О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПОЖАРНОМ НАДЗОРЕ. Постановление. Правительство РФ. 21.12.04 820

                  О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПОЖАРНОМ НАДЗОРЕ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          21 декабря 2004 г.
                                N 820

                                (НТЦС)


     Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить  прилагаемое  Положение  о  государственном пожарном
надзоре.
     2. Установить   предельную  численность  сотрудников  федеральной
противопожарной  службы,   осуществляющих   функции   государственного
пожарного надзора, в количестве 21110 единиц.
     3. Министерству  Российской  Федерации   по   делам   гражданской
обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации последствий стихийных
бедствий   совместно   с   заинтересованными   федеральными   органами
исполнительной   власти  внести  в  3-месячный  срок  в  Правительство
Российской Федерации проект федерального закона о внесении изменений в
Кодекс  Российской  Федерации  об  административных  правонарушениях в
части  уточнения  перечня  должностных  лиц  органов  государственного
пожарного надзора.
     4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2005 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                             М.Фрадков
21 декабря 2004 г.
N 820



                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                               от 21 декабря 2004 года
                                                                 N 820

                              ПОЛОЖЕНИЕ
                  о государственном пожарном надзоре

     1. В   целях   обеспечения  пожарной  безопасности  в  Российской
Федерации должностные лица органов государственного пожарного  надзора
федеральной  противопожарной  службы  (далее - органы государственного
пожарного  надзора),  являющиеся  государственными   инспекторами   по
пожарному   надзору,   в   порядке,   установленном  законодательством
Российской Федерации, осуществляют деятельность по проверке соблюдения
федеральными  органами исполнительной власти,  органами исполнительной
власти   субъектов    Российской    Федерации,    органами    местного
самоуправления,      юридическими     лицами     и     индивидуальными
предпринимателями  (далее  -   организации),   гражданами   Российской
Федерации,  иностранными  гражданами и лицами без гражданства (далее -
граждане),   а   также   должностными   лицами   требований   пожарной
безопасности.
     2. Основной задачей государственного пожарного  надзора  является
защита  жизни  и  здоровья граждан,  их имущества,  государственного и
муниципального имущества,  а также имущества организаций от пожаров  и
ограничение их последствий.
     3. К органам государственного пожарного надзора относятся:
     1) структурное  подразделение  центрального аппарата Министерства
Российской  Федерации  по  делам  гражданской  обороны,   чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения
которого входят вопросы организации и  осуществления  государственного
пожарного надзора;
     2) управления государственного пожарного надзора  территориальных
органов   Министерства   Российской  Федерации  по  делам  гражданской
обороны,  чрезвычайным ситуациям и  ликвидации  последствий  стихийных
бедствий   -   региональных  центров  по  делам  гражданской  обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
     3) управления   (отделы,  отделения)  государственного  пожарного
надзора территориальных органов Министерства Российской  Федерации  по
делам   гражданской   обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации
последствий стихийных бедствий -  органов,  специально  уполномоченных
решать  задачи  гражданской  обороны  и  задачи  по  предупреждению  и
ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации,  и
их территориальные отделы (отделения, инспекции);
     4) отделы   (отделения,   инспекции,   группы)   государственного
пожарного  надзора  подразделений  федеральной противопожарной службы,
созданных  в  целях  организации  профилактики  и  тушения  пожаров  в
закрытых административно-территориальных образованиях.
     4. Деятельность  органов   государственного   пожарного   надзора
осуществляется    на    основе    подчинения    нижестоящих    органов
государственного пожарного надзора вышестоящим.
     5. Органы  государственного  пожарного  надзора руководствуются в
своей деятельности  Конституцией  Российской  Федерации,  федеральными
конституционными  законами,  федеральными законами,  актами Президента
Российской   Федерации   и   Правительства    Российской    Федерации,
международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми
актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,  а
также настоящим Положением.
