ГОРОД МОСКВА ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН ГОРОДА МОСКВЫ ОТ 4 ИЮНЯ 1997 ГОДА N 16 "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОПЕКЕ, ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ И ПАТРОНАТУ В ГОРОДЕ МОСКВЕ" Настоящий Закон принимается в целях приведения Закона города Москвы от 4 июня 1997 года N 16 "Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве" в соответствие с законодательством, дальнейшего развития и совершенствования организации опеки, попечительства и патроната в городе Москве. Статья 1 Внести в Закон города Москвы "Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве" следующие изменения и дополнения: 1. В статье 1: 1) абзац седьмой изложить в следующей редакции: "План по защите прав ребенка - акт органа опеки и попечительства, в котором устанавливаются перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка (определение формы защиты прав ребенка и (или) формы, сроков и места его устройства, организация правовой, медицинской, социально-психологической помощи, обучения, досуга и иные мероприятия) и сроки их выполнения."; 2) в абзаце пятнадцатом исключить слова "муниципальная" и "[далее - уполномоченная служба (организация)]". 2. Статью 2 изложить в следующей редакции: "Статья 2. Органы опеки и попечительства Органом опеки и попечительства является орган местного самоуправления внутригородского муниципального образования в городе Москве, наделенный уставом муниципального образования полномочиями по опеке и попечительству.". 3. В статье 3 слова "Гражданско-процессуальным кодексом РСФСР" заменить словами "Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей"; слова "Законом города Москвы от 11 сентября 1996 года N 28-91 "О районной Управе в городе Москве" заменить словами "Законом города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве", уставом соответствующего муниципального образования". 4. В статье 4 ввести нумерацию абзацев, обозначенных дефисами. 5. В статье 5: 1) часть 5.1 исключить; 2) в части 5.4 слова ", организации" и "органов внутренних дел, администраций районов," исключить; 3) часть 5.5 изложить в следующей редакции: "5. В целях координации деятельности по защите прав и законных интересов граждан, проживающих в городе Москве, органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления могут создавать совместные городские координационные советы как временные, так и постоянно действующие. В целях координации деятельности в области защиты прав и законных интересов граждан, нуждающихся в помощи государства, территориальными органами исполнительной власти города Москвы и органами местного самоуправления создаются постоянно действующие совместные окружные координационные советы по защите прав детей. Совместные окружные координационные советы по защите прав детей создаются префектами административных округов города Москвы по согласованию с руководителями соответствующих органов опеки и попечительства."; 4) часть 5.6 изложить в следующей редакции: "6. Методическое обеспечение работы органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц возлагается на орган исполнительной власти города Москвы в области образования, в отношении совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся в патронаже, - на орган исполнительной власти города Москвы в области социальной защиты населения, в отношении совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, - на орган исполнительной власти города Москвы в области здравоохранения."; 5) из номеров частей исключить цифру "5.". 6. В статье 6: 1) часть 6.1 изложить в следующей редакции: "1. К компетенции руководителя органа опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства в отношении детей относится издание распоряжений: 1) о признании ребенка нуждающимся в государственной защите (в соответствии с настоящим Законом); 2) о передаче ребенка на полное государственное обеспечение; 3) о направлении ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 4) об отобрании ребенка без лишения родителей родительских прав; 5) об опеке, попечительстве; 6) о содержании подопечных и распоряжении их текущими доходами и имуществом в соответствии с законом; 7) о разрешении сделок, требующих нотариального удостоверения или регистрации; о разрешении совершения от имени подопечного сделок в случаях, предусмотренных законом, о порядке управления имуществом подопечного; 8) о разрешении на отчуждение, обмен жилой площади, совершение всех сделок, влекущих отказ от принадлежащих ребенку, нуждающемуся в государственной защите, прав или изменение объема указанных прав; 9) о разрешении раздельного проживания попечителя и подопечного; 10) о защите жилищных прав детей, нуждающихся в государственной защите, об их праве на жилое помещение, о выделении им жилого помещения; 11) о присвоении или изменении фамилии, имени несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством; 12) о разрешении вступить в брак до достижения брачного возраста; 13) о признании несовершеннолетнего эмансипированным; 14) издание иных правовых актов в отношении защиты прав несовершеннолетних в соответствии с действующим законодательством."; 2) в части 6.2 ввести нумерацию