ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ). СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 023100 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ЮРИСТ. Государственный стандарт. Министерство образования РФ (Минобразование России). 08.02.01 1 Э-ГУМ/СП

Оглавление


Страницы: 1  2  



               ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
                ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
             (ВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ
                  И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ).
        СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 023100 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
                         КВАЛИФИКАЦИЯ - ЮРИСТ

                                ГОСТ

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                          8 февраля 2001 г.
                            N 1 э-гум/сп

                                 (Д)


                                                             УТВЕРЖДАЮ
                                                           Заместитель
                                                  Министра образования
                                                  Российской Федерации
                                                          В.Д.ШАДРИКОВ
                                                   8 февраля 2001 года

                                                           Согласовано
                                                    Первый заместитель
                                               Министра внутренних дел
                                                  Российской Федерации
                                                          Н.Г.СОЛОВЬЕВ
                                                   6 февраля 2001 года

                                                 Номер государственной
                                                           регистрации
                                                            1 э-гум/сп

                                                   Вводится в действие
                                                 с момента утверждения

                1. Общая характеристика специальности
                023100 Правоохранительная деятельность

     1.1.   Специальность   023100   Правоохранительная   деятельность
утверждена  Приказом  Министерства образования Российской Федерации от
18 января 2001 г. N 155.
     1.2.  Квалификация  выпускника - юрист. Нормативный срок освоения
основной  образовательной программы подготовки юриста по специальности
023100  Правоохранительная  деятельность  при очной форме обучения - 5
лет.    Учитывая,    что    в    вузах    правоохранительных   органов
продолжительность каникул определяется в соответствии с ведомственными
нормативными   правовыми  актами,  регулирующими  порядок  прохождения
службы, в случае, когда продолжительность каникул меньше установленной
государственным   образовательным   стандартом,   по   заключению  УМО
образовательных  учреждений  профессионального  образования  в области
правоохранительной деятельности, допускается сокращение срока освоения
основной  образовательной  программы  подготовки  юриста  до  4  лет 6
месяцев (без сокращения объема времени теоретического обучения).
     1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
     Юрист должен:
     - знать   роль  и  место  правоохранительных  органов  в  системе
государственных органов Российской Федерации;
     - знать  особенности  правоохранительной  деятельности, ее роль и
место в укреплении законности и правопорядка;
     - знать  правовые  и  организационные  основы  правоохранительной
деятельности в соответствии с профилем подготовки;
     - обладать  гражданской  зрелостью, глубоким уважением к закону и
социальным ценностям правового государства, чувством профессионального
долга, соблюдать нормы профессиональной этики;
     - осознавать безусловный приоритет в служебной деятельности таких
ценностей,  как права, свободы и законные интересы граждан, законность
и дисциплина;
     - понимать  сущность, характер и взаимодействие правовых явлений,
знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его
деятельности,  понимать  их  взаимосвязь  в целостной системе знаний и
значение для реализации права в профессиональной деятельности;
     - обладать   профессионально   значимыми  волевыми  и  моральными
качествами и психологической устойчивостью;
     - уметь   толковать  и  применять  законы  и  другие  нормативные
правовые акты;
     - уметь    юридически    правильно    квалифицировать   факты   и
обстоятельства;
     - уметь   принимать  правовые  решения  и  совершать  юридические
действия в точном соответствии с законом;
     - знать  и  уметь  использовать  в  профессиональной деятельности
особенности  тактики и методики предупреждения, пресечения, выявления,
раскрытия    и    расследования    преступлений   и   административных
правонарушений в соответствии с профилем подготовки;
     - уметь  осуществлять защиту безопасности личности, общественного
порядка   и   общественной   безопасности,   пресекать  противоправные
действия,  в  том  числе  с  применением  физической силы, специальных
средств, с применением и использованием огнестрельного оружия;
     - уметь   осуществлять  профилактическую  работу  по  обеспечению
законности  и  укреплению  правопорядка, проводить пропаганду правовых
знаний среди населения;
     - уметь   осуществлять   свою  профессиональную  деятельность  во
взаимодействии   с   сотрудниками   иных  правоохранительных  органов,
представителями   других  государственных  органов,  органов  местного
самоуправления,  общественных  объединений,  с трудовыми коллективами,
гражданами,  муниципальными  органами охраны общественного порядка, со
средствами массовой информации;
     - иметь навыки профессионального общения с различными категориями
граждан;
     - уметь  в сложных условиях, экстремальных ситуациях, связанных с
выполнением     служебных     обязанностей,    принимать    правильные
управленческие  решения;  организовывать  собственную  работу и работу
исполнителей на основе современных представлений о научной организации
труда сотрудников правоохранительных органов;
     - уметь   использовать   специальную   технику,   применяемую   в
деятельности    правоохранительных    органов,    а   также   средства
вычислительной техники;
     - систематически  повышать  свою  профессиональную  квалификацию,
анализировать    и    обобщать    положительный    опыт   деятельности
правоохранительных органов и использовать его в своей профессиональной
деятельности.
     Область   профессиональной   деятельности   -  правоохранительная
деятельность,  направленная  на обеспечение законности и правопорядка,
борьбу с преступностью и иными правонарушениями.
     Объекты  профессиональной  деятельности  -  юридические  факты  и
правовые    отношения,    возникающие   в   сфере   правоохранительной
деятельности.
     1.4. Возможности продолжения образования.
     Юрист,   освоивший  основную  образовательную  программу  высшего
профессионального      образования     по     специальности     023100
Правоохранительная деятельность, подготовлен к продолжению образования
в аспирантуре (адъюнктуре).

