Страницы: 1 2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ). СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 023100 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ЮРИСТ ГОСТ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 8 февраля 2001 г. N 1 э-гум/сп (Д) УТВЕРЖДАЮ Заместитель Министра образования Российской Федерации В.Д.ШАДРИКОВ 8 февраля 2001 года Согласовано Первый заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации Н.Г.СОЛОВЬЕВ 6 февраля 2001 года Номер государственной регистрации 1 э-гум/сп Вводится в действие с момента утверждения 1. Общая характеристика специальности 023100 Правоохранительная деятельность 1.1. Специальность 023100 Правоохранительная деятельность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 18 января 2001 г. N 155. 1.2. Квалификация выпускника - юрист. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки юриста по специальности 023100 Правоохранительная деятельность при очной форме обучения - 5 лет. Учитывая, что в вузах правоохранительных органов продолжительность каникул определяется в соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок прохождения службы, в случае, когда продолжительность каникул меньше установленной государственным образовательным стандартом, по заключению УМО образовательных учреждений профессионального образования в области правоохранительной деятельности, допускается сокращение срока освоения основной образовательной программы подготовки юриста до 4 лет 6 месяцев (без сокращения объема времени теоретического обучения). 1.3. Квалификационная характеристика выпускника. Юрист должен: - знать роль и место правоохранительных органов в системе государственных органов Российской Федерации; - знать особенности правоохранительной деятельности, ее роль и место в укреплении законности и правопорядка; - знать правовые и организационные основы правоохранительной деятельности в соответствии с профилем подготовки; - обладать гражданской зрелостью, глубоким уважением к закону и социальным ценностям правового государства, чувством профессионального долга, соблюдать нормы профессиональной этики; - осознавать безусловный приоритет в служебной деятельности таких ценностей, как права, свободы и законные интересы граждан, законность и дисциплина; - понимать сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, понимать их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности; - обладать профессионально значимыми волевыми и моральными качествами и психологической устойчивостью; - уметь толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты; - уметь юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; - уметь принимать правовые решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; - знать и уметь использовать в профессиональной деятельности особенности тактики и методики предупреждения, пресечения, выявления, раскрытия и расследования преступлений и административных правонарушений в соответствии с профилем подготовки; - уметь осуществлять защиту безопасности личности, общественного порядка и общественной безопасности, пресекать противоправные действия, в том числе с применением физической силы, специальных средств, с применением и использованием огнестрельного оружия; - уметь осуществлять профилактическую работу по обеспечению законности и укреплению правопорядка, проводить пропаганду правовых знаний среди населения; - уметь осуществлять свою профессиональную деятельность во взаимодействии с сотрудниками иных правоохранительных органов, представителями других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, с трудовыми коллективами, гражданами, муниципальными органами охраны общественного порядка, со средствами массовой информации; - иметь навыки профессионального общения с различными категориями граждан; - уметь в сложных условиях, экстремальных ситуациях, связанных с выполнением служебных обязанностей, принимать правильные управленческие решения; организовывать собственную работу и работу исполнителей на основе современных представлений о научной организации труда сотрудников правоохранительных органов; - уметь использовать специальную технику, применяемую в деятельности правоохранительных органов, а также средства вычислительной техники; - систематически повышать свою профессиональную квалификацию, анализировать и обобщать положительный опыт деятельности правоохранительных органов и использовать его в своей профессиональной деятельности. Область профессиональной деятельности - правоохранительная деятельность, направленная на обеспечение законности и правопорядка, борьбу с преступностью и иными правонарушениями. Объекты профессиональной деятельности - юридические факты и правовые отношения, возникающие в сфере правоохранительной деятельности. 1.4. Возможности продолжения образования. Юрист, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 023100 Правоохранительная деятельность, подготовлен к продолжению образования в аспирантуре (адъюнктуре). 2. Требования к уровню подготовки абитуриентов 2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование. 2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или высшем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования. 2.3. При приеме на обучение по специальности с зачислением на службу в правоохранительные органы образовательное учреждение имеет право проводить дополнительные вступительные испытания профессиональной направленности. 