О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ. Письмо. Министерство образования и науки РФ. 19.08.04 АФ-705

            О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
                  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

                                ПИСЬМО

                 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

                          19 августа 2004 г.
                               N АФ-705

                                 (Д)


     В  связи  с  запросами,  поступающими  в  Минобрнауки  России  из
регионов  по проблеме разграничения полномочий государственных органов
исполнительной  власти  и  местного  самоуправления  в  соответствии с
Федеральными  законами  от  06.10.2003  N  131-ФЗ  "Об общих принципах
организации  местного  самоуправления  в  Российской  Федерации"  и от
06.10.99  N  184-ФЗ  "Об  общих  принципах организации законодательных
(представительных)  и  исполнительных  органов  государственной власти
субъектов  Российской  Федерации"  в отношении перспектив деятельности
государственных образовательных учреждений дополнительного образования
детей, финансируемых из регионального бюджета, министерство сообщает.
     В   Российской   Федерации  на  протяжении  85  лет  сложилась  и
продолжает   развиваться   государственная   система   дополнительного
(внешкольного)  образования  детей,  не  имеющая  аналогов в мире. Она
включает   в   себя   18   тыс.   образовательных   учреждений  разной
ведомственной  принадлежности,  440  тыс.  педагогов,  13 млн. детей в
возрасте от 5 до 18 лет, занимающихся в свободное время дополнительным
образованием    по    выбору:    художественным,   научно-техническим,
спортивным,       туристско-краеведческим,      эколого-биологическим,
исследовательской  деятельностью. В Концепции модернизации российского
образования  на  период  до  2010  года  подчеркнута  особая роль этих
учреждений  как  одного из определяющих факторов развития склонностей,
способностей    и    интересов,    социального   и   профессионального
самоопределения   детей   и  молодежи.  Кроме  того,  с  каждым  годом
возрастает  их  роль  в  обеспечении  занятости  детей  и  подростков,
организации    их    социально    значимого    досуга,    профилактике
правонарушений,   наркомании,   безнадзорности  и  других  асоциальных
проявлений среди несовершеннолетних.
     В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации
от  27.12.2000  N  1847-р  разработана  и  утверждена Межведомственная
программа развития системы дополнительного образования детей на 2002 -
2005    годы,   направленная   на   сохранение   сети   и   дальнейшее
совершенствование   системы,   обеспечение   доступности,  качества  и
эффективности дополнительного образования детей.
     Системообразующими  центрами развития дополнительного образования
детей  на  федеральном и региональном уровнях являются государственные
учреждения   дополнительного   образования  детей,  которые  выполняют
функции, не относящиеся к полномочиям органов местного самоуправления,
определенным  статьей  15  Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
Они   призваны   участвовать   в   осуществлении   полномочий  органов
государственной  власти  в  области воспитания и образования детей и в
рамках этого:
     - являются      опорными      образовательными      учреждениями,
осуществляющими  сетевое  взаимодействие муниципальных, региональных и
федеральных   образовательных   учреждений   в  системе  воспитания  и
дополнительного   образования   детей;   обеспечивают   участие  детей
субъектов РФ в мероприятиях федерального и международного уровня;
     - реализуют   функции   организационно-методических  центров  для
образовательных   учреждений   всех   типов   и  видов  субъектов  РФ;
осуществляют    программно-методическое    обеспечение   муниципальных
учреждений  дополнительного  образования  детей;  организуют работу по
переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров с учетом
специфики деятельности; проводят экспериментальную работу;
     - организуют  работу  с  одаренными  детьми  от муниципального до
федерального   и  международного  уровней,  участвуют  в  формировании
молодежной  политики,  способствуют развитию "замещающей педагогики" в
деятельности по предупреждению негативных социальных явлений в детской
и молодежной среде.
     Позитивные  результаты деятельности системы достигаются благодаря
четко   выстроенной   управленческой   вертикали   на   муниципальном,
региональном и федеральном уровнях, способствующей развитию мотивации,
совершенствованию   деятельности,   стремлению  к  достижению  высоких
показателей  в  различных областях знаний и творческой деятельности на
конкурсах,  соревнованиях, олимпиадах, состязаниях и т.д. Механический
перевод  государственных  образовательных  учреждений на муниципальный
уровень   может   привести   к   разрушению  единого  образовательного
пространства,  системы  дополнительного  образования  детей  России  в
целом,  нарушению  прав  и  законных  интересов  ребенка  (п. 6 ст. 13
Федерального  закона  от 24.07.98 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации").
     С  учетом  того,  что  получение  дополнительного образования как
составной   части   основного  общего  образования  является  функцией
государства,   Федеральные  законы  "Об  общих  принципах  организации
местного  самоуправления в Российской Федерации" и "Об общих принципах
организации   законодательных   (представительных)   и  исполнительных
органов  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации" не
противоречат  сохранению  государственных  учреждений  дополнительного
образования   детей   на   региональном   уровне   с   соответствующим
финансированием   их   за   счет   бюджета   субъекта  для  выполнения
делегированных им полномочий.
     Пункт  1.11  статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ
"...организации    предоставления    дополнительного   образования   и
общедоступного   бесплатного  дошкольного  образования  на  территории
муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное
время..."   не   меняет   само   определение,  статус  государственных
учреждений    дополнительного   образования   детей,   их   структуру,
полномочия,   другие   юридические   нормативы  функционирования  этих
учреждений.
     В   связи   с   изложенным   Минобрнауки   России   полагало   бы
целесообразным  сохранить  эти  структуры  в  качестве государственных
учреждений дополнительного образования детей.

Министр
                                                          А.А.ФУРСЕНКО
19 августа 2004 г.
N АФ-705