ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛИНИЙ СВЯЗИ ПРИ ПЕРЕСЕЧЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НА ПРИГРАНИЧНОЙ ТЕРРИТОРИИ, ВО ВНУТРЕННИХ МОРСКИХ ВОДАХ И В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 9 ноября 2004 г. N 610 (НТЦС) На основании статьи 9 Федерального закона "О связи" Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемое Положение о строительстве и эксплуатации линий связи при пересечении государственной границы Российской Федерации, на приграничной территории, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации. 2. Внести в Порядок прокладки подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2000 г. N 68 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 5, ст.534), следующие изменения: а) дополнить пункт 1 абзацем следующего содержания: "Действие настоящего Порядка не распространяется на правила прокладки подводных кабелей связи во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации."; б) в пункте 7, подпункте "в" пункта 11 и пункте 15 слова: "по связи" заменить словами: "по надзору в сфере связи". 3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 г. N 1250-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 36, ст.4223). Председатель Правительства Российской Федерации М.Фрадков 9 ноября 2004 г. N 610 УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2004 года N 610 ПОЛОЖЕНИЕ о строительстве и эксплуатации линий связи при пересечении государственной границы Российской Федерации, на приграничной территории, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации I. Общие положения 1. Настоящее Положение определяет порядок строительства, проведения изыскательских работ для проектирования, проектирования, реконструкции или ликвидации (изъятия из эксплуатации и демонтажа) линий связи либо отдельных сооружений и средств связи, а также их эксплуатации, включая обслуживание, проведение профилактических и аварийно-восстановительных работ, в случаях, когда линии связи пересекают государственную границу Российской Федерации, размещаются на приграничной территории, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации (далее соответственно - линия связи, деятельность). 2. Деятельность, являясь хозяйственной деятельностью на государственной границе Российской Федерации, осуществляется с соблюдением требований, установленных Законом Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации", Федеральным законом "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" и настоящим Положением (далее - установленный режим). 3. Осуществление деятельности и функционирование линии связи не должны наносить вред здоровью населения, окружающей среде, экологической и иной безопасности Российской Федерации и сопредельных с ней иностранных государств или содержать угрозу нанесения такого ущерба, создавать помехи содержанию государственной границы Российской Федерации и выполнению задач пограничными органами и пограничными войсками, безопасности мореплавания и полетов воздушных судов, хозяйственно-экономической деятельности, эксплуатации и ремонту инженерных сооружений, включая ранее построенные линии связи, а также целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи Российской Федерации. 4. Для сухопутной линии связи зона действия установленного режима простирается от точки пересечения линией связи государственной границы Российской Федерации до точки пересечения этой же линией связи внутренней границы приграничной территории. В случае прохождения линии связи по приграничной территории без пересечения государственной границы Российской Федерации к зоне действия установленного режима относится участок линии связи между точками пересечения ею внутренней границы приграничной территории. Для подводной линии связи зона действия установленного режима распространяется на всю трассу линии связи, которая находится во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации. 5. Строительство, реконструкция, проведение изыскательских работ для проектирования и ликвидация линий связи осуществляются на основании разрешений, выдаваемых федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере связи в отношении сухопутных линий связи и федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере природопользования - в отношении подводных линий связи (далее - уполномоченные органы) отдельно на каждый вид деятельности (далее - разрешение). 6. Уполномоченные органы по согласованию с федеральными органами исполнительной власти по надзору в сфере транспорта, по экологическому, технологическому и атомному надзору, в области безопасности, обороны, иностранных дел и, кроме того, в отношении сухопутных линий связи - в сфере таможенного дела и по надзору в сфере природопользования, в отношении подводных линий связи - в сфере рыболовства и по надзору в сфере связи, а также с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется осуществление деятельности или территория которого прилегает к морскому побережью (далее - согласующие органы), принимают решение о выдаче разрешения либо об отказе в его выдаче. Уполномоченные органы ведут реестры выданных и аннулированных ими разрешений. 