О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ. Постановление. Правительство РФ. 16.12.04 805

           О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
       ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          16 декабря 2004 г.
                                N 805

                                (НТЦС)


     В целях  реализации  статьи  8  Федерального закона "О социальной
защите инвалидов  в  Российской  Федерации"  Правительство  Российской
Федерации постановляет:
     1. Установить,  что  к  федеральным  государственным  учреждениям
медико-социальной     экспертизы     относятся     Федеральное    бюро
медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро) и главные бюро
медико-социальной экспертизы, имеющие филиалы - бюро медико-социальной
экспертизы в городах и районах (далее - бюро).
     2. Установить,   что   Федеральное   бюро   находится  в  ведении
Министерства  здравоохранения  и   социального   развития   Российской
Федерации,  главные  бюро  медико-социальной экспертизы,  имеющие бюро
(далее  -  главные  бюро),  -  в  ведении  Федерального  агентства  по
здравоохранению и социальному развитию.
     3. Количество бюро определяется исходя из расчета, как правило, 1
бюро  на 70 - 90 тыс.  человек при условии освидетельствования 1,8 - 2
тыс.  человек в год.  С учетом сложившихся  социально-демографических,
географических  и  других особенностей регионов бюро могут создаваться
исходя  из  иного   расчета   численности   населения   и   количества
освидетельствуемых граждан в год.
     4. Основными  задачами  федеральных  государственных   учреждений
медико-социальной экспертизы являются:
     проведение реабилитационно-экспертной   диагностики    с    целью
определения       реабилитационного       потенциала,      ограничений
жизнедеятельности, потребности в мерах социальной защиты;
     изучение причин,  факторов и условий,  влияющих на возникновение,
развитие и исход инвалидности,  анализ распространенности и  структуры
инвалидности.
     5. Бюро выполняет следующие функции:
     а) проводит    освидетельствование   граждан   для   установления
структуры и степени ограничения жизнедеятельности (в том числе степени
ограничения    способности    к    трудовой    деятельности)    и   их
реабилитационного потенциала;
     б) разрабатывает    и   корректирует   индивидуальные   программы
реабилитации инвалидов,  в том числе определяет виды,  формы,  сроки и
объемы  мероприятий  по  медицинской,  социальной  и  профессиональной
реабилитации;
     в) устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок
и время наступления инвалидности,  степень ограничения  способности  к
трудовой деятельности;
     г) определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в
процентах);
     д) определяет  причины   смерти   инвалида   в   случаях,   когда
законодательством      Российской      Федерации     предусматривается
предоставление семье умершего мер социальной поддержки;
     е) дает гражданам, проходящим освидетельствование, разъяснения по
вопросам медико-социальной экспертизы;
     ж) участвует   в   разработке  программ  реабилитации  инвалидов,
профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
     з) формирует  в  рамках  обслуживаемой  территории  банк данных о
гражданах,  прошедших   медико-социальную   экспертизу,   осуществляет
государственное  статистическое наблюдение за демографическим составом
инвалидов, проживающих на обслуживаемой территории;
     и) представляет  в  соответствующие военные комиссариаты сведения
обо  всех  случаях  признания  инвалидами  военнообязанных  и  граждан
призывного возраста.
