ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОБРАЗОВАНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 23 ноября 2004 года N 803-ПП (ПРМ) Сохранение в Москве лесных массивов, речных долин и других природных территорий, являющихся основой Природного комплекса, требует жестких ограничений градостроительной деятельности в их пределах, снижения уровня отрицательных антропогенных воздействий на природные сообщества, поддержания стабильности их развития и функционирования. Обеспечение этих условий возможно путем создания особо охраняемых природных территорий регионального значения. Генеральным планом развития Москвы на период до 2020 года и градостроительными планами развития территорий административных округов города Москвы предусмотрено завершение формирования системы особо охраняемых природных территорий регионального значения к 2005 году. В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Законом города Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве", а также для формирования системы особо охраняемых природных территорий регионального значения Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить Положение о Схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве (приложение 1). 2. Установить, что: 2.1. Проект Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве представляется на рассмотрение в Правительство Москвы Москомархитектурой. 2.2. По результатам одобрения Правительством Москвы Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве: 2.2.1. Резервирование земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями регионального значения, и ограничение их использования осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством. 2.2.2. Мэр Москвы направляет на рассмотрение в Московскую городскую Думу одобренный проект Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве в составе следующих материалов: - схема размещения существующих и планируемых к образованию особо охраняемых природных территорий М 1:25 000 (с выделением первоочередных объектов) с разбивкой по административным округам; - перечень существующих особо охраняемых природных территорий, созданных до вступления в силу Закона города Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" с указанием их площади и категории; - перечень планируемых к образованию особо охраняемых природных территорий, с предварительной разбивкой по категориям; - пояснительная записка. 3. Утвердить Порядок образования особо охраняемых природных территорий регионального значения в городе Москве (приложение 2). 4. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы по результатам утверждения Московской городской Думой Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве обеспечить контроль за разработкой материалов, обосновывающих придание части территории города Москвы статуса особо охраняемой природной территории (пункт 2 приложения 2), для территорий, планируемых к первоочередному образованию в соответствии со Схемой развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве. 5. Установить, что до утверждения градостроительной документации, обосновывающей развитие каждой особо охраняемой природной территории, предоставление земельных участков юридическим лицам и гражданам, деятельность которых не связана с охраной, содержанием и использованием особо охраняемой природной территории, не производится. 6. Установить, что финансирование работ по образованию особо охраняемой природной территории в городе Москве, включающих разработку и согласование материалов, обосновывающих придание части территории города Москвы статуса особо охраняемой природной территории, государственную экологическую экспертизу, осуществляется за счет средств Целевого бюджетного территориального экологического фонда. 7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы Бочина Л.А. Мэр Москвы Ю.М.Лужков Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 23 ноября 2004 года N 803-ПП Положение о Схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве 1. Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве разрабатывается в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы на период до 2020 года, градостроительными планами развития территорий административных округов города Москвы и в обязательном порядке подлежит согласованию с префектами соответствующих административных округов города Москвы и Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. 2. Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве (далее - Схема): - разрабатывается Москомархитектурой на основании положений Генерального плана развития города Москвы, градостроительных планов развития территорий территориальных единиц Москвы, а также специальных работ; - является основанием для развития системы особо охраняемых природных территорий города Москвы и образования конкретных территорий регионального значения; - разрабатывается в целом для территории города Москвы и определяет перспективные направления развития системы особо охраняемых природных территорий на расчетный срок (15-20 лет) с выделением первоочередных (до 5 лет) задач; - содержит принципиальные решения по выбору, размещению и очередности формирования системы особо охраняемых природных территорий; - обязательна для учета при разработке градостроительной и проектной документации всех видов; - подлежит актуализации в увязке с актуализацией Генерального плана развития города Москвы. 3. Материалы Схемы должны содержать графические и текстовые материалы по размещению особо охраняемых природных территорий регионального значения в составе: - схема размещения существующих и планируемых к образованию особо охраняемых природных территорий М 1:25 000 с разбивкой по административным округам и выделением первоочередных объектов; - перечень существующих особо охраняемых природных территорий, созданных до вступления в силу Закона города Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" с указанием их площади и категории; - перечень планируемых к образованию особо охраняемых природных территорий с предварительной разбивкой по категориям; - пояснительная записка. 