Без названия. Письмо. Министерство труда и социального развития РФ. 05.04.04 1296-17/10-13


                                ПИСЬМО

            МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ

                           5 апреля 2004 г.
                           N 1296-17/10-13

                                 (Д)


                                                            Приложение
                                                   к письму ФСС России
                                                от 23 апреля 2004 года
                                                       N 02-18/06-2578

     Департамент  государственного  надзора  и контроля за соблюдением
законодательства  о  труде  и  охране труда Минтруда России рассмотрел
обращение   о  юридическом  статусе  актов  о  несчастных  случаях  на
производстве,   оформлявшихся   в   60   -  70  годах  по  результатам
расследования   несчастных   случаев  на  производстве  с  работниками
организаций    железнодорожного    транспорта    в    соответствии   с
ведомственными    нормативными    правовыми    актами,   утвержденными
Министерством путей сообщения СССР.
     Разъясняем,  что  до  1989  года  в  СССР  действовал  порядок, в
соответствии   с   которым  ряду  отраслевых  министерств  и  ведомств
(железнодорожного   транспорта,   морского  и  речного  флота  и  др.)
предоставлялось  право  по согласованию с соответствующими отраслевыми
ЦК  профсоюзов  утверждать  нормативные  правовые  акты,  регулирующие
особенности   расследования   несчастных   случаев   на  производстве,
происходящих  в  организациях  данных отраслей. В частности, в системе
министерств путей сообщения СССР и транспортного строительства СССР на
протяжении  ряда  лет  отраслевые особенности расследования несчастных
случаев на производстве регулировались утверждавшимися (и периодически
пересматривающимися)  указанными  министерствами  по согласованию с ЦК
профсоюза   рабочих   железнодорожного   транспорта   и  транспортного
строительства    и   Отделом   охраны   труда   ВЦСПС   ведомственными
инструкциями.
     Так,  в  полном  соответствии  с  установленным порядком, а также
Постановлением  Совета  Министров  СССР  от 21.02.50 N 746 "О мерах по
улучшению  состояния  охраны  труда  на  железнодорожном транспорте" в
указанных  целях  МПС  СССР  была  утверждена  и  введена  в  действие
упомянутая  в  письме  форма  акта о несчастном случае на производстве
(форма  ТНУ-17),  в  соответствии  с  которой  на  протяжении ряда лет
осуществлялось оформление происходящих в отрасли несчастных случаев на
производстве.  В  1966  году  в  связи  с  введением в действие нового
Положения  о расследовании и учете несчастных случаев на производстве,
утвержденного   Постановлением  Президиума  ВЦСПС  от  20.05.66,  и  в
соответствии  с  упомянутым  выше Постановлением Совета Министров СССР
Министерством   путей   сообщения   СССР   совместно  с  Министерством
транспортного  строительства  СССР  по  согласованию  с  ЦК  профсоюза
рабочих  железнодорожного транспорта была утверждена (Постановление от
27.07.66   ЦЗТ-2492/3427)   и   введена   в   действие   Инструкция  о
расследовании   и   учете   несчастных   случаев  на  производстве  на
железнодорожном    транспорте    и   транспортном   строительстве,   в
соответствии  с которой результаты расследования несчастных случаев на
производстве,   происшедших   на  отраслевых  предприятиях,  подлежали
оформлению  в  соответствии  с прилагаемым к Инструкции актом по форме
Н-1 (в полной мере соответствовавшем форме акта о несчастном случае на
производстве, утвержденной Постановлением Президиума ВЦСПС).
     Необходимо  также  отметить,  что в связи с утверждением 17.08.89
Президиумом  ВЦСПС  и  Госпроматомнадзором СССР и введением в действие
нового Положения о порядке расследования и учета несчастных случаев на
производстве  (введено  в  действие  с  01.01.90) в СССР (и Российской
Федерации)  для  всех  организаций,  независимо  от  их  ведомственной
подчиненности,    был   установлен   единый   порядок   расследования,
оформления,  регистрации  и  учета несчастных случаев на производстве.
При  этом все ранее действовавшие отраслевые нормативные правовые акты
фактически утратили силу.
     Учитывая изложенное, а также требования ст. 3 Федерального закона
от  24.07.98  N  125-ФЗ  "Об  обязательном  социальном  страховании от
несчастных  случаев  на  производстве и профессиональных заболеваний",
следует признать, что оформленные в соответствии с действовавшими в 60
-  80 годах нормативными правовыми актами Министерства путей сообщения
СССР  акты  о  несчастных  случаях  на  производстве  (в  том числе по
упомянутой  форме  ТНУ-17),  происшедших  в прежние годы с работниками
отрасли,   следует   считать   надлежащими   юридическими   актами,  в
установленном   порядке   подтверждающими  факт  повреждения  здоровья
работников  вследствие  несчастного  случая  на  производстве, который
влечет возникновение обязательств страховщика осуществлять обеспечение
по страхованию.

Заместитель
руководителя Департамента -
главный государственный инспектор
Российской Федерации по охране труда
                                                          И.А.ВОРОБЬЕВ