О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ 13 февраля 2004 г. N 09-1-02/627 (Д) Министерство Российской Федерации по налогам и сборам рассмотрело обращение (запрос) по вопросам государственной регистрации юридических лиц и сообщает следующее. 1. Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" устав общества должен содержать сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества. В соответствии с абзацем вторым пункта 6 статьи 21 указанного Федерального закона общество должно быть письменно уведомлено о состоявшейся уступке доли (части доли) в уставном капитале общества с представлением доказательств такой уступки. Приобретатель доли (части доли) в уставном капитале общества осуществляет права и несет обязанности участника общества с момента уведомления общества об указанной уступке. Учитывая изложенное, при состоявшейся уступке доли (части доли) в уставном капитале общество может обратиться в регистрирующий (налоговый) орган как за государственной регистрацией изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, так и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц. Регистрирующие органы не отслеживают сделки по отчуждению доли (части доли) в уставном капитале общества. 2. Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 6. Форма и порядок предоставления содержащихся в государственном реестре сведений и документов установлены Правилами ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" (далее - Правила). В соответствии с пунктом 20 Правил содержащиеся в государственном реестре сведения о конкретном юридическом лице предоставляются по запросу, составленному в произвольной форме с указанием необходимых сведений по перечню согласно приложению N 2 к Правилам, в виде: выписки из государственного реестра по форме согласно приложению N 5 к Правилам. При отсутствии сведений по конкретному показателю пишется слово: "нет"; копии документа (документов), содержащегося в регистрационном деле юридического лица; справки об отсутствии запрашиваемой информации. Справка выдается при отсутствии в государственном реестре сведений о юридическом лице либо при невозможности определить конкретное юридическое лицо. Подпунктом "б" пункта 23 Правил предусмотрено, что информация, указанная в пункте 20 Правил, предоставляется по запросу за плату при условии представления одновременно с запросом документа, подтверждающего оплату, физическим и юридическим лицам - сведения о конкретном юридическом лице при обращении за информацией о нем, за исключением определенных сведений. Таким образом, сведения (документы) о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 6 Закона N 129-ФЗ, могут быть предоставлены любым физическим и юридическим лицам. Действующим законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц не установлены ограничения в предоставлении сведений из ЕГРЮЛ о юридическом лице при условии принадлежности к нему физических лиц. Исходя из изложенного, регистрирующий (налоговый) орган не вправе отказывать в предоставлении сведений из ЕГРЮЛ о юридическом лице, ссылаясь на то, что лицо, запрашивающее информацию, не имеет отношения к указанному юридическому лицу. Согласно пункту 6 статьи 5 Закона N 129-ФЗ регистрационные дела юридических лиц являются частью ЕГРЮЛ. Пунктом 4 Правил определено, что документы, относящиеся к государственной регистрации юридического лица, содержатся в регистрационном деле этого юридического лица, которое является частью ЕГРЮЛ. Состав документов, включаемых в регистрационное дело, установлен Правилами (пункт 1 Правил). В соответствии с пунктом 13 Правил в регистрационное дело юридического лица в порядке поступления включаются все документы, представленные при государственной регистрации юридического лица и внесении изменений в государственный реестр, решение регистрирующего органа либо иного органа в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц, о государственной регистрации и сведения, включенные в соответствующие записи государственного реестра, в виде листов записей государственного реестра, содержащих сведения о юридическом лице в соответствии с пунктом 10 Правил. Учитывая изложенное, регистрирующий (налоговый) орган не вправе отказывать в предоставлении документов из ЕГРЮЛ о юридическом лице, за исключением содержащих сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 6 Закона N 129-ФЗ, ссылаясь на то, что документ, содержащийся в регистрационном деле данного юридического лица на основании пункта 13 Правил, не имеет отношения к данному лицу. 3. Действующим законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц не установлена обязанность регистрирующего (налогового) органа по выдаче дубликата (копии) документа, подтверждающего внесение записи в ЕГРЮЛ, - соответствующего свидетельства. Вместе с тем Правилами предусмотрена возможность повторного получения юридическим лицом документа, подтверждающего факт внесения записи в ЕГРЮЛ, - свидетельства, форма которого утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению" (далее - Постановление N 439). На основании пункта 23 Правил для повторного получения указанного документа юридическому лицу необходимо обратиться в регистрирующий (налоговый) орган с запросом, составленным в произвольной форме, и копией платежного документа. Согласно пункту 24 Правил размер платы составляет два установленных законом минимальных размера оплаты труда, а за срочную выдачу документа - четыре минимальных размера оплаты труда. В соответствии с пунктом 21 Правил срок предоставления содержащихся в государственном реестре сведений о конкретном юридическом лице не может составлять более чем пять рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса, если иное не установлено федеральными законами. Срочное предоставление содержащихся в государственном реестре сведений осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующего запроса. Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" установлено, что МНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в частности, начиная с 1 июля 2002 года государственную регистрацию юридических лиц. Учитывая изложенное, на МНС России не возложены полномочия по выдаче дубликатов (копий) документов, выданных до 1 июля 2002 года прежними регистрирующими органами и подтверждающих регистрацию юридических лиц. 4. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 20 Закона N 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. На основании представленного учредителями (участниками) юридического лица Уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме Р15001, утвержденной Постановлением N 439, вносится запись в ЕГРЮЛ о нахождении юридического лица в процессе ликвидации и выдается (направляется) Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме Р50003, утвержденной Постановлением N 439. На основании представленного учредителями (участниками) юридического лица Уведомления о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора по форме Р15002, утвержденной Постановлением N 439, вносится запись в ЕГРЮЛ о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора и выдается Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме Р50003, утвержденной Постановлением N 439. На основании представленного учредителями (участниками) юридического лица Уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме Р15003, утвержденной Постановлением N 439, вносится запись в ЕГРЮЛ о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица и выдается Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме Р50003, утвержденной Постановлением N 439. 5. Согласно пункту 1 статьи 13 и статье 16 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть создана в результате реорганизации существующей некоммерческой организации. Пунктом 5 Положения о порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 442 "О порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц", предусмотрено, что решение о государственной регистрации юридического лица определенной организационно-правовой формы принимается территориальным органом юстиции (далее - Постановление N 442). Порядок государственной регистрации реорганизации общественного объединения в некоммерческую организацию Постановлением N 442 не регламентирован. Учитывая, что действующим законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц указанный порядок не урегулирован, по мнению МНС России, необходимые документы при реорганизации общественного объединения в некоммерческую организацию представляются в регистрирующий (налоговый) орган. При реорганизации некоммерческой организации в общественное объединение документы представляются в орган юстиции. Заместитель Министра - действительный государственный советник налоговой службы Российской Федерации II ранга М.В.МИШУСТИН |