3. Общие требования к основной образовательной программе подготовки юриста по специальности 023100 Правоохранительная деятельность 3.1. Основная образовательная программа подготовки юриста разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, практик. 3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки юриста, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом. 3.3. Основная образовательная программа подготовки юриста формируется из дисциплин федерального, национально-регионального (вузовского) компонентов, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины федерального компонента. 3.4. Основная образовательная программа подготовки юриста должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин: цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины; цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины; цикл ДС - дисциплины специализации; цикл ФТД - факультативы и итоговую государственную аттестацию. 3.5. Содержание национально-регионального (вузовского) компонента основной образовательной программы подготовки юриста должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом. 4. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки юриста по специальности 023100 Правоохранительная деятельность ------------------------------------------------------------------------------ | Индекс | Наименование дисциплин и их основные разделы | Всего | | | | часов | |----------------|-------------------------------------------------|---------| | ГСЭ | Общие гуманитарные и социально-экономические | 1800 | | | дисциплины | | |----------------|-------------------------------------------------|---------| | ГСЭ.Ф.00 | Федеральный компонент | 1260 | |----------------|-------------------------------------------------|---------| | ГСЭ.Ф.01 | Иностранный язык | 340 | | | Специфика артикуляции звуков, интонации, | | | | акцентуации и ритма нейтральной речи в | | | | изучаемом языке; основные особенности полного | | | | стиля произношения, характерные для сферы | | | | профессиональной коммуникации; чтение | | | | транскрипции; лексический минимум в объеме | | | | 4000 учебных лексических единиц общего и | | | | терминологического характера; понятия | | | | дифференциации лексики по сферам применения | | | | (бытовая, терминологическая, общенаучная, | | | | официальная и др.); понятие о свободных и | | | | устойчивых словосочетаниях, фразеологических | | | | единицах; понятие об основных способах | | | | словообразования; грамматические навыки, | | | | обеспечивающие коммуникацию общего характера | | | | без искажения смысла при письменном и устном | | | | общении; основные грамматические явления, | | | | характерные для профессиональной речи; | | | | понятие об обиходно-литературном, официально- | | | | деловом, научном стилях, стиле художественной | | | | литературы; основные особенности научного | | | | стиля; культура и традиции стран изучаемого | | | | языка, правила речевого этикета; говорение; | | | | диалогическая и монологическая речь с | | | | использованием наиболее употребительных и | | | | относительно простых лексико-грамматических | | | | средств в основных коммуникативных ситуациях | | | | неофициального и официального общения; основы | | | | публичной речи (устное сообщение, доклад); | | | | аудирование; понимание диалогической и | | | | монологической речи в сфере бытовой и | | | | профессиональной коммуникации; чтение; виды | | | | текстов: несложные прагматические тексты и | | | | тексты по широкому и узкому профилю | | | | специальности; письмо; виды речевых | | | | произведений: аннотация, реферат, тезисы, | | | | сообщения, частное письмо, деловое письмо, | | | | биография | | |----------------|-------------------------------------------------|---------| | ГСЭ.Ф.02 | Физическая культура <1> | 408 | | | Физическая культура: ее общекультурная и | | | | профессиональная значимость; физическая | | | | культура личности; основы здорового образа | | | | жизни студента; общая физическая и | | | | специальная подготовка в системе физического | | | | воспитания; профессионально-прикладная | | | | физическая подготовка студентов; основы | | | | методики самостоятельных занятий и | | | | самоконтроль за состоянием своего организма; | | | | организационно-правовые основы физической | | | | подготовки сотрудников правоохранительных | | | | органов; особенности двигательного режима | | | | работы сотрудников различных служб | | | | правоохранительных органов; профессионально | | | | важные физические качества сотрудников | | | | различных служб правоохранительных органов; | | | | общепедагогические и специфические принципы | | | | физической подготовки сотрудников | | | | правоохранительных органов; средства, методы | | | | и формы физической подготовки; построение | | | | процесса физической подготовки в | | | | образовательных учреждениях правоохранительных | | | | органов; броски; приемы борьбы лежа; удушающие | | | | приемы; приемы задержания и сопровождения | | | | правонарушителей; удары и защиты от ударов; | | | | уходы из опасных положений при единоборствах | | | | и борьбе с правонарушителями; приемы | | | | обезоруживания правонарушителей; наружный | | | | осмотр и связывание правонарушителя; способы | | | | помощи сотруднику правоохранительных органов | | | | при задержании сопротивляющихся | | | | правонарушителей; приемы рукопашного боя с | | | | автоматом; действия с использованием средств | | | | активной обороны (резиновой палки); учебно- | | | | тренировочные поединки по борьбе, боксу, | | | | рукопашному бою; отработка правомерных | | | | действий по силовому пресечению | | | | правонарушений, задержанию и сопровождению | | | | сопротивляющихся правонарушителей на основе | | | | моделирования типовых ситуаций оперативно- | | | | служебной деятельности сотрудников | | | | правоохранительных органов; формирование | | | | абсолютной и взрывной силы, общей и | | | | специальной выносливости | | |----------------|-------------------------------------------------|---------| | ГСЭ.