ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ, ПРИМЕНЯЮЩИЙ УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ С ОБЪЕКТОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДЫ ЗА ВЫЧЕТОМ РАСХОДОВ, ЗАНИМАЕТСЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕЙ. ПОМЕЩЕНИЕ, В КОТОРОМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ТОРГОВЛЯ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ АРЕНДУЕТ У ДЕПАРТАМЕНТА ИМУЩЕСТВА Г. МОСКВЫ. СОГЛАСНО ДОГОВОРУ АРЕНДЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ЗАКЛЮЧАЕТ ДОГОВОРЫ НА ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ И КОММУНАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, А ТАКЖЕ НА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ. ВПРАВЕ ЛИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ВКЛЮЧИТЬ В РАСХОДЫ ОПЛАТУ ОТОПЛЕНИЯ, ВОДО-, ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ, УСЛУГ ПО ВЫВОЗУ МУСОРА, А ТАКЖЕ ЗАТРАТЫ НА ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 23 июля 2004 г. N 21-09/49033 (Д) В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ при определении налоговой базы по единому налогу налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, включают в состав расходов арендные платежи за арендуемое имущество. Данные расходы согласно пункту 2 статьи 346.16 НК РФ и пункту 2 статьи 346.17 НК РФ принимаются после их фактической оплаты при условии соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ. То есть они должны быть экономически оправданы, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Статьей 614 ГК РФ определено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Документы, подтверждающие внесение арендной платы, а также договор аренды и счет на оплату являются оправдательными документами, служащими основанием для уменьшения в целях обложения единым налогом полученных налогоплательщиком доходов. Пунктом 1 статьи 346.16 НК РФ установлен закрытый перечень расходов. При этом он не содержит расходов, связанных с оплатой платежей по эксплуатационному и коммунальному обслуживанию полученных в аренду помещений. Таким образом, арендатор может учесть указанные расходы в составе арендных платежей, только если их стоимость включена в арендную плату, предусмотренную договором аренды. Договором аренды может быть установлено, что арендатор самостоятельно на основании дополнительно заключенного договора оплачивает платежи по эксплуатационному и коммунальному обслуживанию арендованного помещения. В этом случае данные расходы являются отдельным платежом и ввиду их отсутствия в упомянутом выше перечне расходов не уменьшают налоговую базу по единому налогу. Вместе с тем если налогоплательщик самостоятельно заключил договоры с соответствующими организациями и производит оплату жилищно-коммунальных и прочих эксплуатационных услуг непосредственно каждому из поставщиков этих услуг (отопление, водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение и т.д.), некоторые из указанных затрат в зависимости от вида деятельности налогоплательщика можно отнести к материальным расходам, предусмотренным подпунктом 5 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на трансформацию и передачу энергии. При этом на основании письма МНС России от 19.04.2004 N 22-1-15/715 термин "технологический процесс" применим только к производственному процессу изготовления и (или) ремонта продукции. Таким образом, налогоплательщики, осуществляющие розничную торговлю, при применении упрощенной системы не вправе уменьшать доходы от реализации покупных товаров на сумму расходов на оплату тепло-, электроэнергии и водоснабжения. Вместе с тем они вправе учесть в составе материальных расходов затраты по отоплению зданий (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Расходы по вывозу мусора в перечень расходов, предусмотренных пунктом 1 статьи 346.16 НК РФ, не включены. Следовательно, они не подлежат учету при исчислении налоговой базы по единому налогу. Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы I ранга А.А. Глинкин 23 июля 2004 г. N 21-09/49033 |