7. Заявление о выдаче разрешения могут представлять: а) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, граждане Российской Федерации, российские юридические лица, а также не имеющие статуса юридического лица объединения российских юридических лиц (далее - российские заявители); б) иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица, международные организации, а также не имеющие статуса юридического лица объединения иностранных юридических лиц (далее - иностранные заявители), действующие в соответствии с международными договорами. 8. Для получения разрешения заявитель представляет в соответствующий уполномоченный орган не менее чем за 3 месяца до предполагаемой даты начала работ следующие документы: а) заявление о выдаче разрешения с указанием: наименования, организационно-правовой формы, места нахождения - для юридических лиц и объединений юридических лиц; фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для физических лиц; вида деятельности, которую предполагается осуществить (изыскательские работы, строительство, реконструкция, ликвидация); цели и назначения линии связи, которую планируется строить или ликвидировать; дат начала и окончания работ; б) нотариально заверенные копии лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности и лицензий на водопользование - в случаях, когда наличие таких лицензий предусмотрено законодательством Российской Федерации; в) перечень мероприятий по предупреждению или снижению возможного ущерба окружающей среде, включая морскую среду, минеральные и живые ресурсы, а также по компенсации возможного ущерба, согласованный с территориальными органами федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере природопользования; г) документы, подтверждающие наличие разрешений, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - при проведении работ в полосе отвода автомобильных или железных дорог, нефте- и продуктопроводов, газопроводов, линий электропередачи и других технологических объектов, а также на территории пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации; д) сведения о технических, в том числе плавучих, средствах и судах, которые намечается использовать при выполнении работ; е) перечень мероприятий по предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций при проведении работ; ж) сведения о всех формах и степени участия граждан Российской Федерации и (или) российских юридических лиц в проведении работ - для иностранных заявителей; з) сведения о лицах, привлекаемых заявителем к проведению работ, в том числе о работниках, участвующих в их проведении. 9. Иностранные заявители представляют документы, предусмотренные пунктом 8 настоящего Положения, в уполномоченные органы по дипломатическим каналам. 10. Основанием для отказа в выдаче разрешения является нарушение требований, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения. 11. Уполномоченный орган направляет (вручает) заявителю: уведомление об отказе в рассмотрении заявления в случае представления документов с нарушением перечня и требований, предусмотренных пунктом 8 настоящего Положения, - в течение 10 дней с даты получения документов; разрешение или уведомление об отказе в выдаче разрешения с указанием причин отказа - в течение 3 месяцев с даты получения указанных документов. Уведомление об отказе в рассмотрении заявления, соответствующее разрешение или уведомление об отказе в выдаче разрешения, а также уведомление об аннулировании разрешения направляется иностранному заявителю по дипломатическим каналам. 12. Заявитель, получивший разрешение (далее - владелец разрешения), по запросу уполномоченных и согласующих органов, а также должностных лиц пограничных органов и пограничных войск, осуществляющих охрану государственной границы Российской Федерации, обязан представлять документацию, давать по вопросам, входящим в компетенцию этих органов, разъяснения, связанные с выполнением работ, указанных в разрешении, и обеспечивать условия для проверки осуществляемой деятельности. 13. Передача разрешения другим лицам запрещается. 14. В случае осуществления деятельности с нарушением законодательства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, настоящего Положения, а также условий соответствующего разрешения уполномоченный орган, выдавший разрешение, может приостановить его действие, определив разумный срок для устранения допущенных нарушений. Действие разрешения возобновляется после устранения допущенных нарушений. При неустранении нарушений в установленные сроки разрешение аннулируется. 15. Уполномоченный орган уведомляет согласующие органы, принявшие участие в рассмотрении заявления, об отказе в выдаче разрешения и его аннулировании. 