ОБ ОБРАЩЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "К ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ РОСТА ЦЕН НА ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТОПЛИВА НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". Постановление. Государственная Дума Федерального Собрания РФ. 10.12.04 1305-IV ГД

            ОБ ОБРАЩЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО
            СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "К ПРАВИТЕЛЬСТВУ
        РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ
        РОСТА ЦЕН НА ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТОПЛИВА НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ
                        РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

            ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ

                          10 декабря 2004 г.
                             N 1305-IV ГД

                                (НТЦС)


     Государственная Дума  Федерального  Собрания Российской Федерации
постановляет:
     1. Принять  обращение  Государственной Думы Федерального Собрания
Российской  Федерации  "К   Правительству   Российской   Федерации   о
неотложных  мерах по ограничению роста цен на основные виды топлива на
внутреннем рынке Российской Федерации".
     2. Направить  настоящее  Постановление  и  указанное  Обращение в
Правительство Российской Федерации.
     3. Направить  настоящее  Постановление  и  указанное  Обращение в
"Парламентскую газету" для официального опубликования.
     4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
                                                           Б.В.Грызлов
10 декабря 2004 г.
N 1305-IV ГД


                    ОБРАЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
              ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

       К Правительству Российской Федерации о неотложных мерах
          по ограничению роста цен на основные виды топлива
               на внутреннем рынке Российской Федерации

     Социально-экономическая и  политическая  стабильность  Российской
Федерации,  повышение  благосостояния  граждан  Российской Федерации и
конкурентоспособности ее экономики во многом  определяется  состоянием
топливно-энергетического комплекса страны. В связи с этим значительное
повышение цен на основные виды топлива на внутреннем рынке  Российской
Федерации  в  2004  году  является  негативной  в социальном отношении
тенденцией,  для  преодоления  которой  требуется  принятие  мер   как
государственными  органами,  органами  местного самоуправления,  так и
субъектами предпринимательской деятельности.
     В 2004   году   в   мире   произошел  существенный  рост  цен  на
углеводородное сырье.  По данным  Федеральной  службы  государственной
статистики,  а  также  других органов исполнительной власти Российской
Федерации,  на внутреннем рынке наблюдается сходная ситуация. Так, при
росте  потребительских  цен  с  октября 2003 года по октябрь 2004 года
включительно на 11,5%  цены  на  низкооктановый  автомобильный  бензин
выросли на 48,4%, на дизельное топливо - на 51,3%.
     В угольной промышленности цена коксующегося угля с  декабря  2003
года   по  октябрь  2004  года  включительно  выросла  на  43%,  а  на
энергетический каменный уголь - на 55,8%.  Рост цены  на  естественный
газ за этот же период составил 120%.
     Увеличение цен на основные  виды  топлива  существенно  опережает
рост   денежных   доходов   населения.   Повышение   цен  на  нефть  и
нефтепродукты приводит к значительным издержкам производства продукции
отечественной   промышленности   и   сельского   хозяйства,  неизбежно
сказывается на увеличении расходов бюджетов  Российской  Федерации  на
закупку  основных видов топлива,  а также негативно влияет на развитие
ключевых отраслей экономики Российской Федерации.
     Например, в  отдельных  регионах России уже сейчас предполагается
повышение  тарифов  на  электроэнергию  для   населения   на   15-28%.
Удорожание  авиационного  топлива  в  гражданской авиации на 35-40%  в
сравнении с ценами в январе 2004 года сказалось на увеличении  тарифов
на   авиаперевозки,  а  следовательно,  и  доступности  перевозок  для
пассажиров.
     Наряду с  таким  объективным  фактором,  как  рост мировых цен на
углеводородное сырье,  положение усугубляет ряд субъективных факторов:
сезонное   увеличение   в   Российской  Федерации  цен  на  топливо  в
весенне-осенний   период,   рост   налоговой   составляющей   в   цене
углеводородного    сырья,    а   также   стремление   ряда   субъектов
предпринимательской  деятельности  топливно-энергетического  комплекса
получить  максимально  высокую  долю  прибыли в условиях благоприятной
внешнеэкономической конъюнктуры мировых цен на нефть.
     Причинами роста  цен  на  основные  виды  топлива  являются также
недостаточная развитость внутреннего рынка углеводородного сырья и,  в
частности,  отсутствие  прозрачности  формирования оптовых и розничных
цен на него.  Не  способствуют  стабилизации  этих  цен  также  случаи
недобросовестной   конкуренции  и  другие  нарушения  антимонопольного
законодательства Российской Федерации  некоторыми  крупными  нефтяными
компаниями.  Ограничение  доступа субъектов малого предпринимательства
на  рынок  розничной  продажи  бензина  -  одно  из  проявлений  такой
недобросовестной конкуренции.
     По данным   Федеральной   антимонопольной    службы    Российской
Федерации,  во  втором  квартале  2004  года выявлены нарушения Закона
РСФСР N 948-I от 23 марта  1991  года  "О  конкуренции  и  ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках" и возбуждены дела в
отношении    нескольких    нефтяных    компаний.    Вместе    с    тем
правоприменительная  практика показывает,  что санкции,  налагаемые на
нарушителей антимонопольного  законодательства  Российской  Федерации,
должны быть значительно ужесточены.
     По мнению Государственной Думы Федерального  Собрания  Российской
Федерации, в Российской Федерации цены на нефть и нефтепродукты, уголь
и  ряд  других  основных  видов  топлива  пока  в  должной   мере   не
регулируются  государством,  отсутствует  соответствующий  федеральный
закон,  который  бы  установил  основы  ценовой  политики   Российской
Федерации,  в  том  числе в топливно-энергетическом комплексе.  В ряде
государств (Австрийской  Республике,  Королевстве  Дания,  Королевстве
Норвегия,  Республике  Казахстан,  Украине)  такие  законы,  в которых
принцип свободы ценообразования претерпевает определенные  ограничения
в  целях  обеспечения  интересов  общества  и  государства,  приняты и
действуют.
     В целях  создания  условий для эффективного развития в Российской
Федерации  внутреннего  рынка   основных   видов   топлива,   усиления
социальной  ответственности субъектов предпринимательской деятельности
топливно-энергетического комплекса,  а также ограничения роста цен  на
основные  виды топлива Государственная Дума обращается к Правительству
Российской Федерации с предложением рассмотреть вопросы:
     о внесении     в     Государственную     Думу     законопроектов,
предусматривающих    изменение    антимонопольного    законодательства
Российской   Федерации   в   части  усиления  ответственности  за  его
нарушение;
     о совершенствовании  правового  регулирования  биржевой  торговли
основными видами топлива, в том числе нефтью и нефтепродуктами;
     о разработке комплекса мер, направленных на повышение доступности
для граждан информации о функционировании внутреннего  рынка  основных
видов топлива;
     об оптимизации  налогообложения   субъектов   предпринимательской
деятельности  топливно-энергетического  комплекса,  а  также механизма
формирования свободных и регулируемых цен на основные виды топлива  на
внутреннем рынке Российской Федерации;
     о содействии  созданию  благоприятных  условий  для   привлечения
субъектов  малого предпринимательства к деятельности по производству и
реализации нефти и нефтепродуктов;
     о принятии  иных  мер  по  ограничению  дальнейшего  роста цен на
основные виды топлива на внутреннем рынке Российской Федерации.

Москва
10 декабря 2004 года