ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 23 ноября 2004 г. N 816-ПП (ПРМ) В городе Москве с 1996 года динамично развивается система добровольного страхования жилых помещений, основанная на подкрепленных гарантиями Правительства Москвы договорных отношениях собственников и нанимателей этих помещений со страховыми организациями. Осуществляется комплекс мер по защите имущественных интересов и жилищных прав москвичей, по совершенствованию механизмов страхования и созданию перспективных направлений страховой деятельности в жилищной сфере. Реализованы основные принципы системы страхования жилых помещений - доступность и надежность, которые обеспечиваются необременительным для москвичей размером страхового взноса, простотой процедуры заключения договоров страхования и контролем исполнения обязательств по возмещению ущерба. Благодаря реализации указанных принципов страхование жилых помещений является сегодня самым массовым видом добровольного страхования в городе. В 2003 году застраховано более 1,2 млн. квартир, свыше 13,5 тысяч московских семей, жилище которых пострадало в результате страховых случаев, получили страховое возмещение от страховых организаций и адресную финансовую помощь (страховые субсидии) Правительства Москвы на общую сумму более 100 млн.руб. Приведенные показатели в 1,5 раза превышают показатели 2002 года. В целях обеспечения соответствия размера возмещаемого ущерба объему средств, необходимых для восстановления повреждаемых в результате страховых случаев жилых помещений, повышалась страховая стоимость 1 кв.м общей площади жилых помещений: с 3 000 руб. в 1996 году до 9 000 руб. в настоящее время. Доля ответственности Правительства Москвы по возмещению ущерба, нанесенного застрахованным жилым помещениям, за этот период уменьшена с 80 до 50 процентов, а страховых организаций - увеличена соответственно с 20 до 50 процентов. Расширен перечень страховых рисков, снято ограничение по страхованию жилых помещений в домах, имеющих физический износ, превышающий 60 процентов. В 2002-2003 годах страховыми организациями, участвующими в системе страхования жилых помещений, на предупреждение страховых событий в жилищном фонде города направлено около 35 млн.руб. Государственным учреждением города Москвы "Городской центр жилищного страхования" совместно со страховыми организациями начата работа по созданию комплексной системы страхования имущественных интересов в жилищной сфере города. На территории Северо-Восточного административного округа проведен первый этап эксперимента по реализации Концепции добровольного страхования объектов общего имущества в кондоминиумах, находящихся в управлении товариществ собственников жилья или организаций, привлеченных домовладельцами (далее - Концепция страхования общего имущества). Полученные результаты показали, что необходима отработка механизмов этого вида страхования на существенно большем массиве объектов жилищного фонда в различных административных округах города, включающем дома товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ). В Юго-Восточном административном округе начат эксперимент по отработке Концепции страхования гражданской ответственности подрядных организаций, осуществляющих эксплуатацию и ремонт жилищного фонда города, за вред, причиненный жилым, нежилым помещениям и объектам общего пользования в жилых домах. Однако не все возможности и преимущества системы страхования реализованы в полном объеме. Недостаточными темпами развивается страхование жилых помещений в домах ТСЖ, жилищных и жилищно-строительных кооперативов. Не охвачены страхованием жилые помещения, находящиеся в собственности города и передаваемые в аренду организациям и предприятиям для предоставления врачам, учителям и другим категориям работников, а также предоставляемые гражданам по договору купли-продажи с рассрочкой платежа. Не в полной мере используются возможности динамично развивающегося рынка страховых услуг, позволяющие и дальше повышать эффективность системы, в том числе за счет более активного привлечения внебюджетных источников финансирования и развития перспективных направлений страхования в жилищной сфере города. Отсутствуют механизмы, позволяющие страховым организациям инвестировать в экономику города аккумулируемые финансовые ресурсы, в первую очередь в Московскую ипотечную программу. В целях развития и повышения эффективности системы страхования имущественных интересов в жилищной сфере города Правительство Москвы постановляет: 1. Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, префектурам административных округов города Москвы, Государственному учреждению города Москвы "Городской центр жилищного страхования" принять меры по дальнейшему развитию системы страхования в городе Москве жилых помещений и создать условия для перехода к комплексной системе страхования имущественных интересов в жилищной сфере города (далее - система страхования), включающей страхование жилых помещений и общего имущества домовладельцев в жилых домах, а также гражданской ответственности организаций, осуществляющих работы по содержанию и ремонту многоквартирных жилых домов, внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования. 2. Провести в первом полугодии 2005 года торги по отбору страховых организаций для участия в страховании объектов в жилищном фонде города Москвы. Возложить функции государственного заказчика на Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. 3. Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы совместно с Государственным учреждением города Москвы "Городской центр жилищного страхования" подготовить и согласовать в установленном порядке с Министерством финансов Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой конкурсную документацию по отбору страховых организаций для участия в страховании объектов в жилищном фонде города, предусматривающую компенсацию страховыми организациями бюджетных страховых субсидий Правительства Москвы, и в I квартале 2005 года представить ее на утверждение Правительства Москвы. 4. Комитету города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов по представлении разработанной и утвержденной конкурсной документации провести в установленном порядке открытый конкурс (п.2). 5. Распространить Положение о системе страхования в городе Москве жилых помещений, утвержденное постановлением Правительства Москвы от 1 октября 2002 года N 821-ПП "О мерах по дальнейшему развитию страхования жилых помещений в городе Москве", на жилые помещения, находящиеся в собственности города и передаваемые в аренду организациям и предприятиям, а также предоставляемые гражданам по договору купли-продажи с рассрочкой платежа. 6. Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в первом полугодии 2005 года: 6.1. Совместно с Департаментом экономической политики и развития города Москвы и Государственным учреждением города Москвы "Городской центр жилищного страхования" разработать механизм инвестирования аккумулируемых страховыми организациями финансовых ресурсов в экономику города с учетом требований Федеральной службы страхового надзора. 6.2. Совместно с Коммерческим банком "Московское ипотечное агентство" (открытое акционерное общество) и страховыми организациями подготовить предложения по инвестированию финансовых ресурсов страховых организаций в Московскую ипотечную программу. 7. В целях создания условий для перехода к комплексной системе страхования имущественных интересов в жилищной сфере города Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Государственному учреждению города Москвы "Городской центр жилищного страхования": 7.1. Во втором полугодии 2005 года совместно с префектурами административных округов города Москвы подвести итоги эксперимента по реализации Концепции страхования общего имущества, проведение которого предусмотрено постановлением Правительства Москвы от 31 августа 2004 года N 592-ПП "О мерах по реализации Концепции добровольного страхования объектов общего имущества в кондоминиумах, находящихся в управлении товариществ собственников жилья или организаций, привлеченных домовладельцами", и подготовить предложения по совершенствованию условий страхования общего имущества в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении товариществ собственников жилья, предусмотрев экономически обоснованное соотношение объемов ответственности Правительства Москвы и страховых организаций по возмещению ущерба, причиненного общему имуществу в результате страховых случаев. 7.2. Во II квартале 2005 года совместно с префектурой ЮгоВосточного административного округа города Москвы подвести итоги эксперимента по отработке Концепции страхования гражданской ответственности подрядных организаций, осуществляющих эксплуатацию и ремонт жилищного фонда города, за вред, причиненный жилым, нежилым помещениям и объектам общего пользования в жилых домах. 7.3. В III квартале 2005 года совместно с Департаментом экономической политики и развития города Москвы, Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы, Государственной жилищной инспекцией города Москвы по итогам эксперимента (п.7.2) подготовить предложения по использованию на территории города механизма страхования гражданской ответственности подрядных организаций, осуществляющих эксплуатацию и ремонт жилищного фонда города, за ущерб, причиненный жилым, нежилым помещениям и объектам общего пользования в жилых домах, без привлечения бюджетных средств. 8. С 1 января 2005 года установить для целей страхования, проводимого с учетом Положения о системе страхования в городе Москве жилых помещений: 8.1. Стоимость жилого помещения из расчета 13 500 руб. за 1 кв.м общей площади жилого помещения. 8.2. Стоимость жилого помещения из расчета 17 000 руб. за 1 кв.м общей площади жилого помещения - в качестве альтернативного предложения страхователям для обеспечения более высокого уровня возмещения ущерба (только при расчетах без использования единого платежного документа). 8.3. Объем ответственности Правительства Москвы по возмещению ущерба, причиненного застрахованным жилым помещениям, в размере: - 40 процентов от установленной п.8.1 стоимости; - 30 процентов от установленной п.8.2 стоимости. 9. Рекомендовать страховым организациям, участвующим в системе страхования: 9.1. С 1 января 2005 года приступить к заключению договоров страхования с учетом положений настоящего постановления, применяя: 9.1.1. Cтраховую стоимость принимаемого на страхование жилого помещения из расчета 13 500 руб. за 1 кв.м общей площади жилого помещения. 9.1.2. Cтраховую стоимость принимаемого на страхование жилого помещения из расчета 17 000 руб. за 1 кв.м общей площади жилого помещения - в качестве альтернативного предложения страхователям для обеспечения более высокого уровня возмещения ущерба (только при расчетах без использования единого платежного документа). 