В КОНЦЕ 2003 ГОДА ОРГАНИЗАЦИЯ БЫЛА РЕОРГАНИЗОВАНА В ПОРЯДКЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К НЕЙ НЕСКОЛЬКИХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПЕРЕД БЮДЖЕТОМ ПО УПЛАТЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ, ИСЧИСЛЕННОГО С БАЗЫ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА. В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ У ОРГАНИЗ. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 12.05.04 26-12/32483

         В КОНЦЕ 2003 ГОДА ОРГАНИЗАЦИЯ БЫЛА РЕОРГАНИЗОВАНА В
          ПОРЯДКЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К НЕЙ НЕСКОЛЬКИХ ЮРИДИЧЕСКИХ
         ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПЕРЕД БЮДЖЕТОМ ПО УПЛАТЕ
          НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ, ИСЧИСЛЕННОГО С БАЗЫ ПЕРЕХОДНОГО
          ПЕРИОДА. В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ У ОРГАНИЗАЦИИ
          ОБРАЗОВАЛОСЬ НЕСКОЛЬКО ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ.
         В КАКИЕ СРОКИ И В КАКОМ ПОРЯДКЕ ПРОИЗВОДИТСЯ УПЛАТА
         НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПО БАЗЕ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА ДАННОЙ
                      ОРГАНИЗАЦИЕЙ В 2004 ГОДУ?

                                ПИСЬМО

     УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

                            12 мая 2004 г.
                            N 26-12/32483

                                 (Д)


     Порядок   исчисления   налоговой   базы  по  налогу  на  прибыль,
изложенный  в главе 25 НК РФ, отличается от порядка, действовавшего до
1  января  2002  года.  Поэтому для учета полученных до указанной даты
доходов  и  произведенных  расходов,  подлежащих  учету при исчислении
налога  на  прибыль  до  1  января  2002  года,  но не принимаемых при
определении  налоговой  базы в соответствии с требованиями главы 25 НК
РФ,  статьи  10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении
изменений  и  дополнений  в часть вторую Налогового кодекса Российской
Федерации   и   некоторые   другие  акты  законодательства  Российской
Федерации  о  налогах  и  сборах, а также о признании утратившими силу
отдельных   актов   (положений   актов)   законодательства  Российской
Федерации  о  налогах  и  сборах" (далее - Закон N 110-ФЗ), установлен
специальный  порядок учета таких показателей для целей налогообложения
прибыли, именуемый налоговой базой переходного периода.
     Согласно   статье   57  ГК  РФ  реорганизация  юридического  лица
(слияние,  присоединение, разделение, выделение, преобразование) может
быть  осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа
юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
     При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к
последнему  переходят права и обязанности присоединенного юридического
лица в соответствии с передаточным актом (ст. 58 ГК РФ).
     В  соответствии  с статьей 50 НК РФ обязанность по уплате налогов
реорганизованного  юридического  лица  исполняется его правопреемником
(правопреемниками) в порядке, установленном указанной статьей.
     Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его
обязанностей  по  уплате  налогов  правопреемником  этого юридического
лица.
     При присоединении одного юридического лица к другому юридическому
лицу   правопреемником   присоединенного  юридического  лица  в  части
исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его
юридическое лицо.
     Таким  образом, организация, реорганизованная в конце 2003 года в
порядке  присоединения  к  ней  нескольких  юридических  лиц,  имеющих
обязанность перед бюджетом по уплате налога на прибыль, исчисленного с
базы   переходного  периода,  уплачивает  налог  на  прибыль  по  базе
переходного периода в общеустановленные сроки - 28 апреля, 28 июля, 28
октября   соответствующего   налогового   периода.   При   этом  налог
исчисляется  с  учетом  обязательств  присоединенных  юридических лиц.
Одновременно    необходимо    учитывать   факт   возникновения   после
реорганизации обособленных подразделений.
     Порядок  исчисления  налога  по базе переходного периода, а также
порядок  его  уплаты  изложены в Методических рекомендациях по расчету
налоговой  базы, исчисляемой в соответствии со статьей 10 Федерального
закона  от  06.08.2001  N  110-ФЗ, утвержденных приказом МНС России от
21.08.2002 N БГ-3-02/458 (далее - Методические рекомендации).
     Согласно   пункту   7   раздела   4   Методических   рекомендаций
налогоплательщики,   имеющие  обособленные  подразделения,  уплачивают
налог на прибыль по базе переходного периода в следующем порядке.
     Имеющие  структурные  подразделения  организации определяют общую
сумму  налога по налоговой базе переходного периода один раз исходя из
распределения  ставок  и  льгот, действовавших на 1 января 2002 года -
дату,  на  которую  проводится  исчисление суммы налога по переходному
периоду.  Эта  сумма  по всему юридическому лицу (без распределения по
подразделениям)  распределяется  по  годам  в порядке, предусмотренном
Методическими рекомендациями.
     Далее каждый отчетный период организация будет распределять сумму
каждого   причитающегося  к  уплате  по  отчетному  сроку  платежа  по
подразделениям  исходя  из  доли  подразделения,  по которому вносится
текущий  платеж в счет расчетов по налогу с налоговой базы переходного
периода.
     Изложенное означает, что каждый отчетный период определение суммы
причитающегося  к уплате по отчетному сроку налога по базе переходного
периода  в  бюджет  субъектов  РФ  и  местные  бюджеты по обособленным
подразделениям    и   организации   без   обособленных   подразделений
производится  исходя из соответствующей доли, определенной по правилам
статьи  288  НК  РФ  на конец отчетного периода и отражаемой в графе 5
приложений  N 5 и 5а листа 02 по организации без входящих обособленных
подразделений  и  по  каждому  обособленному  подразделению отдельно в
налоговой декларации за отчетный период года.
     При  этом  следует учитывать, что если обособленное подразделение
ликвидировано  или  создано  в  отчетном  периоде  текущего налогового
периода,   то   распределение  налога  по  базе  переходного  периода,
зачисляемого  в  бюджет  субъекта  РФ и местный бюджет, производится в
указанном  выше  порядке только по действующим в этом отчетном периоде
обособленным подразделениям.
     Примеры  распределения сумм налога на прибыль по базе переходного
периода,    зачисляемого    организациями,    имеющими    обособленные
подразделения,  в  бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, приведены в
разделе   IV   письма  УМНС  России  по  г.  Москве  от  07.10.2003  N
26-08/55260.
     Следует   обратить   внимание,   что   действующий   порядок   не
предусматривает   для   налогоплательщика   возможности  единовременно
погасить  задолженность  перед  бюджетом  по  налогу  с налоговой базы
переходного  периода.  Поэтому  сумма налога, исчисленная по налоговой
базе  переходного  периода,  внесенная  налогоплательщиком  в размере,
превышающем  сумму,  начисленную  по конкретному сроку по строкам 430,
440  и 450 листа 02 декларации по налогу на прибыль, рассматривается в
качестве переплаты.
     Вместе  с тем налогоплательщик по указанным строкам декларации за
отчетный  (налоговый)  период  может  по  конкретному  сроку начислить
сумму,  превышающую  исчисленную  в  приведенном выше порядке величину
обязательного  платежа.  В  этом  случае  указанные налогоплательщиком
суммы  признаются  налогом  по  налоговой  базе  переходного периода и
отражаются  в  лицевом  счете  налогоплательщика  в  общеустановленном
порядке (п. 4 раздела 4 Методических рекомендаций).

Заместитель руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                          А.А. Глинкин
12 мая 2004 г.
N 26-12/32483