Без названия. Письмо. Министерство РФ по налогам и сборам. 18.11.04 03-1-07/2343/16


                                ПИСЬМО

                 МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

                          18 ноября 2004 г.
                          N 03-1-07/2343/16

                                 (Д)


     Министерство Российской Федерации по налогам и сборам рассмотрело
обращение  по  вопросу  применения  налога  на  добавленную  стоимость
частными нотариусами и сообщает следующее.
     В  соответствии  со  статьей  143  Налогового  кодекса Российской
Федерации  (далее  - Кодекс) налогоплательщиками налога на добавленную
стоимость признаются организации и индивидуальные предприниматели.
     Согласно  подпункту  1  пункта  1  статьи  146  Кодекса  объектом
налогообложения  налогом  на добавленную стоимость признаются операции
по   реализации   товаров  (работ,  услуг)  на  территории  Российской
Федерации.
     Работой  для  целей  налогообложения  согласно пункту 4 статьи 38
Кодекса признается деятельность, результаты которой имеют материальное
выражение  и  могут  быть  реализованы для удовлетворения потребностей
организации и (или) физических лиц.
     Услугой  для  целей  налогообложения  согласно пункту 5 статьи 38
Кодекса   признается   деятельность,   результаты   которой  не  имеют
материального  выражения,  реализуются  и потребляются в процессе этой
деятельности.
     Реализацией услуг для целей налогообложения признается возмездное
оказание  услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных
Кодексом,  оказание  услуг  лицом другому лицу на безвозмездной основе
(статья 39 Кодекса).
     Таким   образом,   исходя   из   вышеуказанных  положений,  любая
деятельность,  в  том числе и нотариальная деятельность, подпадает для
целей налогообложения под понятие "работа" или "услуга".
     Операции  по  реализации  товаров,  работ,  услуг,  не подлежащих
налогообложению  (освобождаемых от налогообложения), а также операции,
не  признаваемые объектом налогообложения, предусмотрены статьей 149 и
пунктом 2 статьи 146 Кодекса.
     Согласно  подпункту  17  пункта  2 статьи 149 Кодекса не подлежит
налогообложению   (освобождается   от   налогообложения)   налогом  на
добавленную  стоимость  реализация  на территории Российской Федерации
услуг,   оказываемых   уполномоченными  на  то  органами,  за  которые
взимается государственная пошлина.
     Таким   образом,   услуги,   оказываемые  уполномоченными  на  то
органами,  за которые взимается государственная пошлина, освобождаются
от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
     В  соответствии  со  статьей 1 "Основ законодательства Российской
Федерации  о  нотариате"  от  11.02.1993  N  4462-1  (далее  -  Основы
законодательства  о нотариате) нотариат в Российской Федерации призван
обеспечить   в   соответствии  с  Конституцией  Российской  Федерации,
Конституциями  республик  в  составе  Российской Федерации, указанными
Основами  защиту  прав  и законных интересов граждан и юридических лиц
путем  совершения  нотариусами предусмотренных законодательными актами
нотариальных действий от имени Российской Федерации.
     Нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы,
работающие   в   государственной   конторе  или  занимающиеся  частной
практикой.
     Согласно  статье  2  "Основ  законодательства  о  нотариате"  при
совершении  нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и
несут  одинаковые  обязанности  независимо  от того, работают ли они в
государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой.
Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.
     Таким  образом,  из  указанных  положений следует, что нотариусы,
занимающиеся  частной  практикой,  имеют  равные права и обязанности с
нотариусами,  работающими  в государственной конторе, в совершении ими
всех предусмотренных законодательством нотариальных действий.
     В  соответствии  со статьей 22 Основ законодательства о нотариате
за  совершение нотариальных действий, составление проектов документов,
выдачу  копий  (дубликатов) документов и выполнение технической работы
нотариус,  работающий  в государственной нотариальной конторе, взимает
государственную  пошлину  по  ставкам, установленным законодательством
Российской Федерации.
     За  выполнение  действий,  указанных в части первой вышеуказанной
статьи   Основ   законодательства   о   нотариате,   когда   для   них
законодательными    актами    Российской    Федерации    предусмотрена
обязательная   нотариальная   форма,  нотариус,  занимающийся  частной
практикой,   взимает   плату   по  тарифам,  соответствующим  размерам
государственной  пошлины,  предусмотренной  за совершение аналогичного
действия  в  государственной  нотариальной  конторе.  В других случаях
тариф  определяется соглашением между физическими и (или) юридическими
лицами,  обратившимися  к нотариусу, и нотариусом. Полученные денежные
средства остаются в распоряжении нотариуса.
     Учитывая   изложенное,   при   выполнении  действий,  по  которым
предусмотрена   обязательная   нотариальная   форма,   от   налога  на
добавленную  стоимость  освобождается  взимаемая  частными нотариусами
плата по тарифам, соответствующая размеру государственной пошлины.
     В  случае  если  частные  нотариусы  за  совершение  нотариальных
действий,  предусматривающих  обязательную нотариальную форму, взимают
тариф  в  размере,  превышающем  размер  государственной пошлины, то с
суммы   указанного  превышения  частный  нотариус  обязан  в  порядке,
установленном  главой  21  Кодекса,  исчислить  и  уплатить  в  бюджет
соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.
     Что  касается услуг, оказываемых частными нотариусами, по которым
законодательными актами Российской Федерации обязательная нотариальная
форма  не  предусмотрена  и  взимаемая  плата определяется соглашением
между  лицами,  обратившимися  к нотариусу, и нотариусами, то на такие
услуги   положение  подпункта  17  пункта  2  статьи  149  Кодекса  не
распространяется   и   указанная   плата  в  полном  размере  подлежит
налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Заместитель министра
Российской Федерации
по налогам и сборам
                                                           И.Ф.ГОЛИКОВ
18 ноября 2004 г.
N 03-1-07/2343/16