Ф.03 | Отечественная история | | | | Сущность, формы, функции исторического знания; | | | | методы и источники изучения истории; понятие и | | | | классификация исторического источника; | | | | отечественная историография в прошлом и | | | | настоящем: общее и особенное; методология и | | | | теория исторической науки; история России - | | | | неотъемлемая часть всемирной истории; античное | | | | наследие в эпоху Великого переселения народов; | | | | проблема этногенеза восточных славян; основные | | | | этапы становления государственности. Древняя | | | | Русь и кочевники; византийско-древнерусские | | | | связи; особенности социального строя Древней | | | | Руси; этнокультурные и социально-политические | | | | процессы становления русской | | | | государственности; принятие христианства; | | | | распространение ислама; эволюция | | | | восточнославянской государственности и | | | | общества в XI - ХII вв.; социально- | | | | политические изменения в русских землях в | | | | XIII - XV вв.; Русь и Орда: проблемы | | | | взаимоотношений; Россия и средневековые | | | | государства Европы и Азии; специфика | | | | формирования единого российского государства; | | | | возвышение Москвы; формирование сословной | | | | системы организации общества; реформы Петра I; | | | | век Екатерины; предпосылки и особенности | | | | складывания российского абсолютизма; | | | | дискуссии о генезисе самодержавия; особенности | | | | и основные этапы экономического развития | | | | России; эволюция форм собственности на землю; | | | | структура феодального землевладения; | | | | крепостное право в России; мануфактурно- | | | | промышленное производство; становление | | | | индустриального общества в России: общее и | | | | особенное; общественная мысль и особенности | | | | общественного движения России XIX в.; реформы | | | | и реформаторы в России; русская культура XIX | | | | века и ее вклад в мировую культуру; роль XX | | | | столетия в мировой истории; глобализация | | | | общественных процессов; проблема | | | | экономического роста и модернизации; революции | | | | и реформы; социальная трансформация общества; | | | | столкновение тенденций интернационализма и | | | | национализма, интеграции и сепаратизма, | | | | демократии и авторитаризма; Россия в начале | | | | XX в.; объективная потребность индустриальной | | | | модернизации России; российские реформы в | | | | контексте общемирового развития в начале века; | | | | политические партии России: генезис, | | | | классификация, программы, тактика; Россия в | | | | условиях мировой войны и общенационального | | | | кризиса; революции 1917 г.; гражданская война | | | | и интервенция, их результаты и последствия; | | | | российская эмиграция; социально-экономическое | | | | развитие страны в 20-е гг.; НЭП; формирование | | | | однопартийного политического режима; | | | | образование СССР; культурная жизнь страны в | | | | 20-е гг.; внешняя политика; курс на | | | | строительство социализма в одной стране и его | | | | последствия; социально-экономические | | | | преобразования в 30-е гг.; усиление режима | | | | личной власти Сталина; сопротивление | | | | сталинизму; СССР накануне и в начальный период | | | | второй мировой войны; Великая Отечественная | | | | война; социально-экономическое развитие, | | | | общественно-политическая жизнь, культура, | | | | внешняя политика СССР в послевоенные годы; | | | | холодная война; попытки осуществления | | | | политических и экономических реформ; НТР и ее | | | | влияние на ход общественного развития; СССР в | | | | середине 60 - 80-х гг.: нарастание кризисных | | | | явлений; Советский Союз в 1985 - 1991 гг.; | | | | перестройка; попытка государственного | | | | переворота 1991 г. и ее провал; распад СССР; | | | | октябрьские события 1993 г.; Россия на пути | | | | радикальной социально-политической | | | | модернизации; культура в современной России; | | | | внешнеполитическая деятельность в условиях | | | | новой геополитической ситуации | | |----------------|-------------------------------------------------|---------| | ГСЭ.