            2. Требования к уровню подготовки абитуриентов

     2.1.  Предшествующий  уровень  образования  абитуриента - среднее
(полное) общее образование.
     2.2.  Абитуриент должен иметь документ государственного образца о
среднем  (полном)  общем  образовании,  или  среднем  профессиональном
образовании,  или  высшем  профессиональном образовании, или начальном
профессиональном  образовании,  если  в  нем  есть  запись о получении
предъявителем среднего (полного) общего образования.
     2.3.  При  приеме  на  обучение по специальности с зачислением на
службу  в  правоохранительные  органы образовательное учреждение имеет
право     проводить     дополнительные     вступительные     испытания
профессиональной направленности.

            3. Общие требования к основной образовательной
             программе подготовки юриста по специальности
                023100 Правоохранительная деятельность

     3.1.   Основная   образовательная   программа  подготовки  юриста
разрабатывается     на     основании    настоящего    государственного
образовательного  стандарта  и включает в себя учебный план, программы
учебных дисциплин, практик.
     3.2.  Требования  к  обязательному  минимуму  содержания основной
образовательной  программы подготовки юриста, к условиям ее реализации
и   срокам   ее   освоения   определяются   настоящим  государственным
образовательным стандартом.
     3.3.   Основная   образовательная   программа  подготовки  юриста
формируется   из   дисциплин  федерального,  национально-регионального
(вузовского)  компонентов,  дисциплин  по  выбору  студента,  а  также
факультативных  дисциплин.  Дисциплины  и  курсы  по выбору студента в
каждом  цикле  должны  содержательно дополнять дисциплины федерального
компонента.
     3.4.  Основная образовательная программа подготовки юриста должна
предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
     цикл   ГСЭ   -   общие   гуманитарные  и  социально-экономические
дисциплины;
     цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
     цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
     цикл ДС - дисциплины специализации;
     цикл ФТД - факультативы
     и итоговую государственную аттестацию.
     3.5. Содержание национально-регионального (вузовского) компонента
основной    образовательной   программы   подготовки   юриста   должно
обеспечивать  подготовку  выпускника в соответствии с квалификационной
характеристикой,      установленной      настоящим     государственным
образовательным стандартом.

          4. Требования к обязательному минимуму содержания
         основной образовательной программы подготовки юриста
       по специальности 023100 Правоохранительная деятельность

