ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 27.11.2001 N 202-О. Письмо. Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России). 14.01.02 01-06/1306

                 ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
              РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 27.11.2001 N 202-О
 
                                ПИСЬМО

                ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ

                          14 января 2002 г.
                             N 01-06/1306
 
                                 (Д)

 
     Своим Определением  от  27  ноября  2001  года  N  202-О (далее -
Определение) об официальном разъяснении Постановления Конституционного
Суда  Российской  Федерации  от  14  мая  1999  года  N  8-П  (далее -
Постановление) по делу о проверке  конституционности  положений  части
первой  статьи  131  и  части  первой  статьи  380 Таможенного кодекса
Российской Федерации  (опубликовано  в  "Российской  газете",  N  239,
05.12.2001) Конституционный Суд Российской Федерации определил, что:
     - положение  части  первой   статьи   380   Таможенного   кодекса
Российской   Федерации   в   его  конституционно  -  правовом  смысле,
выявленном Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении,
означает,  что товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную
территорию  Российской  Федерации  с  нарушением  таможенных   правил,
предусматривающим возможность конфискации,  не могут быть конфискованы
у лиц,  которые приобрели их в ходе оборота на  территории  Российской
Федерации  (при  том,  что такое имущество не подлежит конфискации или
обращению в собственность государства иным образом  согласно  правовым
предписаниям  в  случае  запрета федеральным законом или международным
договором Российской Федерации ввоза, вывоза или оборота на территории
Российской  Федерации  либо  ограничения  совершения  в отношении него
указанных действий),  если эти лица не могли каким-либо образом влиять
на соблюдение требуемых при перемещении товаров и транспортных средств
через таможенную границу таможенных формальностей, поскольку не были в
тот   период  участниками  каких-либо  отношений,  включая  таможенные
отношения,  по поводу такого имущества, и если, приобретая его, они не
знали и не должны были знать о незаконности ввоза;
     - положение  части  первой   статьи   131   Таможенного   кодекса
Российской   Федерации   в   его  конституционно  -  правовом  смысле,
выявленном Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении,
не  означает,  что  обязанность  выполнить  требования  по таможенному
оформлению товаров и транспортных  средств,  в  том  числе  по  уплате
таможенных  платежей,  может  быть возложена на лиц,  которые не могли
каким-либо образом влиять  на  соблюдение  требуемых  при  перемещении
товаров  и  транспортных  средств  через таможенную границу таможенных
формальностей,  поскольку не были в тот период участниками  каких-либо
отношений, включая таможенные отношения, по поводу такого имущества, и
если,  приобретая  его,  они  не  знали  и  не  должны  были  знать  о
незаконности ввоза.
     В целях   установления    единообразного    порядка    применения
таможенными  органами  Российской Федерации Определения направляем его
копию (приложение 1 -  не  приводится)  и  рекомендации  по  вопросам,
касающимся порядка его применения (приложение 2).
     Предлагаем при   принятии   решений   о   привлечении    лиц    к
ответственности,  пересмотре  таких  решений,  а  также  при участии в
рассмотрении арбитражными судами и судами общей юрисдикции жалоб  лиц,
привлекаемых   к   ответственности  за  нарушение  таможенных  правил,
учитывать упомянутые рекомендации.

Председатель Комитета
генерал-полковник таможенной службы
                                                            М.В. ВАНИН
14 января 2002 г.
N 01-06/1306


                                                          Приложение 2

                                                   к письму ГТК России
                                                от 14 января 2002 года
                                                          N 01-06/1306