4. Пояснительная записка к Схеме должна содержать: 4.1. Краткую характеристику состояния существующих особо охраняемых природных территорий с указанием объектов особой охраны и видов животных и растений, занесенных в Красную книгу города Москвы. 4.2. Оценку (анализ) природоохранной значимости (ценности) и предложения по планируемым к упразднению особо охраняемым природным территориям с обоснованиями предлагаемого упразднения статуса территории. 4.3. Предложения по планируемым к созданию особо охраняемым природным территориям с учетом: - размещения на территории города Москвы объектов природного и историко-культурного наследия; - природоохранного и рекреационного потенциала территорий, планируемых к образованию; - положений утвержденного Генерального плана развития города Москвы; - положений утвержденных градостроительных планов развития территорий административных округов и другой градостроительной документации; - наличия распорядительных документов Правительства Москвы об образовании или целесообразности образования особо охраняемых природных территорий; - предложений граждан, юридических лиц, общественных и религиозных объединений, органов местного самоуправления. 5. Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве представляется в Правительство Москвы Москомархитектурой при наличии согласований Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департамента земельных ресурсов города Москвы, Главного управления охраны памятников города Москвы, префектур административных округов. Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 23 ноября 2004 года N 803-ПП Порядок образования особо охраняемых природных территорий регионального значения в городе Москве Настоящий Порядок образования особо охраняемых природных территорий регионального значения в городе Москве утверждается нормативным правовым актом города Москвы, устанавливающим единый для города Москвы порядок образования особо охраняемых природных территорий регионального значения в городе Москве в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы об особо охраняемых природных территориях. 1. Основания для образования особо охраняемой природной территории регионального значения в городе Москве 1.1. Основанием для образования особо охраняемой природной территории регионального значения является Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве, утверждённая Московской городской Думой. 1.2. Особо охраняемая природная территория, не предусмотренная Схемой развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве, может быть образована по предложениям граждан, юридических лиц, общественных и религиозных объединений, органов местного самоуправления при положительном заключении Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. 2. Материалы, обосновывающие придание части территории города Москвы статуса особо охраняемой природной территории регионального значения 2.1. Материалы, обосновывающие придание части территории города Москвы статуса особо охраняемой природной территории регионального значения (далее - образование особо охраняемой природной территории) должны содержать: - характеристику местоположения проектируемой территории; - природную характеристику проектируемой территории; - характеристику градостроительной ситуации на проектируемой территории и прилегающих к ней территориях; - оценку состояния природного комплекса, растительного и животного мира создаваемой особо охраняемой природной территории; - обоснование образования особо охраняемой природной территории регионального значения и присвоения ей конкретной категории с учетом оценки (анализа) природоохранной значимости (ценности); - обоснование предлагаемых к установлению границ особо охраняемой природной территории; - обоснование предлагаемого к установлению режима особой охраны особо охраняемой природной территории; - обоснование предлагаемых к установлению режимов регулирования градостроительной деятельности; - описание и схему предлагаемых к установлению границ особо охраняемой природной территории (М 1:2 000 - 1:5 000). 2.1.1. Местоположение проектируемой территории. Характеризуется местоположение проектируемой территории в пределах города Москвы, административного округа, Природного комплекса Москвы, системы особо охраняемых природных территорий; даётся оценка её градостроительного, экологического и рекреационного значения, значения в поддержании территориальной целостности Природного комплекса Москвы и его связи с загородными природными ландшафтами. 2.1.2. Природная характеристика проектируемой территории. Раздел должен содержать материалы, состав и объём которых необходим и достаточен для заключения об особой природной ценности проектируемой территории: - параметры территории (площадь, протяжённость границ, компактность природно-территориального комплекса); - геологическое строение, рельеф и почвы (краткая характеристика); - водные объекты; - флора и растительность; - фауна и животный мир; - ценные природные объекты. Материалы, характеризующие природный комплекс, растительный и животный мир проектируемой территории, используются при обосновании создания особо охраняемой природной территории (природоохранная ценность территории) и разработке предложений по установлению режимов регулирования градостроительной деятельности на этой территории. 