     6. Главное бюро выполняет следующие функции:
     а) рассматривает жалобы граждан,  проходящих освидетельствование,
на решения бюро и в случае признания их  обоснованными  изменяет  либо
отменяет решения бюро;
     б) проводит     по     собственной      инициативе      повторное
освидетельствование граждан,  прошедших освидетельствование в бюро,  и
при наличии оснований изменяет либо отменяет решения бюро;
     в) проводит  освидетельствование  граждан,  обжаловавших  решения
бюро,  а также по направлению бюро в  случаях,  требующих  специальных
видов   обследования,   в   целях  установления  структуры  и  степени
ограничения  жизнедеятельности  (в  том  числе   степени   ограничения
способности   к   трудовой   деятельности)   и   их  реабилитационного
потенциала;
     г) дает гражданам, проходящим освидетельствование, разъяснения по
вопросам медико-социальной экспертизы;
     д) формирует  в  рамках  обслуживаемой  территории  банк данных о
гражданах,  прошедших   медико-социальную   экспертизу,   осуществляет
государственное  статистическое наблюдение за демографическим составом
инвалидов, проживающих на обслуживаемой территории;
     е) участвует   в   разработке  программ  реабилитации  инвалидов,
профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
     ж) координирует  деятельность  бюро  и обобщает опыт их работы на
обслуживаемой территории;
     з) в случае проведения освидетельствования:
     разрабатывает и     корректирует     индивидуальные     программы
реабилитации инвалидов,  в том числе определяет виды,  формы,  сроки и
объемы  мероприятий  по  медицинской,  социальной  и  профессиональной
реабилитации, а также устанавливает факт наличия инвалидности, группу,
причины,  срок и время наступления инвалидности,  степень  ограничения
способности к трудовой деятельности;
     определяет степень утраты  профессиональной  трудоспособности  (в
процентах);
     и) определяет  причины   смерти   инвалида   в   случаях,   когда
законодательством      Российской      Федерации     предусматривается
предоставление семье умершего мер социальной поддержки.
     7. Федеральное бюро выполняет следующие функции:
     а) обеспечивает предоставление всем гражданам равных возможностей
для  прохождения ими освидетельствования в целях признания инвалидом в
соответствии с Федеральным законом "О социальной  защите  инвалидов  в
Российской Федерации";
     б) рассматривает жалобы граждан,  проходящих освидетельствование,
на решения главных бюро и в случае признания их обоснованными изменяет
либо отменяет решения главных бюро;
     в) проводит  освидетельствование  граждан,  обжаловавших  решения
главных бюро;
     г) проводит  освидетельствование  граждан  по направлению главных
бюро в случаях,  требующих применения особо сложных специальных  видов
обследования;
     д) проводит     по     собственной      инициативе      повторное
освидетельствование  граждан,  прошедших освидетельствование в главных
бюро,  и при наличии  достаточных  оснований  изменяет  либо  отменяет
решения главных бюро;
     е) осуществляет      комплексную       реабилитационно-экспертную
диагностику  с  применением  новейших технологий,  результатов научных
разработок в целях определения наличия ограничений  жизнедеятельности,
степени  утраты  профессиональной трудоспособности,  реабилитационного
потенциала и потребности в мерах социальной защиты;
     ж) проводит   по   поручению   Министерства   здравоохранения   и
социального  развития  Российской  Федерации  научные  исследования  в
установленной сфере деятельности;
     з) осуществляет    мероприятия    по    повышению    квалификации
специалистов в области медико-социальной экспертизы;
     и) оказывает   методологическую   и   организационно-методическую
помощь   главным   бюро   и   бюро   в  соответствии  с  методическими
рекомендациями Министерства  здравоохранения  и  социального  развития
Российской Федерации,  обеспечивает единообразное применение указанных
рекомендаций,  а также законодательства Российской Федерации в области
социальной защиты инвалидов в установленной сфере деятельности;
     к) формирует банк данных о гражданах, прошедших медико-социальную
экспертизу,  осуществляет государственное статистическое наблюдение за
демографическим составом инвалидов;
     л) принимает   участие   в   изучении   факторов,   приводящих  к
инвалидности, и вносит предложения по разработке и реализации программ
по проблемам инвалидности и инвалидов;
     м) вносит в Министерство здравоохранения и  социального  развития
Российской  Федерации  предложения  о внедрении в практику результатов
научных  разработок,   новых   технологий   реабилитационно-экспертной
диагностики,   передового  опыта  главных  бюро,  а  также  реализации
программ по различным направлениям медико-социальной экспертизы;
     н) вносит  в  Министерство здравоохранения и социального развития
Российской  Федерации  предложения  по  формированию  государственного
заказа на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ по медико-социальной экспертизе.
