ОРГАНИЗАЦИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ НЕСЕТ ЗАТРАТЫ НА УЧАСТИЕ В ЭКСПОЗИЦИИ ТОВАРОВ. ВСЕ ЛИ ИЗ ТАКИХ ЗАТРАТ МОГУТ БЫТЬ ВКЛЮЧЕНЫ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ В СОСТАВ НЕНОРМИРУЕМЫХ РАСХОДОВ НА РЕКЛАМУ? ОТНОСЯТСЯ ЛИ К РЕКЛАМНЫМ РАСХОДАМ ДАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ДИЛЕРОВ НА ДЕМОНСТРАЦИЮ НА ИХ ЭКСПОЗИЦИОННЫХ ПЛОЩАДЯХ ТОВАРОВ, ПРИОБРЕТЕННЫХ ДИЛЕРАМИ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 17 мая 2004 г. N 26-12/33213 (Д) В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 264 НК РФ расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль с учетом пункта 4 данной статьи. Данные расходы учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Нормами НК РФ установлено, что расходы на рекламу делятся на нормируемые и ненормируемые. На основании пункта 4 статьи 264 НК РФ в целях налогообложения прибыли к ненормируемым рекламным расходам организации относятся: - расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети; - расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов; - расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании. Данный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. При этом к расходам на участие в выставках, ярмарках, экспозициях следует относить расходы по оплате вступительных взносов, разрешений и т.п. К нормируемым рекламным расходам относятся: - расходы организации на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний; - расходы на иные виды рекламы, кроме прямо перечисленных в абзацах 2-4 пункта 4 статьи 264 НК РФ. В отличие от ненормируемых рекламных расходов перечень нормируемых расходов на рекламу является открытым. Нормируемые расходы, отвечающие требованиям статьи 252 НК РФ, учитываются для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1% выручки от реализации. Следовательно, в целях налогообложения прибыли организации оптовой торговли к ненормируемым расходам на рекламу по участию в экспозиции товаров относятся только экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы на оплату услуг организаций - устроителей экспозиции. При этом размещенные в составе экспозиции товары (образцы товаров) должны быть приобретены для реализации организацией оптовой торговли - рекламодателем, нести информацию о деятельности организации-рекламодателя, ее товарном знаке и знаке обслуживания. Не относятся к расходам на рекламу организации оптовой торговли расходы, связанные с компенсацией затрат дилеров на демонстрацию на их экспозиционных площадях приобретенных дилерами товаров, так как информация о данных товарах привязана к конкретной коммерческой точке и призвана донести необходимые сведения о товаре до потребителя, желающего приобрести его у дилера. Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы I ранга А.А. Глинкин |