ОБ ОБРАЩЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "К ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ РОСТА ЦЕН НА ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТОПЛИВА НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ 10 декабря 2004 г. N 1305-IV ГД (НТЦС) Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет: 1. Принять обращение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Правительству Российской Федерации о неотложных мерах по ограничению роста цен на основные виды топлива на внутреннем рынке Российской Федерации". 2. Направить настоящее Постановление и указанное Обращение в Правительство Российской Федерации. 3. Направить настоящее Постановление и указанное Обращение в "Парламентскую газету" для официального опубликования. 4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В.Грызлов 10 декабря 2004 г. N 1305-IV ГД ОБРАЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К Правительству Российской Федерации о неотложных мерах по ограничению роста цен на основные виды топлива на внутреннем рынке Российской Федерации Социально-экономическая и политическая стабильность Российской Федерации, повышение благосостояния граждан Российской Федерации и конкурентоспособности ее экономики во многом определяется состоянием топливно-энергетического комплекса страны. В связи с этим значительное повышение цен на основные виды топлива на внутреннем рынке Российской Федерации в 2004 году является негативной в социальном отношении тенденцией, для преодоления которой требуется принятие мер как государственными органами, органами местного самоуправления, так и субъектами предпринимательской деятельности. В 2004 году в мире произошел существенный рост цен на углеводородное сырье. По данным Федеральной службы государственной статистики, а также других органов исполнительной власти Российской Федерации, на внутреннем рынке наблюдается сходная ситуация. Так, при росте потребительских цен с октября 2003 года по октябрь 2004 года включительно на 11,5% цены на низкооктановый автомобильный бензин выросли на 48,4%, на дизельное топливо - на 51,3%. В угольной промышленности цена коксующегося угля с декабря 2003 года по октябрь 2004 года включительно выросла на 43%, а на энергетический каменный уголь - на 55,8%. Рост цены на естественный газ за этот же период составил 120%. Увеличение цен на основные виды топлива существенно опережает рост денежных доходов населения. Повышение цен на нефть и нефтепродукты приводит к значительным издержкам производства продукции отечественной промышленности и сельского хозяйства, неизбежно сказывается на увеличении расходов бюджетов Российской Федерации на закупку основных видов топлива, а также негативно влияет на развитие ключевых отраслей экономики Российской Федерации. Например, в отдельных регионах России уже сейчас предполагается повышение тарифов на электроэнергию для населения на 15-28%. Удорожание авиационного топлива в гражданской авиации на 35-40% в сравнении с ценами в январе 2004 года сказалось на увеличении тарифов на авиаперевозки, а следовательно, и доступности перевозок для пассажиров. Наряду с таким объективным фактором, как рост мировых цен на углеводородное сырье, положение усугубляет ряд субъективных факторов: сезонное увеличение в Российской Федерации цен на топливо в весенне-осенний период, рост налоговой составляющей в цене углеводородного сырья, а также стремление ряда субъектов предпринимательской деятельности топливно-энергетического комплекса получить максимально высокую долю прибыли в условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры мировых цен на нефть. Причинами роста цен на основные виды топлива являются также недостаточная развитость внутреннего рынка углеводородного сырья и, в частности, отсутствие прозрачности формирования оптовых и розничных цен на него. Не способствуют стабилизации этих цен также случаи недобросовестной конкуренции и другие нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации некоторыми крупными нефтяными компаниями. Ограничение доступа субъектов малого предпринимательства на рынок розничной продажи бензина - одно из проявлений такой недобросовестной конкуренции. По данным Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, во втором квартале 2004 года выявлены нарушения Закона РСФСР N 948-I от 23 марта 1991 года "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и возбуждены дела в отношении нескольких нефтяных компаний. Вместе с тем правоприменительная практика показывает, что санкции, налагаемые на нарушителей антимонопольного законодательства Российской Федерации, должны быть значительно ужесточены. По мнению Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в Российской Федерации цены на нефть и нефтепродукты, уголь и ряд других основных видов топлива пока в должной мере не регулируются государством, отсутствует соответствующий федеральный закон, который бы установил основы ценовой политики Российской Федерации, в том числе в топливно-энергетическом комплексе. В ряде государств (Австрийской Республике, Королевстве Дания, Королевстве Норвегия, Республике Казахстан, Украине) такие законы, в которых принцип свободы ценообразования претерпевает определенные ограничения в целях обеспечения интересов общества и государства, приняты и действуют. В целях создания условий для эффективного развития в Российской Федерации внутреннего рынка основных видов топлива, усиления социальной ответственности субъектов предпринимательской деятельности топливно-энергетического комплекса, а также ограничения роста цен на основные виды топлива Государственная Дума обращается к Правительству Российской Федерации с предложением рассмотреть вопросы: о внесении в Государственную Думу законопроектов, предусматривающих изменение антимонопольного законодательства Российской Федерации в части усиления ответственности за его нарушение; о совершенствовании правового регулирования биржевой торговли основными видами топлива, в том числе нефтью и нефтепродуктами; о разработке комплекса мер, направленных на повышение доступности для граждан информации о функционировании внутреннего рынка основных видов топлива; об оптимизации налогообложения субъектов предпринимательской деятельности топливно-энергетического комплекса, а также механизма формирования свободных и регулируемых цен на основные виды топлива на внутреннем рынке Российской Федерации; о содействии созданию благоприятных условий для привлечения субъектов малого предпринимательства к деятельности по производству и реализации нефти и нефтепродуктов; о принятии иных мер по ограничению дальнейшего роста цен на основные виды топлива на внутреннем рынке Российской Федерации. Москва 10 декабря 2004 года |