------------------------------------------------------------------------------
| Индекс         | Наименование дисциплин и их основные разделы    | Всего   |
|                |                                                 | часов   |
|----------------|-------------------------------------------------|---------|
| ГСЭ            | Общие гуманитарные и социально-экономические    | 1800    |
|                | дисциплины                                      |         |
|----------------|-------------------------------------------------|---------|
| ГСЭ.Ф.00       | Федеральный компонент                           | 1260    |
|----------------|-------------------------------------------------|---------|
| ГСЭ.Ф.01       | Иностранный язык                                | 340     |
|                | Специфика артикуляции звуков, интонации,        |         |
|                | акцентуации и ритма нейтральной речи в          |         |
|                | изучаемом языке; основные особенности полного   |         |
|                | стиля произношения, характерные для сферы       |         |
|                | профессиональной коммуникации; чтение           |         |
|                | транскрипции; лексический минимум в объеме      |         |
|                | 4000 учебных лексических единиц общего и        |         |
|                | терминологического характера; понятия           |         |
|                | дифференциации лексики по сферам применения     |         |
|                | (бытовая, терминологическая, общенаучная,       |         |
|                | официальная и др.); понятие о свободных и       |         |
|                | устойчивых словосочетаниях, фразеологических    |         |
|                | единицах; понятие об основных способах          |         |
|                | словообразования; грамматические навыки,        |         |
|                | обеспечивающие коммуникацию общего характера    |         |
|                | без искажения смысла при письменном и устном    |         |
|                | общении; основные грамматические явления,       |         |
|                | характерные для профессиональной речи;          |         |
|                | понятие об обиходно-литературном, официально-   |         |
|                | деловом, научном стилях, стиле художественной   |         |
|                | литературы; основные особенности научного       |         |
|                | стиля; культура и традиции стран изучаемого     |         |
|                | языка, правила речевого этикета; говорение;     |         |
|                | диалогическая и монологическая речь с           |         |
|                | использованием наиболее употребительных и       |         |
|                | относительно простых лексико-грамматических     |         |
|                | средств в основных коммуникативных ситуациях    |         |
|                | неофициального и официального общения; основы   |         |
|                | публичной речи (устное сообщение, доклад);      |         |
|                | аудирование; понимание диалогической и          |         |
|                | монологической речи в сфере бытовой и           |         |
|                | профессиональной коммуникации; чтение; виды     |         |
|                | текстов: несложные прагматические тексты и      |         |
|                | тексты по широкому и узкому профилю             |         |
|                | специальности; письмо; виды речевых             |         |
|                | произведений: аннотация, реферат, тезисы,       |         |
|                | сообщения, частное письмо, деловое письмо,      |         |
|                | биография                                       |         |
|----------------|-------------------------------------------------|---------|
| ГСЭ.Ф.02       | Физическая культура <1>                         | 408     |
|                | Физическая культура: ее общекультурная и        |         |
|                | профессиональная значимость; физическая         |         |
|                | культура личности; основы здорового образа      |         |
|                | жизни студента; общая физическая и              |         |
|                | специальная подготовка в системе физического    |         |
|                | воспитания; профессионально-прикладная          |         |
|                | физическая подготовка студентов; основы         |         |
|                | методики самостоятельных занятий и              |         |
|                | самоконтроль за состоянием своего организма;    |         |
|                | организационно-правовые основы физической       |         |
|                | подготовки сотрудников правоохранительных       |         |
|                | органов; особенности двигательного режима       |         |
|                | работы сотрудников различных служб              |         |
|                | правоохранительных органов; профессионально     |         |
|                | важные физические качества сотрудников          |         |
|                | различных служб правоохранительных органов;     |         |
|                | общепедагогические и специфические принципы     |         |
|                | физической подготовки сотрудников               |         |
|                | правоохранительных органов; средства, методы    |         |
|                | и формы физической подготовки; построение       |         |
|                | процесса физической подготовки в                |         |
|                | образовательных учреждениях правоохранительных  |         |
|                | органов; броски; приемы борьбы лежа; удушающие  |         |
|                | приемы; приемы задержания и сопровождения       |         |
|                | правонарушителей; удары и защиты от ударов;     |         |
|                | уходы из опасных положений при единоборствах    |         |
|                | и борьбе с правонарушителями; приемы            |         |
|                | обезоруживания правонарушителей; наружный       |         |
|                | осмотр и связывание правонарушителя; способы    |         |
|                | помощи сотруднику правоохранительных органов    |         |
|                | при задержании сопротивляющихся                 |         |
|                | правонарушителей; приемы рукопашного боя с      |         |
|                | автоматом; действия с использованием средств    |         |
|                | активной обороны (резиновой палки); учебно-     |         |
|                | тренировочные поединки по борьбе, боксу,        |         |
|                | рукопашному бою; отработка правомерных          |         |
|                | действий по силовому пресечению                 |         |
|                | правонарушений, задержанию и сопровождению      |         |
|                | сопротивляющихся правонарушителей на основе     |         |
|                | моделирования типовых ситуаций оперативно-      |         |
|                | служебной деятельности сотрудников              |         |
|                | правоохранительных органов; формирование        |         |
|                | абсолютной и взрывной силы, общей и             |         |
|                | специальной выносливости                        |         |
|----------------|-------------------------------------------------|---------|
| ГСЭ.Ф.03       | Отечественная история                           |         |
|                | Сущность, формы, функции исторического знания;  |         |
|                | методы и источники изучения истории; понятие и  |         |
|                | классификация исторического источника;          |         |
|                | отечественная историография в прошлом и         |         |
|                | настоящем: общее и особенное; методология и     |         |
|                | теория исторической науки; история России -     |         |
|                | неотъемлемая часть всемирной истории; античное  |         |
|                | наследие в эпоху Великого переселения народов;  |         |
|                | проблема этногенеза восточных славян; основные  |         |
|                | этапы становления государственности. Древняя    |         |
|                | Русь и кочевники; византийско-древнерусские     |         |
|                | связи; особенности социального строя Древней    |         |
|                | Руси; этнокультурные и социально-политические   |         |
|                | процессы становления русской                    |         |
|                | государственности; принятие христианства;       |         |
|                | распространение ислама; эволюция                |         |
|                | восточнославянской государственности и          |         |
|                | общества в XI - ХII вв.; социально-             |         |
|                | политические изменения в русских землях в       |         |
|                | XIII - XV вв.; Русь и Орда: проблемы            |         |
|                | взаимоотношений; Россия и средневековые         |         |
|                | государства Европы и Азии; специфика            |         |
|                | формирования единого российского государства;   |         |
|                | возвышение Москвы; формирование сословной       |         |