     При обнаружении  товаров  и  транспортных  средств,  в  отношении
которых  таможенное  оформление  не  произведено  либо  не  завершено,
должностным  лицом таможенного органа в соответствии с частью 1 статьи
299 Таможенного кодекса  Российской  Федерации  (далее  -  ТК  России)
составляется  протокол  о  НТП.  В  ходе  производства по делу о НТП в
каждом конкретном случае необходимо установить  причастность  к  таким
правонарушениям лиц, которые приобрели названные товары и транспортные
средства в ходе оборота на территории Российской  Федерации  (далее  -
приобретатели),  а  также установить лиц,  их переместивших.  В рамках
дела о НТП должностные лица таможенных органов вправе  применять  меры
обеспечения  взыскания  штрафа  или  стоимости  товаров и транспортных
средств.  При наложении ареста или при проведении  изъятия  товаров  и
транспортных  средств,  являющихся  вещественными  доказательствами по
делу о НТП,  составляется справка о месте нахождения такого имущества.
В  связи  с  тем,  что  издержки по делу о НТП,  связанные с хранением
вещественных доказательств, относятся на счет федерального бюджета, то
в  целях  минимизации  таких  возможных  расходов  таможенный  орган в
качестве лица,  которому вверяются  арестованные  (изъятые)  товары  и
транспортные  средства,  может  определить  и  фактического  владельца
такого имущества.  Лицо,  которому  вверяется  арестованное  (изъятое)
имущество,  предупреждается  о  действующих  в отношении арестованного
(изъятого) имущества запретах,  нарушение которых влечет  уголовную  и
административную ответственность.
     Из норм ТК России  во  взаимосвязи  с  положениями  Постановления
следует,  что  товары  и  транспортные  средства,  в отношении которых
таможенное  оформление  не  завершено,  не  могут  быть  выпущены  для
свободного обращения,  ими никто (ни собственник,  ни любое иное лицо,
перемещающее товары и транспортные средства через таможенную  границу)
не  может  пользоваться  и  распоряжаться  и  в отношении них не могут
совершаться  сделки,  в   том   числе   договор   купли   -   продажи,
следовательно,  сделки,  которые  заключены вопреки этому запрету,  не
соответствуют  требованиям  закона.  Право  собственности  может  быть
приобретено  другим  лицом  лишь  в отношении того имущества,  которое
отчуждается на законных основаниях.  Это следует из положений пункта 1
статьи  166  Гражданского  кодекса  Российской  Федерации  (далее - ГК
России) во взаимосвязях со статьей 168 ГК России и части 1 статьи  131
ТК  России.  В  связи  с  этим  приобретатель,  во  владении  которого
находятся  товары  и  транспортные  средства,  в   отношении   которых
таможенное  оформление  не  завершено и вследствие этого сделка по ним
признана недействительной (ничтожной),  не может иметь право владения,
пользования и распоряжения таким имуществом,  и фактическое нахождение
у  него  данных  товаров  и  транспортных  средств  незаконно.   Такое
имущество не может быть предметом оборота.
     Как отметил Конституционный Суд  в  Постановлении,  регулирование
вопросов  о юридических последствиях сделок с товарами и транспортными
средствами,  в отношении которых таможенное оформление не завершено, в
том  числе  при  неуплате  таможенных  платежей,  осуществляется иными
нормами таможенного, а также гражданского законодательства. Применение
этих  норм  в  конкретных  делах,  равно  как  и проверка законности и
обоснованности соответствующих правоприменительных решений относятся к
компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
     В случае  установления,  что   в   действиях   приобретателя   не
усматриваются  признаки  НТП,  с учетом вышеизложенного и на основании
абзаца 2  пункта  2  статьи  166  ГК  России,  статьи  367  ТК  России
таможенным  органам  рекомендуем  предъявлять  в судебные органы иск о
применении  последствий   недействительности   (ничтожности)   сделки,
участником которой является приобретатель,  в порядке, предусмотренном
ГК России.
     В случае   принятия   судебными  органами  решений  не  в  пользу
таможенных органов,  считаем необходимым принимать меры по обжалованию
таких  решений  в соответствии с установленным порядком.  Вместе с тем
считаем  целесообразным  информировать  приобретателей  об  их   праве
самостоятельно  урегулировать  свои правоотношения с собственником или
продавцом   такого   имущества   в    соответствии    с    гражданским
законодательством.