Ф.04 | Философия | | | | Предмет философии; место и роль философии в | | | | культуре; становление философии; основные | | | | направления, школы философии и этапы ее | | | | исторического развития; структура философского | | | | знания; учение о бытии; монистические и | | | | плюралистические концепции бытия, | | | | самоорганизация бытия; понятия материального и | | | | идеального; пространство, время; движение и | | | | развитие, диалектика; детерминизм и | | | | индетерминизм; динамические и статистические | | | | закономерности; научные, философские и | | | | религиозные картины мира; человек, общество, | | | | культура; человек и природа; общество и его | | | | структура; гражданское общество и государство; | | | | человек в системе социальных связей; человек и | | | | исторический процесс; личность и массы, | | | | свобода и необходимость; формационная и | | | | цивилизационная концепции общественного | | | | развития; смысл человеческого бытия; насилие | | | | и ненасилие; свобода и ответственность; | | | | мораль, справедливость, право; нравственные | | | | ценности; представления о совершенном | | | | человеке в различных культурах; эстетические | | | | ценности и их роль в человеческой жизни; | | | | религиозные ценности и свобода совести; | | | | сознание и познание; сознание, самосознание и | | | | личность; познание, творчество, практика; вера | | | | и знание; понимание и объяснение; рациональное | | | | и иррациональное в познавательной | | | | деятельности; проблема истины; | | | | действительность, мышление, логика и язык; | | | | научное и вненаучное знание; критерии | | | | научности; структура научного познания, его | | | | методы и формы; рост научного знания; научные | | | | революции и смены типов рациональности; наука | | | | и техника; будущее человечества; глобальные | | | | проблемы современности; взаимодействие | | | | цивилизаций и сценарии будущего | | |----------------|-------------------------------------------------|---------| | ГСЭ.Ф.05 | Экономика | | | | Введение в экономическую теорию; предмет и | | | | методы экономической теории; блага; | | | | потребности, ресурсы; экономический выбор; | | | | экономические отношения; собственность: | | | | экономические и юридические аспекты; | | | | экономические системы; основные этапы развития | | | | экономической теории. | | | | Микроэкономика. Рынок; спрос и предложение, | | | | их эластичность; потребительские предпочтения | | | | и предельная полезность; факторы спроса; | | | | индивидуальный и рыночный спрос; эффект | | | | дохода и эффект замещения; предложение и его | | | | факторы; закон убывающей предельной | | | | производительности; эффект масштаба; виды | | | | издержек; фирма; выручка и прибыль; принцип | | | | максимизации прибыли; предложение совершенно | | | | конкурентной фирмы и отрасли; эффективность | | | | конкурентных рынков; рыночная власть; | | | | монополия; монополистическая конкуренция; | | | | олигополия; антимонопольное регулирование; | | | | спрос на факторы производства; рынок труда; | | | | спрос и предложение труда; заработная плата и | | | | ее формы; рынок капитала; процентная ставка и | | | | инвестиции; рынок земли; рента; общее | | | | равновесие и благосостояние; распределение | | | | доходов; неравенство; внешние эффекты и | | | | общественные блага; преимущества и недостатки | | | | рынка, роль государства в экономике. | | | | Макроэкономика. Национальная экономика как | | | | целое; кругооборот доходов и продуктов; | | | | основные макроэкономические показатели: | | | | валовой национальный продукт, валовой | | | | внутренний продукт, национальный доход и др., | | | | способы их измерения; располагаемый личный | | | | доход; индексы цен; безработица и ее формы; | | | | инфляция и ее виды; экономические циклы; | | | | макроэкономическое равновесие; совокупный | | | | спрос и совокупное предложение; | | | | макроэкономическое регулирование рыночной | | | | экономики; стабилизационная политика; | | | | равновесие на товарном рынке; потребление и | | | | сбережения; инвестиции; государственные | | | | расходы и налоги; эффект мультипликатора; | | | | бюджетно-налоговая политика; деньги и их | | | | функции; равновесие на денежном рынке; | | | | денежный мультипликатор; банковская система; | | | | денежно-кредитная политика; экономический | | | | рост и развитие; международные экономические | | | | отношения; внешняя торговля и торговая | | | | политика; платежный баланс; валютная система | | | | и валютный курс; особенности современной | | | | экономики России: приватизация, формы | | | | собственности, предпринимательство, рынок | | | | труда; распределение и доходы; преобразования | | | | в социальной сфере; структурные сдвиги в | | | | экономике; теневая экономика и экономическая | | | | безопасность; формирование открытой экономики | | |----------------|-------------------------------------------------|---------| | ГСЭ.Ф.06 | Социология | | | | Предыстория и социальные предпосылки | | | | социологии как науки; социологический проект | | | | Конта; классические социологические теории; | | | | современные социологические теории; русская | | | | социологическая мысль; общество и социальные | | | | институты; социальные группы и общности; виды | | | | общностей; общность и личность; малые группы | | | | и коллективы; социальная организация; | | | | социальное неравенство, стратификация и | | | | социальная мобильность; понятие социального | | | | статуса; социальное взаимодействие и | | | | социальные отношения; общественное мнение как | | | | институт гражданского общества; культура как | | | | фактор социальных изменений; взаимодействие | | | | экономики, социальных отношений и культуры; | | | | личность как субъект и объект социальных | | | | отношений; природа и сущность социального | | | | конфликта; социология права как частная | | | | социологическая теория; социальный контроль и | | | | девиация; социальные изменения; концепции | | | | социального прогресса; место Российского | | | | общества в мировом сообществе; методы | | | | социологического исследования | | |----------------|-------------------------------------------------|---------| | ГСЭ.