ОРГАНИЗАЦИЯ И ЕЕ ФИЛИАЛЫ, ИМЕЮЩИЕ ОТДЕЛЬНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ СЧЕТА И САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ БАЛАНСЫ, СОСТОЯТ НА НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ В ОДНОМ НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ. В СООТВЕТСТВИИ С УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКОЙ ГОЛОВНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В НАЛОГОВЫЙ ОРГАН ПРЕДСТАВЛЯЛИСЬ БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ (ВКЛЮЧАЮЩАЯ В СЕБЯ ПОКАЗАТЕЛИ ФИЛИАЛОВ), ДЕКЛАРАЦИИ И РАСЧЕТЫ ПО ВСЕМ ВИДАМ НАЛОГОВ. ПРИ ЭТОМ ФИЛИАЛЫ ИСПОЛНЯЛИ ОБЯЗАННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПО УПЛАТЕ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА В ЧАСТИ НАЧИСЛЕНИЙ НА ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ, ВЫПЛАЧИВАЕМУЮ СОТРУДНИКАМ ФИЛИАЛОВ. У ФИЛИАЛОВ ОТЛИЧНЫЙ ОТ ГОЛОВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КОД ПРИЧИНЫ ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ, И ПЛАТЕЖИ ЗАНОСИЛИСЬ НА ИХ ЛИЦЕВОЙ СЧЕТ. ГОЛОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЯЛА ДЕКЛАРАЦИИ (РАСЧЕТЫ) ПО ЕСН В ЦЕЛОМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ, ВКЛЮЧАЯ ЕЕ ФИЛИАЛЫ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ПО ГОЛОВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЧИСЛИТСЯ НЕДОИМКА, А ПО ЕЕ ФИЛИАЛАМ - ПЕРЕПЛАТА ПО ЕСН. ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ В ЦЕЛОМ ПО УПЛАТЕ НАЛОГА ПОЛНОСТЬЮ ИСПОЛНЕНЫ. ВОЗМОЖЕН ЛИ ПЕРЕНОС ПЛАТЕЖЕЙ, ЗАЧИСЛЕННЫХ НА ЛИЦЕВЫЕ СЧЕТА ФИЛИАЛОВ, НА ЛИЦЕВОЙ СЧЕТ ГОЛОВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 2 сентября 2004 г. N 11-14/56728 (Д) В соответствии со статьей 19 НК РФ филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений в порядке, предусмотренном НК РФ. Согласно пункту 8 статьи 243 НК РФ обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате ЕСН (авансовых платежей по ЕСН), а также обязанности по представлению расчетов по данному налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения. Сумма ЕСН (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению. Сумма ЕСН, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации. В иных случаях представление налоговой отчетности по ЕСН и уплата данного налога производятся централизованно по месту нахождения головной организации. Каких-либо исключений по порядку уплаты ЕСН и представления налоговых деклараций (расчетов) по данному налогу в случае, когда головная организация и ее обособленные подразделения состоят на налоговом учете в одном налоговом органе, действующим законодательством о налогах и сборах не предусмотрено. Обратите внимание, что нормы Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н, а также Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного приказом Минфина России от 09.12.98 N 60н, не предусматривают утверждение в учетной политике организации порядка представления налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам). Порядок отражения в карточках лицевых счетов по налогу (сбору, взносу) операций, связанных с расчетами налогоплательщиков (плательщиков сборов), налоговых агентов с бюджетами всех уровней РФ, установлен Рекомендациями по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденными приказом МНС России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411 (далее - Рекомендации). Согласно разделу II Рекомендаций карточки лицевых счетов (далее - КЛС) по соответствующим видам налогов (сборов) открываются по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства индивидуальных предпринимателей, месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению, а также по месту нахождения участка недр. В соответствии с пунктом 1 раздела III Рекомендаций проведение в КЛС начисленных к уплате (доплате, уменьшению) сумм налога (сбора), пеней и штрафов осуществляется в том числе на основании налоговых деклараций (расчетов), а также заявлений налогоплательщиков о дополнении и изменении налоговых деклараций с приложением уточненных (дополнительных) налоговых деклараций (расчетов). На основании пункта 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию. В данном случае филиалы исполняли обязанности организации по уплате ЕСН в части начисленных указанными филиалами выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц. Если в карточке лицевого счета головной организации имеются недоимки по уплате ЕСН, а в карточках лицевых счетов филиалов данной организации - переплаты по указанному налогу, то возможно уменьшение сумм ЕСН в карточке лицевого счета головной организации и доначисление сумм налога в карточках лицевых счетов ее филиалов посредством подачи уточненных деклараций (расчетов). То есть налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган уточненные налоговые декларации (расчеты) как по головной организации, так и по филиалам, частично исполняющим обязанности налогоплательщика. И.о. руководителя Управления советник налоговой службы I ранга Н.В. Синикова 2 сентября 2004 г. N 11-14/56728 |