     6. Органы  государственного  пожарного  надзора  в  рамках  своей
компетенции:
     1) организуют  и  осуществляют  надзор  за соблюдением требований
пожарной безопасности  федеральными  органами  исполнительной  власти,
органами   исполнительной   власти   субъектов  Российской  Федерации,
органами местного самоуправления,  организациями, а также должностными
лицами и гражданами;
     2) проводят  в  соответствии   с   законодательством   Российской
Федерации  дознание  по  делам  о  пожарах  и  по  делам  о нарушениях
требований пожарной безопасности;
     3) ведут   в  установленном  порядке  производство  по  делам  об
административных правонарушениях в области пожарной безопасности;
     4) осуществляют   официальный   статистический   учет  и  ведение
государственной   статистической   отчетности   по   пожарам   и    их
последствиям;
     5) определяют должностных лиц органов государственного  пожарного
надзора  для  проведения  мероприятий  по  контролю  и для включения в
состав комиссий по выбору  площадок  (трасс)  строительства,  а  также
комиссий   по   приемке  завершенных  строительством  (реконструкцией)
объектов;
     6) осуществляют    взаимодействие    с    федеральными   органами
исполнительной  власти,  в  том  числе  с  органами   государственного
контроля   (надзора),   органами   исполнительной   власти   субъектов
Российской Федерации,  органами местного самоуправления, общественными
объединениями   и  организациями,  по  вопросам  обеспечения  пожарной
безопасности;
     7) рассматривают  обращения  и  жалобы  граждан  и организаций по
вопросам обеспечения пожарной безопасности.
     7. Органы  государственного  пожарного  надзора  имеют  печати  с
изображением Государственного герба  Российской  Федерации,  штампы  и
бланки установленного образца со своим наименованием.
     8. Осуществлять деятельность от  имени  органов  государственного
пожарного  надзора  вправе  следующие  государственные  инспекторы  по
пожарному надзору:
     1) главный  государственный  инспектор  Российской  Федерации  по
пожарному  надзору  -  главный  государственный  инспектор  Российской
Федерации  по  пожарному  надзору,  пользующийся  правами  заместителя
Министра  Российской   Федерации   по   делам   гражданской   обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
     2) заместители главного  государственного  инспектора  Российской
Федерации  по пожарному надзору - начальник структурного подразделения
центрального  аппарата  Министерства  Российской  Федерации  по  делам
гражданской  обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных  бедствий,  в  сферу   ведения   которого   входят   вопросы
организации и осуществления государственного пожарного надзора,  и его
заместители;
     3) государственные  инспекторы  Российской Федерации по пожарному
надзору - сотрудники структурного подразделения центрального  аппарата
Министерства   Российской  Федерации  по  делам  гражданской  обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,  в
сферу  ведения  которого  входят  вопросы  организации и осуществления
государственного    пожарного    надзора,    сотрудники     управлений
государственного    пожарного    надзора    территориальных    органов
Министерства  Российской  Федерации  по  делам  гражданской   обороны,
чрезвычайным  ситуациям  и ликвидации последствий стихийных бедствий -
региональных  центров  по  делам  гражданской  обороны,   чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
     4) главные  государственные   инспекторы   субъектов   Российской
Федерации  по  пожарному  надзору  и  их  заместители - соответственно
начальники управлений (отделов,  отделений) государственного пожарного
надзора  территориальных  органов Министерства Российской Федерации по
делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным  ситуациям   и   ликвидации
последствий  стихийных  бедствий - органов,  специально уполномоченных
решать  задачи  гражданской  обороны  и  задачи  по  предупреждению  и
ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации,  и
их заместители;
     5) государственные  инспекторы  субъектов Российской Федерации по
пожарному  надзору  -  сотрудники  управлений   (отделов,   отделений)
государственного    пожарного    надзора    территориальных    органов
Министерства  Российской  Федерации  по  делам  гражданской   обороны,
чрезвычайным  ситуациям  и ликвидации последствий стихийных бедствий -
органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и
задачи   по  предупреждению  и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  по
субъектам Российской Федерации;
     6) главные        государственные       инспекторы       закрытых
административно-территориальных образований по пожарному надзору и  их
заместители - соответственно начальники отделов (отделений, инспекций,
