ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
www.businesspravo.ru
    
        О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРА (КОНТРОЛЯ)
                   ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ И ОБОРОТОМ БАД

                                ПИСЬМО

             ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
              ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

                         24 сентября 2004 г.
                          N 0100/1565-04-32

               ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                  ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ

                          1 октября 2004 г.
                              N ВЧ-3563

                                 (Д)


     В  последние  годы  значительно  возросли  производство  и оборот
биологически   активных  добавок  к  пище  (БАД),  как  отечественного
производства, так и ввоз БАД к пище импортного производства. По данным
Федеральной  службы  по  надзору  в  сфере  защиты прав потребителей и
благополучия  человека  на  1  января  2004 года зарегистрировано 4609
биологически  активных добавок к пище (2001 г. - 1212, 2002 г. - 1566,
2003 г. - 1831).
     Вместе  с  этим  увеличилось  число  обращений и жалоб граждан на
недостоверную рекламу БАД относительно их свойств, приводящую к обману
населения,  необоснованное  назначение  врачами  биологически активных
добавок  к пище вместо лекарственных средств, нарушений правил продажи
БАД (доставка на дом с курьером и т.д.).
     Основными нарушениями при производстве и обороте БАД являются:
     - реализация  биологически активных добавок к пище, в том числе в
аптечной  сети,  без  сопроводительных  документов  -  регистрационных
удостоверений    (или   санитарно-эпидемиологических   заключений)   и
удостоверений о качестве и безопасности (на каждую партию продукции);
     - несоответствие   информации   на  этикетке,  согласованной  при
регистрации, требованиям действующего законодательства;
     - несоответствие  продукции  по  содержанию основных биологически
активных   веществ,   декларированных   производителем  в  технической
документации, на этикетках;
     - различные нарушения при рекламе БАД;
     - нарушение условий реализации БАД.
     Одна  из основных проблем в области оборота биологически активных
добавок   к  пище  по-прежнему  связана  с  вопросами  рекламы  БАД  и
реализации БАД с помощью прямых продаж (сетевые компании, телемагазины
и т.п.).
     В соответствии с СанПиН 2.3.2.1290-03 "Гигиенические требования к
организации  производства  и  оборота  биологически активных добавок к
пище  (БАД)"  розничная торговля БАД может осуществляться только через
аптечные  учреждения  (аптеки,  аптечные  магазины,  аптечные киоски и
другие), специализированные магазины по продаже диетических продуктов,
продовольственные магазины (специальные отделы, секции, киоски), таким
образом,  иные  продажи  (дистанционные, сетевые др.) не предусмотрены
действующим  законодательством  в  области  оборота БАД. Кроме того, в
"Правила продажи отдельных видов товаров" (Постановление Правительства
от  19  января  1998  г.  N 55) 6 февраля 2002 г. внесены изменения, в
соответствии   с   которыми   разносная  торговля  БАД,  как  пищевыми
продуктами, является недопустимой.
     В  соответствии с действующим законодательством производитель БАД
для  средств  массовой информации может представлять сведения только о
той    продукции,    которая    прошла   государственную   регистрацию
(санитарно-эпидемиологическую  экспертизу),  а  информация  о составе,
свойствах,  действии на здоровье человека и условиях применения должна
соответствовать  согласованной  при регистрации. Недостоверная реклама
вводит  в  заблуждение  потребителя  относительно свойств биологически
активных добавок к пище.
     В  настоящее  время  широко  распространена  реклама, в том числе
через  средства массовой информации, которая содержит неподтвержденные
данные  о  составе  и  свойствах продукта, рекомендациях по применению
(включая  перечень заболеваний), отсутствии противопоказаний. Подобная
реклама  связана с дистанционными продажами БАД (телемагазины, реклама
БАД  по  радио с последующей доставкой покупателю), продажей БАД через
дистрибьюторов    (сетевой   маркетинг),   что   является   нарушением
действующих нормативных документов.
     Нарушение   требований   относительно   рекламы   БАД  и  условий
реализации  приводит  к многочисленным жалобам потребителей, а также к
распространению  продуктов,  не прошедших санитарно-эпидемиологическую
экспертизу,  фальсифицированных  БАД,  а также реализации продуктов по
поддельным документам.
     В  настоящее  время участились случаи незаконного распространения
БАД, содержащих в своем составе наркотические средства, психотропные и
сильнодействующие  вещества, которые реализуются под видом спортивного
питания  и  средств  для  коррекции  веса,  при  этом потребители, как
правило,  не  информируются  о  наличии  в  указанных  добавках к пище
наркотических   средств,  психотропных  и  сильнодействующих  веществ.
Аннотация  к  данной  продукции  не  прилагается,  упаковка  не  имеет
пояснительных надписей на русском языке.
     Принимая   во   внимание   сложившуюся   ситуацию,   связанную  с
многочисленными  нарушениями  законодательства  в сфере оборота БАД, в
целях   стабилизации   положения   и   осуществления  контроля  за  их
производством и реализацией предлагаем:
     - осуществлять   обмен   информацией   об   установленных  фактах
распространения  фальсифицированных  БАД,  содержащих  в своем составе
наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества;
     - проводить  совместные  совещания  для выработки соответствующих
решений,  направленных на недопущение на потребительский рынок БАД, не
соответствующих  нормативным требованиям и содержащих контролируемые в
Российской Федерации средства и вещества;
     - центрам   госсанэпиднадзора   проводить   исследования   БАД  и
оказывать  практическую  помощь территориальным органам ФСКН России по
определению  основных  биологически  активных веществ, декларированных
фирмой-производителем,     с     целью    выявления    некачественных,
фальсифицированных   и   содержащих   в  своем  составе  наркотические
средства,  психотропные  и  сильнодействующие  вещества  БАД на основе
"Руководства  по методам контроля качества и безопасности биологически
активных добавок к пище";
     - по    выявленным    фактам   нарушений   при   производстве   и
распространении   БАД   готовить   для   средств  массовой  информации
совместные   материалы   по   информированию  населения  о  выявленных
некачественных, фальсифицированных, а также содержащих в своем составе
наркотические  средства,  психотропные  и  сильнодействующие  вещества
биологически  активных добавках, нарушениях законодательства о рекламе
и незаконных способах распространения БАД.

Руководитель
Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека
                                                          Г.Г.ОНИЩЕНКО
24 сентября 2004 г.
N 0100/1565-04-32

Директор Федеральной службы
по контролю за оборотом наркотиков
                                                          В.В.ЧЕРКЕСОВ
1 октября 2004 г.
N ВЧ-3563
    

Печать
2003 - 2019 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ru