Ф.07 | Русский язык и культура речи | | | | Стили современного русского литературного | | | | языка; языковая норма, ее роль в становлении | | | | и функционировании литературного языка; | | | | речевое взаимодействие; основные единицы | | | | общения; устная и письменная разновидности | | | | литературного языка; нормативные, | | | | коммуникативные, этические аспекты устной и | | | | письменной речи; функциональные стили | | | | современного русского языка; взаимодействие | | | | функциональных стилей; научный стиль; | | | | специфика использования элементов различных | | | | языковых уровней в научной речи; речевые | | | | нормы учебной и научной сфер деятельности; | | | | официально-деловой стиль, сфера его | | | | функционирования, жанровое разнообразие; | | | | языковые формулы официальных документов; | | | | приемы унификации языка служебных документов; | | | | интернациональные свойства русской | | | | официально-деловой письменной речи; язык и | | | | стиль распорядительных документов; язык и | | | | стиль инструктивно-методических документов; | | | | правила оформления документов; речевой этикет | | | | в документе; жанровая дифференциация и отбор | | | | языковых средств в публицистическом стиле; | | | | особенности устной публичной речи; оратор и | | | | его аудитория; основные виды аргументов; | | | | подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск | | | | материала, начало, развертывание и завершение | | | | речи; основные приемы поиска материала и виды | | | | вспомогательных материалов; словесное | | | | оформление публичного выступления; | | | | понятливость, информативность и | | | | выразительность публичной речи; разговорная | | | | речь в системе функциональных разновидностей | | | | русского литературного языка; условия | | | | функционирования разговорной речи, роль | | | | внеязыковых факторов; культура речи; основные | | | | направления совершенствования навыков | | | | грамотного письма и говорения | | |----------------|-------------------------------------------------|---------| | ГСЭ.Ф.08 | Культурология | | | | Структура и состав современного | | | | культурологического знания; культурология и | | | | философия культуры, социология культуры, | | | | культурная антропология; культурология и | | | | история мировой культуры; история культуры | | | | России; школы, направления и теории в | | | | культурологии; охрана и использование | | | | культурного наследия; теоретическая и | | | | прикладная культурология; методы | | | | культурологических исследований; основные | | | | понятия культурологии: культура, цивилизация, | | | | морфология культуры, функции культуры, | | | | культурогенез, динамика культуры, язык и | | | | символ культуры, культурные коды, | | | | межкультурные коммуникации, культурные | | | | ценности и нормы, культурные традиции, | | | | культурная картина мира, социальные институты | | | | культуры, культурная самоидентичность, | | | | культурная модернизация; типология культур; | | | | этническая и национальная, элитарная и | | | | массовая культура; восточные и западные типы | | | | культур; специфические и "серединные" | | | | культуры; локальные культуры; тенденции | | | | культурной универсализации в мировом | | | | современном процессе; культура и природа; | | | | культура и общество; культура и глобальные | | | | проблемы современности; культура и личность; | | | | инкультурация и социализация | | |----------------|-------------------------------------------------|---------| | ГСЭ.Ф.09 | Политология | | | | Объект, предмет и метод политической науки; | | | | функции политологии; политическая жизнь и | | | | властные отношения; роль и место политики в | | | | жизни современных обществ; социальные функции | | | | политики; история политических учений; | | | | российская политическая традиция: истоки, | | | | социокультурные основания, историческая | | | | динамика; современные политологические школы; | | | | гражданское общество, его происхождение и | | | | особенности; особенности становления | | | | гражданского общества в России; | | | | институциональные аспекты политики; | | | | политическая власть; политическая система; | | | | политические режимы, политические партии, | | | | электоральные системы; политические отношения | | | | и процессы; политические конфликты и способы | | | | их разрешения; политические технологии; | | | | политический менеджмент; политическая | | | | модернизация; политические организации и | | | | движения; политические элиты; политическое | | | | лидерство; социокультурные аспекты политики; | | | | мировая экономика и международные отношения; | | | | особенности мирового политического процесса; | | | | национально-государственные интересы России в | | | | новой геополитической ситуации; методология | | | | познания политической реальности; парадигмы | | | | политического знания; экспертное политическое | | | | знание; политическая аналитика и прогностика; | | | | сравнительная политология | | |----------------|-------------------------------------------------|---------| | ГСЭ.