групп) государственного пожарного  надзора  подразделений  федеральной
противопожарной  службы,  созданных в целях организации профилактики и
тушения    пожаров    в    закрытых    административно-территориальных
образованиях, и их заместители;
     7) государственные              инспекторы               закрытых
административно-территориальных  образований  по  пожарному  надзору -
сотрудники  отделов  (отделений,  инспекций,  групп)  государственного
пожарного  надзора  подразделений  федеральной противопожарной службы,
созданных  в  целях  организации  профилактики  и  тушения  пожаров  в
закрытых административно-территориальных образованиях;
     8) главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов
Российской   Федерации   по  пожарному  надзору  и  их  заместители  -
соответственно   начальники   территориальных   отделов    (отделений)
государственного  пожарного  надзора  управлений (отделов,  отделений)
государственного    пожарного    надзора    территориальных    органов
Министерства   Российской  Федерации  по  делам  гражданской  обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных  бедствий  -
органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и
задачи  по  предупреждению  и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций   по
субъектам Российской Федерации, и их заместители;
     9) государственные   инспекторы   городов   (районов)   субъектов
Российской Федерации по пожарному надзору - сотрудники территориальных
отделов  (отделений)  государственного  пожарного  надзора  управлений
(отделов,     отделений)     государственного     пожарного    надзора
территориальных органов Министерства  Российской  Федерации  по  делам
гражданской  обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий - органов,  специально уполномоченных решать задачи
гражданской   обороны   и   задачи   по  предупреждению  и  ликвидации
чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
     9. Государственные   инспекторы   городов   (районов)   субъектов
Российской Федерации по пожарному надзору и государственные инспекторы
закрытых   административно-территориальных  образований  по  пожарному
надзору имеют право:
     1) осуществлять  государственный  пожарный  надзор за соблюдением
требований пожарной безопасности организациями,  а также  должностными
лицами и гражданами;
     2) проводить  обследования   и   проверки   территорий,   зданий,
сооружений,  помещений  организаций  и других объектов,  в том числе в
нерабочее время,  в целях контроля за соблюдением требований  пожарной
безопасности и пресечения их нарушений;
     3) требовать  представления  документов,   информации,   образцов
(проб) продукции, если они относятся к предмету проверки;
     4) входить    беспрепятственно    в    порядке,     установленном
законодательством Российской Федерации,  в жилые и иные помещения,  на
земельные участки граждан при наличии достоверных данных  о  нарушении
требований   пожарной  безопасности,  создающем  угрозу  возникновения
пожара и (или) угрозу безопасности людей;
     5) давать   руководителям   юридических   лиц   и  индивидуальным
предпринимателям,  должностным  лицам  и  гражданам  обязательные  для
исполнения  предписания  по  устранению  нарушений требований пожарной
безопасности;
     6) проводить    в    организациях,    выполняющих   проектные   и
проектно-изыскательские работы,  выборочные проверки  для  определения
соответствия   разрабатываемой   ими   проектной   и  проектно-сметной
документации требованиям пожарной безопасности;
     7) приостанавливать  в  порядке,  установленном законодательством
Российской Федерации,  полностью или частично работу  производственных
участков,  агрегатов,  эксплуатацию  помещений,  проведение  отдельных
видов работ при выявлении нарушения требований пожарной  безопасности,
создающего  угрозу  возникновения  пожара  и (или) угрозу безопасности
людей, если это не влечет за собой прекращения функционирования здания
(сооружения) или производства в целом;
     8) вносить   в   соответствующие   организации   и   представлять
соответствующим  должностным  лицам в порядке,  установленном Кодексом
Российской    Федерации    об    административных     правонарушениях,
представления   об   устранении   причин   и  условий,  способствующих
совершению  административных   правонарушений   в   области   пожарной
безопасности;
     9) участвовать с правом решающего голоса  в  работе  комиссий  по
выбору  площадок  (трасс)  строительства,  а также комиссий по приемке
завершенных строительством (реконструкцией) объектов;
     10) составлять протоколы,  рассматривать дела об административных
правонарушениях  и  назначать  в  соответствии   с   законодательством
Российской   Федерации   административные   наказания   за   нарушения
требований пожарной безопасности.
