О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ. Письмо. Министерство РФ по налогам и сборам. 13.02.04 09-1-02/627

            О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

                                ПИСЬМО

                 МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
     
                          13 февраля 2004 г.
                            N 09-1-02/627

                                 (Д)
     
     
     Министерство Российской Федерации по налогам и сборам рассмотрело
обращение (запрос) по вопросам государственной регистрации юридических
лиц и сообщает следующее.
     1. Согласно  пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998
N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" устав  общества
должен  содержать  сведения  о  размере  и  номинальной стоимости доли
каждого участника общества.  В соответствии с абзацем вторым пункта  6
статьи   21   указанного  Федерального  закона  общество  должно  быть
письменно уведомлено  о  состоявшейся  уступке  доли  (части  доли)  в
уставном   капитале  общества  с  представлением  доказательств  такой
уступки.  Приобретатель доли (части доли) в уставном капитале общества
осуществляет  права  и  несет обязанности участника общества с момента
уведомления общества об указанной уступке.
     Учитывая изложенное, при состоявшейся уступке доли (части доли) в
уставном  капитале  общество   может   обратиться   в   регистрирующий
(налоговый)  орган  как  за  государственной  регистрацией  изменений,
вносимых в учредительные документы юридического лица,  так и  внесения
изменений  в  сведения  о  юридическом  лице,  содержащиеся  в  Едином
государственном реестре юридических лиц.
     Регистрирующие органы  не  отслеживают  сделки по отчуждению доли
(части доли) в уставном капитале общества.
     2. Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 08.08.2001 N
129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей"  (далее  -  Закон  N  129-ФЗ)  содержащиеся в Едином
государственном реестре юридических лиц (далее  -  ЕГРЮЛ)  сведения  и
документы   являются   открытыми   и  общедоступными,  за  исключением
сведений,  доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем  вторым
пункта 1 статьи 6.
     Форма и порядок  предоставления  содержащихся  в  государственном
реестре  сведений  и  документов установлены Правилами ведения Единого
государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся
в  нем сведений,  утвержденных Постановлением Правительства Российской
Федерации от  19.06.2002  N  438  "О  Едином  государственном  реестре
юридических лиц" (далее - Правила).
     В соответствии с пунктом 20 Правил содержащиеся в государственном
реестре  сведения  о  конкретном  юридическом  лице предоставляются по
запросу,  составленному в произвольной форме с  указанием  необходимых
сведений по перечню согласно приложению N 2 к Правилам, в виде:
     выписки из государственного реестра по форме согласно  приложению
N  5  к  Правилам.  При  отсутствии сведений по конкретному показателю
пишется слово: "нет";
     копии документа  (документов),  содержащегося  в  регистрационном
деле юридического лица;
     справки об отсутствии запрашиваемой информации.  Справка выдается
при отсутствии в государственном реестре сведений о  юридическом  лице
либо при невозможности определить конкретное юридическое лицо.
     Подпунктом "б" пункта 23 Правил  предусмотрено,  что  информация,
указанная в пункте 20 Правил,  предоставляется по запросу за плату при
условии   представления    одновременно    с    запросом    документа,
подтверждающего  оплату,  физическим  и юридическим лицам - сведения о
конкретном юридическом лице при обращении за  информацией  о  нем,  за
исключением определенных сведений.
     Таким образом,   сведения   (документы)   о   юридическом   лице,
содержащиеся  в  ЕГРЮЛ,  за  исключением  сведений,  доступ  к которым
ограничен в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 6  Закона  N
129-ФЗ, могут быть предоставлены любым физическим и юридическим лицам.
     Действующим законодательством     Российской     Федерации      о
государственной регистрации юридических лиц не установлены ограничения
в предоставлении сведений из ЕГРЮЛ  о  юридическом  лице  при  условии
принадлежности к нему физических лиц.
     Исходя из изложенного, регистрирующий (налоговый) орган не вправе
отказывать  в  предоставлении  сведений  из  ЕГРЮЛ о юридическом лице,
ссылаясь на то, что лицо, запрашивающее информацию, не имеет отношения
к указанному юридическому лицу.
     Согласно пункту 6 статьи 5 Закона N 129-ФЗ  регистрационные  дела
юридических лиц являются частью ЕГРЮЛ.
     Пунктом 4  Правил  определено,  что  документы,   относящиеся   к
государственной    регистрации   юридического   лица,   содержатся   в
регистрационном деле этого юридического лица,  которое является частью
ЕГРЮЛ.
     Состав документов,  включаемых в регистрационное дело, установлен
Правилами  (пункт  1  Правил).  В  соответствии  с пунктом 13 Правил в
регистрационное  дело  юридического   лица   в   порядке   поступления
включаются   все   документы,   представленные   при   государственной
регистрации юридического лица и внесении изменений  в  государственный
реестр,   решение   регистрирующего   органа   либо   иного  органа  в
соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации
отдельных  видов  юридических  лиц,  о  государственной  регистрации и
сведения,  включенные  в   соответствующие   записи   государственного
реестра,  в  виде листов записей государственного реестра,  содержащих
сведения о юридическом лице в соответствии с пунктом 10 Правил.
     Учитывая изложенное,  регистрирующий  (налоговый) орган не вправе
отказывать в предоставлении документов из ЕГРЮЛ о юридическом лице, за
исключением   содержащих   сведения,  доступ  к  которым  ограничен  в
соответствии с абзацем вторым пункта  1  статьи  6  Закона  N  129-ФЗ,
ссылаясь  на  то,  что  документ,  содержащийся в регистрационном деле
данного юридического лица на основании  пункта  13  Правил,  не  имеет