|                | системы организации общества; реформы Петра I;  |         |
|                | век Екатерины; предпосылки и особенности        |         |
|                | складывания российского абсолютизма;            |         |
|                | дискуссии о генезисе самодержавия; особенности  |         |
|                | и основные этапы экономического развития        |         |
|                | России; эволюция форм собственности на землю;   |         |
|                | структура феодального землевладения;            |         |
|                | крепостное право в России; мануфактурно-        |         |
|                | промышленное производство; становление          |         |
|                | индустриального общества в России: общее и      |         |
|                | особенное; общественная мысль и особенности     |         |
|                | общественного движения России XIX в.; реформы   |         |
|                | и реформаторы в России; русская культура XIX    |         |
|                | века и ее вклад в мировую культуру; роль XX     |         |
|                | столетия в мировой истории; глобализация        |         |
|                | общественных процессов; проблема                |         |
|                | экономического роста и модернизации; революции  |         |
|                | и реформы; социальная трансформация общества;   |         |
|                | столкновение тенденций интернационализма и      |         |
|                | национализма, интеграции и сепаратизма,         |         |
|                | демократии и авторитаризма; Россия в начале     |         |
|                | XX в.; объективная потребность индустриальной   |         |
|                | модернизации России; российские реформы в       |         |
|                | контексте общемирового развития в начале века;  |         |
|                | политические партии России: генезис,            |         |
|                | классификация, программы, тактика; Россия в     |         |
|                | условиях мировой войны и общенационального      |         |
|                | кризиса; революции 1917 г.; гражданская война   |         |
|                | и интервенция, их результаты и последствия;     |         |
|                | российская эмиграция; социально-экономическое   |         |
|                | развитие страны в 20-е гг.; НЭП; формирование   |         |
|                | однопартийного политического режима;            |         |
|                | образование СССР; культурная жизнь страны в     |         |
|                | 20-е гг.; внешняя политика; курс на             |         |
|                | строительство социализма в одной стране и его   |         |
|                | последствия; социально-экономические            |         |
|                | преобразования в 30-е гг.; усиление режима      |         |
|                | личной власти Сталина; сопротивление            |         |
|                | сталинизму; СССР накануне и в начальный период  |         |
|                | второй мировой войны; Великая Отечественная     |         |
|                | война; социально-экономическое развитие,        |         |
|                | общественно-политическая жизнь, культура,       |         |
|                | внешняя политика СССР в послевоенные годы;      |         |
|                | холодная война; попытки осуществления           |         |
|                | политических и экономических реформ; НТР и ее   |         |
|                | влияние на ход общественного развития; СССР в   |         |
|                | середине 60 - 80-х гг.: нарастание кризисных    |         |
|                | явлений; Советский Союз в 1985 - 1991 гг.;      |         |
|                | перестройка; попытка государственного           |         |
|                | переворота 1991 г. и ее провал; распад СССР;    |         |
|                | октябрьские события 1993 г.; Россия на пути     |         |
|                | радикальной социально-политической              |         |
|                | модернизации; культура в современной России;    |         |
|                | внешнеполитическая деятельность в условиях      |         |
|                | новой геополитической ситуации                  |         |
|----------------|-------------------------------------------------|---------|
| ГСЭ.Ф.04       | Философия                                       |         |
|                | Предмет философии; место и роль философии в     |         |
|                | культуре; становление философии; основные       |         |
|                | направления, школы философии и этапы ее         |         |
|                | исторического развития; структура философского  |         |
|                | знания; учение о бытии; монистические и         |         |
|                | плюралистические концепции бытия,               |         |
|                | самоорганизация бытия; понятия материального и  |         |
|                | идеального; пространство, время; движение и     |         |
|                | развитие, диалектика; детерминизм и             |         |
|                | индетерминизм; динамические и статистические    |         |
|                | закономерности; научные, философские и          |         |
|                | религиозные картины мира; человек, общество,    |         |
|                | культура; человек и природа; общество и его     |         |
|                | структура; гражданское общество и государство;  |         |
|                | человек в системе социальных связей; человек и  |         |
|                | исторический процесс; личность и массы,         |         |
|                | свобода и необходимость; формационная и         |         |
|                | цивилизационная концепции общественного         |         |
|                | развития; смысл человеческого бытия; насилие    |         |
|                | и ненасилие; свобода и ответственность;         |         |
|                | мораль, справедливость, право; нравственные     |         |
|                | ценности; представления о совершенном           |         |
|                | человеке в различных культурах; эстетические    |         |
|                | ценности и их роль в человеческой жизни;        |         |
|                | религиозные ценности и свобода совести;         |         |
|                | сознание и познание; сознание, самосознание и   |         |
|                | личность; познание, творчество, практика; вера  |         |
|                | и знание; понимание и объяснение; рациональное  |         |
|                | и иррациональное в познавательной               |         |
|                | деятельности; проблема истины;                  |         |
|                | действительность, мышление, логика и язык;      |         |
|                | научное и вненаучное знание; критерии           |         |
|                | научности; структура научного познания, его     |         |
|                | методы и формы; рост научного знания; научные   |         |
|                | революции и смены типов рациональности; наука   |         |
|                | и техника; будущее человечества; глобальные     |         |
|                | проблемы современности; взаимодействие          |         |
|                | цивилизаций и сценарии будущего                 |         |
|----------------|-------------------------------------------------|---------|
| ГСЭ.Ф.05       | Экономика                                       |         |
|                | Введение в экономическую теорию; предмет и      |         |
|                | методы экономической теории; блага;             |         |
|                | потребности, ресурсы; экономический выбор;      |         |
|                | экономические отношения; собственность:         |         |
|                | экономические и юридические аспекты;            |         |
|                | экономические системы; основные этапы развития  |         |
|                | экономической теории.                           |         |
|                | Микроэкономика. Рынок; спрос и предложение,     |         |
|                | их эластичность; потребительские предпочтения   |         |
|                | и предельная полезность; факторы спроса;        |         |
|                | индивидуальный и рыночный спрос; эффект         |         |
|                | дохода и эффект замещения; предложение и его    |         |
|                | факторы; закон убывающей предельной             |         |
|                | производительности; эффект масштаба; виды       |         |
|                | издержек; фирма; выручка и прибыль; принцип     |         |
|                | максимизации прибыли; предложение совершенно    |         |
|                | конкурентной фирмы и отрасли; эффективность     |         |
|                | конкурентных рынков; рыночная власть;           |         |
|                | монополия; монополистическая конкуренция;       |         |
|                | олигополия; антимонопольное регулирование;      |         |
|                | спрос на факторы производства; рынок труда;     |         |
|                | спрос и предложение труда; заработная плата и   |         |
|                | ее формы; рынок капитала; процентная ставка и   |         |
|                | инвестиции; рынок земли; рента; общее           |         |