Ф.10 | Психология и педагогика | | | | Психология. Предмет, объект и методы | | | | психологии; место психологии в системе наук; | | | | история развития психологического знания и | | | | основные направления в психологии; индивид, | | | | личность, субъект, индивидуальность; психика | | | | и организм, психика, поведение и деятельность; | | | | основные функции психики; развитие психики в | | | | процессе онтогенеза и филогенеза; мозг и | | | | психика; структура психики, соотношение | | | | сознания и бессознательного; основные | | | | психические процессы, структура сознания; | | | | познавательные процессы: ощущение, восприятие, | | | | представление, воображение, мышление и | | | | интеллект, творчество, внимание, мнемические | | | | процессы; эмоции и чувства; психическая | | | | регуляция поведения и деятельности; общение и | | | | речь; психология личности; межличностные | | | | отношения; психология малых групп. | | | | Педагогика. Объект, предмет, задачи, функции, | | | | методы педагогики; основные категории | | | | педагогики: образование, воспитание, обучение, | | | | педагогическая деятельность, педагогическое | | | | взаимодействие, педагогическая технология, | | | | педагогическая задача; образование как | | | | общечеловеческая ценность; образование как | | | | социокультурный феномен и педагогический | | | | процесс; образовательная система России; цели, | | | | содержание, структура непрерывного | | | | образования, единство образования и | | | | самообразования; педагогический процесс; | | | | образовательная, воспитательная и развивающая | | | | функции обучения; воспитание в педагогическом | | | | процессе; общие формы организации учебной | | | | деятельности; урок, лекция, семинарские, | | | | практические и лабораторные занятия, диспут, | | | | конференция, зачет, экзамен, факультативные | | | | занятия, консультация; методы, приемы, | | | | средства организации и управления | | | | педагогическим процессом; семья как субъект | | | | педагогического взаимодействия и | | | | социокультурная среда воспитания и развития | | | | личности; управление образовательными | | | | системами | | |----------------|-------------------------------------------------|---------| | ГСЭ.Н.Р.00 | Национально-региональный (вузовский) компонент | 410 | |----------------|-------------------------------------------------|---------| | ГСЭ.В.00 | Дисциплины и курсы по выбору студента, | 130 | | | устанавливаемые вузом | | |----------------|-------------------------------------------------|---------| | ЕН | Общие математические и естественнонаучные | 400 | | | дисциплины | | |----------------|-------------------------------------------------|---------| | ЕН.Ф.00 | Федеральный компонент | 320 | |----------------|-------------------------------------------------|---------| | ЕН.Ф.01 | Концепции современного естествознания | | | | Современное естествознание: его предмет, | | | | общие принципы и тенденции развития; предмет | | | | и история естествознания; структура и | | | | динамика естественнонаучного познания; | | | | естественнонаучная и гуманитарная культуры; | | | | физическая и информационная картины мира; | | | | структурные уровни организации материи; | | | | фундаментальные законы природы и физическая | | | | картина мира; пространство и время; | | | | космологические модели; развитие основных | | | | направлений современной химии; современные | | | | науки о сложных самоорганизующихся системах: | | | | системный анализ, кибернетика, синергетика; | | | | учение о биосфере и экология; основные | | | | направления и законы современной биологии; | | | | естественные экосистемы и этология; | | | | глобальные связи в биосфере; естественные | | | | закономерности развития человека и общества; | | | | природные основы антропосоциогенеза; влияние | | | | естественных факторов на развитие | | | | общественной жизни; теории сознания и | | | | творчества в эпоху компьютеризации; | | | | современные науки о здоровье человека и | | | | биоэтика; современная естественнонаучная | | | | картина мира и ее место в культуре | | |----------------|-------------------------------------------------|---------| | ЕН.Ф.02 | Информатика и математика | | | | Основы математического моделирования | | | | социально-правовых процессов; методы теории | | | | вероятностей и математической статистики при | | | | решении служебных задач, стоящих перед | | | | правоохранительными органами; аппаратное | | | | обеспечение ПЭВМ; системное программное | | | | обеспечение; операционные системы; операционные | | | | оболочки; операционная среда MS Windows; | | | | прикладное программное обеспечение; обработка | | | | текстовой и графической информации; табличная | | | | обработка информации; системы управления | | | | базами данных; глобальные и локальные | | | | информационные сети; возможности использования | | | | современных информационных технологий для | | | | повышения эффективности охраны правопорядка и | | | | борьбы с преступностью; автоматизированные | | | | информационно-поисковые и информационно- | | | | справочные системы, интегрированные банки | | | | данных различных уровней управления | | | | (локальный, региональный, зональный, | | | | федеральный), автоматизированные рабочие | | | | места, экспертные системы; компьютер | | | | как инструмент преступления; основы защиты | | | | компьютерной информации | | |----------------|-------------------------------------------------|---------| | ЕН.