии до вступления в силу Соглашений от 10 февраля 1995 года и от 16 мая 1997 года (письмо Минсоцзащиты РФ от 31 января 1994 г. N 1-369-18), то этот же заработок может быть учтен при оценке пенсионных прав указанных лиц. 13. При исчислении расчетного размера трудовой пенсии гражданам - участникам Соглашения от 29.06.1999 учитывается среднемесячный заработок в рублях (СССР или Российской Федерации) в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ (информационное письмо Департамента по вопросам пенсионного обеспечения и Управления пенсионного обеспечения ПФР от 29.03/06.05.2002 N 722-16/06-25/4203). Лицам, которые после переселения на территорию Российской Федерации не работали, расчетный размер трудовой пенсии может определяться с учетом среднемесячной заработной платы в Российской Федерации для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденной Правительством Российской Федерации (1671 руб.), которая соотносится с заработком по стране за аналогичный период (1671 рубль). 14. При исчислении расчетного размера трудовой пенсии гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные отношения в области пенсионного обеспечения, во внимание принимается заработная плата за период работы на территории этих государств до 1 декабря 1991 года при условии представления сведений о заработной плате в рублях (письмо Минсоцзащиты РФ от 31 января 1994 г. N 1-369-18). IV. Выплата пенсий 15. Выплата пенсии на территории Российской Федерации осуществляется на общих основаниях. Выплата пенсий по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение ее действия при условии ежегодного подтверждения пенсионером факта регистрации его по месту получения пенсии. V. Организация учета пенсионных дел 16. В ходе осуществления проверки следует выборочно проверить документы о гражданстве и регистрации в органах МИД России и МВД России граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства. Возможность проведения проверки обоснованности выдачи документов, удостоверяющих российское гражданство, предусмотрена Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325. 17. Для организации работы по учету и сплошной проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим на постоянное жительство в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, следует провести отбор пенсионных дел получателей пенсий из числа указанных лиц. 18. Начиная с 1 июля 2004 г. следует вести отдельный учет пенсионных дел лиц, прибывших в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР. Приложение 2 к распоряжению Правления ПФР от 22 июня 2004 года N 99р СВЕДЕНИЯ О ЧИСЛЕННОСТИ ПЕНСИОНЕРОВ ИЗ ЧИСЛА ЛИЦ, ПРИБЫВШИХ ИЗ ГОСУДАРСТВ - РЕСПУБЛИК БЫВШЕГО СССР, ПО СОСТОЯНИЮ НА 1 ИЮЛЯ 2004 ГОДА ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | N | | Всего | Лица, прибывшие в Россию из | Лица, прибывшие из | | п/п | | | государств, заключивших с | государств, не | | | | | Россией международное | заключивших | | | | | соглашение | с Россией международное | | | | | | соглашение | |-----------|------------------------|------------|---------------------------------------------------|--------------------------------| | | | | Граждане | Граждане | Иностранные | Граждане | Иностранные | | | | | Российской | Российской | граждане | Российской| граждане | | | | | Федерации (за | Федерации, в | и лица | Федерации | и лица | | | | | исключением | отношении | без | | без | | | | | лиц, | которых | гражданства | | гражданства | | | | | указанных в | международные | | | | | | | | столбце 5) | соглашения не | | | | | | | | | действуют (без | | | | | | | | | факта | | | | | | | | | постоянного | | | | | | | | | проживания в | | | | | | | | | Российской | | | | | | | | | Федерации) | | | | |-----------|------------------------|------------|-----------------|----------------|----------------|-----------|--------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 |5 |6 | 7 | 8 | |-----------|------------------------|------------|-----------------|----------------|----------------|-----------|--------------------| | 1. | Численность | | | | | | | | | пенсионеров | | | | | | | |-----------|------------------------|------------|-----------------|----------------|----------------|-----------|--------------------| | 2. | Ежемесячная сумма | | | | | | | | | средств, направленная | | | | | | | | | на финансирование | | | | | | | | | выплаты пенсий | | | | | | | |-----------|------------------------|------------|-----------------|----------------|----------------|-----------|--------------------| | 3. | Получатели трудовых | | | | | | | | | пенсий | | | | | | | |-----------|------------------------|------------|-----------------|----------------|----------------|-----------|--------------------| | 4. | Ежемесячный объем | | | | | | | | | финансирования выплаты | | | | | | | | | трудовых пенсий | | | | | | | |-----------|------------------------|------------|-----------------|----------------|----------------|-----------|--------------------| | 5. | Получатели | | | | | | | | | государственных пенсий | | | | | | | |-----------|------------------------|------------|-----------------|----------------|----------------|-----------|--------------------| | 6. | Ежемесячный объем | | | | | | | | | финансирования выплаты | | | | | | | | | пенсий по гос. пенс. | | | | | | | | | обеспечению | | | | | | | |-----------|------------------------|------------|-----------------|----------------|----------------|-----------|--------------------| | 7. | Количество | | | | | | | | | пенсионных дел, по | | | | | | | | | которым производится | | | | | | | | | выплата пенсий: | | | | | | | |-----------|------------------------|------------|-----------------|----------------|----------------|-----------|--------------------| | | Всего | | | | | | | |-----------|------------------------|------------|-----------------|----------------|----------------|-----------|--------------------| | | в том числе по | | | | | | | | | доверенности в том | | | | | | | | | числе через кредитные | | | | | | | | | организации | | | | | | | |-----------|------------------------|------------|-----------------|----------------|----------------|-----------|--------------------| | 8. | Количество проверенных | | | | | | | | | пенсионных дел | | | | | | | |-----------|------------------------|------------|-----------------|----------------|----------------|-----------|--------------------| | 9. | Количество пенсионных | | | | | | | | | дел, по которым | | | | | | | | | выявлены нарушения, из | | | | | | | | | них: | | | | | | | |-----------|------------------------|------------|-----------------|----------------|----------------|-----------|--------------------| | 9.1. | по документам, | | | | | | | | | подтверждающим | | | | | | | | | регистрацию | | | | | | | |-----------|------------------------|------------|-----------------|----------------|----------------|-----------|--------------------| | 9.2. | по документам, | | | | | | | | | подтверждающим | | | | | | | | | гражданство Российской | | | | | | | | | Федерации | | | | | | | |-----------|------------------------|------------|-----------------|----------------|----------------|-----------|--------------------| | 9.3. | иные нарушения | | | | | | | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Управляющий ОПФР ---------------------------- (-----------------) |