|                | равновесие и благосостояние; распределение      |         |
|                | доходов; неравенство; внешние эффекты и         |         |
|                | общественные блага; преимущества и недостатки   |         |
|                | рынка, роль государства в экономике.            |         |
|                | Макроэкономика. Национальная экономика как      |         |
|                | целое; кругооборот доходов и продуктов;         |         |
|                | основные макроэкономические показатели:         |         |
|                | валовой национальный продукт, валовой           |         |
|                | внутренний продукт, национальный доход и др.,   |         |
|                | способы их измерения; располагаемый личный      |         |
|                | доход; индексы цен; безработица и ее формы;     |         |
|                | инфляция и ее виды; экономические циклы;        |         |
|                | макроэкономическое равновесие; совокупный       |         |
|                | спрос и совокупное предложение;                 |         |
|                | макроэкономическое регулирование рыночной       |         |
|                | экономики; стабилизационная политика;           |         |
|                | равновесие на товарном рынке; потребление и     |         |
|                | сбережения; инвестиции; государственные         |         |
|                | расходы и налоги; эффект мультипликатора;       |         |
|                | бюджетно-налоговая политика; деньги и их        |         |
|                | функции; равновесие на денежном рынке;          |         |
|                | денежный мультипликатор; банковская система;    |         |
|                | денежно-кредитная политика; экономический       |         |
|                | рост и развитие; международные экономические    |         |
|                | отношения; внешняя торговля и торговая          |         |
|                | политика; платежный баланс; валютная система    |         |
|                | и валютный курс; особенности современной        |         |
|                | экономики России: приватизация, формы           |         |
|                | собственности, предпринимательство, рынок       |         |
|                | труда; распределение и доходы; преобразования   |         |
|                | в социальной сфере; структурные сдвиги в        |         |
|                | экономике; теневая экономика и экономическая    |         |
|                | безопасность; формирование открытой экономики   |         |
|----------------|-------------------------------------------------|---------|
| ГСЭ.Ф.06       | Социология                                      |         |
|                | Предыстория и социальные предпосылки            |         |
|                | социологии как науки; социологический проект    |         |
|                | Конта; классические социологические теории;     |         |
|                | современные социологические теории; русская     |         |
|                | социологическая мысль; общество и социальные    |         |
|                | институты; социальные группы и общности; виды   |         |
|                | общностей; общность и личность; малые группы    |         |
|                | и коллективы; социальная организация;           |         |
|                | социальное неравенство, стратификация и         |         |
|                | социальная мобильность; понятие социального     |         |
|                | статуса; социальное взаимодействие и            |         |
|                | социальные отношения; общественное мнение как   |         |
|                | институт гражданского общества; культура как    |         |
|                | фактор социальных изменений; взаимодействие     |         |
|                | экономики, социальных отношений и культуры;     |         |
|                | личность как субъект и объект социальных        |         |
|                | отношений; природа и сущность социального       |         |
|                | конфликта; социология права как частная         |         |
|                | социологическая теория; социальный контроль и   |         |
|                | девиация; социальные изменения; концепции       |         |
|                | социального прогресса; место Российского        |         |
|                | общества в мировом сообществе; методы           |         |
|                | социологического исследования                   |         |
|----------------|-------------------------------------------------|---------|
| ГСЭ.Ф.07       | Русский язык и культура речи                    |         |
|                | Стили современного русского литературного       |         |
|                | языка; языковая норма, ее роль в становлении    |         |
|                | и функционировании литературного языка;         |         |
|                | речевое взаимодействие; основные единицы        |         |
|                | общения; устная и письменная разновидности      |         |
|                | литературного языка; нормативные,               |         |
|                | коммуникативные, этические аспекты устной и     |         |
|                | письменной речи; функциональные стили           |         |
|                | современного русского языка; взаимодействие     |         |
|                | функциональных стилей; научный стиль;           |         |
|                | специфика использования элементов различных     |         |
|                | языковых уровней в научной речи; речевые        |         |
|                | нормы учебной и научной сфер деятельности;      |         |
|                | официально-деловой стиль, сфера его             |         |
|                | функционирования, жанровое разнообразие;        |         |
|                | языковые формулы официальных документов;        |         |
|                | приемы унификации языка служебных документов;   |         |
|                | интернациональные свойства русской              |         |
|                | официально-деловой письменной речи; язык и      |         |
|                | стиль распорядительных документов; язык и       |         |
|                | стиль инструктивно-методических документов;     |         |
|                | правила оформления документов; речевой этикет   |         |
|                | в документе; жанровая дифференциация и отбор    |         |
|                | языковых средств в публицистическом стиле;      |         |
|                | особенности устной публичной речи; оратор и     |         |
|                | его аудитория; основные виды аргументов;        |         |
|                | подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск   |         |
|                | материала, начало, развертывание и завершение   |         |
|                | речи; основные приемы поиска материала и виды   |         |
|                | вспомогательных материалов; словесное           |         |
|                | оформление публичного выступления;              |         |
|                | понятливость, информативность и                 |         |
|                | выразительность публичной речи; разговорная     |         |
|                | речь в системе функциональных разновидностей    |         |
|                | русского литературного языка; условия           |         |
|                | функционирования разговорной речи, роль         |         |
|                | внеязыковых факторов; культура речи; основные   |         |
|                | направления совершенствования навыков           |         |
|                | грамотного письма и говорения                   |         |
|----------------|-------------------------------------------------|---------|
| ГСЭ.Ф.08       | Культурология                                   |         |
|                | Структура и состав современного                 |         |
|                | культурологического знания; культурология и     |         |
|                | философия культуры, социология культуры,        |         |
|                | культурная антропология; культурология и        |         |
|                | история мировой культуры; история культуры      |         |
|                | России; школы, направления и теории в           |         |
|                | культурологии; охрана и использование           |         |
|                | культурного наследия; теоретическая и           |         |
|                | прикладная культурология; методы                |         |
|                | культурологических исследований; основные       |         |
|                | понятия культурологии: культура, цивилизация,   |         |
|                | морфология культуры, функции культуры,          |         |
|                | культурогенез, динамика культуры, язык и        |         |
|                | символ культуры, культурные коды,               |         |
|                | межкультурные коммуникации, культурные          |         |
|                | ценности и нормы, культурные традиции,          |         |
|                | культурная картина мира, социальные институты   |         |
|                | культуры, культурная самоидентичность,          |         |
|                | культурная модернизация; типология культур;     |         |
