ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ 5 апреля 2004 г. N 1296-17/10-13 (Д) Приложение к письму ФСС России от 23 апреля 2004 года N 02-18/06-2578 Департамент государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда Минтруда России рассмотрел обращение о юридическом статусе актов о несчастных случаях на производстве, оформлявшихся в 60 - 70 годах по результатам расследования несчастных случаев на производстве с работниками организаций железнодорожного транспорта в соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами, утвержденными Министерством путей сообщения СССР. Разъясняем, что до 1989 года в СССР действовал порядок, в соответствии с которым ряду отраслевых министерств и ведомств (железнодорожного транспорта, морского и речного флота и др.) предоставлялось право по согласованию с соответствующими отраслевыми ЦК профсоюзов утверждать нормативные правовые акты, регулирующие особенности расследования несчастных случаев на производстве, происходящих в организациях данных отраслей. В частности, в системе министерств путей сообщения СССР и транспортного строительства СССР на протяжении ряда лет отраслевые особенности расследования несчастных случаев на производстве регулировались утверждавшимися (и периодически пересматривающимися) указанными министерствами по согласованию с ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства и Отделом охраны труда ВЦСПС ведомственными инструкциями. Так, в полном соответствии с установленным порядком, а также Постановлением Совета Министров СССР от 21.02.50 N 746 "О мерах по улучшению состояния охраны труда на железнодорожном транспорте" в указанных целях МПС СССР была утверждена и введена в действие упомянутая в письме форма акта о несчастном случае на производстве (форма ТНУ-17), в соответствии с которой на протяжении ряда лет осуществлялось оформление происходящих в отрасли несчастных случаев на производстве. В 1966 году в связи с введением в действие нового Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 20.05.66, и в соответствии с упомянутым выше Постановлением Совета Министров СССР Министерством путей сообщения СССР совместно с Министерством транспортного строительства СССР по согласованию с ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта была утверждена (Постановление от 27.07.66 ЦЗТ-2492/3427) и введена в действие Инструкция о расследовании и учете несчастных случаев на производстве на железнодорожном транспорте и транспортном строительстве, в соответствии с которой результаты расследования несчастных случаев на производстве, происшедших на отраслевых предприятиях, подлежали оформлению в соответствии с прилагаемым к Инструкции актом по форме Н-1 (в полной мере соответствовавшем форме акта о несчастном случае на производстве, утвержденной Постановлением Президиума ВЦСПС). Необходимо также отметить, что в связи с утверждением 17.08.89 Президиумом ВЦСПС и Госпроматомнадзором СССР и введением в действие нового Положения о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве (введено в действие с 01.01.90) в СССР (и Российской Федерации) для всех организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, был установлен единый порядок расследования, оформления, регистрации и учета несчастных случаев на производстве. При этом все ранее действовавшие отраслевые нормативные правовые акты фактически утратили силу. Учитывая изложенное, а также требования ст. 3 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", следует признать, что оформленные в соответствии с действовавшими в 60 - 80 годах нормативными правовыми актами Министерства путей сообщения СССР акты о несчастных случаях на производстве (в том числе по упомянутой форме ТНУ-17), происшедших в прежние годы с работниками отрасли, следует считать надлежащими юридическими актами, в установленном порядке подтверждающими факт повреждения здоровья работников вследствие несчастного случая на производстве, который влечет возникновение обязательств страховщика осуществлять обеспечение по страхованию. Заместитель руководителя Департамента - главный государственный инспектор Российской Федерации по охране труда И.А.ВОРОБЬЕВ |