О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ ЦЕЛЕВУЮ ПРОГРАММУ "СОКРАЩЕНИЕ РАЗЛИЧИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2002-2010 ГОДЫ И ДО 2015 ГОДА)", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 11 ОКТЯБРЯ 2001 Г. N 717 ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 3 декабря 2004 г. N 737 (НТЦС) Правительство Российской Федерации постановляет: Внести в федеральную целевую программу "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. N 717 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 43, ст. 4100), следующие изменения: а) в подразделе "Критерии комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации" раздела 4 "Механизмы реализации Программы": в абзаце двенадцатом: слова: "(приложения N 6, 7)" заменить словами: "(приложение N 6)"; слова: "(приложение N 8)" исключить; в абзаце тринадцатом слова: "(приложения N 9, 10)" исключить; в абзаце четырнадцатом слова: "(приложение N 11)" исключить; абзац пятнадцатый исключить; в абзаце шестнадцатом слова: "Приложения N 8, 10 и 11 к Программе ежегодно пересматриваются в соответствии с динамикой социально-экономических показателей развития субъектов Российской Федерации и динамикой сокращения межрегиональных различий в количестве объектов социальной и инженерной инфраструктуры" исключить; б) приложение N 6 к указанной Программе изложить в новой редакции (прилагается); в) приложения N 7-11 к указанной Программе исключить. Председатель Правительства Российской Федерации М.Фрадков 3 декабря 2004 г. N 737 Приложение N 6 к федеральной целевой программе "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 года N 737) МЕТОДИКА распределения финансовых средств на реализацию федеральной целевой программы "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)" в 2004 году 1. Общие положения Фонд регионального развития является инструментом финансирования проектов и мероприятий федеральных целевых программ регионального развития по объектам, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации либо в муниципальной собственности. Федеральные целевые программы развития субъектов Российской Федерации, одобренные Правительством Российской Федерации к реализации, имеют конкретный перечень инвестиционных проектов. Исключение составляет федеральная целевая программа "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)" (далее - Программа), для реализации которой ежегодно должны определяться как субъекты Российской Федерации, претендующие на государственную поддержку, так и соответствующий перечень инвестиционных проектов. Настоящая методика решает эту задачу. Программа направлена на сокращение различий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и доли населения, живущего за чертой бедности, и обеспечивает участие государства в реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации, разработанных в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2001 г. N 800-р. Настоящая методика определяет перечень субъектов Российской Федерации, финансируемых за счет средств Фонда регионального развития, и объем необходимой государственной поддержки для софинансирования проектов и мероприятий Программы. 2. Основные принципы Оказание государственной поддержки для софинансирования проектов и мероприятий Программы за счет средств Фонда регионального развития будет осуществляться в соответствии со следующими принципами: привлечение средств федерального бюджета для реализации региональных программ; обеспечение эффективности использования государственной поддержки; софинансирование инвестиционных проектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. 3. Общие условия и правила Определение субъектов Российской Федерации, претендующих на государственную поддержку, и распределение средств осуществляются на основании: региональной программы экономического и социального развития; оценки состояния социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. По результатам расчета, проводимого с целью определения отклонения уровня социально-экономического развития от среднероссийского уровня, формируется перечень субъектов Российской Федерации, претендующих на государственную поддержку. 4. Расчет интегрального показателя и определение субъектов Российской Федерации, нуждающихся в государственной поддержке Определение субъектов Российской Федерации, нуждающихся в государственной поддержке, осуществляется на основе оценки уровня их социально-экономического развития и обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры. Осуществление оценки уровня социально-экономического развития субъекта Российской Федерации базируется на следующих основных принципах: системность оценки, предполагающая учет взаимосвязи базовых показателей и использование упорядоченной структуры частных и интегральных характеристик регионального развития; адаптация используемых индикаторов к возможностям существующей статистической отчетности; соответствие системы индикаторов задачам ежегодного мониторинга и прогнозирования социально-экономического развития субъектов Российской Федерации; достижение предоставления полной информации о результатах оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации для принятия адекватных решений на федеральном и региональном уровнях государственного управления. Система показателей включает в себя индикаторы, характеризующие качество жизни населения, оценку уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и степень обеспеченности их объектами инфраструктуры. 