|                | этническая и национальная, элитарная и          |         |
|                | массовая культура; восточные и западные типы    |         |
|                | культур; специфические и "серединные"           |         |
|                | культуры; локальные культуры; тенденции         |         |
|                | культурной универсализации в мировом            |         |
|                | современном процессе; культура и природа;       |         |
|                | культура и общество; культура и глобальные      |         |
|                | проблемы современности; культура и личность;    |         |
|                | инкультурация и социализация                    |         |
|----------------|-------------------------------------------------|---------|
| ГСЭ.Ф.09       | Политология                                     |         |
|                | Объект, предмет и метод политической науки;     |         |
|                | функции политологии; политическая жизнь и       |         |
|                | властные отношения; роль и место политики в     |         |
|                | жизни современных обществ; социальные функции   |         |
|                | политики; история политических учений;          |         |
|                | российская политическая традиция: истоки,       |         |
|                | социокультурные основания, историческая         |         |
|                | динамика; современные политологические школы;   |         |
|                | гражданское общество, его происхождение и       |         |
|                | особенности; особенности становления            |         |
|                | гражданского общества в России;                 |         |
|                | институциональные аспекты политики;             |         |
|                | политическая власть; политическая система;      |         |
|                | политические режимы, политические партии,       |         |
|                | электоральные системы; политические отношения   |         |
|                | и процессы; политические конфликты и способы    |         |
|                | их разрешения; политические технологии;         |         |
|                | политический менеджмент; политическая           |         |
|                | модернизация; политические организации и        |         |
|                | движения; политические элиты; политическое      |         |
|                | лидерство; социокультурные аспекты политики;    |         |
|                | мировая экономика и международные отношения;    |         |
|                | особенности мирового политического процесса;    |         |
|                | национально-государственные интересы России в   |         |
|                | новой геополитической ситуации; методология     |         |
|                | познания политической реальности; парадигмы     |         |
|                | политического знания; экспертное политическое   |         |
|                | знание; политическая аналитика и прогностика;   |         |
|                | сравнительная политология                       |         |
|----------------|-------------------------------------------------|---------|
| ГСЭ.Ф.10       | Психология и педагогика                         |         |
|                | Психология. Предмет, объект и методы            |         |
|                | психологии; место психологии в системе наук;    |         |
|                | история развития психологического знания и      |         |
|                | основные направления в психологии; индивид,     |         |
|                | личность, субъект, индивидуальность; психика    |         |
|                | и организм, психика, поведение и деятельность;  |         |
|                | основные функции психики; развитие психики в    |         |
|                | процессе онтогенеза и филогенеза; мозг и        |         |
|                | психика; структура психики, соотношение         |         |
|                | сознания и бессознательного; основные           |         |
|                | психические процессы, структура сознания;       |         |
|                | познавательные процессы: ощущение, восприятие,  |         |
|                | представление, воображение, мышление и          |         |
|                | интеллект, творчество, внимание, мнемические    |         |
|                | процессы; эмоции и чувства; психическая         |         |
|                | регуляция поведения и деятельности; общение и   |         |
|                | речь; психология личности; межличностные        |         |
|                | отношения; психология малых групп.              |         |
|                | Педагогика. Объект, предмет, задачи, функции,   |         |
|                | методы педагогики; основные категории           |         |
|                | педагогики: образование, воспитание, обучение,  |         |
|                | педагогическая деятельность, педагогическое     |         |
|                | взаимодействие, педагогическая технология,      |         |
|                | педагогическая задача; образование как          |         |
|                | общечеловеческая ценность; образование как      |         |
|                | социокультурный феномен и педагогический        |         |
|                | процесс; образовательная система России; цели,  |         |
|                | содержание, структура непрерывного              |         |
|                | образования, единство образования и             |         |
|                | самообразования; педагогический процесс;        |         |
|                | образовательная, воспитательная и развивающая   |         |
|                | функции обучения; воспитание в педагогическом   |         |
|                | процессе; общие формы организации учебной       |         |
|                | деятельности; урок, лекция, семинарские,        |         |
|                | практические и лабораторные занятия, диспут,    |         |
|                | конференция, зачет, экзамен, факультативные     |         |
|                | занятия, консультация; методы, приемы,          |         |
|                | средства организации и управления               |         |
|                | педагогическим процессом; семья как субъект     |         |
|                | педагогического взаимодействия и                |         |
|                | социокультурная среда воспитания и развития     |         |
|                | личности; управление образовательными           |         |
|                | системами                                       |         |
|----------------|-------------------------------------------------|---------|
| ГСЭ.Н.Р.00     | Национально-региональный (вузовский) компонент  | 410     |
|----------------|-------------------------------------------------|---------|
| ГСЭ.В.00       | Дисциплины и курсы по выбору студента,          | 130     |
|                | устанавливаемые вузом                           |         |
|----------------|-------------------------------------------------|---------|
| ЕН             | Общие математические и естественнонаучные       | 400     |
|                | дисциплины                                      |         |
|----------------|-------------------------------------------------|---------|
| ЕН.Ф.00        | Федеральный компонент                           | 320     |
|----------------|-------------------------------------------------|---------|
| ЕН.Ф.01        | Концепции современного естествознания           |         |
|                | Современное естествознание: его предмет,        |         |
|                | общие принципы и тенденции развития; предмет    |         |
|                | и история естествознания; структура и           |         |
|                | динамика естественнонаучного познания;          |         |
|                | естественнонаучная и гуманитарная культуры;     |         |
|                | физическая и информационная картины мира;       |         |
|                | структурные уровни организации материи;         |         |
|                | фундаментальные законы природы и физическая     |         |
|                | картина мира; пространство и время;             |         |
|                | космологические модели; развитие основных       |         |
|                | направлений современной химии; современные      |         |
|                | науки о сложных самоорганизующихся системах:    |         |
|                | системный анализ, кибернетика, синергетика;     |         |
|                | учение о биосфере и экология; основные          |         |
|                | направления и законы современной биологии;      |         |
|                | естественные экосистемы и этология;             |         |
|                | глобальные связи в биосфере; естественные       |         |
|                | закономерности развития человека и общества;    |         |
|                | природные основы антропосоциогенеза; влияние    |         |
|                | естественных факторов на развитие               |         |
|                | общественной жизни; теории сознания и           |         |
|                | творчества в эпоху компьютеризации;             |         |
|                | современные науки о здоровье человека и         |         |