абзацев, обозначенных дефисами; 3) часть 6.3 дополнить абзацем следующего содержания: "В случае признания ребенка нуждающимся в государственной защите комиссией по охране прав детей составляется план по защите прав ребенка с обязательным привлечением специалистов образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, учреждений социальной защиты населения, органов внутренних дел и представителей других организаций, непосредственно работавших с ребенком и обладающих информацией, необходимой для составления плана. План по защите прав ребенка, а равно изменения и дополнения в него принимаются комиссией по охране прав детей и утверждаются руководителем органа опеки и попечительства. Изменения и дополнения в план по защите прав ребенка вносятся по результатам комплексных проверок условий жизни, воспитания и развития ребенка."; 4) часть 6.4 изложить в следующей редакции: "4. В соответствии с возложенными на них задачами органы опеки и попечительства: 1) организуют и осуществляют выявление и учет детей, нуждающихся в государственной защите, могут заключать договор о социальном патронате, организуют и проводят работу по социальному патронату, ведут учет детей, в отношении которых установлен социальный патронат; 2) проводят работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми; 3) дают заключение в суд об обоснованности и соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка, отмене усыновления (удочерения), участвуют в заседаниях суда по вопросу усыновления (удочерения); 4) осуществляют защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет; 5) подбирают лиц, изъявивших желание и удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к выполнению обязанностей опекуна, попечителя, патронатного воспитателя, готовят материалы, необходимые для назначения опекуна, попечителя, а также об освобождении или отстранении опекуна, попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей, заключают договор о патронатном воспитании (социальном патронате) и осуществляют функции опекуна, попечителя; 6) ведут учет лиц, в отношении которых установлены опека или попечительство, переданных на патронатное воспитание; 7) в установленном законом порядке осуществляют защиту личных и имущественных прав и интересов подопечных в случае использования опекуном (попечителем) опеки (попечительства) в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи; 8) готовят материалы о назначении денежных средств на содержание подопечного в порядке и размере, установленном Правительством Российской Федерации и Правительством Москвы; 9) участвуют в заседаниях судов по делам подопечных в случаях, предусмотренных законодательством; 10) осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, патронатных воспитателей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения и трудоустройства подопечных; 11) проводят обследование и готовят заключение об условиях жизни и воспитания ребенка; 12) обеспечивают временное устройство нуждающихся в опеке или попечительстве несовершеннолетних лиц, а также сохранность их имущества; 13) осуществляют подготовку документов и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, под опеку (попечительство) граждан, в приемную семью, на патронатное воспитание, усыновление, а при отсутствии такой возможности - в воспитательное учреждение, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения; 14) ведут учет граждан Российской Федерации, проживающих на территории данного муниципального образования, способных к выполнению обязанностей усыновителя; 15) в установленном порядке готовят материалы, необходимые для усыновления (удочерения) детей, находящихся на территории данного муниципального образования, а также ведут учет детей, в отношении которых произведено усыновление (удочерение); 16) осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей приемных родителей, патронатных воспитателей, дают заключение о возможности быть приемными родителями, патронатными воспитателями, готовят проект договора о создании приемной семьи; 17) проводят подготовку граждан, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью; 18) оказывают помощь опекунам и попечителям, приемным родителям, патронатным воспитателям в воспитании и организации отдыха подопечных; 19) дают заключение о возможности раздельного проживания попечителя с подопечным; 20) дают заключение о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным); 21) разрешают спорные вопросы между родителями о воспитании детей в пределах своей компетенции; 22) возбуждают в судах дела о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, о признании брака недействительным в случаях, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации, об отмене усыновления и другие дела в защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних; дают заключения по данным вопросам; 23) дают заключения и участвуют в заседаниях судов по делам, связанным с воспитанием детей и защитой их личных и имущественных прав; 24) проводят обследование условий жизни ребенка, а также лица, претендующего на его воспитание, представляют заключение в суд по спорам, связанным с воспитанием детей; 25) участвуют в исполнении решений