Н.Р.00 | Национально-региональный (вузовский) компонент | 40 | |----------------|-------------------------------------------------|---------| | ЕН.В.00 | Дисциплины и курсы по выбору студента, | 40 | | | устанавливаемые вузом | | |----------------|-------------------------------------------------|---------| | ОПД | Общепрофессиональные дисциплины | 4232 | |----------------|-------------------------------------------------|---------| | ОПД.Ф.00 | Федеральный компонент | 3660 | |----------------|-------------------------------------------------|---------| | ОПД.Ф.01 | Теория государства и права | 220 | | | Методологические основы научного понимания | | | | государства и права, государственно-правовых | | | | явлений; закономерности исторического | | | | движения и функционирования государства и | | | | права; взаимосвязь государства, права и иных | | | | сфер жизни общества и человека; понятийный и | | | | категорийный аппарат теории государства и | | | | права; эволюция и соотношение современных | | | | государственных и правовых систем; | | | | правоохранительные органы в механизме | | | | государственного управления; нормотворческий | | | | процесс в деятельности правоохранительных | | | | органов; законность - основа деятельности | | | | правоохранительных органов; основные проблемы | | | | современного понимания государства и права; | | | | общая характеристика современных политико- | | | | правовых доктрин; роль права и государства в | | | | обеспечении социального мира и социальной | | | | безопасности | | |----------------|-------------------------------------------------|---------| | ОПД.Ф.02 | История государства и права России и | 250 | | | зарубежных стран | | | | История отечественного государства и права. | | | | Образование древнерусского государства и | | | | права; раннефеодальные государства на Руси | | | | (IX - начало XVI в.); татаро-монгольские | | | | государства на территории нашей страны (ХIII | | | | - XV вв.); образование централизованного | | | | Московского государства, сословно- | | | | представительская монархия в России; | | | | образование и развитие абсолютной монархии в | | | | России; государство и право России в период | | | | становления и развития капитализма; | | | | возникновение и основные этапы развития | | | | советского государства и права; государство и | | | | право Российской Федерации; зарождение и | | | | развитие правоохранительных органов России. | | | | История государства и права зарубежных стран. | | | | Государство и право в странах Древнего | | | | Востока: Египет, Вавилон, Индия, Китай; | | | | античные государства: Древняя Греция и | | | | Древний Рим; история римского права; | | | | феодальное государство и право в странах | | | | Европы (Англия, Франция, Германия и др.); | | | | роль христианской церкви в развитии | | | | государства и права; средневековые государства | | | | Востока: Исламский мир и Арабский халифат, | | | | Индия, Япония, Китай; мусульманское право; | | | | возникновение и развитие буржуазного | | | | государства и права (Англия, США, Франция, | | | | Германия и др.); образование англосаксонской | | | | и континентальной системы права; государство | | | | и право Новейшего времени (США, | | | | Великобритания, Франция, Германия и др.); | | | | государство и право в странах Центральной и | | | | Юго-Восточной Европы, Америки, Азии и Африки; | | | | основные тенденции развития государства и | | | | права зарубежных стран в XX веке; зарождение | | | | и развитие правоохранительных органов | | | | зарубежных стран | | |----------------|-------------------------------------------------|---------| | ОПД.Ф.03 | Конституционное (государственное) право | 280 | | | России и зарубежных стран | | | | Конституционное право России. Понятие, | | | | предмет и система конституционного права; | | | | источники конституционного права; место | | | | российского конституционного права в системе | | | | права России; основы учения о конституции; | | | | конституционное развитие России; Конституция | | | | РФ 1993 г. и ее особенности; понятие | | | | конституционного строя и его элементы; основы | | | | конституционного строя РФ; конституционные | | | | основы народовластия; основы правового | | | | положения граждан; конституционный статус | | | | человека и гражданина РФ; гражданство в РФ | | | | (принципы гражданства в РФ, основания | | | | приобретения и прекращения, порядок решения | | | | вопросов российского гражданства); | | | | конституционные права, свободы и обязанности | | | | российских граждан, их гарантии, реализация и | | | | защита; роль правоохранительных органов в | | | | механизме реализации и охраны прав и свобод | | | | граждан; особенности правового положения | | | | иностранных граждан и лиц без гражданства; | | | | правовое положение беженцев и внутренних | | | | переселенцев; государственное устройство РФ: | | | | содержание и правовое закрепление российского | | | | федерализма; конституционно-правовой статус | | | | субъектов РФ; административно-территориальное | | | | деление в Российской Федерации; автономия в | | | | России; избирательное право и избирательная | | | | система в РФ; правовой статус депутата в РФ; | | | | система и конституционно-правовой статус | | | | органов государства в РФ; Президент РФ, | | | | особенности