О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГОТОВНОСТИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА К ОТОПИТЕЛЬНОМУ СЕЗОНУ ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ 27 октября 2004 г. N 326-СФ (Д) Отопительный сезон 2003/04 года показал, что предприятия жилищно-коммунального хозяйства в ряде субъектов Российской Федерации не смогли обеспечить стабильное и надежное функционирование систем жизнеобеспечения населения. Из-за несвоевременной и недостаточной подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к зиме, нарушений правил технической эксплуатации теплоэнергетического оборудования имели место сбои в системах теплоснабжения и электроснабжения городов и иных населенных пунктов. Информация Правительства Российской Федерации о состоянии готовности жилищно-коммунального хозяйства страны к отопительному сезону 2004/05 года, представленная в рамках "правительственного часа" на сто тридцать пятом заседании Совета Федерации, свидетельствует о том, что проводимые мероприятия по подготовке жилищно-коммунального хозяйства к работе в зимний период носят организованный, плановый характер. По представленным данным, в ряде субъектов Российской Федерации достигнут высокий уровень готовности объектов жилищно-коммунального хозяйства. В то же время готовность к отопительному сезону нельзя признать полной. В некоторых субъектах Российской Федерации имеется существенное отставание от плановых показателей подготовки жилищного фонда, котельных и теплоэнергетического оборудования, тепловых и водопроводных сетей. На предзимние работы в целом по Российской Федерации выделено только около 67 процентов необходимых средств. Ежегодное повторение напряженной ситуации с подготовкой к отопительному сезону и с его проведением является следствием общего кризиса жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, износа его основных фондов. В частности, отнесение предоставления населению услуг жилищно-коммунального хозяйства к вопросам местного значения, передача муниципальным образованиям зачастую изношенных объектов жилищно-коммунального хозяйства не повлекли за собой передачу местным бюджетам достаточного объема средств для поддержания их функционирования, в том числе для проведения капитального ремонта. Осознавая, что в целом проблема может быть решена только в контексте масштабной реформы жилищно-коммунального хозяйства, работа по осуществлению которой в настоящее время проводится федеральными органами государственной власти, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет: 1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации: продолжать осуществление постоянного мониторинга выполнения мероприятий по подготовке жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону 2004/05 года; оперативно рассмотреть ситуацию с подготовкой жилищно-коммунального хозяйства в Корякском автономном округе к отопительному сезону и принять меры по ее исправлению; принять соответствующие решения, предусматривающие систему экстренных мер, применяемых в случае ставящих под угрозу жизнь и здоровье граждан сбоев в работе системы жилищно-коммунального хозяйства; дополнительно направлять сэкономленные средства федерального бюджета на увеличение объема финансирования по разделу "Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации для предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в период отопительного сезона 2004/05 года; предусматривать при этом четкие критерии определения объема средств, направляемых в тот или иной субъект Российской Федерации, в том числе необходимость компенсации разницы в тарифах на услуги жилищно-коммунального хозяйства в различных регионах страны, а также механизмы дальнейшего использования этих средств, включая их передачу в порядке, установленном бюджетным законодательством, муниципальным образованиям; обеспечить передачу в местные бюджеты средств федерального бюджета, направленных на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с федеральными законами, в сроки, позволяющие использовать указанные средства на подготовку к отопительному сезону; утвердить план действий по обеспечению бесперебойного энергоснабжения отраслей экономики и населения; на основе анализа причин ежегодно возникающих в процессе подготовки к отопительному сезону сложностей урегулировать порядок деятельности федеральных органов исполнительной власти в этой сфере, в том числе разработать механизмы их взаимодействия с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и механизмы взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления при решении этих задач. 2. Обратить внимание органов государственной власти на недопустимость использования средств, выделенных на подготовку к отопительному сезону, на другие цели, в том числе на погашение бюджетных ссуд. 3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить финансовое (в том числе путем выделения бюджетных ссуд) и организационное содействие муниципальным образованиям, имеющим существенное отставание в подготовке жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону 2004/05 года. 4. Рекомендовать органам местного самоуправления активизировать работу по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросов финансовой, организационной, методологической и иной необходимой помощи в подготовке жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону. 5. Рекомендовать федеральным органам государственной власти для обеспечения готовности жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону принять следующие меры в соответствии с их компетенцией: ежегодно выделять отдельной строкой в составе финансовой помощи, оказываемой субъектам Российской Федерации из федерального бюджета за счет Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, средства на капитальный ремонт жилищного фонда в соответствии с федеральным стандартом стоимости капитального ремонта жилищного фонда, установленным Правительством Российской Федерации; осуществить реструктуризацию кредиторской и дебиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства; предусмотреть в федеральном законодательстве положения, согласно которым в состав оплаты коммунальных услуг включается плата на проведение капитального ремонта внешних систем отопления, электроснабжения и водоснабжения, и урегулировать порядок установления тарифов этой платы; предусмотреть частичное финансирование работ, связанных с решением проблемы ветхого жилья, из федерального бюджета; особое внимание уделять содействию подготовке к отопительному сезону в субъектах Российской Федерации со сложной социальной и экономической ситуацией. 6. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М.МИРОНОВ 27 октября 2004 г. N 326-СФ |