     10. Главные    государственные   инспекторы   городов   (районов)
субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их  заместители,
а     также     главные     государственные     инспекторы    закрытых
административно-территориальных образований по пожарному надзору и  их
заместители  пользуются  правами,  указанными  в  пункте  9 настоящего
Положения, а также имеют право:
     1) осуществлять  государственный  пожарный  надзор за соблюдением
требований пожарной безопасности органами местного самоуправления;
     2) давать   руководителям   юридических   лиц   и  индивидуальным
предпринимателям,  должностным  лицам  и  гражданам  обязательные  для
исполнения   предписания   по   обеспечению  пожарной  безопасности  в
отношении товаров (работ,  услуг),  снятию с производства, прекращению
выпуска   и   приостановке   реализации  товаров  (работ,  услуг),  не
соответствующих требованиям пожарной безопасности;
     3) вызывать   в   органы   государственного   пожарного   надзора
должностных лиц и граждан в связи с находящимися в производстве делами
и  материалами  о  пожарах,  получать  от  них необходимые объяснения,
справки, документы и их копии;
     4) приостанавливать    полностью    или   частично   в   порядке,
установленном   законодательством   Российской    Федерации,    работу
организаций   (отдельных   производств),   производственных  участков,
агрегатов,  эксплуатацию  зданий,  сооружений,  помещений,  проведение
отдельных  видов  работ  при  выявлении  нарушения требований пожарной
безопасности,  создающего угрозу возникновения пожара и  (или)  угрозу
безопасности людей,  а также в случае невыполнения этих требований при
проектировании,  строительстве,  капитальном  ремонте,  реконструкции,
расширении,  техническом переоснащении организаций, зданий, сооружений
и других объектов;
     5) вносить   в  органы  местного  самоуправления  предложения  об
установлении  особого  противопожарного  режима   на   соответствующей
территории;
     6) вносить  в  органы  местного  самоуправления   предложения   о
выполнении    мер    пожарной    безопасности    в    соответствии   с
законодательством Российской Федерации;
     7) отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения,
принятые  нижестоящими  государственными  инспекторами  по   пожарному
надзору.
     11. Государственные инспекторы субъектов Российской Федерации  по
пожарному  надзору  пользуются  правами,  указанными  в пунктах 9 и 10
настоящего  Положения,   а   также   имеют   право   рассматривать   в
установленном   порядке   в   части   соблюдения  требований  пожарной
безопасности  градостроительную  и  проектно-сметную  документацию  на
строительство,   капитальный   ремонт,   реконструкцию,  расширение  и
техническое переоснащение организаций,  зданий,  сооружений  и  других
объектов  при  обоснованных  отступлениях  от  действующих  требований
пожарной безопасности или при отсутствии указанных требований.
     12. Главные   государственные   инспекторы  субъектов  Российской
Федерации по пожарному надзору и их  заместители  пользуются  правами,
указанными в пунктах 9 - 11 настоящего Положения, а также имеют право:
     1) осуществлять государственный пожарный  надзор  за  соблюдением
требований   пожарной   безопасности  органами  исполнительной  власти
субъектов Российской Федерации;
     2) вносить  в  органы государственной власти субъектов Российской
Федерации  предложения  о  выполнении  мер  пожарной  безопасности   в
соответствии с законодательством Российской Федерации;
     3) вносить в органы государственной власти  субъектов  Российской
Федерации  предложения об установлении особого противопожарного режима
на территориях субъектов Российской Федерации.
     13. Государственные  инспекторы Российской Федерации по пожарному
надзору пользуются правами,  указанными в пунктах 9  -  12  настоящего
Положения,  а  также имеют право осуществлять государственный пожарный
надзор за соблюдением требований  пожарной  безопасности  федеральными
органами исполнительной власти.
     14. Главный государственный  инспектор  Российской  Федерации  по
пожарному надзору и его заместители наделяются правами, установленными
законодательством Российской Федерации, в полном объеме.
     15. Должностным  лицам органов государственного пожарного надзора
выдаются соответствующие служебные удостоверения и должностные печати.
Образцы служебных удостоверений и должностных печатей, а также порядок
их выдачи определяются Министерством  Российской  Федерации  по  делам
гражданской  обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий.