     8. Федеральные   государственные   учреждения   медико-социальной
экспертизы для осуществления своих полномочий имеют право:
     направлять граждан,  проходящих медико-социальную экспертизу,  на
обследование в лечебно-профилактические учреждения  государственной  и
муниципальной систем здравоохранения,  в том числе реабилитационные, в
целях уточнения клинико-функционального  диагноза  и  профессиональных
возможностей;
     запрашивать у организаций независимо  от  организационно-правовой
формы  и  формы  собственности  сведения,  необходимые  для выполнения
полномочий,  возложенных  на  федеральные  государственные  учреждения
медико-социальной экспертизы.
     9. Решение бюро,  не отмененное или не  измененное  главным  бюро
либо в судебном порядке,  решение главного бюро,  не отмененное или не
измененное Федеральным бюро либо в судебном порядке,  а также  решение
Федерального бюро, не отмененное или не измененное в судебном порядке,
являются  обязательными  для  исполнения   соответствующими   органами
государственной  власти,  органами  местного  самоуправления,  а также
организациями независимо  от  организационно-правовой  формы  и  формы
собственности.
     10. Структуру и штатное расписание  Федерального  бюро,  а  также
смету    расходов    на   его   содержание   утверждает   Министерство
здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
     Структуру и  штатное  расписание  главных  бюро,  а  также  смету
расходов  на  их  содержание  утверждает  Федеральное   агентство   по
здравоохранению   и   социальному  развитию  в  пределах  утвержденных
Министерством  здравоохранения  и  социального   развития   Российской
Федерации лимитов.
     11. Федеральное   бюро   возглавляет   руководитель   -   главный
федеральный эксперт по медико-социальной экспертизе.
     Главное бюро  возглавляет  руководитель  -  главный  эксперт   по
медико-социальной  экспертизе  по соответствующему субъекту Российской
Федерации (по г.Байконуру).
     Назначение на  должность и освобождение от должности руководителя
- главного  федерального  эксперта  по  медико-социальной  экспертизе,
заключение,   изменение   и   расторжение  с  ним  трудового  договора
(контракта) осуществляются  Министром  здравоохранения  и  социального
развития Российской Федерации.
     Назначение на должность и освобождение от должности  руководителя
-    главного    эксперта    по    медико-социальной   экспертизе   по
соответствующему  субъекту  Российской  Федерации  и  руководителя   -
главного  эксперта  по  медико-социальной экспертизе по г.  Байконуру,
заключение,  изменение  и  расторжение  с  ними   трудового   договора
(контракта)  осуществляются  руководителем  Федерального  агентства по
здравоохранению и социальному развитию.
     12. Признать утратившими силу:
     постановление Правительства  Российской  Федерации  от  3  апреля
1996г.  N  392 "О государственной службе медико-социальной экспертизы"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 15, ст.1630);
     абзац третий  пункта  1  постановления  Правительства  Российской
Федерации от 13 августа 1996 г.  N 965 "О  порядке  признания  граждан
инвалидами" (Собрание законодательства Российской Федерации,  1996,  N
34, ст.4127);
     подпункт "б" пункта 3 изменений, которые вносятся в постановления
Правительства   Российской   Федерации   по    вопросам,    касающимся
детей-инвалидов,  утвержденных постановлением Правительства Российской
Федерации от 21 сентября  2000  г.  N  707  "О  внесении  изменений  и
признании   утратившими  силу  некоторых  постановлений  Правительства
Российской  Федерации   по   вопросам,   касающимся   детей-инвалидов"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 39, ст.3880);
     пункт 2 постановления Правительства Российской  Федерации  от  26
октября   2000   г.  N  820  "О  внесении  изменений  и  дополнений  в
постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г.
N  965" (Собрание законодательства Российской Федерации,  2000,  N 45,
ст.4478).
     13. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2005 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                             М.Фрадков
16 декабря 2004 г.
N 805