ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА 6 октября 2004 г. N 5.9-284ГА (Д) На основе Приложения 10 ИКАО, стратегии Евроконтроля и Региональных правил (Dok7030/4, EUR/RAC-15) ГосНИИ "Аэронавигация" подготовлена информация по модернизации систем TCAS (TCASII) для подготовки их для работы в режиме S, вводимом в Европейском регионе с 31.03.2005. Направляю инструктивный циркуляр, содержащий указанную информацию, для принятия мер по обеспечению полетов российских воздушных судов в Европейском регионе. Начальник Управления надзора за поддержанием летной годности гражданских воздушных судов А.В.ЕЛИСТРАТОВ 6 октября 2004 г. N 5.9-284ГА Приложение ИНСТРУКТИВНЫЙ ЦИРКУЛЯР 1. Введение В настоящее время служба управления воздушным движением при осуществлении контроля за полетами воздушных судов использует вторичный обзорный радиолокатор (ВОРЛ), работающий в режимах А и С, с передачей данных о высоте. Однако при работе в этих режимах имеются определенные трудности, представляющие: - наличие только 4096 кодов для опознавания воздушных судов, что является недостаточным с учетом возрастающего воздушного движения; - перекрытие ответов от двух или нескольких приемоответчиков ВОРЛ, создаваемое соседними воздушными судами; - помехи, вызываемые приемоответчиком, отвечающим радиолокатору, которого не запрашивал этот приемоответчик; - перегруженность частот диапазона 1030/1090 МГц; - расположение антенн, вызывающее ошибки в измерении высоты. Для решения этих трудностей ИКАО приняла стандарты и рекомендации (Приложение 10), относящиеся к новому поколению вторичной радиолокации, работающей в режиме S (адресный режим), и рекомендовала их для внедрения. Позиция Евроконтроля относительно введения режима S в Европейском регионе основана на двухэтапном подходе. На первом этапе предлагается ввести стандартное наблюдение S (ELS), которое функционирует с бортовым оборудованием с режимом S уровня 2, работающего с Основным набором функций. Ввод стандартного наблюдения планируется Евроконтролем с 31 марта 2005 года для всех воздушных судов. На втором этапе - введение усовершенствованного наблюдения (ENS) с режимом S, которое потребует оснащение воздушных судов бортовым приемоответчиком с режимом S уровня 2, работающего с Расширенным набором функций. Стандарты на усовершенствованное наблюдение (ENS) еще не утверждены, и сроки внедрения не установлены. 2. Требования к приемоответчику для стандартного наблюдения Приемоответчик ВОРЛ, работающий в режиме S, обеспечивающий стандартное наблюдение, позволяет передавать следующие данные: - 24-битовый адрес воздушного судна, оснащенного приемоответчиком ВОРЛ, работающим в режиме 3/А; - автоматическую передачу данных опознавания воздушного судна в полете (радиотелефонный позывной, то есть условное обозначение эксплуатанта ВС, за которым следует номер рейса или в случае его отсутствия регистрационный номер ВС). Данная функция позволяет надежным образом обеспечить совместимость данных плана полета с данными о маршруте полета ВС на радиолокаторе. Примечание. Автоматическая передача данных опознавания BС не обеспечивается передачей 24-битовым адресом ВС; - сообщения о возможностях приемоответчика; - данные об абсолютной высоте с интервалом 7,62 м (25 фут.) в зависимости от конструкции воздушного судна; - статус положения воздушного судна (в воздухе или на земле). 3. Требования к усовершенствованному наблюдению Приемоответчик ВОРЛ, работающий в режиме S, обеспечивающий усовершенствованное наблюдение, имеет возможность обмена информацией между наземными станциями и воздушными судами с помощью линии передачи данных, что позволяет повысить эффективность работы служб воздушного движения. Именно для этой цели была разработана концепция усовершенствованного наблюдения, чтобы улучшить стандартное наблюдение путем обработки бортовых параметров, полученных из регистров приемоответчика ВОРЛ в режиме S. Таким образом, такое наблюдение требует наличия на борту воздушного судна приемоответчика, соединенного с бортовым электронным оборудованием (FMS). Кроме того, дополнительными параметрами, передающимися с борта на землю, как части стратегии усовершенствованного наблюдения по ВОРЛ в режиме S являются: магнитный курс, скорость (IAS - приборная скорость/число Маха), вертикальная скорость, ТAS (истинная воздушная скорость), угол крена, изменение путевого угла, истинный путевой угол, путевая скорость. 4. Подготовка воздушных судов к полетам в Европейском регионе Эксплуатантам воздушного транспорта, которые уже установили на свои воздушные суда бортовые приемоответчики с режимом S, отвечающие требованиям БСПС II, следует иметь в виду, что необходимо будет провести дополнительную работу для приведения оборудования режима S к стандартам, требуемым для приемоответчика ВОРЛ, работающего с режимом S стандартного наблюдения. Например, усовершенствовать оборудование приемоответчика ВОРЛ, чтобы передавать коды идентификатора наблюдения (SI), усовершенствовать оборудование и связанные с этим электрические цепи, облегчающие ввод и передачу данных опознавания воздушного судна. При проведении модификации бортового оборудования на соответствие требованиям стандартного наблюдения с основным набором функций по ВОРЛ в режиме S следует внимательно рассмотреть стратегию Евроконтроля по введению усовершенствованного наблюдения по ВОРЛ в режиме S и изучить возможности дальнейших доработок своих бортовых систем. Российские эксплуатанты воздушного транспорта устанавливали на свои воздушные суда приемоответчики