9.1.3. Объем ответственности страховой организации по договорам страхования жилых помещений (страховую сумму) в размере: - 60 процентов от установленной п.9.1.1 страховой стоимости; - 70 процентов от установленной п.9.1.2 страховой стоимости. 9.1.4. Ставку ежемесячной оплаты по договорам страхования жилых помещений, не превышающую 60 коп. за 1 кв.м стоимостью 13 500 руб.(п.9.1.1) и 90 коп. за 1 кв.м стоимостью 17 000 руб. (п.9.1.2). 9.2. В срок до 1 января 2005 года разработать программу проведения разъяснительной и рекламной работы по информированию населения о целях, задачах и условиях системы страхования. 9.3. В целях расширения и совершенствования рынка страховых услуг в жилищной сфере города активизировать работу по добровольному страхованию гражданской ответственности собственников, нанимателей, пользователей и арендаторов жилых помещений перед третьими лицами. 10. Принять к сведению обязательство Государственного унитарного предприятия города Москвы Московского научно-исследовательского и проектного института жилищного хозяйства "МосжилНИИпроект" по заказу Государственного учреждения города Москвы "Городской центр жилищного страхования" в трехмесячный срок после заключения договора доработать применяемую для целей страхования методику оценки ущерба с учетом сложившейся в настоящее время номенклатуры типовых проектов жилых домов, а также материалов и изделий, используемых при строительстве жилых домов и ремонте жилых помещений. Установить, что оплата работ по доработке указанной методики производится за счет средств, предусмотренных в бюджете города Москвы по статье "Возмещение ущерба, причиненного жилым помещениям в результате страховых случаев, в соответствии с гарантиями Правительства Москвы". 11. Рекомендовать страховым организациям, участвующим в реализации системы страхования, при содействии Государственного учреждения города Москвы "Городской центр жилищного страхования", Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, префектур административных округов города Москвы организовать работу по оформлению возмещения убытков, понесенных гражданами в результате страховых случаев, на принципах, аналогичных установленным для режима "одного окна". 12. Внести следующие изменения и дополнения в приложение 1 (Положение о системе страхования в городе Москве жилых помещений) к постановлению Правительства Москвы от 1 октября 2002 года N 821-ПП "О мерах по дальнейшему развитию страхования жилых помещений в городе Москве": 12.1. Изложить пункт 2.1 в новой редакции: "2.1. Страхователями жилых помещений могут выступать: - их собственники или наниматели жилых помещений жилищного фонда города Москвы, зарегистрированные в них по месту жительства, а также их законные представители; - субарендаторы жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы и переданных по договору аренды организациям и предприятиям, зарегистрированные в них по месту жительства; - пользователи жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы и переданных им по договору купли-продажи с рассрочкой платежа, зарегистрированные в них по месту жительства. Страхователем жилого помещения, находящегося в общей собственности граждан, может выступать по соглашению всех участников общей собственности лишь один из сособственников жилого помещения, зарегистрированный по месту жительства в этом жилом помещении.". 12.2. Изложить абзац второй пункта 3.1 в новой редакции: "На страхование принимаются жилые помещения, расположенные в жилых домах, в том числе в домах ЖК, ЖСК, ТСЖ, на расходы по эксплуатации которых предусматриваются ассигнования в бюджете города Москвы.". 12.3. В пункте 5.3 слова "причиненных убытков" заменить словами "причиненного ущерба". 12.4. Изложить пункт 6.3 в новой редакции: "6.3. Убытки, возмещаемые страхователю, определяются исходя из суммарного размера ущерба, причиненного в результате страхового случая конструктивным элементам, элементам отделки, инженерному оборудованию, элементам внутренних коммуникаций, относящимся к застрахованному жилому помещению и соответствующим типовому проекту строения, в котором расположено это помещение. Расчет ущерба производится в соответствии с правовыми актами органов исполнительной власти города Москвы, принятыми для целей настоящего страхования. При этом изменение процента износа конструктивных элементов и элементов отделки квартиры за время действия договора не учитывается. Не учитываются также повреждения, связанные с предыдущими страховыми случаями и не устраненные Страхователем до наступления последнего страхового случая или с событиями, произошедшими до начала или после окончания действия договора.". 13. Признать утратившими силу с 1 января 2005 года пункты 4, 5 и 11 постановления Правительства Москвы от 1 октября 2002 года N 821-ПП "О мерах по дальнейшему развитию страхования жилых помещений в городе Москве". 14. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы: 14.1. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации. 14.2. Оказывать содействие Государственному учреждению города Москвы "Городской центр жилищного страхования" в информировании населения города Москвы о целях и условиях системы страхования жилых помещений. 15. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И. О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы во втором полугодии 2005 года. Мэр Москвы Ю.М.Лужков 23 ноября 2004 г. N 816-ПП |