РОССИЙСКАЯ КОМПАНИЯ ПРИОБРЕЛА У КИПРСКОЙ ФИРМЫ АКЦИИ ДРУГОЙ РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. КИПРСКАЯ ФИРМА НЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РФ. ВОЗНИКАЮТ ЛИ В ДАННОМ СЛУЧАЕ У РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОВОГО АГЕНТА?. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 22.09.04 26-12/61657

         РОССИЙСКАЯ КОМПАНИЯ ПРИОБРЕЛА У КИПРСКОЙ ФИРМЫ АКЦИИ
           ДРУГОЙ РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. КИПРСКАЯ ФИРМА НЕ
         ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РФ.
        ВОЗНИКАЮТ ЛИ В ДАННОМ СЛУЧАЕ У РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
                    ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОВОГО АГЕНТА?

                                ПИСЬМО

     УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

                         22 сентября 2004 г.
                            N 26-12/61657

                                 (Д)


     В  соответствии  со  статьей  246  НК РФ иностранные организации,
получающие  доходы  от источников в РФ, признаются налогоплательщиками
налога на прибыль в РФ.
     Объектом  обложения  по налогу на прибыль для указанной категории
организаций  на  основании статьи 247 НК РФ признаются доходы, которые
определяются в соответствии со статьей 309 НК РФ.
     В  соответствии  с подпунктом 5 пункта 1 статьи 309 НК РФ доходы,
полученные  иностранной  организацией (если получение таких доходов не
связано  с  предпринимательской  деятельностью иностранной организации
через  постоянное представительство РФ) от реализации акций российских
организаций,   более   50%  активов  которых  состоит  из  недвижимого
имущества,   находящегося   на  территории  РФ,  относятся  к  доходам
иностранной  организации  от  источников  в  РФ. Такие доходы подлежат
обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
     Налогообложение   таких   доходов   у   источника  выплаты  в  РФ
производится  в  соответствии с порядком, установленным статьей 310 НК
РФ.
     Статьей  7  НК РФ предусмотрено, что если международным договором
РФ  установлены  иные  правила  и  нормы, чем те, которые содержатся в
российском  налоговом законодательстве, то применяются правила и нормы
международного договора.
     Так,   пунктом   4  статьи  13  Соглашения  между  Правительством
Российской  Федерации  и  Правительством  Республики Кипр об избежании
двойного  налогообложения  в  отношении налогов на доходы и капитал от
05.12.98  (далее - Соглашение) предусмотрено, что доходы от отчуждения
любого  имущества,  иного,  чем  то, о котором говорится в пунктах 1-3
указанной  статьи  Соглашения,  подлежат  налогообложению только в том
Договаривающемся   Государстве,  резидентом  которого  является  лицо,
отчуждающее имущество.
     Следует  иметь  в виду, что лица, к которым применяются положения
соглашения  об  избежании  двойного  налогообложения,  устанавливающие
порядок  налогообложения  определенных  видов  доходов,  должны  иметь
фактическое  право  на  получение соответствующего дохода. Иностранная
организация  имеет  фактическое  право  на  доход при наличии правовых
оснований  для  получения  дохода, которым является факт заключения ею
договора.
     Также   следует   учитывать,   что   право   применять  положения
международных  договоров,  касающихся  налогообложения  и  сборов  при
выплате  российской  организацией  доходов  иностранным  организациям,
возникает  не  автоматически,  а при соблюдении определенных процедур,
предусмотренных налоговым законодательством РФ.
     Так, пунктом 1 статьи 312 НК РФ предусмотрено, что при применении
положений  международных  договоров  РФ иностранная организация должна
представить  налоговому  агенту,  выплачивающему  доход, подтверждение
того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение
в   том   государстве,   с  которым  РФ  имеет  международный  договор
(соглашение),    регулирующий    вопросы    налогообложения.    Данное
подтверждение    должно    быть    заверено    компетентным    органом
соответствующего иностранного государства.
     При   представлении  иностранной  организацией  упомянутого  выше
подтверждения  налоговому  агенту  до даты выплаты дохода, в отношении
которого   международным  договором  РФ  предусмотрен  льготный  режим
налогообложения  в  РФ,  налог  с  такого  дохода  не удерживается или
удерживается по пониженным ставкам.
     В  связи  с  тем,  что  НК РФ не устанавливает обязательной формы
документов,  подтверждающих  постоянное  местопребывание в иностранном
государстве,  в  пункте  5.3  раздела  II Методических рекомендаций по
применению  отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской
Федерации,  касающихся  особенностей налогообложения прибыли (доходов)
иностранных   организаций,   утвержденных   приказом   МНС  России  от
28.03.2003  N  БГ-3-23/150,  приведено  разъяснение  о  форме, а также
порядке оформления и представления данных документов.
     В  случае  если  на момент выплаты дохода иностранной организации
российская  организация  -  источник  выплаты  дохода  не  располагает
подтверждением,  предусмотренным  пунктом  1  статьи 312 НК РФ, то она
обязана произвести удержание налога у источника выплаты в порядке и по
ставке, установленными положениями статьи 310 НК РФ.
     В  соответствии  со  статьями  24,  289  и 310 Налогового кодекса
налоговые  агенты  обязаны  в  сроки, установленные законодательством,
представлять  в  налоговый  орган  по  месту своего учета информацию о
суммах выплаченных иностранным организациям доходов.
     Форма   налогового  расчета  (информации)  о  суммах  выплаченных
иностранным  организациям  доходов  и  удержанных  налогов  утверждена
приказом  МНС  России  от  14.04.2004  N  САЭ-3-23/286@. Инструкция по
заполнению  формы налогового расчета (информации) о суммах выплаченных
иностранным  организациям  доходов  и  удержанных  налогов  утверждена
приказом МНС России от 03.06.2002 N БГ-3-23/275.
     Согласно  указанной  Инструкции  налоговый  расчет (информация) о
суммах  выплаченных  иностранным  организациям  доходов  и  удержанных
налогов    составляется    и   представляется   налоговыми   агентами,
выплачивающими доходы иностранным организациям - налогоплательщикам, в
отношении любых выплат доходов от источников в РФ в пользу иностранной
организации.

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                          А.А. Глинкин
22 сентября 2004 г.
N 26-12/61657