отношения к данному лицу.
     3. Действующим   законодательством   Российской    Федерации    о
государственной регистрации юридических лиц не установлена обязанность
регистрирующего  (налогового)  органа  по  выдаче  дубликата   (копии)
документа, подтверждающего внесение записи в ЕГРЮЛ, - соответствующего
свидетельства.
     Вместе с   тем  Правилами  предусмотрена  возможность  повторного
получения юридическим лицом документа,  подтверждающего факт  внесения
записи   в   ЕГРЮЛ,   -   свидетельства,   форма  которого  утверждена
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N  439
"Об  утверждении  форм  документов,  используемых  при государственной
регистрации юридических лиц,  и требований к их оформлению"  (далее  -
Постановление N 439).
     На основании пункта 23 Правил для повторного получения указанного
документа  юридическому  лицу  необходимо  обратиться в регистрирующий
(налоговый) орган с запросом,  составленным в  произвольной  форме,  и
копией платежного документа.
     Согласно пункту   24   Правил   размер   платы   составляет   два
установленных  законом минимальных размера оплаты труда,  а за срочную
выдачу документа - четыре минимальных размера оплаты труда.
     В соответствии   с   пунктом   21   Правил   срок  предоставления
содержащихся  в  государственном   реестре   сведений   о   конкретном
юридическом  лице  не  может составлять более чем пять рабочих дней со
дня поступления соответствующего запроса,  если  иное  не  установлено
федеральными   законами.   Срочное   предоставление   содержащихся   в
государственном реестре сведений осуществляется  не  позднее  рабочего
дня, следующего за днем поступления соответствующего запроса.
     Пунктом 1 Постановления  Правительства  Российской  Федерации  от
17.05.2002  N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной
власти,  осуществляющем государственную регистрацию  юридических  лиц,
крестьянских   (фермерских)   хозяйств,   физических  лиц  в  качестве
индивидуальных предпринимателей" установлено,  что МНС России является
уполномоченным     федеральным    органом    исполнительной    власти,
осуществляющим,  в   частности,   начиная   с   1   июля   2002   года
государственную регистрацию юридических лиц.
     Учитывая изложенное,  на МНС России не  возложены  полномочия  по
выдаче  дубликатов  (копий)  документов,  выданных до 1 июля 2002 года
прежними  регистрирующими  органами   и   подтверждающих   регистрацию
юридических лиц.
     4. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 20 Закона  N  129-ФЗ  учредители
(участники)   юридического   лица   или  орган,  принявшие  решение  о
ликвидации юридического лица,  обязаны в трехдневный срок в письменной
форме  уведомить  об  этом  регистрирующий  орган  по месту нахождения
ликвидируемого юридического лица с приложением  решения  о  ликвидации
юридического  лица.  Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том,
что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
     На основании     представленного    учредителями    (участниками)
юридического  лица  Уведомления  о  принятии  решения   о   ликвидации
юридического лица по форме Р15001,  утвержденной Постановлением N 439,
вносится запись в ЕГРЮЛ о  нахождении  юридического  лица  в  процессе
ликвидации и выдается (направляется) Свидетельство о внесении записи в
ЕГРЮЛ по форме Р50003, утвержденной Постановлением N 439.
     На основании     представленного    учредителями    (участниками)
юридического лица Уведомления о формировании  ликвидационной  комиссии
юридического   лица,   назначении   ликвидатора   по   форме   Р15002,
утвержденной  Постановлением  N  439,  вносится  запись  в   ЕГРЮЛ   о
формировании  ликвидационной  комиссии  юридического лица,  назначении
ликвидатора и выдается Свидетельство о  внесении  записи  в  ЕГРЮЛ  по
форме Р50003, утвержденной Постановлением N 439.
     На основании    представленного    учредителями     (участниками)
юридического    лица    Уведомления   о   составлении   промежуточного
ликвидационного   баланса   юридического   лица   по   форме   Р15003,
утвержденной   Постановлением   N  439,  вносится  запись  в  ЕГРЮЛ  о
составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица и
выдается  Свидетельство  о  внесении  записи  в ЕГРЮЛ по форме Р50003,
утвержденной Постановлением N 439.
     5. Согласно пункту 1 статьи 13 и статье 16 Федерального закона от
12.01.1996  N  7-ФЗ  "О  некоммерческих  организациях"  некоммерческая
организация может быть создана в результате реорганизации существующей
некоммерческой организации.
     Пунктом 5  Положения о порядке взаимодействия федерального органа
юстиции и федерального органа исполнительной  власти,  уполномоченного
осуществлять     государственную    регистрацию    юридических    лиц,
утвержденного Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от
19.06.2002 N 442 "О порядке взаимодействия федерального органа юстиции
и   федерального   органа   исполнительной   власти,   уполномоченного
осуществлять    государственную    регистрацию    юридических    лиц",
предусмотрено,  что решение о государственной регистрации юридического
лица    определенной    организационно-правовой    формы   принимается
территориальным органом юстиции (далее - Постановление N 442).
     Порядок государственной  регистрации  реорганизации общественного
объединения в  некоммерческую  организацию  Постановлением  N  442  не
регламентирован.
     Учитывая, что действующим законодательством Российской  Федерации
о  государственной  регистрации  юридических  лиц указанный порядок не
урегулирован,  по  мнению  МНС  России,  необходимые   документы   при
реорганизации  общественного  объединения в некоммерческую организацию
представляются в регистрирующий (налоговый) орган.
     При реорганизации   некоммерческой   организации  в  общественное
объединение документы представляются в орган юстиции.
     
Заместитель Министра -
действительный государственный
советник налоговой службы
Российской Федерации II ранга
                                                          М.В.МИШУСТИН