5. Перечень базовых индикаторов оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации В прилагаемых ниже формулах верхний индекс j означает номер субъекта Российской Федерации (RF - для среднероссийских показателей), а нижний индекс t - рассматриваемый год. Для учета территориальной дифференциации уровня цен в настоящей методике использованы следующие индикаторы, отражающие географические особенности региона: коэффициент уровня покупательной способности (КУ), определяемый как отношение среднедушевого прожиточного минимума (ПР-MИН) в субъекте Российской Федерации к среднероссийскому показателю: j j ПР-МИН t КУ t = --------- ; RF ПР-МИН t районный коэффициент степени удорожания капитальных затрат по субъектам Российской Федерации (К-Уд), определяемый на основе соответствующих официальных данных о территориальной дифференциации затрат на строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры. 6. Перечень индикаторов оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации Интегральный показатель развития определяется по следующим нормированным показателям развития субъектов Российской Федерации: 1) валовой региональный продукт на душу населения (тыс. рублей), определяемый как отношение валового регионального продукта (ВРП) к численности населения (N), деленное на коэффициент уровня покупательной способности (КУ), по формуле: j j ВРП t 1 x (ВРП) t = ------ х ---- ; j j N t КУ t 2) объем инвестиций в основной капитал на душу населения (тыс. рублей), определяемый как отношение объема инвестиций за счет средств всех источников финансирования (Ин) к численности населения (N), деленное на коэффициент удорожания капитальных затрат (К-Уд), по формуле: j j ИН t 1 x (ИН) t = ---- х ------ ; j j N t К-УД t 3) показатель финансовой обеспеченности на душу населения на основе показателей финансового баланса (тыс. рублей), определяемый как отношение показателя финансовой обеспеченности субъекта Российской Федерации (рассчитывается на основе показателей финансового баланса в соответствии с методическими рекомендациями по составлению финансовых балансов субъектов Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 21 апреля 1999 г. N 199, как доходы субъекта Российской Федерации с учетом взаиморасчетов с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами региона) к численности населения (N); 4) соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума (в процентах), определяемое по формуле: j j СрДД t x (СрДД) t = -------- , j ПР-МИН t где: СрДД - величина среднедушевых денежных доходов населения; ПР-МИН - величина среднедушевого прожиточного минимума; 5) доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения (в процентах), по данным Федеральной службы государственной статистики (для расчетов применяется обратный показатель); 6) площадь жилищ, приходящаяся в среднем на одного жителя (кв. метров), по данным Федеральной службы государственной статистики; 7) обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях (мест на 1 тыс. детей дошкольного возраста); 8) обеспеченность школами - доля учащихся, обучающихся во 2-ю и 3-ю смену (в процентах), по данным Федеральной службы государственной статистики (для расчетов применяется обратный показатель); 9) выпуск специалистов высшими и государственными средними учебными заведениями (специалистов на 10 тыс. человек населения); 10) обеспеченность населения врачами и средним медицинским персоналом (на 10 тыс. человек населения); 11) обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями (посещений в смену на 10 тыс. человек населения), по данным Федеральной службы государственной статистики. 7. Расчет интегрального показателя Расчет интегрального показателя отклонения уровня социально-экономического развития субъекта Российской Федерации от j среднероссийского уровня (Y ) осуществляется поэтапно. На первом этапе рассчитываются относительные отклонения базовых j индикаторов социально-экономического развития. Показатели (x ) по k каждому субъекту Российской Федерации нормируются относительно среднероссийских показателей: j x j k X = ---- - 1, k -RF x k где: j - номер субъекта Российской Федерации; k - номер показателя; -RF x - среднее значение показателя по России. k При этом показатели уровня и качества жизни населения определяются по формуле: j x j k X = 1 ---- . k -RF x k На втором этапе определяется интегральный показатель отклонения уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации от среднероссийского уровня по формуле: 11 j сумма X j i=1 i Y = --------- , 11 где j - номер субъекта Российской Федерации. На заключительном этапе формируется перечень субъектов Российской Федерации, нуждающихся в государственной поддержке. 8. Определение объема возможной государственной поддержки субъектам Российской Федерации Объем финансирования для каждого субъекта Российской Федерации определяется пропорционально отклонению уровня социально-экономического развития субъекта Российской Федерации от среднероссийского уровня по формуле: j j j j V = K х 0,75 х V + K х 0,2 х V + K х 0,05 х V, 1 2 где: j V - объем для субъекта Российской Федерации; V - объем средств, распределяемых среди субъектов Российской Федерации, финансируемых в соответствии с настоящей методикой; j K - интегральный показатель отклонения уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации от среднероссийского уровня: j j Y K = -------- , n j сумма Y j=1 где: j K - коэффициент, учитывающий наличие региональной программы 1 развития субъекта Российской Федерации и/или отдельных поручений Президента или Правительства Российской Федерации; j K - коэффициент, учитывающий уровень софинансирования субъектом 2 Российской Федерации проектов и мероприятий Программы в предшествующие годы. j Коэффициент K рассчитывается по формуле: 1 j K j 11 K = ---------- , 1 n j сумма K j=1 11 где: j j j j K = K + 10 х Z + 5 х Z ; 11 ср 1 2 j K - средний процент выделения средств государственной поддержки ср в соответствии с Программой в предыдущие годы; j Z = 1, если у субъекта Российской Федерации есть 1 j зарегистрированная региональная программа развития, иначе Z = 0; 1 j Z = 1, если у субъекта Российской Федерации есть отдельное 2 поручение Президента или Правительства Российской Федерации, иначе j Z = 0 2 j Коэффициент K определяется по формуле: 2 j K j 21 K = ---------- , 2 n j сумма K j=1 21 j где K - величина превышения уровня софинансирования субъектом 21 Российской Федерации проектов и мероприятий Программы в предшествующие годы. j Если превышение отсутствует, то K = 0. 21 9. Оценка инвестиционных проектов для субъектов Российской Федерации, уровень социально-экономического развития которых ниже среднероссийского уровня Доля средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации - участника Программы, направляемых на финансирование проектов и мероприятий Программы совместно с привлеченными средствами из внебюджетных источников, определяется дифференцированно исходя из уровня финансовой обеспеченности субъекта Российской Федерации. |