16. Владелец разрешения или по его поручению лицо, привлекаемое им для проведения работ, обязаны информировать пограничные органы и пограничные войска, осуществляющие охрану государственной границы Российской Федерации, о дате начала работ - не позднее чем за 10 дней, о начале и об окончании работ - немедленно. В случае проведения работ во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации организация, привлекаемая для проведения этих работ, обязана информировать также федеральный орган исполнительной власти в области обороны для опубликования сведений в "Извещениях мореплавателям" о дате начала работ - не позднее чем за 30 дней, о начале и об окончании работ - немедленно. Федеральный орган исполнительной власти в области обороны информируется о результатах обследования дна в местах прохождения проектируемой линии связи на признанных морских путях, имеющих существенное значение для судоходства (надводного и подводного), с приложением отчетных материалов. II. Проведение изыскательских работ для проектирования линий связи и их проектирование 17. Заявление о выдаче разрешения на проведение изыскательских работ для проектирования линии связи кроме сведений, предусмотренных подпунктом "а" пункта 8 настоящего Положения, должно содержать сведения о предполагаемой трассе линии связи и географические координаты района проведения изыскательских работ. 18. Для получения разрешения на проведение изыскательских работ для проектирования линии связи кроме документов, указанных в пункте 8 настоящего Положения, заявитель представляет экспертное заключение межведомственного координационного органа при федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере связи, на генеральную схему (системный проект) создания и развития сетей электросвязи, имеющих в своем составе линии связи, выходящие за пределы территории Российской Федерации, и перечень документов, необходимых для проведения изыскательских работ. В случае проектирования линии связи в составе единого проекта с нефте- и продуктопроводом, газопроводом, железной или автомобильной дорогами и линией электропередачи и другими технологическими объектами, а также пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации прилагается экспертное заключение на разделы единого проекта, относящиеся к линии связи. 19. В случае если линия связи пересекает государственную границу Российской Федерации, являющуюся границей с сопредельным государством, лицо, привлекаемое для проектирования линии связи, определяет и согласовывает географические координаты точки пересечения линией связи государственной границы Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти в области безопасности, обороны, а также с органами власти сопредельного государства, уполномоченными решать такие вопросы. 20. При проектировании линии связи, в процессе использования которой планируется применение радиоэлектронных средств, должно быть получено в установленном порядке присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала. 21. Проектная документация (проект) на строительство линии связи согласуется с пограничными органами и пограничными войсками, осуществляющими охрану государственной границы Российской Федерации, и с федеральным органом исполнительной власти в области обороны в части: прохождения трассы линии связи с указанием ее географических координат; мест возведения линейно-кабельных сооружений и сооружений связи с указанием географических координат. III. Строительство линий связи 22. Заявление о выдаче разрешения на строительство линии связи кроме сведений, предусмотренных подпунктом "а" пункта 8 настоящего Положения, должно содержать сведения об операторе связи, в состав сети которого входит строящаяся линия связи, и об организации, которая будет непосредственно осуществлять эксплуатацию этой линии (далее - эксплуатирующая организация). 23. Для получения разрешения на строительство линии связи кроме документов, указанных в пункте 8 настоящего Положения, заявитель представляет: а) копию решения о присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала - в случае использования радиочастотного спектра; б) копию утвержденного проекта в части линии связи, предусмотренной настоящим Положением, или разделов единого проекта, относящихся к такой линии связи; в) схему прохождения линии связи (географические координаты начального и конечного пунктов и точек поворота трассы); г) график проведения работ с указанием дат начала и окончания строительных работ. 24. В случае если в ходе строительства выявилось, что невозможно соблюдение сроков строительства или других условий, с учетом которых было выдано разрешение на строительство линии связи, владелец разрешения должен немедленно уведомить об этом орган, выдавший разрешение, и представить обоснованное заявление об изменении условий разрешения. Уполномоченный орган, выдавший разрешение, в 10-дневный срок принимает решение о продолжении, ограничении или временном прекращении строительства до вынесения окончательного решения об изменении условий разрешения на строительство. Новый срок окончания строительства и другие условия разрешения должны быть определены органом, выдавшим разрешение, в порядке, установленном настоящим Положением для выдачи разрешения. 25. При приемке линии и объектов связи в эксплуатацию: а) в состав приемочной комиссии включаются представители пограничных органов и пограничных войск, осуществляющих охрану государственной границы Российской Федерации, уполномоченных и согласующих органов; б) в состав документации, представляемой приемочной комиссии, включается проект регламента эксплуатации линии связи (далее - регламент), разработанный эксплуатирующей организацией. 