|                | биоэтика; современная естественнонаучная        |         |
|                | картина мира и ее место в культуре              |         |
|----------------|-------------------------------------------------|---------|
| ЕН.Ф.02        | Информатика и математика                        |         |
|                | Основы математического моделирования            |         |
|                | социально-правовых процессов; методы теории     |         |
|                | вероятностей и математической статистики при    |         |
|                | решении служебных задач, стоящих перед          |         |
|                | правоохранительными органами; аппаратное        |         |
|                | обеспечение ПЭВМ; системное программное         |         |
|                | обеспечение; операционные системы; операционные |         |
|                | оболочки; операционная среда MS Windows;        |         |
|                | прикладное программное обеспечение; обработка   |         |
|                | текстовой и графической информации; табличная   |         |
|                | обработка информации; системы управления        |         |
|                | базами данных; глобальные и локальные           |         |
|                | информационные сети; возможности использования  |         |
|                | современных информационных технологий для       |         |
|                | повышения эффективности охраны правопорядка и   |         |
|                | борьбы с преступностью; автоматизированные      |         |
|                | информационно-поисковые и информационно-        |         |
|                | справочные системы, интегрированные банки       |         |
|                | данных различных уровней управления             |         |
|                | (локальный, региональный, зональный,            |         |
|                | федеральный), автоматизированные рабочие        |         |
|                | места, экспертные системы; компьютер            |         |
|                | как инструмент преступления; основы защиты      |         |
|                | компьютерной информации                         |         |
|----------------|-------------------------------------------------|---------|
| ЕН.Н.Р.00      | Национально-региональный (вузовский) компонент  | 40      |
|----------------|-------------------------------------------------|---------|
| ЕН.В.00        | Дисциплины и курсы по выбору студента,          | 40      |
|                | устанавливаемые вузом                           |         |
|----------------|-------------------------------------------------|---------|
| ОПД            | Общепрофессиональные дисциплины                 | 4232    |
|----------------|-------------------------------------------------|---------|
| ОПД.Ф.00       | Федеральный компонент                           | 3660    |
|----------------|-------------------------------------------------|---------|
| ОПД.Ф.01       | Теория государства и права                      | 220     |
|                | Методологические основы научного понимания      |         |
|                | государства и права, государственно-правовых    |         |
|                | явлений; закономерности исторического           |         |
|                | движения и функционирования государства и       |         |
|                | права; взаимосвязь государства, права и иных    |         |
|                | сфер жизни общества и человека; понятийный и    |         |
|                | категорийный аппарат теории государства и       |         |
|                | права; эволюция и соотношение современных       |         |
|                | государственных и правовых систем;              |         |
|                | правоохранительные органы в механизме           |         |
|                | государственного управления; нормотворческий    |         |
|                | процесс в деятельности правоохранительных       |         |
|                | органов; законность - основа деятельности       |         |
|                | правоохранительных органов; основные проблемы   |         |
|                | современного понимания государства и права;     |         |
|                | общая характеристика современных политико-      |         |
|                | правовых доктрин; роль права и государства в    |         |
|                | обеспечении социального мира и социальной       |         |
|                | безопасности                                    |         |
|----------------|-------------------------------------------------|---------|
| ОПД.Ф.02       | История государства и права России и            | 250     |
|                | зарубежных стран                                |         |
|                | История отечественного государства и права.     |         |
|                | Образование древнерусского государства и        |         |
|                | права; раннефеодальные государства на Руси      |         |
|                | (IX - начало XVI в.); татаро-монгольские        |         |
|                | государства на территории нашей страны (ХIII    |         |
|                | - XV вв.); образование централизованного        |         |
|                | Московского государства, сословно-              |         |
|                | представительская монархия в России;            |         |
|                | образование и развитие абсолютной монархии в    |         |
|                | России; государство и право России в период     |         |
|                | становления и развития капитализма;             |         |
|                | возникновение и основные этапы развития         |         |
|                | советского государства и права; государство и   |         |
|                | право Российской Федерации; зарождение и        |         |
|                | развитие правоохранительных органов России.     |         |
|                | История государства и права зарубежных стран.   |         |
|                | Государство и право в странах Древнего          |         |
|                | Востока: Египет, Вавилон, Индия, Китай;         |         |
|                | античные государства: Древняя Греция и          |         |
|                | Древний Рим; история римского права;            |         |
|                | феодальное государство и право в странах        |         |
|                | Европы (Англия, Франция, Германия и др.);       |         |
|                | роль христианской церкви в развитии             |         |
|                | государства и права; средневековые государства  |         |
|                | Востока: Исламский мир и Арабский халифат,      |         |
|                | Индия, Япония, Китай; мусульманское право;      |         |
|                | возникновение и развитие буржуазного            |         |
|                | государства и права (Англия, США, Франция,      |         |
|                | Германия и др.); образование англосаксонской    |         |
|                | и континентальной системы права; государство    |         |
|                | и право Новейшего времени (США,                 |         |
|                | Великобритания, Франция, Германия и др.);       |         |
|                | государство и право в странах Центральной и     |         |
|                | Юго-Восточной Европы, Америки, Азии и Африки;   |         |
|                | основные тенденции развития государства и       |         |
|                | права зарубежных стран в XX веке; зарождение    |         |
|                | и развитие правоохранительных органов           |         |
|                | зарубежных стран                                |         |
|----------------|-------------------------------------------------|---------|
| ОПД.Ф.03       | Конституционное (государственное) право         | 280     |
|                | России и зарубежных стран                       |         |
|                | Конституционное право России. Понятие,          |         |
|                | предмет и система конституционного права;       |         |
|                | источники конституционного права; место         |         |
|                | российского конституционного права в системе    |         |
|                | права России; основы учения о конституции;      |         |
|                | конституционное развитие России; Конституция    |         |
|                | РФ 1993 г. и ее особенности; понятие            |         |
|                | конституционного строя и его элементы; основы   |         |
|                | конституционного строя РФ; конституционные      |         |
|                | основы народовластия; основы правового          |         |
|                | положения граждан; конституционный статус       |         |
|                | человека и гражданина РФ; гражданство в РФ      |         |
|                | (принципы гражданства в РФ, основания           |         |
|                | приобретения и прекращения, порядок решения     |         |
|                | вопросов российского гражданства);              |         |
|                | конституционные права, свободы и обязанности    |         |
|                | российских граждан, их гарантии, реализация и   |         |
|                | защита; роль правоохранительных органов в       |         |