2.1.3. Градостроительная ситуация на проектируемой территории и прилегающих к ней землях оценивается по следующим показателям и параметрам: - существующее использование проектируемой территории (градостроительное, рекреационное); - земельные и имущественные отношения; - транспорт, инженерные коммуникации; - использование прилегающих территорий; - источники негативного антропогенного воздействия на природный комплекс, растительный и животный мир проектируемой территории. Материалы, характеризующие градостроительную ситуацию на проектируемой территории и прилегающих к ней землях, учитываются дополнительно в установленном порядке при разработке предложений по установлению границ особо охраняемой природной территории, режимов особой охраны и регулирования градостроительной деятельности. 2.1.4. Состояние природного комплекса, растительного и животного мира оценивается по степени антропогенной нарушенности природного комплекса в связи с действующими на него негативными антропогенными факторами, обусловленными, прежде всего, градостроительной ситуацией на сопредельных территориях; по видовому разнообразию флоры и фауны (в первую очередь видов-индикаторов состояния природных сообществ) и представленности в их составе видов, не свойственных конкретным природным местообитаниям. 2.1.5. Обоснование образования особо охраняемой природной территории регионального значения и присвоения ей конкретной категории осуществляется с использованием двух основных характеристик проектируемой территории природоохранной и рекреационной ценности. Природоохранная ценность территории определяется, прежде всего, её видовым и биотопическим разнообразием, наличием редких и уязвимых видов растений и животных, природных сообществ. 2.1.6. Обоснование предлагаемых к установлению границ особо охраняемой природной территории. При установлении границ особо охраняемых природных территорий используются общепризнанные критерии и принципы, но с учётом местоположения создаваемых особо охраняемых природных территорий в городе: - обеспечение целостности природно-территориального комплекса; - достижение максимально возможного для данных условий биотопического разнообразия территории; - сохранение территориальной связи с другими природными ландшафтами Москвы и ближнего Подмосковья; - привязка границ к существующим на местности рубежам, прежде всего элементам улично-дорожной сети. Приводятся схема границ предлагаемой к созданию особо охраняемой природной территории и их словесное описание. 2.1.7. Обоснование предлагаемого к установлению режима особой охраны особо охраняемой природной территории. Режим особой охраны устанавливается с целью: - обеспечения условий для сохранения и восстановления природного комплекса, растительного и животного мира, других объектов природы; - организации рационального, без ущерба природе, рекреационного использования особо охраняемой природной территории города Москвы; - устранения или снижения негативных антропогенных воздействий на природный комплекс, растительный и животный мир особо охраняемой природной территории. При обосновании предлагаемого к установлению режима особой охраны особо охраняемой природной территории используются материалы, характеризующие природоохранную ценность территории, состояние её природного комплекса, растительного и животного мира в связи с действующими на них антропогенными факторами. 2.1.8. Графические материалы. В составе материалов, обосновывающих придание части территории города Москвы статуса особо охраняемой природной территории регионального значения, разрабатываются следующие графические материалы (схемы): - схема существующего положения (М 1:5 000 или 1:2 000); - местоположение проектируемой территории (безмасштабная); - размещение ценных природных объектов (М 1:5 000 или 1:2 000); - предлагаемые к установлению границы особо охраняемой природной территории (М 1:2 000). 2.2. Разработка материалов, обосновывающих придание части территории города Москвы статуса особо охраняемой природной территории регионального значения, осуществляется по заказу Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, префектуры соответствующего административного округа или Москомархитектуры. 2.3. Сроки разработки материалов, обосновывающих придание части территории города Москвы статуса особо охраняемой природной территории, устанавливаются с учётом необходимости проведения работ по выявлению ценных природных объектов и оценки состояния природного комплекса, растительного и животного мира на проектируемой территории в весенне-летний период. 2.4. По результатам утверждения Московской городской Думой Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве Правительство Москвы утверждает градостроительную и иную документацию, обосновывающую развитие каждой особо охраняемой природной территории и устанавливающую режимы регулирования градостроительной деятельности. 3. Согласование и экспертиза материалов, обосновывающих придание части территории города Москвы статуса особо охраняемой природной территории Материалы, обосновывающие придание части территории города Москвы статуса особо охраняемой природной территории, подлежат согласованию с префектом административного округа, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды, Департаментом земельных ресурсов города Москвы, Москомархитектурой, а также подлежат государственной экологической экспертизе. 4. Порядок и состав материалов об образовании особо охраняемой природной территории, направляемых в Правительство Москвы 4.1. На основании материалов об образовании особо охраняемой природной территории, согласованных в установленном порядке и получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы, Правительство Москвы принимает решение об образовании особо охраняемой природной территории. 4.2. Специально уполномоченный орган Правительства Москвы по управлению особо охраняемыми природными территориями в городе Москве направляет в Правительство Москвы следующие материалы: - проект постановления Правительства Москвы об образовании особо охраняемой природной территории, согласованный в установленном порядке; - описание и схему границ особо охраняемой природной территории; - предложения по установлению режима особой охраны особо охраняемой природной территории. |