О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ НАЛОГОВЫМ ОРГАНАМ СВЕДЕНИЙ ОРГАНАМИ, УКАЗАННЫМИ В СТАТЬЕ 85 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ 21 сентября 2004 г. N 09-0-10/3755 (ФР 04-37) Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (далее - МНС России) в связи с вопросами, возникающими при получении налоговыми органами сведений согласно пунктам 3 и 6 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее Кодекс), разъясняет следующее. По вопросу предоставления сведений органами, осуществляющими регистрацию актов гражданского состояния физических лиц. В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Кодекса органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц (далее - органы ЗАГС), обязаны сообщать о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных фактов. Перечень сведений, подлежащих предоставлению органами ЗАГС в налоговые органы, установлен разделом VI части I Перечня сведений, включаемых в Единый государственный реестр налогоплательщиков, приведенным в приложении к Правилам ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков (далее Перечень), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 110 (далее - Постановление). В частности, пунктом 4 раздела VI Перечня установлены для предоставления сведения о родившемся: фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, а также сведения о родителях, указанные в пункте 4 раздела III Перечня. В случае представления документа, удостоверяющего личность, отличного от паспорта, представляются также реквизиты документа, подтверждающего регистрацию физического лица по месту жительства (вид документа, регистрационный номер и дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ). По имеющейся в МНС России информации, полученной от Управлений МНС России по субъектам Российской Федерации, в отдельных случаях органы ЗАГС отказывают в предоставлении сведений о паспортных данных и месте жительства родителей, мотивируя это отсутствием указанных сведений при осуществлении регистрационных действий. Вместе с тем обращаем внимание, что Постановление не регламентирует источник получения вышеуказанными органами требуемой информации для представления налоговым органам. Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее Закон N 143-ФЗ) для составления записи акта гражданского состояния должны быть представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, и документ, удостоверяющий личность заявителя. Согласно пункту 3 статьи 16 Закона N 143-ФЗ одновременно с подачей заявления о рождении ребенка должен быть представлен документ, подтверждающий факт рождения ребенка, а также должны быть предъявлены документы, удостоверяющие личности родителей (одного из родителей) или личность заявителя и подтверждающие его полномочия, и документы, являющиеся основанием для внесения сведений об отце в запись акта о рождении ребенка. Согласно Правилам порядка заполнения бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 1999 г. N 432, бланки актовых записей заполняются в соответствии с представленными заявителем (заявителями) документами, являющимися основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, и документами, удостоверяющими личность. Следовательно, сведения о родителях заносятся в свидетельство о рождении ребенка из документов, удостоверяющих их личность. Исходя из вышеизложенного, работники ЗАГС имеют возможность указывать информацию о паспортных данных родителей в сведениях о родившихся, представляемых в налоговые органы. По вопросу представления сведений органами, уполномоченными совершать нотариальные действия и (или) нотариусами, осуществляющими частную практику. В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 23 Кодекса налогоплательщик обязан предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном настоящим кодексом. Пункт 6 статьи 85 Кодекса предусматривает такую обязанность для частных нотариусов по сообщению "о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения в налоговые органы по месту своего нахождения". Необходимо отметить, что в законодательстве Российской Федерации "место нахождения" определено только для юридических лиц (Гражданский кодекс Российской Федерации, части первая и вторая, раздел 1, подраздел 2, глава 3, 4 ст. 54), а для физических лиц дано такое понятие как "место жительства". Место жительства гражданина законом определяется как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ст. 20 ГК РФ). Согласно статьи 11 Кодекса для целей настоящего Кодекса под местом жительства физического лица понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Нотариус, занимающийся частной практикой, в соответствии с "Основами законодательства о нотариате" действует в личном качестве как гражданин, уполномоченный совершать от имени государства определенные юридически значимые действия, без образования юридического лица. С другой стороны, согласно положениям главы 14 "Налоговый контроль" раздела 5 Кодекса контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Кодекса в целях проведения налогового контроля налогоплательщики физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом. К иным основаниям, предусмотренным Кодексом, относится постановка на учет налогоплательщиков единого налога на вмененный доход - индивидуальных предпринимателей в налоговом органе по месту осуществления деятельности согласно пункту 2 статьи 346.28 Кодекса, а также постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения участка недр индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков налога на добычу полезных ископаемых согласно статье 335 Кодекса. Учитывая вышеизложенное, постановка на учет по месту осуществления деятельности частного нотариуса нормами Кодекса не предусмотрена и для выполнения частным нотариусом положений пункта 6 статьи 85 Кодекса местом нахождения его следует считать место его жительства. Кроме того, считаем необходимым отметить что, в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 85 Кодекса в налоговые органы от органов, уполномоченных совершать нотариальные действия и (или) нотариусов, осуществляющих частную практику, должна поступать информация обо всех фактах нотариального удостоверения права на наследство и договоров дарения. Согласно пункту 7 статьи 83 Кодекса постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в статье 85 Кодекса. Однако, в настоящее время не следует осуществлять постановку на учет в налоговом органе физических лиц, которым по договору дарения или в порядке наследования переходит имущество, общая стоимость которого на дату удостоверения договора дарения или на день открытия наследства не превышает соответственно 80-кратный и 850-кратный установленный законом размер минимальной оплаты труда, так как такое имущество не подлежит обложению налогом на дарение или наследование. На сегодняшний день, в связи с изменением законодательства о налогах и сборах ведется работа по внесению изменений в "Методические указания для налоговых органов по процедуре постановки на учет физических лиц по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению" (письмо Госналогслужбы России от 31.12.1998 N ВП-6-12/934@), где найдут отражение указанные вопросы. Впредь, до получения соответствующих указаний, следует сохранять полученную информацию такого рода на бумажных носителях. Заместитель министра РФ по налогам и сборам Д.А. Чушкин 21 сентября 2004 г. N 09-0-10/3755 |