СООБЩЕНИЕ МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 27 января 2004 г. (Д) Министерство финансов Российской Федерации, как компетентный орган, информирует об отдельных вопросах применения статьи 11 Соглашения между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 15.11.95 (далее - Соглашение). В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Соглашения проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в первом Договаривающемся Государстве, но взимаемый налог не должен превышать 10% от общей суммы процентов. Однако в случае любого вида займа, предоставленного банком, такой налог не должен превышать 5% от общей суммы процентов. Таким образом, если налогообложение в государстве источника дохода в размере, не превышающем 10% от общей суммы процентов, применяется к любому процентному доходу, определяемому в соответствии с пунктом 4 статьи 11 Соглашения, то налогообложение в размере, не превышающем 5% от общей суммы процентов, применяется только в отношении процентов, возникающих из займов, предоставляемых банками. 1. Термин "любого вида заем, предоставленный банком" включает в себя кредиты, предоставляемые банком заемщику. 2. В отношении сумм, выплачиваемых банкам по векселям и облигациям, необходимо руководствоваться следующим. В случаях, когда в соответствии с соглашением сторон договора займа заемщик выдает вексель, удостоверяющий ничем не обусловленное обязательство векселедателя либо иного указанного в векселе плательщика выплатить полученные взаймы денежные суммы, проценты по векселю могут рассматриваться как проценты по договору займа. То есть, чтобы проценты по векселю рассматривались в целях применения пункта 2 статьи 11 Соглашения как проценты по займу, необходимо чтобы в основании вексельного обязательства лежал договор займа. В соответствии со статьей 816 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК России) в случаях, предусмотренных законом или иными правовыми актами, договор займа может быть заключен путем выпуска и продажи облигаций. В таких случаях суммы процентов по облигациям, выплачиваемые их эмитентами, также могут рассматриваться как суммы процентов по договору займа в смысле пункта 2 статьи 11 Соглашения. 3. Действующее гражданское законодательство рассматривает договоры займа и кредита (гл. 42 ГК России) с одной стороны и банковского вклада (гл. 44 ГК России) с другой как отдельные виды договоров, каждый из которых регулируется законом самостоятельно. Некоторые сходства юридических конструкций позволяют диспозитивно применять методы расчета процентов по кредитам также и к договору банковского вклада (абз. 2 п. 1 ст. 838 ГК России), но совпадение отдельных условий договоров не дает оснований для их отождествления. Закон "О банках и банковской деятельности" также рассматривает привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады и их размещение от своего имени и за свой счет как самостоятельные банковские операции (ст. 1 Закона). С учетом изложенного проценты, выплачиваемые по договорам банковского вклада, не могут рассматриваться как проценты по займам для целей применения пункта 2 статьи 11 Соглашения. 27 января 2004 г. |