ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПРИВЛЕКЛА ОБЩЕСТВО К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТАТЬЕ 14.5 КОАП РФ. ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ЭТОГО ПОСЛУЖИЛО НЕРАЗБОРЧИВОЕ ПРОБИТИЕ ЧЕКА (НА ЧЕКЕ НЕ ПРОЧИТЫВАЛИСЬ ВСЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕКВИЗИТЫ). В ПОСТАНОВЛЕНИИ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ БЫЛИ НЕВЕРНО УКАЗАНЫ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, УСТАНОВЛЕННЫЕ В ХОДЕ ПРОВЕРКИ. ПРАВОМЕРНЫ ЛИ ДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ? ЕСТЬ ЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОТМЕНЫ ВЫШЕСТОЯЩИМ ОРГАНОМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ИНСПЕКЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЛА НА НОВОЕ РАССМОТРЕНИЕ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 16 августа 2004 г. N 11-24/53549 (Д) В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее - ККТ), включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. В соответствии с пунктом 4 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.93 N 745 (далее - Положение), организация, осуществляющая денежные расчеты с населением с применением ККТ, обязана выдавать покупателям (клиентам) чек или вкладной (подкладной) документ, напечатанный с помощью ККТ. На выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе должны отражаться следующие реквизиты: а) наименование организации; б) идентификационный номер организации-налогоплательщика; в) заводской номер контрольно-кассовой машины; г) порядковый номер чека; д) дата и время покупки (оказания услуги); е) стоимость покупки (услуги); ж) признак фискального режима. На выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе, контрольных лентах могут содержаться и другие данные, предусмотренные техническими требованиями к ККТ, с учетом особенностей сфер их применения. Согласно статье 4 Закона N 54-ФЗ ККТ должна быть исправна и опломбирована в установленном порядке. Если кассовый аппарат не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает на чеке реквизиты, предусмотренные в пункте 4 Положения, то он считается неисправным (п. 8 Положения). При возникновении неисправностей кассир, в частности, обязан предпринять следующие действия: выключить кассовую машину, вызвать с помощью установленной в кабине сигнализации представителя администрации; совместно с представителем администрации определить характер неисправности. В случае неясного печатания реквизитов на чеке, невыхода чека или обрыва контрольной ленты кассир совместно с представителями администрации должен проверить оттиски чека на контрольной ленте, подписать чек (если чек не вышел, вместо него получить нулевой), указав на обороте правильную сумму (рубли прописью, копейки цифрами), и после проверки отсутствия пропусков нумерации подписать места обрыва контрольной ленты. При невозможности дальнейшей работы из-за неисправности кассовой машины кассир совместно с представителем администрации оформляет окончание работы на данной кассовой машине так же, как при окончании смены, с отметкой в книге кассира-операциониста на данную кассовую машину времени и причины окончания работы. Администрация при невозможности устранения неисправности силами кассира вызывает технического специалиста (механика, программиста, специалиста по электронике, систем управления, связи), сделав соответствующую запись в журнале вызова технического специалиста и регистрации выполненных работ. Такой порядок предусмотрен пунктом 4.5 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Минфина России от 30.08.93 N 104. Таким образом, нарушение указанных выше требований пунктов 8 и 7 Положения является основанием для применения административной ответственности в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ за осуществление денежных расчетов с населением без применения ККТ. Согласно части 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4 и частью 1 статьи 28.6 КоАП РФ. В протоколе об административном правонарушении, в частности, указывается событие административного правонарушения, а также иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 ст. 28.2 КоАП РФ). В соответствии с частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Как следует из запроса, в протоколе по делу об административном правонарушении при указании события административного правонарушения зафиксировано, что в ходе проверки магазина, принадлежащего обществу, при контрольной покупке чек был отпечатан, но необходимые реквизиты не прочитывались. В акте проверки зафиксированы аналогичные обстоятельства. В то же время в постановлении по делу об административном правонарушении при указании обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, указано, что при контрольной покупке чек пробит (отпечатан) не был. Таким образом, в постановлении по делу об административном правонарушении неверно указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, что является существенным нарушением процессуальных требований, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Следовательно, в соответствии со статьей 30.6 и пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении о привлечении общества к административной ответственности, вынесенное руководителем налоговой инспекции, подлежит отмене, а дело направляется на новое рассмотрение. И.о. руководителя Управления советник налоговой службы I ранга Н.В. Синикова 16 августа 2004 г. N 11-24/53549 |