с режимом S, входящие в состав аппаратуры БСПС II, фирм-производителей Honeywell (CAS-67A, CAS-81A), Rockwell Collins (TCAS-II, TCAS-4000) и L-3 Communications (TCAS-2000). По информации представителей этих фирм, чтобы удовлетворить требования по стандартному наблюдению для полетов в воздушном пространстве Европейского региона, необходимо на воздушных судах российских эксплуатантов выполнить следующие доработки или замену органов управления приемоответчиков: - заменить пульты приемоответчиков, входящие в состав БСПС II: а) фирмы Honeywell: СТА-81А на СТА-100А; KFS-578А на PS-578А; б) фирмы Rockwell Collins: ТТС-920 на G-7490-39; CTL-92E на CTL-92E, доработанный по сервисному бюллетеню (чертежный номер 822-1807-001); с) фирмы L-3 Communications: G-6992-36 на G-7492-36; - доработать программное обеспечение приемоответчиков, входящих в состав БСПС II: а) фирмы Honeywell: TRA-67A - выполнить доработки по сервисному бюллетеню (чертежный номер 066-011271602 вместо 066-011271601); MST-67A - выполнить доработки по сервисному бюллетеню (чертежный номер 066-011432101 вместо 066-011431602, 1301); б) фирмы Rockwell Collins: TPR-901 - выполнить доработки по сервисному бюллетеню (чертежный номер 822-1338-001/020); TDR-94D - выполнить доработки по сервисному бюллетеню (чертежный номер 622-9210-007); с) фирмы L-3 Communications: XS-950 - выполнить доработки по сервисному бюллетеню (чертежный номер 7517800-20017 вместо 7517800-20012); - заменить следующие типы ответчиков на предлагаемые: а) фирмы Rockwell Collins: TPR-720 на TPR-901, доработанный по сервисному бюллетеню (чертежный номер 822-1338-001/020); TPR-900 на TPR-901, доработанный по сервисному бюллетеню (чертежный номер 822-1338-001/020). 5. Допуск ВС после модификации оборудования 5.1. Работы, выполняемые при замене пульта управления и изменении программного обеспечения в приемоответчике режима S на головном воздушном судне типа: специалистами ГосНИИ "АН" при участии летчика-испытателя ГосНИИ ГА: а) проводится эргономическая оценка нового пульта управления приемоответчика с точки зрения удобства пользования при эксплуатации; б) проверяются параметры на соответствие установленным требованиям в объеме наземных процедур проверки приемоответчика с помощью КПА типа "АТС-601"; в) по результатам оценки и проверки оформляется акт, утверждаемый главным конструктором ВС, и дается заключение по изменениям в Руководстве по летной эксплуатации и Руководстве по технической эксплуатации; г) организуется подготовка пилотов к работе с новыми пультами управления приемоответчика и технического персонала к их обслуживанию. 5.2. При замене приемоответчиков режима S: специалистами ГосНИИ "АН" с участием летчика-испытателя ГосНИИ ГА: а) проводятся наземные и летные испытания новых приемоответчиков в объеме процедур проверки с оформлением акта; б) оцениваются в установленном порядке изменения в Руководство по летной эксплуатации и Руководство по технической эксплуатации, которые вводятся в действие Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. 5.3. Условия допуска приемоответчиков к эксплуатации после их модификации 5.3.1. При необходимости замены пульта или доработок приемоответчика режима S эксплуатанты воздушного транспорта подают заявки в представительства фирм - производителей бортового оборудования или в их дилерскую сеть (Honeywell, Rockwell Collins и L-3 Communications). 5.3.2. ОКБ получают дополнения к одобрительным письмам по установке БСПС II для каждого типа воздушного судна в соответствии с процедурой, установленной директивным письмом АР МАК N 10-94/97. 6. Освобождение от установленных требований 6.1. Право на получение освобождения имеют следующие категории полетов: 6.1.1. Полеты по ПВП, выполняемые на воздушных судах: а) впервые зарегистрированных в странах ЕСАС или где-то еще до 31 марта 2005 г. и оборудованных приемоответчиками, не имеющими режима S, но способными работать с 4096 кодами в режиме А и передавать данные о высоте в режиме С; б) если установка приемоответчика на борту практически невозможна; в) если освобождение выдается со специальной целью. 6.1.2. Полеты по ПВП и/или ППП: испытательные, перегоночные или транзитные на ремонтные базы - могут выполняться в соответствии с существующими в настоящее время требованиями. 6.1.3. Полеты по ППП, выполняемые на государственных (военных) воздушных судах, которым необходимо осуществлять полеты по правилам общего воздушного движения (GAT), при наличии на борту приемоответчика, способного работать с 4096 кодами в режиме 3А и передавать сведения о высоте полета в режиме С. 7. Смягчения требований 7.1. Смягчение требований для полетов в воздушном пространстве европейских государств предусматривает предоставление эксплуатанту воздушного транспорта дополнительного времени на подготовку воздушного судна к переходу к работе в режиме S. Несмотря на такие смягчения требований, воздушное судно может подвергаться эксплуатационным ограничениям в отдельных частях Европейского воздушного пространства. При этом смягчение может быть запрошено у Евроконтроля только до 30 марта 2005 г. 7.2. Смягчения требований могут касаться, например: а) воздушных судов, выполняющих полеты по ППП с максимальной взлетной массой менее 15000 кг и с максимальным количеством пассажирских кресел менее 30; б) воздушных судов, для которых передача некоторых функций приемоответчика является невозможной по техническим причинам (передача данных опознавания в полете). Заместитель Директора ГосНИИ "Аэронавигация" В.Я.КУШЕЛЬМАН |