     16. Должностные  лица  органов государственного пожарного надзора
обязаны:
     1) своевременно  и  в  полной  мере  исполнять  предоставленные в
соответствии с законодательством Российской  Федерации  полномочия  по
предупреждению,  выявлению и пресечению нарушений требований в области
пожарной безопасности;
     2) соблюдать   законодательство  Российской  Федерации,  права  и
законные интересы организаций и граждан;
     3) проводить  мероприятия  по  контролю  на основании и в строгом
соответствии  с  распоряжениями  органов  государственного   пожарного
надзора о проведении мероприятий по контролю в порядке,  установленном
законодательством Российской Федерации;
     4) посещать  объекты (территории и помещения) организаций в целях
проведения  мероприятий  по  контролю  только  во   время   исполнения
служебных  обязанностей  при  предъявлении  служебных  удостоверений и
распоряжений органов государственного пожарного надзора  о  проведении
мероприятий по контролю;
     5) не препятствовать  представителям  организаций  присутствовать
при   проведении   мероприятий  по  контролю,  давать  разъяснения  по
вопросам, относящимся к предметам их проверок;
     6) предоставлять  руководителям  юридических лиц и индивидуальным
предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении
мероприятий по контролю, необходимую информацию;
     7) знакомить  руководителей  юридических  лиц  и   индивидуальных
предпринимателей  либо их представителей с результатами мероприятий по
контролю;
     8) при   определении   мер,   принимаемых  по  фактам  выявленных
нарушений,  учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их
потенциальной опасности для жизни и здоровья людей, окружающей среды и
имущества,  а также не допускать необоснованного  ограничения  прав  и
законных интересов граждан и организаций;
     9) доказывать законность своих  действий  при  их  обжаловании  в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
     10) проводить в  ходе  мероприятий  по  контролю  разъяснительную
работу  по применению законодательства Российской Федерации о пожарной
безопасности;
     11) соблюдать коммерческую и иную охраняемую законом тайну.
     17. Должностные лица органов государственного  пожарного  надзора
за  ненадлежащее исполнение своих обязанностей несут ответственность в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
     18. Правами   и   обязанностями  государственных  инспекторов  по
пожарному надзору могут быть наделены граждане  Российской  Федерации,
имеющие высшее или среднее специальное образование,  проходящие службу
в Министерстве Российской  Федерации  по  делам  гражданской  обороны,
чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации последствий стихийных бедствий,
аттестованные   на    соответствие    квалификационным    требованиям,
установленным  Министерством Российской Федерации по делам гражданской
обороны,  чрезвычайным ситуациям и  ликвидации  последствий  стихийных
бедствий.
     19. Научно-техническое    обеспечение    деятельности     органов
государственного  пожарного  надзора  осуществляется подведомственными
Министерству  Российской  Федерации  по  делам  гражданской   обороны,
чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации  последствий стихийных бедствий
пожарно-техническими  научно-исследовательскими   и   образовательными
учреждениями, создаваемыми в установленном порядке.
     20. Контроль  (надзор)   за   соблюдением   требований   пожарной
безопасности  на  объектах  Министерства обороны Российской Федерации,
Федеральной службы охраны  Российской  Федерации,  Федеральной  службы
безопасности Российской Федерации и Службы внешней разведки Российской
Федерации осуществляется в порядке,  установленном положениями  об  их
ведомственной    пожарной    охране,    согласованными    с    главным
государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору.
     21. Настоящее    Положение   не   распространяется   на   порядок
осуществления контроля (надзора) за  соблюдением  требований  пожарной
безопасности в лесном фонде Российской Федерации и лесах,  не входящих
в лесной фонд Российской Федерации,  а также на подземных  объектах  и
при   производстве,   транспортировке,   хранении,   использовании   и
утилизации взрывчатых  материалов  в  организациях,  ведущих  взрывные
работы    с   использованием   взрывчатых   материалов   промышленного
назначения.
     22. Финансовое   и  материально-техническое  обеспечение  органов
государственного пожарного надзора является  расходным  обязательством
Российской Федерации.