|                | механизме реализации и охраны прав и свобод     |         |
|                | граждан; особенности правового положения        |         |
|                | иностранных граждан и лиц без гражданства;      |         |
|                | правовое положение беженцев и внутренних        |         |
|                | переселенцев; государственное устройство РФ:    |         |
|                | содержание и правовое закрепление российского   |         |
|                | федерализма; конституционно-правовой статус     |         |
|                | субъектов РФ; административно-территориальное   |         |
|                | деление в Российской Федерации; автономия в     |         |
|                | России; избирательное право и избирательная     |         |
|                | система в РФ; правовой статус депутата в РФ;    |         |
|                | система и конституционно-правовой статус        |         |
|                | органов государства в РФ; Президент РФ,         |         |
|                | особенности его конституционного статуса;       |         |
|                | компетенция Президента РФ, акты Президента      |         |
|                | РФ; Федеральное Собрание - парламент РФ, его    |         |
|                | палаты; компетенция Федерального Собрания;      |         |
|                | законодательный процесс в Федеральном           |         |
|                | Собрании; Правительство РФ, его                 |         |
|                | конституционный статус, полномочия; судебная    |         |
|                | власть в РФ; конституционные основы             |         |
|                | деятельности Прокуратуры РФ; Конституционный    |         |
|                | Суд РФ; конституционные основы системы          |         |
|                | государственной власти субъектов РФ; местное    |         |
|                | самоуправление в РФ; конституционные основы     |         |
|                | организации и деятельности правоохранительных   |         |
|                | органов России; место и роль                    |         |
|                | правоохранительных органов в механизме защиты   |         |
|                | конституционного строя России.                  |         |
|                | Конституционное право зарубежных стран.         |         |
|                | Классификация зарубежных государств по уровню   |         |
|                | их социально-экономического развития и          |         |
|                | характеру политического режима; основные        |         |
|                | тенденции развития конституционного права       |         |
|                | зарубежных государств; качественные             |         |
|                | характеристики конституционно-правового         |         |
|                | развития и конституционного права отдельных     |         |
|                | государств (США, Великобритания, Франция,       |         |
|                | Германия, Италия, Испания, Япония, Польша,      |         |
|                | Китай, Куба, Индия, Иран и др.); правовое       |         |
|                | положение граждан в зарубежных странах,         |         |
|                | разновидности политических режимов; формы       |         |
|                | государства; избирательное право и              |         |
|                | избирательные системы; органы государства и их  |         |
|                | положение; парламент и парламентаризм;          |         |
|                | муниципальные системы; конституционные основы   |         |
|                | организации и деятельности правоохранительных   |         |
|                | органов зарубежных стран; системы               |         |
|                | правоохранительных органов зарубежных стран     |         |
|----------------|-------------------------------------------------|---------|
| ОПД.Ф.04       | Административное право                          | 200     |
|                | Административное право в правовой системе       |         |
|                | Российской Федерации; управление,               |         |
|                | государственное управление, исполнительная      |         |
|                | власть; понятие административного права,        |         |
|                | предмет и метод административно-правового       |         |
|                | регулирования; соотношение административного    |         |
|                | права с другими отраслями права; система        |         |
|                | административного права; административно-       |         |
|                | правовые нормы; источники административного     |         |
|                | права; административно-правовые отношения;      |         |
|                | субъекты административного права;               |         |
|                | административно-правовые формы и методы         |         |
|                | государственного управления; ответственность    |         |
|                | по административному праву; административное    |         |
|                | право и законность в управлении; обеспечение    |         |
|                | законности в деятельности правоохранительных    |         |
|                | органов; административно-процессуальное         |         |
|                | право; административный процесс в деятельности  |         |
|                | правоохранительных органов; производство по     |         |
|                | делам об административных правонарушениях;      |         |
|                | роль правоохранительных органов в борьбе с      |         |
|                | административными правонарушениями;             |         |
|                | административно-правовая организация в          |         |
|                | отраслях материального производства, в          |         |
|                | социально-культурной и административно-         |         |
|                | политической сфере; место правоохранительных    |         |
|                | органов и особенности их правового положения    |         |
|                | в системе органов государственного управления;  |         |
|                | административно-правовые основы управления      |         |
|                | внутренними делами; методы государственного     |         |
|                | управления в сфере деятельности                 |         |
|                | правоохранительных органов; служба в            |         |
|                | правоохранительных органах как особый вид       |         |
|                | государственной службы; взаимоотношения         |         |
|                | правоохранительных органов с государственными   |         |
|                | органами, органами местного самоуправления,     |         |
|                | организациями, общественными объединениями;     |         |
|                | порядок действия актов управления, издаваемых   |         |
|                | правоохранительными органами; административное  |         |
|                | право зарубежных стран                          |         |
|----------------|-------------------------------------------------|---------|
| ОПД.Ф.05       | Правоохранительные органы и правоохранительная  | 110     |
|                | деятельность                                    |         |
|                | Предмет, задачи и система дисциплины; общая     |         |
|                | характеристика и виды правоохранительной        |         |
|                | деятельности в Российской Федерации; правовые   |         |
|                | основы правоохранительной деятельности;         |         |
|                | судебная власть и судебная система в            |         |
|                | Российской Федерации; правосудие как вид        |         |
|                | правоохранительной деятельности, принципы       |         |
|                | правосудия; конституционный контроль в          |         |
|                | Российской Федерации; гражданское, уголовное и  |         |
|                | административное судопроизводство в Российской  |         |
|                | Федерации; судопроизводство в арбитражных       |         |
|                | судах Российской Федерации; органы юстиции,     |         |
|                | деятельность по исполнению судебных решений;    |         |
|                | прокурорский надзор и органы прокуратуры в      |         |
|                | Российской Федерации; предварительное           |         |
|                | расследование преступлений, органы              |         |
|                | предварительного следствия и дознания в         |         |
|                | Российской Федерации; оперативно-розыскная      |         |
|                | деятельность; охрана конституционного строя и   |         |
|                | безопасности государства, органы обеспечения    |         |
|                | безопасности в Российской Федерации;            |         |
|                | обеспечение охраны общественного правопорядка,  |         |
|                | органы внутренних дел Российской Федерации;     |         |
|                | правоохранительная деятельность фискальных      |         |
|                | органов Российской Федерации (таможенных        |         |
|                | органов и органов государственной налоговой     |         |

Страницы: 1  2  


Оглавление