26. В регламенте указываются: а) порядок и график проведения плановых профилактических и ремонтных работ; б) порядок проведения аварийно-восстановительных работ; в) наименование органов, которые оповещаются о проведении профилактических, ремонтных и аварийно-восстановительных работ; г) иностранные кабельные суда, которые в случае необходимости будут привлечены для проведения эксплуатационных и аварийновосстановительных работ, - в отношении линии связи, находящейся во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации. 27. Регламент утверждается федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере связи с учетом акта приемочной комиссии. Эксплуатация линии связи разрешается после утверждения регламента. 28. Получение разрешения на проведение работ по реконструкции линии связи, порядок проведения этих работ и передача линии связи в эксплуатацию после реконструкции осуществляются в порядке, установленном настоящим Положением для строительства линий связи. IV. Эксплуатация линий связи 29. Эксплуатация линии связи производится российской эксплуатирующей организацией в соответствии с регламентом. 30. Эксплуатирующая организация информирует органы, указанные в регламенте, о проведении плановых профилактических и ремонтных работ (с указанием срока и содержания работ) на трассе линии связи не менее чем за 10 дней до начала работ. Указанные органы сообщают эксплуатирующей организации фамилии своих представителей и время их прибытия на место проведения работ либо информируют о нецелесообразности их присутствия. В случае отсутствия представителей указанных органов при проведении профилактических и ремонтных работ эксплуатирующая организация информирует эти органы об окончании таких работ и об их результатах. 31. При появлении признаков, свидетельствующих о высокой вероятности возникновения аварии, или при возникновении аварии эксплуатирующая организация обязана немедленно информировать органы, указанные в регламенте, о сложившейся ситуации и планируемых мерах по ее ликвидации. Эксплуатирующая организация имеет право приступить к аварийно-восстановительным работам, не дожидаясь прибытия представителей указанных органов, и обязана поддерживать постоянную связь с ними, передавать оперативную информацию о ходе работ, об их окончании и результатах. Аварийно-восстановительные работы проводятся в порядке, предусмотренном регламентом. 32. Внесение изменений в регламент (в том числе замена эксплуатирующей организации) осуществляется органом, утвердившим регламент, по заявлению эксплуатирующей организации, а в случае необходимости замены эксплуатирующей организации - по заявлению собственника линии связи. В заявлении указываются причины, вызвавшие необходимость внесения изменений. В случае замены эксплуатирующей организации новый регламент согласуется с федеральным органом исполнительной власти в области безопасности и с пограничными органами и пограничными войсками, осуществляющими охрану государственной границы Российской Федерации на соответствующем участке, и утверждается в 3-месячный срок. V. Ликвидация линий связи (изъятие из эксплуатации и демонтаж) 33. В заявлении о выдаче разрешения на ликвидацию линии связи кроме сведений, предусмотренных подпунктом "а" пункта 8 настоящего Положения, должны содержаться сведения о характере предстоящей ликвидации (изъятие из эксплуатации, частичный или полный демонтаж). 34. Для получения разрешения на ликвидацию линии связи кроме документов, указанных в пункте 8 настоящего Положения, заявитель представляет график проведения ликвидационных работ. 35. Уполномоченный орган в 3-месячный срок принимает решение о выдаче разрешения на ликвидацию линии связи или о переносе сроков ее проведения. В решении о переносе сроков проведения ликвидации указывается допустимый период времени ее проведения. 36. После проведения работ по частичному или полному демонтажу объекта все демонтированные части, а также применяемое при выполнении работ оборудование (части оборудования) удаляются из пределов приграничной территории, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации. 37. После окончания ликвидационных работ во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации владелец разрешения на ликвидацию проводит гидрографическое обследование дна по трассе демонтированного подводного кабеля на признанных морских путях, имеющих существенное значение для судоходства (надводного и подводного), и немедленно информирует федеральный орган исполнительной власти в области обороны о результатах гидрографического обследования дна с приложением отчетных материалов. Мероприятия по ликвидации линии связи, а также гидрографическое обследование дна после демонтажа подводного кабеля выполняются силами и средствами владельца разрешения на ликвидацию. VI. Порядок захода (пребывания) иностранных морских судов во внутренние морские воды и в территориальное море Российской Федерации 38. Для осуществления изыскательских, строительных, ремонтных, аварийно-восстановительных и ликвидационных работ, а также работ по реконструкции на подводных кабельных линиях связи и линейно-кабельных сооружениях связи, находящихся во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, могут привлекаться иностранные кабельные суда. Заход (пребывание) иностранных кабельных судов во внутренние морские воды и в территориальное море Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании разрешения. 