его конституционного статуса; | | | | компетенция Президента РФ, акты Президента | | | | РФ; Федеральное Собрание - парламент РФ, его | | | | палаты; компетенция Федерального Собрания; | | | | законодательный процесс в Федеральном | | | | Собрании; Правительство РФ, его | | | | конституционный статус, полномочия; судебная | | | | власть в РФ; конституционные основы | | | | деятельности Прокуратуры РФ; Конституционный | | | | Суд РФ; конституционные основы системы | | | | государственной власти субъектов РФ; местное | | | | самоуправление в РФ; конституционные основы | | | | организации и деятельности правоохранительных | | | | органов России; место и роль | | | | правоохранительных органов в механизме защиты | | | | конституционного строя России. | | | | Конституционное право зарубежных стран. | | | | Классификация зарубежных государств по уровню | | | | их социально-экономического развития и | | | | характеру политического режима; основные | | | | тенденции развития конституционного права | | | | зарубежных государств; качественные | | | | характеристики конституционно-правового | | | | развития и конституционного права отдельных | | | | государств (США, Великобритания, Франция, | | | | Германия, Италия, Испания, Япония, Польша, | | | | Китай, Куба, Индия, Иран и др.); правовое | | | | положение граждан в зарубежных странах, | | | | разновидности политических режимов; формы | | | | государства; избирательное право и | | | | избирательные системы; органы государства и их | | | | положение; парламент и парламентаризм; | | | | муниципальные системы; конституционные основы | | | | организации и деятельности правоохранительных | | | | органов зарубежных стран; системы | | | | правоохранительных органов зарубежных стран | | |----------------|-------------------------------------------------|---------| | ОПД.Ф.04 | Административное право | 200 | | | Административное право в правовой системе | | | | Российской Федерации; управление, | | | | государственное управление, исполнительная | | | | власть; понятие административного права, | | | | предмет и метод административно-правового | | | | регулирования; соотношение административного | | | | права с другими отраслями права; система | | | | административного права; административно- | | | | правовые нормы; источники административного | | | | права; административно-правовые отношения; | | | | субъекты административного права; | | | | административно-правовые формы и методы | | | | государственного управления; ответственность | | | | по административному праву; административное | | | | право и законность в управлении; обеспечение | | | | законности в деятельности правоохранительных | | | | органов; административно-процессуальное | | | | право; административный процесс в деятельности | | | | правоохранительных органов; производство по | | | | делам об административных правонарушениях; | | | | роль правоохранительных органов в борьбе с | | | | административными правонарушениями; | | | | административно-правовая организация в | | | | отраслях материального производства, в | | | | социально-культурной и административно- | | | | политической сфере; место правоохранительных | | | | органов и особенности их правового положения | | | | в системе органов государственного управления; | | | | административно-правовые основы управления | | | | внутренними делами; методы государственного | | | | управления в сфере деятельности | | | | правоохранительных органов; служба в | | | | правоохранительных органах как особый вид | | | | государственной службы; взаимоотношения | | | | правоохранительных органов с государственными | | | | органами, органами местного самоуправления, | | | | организациями, общественными объединениями; | | | | порядок действия актов управления, издаваемых | | | | правоохранительными органами; административное | | | | право зарубежных стран | | |----------------|-------------------------------------------------|---------| | ОПД.Ф.05 | Правоохранительные органы и правоохранительная | 110 | | | деятельность | | | | Предмет, задачи и система дисциплины; общая | | | | характеристика и виды правоохранительной | | | | деятельности в Российской Федерации; правовые | | | | основы правоохранительной деятельности; | | | | судебная власть и судебная система в | | | | Российской Федерации; правосудие как вид | | | | правоохранительной деятельности, принципы | | | | правосудия; конституционный контроль в | | | | Российской Федерации; гражданское, уголовное и | | | | административное судопроизводство в Российской | | | | Федерации; судопроизводство в арбитражных | | | | судах Российской Федерации; органы юстиции, | | | | деятельность по исполнению судебных решений; | | | | прокурорский надзор и органы прокуратуры в | | | | Российской Федерации; предварительное | | | | расследование преступлений, органы | | | | предварительного следствия и дознания в | | | | Российской Федерации; оперативно-розыскная | | | | деятельность; охрана конституционного строя и | | | | безопасности государства, органы обеспечения | | | | безопасности в Российской Федерации; | | | | обеспечение охраны общественного правопорядка, | | | | органы внутренних дел Российской Федерации; | | | | правоохранительная деятельность фискальных | | | | органов Российской Федерации (таможенных | | | | органов и органов государственной налоговой | | Страницы: 1 2 |