судов о передаче или отобрании детей в порядке, установленном Семейным кодексом Российской Федерации; 26) готовят документы для вынесения разрешения вступить в брак лицам, не достигшим совершеннолетия; 27) привлекают общественность к работе органов опеки и попечительства; 28) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры; 29) предоставляют сведения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей и не устроенном на воспитание в семью в соответствии с законодательством Российской Федерации, в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в срок, установленный Семейным кодексом Российской Федерации."; 5) в части 6.5: в абзаце первом после слов "для признания его нуждающимся в государственной защите," дополнить словами "и порядок организации работы по социальному патронату"; слово "утверждается" заменить словом "утверждаются"; в абзацах тринадцатом и четырнадцатом слова "пункта 6.5" заменить словами "настоящей части"; 6) абзац третий части 6.7 исключить; 7) часть 6.10 исключить, части 6.11, 6.12, 6.13 считать соответственно частями 6.10, 6.11, 6.12; 8) из номеров частей исключить цифру "6.". 7. Статью 7 изложить в следующей редакции: "Статья 7. Создание условий для организации и осуществления опеки и попечительства 1. В целях создания условий для организации и осуществления опеки и попечительства устанавливается следующий количественный норматив специалистов органа опеки и попечительства по охране прав граждан: 1) 1 специалист по охране прав детей на 5000 человек детского населения (в возрасте от 0 до 18 лет включительно), проживающего на территории муниципального образования, но не менее 3 на орган опеки и попечительства; 2) 1 специалист по охране прав совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, а также лиц, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами, и лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа. Оплата труда указанных специалистов осуществляется за счет средств местных бюджетов. 2. Размер денежных средств, выплачиваемых на питание и текущее содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть ниже норматива, исчисляемого из расчета соответствующих натуральных норм, установленных Правительством Российской Федерации. 3. Устанавливаемый органом опеки и попечительства размер денежных средств, выделяемых как единовременная материальная помощь детям, проживающим в семье и нуждающимся в государственной защите, не должен быть ниже установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации.". 8. В статье 8: 1) название статьи изложить в следующей редакции: "Статья 8. Комиссия по охране прав детей"; 2) часть 8.1 изложить в следующей редакции: "1. Для подготовки решений органа опеки и попечительства по принятию и пересмотру плана по защите прав ребенка, рассмотрению результатов комплексных проверок условий жизни, воспитания и развития ребенка, иным сложным вопросам организации и деятельности органа опеки и попечительства руководитель органа опеки и попечительства образует комиссию по охране прав детей (далее - Комиссия) и руководит ее работой."; 3) в части 8.2 слово "районным" заменить словом "муниципальным"; 4) часть 8.4 изложить в следующей редакции: "4. Руководитель органа опеки и попечительства как председатель Комиссии определяет численный и персональный состав Комиссии. В состав Комиссии могут входить специалисты муниципалитета по охране прав детей, специалисты социального отдела управы района, работники государственных и муниципальных органов, образовательных учреждений (организаций), учреждений социальной защиты населения, учреждений здравоохранения. Для рассмотрения конкретного дела каждого ребенка в состав Комиссии могут приглашаться работники соответствующих учреждений и организаций, в компетенцию которых входит непосредственная работа с детьми, а также представители общественных организаций."; 5) из номеров частей исключить цифру "8.". 9. Из номеров частей статьи 9 исключить цифру "9.". 10. В статье 10: 1) в части 10.1 ввести нумерацию абзацев, обозначенных дефисами; 2) абзац шестой части 10.1 после слов "государственное обеспечение" дополнить словами ", об учреждении доверительного управления недвижимым или ценным движимым имуществом или о реализации имущества"; 3) в части 10.2 ввести нумерацию абзацев, обозначенных дефисами; 4) в части 10.3 ввести нумерацию абзацев, обозначенных дефисами; 5) из номеров частей исключить цифру "10.". 11. В статье 11: 1) в части 11.1 ввести нумерацию абзацев, обозначенных дефисами; 2) в части 11.2 ввести нумерацию абзацев, обозначенных дефисами; 3) в части 11.3 ввести нумерацию абзацев, обозначенных дефисами; 4) из номеров частей исключить цифру "11.". 12. В тексте Закона слова "глава Управы" в соответствующем падеже заменить словами "руководитель органа опеки и попечительства", слова "уполномоченная служба (организация) по патронату" заменить словами "уполномоченная служба (организация)" в соответствующем падеже. Статья 2 Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, за исключением абзаца пятого пункта 7 статьи 1, который вводится с 1 января 2005 года. Мэр Москвы Ю.М. Лужков Москва, Московская городская Дума 29 сентября 2004 г. N 59 |