39. Для получения разрешения судовладелец (если иное не установлено соглашением между судовладельцем и органом (организацией), привлекающим это судно для выполнения соответствующих работ) по дипломатическим каналам направляет ноту с запросом на право его захода в территориальное море и (или) во внутренние морские воды Российской Федерации и производства соответствующих работ, в которой указываются следующие сведения: а) причина захода; б) тип и название судна; в) позывной сигнал радиостанции, радиочастоты, которые судно намерено использовать во время захода, а также сведения о мощности радиопередатчиков; г) государство флага судна; д) фамилия капитана судна; е) численность и состав экипажа судна и иных лиц, находящихся на борту, с указанием должности и гражданства; ж) длина, ширина и осадка судна; з) географические координаты района проведения работ; и) данные о технических средствах, которые намечается использовать для выполнения работ; к) предполагаемая продолжительность проведения работ; л) предполагаемое место и время пересечения государственной границы Российской Федерации. 40. По получении ноты федеральный орган исполнительной власти в области иностранных дел незамедлительно передает копию ноты в федеральные органы исполнительной власти по надзору в сфере связи, в области безопасности и обороны. Федеральные органы исполнительной власти по надзору в сфере связи и в области обороны направляют в федеральный орган исполнительной власти в области безопасности заключение о целесообразности допуска иностранного кабельного судна в следующие сроки: а) при привлечении к проведению изыскательских, строительных, ликвидационных работ, работ по реконструкции, а также при предварительном согласовании захода для проведения возможных аварийно-восстановительных работ - в течение 30 дней с даты получения копии ноты; б) при привлечении к проведению аварийно-восстановительных работ - в течение 10 дней с даты получения копии ноты. 41. Федеральный орган исполнительной власти в области безопасности принимает решение о допуске иностранного кабельного судна и информирует об этом федеральный орган исполнительной власти в области иностранных дел, а также пограничные органы и пограничные войска, осуществляющие охрану государственной границы Российской Федерации на соответствующем участке. Федеральный орган исполнительной власти в области иностранных дел незамедлительно сообщает о принятом решении государству флага иностранного кабельного судна. 42. Пограничный, таможенный и иные виды государственного контроля иностранных кабельных судов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. 43. Иностранное кабельное судно на расстоянии 12 морских миль от внешней границы территориального моря Российской Федерации открывает вахту на радиостанции на частоте 156,8 МГц (16 канал), поднимает флажные сигналы в светлое время суток, а в темное время суток сообщает свое название и позывной сигнал радиостанции дежурной службе пограничных органов и пограничных войск, осуществляющих охрану государственной границы Российской Федерации на соответствующем участке, и администрации ближайшего морского порта. 44. Иностранное кабельное судно проводит работы в коридоре, ограниченном 2 морскими милями с каждой стороны трассы кабельной линии связи. 45. Капитан иностранного кабельного судна обязан: а) оповещать о времени пересечения государственной границы Российской Федерации дежурную службу пограничных органов и пограничных войск, осуществляющих охрану государственной границы Российской Федерации на соответствующем участке, и администрацию ближайшего морского порта за 4 часа до предполагаемого времени пересечения государственной границы Российской Федерации и незамедлительно - после возвращения с места работ к государственной границе Российской Федерации; б) ежедневно оповещать дежурную службу пограничных органов и пограничных войск, осуществляющих охрану государственной границы Российской Федерации на соответствующем участке, и администрацию ближайшего морского порта о местонахождении своего судна, а об изменении района проведения работ оповещать немедленно; в) представлять командованию пограничного корабля истребуемые им судовые документы; г) передавать в распоряжение пограничных органов и пограничных войск, осуществляющих охрану государственной границы Российской Федерации на соответствующем участке, любые предметы, выловленные в море при производстве работ и не относящиеся к этим работам, сохраняя их в том виде, в каком они были найдены; д) обеспечивать в морском порту перегрузку с иностранного кабельного судна на российское судно и обратно кабеля, оборудования для сращивания и материалов, необходимых для выполнения соответствующих работ, а также пересадку до 10 специалистов, которые будут участвовать в этих работах, - при проведении работ на кабельной линии связи в пределах от береговой черты до изобаты 10 метров; е) обеспечивать допуск и пребывание на судне специалиста федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере связи для надзора за ходом работ и взаимодействия с пограничными органами и пограничными войсками, осуществляющими охрану государственной границы Российской Федерации на соответствующем участке, а также с таможенными органами Российской Федерации. |