МОЖНО ЛИ УЧЕСТЬ В СОСТАВЕ РАСХОДОВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ ПЛАТУ ЗА НЕВЫПОЛНЕННУЮ КВОТУ ПО ТРУДОУСТРОЙСТВУ ИНВАЛИДОВ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 23 июля 2004 г. N 26-12/49184 (Д) В соответствии со статьей 252 НК РФ расходами для целей налогообложения прибыли (за исключением расходов, перечисленных в статье 270 НК РФ) признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Статьей 13 Закона РФ от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" установлено, что государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, организации временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Согласно статье 21 данного Закона для организаций, численность работников которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников. Механизм установления квоты в организациях определяется органами государственной власти субъектов РФ. В случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджеты субъектов РФ обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. Размеры и порядок внесения работодателями указанной платы определяются органами государственной власти субъектов РФ. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона города Москвы от 12.11.97 N 47 "О квотировании рабочих мест в городе Москве" работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организуют в г. Москве квотируемые рабочие места за счет собственных средств. Квота считается выполненной, если работодатель принял на работу инвалидов, заключив с ними трудовые договоры, согласно которым период работы в текущем месяце составил не менее пятнадцати календарных дней. Если установленная квота для приема на работу инвалидов не выполняется, работодатели ежемесячно вносят в бюджет г. Москвы обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в РФ на день внесения платы. Таким образом, в рамках реализации вышеназванных федеральных законов и Закона города Москвы работодатель либо несет расходы, связанные с организацией дополнительных рабочих мест для инвалидов, либо ежемесячно вносит в бюджет г. Москвы обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида, то есть осуществляет указанные расходы в рамках своей деятельности. Возможность замены квотирования рабочих мест для инвалидов внесением обязательной платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в бюджет исключает квалификацию указанной платы в качестве налогового платежа или штрафной санкции. Следовательно, расходы организации, связанные с ежемесячной уплатой в бюджет г. Москвы обязательной платы за каждого нетрудоустроенного инвалида, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли при условии их документального подтверждения. Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы I ранга А.А. Глинкин 23 июля 2004 г. N 26-12/49184 |